admin / 04.11.2019

Что едят буддисты

В каждой религии питание — это неотъемлемая часть духовной практики. Относительно него существуют разного рода предписания, запреты, рекомендации и так далее. Предписания касаются как пищи, рекомендуемой к употреблению, так и самого процесса принятия пищи. В отличие от большинства религий, буддизм не является догматичным, поэтому питание каждого буддиста — это большей частью его собственный выбор. Буддизм вообще достаточно толерантная религия, поэтому каких-то чётких правил в ней не существует.

Будда, уходя из этого мира, оставил своим ученикам последнее наставление — никому не верить (в том числе ему) и всё проверять на личном опыте. А также «быть самому себе светильником», то есть не возводить в культ каких-либо учителей или писания. Кстати, авторитетность ведических писаний Будда и вовсе отрицал. По каким причинам — вопрос сложный, и существует множество версий. Но это ещё раз говорит о том, что Будда не был сторонником каких-то догм, ритуалов и «мёртвых» знаний. То есть все знания должны быть проверены на личном опыте. Тогда они становятся ценными. В вопросе питания это тоже актуально.

Вопрос питания, как и многие другие вопросы в буддизме, рассматривается лишь с точки зрения рекомендаций, но ни в коем случае не в виде заповедей или запретов. Для буддистов-мирян действуют пять заповедей, которым рекомендуется следовать всем последователям Учения. Это нужно не потому, что Будда или ещё кто-то так сказал, а потому, что эти заповеди позволяют жить в гармонии с собой и окружающим миром, а самое главное не накапливать негативной кармы, которая может очень пагубно сказаться на продвижении в духовной практике.

Итак, пять заповедей в буддизме следующие:

  • отказ от насилия и убийства;
  • отказ от воровства;
  • отказ от лжи;
  • отказ от дурного сексуального поведения;
  • отказ от употребления опьяняющих веществ.

В контексте вопросов питания последователей Учения Будды нас интересуют такие пункты, как первый и последний. Именно исходя из этих рекомендаций можно сделать вывод о том, что употреблять и от чего воздерживаться буддистам.

Что едят буддисты

Итак, буддистам-мирянам рекомендуется воздерживаться от причинения вреда живым существам и употребления опьяняющих веществ. Что подразумевать под данными концепциями, каждый для себя решает сам. Для кого-то отказ от причинения вреда живым существам — это отказ от охоты, рыбалки и эксплуатации животных в цирке. Кто-то понимает это ограничение более серьёзно и отказывается от мясной пищи. А если поинтересоваться, в каких жестоких условиях сегодня эксплуатируют коров, то и употребление молочных продуктов можно рассматривать как причинение вреда живым существам и нарушение принципа отказа от насилия.

Еда в буддизме никак строго не регламентируется, и питание — это личное дело каждого человека в силу его уровня развития, взгляда на мир и принципов взаимодействия с этим миром. Пищевые запреты в буддизме как таковые отсутствуют. Что касается наставлений самого Будды относительно питания, то однозначного мнения также нет. Некоторые последователи Учения считают, что Будда категорически осуждал мясоедение и считал несовместимым развитие в себе сострадания и поедание мяса. Другие последователи Учения, напротив, придерживаются мнения, что Будда никаких конкретных наставлений относительно мяса не давал и оставил этот вопрос на личное усмотрение каждого. Есть также мнение, что Будда предупреждал своих учеников, что в будущем придут лжеучителя, которые будут говорить, что он якобы оправдывал мясоедение, но на самом деле употребление мяса он считал недопустимым.

Поэтому говорить о каких-либо ограничениях в буддизме относительно питания сложно, поскольку разные школы буддизма могут придерживаться разных версий. К примеру, есть последователи Учения, которые считают мясоедение вполне допустимым, и даже более того, утверждают, что это — форма служения живым существам, так как, поедая животных, а потом совершая различные религиозные обряды, ритуалы и практики, буддисты позволяют животным достойно перевоплотиться. Довольно странная позиция, однако, нельзя сказать, что эти люди совсем неправы. Если практикующий буддист ест мясо, то по закону кармы убитое животное должно в одной из будущих жизней родиться человеком и тоже начать практиковать. Но сторонники данной концепции упускают один незначительный момент: куда потом перевоплотится тот практикующий, который съел мясо животного? Правильно: он поменяется с этим животным местами. Об этом сторонники данной концепции предпочитают не думать.

