admin / 21.12.2019

20 правил этикета

Правила для ребенка

Фильм «Крутая Джорджия»

В каждой семье могут быть свои правила. Живешь в этой семье — будь любезен, правила соблюдай.

Правила, регулирующие взаимоотношения между родителями и детьми, есть в каждой семье. Правила необходимы. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Человеческая жизнь всегда идет по тем или иным правилам, и осваивая правила, ребенок взрослеет, из звереныша становится человеком.

Любопытно: если правила исчезают, ребенок вначале радуется, а потом чувствует себя забытым и ненужным («никому до меня нет дела»).

Правила — это то, что было когда-то установлено и стало привычным. Бывает, что правила настолько врастают в нас, что мы уже забываем, что это когда-то были правила, и начинаем называть это отношениями между нами. Плохие отношения в семье — это следствие плохих правил в этой семье. Если не мы устанавливаем правила ребенку, ребенок сам устанавливает их для нас, и едва ли это хорошо. «Вы обязаны делать все, о чем я вам буду плакать!» — плохое правило. С другой стороны, сердитое родительское: «Что мне сейчас в голову пришло, то тебе и делать!» — ничем не лучше.

К сожалению, в плохих семьях в установлении правил возможны две перекоса — или это негласное правило «Ребенок главный, родители на побегушках», или вполне гласное «Ребенок никто, Родители все». В хороших семьях правила строятся на основе уважения к детям и главенства родителей.

Чтобы правила в вашей семье работали, они сами должны соответствовать некоторым правилам. А именно, правила должны быть разумными, заботиться обо всех членах семьи; минимальными (Правил не должно быть слишком много); понятными и четкими; с обозначенной жесткостью (жесткие и мягкие); общими, согласованными между родителями и — твердыми. Или улыбайтесь и вас все устраивает, или говорите правило твердо: не уговаривая, а формулируя требование: «Компьютер выключаем, идем спать». Подробнее см.→

Правила или договор?

Правила обязывают одну сторону, договор — обе стороны. А в семье должны быть правила для детей или договор между родителями и детьми? Или — справедлив ли договор, в котором прописаны обязанности только ребенка? На наш взгляд, всё это не важно. Можно назвать это Правила, можно — договор, и в договоре могут быть указаны обязанности только ребенка — всё будет честно. Почему? Во многих семьях требования к детям либо завышенные, либо нечеткие и плавающие, при этом за что и как будет наказан ребенок, неизвестно никому, и предупредить это ребенок не может​. Этот же договор говорит, что с ребенка требуются достаточно понятное и определенные вещи, санкции известны также, а это делает ситуацию для ребенка более понятной. Подобные договор можно назвать договором о границах дружеских отношений: если ребенок его выполняет, родители обязаны относиться к нему только дружественно, а не как им в голову взбредет под настроение.

Аналог — правила дорожного движения: в них определены обязанности водителя и обозначены санкции за то или иное нарушение. Нормально. Это ПДД, а не кабальный договор между водителями и государством.

Если же ребенок вдруг поинтересуется, каковы же обязанности родителей, то это пункт легкий: родители обязуются о ребенке заботиться и воспитывать его. Это огромная работа, здесь множество очень серьезных пунктов, если прописать хотя бы основные, то работа быть родителем уже маленькой не покажется…

Типовые Правила для ребенка

Здесь приводятся правила, которые зарекомендовали себя во многих семьях и которые вы можете примерить к своей семье. Если вы хотите избежать особо частых проблем, необходимо научить ребенка как можно раньше следующим правилам:

  • Я должен иногда развлекать себя сам
  • Упрямство не принесет мне никакой выгоды
  • Я могу засыпать в одиночестве и спать всю ночь
  • Если это важно, я должен делать то, что скажут мои родители.

Пример семейных правил для дошкольника — смотри Статью

Также интересные формулировки для детей от от 7 лет:

  • Хороший человек все делает сам;
  • Хороший человек ничего не боится;
  • Хороший человек развязывает все узлы сам;
  • Хороший человек умеет терпеть. Тот, кто плачет, всегда проигрывает.
  • Хороших людей вокруг все равно больше, чем плохих, надо только, чтобы твоя обида на жизнь их не заслоняла.

