admin / 27.02.2020

Актеры чемпионы быстрее выше сильнее

…Потому что жизнь – борьба

Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее (2016)
драма, спорт
Режиссер: Артем Аксененко
В ролях: Сергей Бондарчук, Евгений Пронин, Кристина Асмус, Егор Корешков, Александр Робак
Премьера: 18 февраля 2016 года
Смотри в сервисе

Юную Светлану Хоркину тренеры заметили еще в белгородской спортивной школе. После череды побед гимнастку пригласили в сборную страны, несмотря на нестандартную для этого вида спорта комплекцию, и Светлана стала выигрывать одну медаль за другой, пока не поняла, что семья для нее важна не меньше спортивных побед. Пловец Александр Попов имел все шансы стать одним из самых именитых чемпионов современности, но ножевое ранение, полученное в схватке с хулиганами, на несколько месяцев лишило его возможности тренироваться. Превозмогая боль, себя и вердикты врачей, Попов вернулся в бассейн и завоевал очередное золото для России. Борец из Новосибирска Александр Карелин в своем виде спорта видит не только схватку мышц, но и глубокую философию. Разноплановый подход к тренировкам и особая подготовка позволили Карелину привезти три золотых медали Олимпиад. Три истории побед и поражений, три героя, прославившие Россию на спортивных площадках.

Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее «

Многие из элементов гимнастической программы Кристина Асмус выполнила в кадре сама, так как в детстве и юношеском возрасте довольно серьезно занималась этим видом спорта

Из всех способов воспитания патриотических чувств, на которые сегодня устремлено столько внимания со стороны государства, спорт занимает особенное положение. Даже с повсеместным развалом всего и вся спортивные секции и школы продолжают функционировать силами энтузиастов и регулярно пополняют ряды чемпионов, гордо носящих на груди эмблему с российским триколором. Однако упускать из внимания интерес к спорту нельзя – только постоянная «накачка» спортсменов и болельщиков позволяет идти от одной победы к другой. Кино с этой точки зрения может служить дополнительным ориентиром для юных спортсменов – «Легенда № 17», например, была нацелена именно на это, на возрождение интереса к спорту от самого разного зрителя.

Обычно очень ревностно относящийся к использованию своей символики в игровом кино Олимпийский комитет в случае с «Чемпионами 2» дал согласие на демонстрацию в кадре лого сразу трех Олимпийских игр

Накануне сочинской Олимпиады отечественные кинопроизводители попытались порадовать зрителя сборником новелл о наших выдающихся спортсменах. Из-за желания объять необъятное «Чемпионы» получились рыхлыми, скомканными и, пожалуй, излишне прямолинейными. Но интерес к подобному жанру отрицать было нельзя, а потому появление продолжения совсем не удивительно. Тем более что создатели провели работу над ошибками, уменьшили количество героев, а упор в повествовании сделали на окружающем спортсменов напряжении, а не только на церемониях награждения. Да, спорт – тяжелый труд, и сиквел по большому счету рассказывает именно об этом.

Интересно, что, отказавшись от формата «каждую историю снимает отдельная команда», авторы «Чемпионов 2» смогли сделать свой фильм более разносторонним, чем его предшественник. Здесь нет даже единой схемы победы: Хоркина побеждала, потому что была нестандартной для гимнастики, а Карелин был создан для борьбы; Попов всю жизнь был одиночкой, в то время как гимнастки выступают и в командных дисциплинах; в сборной борцов все были горой друг за друга, а девушки-гимнастки находились в постоянной конфронтации друг с другом. Все это придает картине живость – она похожа на настоящее спортивное состязание, где исход хоть и предсказуем (историю-то мы помним), но явно не столь очевиден. Главное же – это сигнал нынешним спортсменам: нет никаких гарантий и рецептов, есть только терпение, труд и самоотверженность, ведущие к достижениям.

Нужно отметить, что сценаристы сделали все, чтобы скучный спортивный ритм «набор формы – тренировка – соревнование» превратить в хоть сколько-то увлекательное зрелище. Правда, кое-где конфликт приходилось выдавливать по капле. Например, вся проблема экранной Хоркиной кроется в желании побольше времени проводить с мамой, а Карелин и вовсе не испытывает никаких затруднений, его линия – это скорее зарисовка на тему «борец – не только гора мышц». Да и новеллу с Поповым раскручивать на одном только ранении невозможно, ему добавили романтическую линию, и это, кстати, неплохо сработало.