Питание в буддизме

Как уже написано выше, питание в буддизме практически никак не регламентируется. Особенно что касается буддистов-мирян. Разумеется, сложно представить, как можно взращивать в себе «бодхичитту» и «метту» и при этом употреблять мясо. Разве что полностью абстрагируясь от того факта, что мясо — это мертвая плоть и результат страданий живых существ.

Что касается частоты приёма пищи, то есть мнение, что в монашеской общине Будды практиковалось двухразовое питание. Также есть такая поговорка: «Святой человек питается один раз в день, мирянин — два раза в день, а животное — три раза в день». Показательно, что современная медицина продвигает четырёх- и даже пятиразовое питание. Комментарии тут излишни: современное общество ориентирует нас на постоянную зацикленность на еде, частые, обильные приёмы пищи, перекусы и так далее.

Стоит помнить, что Будда проповедовал так называемый Срединный Путь — отказ как от роскоши, так и от крайнего аскетизма — и однажды даже высказал замечание в адрес своего ученика, который решил наложить на себя дополнительную аскезу и питаться один раз в сутки. Поэтому Будда в вопросах питания завещал придерживаться золотой середины: питаться без излишеств, но и не истязать себя чрезмерно практиками голодания и малоедения.

Питание буддийских монахов

Если в случае с буддистами-мирянами вопрос питания — это личный выбор каждого, то питание монахов регламентируется более серьёзно. Большинство из них всё-таки воздерживается от мяса (однако, не все) и предпочитает питаться простой пищей без вкусовых излишеств. Примечательным является то, что, несмотря на разногласия в вопросе употребления мяса, большинство монастырей придерживается воздержания от лука и чеснока: эти продукты с довольно положительной в нашем обществе репутацией на самом деле очень вредны именно для практикующих — они возбуждают ум и тело, что может негативно сказаться на практике йоги и медитации. Поэтому этих продуктов монахи избегают практически единогласно. То же самое касается и стимуляторов — чая, кофе, газированных напитков с кофеином. Также распространено негативное отношение к такому продукту, как грибы. Тут присутствуют два аспекта — чисто научный и философско-эзотерический. С научной точки зрения грибы, подобно губке, впитывают из земли все шлаки и вредные вещества, в том числе радиацию.

А с философско-эзотерической точки зрения грибы — это растения-паразиты, которые питаются за счёт гибели других организмов продуктами их разложения или жизнедеятельности. И в соответствии с правилом «мы — то, что мы едим», поедая такие «эгоистичные» растения, человек будет взращивать в себе эгоизм.

Питание буддийских монахов в основном состоит из злаков, овощей и молока, приготовленных в различных сочетаниях.

Что касается мяса, то часть монастырей придерживается концепции, что Будда запрещал есть мясо, только когда животное было специально убито в пищу монаху (монах это видел, знает об этом или может это предположить). Во всех остальных случаях брать подаяние в виде мясной пищи не возбраняется.

Таким образом, особенности питания в буддизме могут различаться в зависимости от школы или «колесницы» Учения. Так, тибетский буддизм более лоялен к питанию и не так категоричен в вопросах употребления мяса. Что касается индийского буддизма, то там, в силу территориальных и культурных особенностей, к употреблению мяса относятся большей частью негативно. Буддийское питание в основном составляется таким образом, чтобы не препятствовать успешной духовной практике, а для этого необходимо исключить в первую очередь опьяняющие вещества и стимулирующие психику и тело продукты, такие как лук, чеснок, кофе, чай, сахар, соль, специи и так далее. Кухня буддизма представлена простой пищей, которая не требует больших затрат финансов и времени для приготовления, но вместе с тем удовлетворяет потребности организма. Одним словом, всё согласно заветам Будды: Срединный путь актуален даже в вопросах питания.

