admin / 10.02.2020

10 правил буддизма

Буддизм:
C чего начать?

1. Предисловие
юди, заинтересовавшиеся буддизмом, нередко сталкиваются с проблемой выбора буддийской традиции и приемлемых для себя способов практики. Основоположник буддизма – Будда Готама – жил в Индии примерно 2600 лет назад. С момента просветления Будды его учение стало распространяться по соседним странам, а после его Париниббаны (великого ухода), Дхамма (учение) распространилась и за пределы Индии. Естественно, что на этом пути многие концепции, изложенные Буддой и его ближайшими учениками, исказились, либо были разбавлены новыми идеями. В течение столетий ошибки от неверного понимания и интерпретации продолжали накапливаться. Сам Будда Готама предвидел подобное развитие событий и предупреждал, что его учение будет искажаться со временем и приходить в упадок.
(Подробнее по этой теме)

2. Выбор традиции

Современный буддизм имеет целый ряд различных направлений. Как сориентироваться во всём этом многообразии? Нетрудно догадаться, что не стоит доверять методу, который возник относительно недавно и имеет маловразумительную историю происхождения. Куда больше доверия методу, существование которого можно проследить на протяжении тысячелетий.

Тхеравада – наиболее древнее из сохранившихся направлений, ведущее своё начало от Будды Готамы и событий Первого буддийского собора. Тхеравада в своих воззрениях опирается на Типитаку – Палийский Канон. Это самый древний и наиболее достоверный сборник учений Будды, дошедший до нашего времени.
(Подробнее по этой теме)

3. Первые шаги

После выяснения ситуации с буддийскими направлениями, встаёт вопрос о том, что же делать дальше. Поскольку буддизм – это религия практики, то с чего именно следует начать эту практику? За ответом нужно обратиться к рекомендациям самого Будды. В качестве первого шага Будда предлагал применить на практике и проверить ту часть его учения, результаты которой видны уже здесь и сейчас, в этой жизни. Вкратце это можно выразить всего одной строфой из Дхаммапады (сборника кратких изречений Будды):

«Неделание зла,
Достижение добра,
Очищение своего ума –
Вот учение просветлённых».

Разберём это краткое наставление чуть подробнее, начав с последней строки.

Очищение ума – вот учение Просветлённых

Будда говорил, что в нашем уме присутствуют загрязнения, и до определённой степени их может увидеть в себе любой человек. Это такие вредоносные качества как недоброжелательность, алчность, неведение и их многочисленные производные: злоба, гнев, раздражение, уныние, жадность, скупость, высокомерие, зависть, ревность и множество других. Все эти тенденции отравляют как нашу собственную жизнь, так и жизнь окружающих. Из-за наличия в умах людей загрязнений в мире происходят ссоры, конфликты, войны. Различные стрессы, страхи и фобии, вызванные гневом, завистью, ревностью, жадностью, отравляют наше существование и наполняют его страданием. Отчищая ум от загрязнений, мы можем на собственном опыте убедиться, уменьшает ли это наши страдания или нет, обретаем ли мы спокойствие и радость в жизни или не обретаем. Именно такой здравый подход может создать для нашей практики устойчивый базис.
Этапы пути

Итак, буддийский путь – это практика очищения сознания. Но отчистить ум от загрязнений не так просто. Для плодотворной работы в этом направлении нужны соответствующие внешние условия, которые бы помогали, а не препятствовали практике. Для начала нужно сбавить темп нашей жизни, уменьшить накал жизненных страстей, чтобы добиться успокоения ума. Только спокойный, а не взбудораженный ум годится для буддийской практики. Само собой, что взаимная неприязнь и конфликты между людьми, возникающие из неблагих действий, также не будут способствовать успокоению ума. Именно для обеспечения условий для такого успокоения ума нам и требуется создать вокруг себя благожелательную и спокойную атмосферу. На этом этапе нам нужно попробовать отказаться от грубых слов и резких речей, а также от сплетен. Нужно стараться не причинять вреда другим. Возможно, это будет не так просто сделать из-за укоренившихся в нашем уме неблагих привычек в поведении. Но ни в коем случае не нужно считать, что исправить себя невозможно, что «я таким родился». Залог успеха на этом этапе – в планомерных и постоянно прикладываемых усилиях.

Если мы реализовали данный этап, то стоит двигаться дальше. Теперь можно направить усилия на созидание добра. Здесь нам нужно попробовать помогать другим людям. Сделать или подарить что-либо полезное для окружающих, не ожидая за это благодарности. Присматриваясь к своему внутреннему состоянию, мы сможем увидеть, что альтруистические действия дарят нам частичку счастья, радости и благополучия, в то время как часть страданий, окружающих нас, исчезла. Быть может, пройдёт несколько месяцев или даже год, прежде чем мы увидим, что эта практика приносит реальные видимые благотворные результаты, как для нас, так и для окружающих. Если мы добились успеха на этом этапе, то у нас появляется основание для следующего.
(Подробнее по этой теме)

4. Обретение веры

Следующим шагом является обретение веры (доверия) Будде. Самый надёжный способ развития веры по отношению к Будде и его Учению лежит через реальные результаты нашей же личной практики. Чем дольше мы будем практиковать очищение ума, избегание зла и сотворение добра, чем больше будем изучать наставления Будды, тем чаще мы будем замечать, что «Будда в очередной раз был прав». Возможно, наступит момент, когда мы будем восхищены и поражены мудростью Будды во всей её полноте.

Только на этом этапе ученик готов полностью принять всю перспективу буддийского учения, не ограниченного материалистическими рамками одной жизни. Будда говорил о множественности жизней, через которые проходит живое существо, и о том, что наше следующее существование во многом зависит от наших же поступков в этой жизни. С помощью более глубокого изучения Дхаммы и более интенсивной практики можно создать условия для благоприятного следующего перерождения или даже целой серии перерождений. Если же этого не сделать, то существует вполне реальная возможность переродиться в неблагих уделах и мирах, где жизнь тяжела, наполнена страданиями и муками. Истинность этих утверждений не видна обычному человеку. И вот почему нам требуется принять это на веру, предварительно убедившись в глубине мудрости Будды и правдивости всех его наставлений.
(Подробнее по этой теме)

5. Становление буддистом

Когда мы на собственном опыте убедились в действенности описанных методов и готовы принять всю полноту учения Будды в качестве руководства к жизни, тогда нам стоит задуматься о том, чтобы стать буддистом формально. Чтобы это сделать, следует принять Прибежище у буддийского монаха традиции Тхеравады. Это хорошо укрепит нашу решимость не сходить с буддийского пути.

