admin / 03.02.2020

Энди уорхол цитаты

Великий комбинатор: Энди Уорхол дал каждому 15 минут славы

Миллионер от искусства, один из столпов мирового арт-сообщества, экстравагантный светский персонаж и «делатель звезд», Энди Уорхол родился 6 августа 1928 года в семье шахтера и уборщицы, нищих эмигрантов из Австро-Венгрии, переехавших за океан в поисках лучшей доли. Их сыну удалось воплотить «американскую мечту» в жизнь — тиражируя в своих работах ее главные символы, от Мэрилин Монро до долларовой купюры. Уорхол обещал в будущем каждому человеку 15 минут славы — и, спустя три десятка лет после его смерти, мы воочию наблюдаем сбывшееся пророчество на каналах YouTube, в Instagram и Facebook. О самом Уорхоле и его искусстве написано столько, что хватит не на один книжный шкаф — или на жесткий диск приличного объема. В день рождения одного из главных арт-революционеров ХХ века портал iz.ru вспоминает о не самом известном аспекте его карьеры.

Свято место

На право называть Уорхола своим уже много лет претендуют и Украина, и Словакия: родители художника, Ондрей и Юлия-Юстина Вархола, эмигрировали за океан из деревни Микова в Прешовском крае нынешней Словакии (до 1918 года — Австро-Венгрия). По национальности же они были русинами, этническим меньшинством, которое в современной Украине считают частью титульной нации.

Впрочем, споры эти, разумеется, беспочвенны — Уорхол был образцовым, стопроцентным американцем и именно Штаты должны по праву считаться его родиной — и «паспортной», и художественной. Разве что в своей, тщательно скрываемой при жизни религиозности художник оставался верен корням — с детства находился в лоне греко-католической церкви византийского обряда и, что знали немногие, ревностно посещал мессу в соборе св. Викентия Феррера на Манхеттене (по воспоминаниям настоятеля, он сперва заметил, что странный прихожанин крестится на православный манер, а уж потом понял, кто это). По словам близких художника, особенную гордость он испытывал за то, что профинансировал учебу племянника в семинарии.

Один из самых знаменитых деятелей культуры ХХ века Энди Уорхол родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге, США. В день 90-летия художника портал iz.ru представляет посвященную ему галерею Фото: Global Look Press Родители Уорхола были эмигрантами-русинами из Австро-Венгрии Фото: Global Look Press/imago stock&people Уорхол начал карьеру как дизайнер рекламы, но впоследствии пробовал себя и в качестве продюсера, фотографа, издателя и кинорежиссера (на фото с актрисой Джейн Форт) Фото: Global Look Press/Lothar Parschauer Моделями Уорхола становились не только знаменитости шоу-бизнеса, но и видные политики — например, канцлер ФРГ Вилли Брандт Фото: Global Look Press/imago stock&people Энди Уорхол и певица Тина Тернер Фото: Global Look Press/Globe Photos Художник был известен своей экстравагантностью Фото: TASS/imago stock&people В 1963 году Уорхол купил здание на Манхэттене, в котором открыл свою знаменитую «Фабрику», где создание объектов современного искусства было поставлено на поток Фото: Global Look Press/imago stock&people В 1969 году Уорхол основал журнал Interview, для которого знаменитости брали интервью у других знаменитостей Фото: Global Look Press/PA В 1972 году Уорхол создал по заказу Демократической партии США серию плакатов, карикатурно изображавших президента-республиканца Никсона Фото: Global Look Press/Keystone Pictures USA «Фабрика» Уорхола выпускала в день по 80 печатных листов, каждый из которых считался произведением искусства Фото: Global Look Press/Globe Photos Одним из первых художник начал использовать яркие «кислотные» цвета Фото: Global Look Press/Globe Photos Одна из самых знаменитых работ художника «Банки супа Campbell» хранится в Нью-Йоркском музее современного искусства Фото: Global Look Press/Felix Hörhager Портрет Мэрилин Монро работы Уорхола стал одним из самых известных произведений искусства ХХ века Фото: TASS/FA Bobo/PIXSELL/PA Images/Victoria Jones Портрет Элизабет Тэйлор, созданный Уорхолом в 1963 году Фото: TAСС/Валерий Шарифулин Уорхол обычно использовал для создания своих картин трафаретную печать Фото: TAСС/Валерий Шарифулин Автопортрет Уорхола «Камуфляж» ушел в 2010 году с торгов Sotheby’s за 1,7 млн фунтов стерлингов Фото: Global Look Press/Song Zhenping

