admin / 10.01.2020

Дмитрий хворостовский голос

«Педагог заявил, что для певца нужен голос, а его у Димы нет»: отрывки из книги Людмилы Хворостовской

Дмитрий Хворостовский

Книгу «История семьи. Сибирская сага» можно заказать через Интернет или купить во всех крупных магазинах страны. Пока она доступна только в бумажном виде. Ее стоимость составляет 500 рублей. Мемуары опубликовало крупнейшее в России издательство ЭКСМО. Людмила Петровна ведет повествование от первого лица. Она много и подробно рассказывает о поступлении сына в институт, о трудностях, с которыми пришлось столкнуться.

«Итак, Дима окончил училище, получил свободный диплом, — пишет Людмила Хворостовская. — Что дальше? Мы рассматривали два варианта. Первый — ехать в Московскую консерваторию. Папе, с его самокритичностью, казалось, что туда Дима не поступит. Кроме того, отправлять его в другой город мы, учитывая его характер и увлечения, боялись, несмотря на то, что в октябре ему должно было исполниться двадцать лет. Оставался другой вариант — Красноярский институт искусств.

Наш институт был еще молодой, располагался на проспекте Мира в бывших помещениях горсовета. Была там и кафедра сольного пения, возглавляемая и. о. профессора Екатериной Константиновной Иофель. Раньше Дима ходил прослушиваться к солисту Красноярского оперного театра, народному артисту РСФСР Ефимову, и результат прослушивания оказался неутешительным. Ефимов заявил, что для певца нужен голос, а его у Димы нет».

Певец трижды номинирован на «Грэмми»

Родители будущей звезды оперы обратились к другому педагогу, заслуженного деятелю искусств РСФСР и профессору Красноярской академии музыки и театра Екатерине Иофель.

«Для абитуриентов вокального отделения действовало правило: перед поступлением обязательно проучиться два года на подготовительном курсе. Это давало гарантию поступления. Дима подготовительный курс не проходил, и этот факт позволил Иофель говорить впоследствии, что Дима пришел в институт «с улицы». Ну да, прямо вот так шел по улице, увидел Иофель, а она его позвала поступать ни с того ни с сего!

Сначала пели студенты подготовительных курсов — сопрано, меццо-сопрано, два тенора. Чувствовалось, что их подготовили к этому выступлению. Ребята старательно артикулировали гласные и согласные, держались на сцене, как научили. С голосами дело было хуже. Звук у всех был сырой, неоперный, неровный, не было кантилены. У всех чувствовались признаки постановки голоса под один стандарт, все допускали одни и те же ошибки при вокализации. Школа! Особенно плохо обстояли дела у одного абитуриента-тенора, который пел арию Ленского. Чувствовалось, что мальчик не имеет вокального слуха — он все время детонировал, неточно пел фразы, голос звучал некрасиво и жалко. Папа, слушая их, был поражен: как можно с такими данными идти в консерваторию? Он сам пел гораздо лучше их, но считал, что вокальных данных у него недостаточно. Да, у этих ребят вокальный материал был, но им предстояло еще много и долго над ним работать.

Дмитрий умер от рака мозга в 55 лет

Подошла очередь петь нашему сыну. Он четким шагом прошел к роялю, встал по стойке смирно, хмуро глянул в зал. Первым номером была ария Ксеркса из одноименной оперы Генделя. Раньше Дима пел ее на итальянском языке, но на экзамене разрешили петь только на русском. Пришлось срочно переучиваться петь по-русски, получалось хуже — было непривычно, неудобно и некрасиво, русский текст плохо ложился на музыку, менялись привычные интонации. Диму это очень раздражало.

Папа его успокаивал:

— Что делать, раз таковы требования? Все равно звучит красиво, хорошо. Главное, будь уверен и спокоен.

Спел Дима, по мнению папы, неплохо, хотя русские слова мешали. Вторая вещь — ариозо Мизгиря из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Короткая, но коварная — из-за высокой тесситуры, особой напевности и ноты «фа» в финале. Дима прекрасно со всем справился, нота прозвучала с ферматой, легко и звонко. Настоящий русский голос! Публика оживилась, стала оглядываться на папу — его все знали по многолетним выступлениям на смотрах и концертах.

Третьей была народная песня «Ах ты, душечка». Здесь голос раскрылся, звучал свободно, красиво, с истинно русским тембром — звонкая середина, блестящие верхние ноты. Будто пел не мальчик, а зрелый певец, наполняя звуки чувством и глубиной. Это было великолепно! Пишу со слов папы и людей, бывших тогда в зале.

Хворостовский стал легендой мировой оперной сцены

Все бросились к папе, восхищенно поздравляя с талантливым сыном. Преподаватели говорили:

— Везите сына в Москву к Нестеренко, он не откажется от такого ученика!

Однако взять его к себе в класс Екатерина Иофель отказалась. О чем сообщила родителям Хворостовского.

«Иофель взглянула на него будто сверху вниз и отрезала:

— Взять его к себе не могу! У меня класс набран полностью!

Подняв голову, дала понять, что аудиенция окончена.

