admin / 22.11.2019

Фильмы о курортных романах

Лето уже далеко позади, и тёплые дни оста­лись лишь в памяти. Чтобы не впасть в осен­нее уныние VATNIKSTAN пред­ла­гает вам озна­ко­миться с подбор­кой отече­ствен­ных филь­мов о курор­тах. На примере десяти картин мы пока­жем, как суще­ство­вал и разви­вался этот жанр в совет­ском, а затем и россий­ском кине­ма­то­графе.

Фено­мен курор­тов в миро­вом кине­ма­то­графе появ­ля­ется после Второй миро­вой войны, когда летний отдых стано­вится массо­вым. До этого курорты были доступны лишь для аристо­кра­тов и состо­я­тель­ных семей, или тех немно­гих, кому требо­вался отдых по состо­я­нию здоро­вья. Послед­них, правда, было меньше, чем первых.

К курорт­ным филь­мам можно было бы отне­сти все фильмы о летнем отдыхе, в кото­рых фигу­ри­руют дачи, панси­о­наты, детские лагеря или где действие разво­ра­чи­ва­ется на фоне южных деко­ра­ций. Однако – это не совсем правильно, так как если кино о курорте, то действу­ю­щими лицами должны быть отды­ха­ю­щие, и место действия должно соот­вет­ство­вать – преиму­ще­ственно это юг. В обзоре пред­став­лены все жанры, но чаще всего фигу­ри­руют роман­ти­че­ские коме­дии или же мело­драмы.

Что каса­ется совет­ского кине­ма­то­графа, несмотря на то, что южная мест­ность фигу­ри­рует в совет­ских филь­мах довольно часто, картин о курор­тах снято отно­си­тельно мало. Связано это с тем, что в России лето корот­кое, неза­метно начи­на­ется и также закан­чи­ва­ется, а отдых на юге для боль­шин­ства совет­ских жите­лей был недо­сту­пен. Дачи были не у всех, выезд за границу огра­ни­чен, а про личный транс­порт и гово­рить не стоит. Однако неко­то­рым счаст­лив­чи­кам всё-таки удава­лось отдох­нуть по путёвке или же у живу­щих на юге родствен­ни­ков. В боль­шин­стве случаев это были пред­ста­ви­тели интел­ли­ген­ции, кото­рые преиму­ще­ственно и изоб­ра­жены в совет­ских филь­мах о курор­тах. При этом стоит отме­тить, что в СССР ленты о южном отдыхе поль­зо­ва­лись у зрите­лей попу­ляр­но­стью, о чем свиде­тель­ствуют боль­шие кассо­вые сборы.

Свое начало курорт­ные фильмы берут в эпоху отте­пели, что неуди­ви­тельно, так как эсте­тика сталин­ских картин исклю­чала подоб­ную тема­тику. «Паде­ние Берлина» (1949), «Кубан­ские казаки» (1949), «Заго­вор обре­чён­ных» (1950) – где здесь найти место отдыху, когда господ­ствует идео­ло­гия.

Дама с собачкой (1960, реж. Иосиф Хейфиц)

Фильм Иосифа Хейфица, снятый по рассказу Антона Чехова, с неко­то­рыми оговор­ками можно считать первым совет­ским филь­мом о курорте. В фильме изоб­ра­жено другое время, эпоха и люди, однако место действия будет оста­ваться неиз­мен­ным и в после­ду­ю­щих лентах о юге. Лите­ра­тур­ная основа делает его по-своему приме­ча­тель­ным, отсы­лая к утра­чен­ному прошлому. В этом плане картина Хейфица инте­рес­ная и как своего рода доку­мент, так как пока­зы­вает, каким был россий­ский курорт до рево­лю­ции. Лишён­ная соци­аль­ной пробле­ма­тики лента выгля­дит отчуж­дён­ной на фоне осталь­ного массива совет­ских филь­мов.