Буддийский пост

Обеты упасатхи соблюдаются в три дня ново- и полнолуния, а также по одному дню в четверть-луния. Кроме того, эти обеты могут приниматься и в любой другой день, по желанию принимающего.
Обеты очистительного поста обычно соблюдают те, кто уже принял Прибежище. Но принятие этих обетов возможно и для человека, еще не обретшего данный статус. Это, однако, возможно лишь в том случае, если пост завершается Посвящением — принятием Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе. Принятие обетов поста обязательны перед достойным принятием послуха, монашества, обетов Бодхичитты или Тантры.
Считается, что все благие заслуги и результаты всех неблагих деяний увеличиваются в эти дни стократно, поэтому в эти дни следует совершать покаяния, подношения Трем Драгоценностям, вершить простирания, молитвы и созерцания. Эти дни лучше всего посвятить усиленной практике в соответствии с полученным Посвящением, а не мирским делам.
Пост следует принимать «рано утром», поскольку он есть дисциплина суточная. Если же пост был принят днем раньше, то увеличение продолжительности поста со-пряжено с еще утренним словесным ритуалом его возобновления, но только в пределах восьми суток. Соблюдение поста предполагает голодание, поэтому при желании увеличивать число постных дней можно по завершении каждых суток поста, а потом опять принять пост на сутки.
Пост не может быть принят без благословения другого лица, полностью Посвященного в свод Святых Обетов (лучше всего — от принявших полное монашество, но при отсутствии такового — разрешается принимать обеты поста в присутствии и мирского последователя Дхармы), таково предписание Винаи. Если же таковой возможности не имеется, то разрешается принимать обеты поста самостоятельно, возле алтаря Трех Драгоценностей или у образа Просветленного, или же, при их отсутствии — представив облик Просветленного пред мысленным взором, почтив Святую Триратну троекратными простираниями и подношениями.
Принятие обетов очистительного поста осуществляется в определенной смиренной ритуальной позе (стоя на коленях, руки должны быть сложены у груди как бы для приветствия «намастэ» или их положение должно соответствовать мудре «голубь»). Отсутствие смиреной позы не порождает принятия обетов поста.
В момент принятия поста и во время его исполнения следует снять с себя все украшения и одежды, которые надеваются в торжественных, нерядовых ситуациях, ибо такие украшения поддерживают тщеславие. Обычные украшения атрибутивного характера, т. е. соответствующие будничной традиции оформления внешности, можно не снимать.
Пост длится, начиная с предрассветных сумерек («окончание ночи») и до восхода солнца следующего дня. Суточному воздержанию от приема пищи, сопровождавшему очистительный пост, придается особое значение: если голодание длится только в течение ночи, предшествующей посту, и дня (т. е. до захода солнца), то в этом случае говорить о соблюдении поста неуместно.
С какой целью принимаются все восемь компонентов очистительного поста?
Четыре первых составляющих обетов поста — это отказ от убийства, воровства, прелюбодеяния (и вообще любых половых контактов) и лжи, благодаря чему прекращается совершение того, что по своей природе влечет духовное омрачение. Это четыре фактора добродетели являются щитом от безнравственности.
Пятая составляющая — внимание/бдительность — выражается в отказе от употребления опьяняющих субстанций. Это фактор трезвенности (напомним, что семантика русского глагола «трезвиться» содержит, прежде всего, идею способности к самонаблюдению, отчетливого видения своих поступков и возможность корректировать мотивы и соответствующие им действия). Даже тот, кто принял обет нравственности, опьянившись, может впасть в расслабленность и пренебрежение обетами, кроме того, сам факт тупости сознания, вызываемый опьянением, уже является тяжелым грехом согласно Винае Бодхисаттв.
Шестая, седьмая и восьмая составляющие — это факторы аскетизма: отказ от почивания на высоких и широких постелях, отказ от употребления благовоний, умащиваний и прочих способов ублажения тела, отказ от увеселительных видов деятельности и приема пищи в неурочное время (более одного раза в день — до полудня, или, что гораздо лучше, полное голодание), то есть всего того, что подпитывает чувственные желания.
Если обеты трезвости и аскетизма не принимаются, то это — не пост, а простое голодание.
Вспоминая же об обете воздержания от пищи всякий раз, как только захочется есть, соблюдающий обеты поста взращивает памятование о Трех Драгоценностях и принятых обетах, и у него возникает «пренебрежение к еде», т. е. он отстраняется от влечения испытывать вкусовые ощущения. Это первое приближение к отказу от влечения к чувственным объектам.
Обеты очистительного поста не могут исполняться частично, принявший обязан следовать всем его предписаниям.