​​​​​​​Примеры более подробных правил для детей разного возраста:

  • Правила для ребенка до 1 года
  • Правила для ребенка от 2 до 3 лет
  • Правила для ребенка 3-6 лет (дошкольник)​​​​​​​
  • Правила для ребенка 4-6 лет (детсад)
  • Правила для ребенка с 6-7 лет (начальная школа)
  • Правила для ребенка 8-12 лет (Правила семьи с Катюшей)​
  • Правила с 12 лет
  • Правила для подростка

Знание и применение хороших манер детьми приведет к их подлинно вдумчивому поведению во взрослой жизни. В статье рассмотрим хорошие манеры для детей, нужны ли они им? А также, каковы правила хорошего этикета и как научить этим правилам своего ребенка?

Сегодня хорошие, принятые в прошлом манеры иногда рассматривается как нечто отжившее, старомодное из экранизаций романов прошлых столетий. Но когда кто-то обращается с нами хорошо, с уважением это делает наш день лучше.

В противоположность закрадывающейся мысли, что всему этому должны учить учителя в школе, стоит культивировать другую мысль — хорошим манерам должно придаваться большее значение дома. В этом отношении, как и в других областях семейной жизни, пример родителей является самым важным.

Что такое хорошие манеры
Это нормы и правила поведения, выделяющие кого-то в качестве цивилизованного и культурного члена общества. Это привычка поведения и способ вести себя правильно или вежливо, несмотря на свое отношение к другим.

Правила этикета и хорошие манеры для детей

  • Поведение дома и вне его всегда достойное.
  • Вежливость, доброжелательность, забота, внимание, доброта и тактичность ко всем людям без исключения.
  • Желание считаться с правилами, установленными в обществе, независимо от места твоего нахождения. Уважение этих правил.
  • Достойно вести себя в гостях. (Рекомендуем прочитать о правилах гостевого этикета).
  • Опрятная внешность и стиль одежды, то есть без крайностей. Понимание, когда уместна та или иная одежда.
  • Правильная поза и манера ходьбы.
  • Соблюдение культуры речи: грамотная без сленгов и сквернословий.
  • Умение владеть собой и контролировать свои эмоции.
  • Сдержанность, способность не поддаваться провоцирующим на нервозность ситуациям.
  • Сострадание и желание понять чувства других.
  • Если нужно что-то позаимствовать (одолжить) всегда нужно спросить разрешения это сделать. При этом нужно быть уверенным, что сможешь это вернуть во время, и в том состоянии как брал или даже лучше.
  • Никогда не стоит без разрешения других рассматривать их имущество (сумку, комнату, квартиру), что говорит о невоспитанности.
  • Воспитанный человек если дверь закрыта, должен постучать и ждать разрешения войти.
  • Хорошие манеры подразумевают, что нельзя без разрешения других читать чей-то дневник, просматривать письма, переписку. Это нечто личное принадлежащее только их хозяину.
  • Запугивать других детей, угрожать им или издеваться над ними — является признаком трусости. Так как сильный и мужественный человек никогда не опустится до уровня хулигана. (Узнайте как можно защитить своих детей от школьных издевательств?)
  • Дела вашей семьи являются частным делом, поэтому их нельзя разглашать другим без разрешения родителей. Рассказывать о частной жизни родственников (братьев, сестер) или приобретенном имуществе родителями.
  • Уважайте частную жизнь других людей, в том числе соседей и своих домашних. Родители, братья, сестры — все заслуживают некоторой степени секретности.
  • Научите ребенка искать законного владельца потерянной вещи, которую он нашел. Потому что присвоить ее себе, не делая никаких попыток найти человека — просто неправильно.
  • К старшим или незнакомым людям нужно всегда обращаться на «ВЫ». Желая сказать свое мнение, стоит предварительно спросить разрешения, а не перебивать говорившего. К примеру, такими словами, «можно сказать, разрешите спросить».
  • Знаком уважения к взрослому собеседнику является приветствие с упоминанием его имени: «здравствуйте дядя Коля». Это также указывает на то, что человек ценится.
  • Всегда смотрите в глаза собеседнику. Это простой, но эффективный способ помочь детям завоевать сердца взрослых собеседников, с которыми они общаются.
  • Не стоит ожидать, что за тобой кто-то станет убирать комнату или мыть посуду — следующие правила этикета и хорошие манеры. После себя оставляйте ванну, раковину, туалет, кухню и спальню в чистоте и порядке. Влажные полотенца или грязные тарелки не должны быть разбросаны по всему дому.
  • Играя в настольную игру, проигравший должен научиться принимать проигрыш без обид, ссор или оскорбительных слов. Если проиграл в спортивном состязании, то нужно поблагодарить соперника, пожав друг другу руки.
  • Считается дурным тоном разговаривать по телефоны во время еды, а также чавкать в трубку, говорить с набитым ртом. (Рекомендуем прочитать правила телефонного этикета детям).
  • Правилом хорошего тона также является послать благодарственную открытку или письмо за оказанную услугу, поддержку или помощь.
  • Учитывай чувства других людей, это поможет не передразнивать их за неправильные дела или слова. Также избегай смеяться над их неуклюжестью или ошибками, чтобы не смущать. Подумай, как бы ты чувствовал себя, окажись на их месте?
  • Никогда не бойтесь переспрашивать, если забыли имя человека. Все понимают, что иногда имена забываются. Поэтому можно сказать: «Извините, мне так жаль, но я забыл ваше имя, не могли бы вы мне его напомнить?»
  • Что-то, спросив человека, жди его ответа, а не продолжай дальше говорить.
  • Обязательное правило хороших манер — соблюдение правил движения на светофоре. Зеленый свет — можно идти; желтый — приготовься к движению; красный — стоп.
  • Учите своих детей быть вежливым, скрывать свое разочарование и быть благодарными.