Читайте статью «Иосиф Хейфиц. Ровес­ник совет­ского кино»

Исто­рия начи­на­ется с того, что устав­ший от обыден­но­сти семей­ной жизни Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Гуров на отдыхе в Ялте встре­чает одиноко прогу­ли­ва­ю­щу­юся по набе­реж­ной незна­комку, имя кото­рой Анна Серге­евна. Она пред­став­ляет собой тип утон­чён­ной натуры, с мелан­хо­ли­че­ским взгля­дом и несчаст­ной судь­бой. Анна Серге­евна рано вышла замуж за чело­века, кото­рого нико­гда не любила и не уважала. Гурову удаётся её заин­те­ре­со­вать, и их чувства друг к другу по ходу фильма пере­рас­тают в непод­дель­ную любовь. Но отпуск вскоре закан­чи­ва­ется и нужно возвра­щаться к не вызы­ва­ю­щей инте­реса жизни.

Приглу­шён­ные тона черно-белой картинки и пунк­тир чехов­ского сюжета позво­ляют «Даме с собач­кой» оста­ваться универ­саль­ной исто­рией о курорт­ном романе, кото­рая при беско­неч­ном воспро­из­ве­де­нии не теряет своей акту­аль­но­сти.

В 1960 году «Дама с собач­кой» была номи­ни­ро­вана на золо­тую паль­мо­вую ветвь Канн­ского фести­валя, однако, несмотря на поло­жи­тель­ные отзывы запад­ных кине­ма­то­гра­фи­стов, вклю­чая Ингмара Берг­мана, оста­лась без призов.

Три плюс два (1963, реж. Генрих Оганисян)

Спустя три года в каче­стве отды­ха­ю­щих мы можем наблю­дать совет­ских людей. Сюжет этого совет­ского ромкома предельно прост. Трое москов­ских друзей приез­жают в Крым, чтобы отдох­нуть «дика­рями» вдали от циви­ли­за­ции. Все они – пред­ста­ви­тели совет­ской интел­ли­ген­ции – вете­ри­нар (Андрей Миро­нов), дипло­мат (Евге­ний Жари­ков) и доктор физико-мате­ма­ти­че­ских наук (Генна­дий Нилов). Но их плану не суждено сбыться, так как их дикар­ский быт нару­шают внезапно появив­ши­еся две девушки, утвер­жда­ю­щие, что место, где отды­хают друзья, давно ими занято, и в каче­стве дока­за­тель­ства барышни выка­пы­вают бутылку с остав­лен­ным пись­мом. В итоге им прихо­дится делить одно место на две компа­нии. Между ними начи­на­ется шуточ­ная война, кото­рая впослед­ствии пере­рас­тает в любовь.

Инте­ресно наблю­дать за разви­тием отно­ше­ний персо­на­жей, так как интим здесь не более, чем коми­че­ский приём. О том, как могло разви­ваться действие картины на самом деле, оста­ётся дога­ды­ваться.

Суще­ствует две версии фильма, первая – широ­ко­фор­мат­ная, и вторая – обыч­ная, 4:3. В связи с этим каждую сцену прихо­ди­лось снимать по два раза. В итоге вари­ант фильма для широ­ких экра­нов оказался на 11 минут дольше обыч­ной версии. Однако посмот­реть широ­ко­фор­мат­ную версию могли немно­гие, так как не во всех совет­ских кино­те­ат­рах это было техни­че­ски осуще­ствимо. Долгое время этот вари­ант фильма считался утерян­ным, однако в 2014 году на теле­ви­де­нии состо­я­лась премьера найден­ной картины.

Стоит отме­тить, что после выхода фильма «дикар­ский» отдых на юге приоб­рёл массо­вый харак­тер. В 2006 году вышел своего рода ремейк под назва­нием «Дикари», в кото­ром сыграли многие извест­ные актёры, среди кото­рых Гоша Куценко, Марат Баша­ров, Констан­тин Юшке­вич, Влади­слав Галкин и другие.