Многие принимают Прибежище до выполнения даже первых шагов, и нередко оказывается так, что их решение было не очень осмысленным. Поэтому лучше пройти официальную церемонию становления буддистом после того, как в течение некоторого времени вы уже придерживались рекомендаций, данных Буддой, и на опыте убедились в правильности его учения. Тогда этот опыт станет хорошей поддержкой для вашей дальнейшей практики.

В традиции Тхеравады вместе с принятием Прибежища практикующий принимает ещё и пять правил буддиста-мирянина, которые нужно стараться соблюдать в течение всей жизни. Таков минимальный набор требований к человеку, движущемуся по буддийскому пути. Он включает в себя отказ от:

1). убийства
2). воровства
3). прелюбодеяния
4). лжи
5). употребления алкоголя и наркотиков.
(Подробнее по этой теме)

6. Дальнейшие шаги

Если наша практика окрепла, тогда стоит двигаться дальше. Здесь можно выделить четыре более-менее последовательных стадии практики:

– развитие нравственности
– развитие щедрости
– развитие медитации
– развитие правильных воззрений

Нравственность

На данном этапе становится недостаточно лишь иногда воздерживаться от неблагих поступков и привносить в жизнь благие. Теперь, приняв вместе с Прибежищем пять обетов, мы должны стараться постоянно придерживаться этих правил. Если какое-либо из них нарушается, нужно отметить это и постараться исправиться в будущем. Если же пять правил освоены и стали достаточно лёгкими для осуществления, тогда можно усилить практику, принимая восемь обетов мирянина по лунным дням.

Щедрость

Вместе с этим следует продолжать и практику щедрости. Теперь мы знаем, что щедрость не просто делает других радостными и уменьшает нашу жадность, но и позволяет нам накапливать благие заслуги и влиять, таким образом, на события этой и следующих жизней. Самую щедрую поддержку нам следует оказывать буддийским монахам, нашим родителям и тем, кто крайне нуждается в помощи. Наибольший благой плод приносит даяние Сангхе – общине монахов.

Медитация

Медитация является важной частью буддийского пути. Будда отмечал, что достичь высшей цели буддийской практики – Ниббаны (полного уничтожения загрязнений ума) – можно только посредством глубокой медитации, основанной на правильных воззрениях, нравственности и щедрости. Дойти до этой цели нелегко. Скорее всего, для достижения Ниббаны потребуется не одна жизнь, но усилия, прикладываемые к развитию медитации, не пропадут напрасно. Любые накопленные заслуги, в число которых входит и практика медитации, так или иначе, дадут свои плоды – если не в этой жизни, то в следующих.

Развитие правильных воззрений

Если на первых этапах практики от нас требовалась лишь некоторая мудрость и вера, то теперь нам необходимо развивать Правильное Воззрение и исправлять неправильное, поскольку только правильные воззрения в комбинации с медитацией способны принести сверхмирскую мудрость, помогающую в достижении Ниббаны.

Лучшим средством для развития правильных воззрений и исправления неправильных являются наставления самого Будды Готамы, изложенные в суттах Палийского Канона, а также лекции и комментарии учителей Тхеравады. На этом этапе необходимо посвятить себя более глубокому изучению Дхаммы.

Для более комплексного взгляда на Дхамму необходимо понимать структуру сердцевины буддийского учения – Благородного Восьмеричного Пути, тщательно раскрыв и поняв для себя все его восемь факторов в подробностях и деталях. Очень важно обратить внимание на изучение самого первого фактора – Правильных Взглядов (Воззрений). Впоследствии, к каким бы лекциям современных учителей или же древним суттам Палийского Канона мы бы не приступили, мы всегда сможем уложить всю эту дополнительную информацию в рамки именно этого самого Восьмеричного Пути, соотнося те или иные учения с теми или иными его факторами.
(Подробнее по этой теме)

7. Друзья на пути и живое общение

К вышесказанному стоит добавить ещё несколько слов о важности живого общения с другими практикующими буддистами-мирянами. Нередко случается так, что буддисту-одиночке не хватает мотивации для преодоления всех помех на пути. Здесь очень сильно могут помочь советом и личным примером опытные буддисты, которые уже много лет изучают и практикуют Дхамму. В традиционных странах Тхеравады найти таких людей довольно просто, но в России и западных странах с этим может возникнуть проблема. Отчасти здесь помогут интернет-сообщества и форумы тхеравадинов, но, всё-таки, это не заменит живого общения, поэтому, если есть возможность, желательно собрать небольшую группу людей, разделяющих ваш интерес к Дхамме, с которыми можно было бы хотя бы изредка собираться для совместной практики и общения.
(Подробнее по этой теме)

8. Поиск учителя

Наиболее полно идея добрых друзей на пути воплощается в лице монахов и учителей, как наиболее подготовленных и опытных практиков. Новичку часто советуют «найти учителя» или «обратиться к учителю», который сможет дать сверхценный совет, чудесным образом решающий все проблемы. Такое мнение распространилось, во многом, благодаря влиянию тибетского и дальневосточного буддизма, а также индуизма, в которых очень высока роль гуру.

В традиции Тхеравады роль учителя также значима. Но, всё-таки, не стоит её переоценивать. Не рассчитывайте на то, что монах или учитель сделает всё за вас и волшебным образом ускорит вашу практику. Не рассчитывайте на то, что он скажет вам нечто такое, чего вы никогда не сможете узнать сами, или же что вам дадут «именно то наставление, которое предназначено специально для вас».

Чтобы получить от опытного учителя более-менее стоящий совет, нужно прожить рядом с ним бок о бок долгое время – возможно, несколько месяцев, а может быть даже и лет. Если же вы увидели монаха в первый, или пусть даже в пятый раз, не ждите, что он сможет дать исчерпывающий ответ на все ваши вопросы и проблемы. Скорее всего, вы услышите от него только лишь самые общие наставления. Поэтому не рассчитывайте сверх меры на результативность подобных встреч, а лучше прикладывайте усилия к самостоятельному продвижению в пути. Этот совет не отрицает значимости встреч с каким-либо опытным мастером, но, как правило, глубокие рекомендации, полученные от таких учителей, нужны только на весьма продвинутых уровнях практики, не освоив которые, вы, возможно, даже и не сумеете оценить качество рекомендаций.