— Хотелось бы, чтобы он занимался у вас, у него трудный характер, поэтому надо к нему найти подход.

— Что-о-о? Это у меня характер, это ко мне надо находить подход! Здесь не детский сад, а консерватория. Не будет вести себя как следует, вылетит в один миг!

Дмитрия называли «демоническим» баритоном

Папа был поражен этим разговором. Она что, не слышит разницу в пении Димы и остальных? Но все-таки спросил:

— А тенора, который пел Ленского, берете?

— Что за вопрос? Конечно, беру!

— Знаете, я веду в самодеятельности вокал и таких, как этот тенор, не беру. Это напрасный труд как певца, так и педагога. У него нет вокального слуха. Он не будет петь. Презрительно глянув на папу, Иофель заявила:

— Он им всем сто очков вперед даст! Он пианист, окончил училище по классу фортепиано.

Папа в ответ пожал плечами. Забегая вперед, скажу, что этого тенора отчислили с четвертого курса по причине профнепригодности. Вот так!».

Дмитрий Хворостовский — биография

Дмитрий Хворостовский – знаменитый русский певец, обладатель уникального глубокого баритона, оперная звезда мирового масштаба. Он исполнял не только оперные партии, но и старинные романсы, народные песни, песни военных лет. На его концерты в России и за рубежом собирались полные залы, певец обладал не только замечательным голосом, но и невероятной харизмой. Он умел заряжать зрителей позитивным восприятием действительности. Русский исполнитель рано ушел из жизни, но его волшебный голос всегда будет вселять в людей оптимизм.

Детство

Дмитрий Хворостовский – коренной сибиряк. Он родился в Красноярске 16 октября 1962 года в интеллигентной семье. Родители мальчика не имели отношения к искусству, но были образованными людьми, увлекались любительским пением. Отец, Александр Степанович, работал инженером-химиком, мама, Людмила Петровна, была врачом-гинекологом. Александр Степанович страстно любил музыку, виртуозно играл на фортепиано, обладал прекрасным, глубоким баритоном.

Дмитрий Хворостовский в детстве

Свой удивительный голос Дмитрий унаследовал от отца. Вечера в семействе Хворостовских часто проходили по давно отработанному сценарию. Отец усаживался за пианино и пел вместе с Людмилой Петровной под собственный аккомпанемент. Как только Дима научился хорошо говорить, он присоединился к родителям. Уже в четыре года мальчик пел старинные романсы, народные песни. Отец коллекционировал пластинки известных исполнителей. Совсем скоро Федор Шаляпин, Тито Гобби, Мария Каллас, Этторе Бастианини стали настоящими кумирами и для юного Хворостовского.

Средняя школа, в которой учился Дмитрий, была расположена в соседнем дворе. Это было очень удобно для родителей, и не слишком нравилось мальчику. С учебой у него всегда были проблемы, хорошие оценки очень редко красовались в дневнике будущего певца. Свой неуспех в общем образовании он компенсировал посещением музыкальной школы, где обучался игре на фортепиано. К моменту выпуска из средней школы Дмитрий получил на руки очень нелестную характеристику. Это окончательно испортило его отношение к преподавателям, и после певец старался даже не вспоминать о своем школьном детстве.

Дмитрий Хворостовский в юности

Несмотря на негативное отношение к школе и педагогам, Дмитрий выбрал для себя профессию учителя. Он поступил в местное педучилище имени Горького на музыкальное отделение. В тот период молодой человек страстно увлекался стилем «рок». Ради подработки и накопления опыта Хворостовский становится солистом и клавишником группы «Радуга». Коллектив, исполняющий музыку разных стилей и направлений, работал в клубах и ресторанах сибирского города.

Дмитрий в то время позиционировал себя настоящим рокером. Его внешний вид и поведение полностью соответствовало этому званию. Он часто дрался, доказывая свою правоту кулаками, уходил в загулы. Подобный образ жизни редко заканчивается благополучно, но Хворостовскому повезло. Был период, когда молодой человек хотел бросить училище. Однако он вовремя одумался, взял себя в руки, и успешно окончил учебное заведение, получив диплом преподавателя музыки.

Для построения успешной карьеры среднего профессионального образования было мало. Дмитрий становится студентом Красноярского института искусств. Он учился на вокальном факультете. Знакомые оказали молодому человеку протекцию, благодаря которой он попал в класс Екатерины Иофель. И хотя в ее группе не было свободным мест, Иофель, прослушав юношу, оставила его в своем классе.

Первые два года в институте дались Дмитрию очень тяжело, он не привык к методичному обучению. По характеру юноша был настоящим холериком, нетерпеливым и вспыльчивым. Его переучивали с хормейстера на солиста, и это вызывало крайнее раздражение у молодого человека. К третьему курсу дела пошли на лад, Хворостовский стал понимать своего педагога с полуслова. За все время обучения студент ни разу не пропустил занятия педагога Иофель. Он окончил учебу в институте искусств с отличием, это произошло в 1988 году.