Опекун (1970, реж. Альберт Мкртчян)

Обли­чи­тель­ный фильм воспи­та­ния туне­ядца. Герой Алек­сандра Збру­ева, встре­тив утро в вытрез­ви­теле после очеред­ной пьянки, теряет работу. Друзья пред­ла­гают ему устро­иться на метал­лур­ги­че­ский комби­нат, однако тяжё­лая работа не прельщает привык­шего к празд­ному безде­лью Мишу, и он едет на черно­мор­ский курорт к своей старой подруге Любе (Клара Лучко). Та, не желая содер­жать бездель­ника, устра­и­вает его опеку­ном преста­ре­лой соседки, дабы найти ему хоть какое-то заня­тие. В этот момент у Миши появ­ля­ется идея полу­чить наслед­ство, и он с ответ­ствен­но­стью начи­нает испол­нять все просьбы опека­е­мой им женщины. Друг Миши, безна­дёж­ный алко­го­лик и туне­ядец со стажем Тебень­ков (Геор­гий Вицин), сове­тует ему бросить это заня­тие и заняться чему-то полегче, но Миша оста­ется упор­ным в своих действиях. В итоге он влюб­ля­ется в Любу, под влия­нием кото­рой стано­вится на путь исправ­ле­ния. К тому же он узнает, что старушка, за кото­рой он ухажи­вает, вовсе не такая беспо­мощ­ная, как кажется. В финале фильма Миша меня­ется до неузна­ва­е­мо­сти: кончает с пьян­ством и безде­льем и начи­нает рабо­тать.

Фильм снимался в Ялте моло­дыми режис­сё­рами студии «Мосфильм» Эдга­ром Ходжи­кя­ном и Альбер­том С. Мкрт­чя­ном, кото­рый впослед­ствии снимет такие картины, как «Земля Санни­кова» (1973) и «Прикос­но­ве­ние» (1992).

Со време­нем коме­дия зате­ря­лась в обилии лент тех лет и на фоне филь­мов Гайдая и Ряза­нова выгля­дит довольно блек­лой. «Опекун» напол­нен харак­тер­ным для совет­ского кино мора­ли­за­тор­ством, из-за чего сего­дня выгля­дит черес­чур старо­мод­ным.

Из жизни отдыхающих (1980, реж. Николай Губенко)

Мёрт­вый сезон на крым­ском курорте, позд­няя осень. По стече­нию жизнен­ных обсто­я­тельств действу­ю­щие лица картины оказа­лись в одном из домов отдыха на южном побе­ре­жье. Однако все привыч­ные преле­сти отдыха им недо­ступны, поэтому оста­ётся вести долгие разго­воры ни о чём и, в то же время, обо всём сразу. В этой мелан­хо­лич­ной обста­новке зарож­да­ется любовь двух одино­ких и немо­ло­дых людей, кото­рые будто ждали этой встречи всю жизнь.

«Из жизни отды­ха­ю­щих» можно назвать курорт­ным филь­мом наобо­рот, потому что от холод­ных крым­ских пейза­жей и ирони­че­ских диало­гов веет грустью. Южная осень олице­тво­ряет особое состо­я­ние, в кото­ром пребы­вают персо­нажи. Она для них не только время года, связан­ное с опре­де­лён­ными капри­зами природы, но и жизнен­ный этап, когда всё, что могло случиться, оста­лось позади, а надежда на счастье не отпус­кает.

Эсте­тика фильма Нико­лая Губенко в какой-то мере пред­вос­хи­тила появ­ле­ние «Ассы», где крым­ский курорт также пока­зан в непри­выч­ных зимних тонах.

Будьте моим мужем (1981, реж. Алла Сурикова)

Детский врач (Андрей Миро­нов) отправ­ля­ется в долго­ждан­ный отпуск на юг. По приезду оказы­ва­ется, что в гости­ни­цах все номера заняты, а для того, чтобы сходить в ресто­ран, нужно зани­мать очередь. Част­ный сектор тоже пере­пол­нен отды­ха­ю­щими, и найти крышу над голо­вой в курорт­ном городке прак­ти­че­ски невоз­можно. Герой Миро­нова знако­мится с одино­кой девуш­кой с ребён­ком, кото­рую играет Елена Проклова. Их объеди­няет общая проблема – поиск жилья. Проклова просит пред­ста­виться Миро­нова своим мужем, так как хозяйка (Нина Руса­нова) отка­зы­ва­ется сдавать комнату одино­кой женщине с ребён­ком. Так начи­на­ется исто­рия, собственно, и закру­чи­ва­ется курорт­ный роман.