Стоит также отметить ещё и тот факт, что даже старый, уважаемый монах или известный учитель, имеющий широкую известность, могут иметь неправильные воззрения или заблуждаться в некоторых вопросах, до тех пор, пока они не стали Архатами (полностью просветлёнными). Поэтому не стоит сразу всецело доверять всему, что говорит учитель. Если у вас возникают сомнения, лучше сравнить его слова с наставлениями самого Будды, которые дошли до наших дней в Палийском Каноне и помнить о том, что при расхождении между суттами и словами учителя, больший авторитет имеют слова Будды.
(Подробнее по этой теме)

Рекомендуемая литература к каждому из вышеперечисленных этапов
(этот список материалов будет периодически обновляться и дополняться)

1. Предисловие (жизнь Будды)

Краткий обзор жизни Будды
Ближайшие ученики Будды

2. Выбор традиции (и история развития буддизма)

Что такое буддизм Тхеравады: общий обзор
Чему на самом деле учил Будда: выявление буддийского первоисточника
Дхамма и недвойственность: отличие Тхеравады от иных школ и традиций
Каноническое описание событий 1-го собора (Виная)
Статья о 1-ом буддийском соборе (542 год до нашей эры)
Статья о 2-ом буддийском соборе (примерно 450 год до нашей эры)
Статья о 3-ом буддийском соборе (250 год до нашей эры)
Статья о 4-ом буддийском соборе (90 год до нашей эры)

3. Первые шаги (советы по правильному образу жизни)

Модель буддийской практики – схема с подробным разъяснением этапов Пути
Образ жизни и духовное совершенствование
Счастье и страдание
Побег от реальности
Счастье и жажда
Дочери и сыновья

4. Обретение веры (советы по развитию веры)
МН 95: Будда о религиозной вере и отношении к истине
МН 89: О поведении учеников Будды
МН 47: ВопрошающийМН 77: О причине уважения учеников к Будде
Последовательное наставление Будды
Сила верыВзгляд на Калама сутту
4 святыни: Место рождения Будды
4 святыни: Место, где Будда достиг просветления
4 святыни: Место, где Будда рассказал свою первую проповедь, открыв миру учение
4 святыни: Место смерти (париниббаны) Будды
Карта странствий Будды
5. Становление буддистом (о церемонии принятия Прибежища)

Принятие прибежища
Буддийские традиции и ритуалы

6. Дальнейшие шаги (более глубокая буддийская практика)

Вначале – щедрость
Благородный восьмеричный путь
Крылья орла
Буддийская практика для мирян
Практические советы медитирующим
Медитация при ходьбе
Медитация: радость усердия
Хорошее настроение
Чего нет на карте
Путь в гармонии
Зачем читать сутты?
Значимость сутт и винаи
Палийский канон на русском языке
Камма в учении Будды
Взаимозависимое возникновение

7. Живое общение (форумы, сообщества, группы и контакты)

Буддийский форум «Тхеравада Ру»
Буддийская группа Тхеравада Ру (Санкт-Петербург)
Московская буддийская группа Тхеравады

8. Поиск учителя

Тюрьма жизни
Биографии известных буддийских учителей
Дхамма-Виная – наш учитель
Духовная дружба

Философия Будды оказала огромное влияние на все мировые религии и достойна того, чтобы о ней знал каждый человек, независимо от своих убеждений. Буддизм является неисчерпаемым источником мудрости, любви и спокойствия. Давайте и мы попробуем зачерпнуть из этого источника и познакомимся с самыми главными уроками, которые дал нам Будда.

Думать, что кто-то другой может сделать тебя счастливым или несчастным, — просто смешно.

Сколько бы мудрых слов ты ни прочел, сколько бы ни произнес, какой тебе от них толк, коль ты не применяешь их на деле?

Ненавистью не одолеть ненависть. Лишь любовью ненависть побеждается. Это вечный закон.

Легко жить тому, кто нахален, как ворона, дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен. Но трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста…

Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.

Тот может, кто думает, что может.

Всякая усиленная привязанность ко всему земному — страдание.

Всё, что мы есть – это результат наших мыслей.

Вы сами, как никто другой во всей вселенной, заслуживаете своей любви и преданности.

Что толку в красноречии человека, если он не следует своим словам?

Если отвечать злом на зло, злу не будет конца.

Победитель вызывает ненависть, побежденный повержен в скорбь. Отринувший и победу, и поражение живет в мире.

Три вещи нельзя скрыть: солнце, луну и истину.

Пусть никто не ищет того, что приятно и что неприятно. Не видеть того, что приятно, — есть страдание, и видеть то, что, неприятно, — есть страдание. Пусть, поэтому, никто ничего не любит. Кто ничего не любит и ничего не ненавидит, не имеет оков.

Следует бояться не возникновения мыслей, а промедления в их осознании.

Наилучшая молитва — терпение.

Лучше будет, если взамен тысячи слов
Ты отыщешь одно, но такое, что вселяет Мир.
Лучше будет, если взамен тысячи стихов
Ты найдешь один, но такой, что покажет Красоту.
Лучше будет, если взамен тысячи песен
Ты найдешь одну, но такую, что дарует Радость.

Спокойствие находится внутри вас. Не ищите его вовне.

Посвятивший себя суете и не посвятивший себя размышлению, забывший цель, цепляющийся за удовольствие завидует самоуглубленному.

Что толку в том, что человек пытается показать нам свою величественную внешность, когда внутри у него пустота?

Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.

Счастье — это не удачное сочетание внешних обстоятельств. Это просто состояние вашего ума.

Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют.

Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему.

Вы сами себе учитель.

Доброжелательность ко всем существам — вот истинная религиозность.

Кто не понял своего прошлого, вынужден пережить его снова.

Существуют две истины – о страдании и возникновении страдания. Главная причина страданий – в неуемности человеческих желаний. Однако эти желания не ведут к счастью. Они либо неисполнимы, и это приносит печаль, либо исполняются, и тогда мы убеждаемся в эфемерности своего счастья, а страх потери лишает его смысла. Но мы продолжаем желать вновь и вновь, и именно эта ненасытная жажда толкает нас от одной вереницы страданий к другой.

Всё живое боится мучений, всё живое боится смерти; познай самого себя не только в человеке, но во всяком живом существе, не убивай и не причиняй страдания и смерти. Всё живое хочет того же, чего и ты; пойми же самого себя во всяком живом существе.

Даже разумный человек будет глупеть, если он не будет самосовершенствоваться.

Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше.

Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве.

Ты будешь наказан не за свой гнев; ты будешь наказан своим гневом.

Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющему ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу.

Если вы хотите знать, что делали в прошлой жизни, — посмотрите на свое нынешнее состояние. Если вы хотите узнать свое будущее, посмотрите на свои сегодняшние действия.

Каждое утро мы рождаемся вновь. И то, что мы сделаем сегодня, и будет иметь наибольшую важность.

Подвергайте все сомнению. Найдите свой собственный свет.

Диких зверей можно не бояться, нужно бояться плохого друга. Ибо дикий зверь ранит только тело, а плохой друг ранит душу.

Если странствующий не встретит подобного себе или лучшего, пусть он укрепится в одиночестве: с глупцом не бывает дружбы.

И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицаний или только похвалы.