Правила этикета в общественных местах

  • В общественном транспорте поделись своим местом с взрослым человеком, уступив его пожилым людям или беременной женщине. Ведь когда-то и ты станешь пожилым.
  • Забираться ногами на сиденье и сидеть в такой позе является отвратительной привычкой. Ведь после на этом сиденье будут сидеть другие люди. Поэтому согласно этикету и правилам хорошего тона поза должна показывать уважение к чувствам людей.
  • Кушать в общественном транспорте некрасиво и негигиенично, кроме того, запах пищи может раздражать людей.
  • Звонить или разговаривать громко по телефону некрасиво, так как остальные пассажиры явно не заинтересованы в содержании вашей беседы.
  • Музыка, которую вы слушаете в транспорте, не должна мешать другим ведь вкусы или предпочтения у всех разные. Поэтому старайтесь ее слушать так, чтобы другим людям ее не было слышно.
  • Мусор (обертки, пакеты) всегда нужно выбрасывать в урну, а не разбрасывать по улице. Представьте, что станет с городом, если все будут разбрасывать мусор по улицам?
  • Граффити (рисунки или надписи на стенах) — не является признаком хорошего тона. Это портит внешний вид здания, делая его малопривлекательным.
  • Старайтесь говорить тише, а поведение должно быть менее шумным. Ведь у людей вокруг вас может быть плохой день или они плохо себя чувствуют. Поэтому шум и громкая речь их станут раздражать. Ведя себя тихо, вы проявляете к ним уважение.
  • Показывать кому-то язык, сквернословить, коверкать чью-то речь — говорит о невоспитанности и плохих манерах.
  • Относиться с уважением к взрослым, делая покупки в магазинах. Оно проявляется, например, когда не лезешь впереди них без очереди. Будь добр, вежлив и почтителен к ним.
  • Открывай дверь для других. Например, дай возможность взрослым пройти первыми, открыв и придержав для них дверь. Если вы прошли первыми, то придержите дверь, чтобы она не закрылась перед теми, кто идет после вас.
  • Перед тем как войти в лифт, позвольте людям находящимся внутри него выйти первыми.
  • Это правило этикета также применяется, когда входите в здание, класс или просто комнату.