Прекрасно поработали актеры. Их подготовка заметна невооруженным глазом, а весьма удачный ход с чередованием кадров реальных соревнований Хоркиной, Попова и Карелина и постановочных съемок демонстрирует высокий уровень мастерства и отменную спортивную форму артистов. И пусть Бондарчук на две головы ниже настоящего Карелина, а Асмус никак не выглядит четырнадцатилетней девочкой, фотографическое сходство здесь и не нужно. Спорт – это прежде всего настрой и дух, а затем уже внешний вид.

Но победы – это прекрасно, а вот о жизни после карьеры чемпиона у нас говорить пока не рискуют. Лишь раз в фильме зашел разговор о том, что спорт высоких достижений отнимает все, что есть у человека внутри, да и от того герои отмахиваются. А между тем даже в этом фильме о победителях все заканчивается не так уж и радостно – Хоркина провалила сиднейскую Олимпиаду, Карелин пусть и не без помощи судей, но был весьма унизительно повержен, а Попову так и не удалось повторить собственные достижения. В последующих фильмах хотелось бы увидеть, как сложилась судьба наших чемпионов, ведь спуск с пьедестала – это почти всегда забвение.

Спортивная история СССР и России богата славными страницами. Если к их переносу на большой экран подходить с должной увлеченностью и стремлением разнообразить сюжеты, то «Чемпионы» вполне имеют право на продолжение. Сиквел как минимум не уступил оригиналу, а в чем-то его даже превзошел – он действительно сильнее, как и положено прилежно тренировавшемуся ученику.

С 18 февраля в кино.

Фильм Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее

Фильм параллельно рассказывает три истории, каждая из которых посвящена одному российскому спортсмену, ставшему лучшим в своем виде спорта. Первая история о гимнастке Светлане Хоркиной. С самого детства она стремилась к победам, но из-за ее слишком большого роста никто не верил, что она добьется успеха. Однако благодаря упорству, самопожертвованию и поддержки матери Светлана все-таки попадает на Олимпийские игры 1996 года в Атланте. Там она становится олимпийской чемпионкой и заявляет, что уходит из спорта. Хоркина хочет проводить время с семьей, но очень быстро понимает, что не может без спорта и возвращается к тренировкам. На Олимпийские игры 2000 года в Сиднее она тоже попадает. Там она проваливает первый день, но на индивидуальных соревнованиях вновь берет золотую медаль.

Вторая история посвящена пловцу Александру Попову. Он был настолько увлечен тренировками, что у него не было времени на личную жизнь. К 1996 году он стал обладателем четырех золотых олимпийских медалей и продолжал тренироваться, чтобы выступить на Олимпиаде в 2000 году. Однажды он с другом провожал двух девушек и на них напали хулиганы. В результате этого нападения Александра ранили ножом. В тот же вечер его прооперировали, но когда он очнулся, врач сообщил ему, что о большом спорте можно забыть. Девушка Дарья, пожертвовала своей спортивной карьерой, чтобы быть рядом с Александром, который был не намерен сдаваться, и приступил к тренировкам сразу, как только смог. Благодаря своему тренеру ему удалось набрать форму и стать чемпионом Европы. Также после травмы он женился на Дарье и у него родился сын.

Третья история о знаменитом борце Александре Карелине. К нему в Новосибирск, приезжает журналист Янис, чтобы взять интервью для своей газеты. Там он следит за тренировками борца и узнает о его травме ребра, из-за которой его отговаривают от участия в Чемпионате мира по греко-римской борьбе в Стокгольме. Однако, несмотря на запрет врачей, Карелин все-таки едет на соревнования и, превозмогая боль, завоевывает золотую медаль. В 2000 году на Олимпийских играх в Сиднее из-за судейской ошибки его лишили золотой медали, и он стал серебряным призером. Однако он с честью принял это поражение.