Не верьте ничему, независимо от того, где вы это прочитали, или кто это сказал, даже если это сказал я, если это не согласуется с вашим собственным рассудком и вашим собственным здравым смыслом.

Не жизнь, и не богатство, и не власть делают из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, богатству и власти.

Cуществует предание, что после смерти Будда остановился у врат Рая. Ради достижения этой цели он трудился всю свою жизнь. Врата открылись. Играла музыка. Было празднество и ликование, потому что очень редко человек поднимался к таким высотам. Привратники открыли врата, вышли навстречу и пригласили Будду:

— Ты прибыл! Входи! Мы рады приветствовать тебя!

Но они были удивлены. Будда выглядел грустным. Он не мог думать в этот момент о блаженстве. Он задумался о миллионах заблудших душ, страдающих, не знающих, что делать. Они нуждаются в его помощи! Будда сказал привратникам:

— Пожалуйста, закройте врата! Я не могу войти. Я буду ожидать, пока все люди не войдут в эти ворота. Возможно, потребуется вечность, но это не имеет значения.

Я вижу миллионы грустных лиц, сердца, полные слёз, людей, которые никогда не знали радости. Закройте ворота, я войду последним.

Будда всё ещё стоит снаружи Райских врат и освещает путь каждому, кто идёт этим путём.

Основа каждой религии — это догмы и заповеди. Жизнь последователей той или иной религии всегда ограничивается какими-то предписаниями. В каких-то религиях эти предписания прописаны более чётко и их исполнение жёстко регламентируется, в каких-то — носят лишь рекомендательный характер, но, так или иначе, предписания относительно поведения и образа жизни есть везде. Для чего это нужно? Представьте себе реку во время полноводья. Она разливается во все стороны, в тяжёлых случаях это может угрожать сельскохозяйственной деятельности, имуществу людей и даже жизни человека.

Так же и с человеком: если он, подобно реке, не ограничен «берегами», то его внимание и энергия будут распыляться во все стороны и разрушать всё вокруг. И в жизни есть простое правило: где наше внимание, там и наша энергия, а где наша энергия там и результат.

Можно привести ещё одно сравнение: можно видеть разницу между обычной лампой и лазером. Лампа освещает много пространства, но свет её слабый, а лазер сконцентрирован в одной точке и способен даже прожечь стену. Так же и с человеком — если он ограничивает себя в чём-то — он достигнет успеха в достижении той цели, на которой сконцентрировано внимание. Именно с этой целью в религиях существуют правила, предписания и заповеди. Но что касается буддизма, то он кардинально отличается в этом плане от большинства религий. Почему так? Попробуем выяснить.

Правила и запреты в буддизме

Итак, во всех религиях существуют какие-то предписания для праведной жизни. Какие-то религии содержат предписания, которые уже давно устарели и просто не актуальны для современной жизни, какие-то содержат правила, которые толком никто логично объяснить не может и которым следуют просто потому, что так «написано в книге». Но в случае с буддизмом, как, впрочем, и с большинством так называемых дхармических религий, правила, предписания и заповеди чаще всего имеют вполне обоснованное логичное объяснение.

Стоит отметить, что в буддизме нет каких-то жёстких правил или заповедей, есть лишь своего рода рекомендации, которые Будда давал своим ученикам. Почему Будда давал именно такие рекомендации — чаще всего объясняется с точки зрения закона кармы. Закон кармы красной нитью проходит через все предписания буддизма для монахов и мирян. Поэтому если человек в совершенстве понял, как работает закон кармы (хотя это очень непросто и порой не под силу даже великим мудрецам), то он может отбросить все предписания и просто жить в соответствии с законом кармы, своей совестью и интуитивным ощущением того, как надо поступать в той или иной ситуации.

Проблема (а может быть, наоборот, благословение) нашего мира в том, что он слишком многогранен, и нельзя дать какие-то чёткие предписания, которые будут актуальны всегда, во все времена и при любых обстоятельствах. И не существует ни одного действия, которое можно было бы назвать абсолютным добром или абсолютным злом.

Есть одна любопытная история из жизни Падмасамбхавы — учителя, благодаря которому буддизм распространился в Тибете. Существует версия, что Падмасабхава — воплощение Будды Шакьямуни, который второй раз пришёл для того, чтобы распространить Учение, на сей раз в Тибете. Так вот, в истории Падмасабхавы был интересный эпизод. Когда он чудесным образом воплотился в цветке лотоса, его усыновил проезжавший мимо правитель. Но, когда мальчик подрос, он вспомнил о своём предназначении и решил покинуть дворец, чего ему сделать, разумеется, не позволили. Тогда он был вынужден убить сына одного из высокопоставленных чиновников, и за это был изгнан из страны, стал отшельником и достиг духовной реализации, а затем распространил Учение Будды в Тибете. И если бы не совершённое им убийство, кто знает, быть может, Тибет никогда не познакомился бы с Учением, а поскольку в Индии оно почти пришло в упадок, возможно, сейчас Учение и вовсе было бы забыто.

Это, разумеется, крайний пример, и убийство практически всегда является недопустимым. Но в то же время это наглядный пример того, как тот или иной поступок может быть совершён с разными целями, мотивациями и привести к разным результатам. Именно поэтому в буддизме нет чётких заповедей, которые необходимо исполнять, есть лишь рекомендации, которых Будда советовал придерживаться.

Для мирян этих рекомендаций всего пять:

  • отказ от насилия;
  • отказ от воровства;
  • отказ от прелюбодеяния;
  • отказ от лжи, обмана, мошенничества;
  • отказ от употребления опьяняющих веществ.

Наиболее интересен последний пункт, где формулировка «опьяняющие вещества» — весьма растяжимое понятие, и поэтому каждый, кто сталкивается с этой заповедью, трактует её по-своему. С абсолютной точки зрения опьяняющими веществами являются так называемые психоактивные вещества, к которым относятся не только алкоголь, никотин и другие наркотики, но также кофе, чай, энергетические напитки и так далее.

Что касается предписаний для монахов, то их намного больше. Для первоначальной степени посвящения их 36, для высшей — 253. Откуда же, собственно, взялись эти правила и почему их так много? Эти предписания были даны самим Буддой.

Когда в Сангхе — монашеской общине происходил какой-либо случай, Будда высказывал своё мнение относительно этого поступка и определял его как допустимый или как недопустимый. И на основе этого был составлен список предписаний для монахов. Но, как уже было сказано выше, жизнь многогранна, и то, что в одной ситуации было недопустимым, в другой вполне может быть оправданным.