Карьера исполнителя

Дмитрий был еще студентом, когда его пригласили работать Красноярский театр оперы и балета. Сначала он прошел проверку, исполняя второстепенные партии. Но артиста с таким великолепным голосом держали на вторых ролях недолго. Совсем скоро ему стали доверять главные партии в операх Чайковского, Леонкавалло, Верди, Гуно. В 1986 году восходящая оперная звезда завоевала звание лауреата Всероссийского конкурса вокалистов. А еще через несколько месяцев Хворостовский стал лауреатом Всесоюзного конкурса исполнителей.

Дмитрий Хворостовский на концерте

Окончив институт, Дмитрий принял непростое для себя решение. Он стал держать ориентир на западных слушателей, строил карьеру исполнителя европейского уровня. Вряд ли стоит упрекать певца за это, в СССР полным ходом шла перестройка, и на развитие культуры обращалось мало внимания. Молодому певцу нужно было пробиваться на мировую сцену, он имел для этого все предпосылки.

Хворостовский становится активным участником международных конкурсов. В 1988 году певец посетил Францию, впервые вышел на подмостки оперного театра в Ницце, одержал победу в международном конкурсе, который проходил в Тулузе. В следующем году он стал участником международного конкурса вокалистов. Это мероприятие проводила английская телевизионная компания «ВВС». Конкурс проходил в Кардиффе, столице Уэльса.

Впервые за 4 года участником этого фестиваля стал представитель русской оперы. Молодой исполнитель пел партии из произведений Чайковского и Верди, которые он и сам очень любил. Хворостовский сразу покорил сердца меломанов.

Члены жюри были в восторге, один из них даже сравнил юного исполнителя с Лучано Паваротти. Хворостовский стал победителем конкурса, его исполнительский талант получил признание во всем мире. Об этом певце и его уникальном голосе много говорили в заграничных СМИ, его наперебой приглашали на работу в лучшие оперные театры мира.

Дмитрий Хворостовский в театре «Nice Opera»

В 1990 году состоялся дебют этого исполнителя на подмостках нью-йоркского театра «Nice Opera». Хворостовский исполнял партию в «Пиковой Даме» Чайковского. Этот концерт дал возможность певцу завоевать сердца многих зрителей. Представители компании звукозаписи «Philips Classics» тоже обратили внимание на талантливого исполнителя. Хворостовский заключает контракт с этой фирмой на запись своих альбомов. Более 20 пластинок он записал с помощью «Philips Classics». Альбомы были разными, включали в себя сольные программы исполнителя, сборники арий из опер. Одна из пластинок, получившая название «Очи черные», состояла из романсов и народных песен. Именно этот альбом длительное время занимал высшую строчку рейтинга популярных творений Хворостовского в Европе и в Соединенных Штатах.

В 1994 году певец поселился в Лондоне. Он приобрел пятиэтажный особняк, через несколько лет получил статус британского гражданина. Исполнитель продолжал свою сольную карьеру, выступал в лучших оперных театрах мира. Ежегодно Хворостовский гастролировал по всему миру с сольными программами, был участником многих фестивалей и концертов. Певец заключил контракт с американской студией звукозаписи «Delos». Эта фирма издает альбомы великого певца до настоящего времени.

Дмитрий Хворостовский в Лондоне

Дмитрий не забывал и о своей родине. Многие помнят его концерт 2004 года, когда певец выступал на главной площади страны в сопровождении симфонического оркестра. Многие российские телеканалы сочли своим долгом показать этот концерт зрителям. Хворостовский побывал с гастролями во многих российских городах. Его сольные программы всегда были тесно связаны с культурой и историей нашей страны.

Он не раз выступал перед соотечественниками с концертами, посвященными Дню Победы. Песни военных лет в исполнении великого артиста звучали по-разному — грозно, нежно или трогательно, в зависимости от текста и настроения композиции. В них всегда чувствовалась широкая душа исполнителя, великого русского певца, для которого война была символом скорби, мужества и героизма.

Болезнь

Летом 2015 года стало известно, что выдающийся певец борется с тяжелой болезнью. Ему пришлось приостановить свою концертную деятельность. Диагноз был неутешительным, доктора обнаружили у певца опухоль мозга. Через некоторое время Дмитрий вновь появился на сцене. Болезнь оставила на внешности Хворостовского свои особенные следы. Яркая красота певца выглядела поблекшей, а его лучезарная улыбка и сияющие глаза сделались усталыми и печальными.

Но прекрасный голос остался прежним. При этом выступления сопровождались некоторыми сложностями, у певца появились проблемы с равновесием. Но Хворостовский всегда был очень стойким человеком, он боролся до конца, надеясь победить болезнь.

Первой женой певца стала балерина Светлана Иванова, с которой он познакомился в Красноярском театре оперы и балета. Танцовщица просто свела с ума молодого человека, Дмитрий был очень увлечен ею. К тому времени Светлана уже успела побывать замужем, была разведена, растила ребенка. Эти обстоятельства совершенно не смущали влюбленного певца. Некоторое время молодые люди жили в гражданском браке. У артиста была своя комната в коммунальной квартире, где и поселилась новоиспеченная семья. В 1989 году Дмитрий и Светлана официально оформили свои отношения. Друзья и знакомые отговаривали артиста от рискованного шага, о легкомысленном поведении балерины в сибирском городе ходило много слухов.