Обучение манерам

Как научить ребенка хорошим манерам — вот над чем думают многие родители, но притом не знают с чего начать? Старая поговорка — «дети как губки» верна. Они, как правило, впитывают всё и вся вокруг них. Поэтому родителям и другим взрослым имеющих авторитет нужно учить детей манерам и поведению с детства. Вот несколько советов:

Закладывайте основы превосходных манер с раннего возраста. Ведь если сформируются плохие привычки их, затем очень трудно будет искоренить. К примеру, если родители моделируют хамство дома, не стоит ожидать, что дети каким-то чудесным образом станут образцом хорошего поведения.

Относясь к неуместным или грубым выходкам, своего дитятки всего лишь как к смешным шалостям, вряд ли можно научить его хорошему поведению с другими людьми. Поэтому старайтесь служить для детей с их раннего возраста образцом хороших манер.

Первый шаг к тому чтобы иметь воспитанного ребенка — самому быть воспитанным родителем.

Начинайте с основ.
Самый эффективный способ научить хорошим манерам — установить простой набор правил для детей, а затем показать, как применять эти правила в повседневной жизни. Так они начнут дома следовать им с детства, развивая хорошие привычки.

Пример основных правил:

  1. Не перебивай других во время разговора.
  2. Сидя за обеденным столом, локти держи не на столе.
  3. Во время еды не разговаривай с полным ртом, избегай чавкать.
  4. В помещении говори тихо.
  5. 5 вежливых слов и фраз, которые должны быть одними из первых в первичной лексике каждого ребенка: «пожалуйста»; «спасибо»; «могу ли я»; «простите меня»; и «нет спасибо» должны быть обязательными.

Правильная речь.
Родители могут саботировать правила хороших манер своих детей своей неправильной речью или манерой общения. Это следующая немаловажная область, в которой вам необходимо правильно смоделировать детское поведение и манеры. Если нет желания, чтобы дети разговаривали с другими пренебрежительно, дерзко или, сквернословя, то сами образцово общайтесь и разговаривайте с другими людьми, особенно в семье. Ведь если в обхождении с другими людьми родители грубы, высокомерны, то и дети будут поступать также.

Постепенно с взрослением ребенка, видя, что он готов к следующему уровню правил добавляйте их. При этом обязательно хвалите, говоря, что гордитесь им как хорошо воспитанным маленьким человеком. Тогда новые правила будут восприниматься им как положительный момент доверия родителей. Поэтому вероятней всего он их примет и будет им следовать.

Список дополнительных правил:

  1. Учись основам сервировки стола и как действовать за обеденным столом.
  2. Не задевать во время еды чувства хозяев, когда находишься у кого-то в гостях.
  3. На телефонный звонок следует отвечать вежливо. (Рекомендуем прочитать статью о правилах телефонного этикета).
  4. Помни о бабушках и дедушках: всегда отправляй им поздравительные открытки или звони, интересуясь состоянием их здоровья.
  5. Никогда не сплетничай о ком-либо.
  6. Помогай пожилым людям, больным, нуждающимся.
  7. Будь хорошим для всех.

Дети любят похвалу, особенно от тех, кого они любят и уважают. Очень часто родители замечают только нежелательное поведение своих деток, игнорируя их усилия по соблюдению хорошего поведения. Это может иметь обратный результат. К примеру, дети в любом случае хотят внимания и они его получат, даже если для этого придется делать плохие вещи. Поэтому каждый день похвалой поощряйте их усилия соблюдать вежливость и хорошие манеры.

Используйте увиденное детьми по телевизору как наглядное пособие. Например, видя, как персонаж ведет себя плохо, поразмышляйте с ними, как было бы правильно поступить в данном случае этому персонажу? Объясняйте им, в чем заключаются примеры невоспитанности.

Примеры плохих манер:

  • Отхаркивание.
  • Кашель или чихание кому-то в лицо.
  • Преднамеренная отрыжка или «газы».
  • Бросание, разбрасывание вещей в гневе.
  • Сквернословие, обзывания.
  • Преднамеренные толкотня, драки, ссоры.
  • Попрошайничество или воровство, нытьё.
  • Не давать слова другим, постоянно их прерывая.