Да и в самих работах Уорхола искусствоведы видят не только материальную, но и духовную составляющую. «Потребительская образность Уорхола на первый взгляд кажется занятой лишь внешним миром современной культуры, вплоть до полного исключения внутренней жизни веры. Но в ней есть и настойчивая тяга к чему-то большему, жажда, особенно очевидная в последнем «Автопортрете» и в знаменитых банках супа Campbell. Чтобы увидеть эту религиозную составляющую, мы должны заново обрести чувство священного — использования материальных вещей как путей к божественному, к проникновению вечности сквозь время и пространство», — писал видный исследователь современного искусства, критик и теолог Джеймс Ромейн.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS

Такая точка зрения может показаться парадоксальной и даже шокирующей, но Ромейн предлагает убедительные доказательства. Он рассматривает пресловутые банки супа (один из доминирующих мотивов для Уорхола — он создал несколько версий своей знаменитой работы 1962 года), как автопортрет художника. «Банки, как и публичный имидж Уорхола, холодны, сделаны из металла машиной, непроницаемы. Но автопортрет дополняется их содержимым; в реальности это — самая важная часть банки с супом, но она имеет минимум общего с внешним видом банки. Суп, теплый источник питательных веществ, это чувствительная субстанция, которая не выживет без защитной упаковки. Так и вера Уорхола спрятана под образностью супермаркета», — заключает Ромейн.

Рядом с Богом

Стоит заметить, что и одна из последних работ Уорхола была плотно связана с религиозной тематикой — серия шелкографий, основанных на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Впрочем, здесь художник скорее показывал иной ракурс существования сакрального искусства в секулярном, профанном мире, дополнив композицию да Винчи, растиражированную в миллионах фото и репродукций, рекламными логотипами известных коммерческих брендов.

Как отмечала курировавшая первую экспозицию этой серии в США Клаудия Шмюкли, «это кажущееся еретическим неуважение отражает неизбежную трансформацию глубоко религиозной работы в клише, духовный посыл которого заглушился из-за бесконечного повторения. Будучи последней серией Уорхола, «Тайная вечеря» служит мощным напоминанием о принципах, которые наполняли всю его художественную деятельность».

Можно заметить, что и манера Уорхола-портретиста, маниакально убиравшего все дефекты кожи и морщины у своих моделей, объясняется не просто желанием «сделать им красиво», но и стремлением к абсолюту, к образу идеального человека, смывшего с себя все грехи (не исключая и имманентного первородного). В этом свете понятнее становится и знаменитое высказывание про «15 минут славы для каждого» — слава дарует хотя бы иллюзию бессмертия; для Уорхола это символизировало, по мнению некоторых исследователей, трансформацию обычного, ничем не примечательного обывателя в существо, приблизившееся к божественному порядку.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS

Себя Уорхол, возможно, отчасти ассоциировал с Христом — не в мессианском, очевидно еретическом для доброго христианина контексте, а в том смысле, в каком знаменитый теолог Ричард Нибур в своей книге «Христос и культура» (1951) сравнивал мистическую работу художника, «пресуществляющего культуру», с таинством Евхаристии, когда обычные хлеб и вино превращаются в Святые Дары.

И даже известная почти всем благодаря фильму Оливера Стоуна выходка с подаренным Джиму Моррисону золотым телефоном «для разговоров с Богом» может быть увидена и вне циничной обертки. Золотой телефон, с одной стороны, служит символом власти, богатства — недаром такие аппараты любили латиноамериканские диктаторы. С другой — первый известный телефон из золота был преподнесен американскими католиками в дар папе Пию XI в 1930 году (аппарат использовался римскими епископами до конца понтификата Иоанна XXIII в 1963 году). Так что подарок Уорхола может быть объяснен по-разному (кстати, если верить биографу Моррисона Стивену Дэвису, у телефона золотым был лишь наборный диск — снова поле для толкований).

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS

Впрочем, сам Уорхол не очень любил объяснять — это занятие он оставлял критикам, искусствоведам, философам, да и широкой публике, охотно судачившей и о его работах, и о его экстравагантных нарядах, друзьях, полулегендарных эскападах. Как отмечают почти все биографы Уорхола, в реальности его практически не интересовали ни секс, ни наркотики, ни даже деньги — он жаждал славы. И он получил ее сполна.

13 октября 1967 года художественный обозреватель еженедельника «Таймс» писал:
Новые школы живописи проносятся по художественной сцене чуть ли не со скоростью железнодорожных экспрессов, что заставило поп художника Энди Уорхола предсказать наступление дня, «когда каждый сможет прославиться на 15 минут».