Именно поэтому в буддизме нет никакого догматичного и фанатичного следования правилам. Даже в случае с правилами для монахов есть лишь незначительная часть предписаний, нарушение которых может быть основанием для изгнания из монастыря. К нарушению же большинства правил отношение снисходительное. Почему так? Потому что в этой жизни каждый проходит какие-то свои уроки и каждый в чём-то несовершенен. И если за мельчайший проступок изгонять монахов из монастыря, это не позволит им продвинуться в совершенствовании и они совершат ещё больше ошибок.

Что запрещает буддизм

Как сказано выше, запреты, а точнее, советы рекомендательного характера в буддизме основаны на таком базовом законе мироздания, как закон кармы, или, проще говоря, законе причины и следствия. Есть весьма любопытный текст, который так и называется — «Сутра о законе Кармы», где ученик Будды, Ананда, прямо спросил у него, как понимать закон Кармы и определить, какие действия к какому результату приводят. Закон кармы настолько сложен и неоднозначен, что, если бы Будда стал его описывать в полной мере, наверное, он бы до сих пор читал эту проповедь. Поэтому он дал своим ученикам лишь основные рекомендации для того, чтобы избегать накопления негативной кармы. Почему так важно избегать накопления негативной кармы? Потому что, совершая неблагие поступки, мы создаём причину для того, чтобы аналогичные поступки совершались в отношении нас. То есть создаём причины для собственных страданий. И чтобы этого избежать, Будда дал четыре основные рекомендации для того, чтобы избежать накопления негативной кармы:

  • Быть внимательным к своим родителям.
  • Быть почтительным к Трём Драгоценностям: Будде, Дхарме и Сангхе.
  • Воздерживаться от убийства и освобождать живых существ.
  • Воздерживаться от поедания мяса и быть щедрым.

Второй и третий пункт могут вызвать вопросы. Если, к примеру, человек далёк от буддизма, но желает гармонично жить, является ли почтительное отношение к Будде, Дхарме и Сангхе обязательным для него? Здесь не следует цепляться за какие-то термины. Под этим пунктом можно понимать почтительное отношение ко всему, что находится, что называется, над нами — Богу, высшему сознанию, духовному учителю, Писаниям и так далее. То есть с уважением относиться ко всему трансцендентному. И, даже если мы чего-то не понимаем в данный момент, это не значит, что нужно это осуждать, навешивать ярлык секты и всё в таком духе.

Вполне возможно, что через какое-то время наше сознание изменится, и мы иначе посмотрим на вещи, но тот факт, что мы осуждали какого-то человека или какое-то учение, приведёт к накоплению негативной кармы. И часто бывает так, что складывается довольно забавная ситуация: человек осуждает, к примеру, вегетарианцев, а потом приходит к осознанию, что отказ от мяса ведёт к гармоничной жизни, и сам перестаёт его есть. И вот тут к нему возвращается его карма — его начинают осуждать окружающие точно так же, как он делал это сам.

Третий пункт этих рекомендаций также может быть не совсем понятен. В самом деле, что значит «освобождать живых существ»? Для начала стоит рассмотреть, что в буддизме понимается под словом «освобождение». Это слово может иметь два значения. Первое — ‘освобождение от страданий и причин страданий’. Второе — ‘освобождение из круговорота перерождений’. И тут, опять-таки, каждый сможет воспринять эту рекомендацию в силу своего уровня понимания. Люди, для которых тема реинкарнации пока является неактуальной, могут рассматривать под словом «освобождение» первый вариант значения, а те, кто верит в реинкарнацию или уже даже вспомнил прошлые жизни, могут рассматривать оба аспекта. В любом случае под рекомендацией «освобождать живых существ» можно понимать совершение благих деяний, которые позволяют устранить страдания живых существ и привести их к счастью. А какие действия устраняют страдания и приводят к счастью — тут тоже каждый может понимать в силу своего мировоззрения.

Таким образом, любые предписания в буддизме — это лишь рекомендации, которые основаны не на том, что «так написано» или «так сказал Будда», они большей частью основаны просто на логических выводах. Если человек, к примеру, обманывает или ворует, то от этого следует отказаться не потому, что «так написано», а потому, что, воруя или обманывая, человек просто создаёт причину для того, чтобы он сам был обворован и обманут. Поэтому предписания в буддизме даны только для того, чтобы человек наконец-то перестал создавать причины для собственных страданий. И соблюдать эти предписания нужно даже не для того, чтобы просто быть хорошим человеком, потому что так модно или престижно, а просто для того, чтобы избежать страданий. Что посеешь, то и пожнёшь — вот главное правило, которое следует понимать. А всё остальное — уже следует из этого.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Одна из самых загадочных религий, которая приоткрывает тайну восточной души – буддизм. Мы хотим познакомить вас с ней и рассказать о ней как можно больше.

Где и когда зародилась буддийская философия, какова ее история, в чем состоят главные идеи, чем она отличается от других религий мира – ответы на все эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье. Также вы узнаете, кто такой Будда, чем занимаются буддийские монахи и как стать буддистом.

Что же, начнем.

Что такое буддизм
Кто такой Будда
Развитие учения
Главные постулаты
Уникальность дхармы
Как стать буддистом
Буддийские монахи
Школы
Заключение

Что такое буддизм

Буддийская религия, так же, как исламская и христианская, считается мировой. Другими словами, ее принципов придерживаются люди по всему миру, без принадлежности к определенной национальности или стране.

Слово «буддизм» возникло всего в 19 столетии – так восточную религию окрестили европейцы. Сами же приверженцы называют ее «дхарма» или «бодхидхарма», что означает «учение о пробуждении». С этой точки зрения буддизм часто называют не религией, а учением, философией, традицией.

Исторические источники утверждают, что он возник две с половиной тысячи лет назад – в 500-600-х годах до нашей эры. Основателем считается Будда Шакьямуни. Именно он называл свое учение «дхарма», что можно понять как «истина», «природа», «сознание».

Будду очень почитают, но при этом он – не Бог, не Творец. Он Великий Учитель, который раскрыл людям истину, подсказал путь обретения свободы.

Кто такой Будда

В 560 году до нашей эры на северо-востоке Индии, на территории современного штат Бихар, в роду Шакья у правителя родился сын. Его назвали Сиддхартха Гаутама.

Мальчик рос во дворце в роскоши, не знал бед, но при этом был очень одаренным и добрым. Когда он повзрослел, то влюбился в прекрасную девушку и женился на ней. Скоро у них родился наследник.

Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вышел за пределы дворца. Нечто страшное полоснуло его сердце – за одну прогулку он увидел больного, старца и похороны. В этот день он понял, как велики страдания людей.

Эта мысль не давала Сиддхартхе покоя, и он был полон решимости найти истину и избавить людей от бесконечных тягот и лишений. Тогда он оставил жену, ребенка, отца и подданных и ушел в странствие.