Исправляйте на месте.
Маленькие дети зачастую не понимают что делают. Например, ребенок может думать, что это нормальная вещь прерывать родителей чего-то, требуя от них, когда те разговаривают с кем-то из взрослых. Извинившись перед собеседником, отведите немного в сторону дитя и спокойно объясните, что его поведение неуместно. Пусть учится ждать.

Нужны ли хорошие манеры в реалиях современности

Сегодня можно услышать, что в свирепо-конкурентном мире не до хороших манер, поэтому ими при случае можно пренебречь. Зачем добиваться успеха старомодным методом — ползком? Если можно с помощью силы, наглости, хитрости облегчить себе жизненный путь больше, чем можно себе представить.

Иногда это срабатывает, но, обладая хорошими манерами можно открыть себе двери, которые не могут открыть ни даже лучшее образование, сила, наглость или деньги. Образование, интеллект, творчество или трудолюбие фантастически важны. Но если нет привычки вести себя прилично в обществе и соблюдать этикет, то всегда будешь в невыгодном положении перед теми, кто всем этим обладает.

Подростки/дети столкнутся со многими проблемами на их пути к взрослой жизни, расширения своих прав или возможностей. Но с образцовыми манерами этот переход во взрослую жизнь будет гарантированно успешней. Они являются показателем уровня их зрелости.

Задумайтесь, почему всё больше людей придают огромное значение поведению? Потому что в нынешнем обществе свободной конкуренции, вежливость, этикет, превосходные манеры являются вопросом выживания. Другими словами они помогают уживаться и продвигаться вперед. Поэтому люди читают книги и посещают уроки этикета, чтобы стать успешными, производить хорошее впечатление, находить признание в зале заседаний.

Сегодня этикет и манеры хорошего тона относятся к тем вещам, которые украшают и улучшают качество нашей жизни.

Рассмотренные причины разве не показывают, зачем нужны хорошие манеры? Сегодня они относятся к тем вещам, которые украшают и улучшают качество нашей жизни. Поэтому в реалиях современности просто необходимы, важны и нужны детям, подросткам и молодежи.

Заключение

Хотя некоторые обычаи меняются, но хорошие манеры на каждый день никогда не выходят из моды. Они имеют большое значение в любом государстве. Научившись им с раннего возраста, дети будут так поступать, став взрослыми людьми. Эти правила помогут им стать более успешными в дружбе, семейной жизни, карьере. А вся тяжелая работа и усилия, проделанная родителями в обучение своих детей хорошим манерам, принесут награду не только детям во взрослой жизни, но и родителям.

С уважением, Андроник Олег/Анна.

Детский этикет: как общаться со взрослыми

Здравствуйте, Татьяна.

Поскольку взрослые, общаясь с ребенком, всегда оценивают, насколько он воспитан, то вежливые и сдержанные дети всегда среди родителей считались поводом для гордости. Свое чадо каждый, как умеет, с детства приучает быть воспитанным и проявлять уважение по отношению к взрослым. Именно отношение ко взрослым во многих культурах мира считается самым главным показателем воспитания человека. Цивилизованный человек обязан быть воспитанным, а начинается воспитание именно с детства.

Ребенок должен понимать, в чем конкретно заключается разница между взрослыми и его ровесниками. Родители должны не только говорить об этом с детьми, но и на своем примере демонстрировать разницу в поведении с людьми разных возрастов. Детям сложно понять, как вести себя со взрослыми в той или иной ситуации, поэтому в их головы необходимо заложить основы поведения и общения со старшими, чтобы они не выходили за допустимые границы в разных ситуациях.