Дмитрий Хворостовский и Светлана Иванова

Семья Хворостовских обосновалась на постоянное жительство в Лондоне. В 1996 году Светлана родила близнецов – Александра и Данила. Певец был счастлив, однако период благополучия очень быстро закончился. В их отношениях появились большие проблемы. Супруга не захотела осваивать английский язык, не желала оказывать помощь певцу в развитии его карьеры. Это нарушало весь уклад жизни певца, уезжая за рубеж, он планировал сделать супругу своим директором, и она была согласна с таким распределением ролей.

Непонимание между мужем и женой углублялось, Хворостовский стал снимать стресс крепкими напитками. В 1999 году произошла судьбоносная встреча певца с итальянской исполнительницей Флоранс Илли. Высокий импозантный красавец с обаятельной улыбкой очень понравился девушке. Флоранс дала понять ему о своих чувствах, однако мужчина все еще надеялся восстановить добрые отношения в семье. Эти надежды были тщетными, и в 2001 году Дмитрий стал оформлять развод. По решению суда певец лишился большей части своего имущества. Кроме лондонского особняка и автомобиля Светлана получила и огромную сумму на содержание себя и детей. Ее ежегодный фиксированный размер составлял 170 тысяч фунтов стерлингов.

Дмитрий Хворостовский с Илли Флоранс

Расставание с супругой певец переживал очень тяжело, на фоне начинающегося алкоголизма и беспрерывных стрессов у него открылась язва желудка. Флоранс помогала Дмитрию, ее поддержка в тяжелый период вернула его к нормальной жизни. Вскоре после развода влюбленные стали жить в одной квартире, через два года у них появился сын Максим, в 2007 году родилась дочь Нина. Флоранс вместе с Дмитрием выезжала на гастроли, иногда исполнители выступали в паре.

Причина смерти

Певцу не удалось одержать победу над страшным недугом. В ноябре 2017 года он скончался. Это произошло в Швейцарии. Родные не нарушили волю певца.

Его кремировали, прах великого исполнителя разделили на две части. Одна из капсул похоронена на Новодевичьем кладбище, другую перевезли на родину певца, заложили на территории института искусств.

Слушать оперу

Сслыки

  • Инстаграм
  • Twitter
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Артем Хворостухин

Биография

Артем Хворостухин – популярный ведущий, шоумен. Он давно зарекомендовал себя с лучшей стороны: харизматичный, веселый, ответственный. Один из немногих, кому удалось привлечь к себе столько внимания.

Детство и юность

Родина Хворостухина – северная столица России. Артем родился 9 августа 1982 года в Ленинграде. Когда мальчику исполнилось полтора месяца, семье пришлось переехать на Дальний Восток.

Собственно, детство Артема прошло в городе Находка. Там он посещал школу, влюбился в Японское море и гребешки. В седьмом классе Артем сообщил родителям, что сомневается в качестве российского образования.

Артем Хворостухин

Учебу будущий шоумен продолжил в Окленде, в международном колледже. В Новой Зеландии Артем прожил год, а затем по семейным обстоятельствам перебрался на западное побережье Канады (Ванкувер). Это еще один важный этап в биографии Хворостухина. Его чаще посещали мысли о возвращении на Родину.

В августе 1998 года Артем Хворостухин принял решение вернуться в Россию. В итоге поступил в Калининградский государственный университет и четыре года проучился на факультете сервиса и туризма. С четвертого курса молодой человек ушел, отдав предпочтение Петербургскому лицею, который готовит актеров в жанрах пантомимы и клоунады. Однако и это учебное заведение Артем не окончил.

Карьера

В 2000 году у Хворостухина появляются заказы на проведение мероприятий. Его приглашают на корпоративы, презентации и фестивали. Преимуществом перед другими заказчики считают владение английским языком, на котором не раз приходилось разговаривать с гостями.

Ведущий Артем Хворостухин

С 2004 года Артем стал участником, а также автором популярных проектов на телевидении, например, «Факультет юмора» на «РЕН-ТВ». Затем пришел на «MTV» на заключительную, третью, часть шоу «Ходоки».

Поклонников у Артема прибавилось после путешествия автостопом по Европе. По условиям шоу ведущий должен был пересечь США, имея в кармане всего двести долларов. О каждом шаге ведущего поклонники узнавали не только в рамках передачи, но и из личной страницы в «Инстаграме».

Артем Хворостухин в путешествии по Европе

Кстати, долгое время Артем путешествовал по Европе, комментируя соревнования по фристайл-мотокроссу. С 2013 года Хворостухин – ведущий собственного шоу «Неспокойной ночи» на круглосуточном телеканале «Моя планета». Зрители оценили нестандартный формат передачи. В основе сюжета – ночная жизнь городов по всему миру. Тема охватывает не только развлечения, но и интересные факты о тех, кто не спит в темное время суток.

С 2017 года Артем ведет «Нереалити шоу: сделано в Японии». Каждый выпуск – новый факт о культуре и образе жизни Страны восходящего солнца.