Съёмки фильма прохо­дили в Сочи и его приго­роде Лоо. Сюжет ромкома – как череда совет­ских анек­до­тов. Хозяйка дома селит прак­ти­че­ски без каких-либо усло­вий огром­ное коли­че­ство отды­ха­ю­щих, кото­рые этому рады – в тесноте да не в обиде, а мелкие конфликты между сосе­дями – всего лишь ирония.

В целом, картина Аллы Сури­ко­вой – лёгкое и неза­мыс­ло­ва­тое кино, в кото­ром запе­чат­лена летняя жизнь черно­мор­ского курорта. Фильм стал одной из самых попу­ляр­ных отече­ствен­ных коме­дий о лете и входит едва ли не во все тема­ти­че­ские списки. Секс-символ совет­ского кино Андрей Миро­нов нахо­дился в тот момент на пике славы, а Елена Проклова счита­лась одной из самых привле­ка­тель­ных актрис того пери­ода.

Спортлото-82 (1982, реж. Леонид Гайдай)

Если мы заго­во­рили о совет­ском кино, то нельзя обой­тись и без Гайдая – короля коме­дий эпохи застоя. К жанру курорт­ного кино можно было бы отне­сти его ранний фильм «Кавказ­ская плен­ница» (1966), однако, если подробно пригля­деться к сюжету, то мы увидим, что Шурик едет на юг не для того, чтобы отды­хать, он зани­ма­ется иссле­до­ва­нием мест­ного фольк­лора. Съёмки «Спорт­лото-82» прохо­дили ровно там же, где 16 лет назад Гайдай как раз и снимал «Кавказ­скую плен­ницу».

Сюжет фильма предельно прост: выиг­рыш­ный билет лоте­реи теря­ется по неле­пой случай­но­сти в следу­ю­щем на юг поезде, на него претен­дуют сразу несколько чело­век, и процесс поиска превра­ща­ется в неза­бы­ва­е­мое приклю­че­ние, разво­ра­чи­ва­ю­ще­еся на фоне крым­ских пейза­жей. «Спорт­лото-82» — типич­ная гайда­ев­ская лента, в кото­рой он исполь­зует заез­жен­ные коме­дий­ные приёмы. В 1982 году смех они уже не вызы­вают, однако пере­дают харак­тер­ную для юга атмо­сферу непри­нуж­дён­но­сти, из-за кото­рой и стоит его смот­реть.

Стоит отме­тить, что лента явля­ется скры­той рекла­мой всесо­юз­ной лоте­реи «Спорт­лото». Перед выхо­дом в прокат была прове­дена масштаб­ная реклам­ная кампа­ния, что и обес­пе­чило кассо­вый успех фильму. В свою очередь, совет­ская критика встре­тила картину довольно прохладно, сетуя на то, что Гайдай вышел в тираж.

Дама с попугаем (1988, реж. Андрей Праченко)

Сергей (Алек­сей Жари­ков) выгля­дит как насто­я­щий совет­ский денди, носит загра­нич­ную одежду, курит доро­гие сига­реты. Прие­хав на юг, он не испы­ты­вает труд­но­стей с жильём, как Андрей Миро­нов в «Будьте моим мужем», и засе­ля­ется в доро­гую гости­ницу. Весь отдых Сергей пред­став­ля­ется то секрет­ным аген­том, то лётчи­ком, то сотруд­ни­ком Внеш­торга, хваста­ется коман­ди­ров­ками за рубеж и демон­стри­рует знание загра­нич­ной жизни. Сергею легко удаётся изоб­ра­жать из себя иску­шён­ного роскош­ной жизнью и загра­нич­ными приклю­че­ни­ями, благо­даря чему он поль­зу­ется успе­хом у женщин, меняя их одну за другой.

Однако инте­рес его привле­кает одино­кая, сидя­щая на пляже с попу­гаем в клетке женщина (Свет­лана Смир­нова). Она, в отли­чие от других, не настро­ена на курорт­ный флирт, объяс­няя это тем, что у неё есть интел­ли­гент­ный муж, рабо­та­ю­щий в инсти­туте, а сын отлич­ник отды­хает в пионер­ском лагере непо­да­лёку. Попытки Сергея поко­рить даму с попу­гаем тщетны, отпуск закан­чи­ва­ется и пора возвра­щаться домой.