В ноябре того же года журнал «Художественная сцена» («Art Scene») отозвался на это высказывание:
Если настанет время, (…) когда каждый художник сможет прославиться на 15 минут, то должна появиться и сеть заведений, где готовят быстрорастворимую славу.

В феврале следующего года вышел в свет каталог фотовыставки Уорхола в стокгольмском Музее современного искусства. Здесь уже сам Уорхол писал:
В будущем каждый сможет прославиться на 15 минут.

Фраза быстро разошлась по всему свету; появилось множество ее вариаций. В 1977 году вышел один из лучших сборников цитат и афоризмов «Цитаты Питера». Сборник составил Лоренс Питер, автор «Принципа Питера». Здесь говорилось:
Возможно, наступит день, когда человек, предсказавший конец света, прославится на 15 секунд.

27 июля 1978 года Уорхол записал в своем дневнике:
…Было так смешно слышать, как Хью Доунс говорит: «Как однажды заметил Энди Уорхол, в будущем каждый сможет прославиться на пятнадцать минут» . На ТВ вечно что нибудь перевирают, к примеру: «В будущем будут знамениты пятнадцать персон».

Упомянутый здесь Хью Доунс – известный телепродюсер и телеведущий. В ноябре 1979 года вышел альбом фоторабот Уорхола, в котором он присвоил себе версию Доунса. Один из разделов альбома посвящен нью йоркскому ночному клубу «Студия 54», где собирались знаменитости шоу бизнеса. Клуб был известен крайне свободными нравами и непредсказуемым отбором гостей: их впускали или не впускали по прихоти хозяев заведения. В тексте к фотоработам об этом клубе говорилось:

В «Студии 54» звезды – никто, потому что здесь каждый звезда. Это и есть то место, где сбывается мое предсказание шестидесятых: «В будущем каждый сможет прославиться на 15 минут». Но эта фраза мне уже надоела. Я больше не буду ее повторять. Мой новый девиз: «Каждый сможет прославиться за 15 минут».

«Прославившийся за 15 минут» – заглавие книги художницы Изабель Дюфрен (псевд.: Ультра Вайолет) о ее сотрудничестве с Уорхолом («Famous for 15 Minutes», 1988).

Среди упомянувших фразу Уорхола отметился и Барак Обама. В начале своей первой президентской кампании, 11 ноября 2006 года, он сказал репортерам:
– То, что мои 15 минут славы продлились чуть дольше, чем 15 минут, несколько удивило меня и совершенно озадачило мою жену.
Фраза Уорхола нередко цитируется в форме: «В будущем каждый получит свои 15 минут славы» («…will have their 15 minutes of fame»); а в России: «Каждый имеет право на пятнадцать минут славы».

С появлением Интернета возник запрос не только на славу, но также на анонимность. В мае 1996 года журнал «PJ: Privacy Journal» привел высказывание Грэма Гринлифа, австралийского ученого юриста:
– В киберпространстве каждый сможет стать анонимным за 15 минут.

А в 2010 году знаменитый на весь мир британский художник, работающий в жанре граффити под псевдонимом Бэнкси, дал интервью лос анджелесскому журналисту (интервью анонимное, поскольку Бэнкси никому не показывается).
– Я думаю, – сказал он, – что Энди Уорхол ошибался: в будущем знаменитостей окажется столько, что в конце концов каждый захочет стать анонимным за 15 минут.

Свою версию предложил американский художественный критик Джерри Зальц в журн. «The Village Voice» от 15 марта 2005 г.:
В будущем каждый станет знаменит среди пятнадцати человек.

И это, вероятно, самый точный прогноз.

Источник: Душенко К. В., История знаменитых цитат, М., КоЛибри, 2018

30 ироничных и откровенных цитат Энди Уорхола о красоте, искусстве и любви

Энди Уорхол со своей любимой таксой Арчи, 1973 год

В преддверии MC Blogger Party 2019 рассказываем об одной из центральных фигур направления поп-арт.

Судьба была не слишком благосклонна к Энди Уорхолу с самого детства. Он родился в семье бедных эмигрантов, которые бежали из галицинской деревушки Микова (сейчас принадлежит Словакии) в «страну грез» – Америку. Но надежды на лучшую жизнь не оправдались. В Соединенных штатах как раз наступил период Великой депрессии, так что семья Энди пыталась приспособиться к новым условиям существования, которые не сильно отличались от тех, которые были на родине. Отец работал на угольной шахте, а мать сидела дома с тремя сыновьями, младшим из которых был будущий знаменитый художник.