В скитаниях он провел шесть лет. За это время Сиддхартха общался со многими мудрецами, пробовал разные техники, вел аскетичный образ жизни вплоть до самоотречения, но так ни к чему не пришел.

Почти в отчаянии он сел под дерево и стал размышлять, молиться и снова размышлять. Так он провел 49 дней и наконец испытал состояние, которое теперь называют просветлением – ощущение полной ясности и понимания, абсолютной радости и светлого ума. Он нашел истину бытия, а это самое дерево назвали «деревом Бодхи».

Сиддхартха стал будто другим человеком. Он направился в долину, где встретил людей, желавших следовать за ним, слушая речи молодого человека, в которых заключалась истина. Так принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой Шакьямуни – Пробужденным из рода Шакья.

Много лет Будда проповедовал, делился учением со своими последователями, которых становилось все больше. Вместе они постигали дхарму, занимались духовными медитациями.

Уже будучи глубоким стариком, Будда ушел в паринирвану – в окончательную нирвану, покинув наш мир и избавившись от страданий. А его учение спустя 25 столетий все распространяется по нашей планете.

Развитие учения

Появившись в Древней Индии и растекаясь по Востоку, буддийская мысль за все время существования была свидетелем многих событий и вынесла разные перипетии истории: возникновение в Индии индуизма, набеги арийцев, притеснение со стороны мусульман, установление могущественной империи Моголов, современное время с его глобализацией.

Однако дхарма продолжает распространяться по миру – сегодня насчитывается порядка 500 миллионов приверженцев.

В основном это, конечно, юг, юго-восток Азии и дальневосточные регионы: тайские, бутанские, вьетнамские, китайские (особенно тибетские), японские, камбоджийские, лаосские, корейские, шри-ланкийские, мьянманские, непальские, монгольские территории.

В Индии, которая является родиной буддизма, с распространением индуизма учение утратило свое значение – здесь его исповедуют менее одного процента всего населения.

Буддийских взглядов традиционно придерживаются также некоторые национальные республики в России: Калмыкия, Тува, Бурятия, часть алтайских районов. Минуя их, мысль движется все глубже на Запад: в Москву, Санкт-Петербург, в европейские страны и на американский континент.

Главные постулаты

Основные идеи буддийского учения сводятся к трем понятиям:

  • Сансара – колесо перерождений, череда перевоплощений, в ходе которых люди и все живые существа после смерти реинкарнируют в новом мире, воплощаясь в другом теле.
  • Карма – правило причинно-следственной связи. Согласно ему все наши поступки – плохие или хорошие – найдут отражение в будущем и приведут к последствиям. Благие помыслы, действия повлекут за собой благоприятные последствия. Совершив какое-либо злодеяние, человек непременно почувствует на себе следствие кармы. Ее действие распространяется и на следующие воплощения – если вести себя достойно по меркам буддизма, в будущей жизни можно переродиться в более высших мирах.
  • Нирвана – цель любого буддиста, состояние освобождения от страданий, когда человеку удается вырваться из колеса сансары. Достичь нирваны можно путем постоянного духовного роста, медитаций, размышлений, избавления от привязанностей к благам человечества.

Кроме того, существует понятие «дукха». Оно отождествляется с негативными чувствами: страхом, болью, неудовлетворенностью, гневом, тревогой, алчностью – говоря обобщенно, это страдания. С понятием дукха связаны Четыре благородные истины, которые считаются основой буддистского пути:

  1. Есть дукха – страдание.
  2. У каждого страдания причина, которая выражается в привязанности, зависимости.
  3. Есть тропа, которая избавляет от страданий и ведет к нирване.
  4. Эта тропа – Восьмеричный путь.

Восьмеричный путь предполагает правильное:

  • понимание – осознание того, что в жизни есть страдания и привязанности;
  • намерения – стремление преодолеть страдания, встав на истинный путь и преодолев собственные пороки;
  • речь – соблюдение чистоты слов;
  • поступки – действия, которые приносят только благо;
  • образ жизни – привычки, которые соответствуют поведению буддиста;
  • усилие – стремление достичь истины, сеять добро и отречься от зла;
  • мысли – чистота помыслов, отказ от грубых, алчных, похотливых идей;
  • сосредоточенность – нацеленность на результат, постоянная духовная работа.

Этапы Восьмеричного пути нужно постигать не по очереди, а все вместе, в комплексе – они неразрывно связаны друг с другом и ведут к освобождению.

Мы видим, что ступени Восьмеричного пути помогают постигать мудрость, воспитывают нравственное поведение и тренируют ум. Будда завещал, что в соблюдении этих основ не нужно бросаться в крайности от полной аскезы до пресыщенной роскошью жизни, нужно найти «золотую середину» – это правило Шакьямуни называл Срединным путем.

Достичь нирваны невозможно без постоянного духовного очищения, практик медитации и соблюдения главных заповедей. Последние предписывают:

  1. Не причинять другим живым существам зла и актов насилия – это так называемое правило ахимсы.
  2. Не воровать и не присваивать чужого.
  3. Не прелюбодействовать.
  4. Не лгать никому.
  5. Не употреблять алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества.

Священные писания в буддийской философии называются сутрами. В разных направлениях почитаются разные сутры, но суть дхармы полно изложена в Палийском каноне, который называется «Трипитака».

«Трипитака» состоит из нескольких томов:

  • Виная-питака – включает в себя правила поведения, порядок проведения церемоний, свод правил для монахов;
  • Сутта-питака – передает основные моменты учения Будды;
  • Абхидхарма-питака – излагает тексты буддизма, которые отражают представление о жизни.

Уникальность дхармы

Буддизм как религия уникален в своем роде, потому что имеет много отличий от других вероисповеданий. Он вобрал в себя черты как религии, так и философии. Именно поэтому буддизм правильнее назвать религиозно-философским учением.

Буддистское учение отличается от других конфессий множеством черт:

  • в центре не стоит Творец, Единый Бог или несколько богов;
  • нет понятия мироздания – его никто не создавал и никто им не управляет;
  • количество миров бесконечно;
  • отсутствуют грехи и их искупление – есть лишь карма, которая считается законом жизни;
  • нет безоговорочных догматических правил;
  • Будда завещал, что не может быть слепой веры – все истины стоит пропускать через себя и проверять собственным опытом;
  • учение Будды не считает себя единственно верным – буддисты могут одновременно принимать другое вероисповедание, не нарушая правил дхармы;
  • учение не избавляет от «божьей кары», которая есть в других верах – оно ведет к познанию собственной природы и духовному развитию.

В отличие от индуизма, который также строится на законах кармы, сансаре, перерождениях, буддийская философия считает всех людей равными, вне зависимости от положения в обществе и происхождения – в противовес этому в индуизме варны и касты.