Онлайн-игра «Клевер»

Помимо успешной карьеры телеведущего, Артем Хворостухин записал со своей группой альбом «The Jeans». На сегодня самым популярным из проектов ведущего является онлайн-игра «Клевер». Игра создана «Творческой лабораторией Ивана Урганта» совместно с сообществом «ВКонтакте».

Правила игры состоят в следующем: игрок получает вопросы от ведущего (Артем Хворостухин, Наталья Веда и Артем Мовчан), выбирает вариант ответа на экране гаджета и ждет результатов. Денежный приз делится между победителями. В первый месяц существования «Клевер» собрал полтора миллиона участников.

Личная жизнь

Подробностями личной жизни шоумен радует редко. И это несмотря на то, что жена Артема – Александра Власова, актриса и модель. Супруги предпочитают не рассказывать лишнего об отношениях.

Артем Хворостухин и Александра Власова

Карьеру Александра начинала со съемок в рекламных роликах. Затем Власову стали приглашать на фотосессии – так она появилась на страницах Maxim. Первые роли Александры — эпизодические. К 2018 году Власова снялась в сериалах «Вольная грамота», «Позднее раскаяние».

Харизматичный Артем и красавица Александра гармонично смотрятся вместе. При том, что рост актрисы составляет 168 см, а Артем немногим выше. Как и муж, девушка предпочитает спорт и активный отдых. Супруги не скупятся на новые фотографии с совместного времяпровождения – их много на странице Артема в «Инстаграме».

Артем Хворостухин сейчас

Сегодня Артем Хворостухин продолжает вести мероприятия и остается ведущим «Клевера». Кстати, много информации о деятельности и новых путешествиях ведущего на официальных страницах в «Инстаграме» и во «ВКонтакте». Шоумен делится свежими фото и с удовольствием комментирует. Хотя поклонников расстраивает то, что Артем не часто рассказывает о личной жизни и не так много говорит о себе.

Артем Хворостухин в 2018 году

Зато свежих новостей достаточно. Последняя масштабная – открытие катка в парке Горького. Артему посчастливилось провести ледовое шоу в паре с Валерией Дергилевой. Открытие состоялось 23 ноября 2017 года и сопровождалось стереоэффектами: игра света, оптические иллюзии и приглашенные звезды из Британии.

Такие же ощущения Артем испытал на фестивале творчества в Москве. В 2017 году ежегодный «Флюгтаг» удивил замысловатыми конструкциями. Плавательные и летательные аппараты вызвали восторг у наблюдателей. Подобного рода мероприятия Хворостухин комментировал часто. Любовь к экстриму пригодилась в профессии. Не раз Артему приходилось переживать ситуации, выходящие за рамки привычного.

«Когда Хворостовский запел — мы совершенно обалдели»

Любовь публики к Дмитрию Хворостовскому после его смерти не угасает, и только он мог собрать аншлаги в США на советских песнях. Об этом, а также о борьбе за Ереванский оперный театр с правительством Армении и своей квартире на Кутузовском проспекте «Известиям» рассказал дирижер, заслуженный артист России Константин Орбелян. Беседа состоялась после благотворительного концерта «Дмитрий Хворостовский и друзья — детям», прошедшего в понедельник в Большом зале Московской консерватории.

— Кто из артистов присоединился к идее сделать такой благотворительный вечер?

— Друзья Димы — Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Ильдар Абдразаков и Екатерина Губанова, а также баритон из Италии Лука Сальси. Они исполнили самые известные дуэты и арии. Я и Павел Клиничев (дирижер Большого театра. — «Известия») дирижировали оркестром Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Немировича-Данченко. Сложно себе представить, что такая звездная компания собралась в одно время в одном месте. Думаю, именно Дима собрал нас вместе.

— 16 октября, в день рождения Дмитрия Хворостовского, открыли памятник певцу на Новодевичьем кладбище. Он похож на тот, что установлен в Красноярске?

— Это работа того же скульптора Владимира Усова. Но памятник немного другой. В нем есть экспрессия, которую художник уловил в образе Дмитрия.

К1

Памятник Дмитрию Хворостовскому на Новодевичьем кладбище

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Сергей Ведяшкин

— Почему близкие решили разделить прах певца и захоронить его в Москве и в Красноярске?

— Родные ничего не решали. Так захотел Дмитрий. Он завещал, чтобы его похоронили на Новодевичьем кладбище и на родине в Красноярске.

— Многие сочли это странным, не по православной традиции.

— Кремация — тоже не православная традиция. Дима был совершенно другой, особенный. И в жизни, и в работе он не следовал никаким традициям. Выдающаяся, совершенно самобытная фигура.

Я познакомился с ним, когда он в первый раз приехал в Соединенные Штаты. Это было в 1987 году. Ирина Архипова пригласила его тогда после конкурса имени Глинки на гастроли в Нью-Йорк. Мой педагог, пианистка Нина Светланова, первая жена великого дирижера Евгения Федоровича Светланова, была приглашена Ириной Константиновной послушать талантливого молодого певца. Я пошел вместе с ней. И когда Хворостовский запел — мы совершенно обалдели.

— Но при этом до сих пор остаются скептики, которые уверены, что у него плохая школа. Что бы вы ответили им?