Вторая часть фильма пере­но­сит героев в Москву. Оказы­ва­ется, что Сергей далеко не тот, за кого он себя выда­вал. Он рабо­тает простым меха­ни­ком в аэро­порту, а о загра­нице знает лишь по лета­ю­щим на даль­ние направ­ле­ния само­лё­там. Жизнь дамы с попу­гаем тоже неиде­альна. Слова об интел­ли­гент­ном муже оказы­ва­ются выдум­кой, а сын отлич­ник – обык­но­вен­ный хули­ган, кото­рый по «неле­пому совпа­де­нию» на протя­же­нии всего фильма дони­мает глав­ного героя, начи­ная ещё с курорта, так как знал изна­чально его насто­я­щее место работы. Картина пред­став­ляет собой фильм-пере­вёр­тыш, начи­на­ясь как коме­дия, она пере­рас­тает в драму, в кото­рой пока­зано одино­че­ство малень­ких людей.

«Дама с попу­гаем», как вы могли дога­даться, — своего рода ремейк той самой исто­рии о курорт­ном романе двух незна­ком­цев, за преде­лами кото­рого над ними висит тоска обыден­ной жизни.

Стоит отме­тить, что данная лента явля­ется, пожа­луй, самой привле­ка­тель­ной из всего совет­ского кино о курор­тах. Созда­тели фильма ухва­тили нерв эпохи пере­стройки, когда быть иностран­цем куда желан­нее, чем оста­ваться совет­ским чело­ве­ком. Изоб­ра­же­ние допол­няет аудио часть, среди звуча­щих в фильме песен можно выде­лить попу­ляр­ный в те годы диско­теч­ный хит The Final Countdown, а также живое испол­не­ние Гари­ком Сука­чё­вым песни «Сантех­ник».

Дикий, дикий пляж. Жар нежных. (2005, реж. Александр Расторгуев)

Доку­мен­таль­ная картина Алек­сандра Растор­гу­ева ломает все суще­ству­ю­щие стерео­типы о летнем отдыхе. «Жар нежных» пере­кли­ка­ется с лентой Вита­лия Манского, снятой на три года раньше, «Брод­вей. Чёрное море». К слову, Манский высту­пил в картине Растор­гу­ева продю­се­ром и вторым сцена­ри­стом.

Предель­ный нату­ра­лизм черно­мор­ского побе­ре­жья пока­зан режис­сё­ром во всей своей обыден­но­сти. По мере просмотра ленты привы­ка­ешь ко всему, даже к самым отврат­ным сценам. Пред­став­лен­ные типы настолько живые и узна­ва­е­мые, что порой легче отка­заться верить проис­хо­дя­щему на экране и пред­став­лять это как сюр.

Ещё одним важным свой­ством фильма явля­ется его много­жан­ро­вость. Здесь и чело­ве­че­ская коме­дия, и смерть, и любовь, однако, в первую очередь, – южный курорт как место действия. В картине есть место для всех: и для верблюда эксплу­а­ти­ру­е­мого пляж­ным фото­гра­фом, и для несо­сто­яв­шейся актрисы, и для «бизне­сме­нов» с «брат­ками», и для лили­пута, кото­рому устро­или свадьбу с женщи­ной вдвое выше него. Заклю­чи­тель­ная новелла фильма пока­зы­вает визит Влади­мира Путина в кубан­ский лагерь «Орлё­нок», нахо­дя­щийся в непо­сред­ствен­ной близо­сти от дикого пляжа.

Полная версия фильма длится более пяти часов, однако есть и сокра­щён­ная (два часа, пять минут), но и она требует пред­ва­ри­тель­ной подго­товки. Людей со слабой психи­кой сцены «Дикого пляжа» могут шоки­ро­вать, поэтому перед просмот­ром нужно обяза­тельно заду­маться – стоит ли. Тем же, кто всё-таки решился лице­зреть энцик­ло­пе­дию русской жизни от Алек­сандра Растор­гу­ева оста­ётся поже­лать хоро­шего просмотра, так как прила­га­тель­ное «прият­ный» здесь будет неумест­ным.