Однако буддийская философия, распространяясь на все новые и новые земли, переливалась в разные течения и принимала разные формы. Каждая школа обретала собственные черты, и некоторые направления становились больше похожи на религию, например тибетский буддизм.

В этом случае Будда обожествляется: ему делают подношения, сооружают алтари, изготавливают статуи, делают изображения, похожие на иконы. Появляется пантеон будд и бодхисаттв – просветленных, которые помогают другим людям обрести освобождение.

Становится все больше храмов, которые также называются дацанами, хуралами, ватами, монастырями. Монахи в особом одеянии, службы в храмах, праздники, медитации с чтением мантр, обряды – в некоторых направлениях прослеживаются все составляющие религиозного течения. Таким образом, буддизм относится к философии и религии одновременно – все зависит от школы дхармы.

Как стать буддистом

«Буддистами не рождаются, ими становятся» – можно адаптировать известное выражение. Действительно, нельзя стать буддистом только родившись в буддийской семье – нужно осознанно выбрать учение как путеводную звезду в жизни, или, как говорят последователи дхармы, «принять прибежище».

В прибежище принимают три драгоценности:

  • Будду – это Великий Учитель Будда Шакьямуни или другой Пробужденный;
  • Дхарму – Учение Будды, его принципы, заповеди, истины, пути, догмы;
  • Сангху – буддийскую общину, которая живет по законам дхармы.

Для достижения главных драгоценностей необходимо отказаться от трех ядов:

  • неведения, слепоты к природе бытия и всего сущего;
  • желаний, эгоизма, страстей, вожделений;
  • гнева и злости.

На пути истины буддист вооружается специальными методами:

  • изучение Дхармы – в этом должен помочь наставник, учитель или гуру, чтобы подсказать перечень текстов для исследования, ответить на вопросы, направить на правильную тропу;
  • размышления над учением – самостоятельная работа, анализ текстов, сопоставление их с собой и с реальной жизнью;
  • практика – медитации, йогические практики, а также применение основ дхармы в обычной жизни.

Избрав путь дхармы и соблюдая главные правила, приверженцы Будды приближаются к познанию себя, окружающего мира и к освобождению от страданий.

Буддийские монахи

Первым буддийским монахом был сам основоположник учения – Будда Шакьямуни. По образу жизни и внешнему виду он был чем-то похож на аскетичных мудрецов, которые относились к ранним религиозным течениям и странствовали по восточным просторам.

Вслед за Буддой из числа его учеников появились другие монахи, которые знакомили с дхармой мирян. Буддийское монашество существует до сих пор – наверняка в фильмах, на фотографиях или даже вживую многие видели их, облаченных в оранжево-красную одежду.

Нынешние монахи не ведут отшельническую жизнь – они обычно поселяются в монастыре целой общиной и тесно взаимодействуют с мирянами – буддистами, которые ведут привычную современную жизнь. Монахи проповедуют мирянам дхарму, учат духовной жизни, а миряне дают им одежду, еду, а во время несчастных случаев – кров.

Монахи мужского пола зовутся «бхикшу», а женского – «бхикшуни». Они живут по строгим законам и ограничениям, которые могут меняться в зависимости от направления буддийской мысли и священных писаний, предписывающих правила монашеской жизни.

Жизнь монахов может быть разной также из-за климата, особенностей природы. К примеру, монахи, которые живут на тибетских высокогорьях или в монгольских степях, могут иметь больше предметов одежды. А в монастырях, которые находятся вдалеке от поселений мирян и поэтому не могут принимать подаяния от них, может быть собственная кухня, где монахи сами готовят для себя еду.

Школы

С течением времени буддийская мысль распространялась по всей Азии и дальше, на Запад. В каждой местности она накладывалась на менталитет местного населения, религиозные верования, укоренившиеся там до прихода буддизма, поэтому существует множество его направлений.

К трем основным школам буддийской философии относятся:

1. Хинаяна – Малая Колесница

В современности чаще употребляется название Тхеравада – учение старейшин. Она считается древнейшей и самой ортодоксальной школой. Распространена в юго-восточном азиатском регионе, поэтому ее часто называют «южным буддизмом».

Страны: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Шри-Ланка, Вьетнам.

Тхераваде присущи следующие черты:

  • Достичь нирваны может только монах, следуя строгим догмам.
  • Освобождение зависит только от самого человека, от его поступков – никто ему не может помочь.
  • Нет пантеона будд и бодхисаттв.
  • Нет ада и рая – есть только сансара и выход из нее – нирвана.
  • Отсутствуют обряды, скульптуры, иконопись, поклонение им.

2. Махаяна – Большая колесница

Она менее консервативна, чем хинаяна. Считается «северным буддизмом» из-за своей географии.

Страны: Япония, Китай, Южная Корея, северные районы Индии.

Отличительные черты:

  • Достичь нирваны может как монах, так и мирянин.
  • Помочь в этом людям могут будды и бодхисаттвы.
  • Святые выстраиваются в пантеон.
  • Появляются их изображения, скульптурные изваяния.
  • Им делают подношения, устраивают обряды, службы, праздники, молятся.
  • Есть своеобразное понятие рая и ада – существа с хорошей кармой в следующей жизни воплощаются на высших, райских планетах, с плохой кармой – в низших, адских мирах.

3. Ваджраяна – Алмазная Колесница

Она появилась как ответвление от Махаяны. Также известна под названием «тантрический буддизм».

Страны: тибетская часть Китая, Непал, Монголия, буддийские республики России – Бурятия, Тува, Калмыкия.

Особенности:

  • направленность на самосознание;
  • большое значение учителя, гуру – его почитают и поклоняются перед ним;
  • медитативные и йогические практики;
  • чтение мантр;
  • разнообразные обряды, праздники, службы.

Главный учитель в тибетском буддизме – Далай-лама.

В каждой из перечисленных школ может быть еще несколько ответвлений. Также буддизму знакомы направления, которые не относятся ни к одной из главных школ.

Ответвления, в которых прослеживаются элементы учения Будды, но которые не относятся к традиционным школам, объединяются в название «необуддизм». Чаще всего они распространены в «небуддийских» странах Европы и Америки.

Очень популярное сейчас на Западе направление – дзен-буддизм. Однако оно уже много веков практикуется на японских, корейских и особенно китайских территориях – здесь оно зовется «чань».

Японский монах дзен-буддизма

К главным чертам дзен-буддизма можно отнести:

  • неприятие религиозных ритуалов, обрядов, атрибутики, пантеона святых;
  • отсутствие священных сутр, проповедей;
  • цель – открыть природу Будды с его состраданием и милосердием.