Основы общения со старшими

  • В любых ситуациях ребенок должен вести себя со взрослыми сдержанно. Предупредительная позиция не позволяет ребенку проявлять инициативу в общении. Допустимо отвечать на вопросы, делая это вежливо и сдержанно. Однако, общаясь в кругу семьи, родных и близких людей нет ничего страшного в том, что ребенок проявит инициативу и спросит «Как дела?» у хорошо знакомого взрослого (дедушки, отца, дяди, друга семьи и т.д.).
  • Обращение ко взрослыми должно быть только на «вы», но опять же к близким родственникам малыш вполне может обращаться на «ты», и в этом нет ничего страшного или зазорного. «Привет», «пока» — это фразы для ровесников и членов семьи, а для посторонних взрослых людей — «Здравствуйте», «до свидания».
  • Ребенок должен здороваться первым, независимо от того, кто из старших стоит перед ним — отец или малознакомый встречный, с которым остановилась переговорить мама. Вовсе необязательно после этого вступать в диалог, но приветствие должно исходить именно от младшего по возрасту.
  • Воспитанные дети никогда не перебивают взрослых, если между ними идет оживленная беседа. Неважно, касается ли тема самого ребенка или предмет разговора далек от малыша, есть ли у малыша комментарий, или он просто хочет что-то сказать от себя. Говорить можно только после обращения к ребенку, когда ему задается вопрос или старшие хотят услышать мнение маленького собеседника.

В исключительных случаях, когда малышу необходимо что-либо сказать, он может в диалог взрослых вставить фразы: «Извините, мне нужно что-то сказать», «Прошу прощения, могу ли я вас перебить» и т. д. Некоторые родители разрабатывают даже некую систему сигналов, если ребенку что-то нужно очень срочно сказать. Например, малыш может сжать руку мамы, дав ей понять, что у него какое-то срочное дело к ней.

  • В диалоге со взрослыми дети должны быть предельно сдержанными, говорить не балуясь, не кривляясь. В разговорах со старшими воспитанные дети чаще обычного употребляют вежливые слова.
  • Дети никогда не должны спорить со взрослыми, а тем более недопустимо вступать в какие-либо конфликты. Ребенка необходимо научить, что, если он с чем-то не согласен, то необязательно во всем «поддакивать». Необходимо спокойно выслушать, дать старшему окончить монолог, а уже после этого очень корректно высказать свое мнение, пусть и противоположное.
  • Никогда не перестанет быть актуальной помощь взрослым. Придержать дверь пожилому человеку, уступить место в общественном транспорте или на уличной скамье, подать руку на пешеходном переходе — это под силу даже самым самым маленьким.

Очень важно ребенка научить не только правилам общения со старшими, но и мерам предосторожности. Не забывайте рассказывать детям о том, как себя необходимо вести с незнакомыми людьми, что бывают не только «хорошие» взрослые, но и «плохие», у которых злые умыслы. Приводите примеры детям, почаще проводите эксперименты, спрашивая его о том, как бы он повел себя в той или иной ситуации. Такая работа не останется незамеченной, а ребенок будет не только воспитан и вежлив, но и осведомлен.

С уважением, Наталья.

Конспект занятия «Понятие об этикетной ситуации общения»

Вопрос: Чувствуете разницу?
К культуре поведения это имеет самое прямое отношение.
К сожалению, есть среди ребят такие, которые подозревают, что вокруг них все глупы, жадны, злы. Сами понимаете, с подобными мыслями очень трудно стать воспитанным человеком, просто даже невозможно.
Анализ ситуации:
Приехал Олег в лагерь. Направили его, ну, допустим, в пятую комнату. А там уже трое других ребят устроились. Сидят, журналы рассматривают.
Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. Но ничего, есть один приемчик в запасе: мигом отвяжется. И вообще какие-то они подозрительные, надо сладости подальше спрятать.
Вопрос: Почему Олег так подумал о своих будущих соседях?
Если человек привык так плохо думать о других, то и вести себя он будет соответственно.