— Я бы им ответил, что у гениев своя школа. Он таким родился, таким воспитывался. На тех, кто говорит, что у него было что-то не так, можно не обращать ни малейшего внимания. Дмитрий вошел в историю, он совершенно гениальный исполнитель с потрясающим голосом, с уникальной харизмой.

К2

Дмитрий Хворостовский и Константин Орбелян на концерте в честь Дня Победы, 2016 год

Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

Не знаю, кто ему ставил голос. Но на протяжении 20 лет я наблюдал, как он серьезно и вдумчиво занимался. Дмитрий был трудоголиком. Он очень умно поступал со своим «инструментом»: никогда не перетруждал его, не перескакивал на партии, не подходящие его возможностям и возрасту. Первый раз «Риголетто» он спел в 38. Причем решил это сделать не на большой сцене, а в камерной «Новой опере». Хворостовский был очень последовательным, системным певцом.

— Во времена, когда в мире настороженно относятся ко всему российскому, Дмитрий Хворостовский был миссионером от культуры. Можно сказать, что это оценили на родине?

— Правительство России присвоило имя Дмитрия Хворостовского аэропорту в Красноярске. Также его имя теперь носит оперный театр и музыкальный институт, где он учился. Если еще что-то сделают, будет прекрасно. Думаю, лучшего музыкального посла доброй воли за последние 20 лет не было.

Оперный певец — не политик, он ездит по миру и поет. Дмитрий Хворостовский сумел сделать то, чего от него не ожидали: покорил мир песнями Великой Отечественной войны. Этот очень русский проект мы с ним впервые представили в Кремле в 2003 году. На Западе советские патриотические хиты практически не знали. Но на выступлениях Хворостовского были переполненные залы, и это — достойное приношение памяти отцов и дедов.

В 2005 году, к 60-летию окончания войны, мы сделали тур по России и Европе. Военные песни слушали в Лондоне, Париже и других городах. А затем прошли гастроли по США и Канаде.

— Шла эмигрантская публика или американцы?

— Все шли, потому что это было в лучших абонементах Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско. Мы выступили на самых крупных площадках. Возможно, зрители шли на имя Дмитрия Хворостовского, особенно не вникая в программу. Но разочарования не было. Мало кто из певцов может давать турне с сольными концертами. Я не знаю таких, чьи выступления соберут аншлаги на 17 ведущих площадках Америки. При этом люди шли слушать неизвестную русскую музыку, а не интернациональные оперные хиты.

К3

Дмитрий Хворостовский и Константин Орбелян на международном музыкальном фестивале «Чешский Крумлов», 2012 год

Фото: Global Look Press/CTK Photo/David Veis

— 6 ноября в Московской консерватории вы даете концерт с Асмик Григорян. Когда-то ее отец, народный артист Армянской ССР, возглавлял Ереванский театр оперы и балета, которым руководите сейчас вы. Это благодарность родителю?

— Так спланировать совершенно невозможно. Когда в 2016 году скончался гениальный тенор Гегам Григорян, правительство Армении пригласило меня стать худруком театра. Через несколько месяцев решили, что я должен занять и пост директора.

Асмик Григорян — уникально одаренная певица и актриса. Это какой-то космический голос. Я знаю ее с детства. Она выросла в Вильнюсе в потрясающей семье. Папа — Гегам Григорян, мама — литовская сопрано Ирена Милькявичюте.

Асмик впитала лучшее от своих родителей. В 2015 году ее заметил Дмитрий Хворостовский и пригласил спеть с ним в опере Рубинштейна «Демон» в Москве. А недавно она покорила чопорную взыскательную публику Зальцбурга в «Саломее» Рихарда Штрауса.

— Вы два года уже руководите Ереванским театром оперы и балета. Но вдруг вокруг вашего назначения разразился судебный скандал. В чем причина?

— В министерстве культуры Армении мне сказали: «Мы решили, что вас нелегальным образом назначили на пост директора. Можете подать заявление об уходе». Я говорю: «Нет. Если вы считаете, что нелегитимно, так сделайте легитимно». Тем не менее меня уволили, и тогда 5 тыс. человек в Ереване вышли на площадь перед офисом премьер-министра и потребовали вернуть меня.

К4

Дмитрий Хворостовский и Асмик Григорян на репетиции оперы «Демон» на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского, 2015 год

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

— Он этого не сделал, и вы подали в суд, верно?

— Да, и в итоге я выиграл. 8 октября было решение суда, чтобы меня восстановить, аннулировать приказ и.о. министра Назени Гарибян о моем увольнении с поста директора и восстановить на работе. У них есть 30 дней на апелляцию. Ждем до 8 ноября.

— На театре это как-то отразилось?

— Когда новые власти решили снять меня с должности директора театра, спонсоры тут же ушли из театра. Деньги-то давали под меня.

Оперный театр — дорогое удовольствие для страны, 700 человек сотрудников. Когда я приступил к работе, под свое имя искал для театра деньги. Там было устаревшее световое оборудование — его поменяли. В музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко я взял в аренду спектакль «Манон» Массне. В Большом театре приобрел декорации и костюмы балета «Чиполлино» Карена Хачатуряна. За последний год в Ереване состоялось восемь премьер. Для сравнения, за предыдущие 17 лет театр увидел лишь четыре премьеры.