Воздержание в буддизме

Пост (на иврите цом) – это воздержание от пищи, которое может быть добровольным или по предписанию закона. Определенных постоянных постных дней в еврейском календаре сравнительно мало. Наиболее известный – Йом-Кипур (День Всепрощения), когда Галаха (нормативная часть иудаизма, совокупность всех законов иудейской традиции, содержащихся в Торе, Талмуде и более поздней раввинистической литературе) запрещает еду, питье, умывание, ношение кожаной обуви, умащение маслами и супружескую близость. Этот пост продолжается от захода солнца до появления звезд вечером следующего дня. Вообще сутки у иудеев начинаются с приходом сумерек.

Кроме Йом-Кипура, единственного поста, предписанного Моисеевым законом, были установлены еще четыре постоянных поста в память о печальных событиях, имевших место при разрушении Первого Храма: в четвертом месяце (Тамуз), пятом (Ав), седьмом (Тишрей) и десятом (Тевет). Обыкновенные посты заключаются только в воздержании от пищи и воды. Запрещено, однако, предаваться в этот день излишним удовольствиям. С течением времени добавлялись и другие посты в память несчастий, постигших еврейский народ. Однако они не обязательны для соблюдения и не получили особого распространения.

Пост Девятого Ава (Тиша бе-Ав), в который также соблюдаются пять запретов, предваряется тремя траурными неделями. Во время последней недели нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино.

Если Йом-Кипур и Тиша бе-Ав (Девятое Ава) справляются «от вечера до вечера», то все прочие посты, за исключением общественного поста по случаю засухи, начинаются с восходом солнца и кончаются с закатом. В пост обыкновенно раздавали к вечеру милостыню бедным; этот обычай нашел отражение в талмудической поговорке: «Ценность поста в милостыне». Если любой постоянный пост, кроме Йом-Кипура, приходится на субботу, то он откладывается на следующий день. Нельзя также поститься в праздники (как большие, так и малые), в день новолуния и в полупраздники.

Больные и женщины в период беременности не обязаны соблюдать пост и могут принимать пищу в пределах необходимости.

Однако жесткая система ограничений определяет повседневную еврейскую кухню. Правила кашрута, которые определяют, что может есть и пить последователь иудаизма, строго регламентированы. Самый известный из запретов кашрута – на смешивание мясной и молочной пищи. Принимать молочную пищу можно только через три-шесть часов после того, как в рот был отправлен последний кусок мяса. Для мяса после молока пауза длится всего час, но если в меню был твердый сыр, придется ждать не меньше трех часов.

Но даже мясо кошерных животных (как сказано в Ветхом Завете, с раздвоенными копытами и отрыгивающих жвачку) должно быть получено определенным образом. Регламентируется, где и как должны быть забиты эти животные, последовательность обработки их туш. А кошерные молочные продукты могут быть получены только из молока кошерных животных, которых кормят, содержат, доят, а потом перерабатывают их молоко, соблюдая множество ограничений.

Приготовить такую еду и съесть ее без нарушений также непросто. Вся посуда и кухонная утварь должна быть «чистой» в кошерном понимании, то есть разделяться на «мясную» и «молочную». Запрещается даже мыть в одной раковине посуду, в которой были мясные и молочные блюда. Немало времени уходит и на обработку вполне безобидных продуктов, как, например, капусты: нужно просмотреть каждый лист кочана, не затесалось ли там запрещенное для еды насекомое, будь это даже крошечная мошка.

Сам процесс производства продуктов находится под постоянным контролем специальных уполномоченных. Они и дают окончательное заключение, кошерной ли получилась пища и напитки, включая вино. Существуют сертификаты подлинности, «эхшер», и особая упаковка, по которой ортодоксальный еврей в любой стране мира может опознать эти продукты. Есть и кошерное меню в ресторанах, и даже кошерное питание на авиалиниях. Малейшее нарушение правил кашрута в любом звене технологической цепочки переводит пищу в разряд некошерной. Скажем, если к откупоренной бутылке с кошерным вином случайно прикоснется неиудей, оно становится некошерным.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*