Не часто, но такие люди, зараженные недоверием и злостью, все же встречаются. Они отравляют нашу жизнь в классе, во дворе, они могут вконец испортить веселую лагерную смену.
Вопрос: Каким будет поведение человека, когда он верит, что в людях много хорошего?
Возможно, что он скажет » Привет, ребята! А меня сюда направили, Я Олег, из двенадцатой школы, А вы? Вот здорово: все из разных школ… У вас, которая кровать свободна?.. Да ты не убирай гантели, они мне и не мешают вовсе. Если вам что — то надо, книги или ножик, так берите».
Вопрос: С которым из этих Олегов вы хотели бы оказаться в одной палате?
Вопрос: А каждый ли из вас уверен, что, если бы в лагере можно было выбирать соседей по койке, вас все бы охотно выбрали? Над этим стоит задуматься!
Нужно верить, что мы живем среди хороших, честных, умных, воспитанных людей. Такая вера рождает доброе отношение к человеку — самую главную основу воспитанности. Когда она есть, то не страшно забыть или не знать каких-то правил. Доброе отношение к человеку всегда подскажет, как надо поступить.
Анализ ситуации:
Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо подруге. Оно написано, вложено в конверт.
Вопрос: надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан?
Анализ ситуации:
Три подружки уселись на дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается только их двоих.
Вопрос: Можно ли это сделать прямо тут же?
Анализ ситуации:
Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится.
Вопрос: Что вы скажете тому, кто ее подарил?
Анализируя ситуации, вы объяснили не только, как поступить, но и почему именно так, то, наверное, почувствовали, что доброе отношение к людям проявляется в разных форма, в разных наших качествах.
Одно из них — тактичность. Тактичность и вежливость — не одно и то же.
Анализ ситуации:
Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее рядом, поднимается девочка.
— Садитесь, пожалуйста!
— Ну что ты… Спасибо… Не надо…
— Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.
Оживление на лице женщины гаснет.
Вопрос: Это проявление вежливости? Тактичности?
4. В фундаменте этикета покоятся четыре краеугольных камня: доброе отношение человека к человеку, здравый смысл, красота, народные обычаи и традиции. Именно поэтому воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: родителям, товарищам, учителям и даже незнакомым людям — будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает.

В повседневной жизни слова вежливости мы произносим автоматически, и часто не задумываемся, что именно они обозначают. Например, здороваясь, мы желаем человеку здоровья. Эти благие пожелания стали формальностью, для кого-то дежурные улыбки и любезности даже являются составной частью профессии. И детей мы учим хорошим манерам так же поверхностно, как пользуемся ими сами. Поэтому при воспитании культуры общения важно показывать своему ребёнку личный пример. Ребёнок должен почувствовать, что вы не только на словах выполняете правила этикета, но и в повседневной жизни следует им. И это окажет на него больше влияния, чем ваши ежедневные напоминания, не подкреплённые действиями.
Воспитанный ребёнок, общаясь со взрослыми, с другими детьми, относится ко всем с уважением, доброжелательно. Он знает, как правильно обращаться к тому или иному человеку, не говорит грубостей и использует в своей речи вежливые слова. Культура общения включает и воздержание от неуместных в данной обстановке действий, слов.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Чтобы сформировать у ребёнка культуру речи, родители должны научить своего малыша:
— чётко и ясно произносить слова;
— правильно и понятно для окружающих излагать мысли;
— вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;
— не перебивать говорящих;
-внимательно выслушивать указания старших;
— говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;
— не засорять речь словами паразитами;
— спокойно и скромно держать себя во время разговора.
Если ребёнок научится всему тому, вам никогда не придётся краснеть за него.
Родителям всегда надо помнить том, что ребёнок, постепенно взрослея, запоминает, как ведут себя люди, которые находятся вокруг него. Он учится быть похожим на них. А это значит, что если в семье вошло в привычку обманывать, унижать друг друга, хвастаться, завидовать, то и растущий маленький человечек не представляет себе никаких других правил общения.
Объясните своему малышу, что скромность — это важная черта личности, показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям, требовательность к самому себе. Никогда не стоит хвастаться тем, чего ты на самом деле не умеешь, не знаешь. Не стоит вам самим восхвалять своего малыша. Вы можете добиться того, что ребёнок станет не управляемым, будет считать себя лучше других.
Очень важно подготовить и научить ребёнка правильно себя вести в общественных местах, не забывая, конечно, и о поведении дома. Ведь именно из дома и выносит малыш первые представления о том, как поступать в той или иной ситуации. И если мама с папой учат его правилам поведения, а дома совсем о них забывают, то и ребёнок не станет их придерживаться.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*