Шапито-шоу (2011, реж. Сергей Лобан)

Музы­каль­ный фильм-карна­вал режис­сёра Сергея Лобана и сцена­ристки Марины Пота­по­вой, знако­мых ещё с времён неко­гда куль­то­вого в анде­гра­унд­ных кругах твор­че­ского объеди­не­ния «зАиБи» (За аноним­ное и бесплат­ное искус­ство), мог бы стать новой «Ассой» — гимном поко­ле­ния нуле­вых, но не стал, канув в забы­тье. Но, по всей види­мо­сти, созда­тели и не пресле­до­вали такой цели, пред­на­ме­ренно сделав фильм пост­мо­дер­нист­ской шуткой. Стоит отме­тить, что после «Шапито-шоу» Лобан кино не зани­мался, да и Пота­пова тоже, если не считать пары сцена­риев для не сыскав­ших успеха проек­тов. Таким обра­зом, худо­же­ствен­ное выска­зы­ва­ние не нашло своего продол­же­ния.

«Шапито-шоу» состоит из четы­рёх пере­се­ка­ю­щихся между собой кино­но­велл, в каждой из кото­рых своя пробле­ма­тика и свой сюжет. Первая часть назы­ва­ется «Любовь» — «Бедные люди» наших дней, исто­рия двух одино­честв, нашед­ших любовь по пере­писке, кото­рая пере­росла в боль, так и не успев начаться. «Дружба» расска­зы­вает о четы­рёх глухо­не­мых друзьях, болель­щи­ков футболь­ного клуба «Торпедо», кото­рые поехали отды­хать на море, где в итоге дружба пере­рас­тёт в преда­тель­ство. «Уваже­ние» — это исто­рия воссо­еди­не­ния отца и сына после много­лет­ней разлуки. Чтобы навер­стать упущен­ное они отправ­ля­ются в Крым, где в диких усло­виях хотят заслу­жить взаим­ное уваже­ние. Отец – знаме­ни­тый рок-музы­кант, его сын – мечтает о вели­ком буду­щем худож­ника. В итоге, на фоне моря и гор, между ними разыг­ры­ва­ется извеч­ное проти­во­сто­я­ния отцов и детей. В послед­ней новелле под назва­нием «Сотруд­ни­че­ство» речь идёт о продю­сере Попове, кото­рый носит идею о том, что копия лучше ориги­нала. Поэтому он устра­и­вает в шапито шоу двой­ни­ков, где высту­пают иконы ХХ века – Цой, Меркьюри, Монро, Леннон. В «Сотруд­ни­че­стве» сходятся сюжет­ные линии преды­ду­щих исто­рий – все герои идут смот­реть пред­став­ле­ние в шапито.

Симеиз выбран местом действия не случайно, хотя фильм о симу­ля­крах можно было бы снять где угодно. Пере­пол­нен­ные пляжи, дешё­вые забе­га­ловки, гряз­ные улицы посёлка, кара­оке-бары – всё это пока­зы­вает зыбкость.

«Шапито-шоу», где фарс неот­де­лим от траге­дии, всеми прав­дами и уже тем более неправ­дами пыта­ется пока­зать абсурд­ность жизни, заяв­ляя, что всё вокруг – не более чем наду­ва­тель­ство. Если отбро­сить всю пост­мо­дер­нист­скую игру, то глав­ный посыл фильма заклю­ча­ется в том, чтобы принять себя, а не идти на поводу у пустых мечта­ний.

Родина (2015, реж. Пётр Буслов)

Драма Петра Буслова («Бумер», «Домаш­ний арест»), снятая по сцена­рию Андрея Мига­чёва («Питер FM»), пока­зы­вает, как курорт в пони­ма­нии русского чело­века со време­нем меня­ется и в простран­стве, пере­но­сясь с черно­мор­ских пляжей на Гоа.