В юные годы на долю Энди выпало немало испытаний. Он плохо успевал в школе, из-за чего постоянно слышал у себя за спиной насмешливое перешептывание одноклассников. В третьем классе у него диагностировали болезнь святого Витта (непроизвольные сокращения мышц тела), а также нарушение пигментации кожи. Так что большую часть времени мальчик проводил дома, вырезая серые журнальные снимки, раскрашивая их и делая коллажи. Энди «сбегал» в этот пестрый выдуманный мир иллюстраций, который создавал сам, от тоскливых будней и мечтал… Мечтал о том, что когда-нибудь станет таким же знаменитым, как эти кинозвезды, которые улыбались с черно-белых кадров. О том, что заработает очень много денег. И уверенность в том, что он действительно сможет всего этого добиться, только росла в нем с годами.

Энди Уорхол и Джейн Форт, 1970 год

Он начинал с создания обыкновенных рекламных плакатов, но его работы оказались настолько успешными, что самые престижные компании Америки стали буквально заваливать его предложениями о сотрудничестве. Однако амбициозный художник хотел добиться большего – создать нечто такое, что заставит говорить о нем весь мир. В конце 1950-х как раз начинает активно развиваться движение поп-арт, и Энди ныряет в эту новую волну искусства, идеология которого была так близка и понятна мальчику, выросшему в бедности. Поп-арт выступал за массовость и исключал элитарность, выдвигая на первый план идею равенства. Самые популярные работы Уорхола были вдохновлены такими повседневными и общедоступными продуктами массового потребления, которые мог позволить себе любой житель США – а значит, и понять. «Ты смотришь телевизор и видишь кока колу, и ты знаешь, что Президент пьет кока колу, Лиз Тейлор пьет кока колу и только подумай – ты тоже можешь пить кока колу, – говорил художник. – Кока кола есть кока кола, и ни за какие деньги ты не купишь кока колы лучше, чем та, что пьет бродяга на углу».

За несколько лет Уорхол превращается в одного из самых популярных художников Америки нового поколения. Он создает «Фабрику», ставя процесс производства произведений искусства на конвейер. Под его крылом трудятся такие же молодые и творческие люди – художники, актеры, музыканты и режиссеры. Они экспериментируют с искусством, ищут новые неожиданные и откровенные формы, и, конечно же, закатывают вечеринки на «Фабрике», о которых говорит весь Нью-Йорк. Однако в 1968 году прекрасно отлаженная система Уорхола дала сбой, когда феминистка Валери Соланс ворвалась в здание «Фабрики» и трижды выстрелила в знаменитого художника.

Энди срочно доставили в больницу, где ему сначала диагностировали клиническую смерть, а затем провели ряд сложнейших операций, чтобы хотя бы частично восстановить функционирование поврежденных органов. Уорхол вернулся к работе, как только появилась возможность. Как человек искусства, он осмысливал произошедшее через творчество, через свои работы. Впрочем, спустя несколько лет после покушения на его жизнь Энди подобрал слова, чтобы описать тот травмирующий опыт и его последствия. «До того, как меня подстрелили, я был здесь скорее наполовину, чем целиком — я всегда подозревал, что смотрю телевизор вместо того, чтобы проживать свою жизнь, – рассказал он. – Люди часто говорят, что вещи в кино выглядят нереальными, но на самом деле нереальными выглядят вещи, происходящие в жизни. В кино эмоции кажутся такими сильными и настоящими, а когда какие-то вещи происходят с тобой на самом деле, ты как будто смотришь телевизор — ничего не чувствуешь. Когда меня подстрелили и все время после этого, я знал, что смотрю телевизор. Каналы переключаются, но это всего лишь телевидение».

Говорят, как только Уорхол пришел в сознание после операции, он спросил о том, успел ли кто-нибудь на «Фабрике» заснять стрельбу на камеру. И у художника был вовсе не юридический интерес к этим кадрам. Он изучал жизнь во всех ее проявлениях, хотел запечатлеть на пленку или на холст все свои находки. Мы собрали самые яркие цитаты Энди Уорхола, которые расскажут об этом загадочном и талантливом художнике больше, чем любые описания его биографии.

О себе:

Мне всегда хотелось быть душой общества. Но чем любезнее я себя веду, тем больше людям кажется, что я притворяюсь.

Всегда любил послушать, что люди думают друг о друге, – о говорящем узнаешь не меньше, чем о его жертве.

Так странно думать, что кто-то проводит всю жизнь, думая о тебе. Психи всегда мне пишут. Я думаю, моя фамилия включена у психов в какой-нибудь список для рассылки их корреспонденции.