— Мы с вами встречаемся в вашей московской квартире. Она раньше принадлежала многолетнему председателю КГБ СССР, генсеку Юрию Андропову. Как она у вас появилась?

— Совершенно случайно. Здесь до меня жил выдающийся пианист Николай Петров. Мы как-то с ним разговорились, и он сказал: «У меня есть квартира на Кутузовском, и она мне уже не нужна. Я хочу ее продать». А супруга Николая Арнольдовича Лариса Григорьевна поддержала: «Константин, ты должен ее купить. Тебе это будет очень интересно». Я пришел, посмотрел и понял, что мне она нужна. Не для себя, а для отца. Чтобы он зашел в квартиру председателя КГБ.

К5

Константин Орбелян в своей квартире

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Почему это было вам важно?

— Мой дед Агапарон Орбелян был расстрелян на Лубянке в 1938 году. Бабушка сидела в АЛЖИРе — Акмолинском лагере жен изменников Родины. Для моего отца было важно оказаться в этой квартире.

В 2004 году мы с Дмитрием в первый раз выступали на Красной площади. На этот концерт папа с мамой прилетели из Америки. И когда я им предложил проехать со мной на Кутузовский проспект, он еще ничего не подозревал. Но надо было видеть глаза отца, когда он поднялся в квартиру и я сказал ему, чья она.

— Вам нравится в этой квартире?

— Да. Здесь очень хорошо. Всё осталось так, как было при прежних хозяевах. Я лишь привез мебель из родительского дома. Кстати, этажом ниже жил Брежнев, там внучка его сейчас живет.

Справка «Известий»

Константин Орбелян родился в США, окончил Джульярдскую высшую музыкальную школу в Нью-Йорке. С 1991 по 2009 год возглавлял Государственный академический камерный оркестр России. В 2000 году начал работу с Дмитрием Хворостовским. В 2003-м стал первым иностранцем, получившим звание заслуженного артиста России. С 2016-го — худрук и директор Театра оперы и балета Армении. Кавалер ордена Дружбы. Трехкратный номинант на Grammy.

Интервью с Дмитрием Хворостовским о технике пения

В.П. Морозов

— Дмитрий Александрович, ваше имя не сходит с афиш самых престижных музыкальных театров, пресса называет вас лучшим баритоном мира, сообщает много интересных подробностей о вашей личной жизни, творческих успехах, планах, но ни слова о вокальной технике. Я планирую поместить страничку о вашем голосе во втором издании моей книги «Искусство резонансного пения», которую я вам подарил после вашего триумфального концерта в Большом зале консерватории. Хотя о вас — как о выдающемся певце давно пора бы написать целую книгу.

— Спасибо. Я интересуюсь вокальной литературой. У меня ее уже целая библиотека. Но вашу книгу я еще не успел прочитать, т.к. у меня отобрал ее мой отец.

Беседа с Дмитрием Хворостовским о технике пения — Он тоже поет?

— Да, у него хороший голос.

— Прекрасно. Значит вокал у вас в генах и это надежно. Когда вы начали петь?

— Как себя помню, наверное, с трех лет.

— А какой голос был у вас до мутации?

— Обычный, высокий, наверное дискант.

— Обычно дисканты после мутации превращаются в низкие голоса.

— Но у меня оказался большой диапазон с очень красивыми теноровыми верхами. Родители говорят, был лемешевский тембр.

— А как же вы оказались баритоном?

— Когда я пришел в Красноярскую консерваторию, Екатерина Константиновна Йоффель — мой педагог — послушала меня и сказала: «Вы — несомненно, баритон», — и повела меня как баритона. С третьего курса я уже пел в театре весь баритональный оперный репертуар. У меня укрепились середина и низы, баритональный тембр, но я уже не мог брать теноровые верха, так свободно, как раньше.

— Не жалейте! Будь вы тенором, не известно, была бы у вас такая мировая слава, как сегодня у лучшего баритона. Ведь смотрите, что происходит, — на концерте в Большом зале МГК публика устроила вам такую овацию, что побудила вас спеть на бис еще целое отделение сверх программы. И слушали вас уже — стоя. Но поговорим о технике.
Как вы представляете себе и ощущаете свой голос и его образование в голосовом аппарате, например резонанс?

— Я ощущаю вибрацию, особенно над бровями, между бровей, в области носа, это «маска», как вы знаете.

— А грудной резонанс? Вы чувствуете соединение грудного и головного резонанса?

— Грудь, плечи — все резонирует. И как столб, резонирующий с головы, проходит в грудь — такое ощущение.

— При переходе к верхам, что изменяется в ваших ощущениях резонанса?

— Ничего особенно не меняется, т.к. на всем диапазоне и на самых нижних нотах я стараюсь не терять ощущения маски, т.е. верхнего резонатора, а на самых верхних — сохранить грудной резонанс. Может быть на самых верхних нотах все же заметно больше звучит голова. Но в целом, на всех нотах диапазона я использую смешанное звучание головного и грудного резонаторов.