О возникновении идеи

Ко мне пришёл Эмиль Никогосян (креативный продюсер и сценарист фильма — прим. Сибдепо) вместе с творческой группой людей. Поделились этой авантюрной идеей. Список соискателей на то, чтобы стать прототипами в фильме «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее», изначально был значительно шире. Я спросил Никогосяна, к кому они ещё приходили. Сказали, что пока только ко мне. Посмотрел список других претендентов и поймал себя на мысли, что компания более чем лестная.

О названии и других героях картины

Сначала название рабочее было «4 стихии», потому что предполагалось изначально четыре персонажа. Но потом нас осталось трое, и получился олимпийский девиз «Быстрее. Выше. Сильнее». Ну и в общем-то всё логично. В нашей компании слишком высокая Света, очевидно быстрый, хотя и с вальяжной такой манерой плавания, Саша. Про себя я скромно помолчу, у нас в Сибири все такие.

Особо приятное совпадение, что мы вместе со Светланой Хоркиной и Александром Поповым боролись в одно время за медали, боролись за Российскую Федерацию. Я был знаменосцем этой команды и оказаться в ней ещё раз для меня лестно.

О съёмках

Я согласился на фильм «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» при двух условиях. Во-первых, мы не участвуем в кинопроизводстве, ни я, ни Кузнецов (Виктор Кузнецов — тренер Карелина — прим. Сибдепо). Во-вторых, я особо не вчитывался в сценарий, поэтому попросил только, чтобы не искажали факты и не коверкали имена.

Я не вмешивался в съёмочный процесс, а консультировал группу создателей фильма. Алексей Ким — тренер моего конкурента Хасана Бароева, поэтому то, что вы увидите на экране, показано через призму взгляда конкурента. Но я принял участие в полуторачасовой съёмке. Это были уже подсъёмки для фильма, к этому времени основная часть была смонтирована. Я на камеру показал несколько приёмов. В фильм вошло лишь рукопожатие.

Об актёре, сыгравшем Карелина

Я актёра не утверждал, но Серёжу знаю с младых ногтей (роль борца исполнил Сергей Бондарчук — прим. Сибдепо). Сначала мне позвонил его отец, Федор Сергеевич, чтобы узнать всё-таки моё мнение. А я сказал, что в кино не разбираюсь.

Когда Сергея утвердили на роль, кто-то начал говорить о несовпадении наших параметров. Но я считаю, что фильм — это ведь не методическое пособие по греко-римской борьбе и не хрестоматийное изложение ситуации. Сергей волновался и на показе фильма, который мы посетили 9 февраля в Москве. А мой тренер после показа сказал, что во всех трёх сюжетах хорошо показано преодоление. Это в данном случае главное.

О центральном сюжете в спортивной жизни и в фильме

Я сторонник очень простой траектории развития событий в спорте, когда важными и центральными становятся отношения «ученик — тренер». Во всех трёх сюжетах фильма это видно: Александр Попов и его тренер Геннадий Турецкий, Светлана Хоркина и её уже почивший наставник Борис Пилкин. А мой тренер, кстати, сейчас готовится к 75-летию, он уже 50 лет каждый день выходит на ковёр. Тренер заряжает тебя уверенностью, а твоя задача выполнять. Есть несколько типов тренеров: одни — технари, которые научат тебя всем приёмам, а другие научат ещё и побеждать.

О кино «по мотивам спорта»

Кино — это современный способ привлечь людей в спорт. Цитируя Ленина, можно сказать, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Но здесь ещё и важно, чтобы разумные акценты были расставлены. В случае с фильмом «Чемпионы» — это отношения с родителями, редкие встречи, история любви и моя провинциальная история. Все они сделаны с добрым отношением к персонажу.

Я бы назвал эту историю «по мотивам». Ведь если показать всю специфику тренировочных будней, то после такого кино никогда родители детей не приведут в зал. А нужно, чтобы у детей возникало желание после просмотра фильма всё-таки прийти заниматься спортом. Если завтра родители приведут ребят в кинозал, а потом обязательно в зал, тогда кино достигло своих целей, и его можно будет считать поистине пропагандистским. Когда не нужно будет думать, а где моё предназначение? Потому что вот оно: приходи в зал и становись лучше.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*