Этой цели можно достичь с помощью практики созерцания. Она выполняется в падмасане – позе лотоса. Закрывая глаза, приверженцы дзен сосредотачивают внимание лишь на собственном дыхании, отрешаются от происходящего вокруг и как бы заглядывают внутрь себя.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что сегодня вы узнали много нового, познакомились с удивительной философией буддизма и приоткрыли дверцу в еще неизведанный мир Востока.

Конечно, в одной статье невозможно рассказать все о дхарме, ведь даже сотне книг не удалось этого сделать. Но все же мы хотим продолжить раскрывать восточную мудрость вместе с вами.

Семь шагов на пути к счастью

Что такое счастье? Вы можете попытаться найти ответ на этот вопрос, прочитав большую подборку цитат по этому поводу. Но чтение – это всего лишь чтение. И оно не заменит реальных действий на пути к счастью. А как до него дойти? Способы изменить свою жизнь к лучшему — есть. Конечно, для каждого они разные, но попробуем дать универсальные советы в таком нелегком деле, как поиск себя.

  • Первый шаг на пути к счастью — быть благодарным
    Радуйтесь каждой мелочи, а не только большим и весомым вещам. Это может показаться немного странным, но такое простое правило является действенным.
    Каждый день попробуйте называть хотя бы три вещи, за которые вы благодарны, и увидите, что на самом деле их гораздо больше. Здоровье, друзья, семья, вы сами — чем не повод для искренней улыбки?
    За что можно быть благодарным:
    Здоровье. Вы живы, и не важно, простужены вы или нет, вы можете наслаждаться жизнью этого мира.
    Друзья. Среди друзей всегда найдется человек, который приносит вам радость.
    Семья. Какие бы неурядицы не случались в вашей семье, у вас всегда останутся в памяти те моменты, в которые вы были счастливы. Именно ради таких моментов и стоит жить.
    Вы. Да, именно вы — прекрасны и неповторимы. Именно самому себе иногда надо быть благодарным.
  • Второй шаг на пути к счастью – гулять
    Находиться подальше от экранов компьютера, телевизора и телефона иногда очень полезно. Это может быть короткая пробежка или затяжное путешествие — не имеет значения. Главное — начать с чего-то и двигаться вперед. Оставьте свой компьютер дома, фотографируйте, встречайте новых людей, получайте положительные эмоции — и счастье окажется рядом.
    Как можно гулять:
    Банально выйдите на улицу. Даже 5 минут пребывания вне дома принесут вам разнообразие.
    Присядьте на лавочку в парке. И не надо погружаться в свои мысли и снова переваривать проблемы: просто наслаждайтесь окружением.
    Встречайте новых людей. Однажды вы встретите человека, который изменит вашу жизнь кардинально, и вы будете счастливы.
    Фотографируйте. Фотографии — это моменты прекрасного, которые мы можем увидеть еще раз. Почему отказывать себе в таком удовольствии?
  • Третий шаг на пути к счастью — отдавать
    Сердце, открытое для добрых дел — настоящий секрет успеха. Отдавать другим можно время, пищу, даже комплименты, причем все это вернется быстрее! Делая подарки другим, мы учимся быть готовыми принять что-то взамен. Это невероятная магия жизни: когда улыбка возвращается вам в виде другого добра.
    Что же отдавать:
    Время. Возможность выслушать кого-то — это самое простое и самое ценное, что мы можем дать кому-то.
    Блюдо. Делиться чем-то вкусным — это естественно, люди имеют такую привычку еще с первобытных времен.
    Знания. Делиться добытым опытом и знаниями по жизни, чтобы кто-то не наступил на ваши «грабли».
    Комплименты. Они бесплатные, но они действуют!
    Доброта. Бумеранг добра обязательно вернется. Не будьте равнодушными к бедам других людей, ведь вы не знаете, что случится с вами завтра.
  • Четвертый шаг на пути к счастью — записывать мысли
    На самом деле миллионы мыслей, которые ежедневно снуют в нашем мозгу, не дают ему успокоиться. Именно поэтому ваши заметки помогут освободить пространство для светлых идей.
    Что именно стоит записывать? Мечты, места, которые Вы планируете посетить, смешные истории, трогательные стихи, проблемы, которые вы не можете решить — бумага все стерпит. Попробуйте также описать личность, которой вы хотите стать, и увидите, как мир внутри вас изменится.
    Что записывать:
    Ваши мечты. Мечты материализуются гораздо быстрее, если вы сможете четко изложить их на бумаге. Блокнот у кровати — именно та вещь, которая сохраняет все наши мечты.
    Места, в которых вы хотите побывать. Иметь to-do список для путешествий — очень полезно. А еще приятнее — вычеркивать ежегодно пункты из этого списка.
    Проблемы. Да, проблемы гораздо легче решаются, когда вы их запишете. Взгляните на преимущества и недостатки, трезво оцените ситуацию — и вы придете к правильному решению.
    Идеи. Записывайте ваши творческие идеи или идеи для бизнеса. Как только придет идея, сразу же запишите.
    Цитаты. Смешные или философские, они будут оставаться для вас напоминанием простых человеческих истин.
  • Пятый шаг на пути к счастью – отказаться от интернета утром
    Когда мозг просыпается, он работает немного иначе, чем днем, поэтому обрабатывать информацию ему сложнее. При утреннем использовании интернета нейроны вы теряете, а хлам накапливаете. Так что не стоит, лежа в постели, постить новые фото — лучше подумать о том, каким замечательным будет сегодняшний день.
    Что делать утром:
    Подумайте в постели о том, что интересного вы можете сделать сегодня.
    Сделайте утреннюю зарядку.
    Прогуляйтесь. Свежий воздух после ночи не помешает.
    Поставьте цели на день.
  • Шестой шаг на пути к счастью — не сравнивать свою жизнь с другими
    Да, это трудно, и большинство из нас день за днем сравнивают свои поступки с теми, которые приняты в обществе. Ничего, кроме разочарования, в результате получить невозможно.
    У каждого свой путь: можно вдохновлять и искать вдохновение в других, но ни в коем случае не руководствоваться старыми шаблонами.
    Что сравнивать:
    Вспомните себя 3 месяца назад. Год назад. Что изменилось за этот период? Что улучшилось, а стало хуже? Какие выводы из этого можно получить?
    Любимый персонаж. Как он или она поступил бы на вашем месте и почему?
  • Седьмой шаг на пути к счастью — любить себя
    Вы много едите, делаете ошибки и вообще стесняетесь общаться. У вас нет вкуса в музыке, вы неуклюже выглядите, а над вашими шутками никто не смеется.
    Знакомо? Вот и зря.
    Все мы люди, и у каждого из нас свои недостатки. Счастье придет, когда вы научитесь видеть себя настоящим, неидеальным и бесконечно счастливым. Именно таким, каким вы являетесь сейчас, в эту неповторимую минуту.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*