— И на переходных нотах?

— И на переходных нотах — у меня это «ми» — «ми-бемоль» — такой микстовый характер звука, когда одновременно звучат и верхний и грудной резонаторы, помогает мне сглаживанию регистров.

Вообще у меня такое бывает ощущение, что с помощью резонанса можно развить такую силу звука, что он заглушит гром самолетного мотора.

— А не пробовали?

— С самолетом соревноваться не пробовал, а вот с акустикой зала — бывало. После 35 лет, когда я стал петь в больших театрах Европы и, особенно американских, как «Метрополитен», мне захотелось сделать голос крупнее, мощнее. И это понятно — огромный зал как бы провоцирует форсирование. Голос уходит от тебя и не возвращается и тебе кажется, что ты поешь слабо, надо усилить. Но в результате я стал замечать, что теряю резонанс и легкость голоса, особенно на верхах. Да и переходные ноты у меня снизились на полтона, сдвинулись в басовую область — с «ми-бемоль» на «ре».

— Да, форсирование — враг резонанса. Как же вы справились с этой проблемой?

— Мне помогло то, что в классе моего педагога — Е.К. Йоффель — мы были приучены петь при заглушенной акустике. Там все стены были задрапированы. Поешь в коридоре — все звучит здорово, а приходишь в класс — свой голос не узнаешь. В результате я приучился петь, ориентируясь в основном на свои внутренние ощущения — и резонаторные и мышечные.

Ведь на сцене, особенно в опере, там тоже все задрапировано декорациями, на тебе костюм какой-нибудь пухлый, шляпа огромная поглощает всю высокую певческую форманту. Поэтому, если будешь ориентироваться только на слух, то обязательно будешь форсировать, а это гибель. А внутренние ощущения, и в особенности — резонаторные, здесь спасение. Певец должен быть уверен, — если голос будет нефорсированным, свободным и резонансным, то ему не страшна никакая самая «плохая» акустика, голос будет полётным и везде слышимым.

— Прекрасно. Ну, а как вы ощущаете свое певческое дыхание?

— Вдох короткий, очень короткий. Йоффель говорила: «Вдохни запах цветка», — это очень помогает правильному вдоху. Но чтобы дыхания хватило, расход воздуха должен быть экономичным, очень экономичным. Это не значит, что надо запирать дыхание, нет. Оно должно быть свободным и не напирать на гортань. Гортань тоже должна быть свободной, не напряженной, хотя и пониженной, как при зевке. Это увеличивает, удлиняет ротоглоточный резонатор, что и благоприятно для голоса.

— А голосовые связки вы ощущаете, пытаетесь ими управлять, когда поете?

— А для чего? Я читал у Юдина, вы, наверное, знаете, он фиксирует внимание на голосовых связках. Студентом я пытался экспериментировать с этими связочными ощущениями, натяжениями их и т.п., но кроме вреда для голоса ничего из этого не получил. Мы ощущаем, контролируем и регулируем работу дыхания и резонаторов. Это важно. Но следить за тем, как работают у тебя голосовые связки? Нет, нет. Это мне кажется совсем не нужным.

Да ведь и с дыханием-то и резонаторами и то у нас нарабатываются определенные навыки и все как бы уходит в подсознание, в автоматизм. И на сцене я конечно, и дышу и резонирую, как надо -над этим сохраняется какой-то контроль, — но думаю я уже в основном о другом — как мне «нарисовать» голосом такую эмоциональную картину, образ, чтобы это увидел каждый из моих слушателей.

Процесс пения это не просто физический, а психологической процесс. Поэтому состояние души певца — это очень важно.

— Когда вас слушаешь и смотришь на сцене, то видишь, как вы показываете всем своим телом, о чем поете.

— Это школа Йоффель. Когда я студентом начинал не естественно размахивать, «помогать» себе руками (смеется), она пресекала это. И учила осмысленно выражать чувства голосом и поведением. Я благодарен ей. Кроме того, такие естественные «движения души» помогают как бы расслабляться, противостоять неестественной скованности на сцене. А свобода корпуса способствует, кстати, и резонированию звука.

— Замечательно. А какие ваши предпочтения других певцов?

— То, что я сложился такой, какой есть — это на 50% от того, что много слушал и слушаю других певцов. Воспитывал и воспитываю свой голос благодаря этому.

— Ваш идеал? Кто из певцов?

— Из наших — это П.Г. Лисициан — изумительный, считаю по красоте тембра и вокальной техничности голос.

— Вы знаете, я еще в первом издании книги в разделе компьютерных спектров голоса мастеров вокального искусства ваши спектры поместил рядом со спектрами Лисициана. Так что ваши голоса можно сравнить по основным параметрам высокой певческой форманты.

— Интересно! Обязательно посмотрю!

Спектр голоса Д. Хворостовского, «Серенада Дон Жуана», гласная А во фразе «О выйди, Нисетта, скорей нА балкон!» в слове «нА», нота sol первой окт.

Опубликовано:
В.П.Морозов. Искусство резонансного пения. М., 2008, с.459-462

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*