Я боюсь быть счастливым, потому что это не длится вечно.

Если вы следите за своим весом, попробуйте нью-йоркскую диету Энди Уорхола: в ресторане я заказываю все, чего не хочу, так что могу долго возиться со всем этим, пока остальные едят.

Я не вижу ничего ненормального в одиночестве. Мне хорошо одному. Люди сильно преувеличивают значение их любви. Она не всегда так важна. То же относится к жизни — ее значение люди тоже преувеличивают.

Энди Уорхол на отдыхе с участниками «Фабрики», 1968 годКрис Стейн, Дебора Харри и Энди Уорхол, 1982 год

О любви:

Лучше всего быть свободным, но все жаждут влюбиться.

Самое напряженное притяжение возникает между двумя противоположностями, которые никогда не сходятся.

Женщин особенно хочется целовать, когда на них нет косметики.

Люди должны влюбляться с закрытыми глазами.

Энди с американской моделью Розмари МакГрота, 1983 год Бьянка Джаггер и Энди Уорхол, 1978 год

О красоте:

На самом деле, «красивые» меня не так уж и привлекают. Больше мне нравятся разговорчивые… Разговорчивые люди что-то делают. Красивые — чем-то являются. Это не обязательно плохо, просто мне непонятно, чем именно они являются.

Иногда что-то кажется красивым просто потому, что немного отличается от окружающих предметов.

Красота совершенно не связана с сексом. Красота связана с красотой, а секс связан с сексом.

Чистоплотность – это так важно! Ухоженные люди по-настоящему красивы. Не имеет значения, что они носят, с кем они, сколько стоят их украшения и одежда, и насколько хорош их макияж: если они не чистоплотны, они некрасивы. Самые обычные и немодные люди в мире могут быть красивыми, если очень хорошо ухожены.

Красавицы на фотографиях отличаются от красавиц во плоти. Должно быть, нелегко быть фотомоделью, потому что хочется выглядеть как на собственной фотографии, но это невозможно.

Красивые люди более склонны заставлять вас ждать, чем некрасивые, потому что между красивыми и обычными большое различие в отношении ко времени. А еще красивые люди знают, что скорее всего их подождут, так что они не паникуют, когда опаздывают, и поэтому опаздывают еще сильнее. Но к тому времени, когда они наконец приходят, они обычно уже чувствуют себя виноватыми, поэтому наверстывают свое опоздание тем, что очень мило себя ведут, а когда они милы, то становятся еще более красивыми. Это классический синдром.

Об искусстве:

Настоящий художник производит вещи, которые не нужны людям. Но он чувствует, что дать их людям — это его призвание.

Позволять вещам оставаться именно такими, какие они есть, – это совершенно в духе поп-арта, в духе 60-х.

Хорошие снимки делаются в четыре утра, но я лично ложусь спать в полдвенадцатого.

Есть такие незабываемые моменты, когда ты на пляже, и песок выглядит прекрасно, вода смывает и выравнивает его, и деревья и трава выглядят потрясающе. Я думаю, обладать землей и не разрушать ее — это самое прекрасное искусство, которым кто-либо когда-либо мог бы владеть.

Великие — это те, за кем можно наблюдать бесконечно, даже если это всего лишь движение их зрачков.

Единственный способ для художника создать что-либо значимое – это уйти в подполье.

О вечном:

Почему-то жизнь так устроена, что люди в конце концов оказываются либо в переполненных метро и лифтах, либо в больших комнатах наедине с собой. У каждого человека должна быть большая комната, где он может уединиться, и в то же время каждый должен ездить в переполненном метро.

Твои дни, пока ты их проживаешь – сухая проза; поэтичность они обретают только сделавшись воспоминаниями.

В наше время, когда продолжительность жизни так возросла, нам следовало бы оставаться младенцами гораздо дольше.

Всегда, когда ты плачешь, ты мог бы смеяться, у тебя есть выбор.

Иногда люди позволяют одной проблеме делать их несчастными годами, хотя они могли бы просто сказать: «Ну и что?» Это одна из моих любимых фраз.

К ночи прожитый день становится фильмом. Фильмом, отснятым на телевидении.

Иногда не придаешь значения какому-нибудь мгновению, а потом оказывается, что оно определило целый период твоей жизни.

Я никогда не понимал, почему, умирая, ты просто не исчезаешь. Все вокруг продолжает жить своей жизнью, но тебя там уже нет. Мне всегда хотелось, чтобы мой могильный камень был пустым. Ни эпитафии, ни имени. Хотя, на самом деле, мне хотелось бы, чтобы там было написано: «Вымысел».

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*