В фильме действует несколько сюжет­ных линий, в каждой из кото­рых расска­зана исто­рия одного или несколь­ких персо­на­жей. Здесь, как и в фильме Растор­гу­ева, созда­тели попы­та­лись дать срез совре­мен­ного россий­ского обще­ства. Дочь «боль­шого чело­века» Ева, кото­рую отец ссадил с само­лёта из-за прояв­ле­ния неува­же­ния, но тут же спохва­тился и решил найти, а дочери и след простыл – так запус­ка­ется в действие сюжет­ный меха­низм фильма. Осталь­ные персо­нажи следу­ю­щие: двое пристра­стив­шихся к кока­ину русских «кайфо­жо­ров», брошен­ная жена бизне­смена, гуру психо­де­лии, диджей и барыга Космос и Макар, прие­хав­ший из Ново­си­бир­ска в тур на две недели, чтобы найти просвет­ле­ние. Инте­рес пред­став­ляет мест­ный фило­соф­ству­ю­щий поли­цей­ский Дипак, кото­рый верит в карму, что не мешает ему за деньги покры­вать барыгу Космоса и выдво­рять из страны его конку­рен­тов. Каждая из исто­рий само­ценна, как и её герои, и состав­ляют одно целое. Таким обра­зом, в «Родине» Буслов собрал типажи русских 2010-х годов, нахо­дя­щихся при этом вдали от дома, под индий­ским небом.

Фильм можно назвать как «шедев­ром», так и «очеред­ной неудач­ной лентой в копилке россий­ского кине­ма­то­графа». Помимо того, что лента пере­даёт атмо­сферу лета и безза­бот­но­сти, она затра­ги­вает и тему само­опре­де­ле­ния в век инфор­ма­ци­он­ной поли­фо­нии. Темой фильма явля­ется потеря и обре­те­ние родины. Речь идёт о той России, кото­рая далеко и о России, кото­рая внутри. Пока­за­тель­ной в этом случае служит сцена, где геро­иня Екате­рины Волко­вой в момент выдво­ре­ния её из страны кричит: «Я не поеду! Мой дом здесь!». Также застав­ляет заду­маться фраза Макара, кото­рый после массо­вой драки, спро­во­ци­ро­ван­ной сооте­че­ствен­ни­ками, выплёс­ки­вает прово­ка­ци­он­ную фразу: «Русские говно!».

Читайте также «Россий­ские фильмы про школу и подрост­ков 1990-х и 2000-х».

15 уникальных фильмов, которые вы запомните навсегда

Титр решил собрать 15 разнокалиберных лент, которым смело можно выдать награду за исключительность. Все самое лучшее, интересное и исключительное — только для вас!

Амели

Каждый день в мире случаются миллионы рождений и смертей, тысячи обид и радостей, сотни разочарований и влюбленностей и еще бесчисленное множество всевозможных чудес. А в крошечной комнате неприметного французского домика Амели Пулен, девушка со стаканом обыкновенной воды и с необыкновенным сердцем, решила начать делать людей счастливее.

Идентификация

Глубокой дождливой ночью волею судьбы 11 незнакомцев оказываются оторваны от цивилизации и вынуждены провести ночь в убогом придорожном мотеле. Загадочным образом они начинают гибнуть один за другим. Кто это делает? Кто погибнет в следующий раз? И как выбраться из этого злосчастного места?

Месть от кутюр

Однажды ночью в маленьком тихом городке появляется женщина в ослепительном наряде. Жители взбудоражены появлением незнакомки. Кто она? Что она здесь забыла? Где она берет такие наряды? Гламурная дама представляется: оказывается, что она — местная жительница по имени Миртл, которую много лет назад обвинили в убийстве и ребенком отправили далеко за пределы страны. Повзрослев, осмелев и выучившись на портниху, она вернулась, чтобы вспомнить, что же произошло тогда и вновь заслужить уважение горожан.

Помни

Красавчик Леонард Шелби ездит на новеньком ягуаре, занимается фотографией и одевается только в изысканные дорогие костюмы. Но всё не так просто: мало того, что он разыскивает убийцу своей жены, так вдобавок Шелби страдает редким заболеванием — потерей краткосрочной памяти. Каждые 15 минут его память обнуляется, и поэтому ему годами приходиться колесить по стране, фотографировать и расспрашивать местных жителей и делать татуировки, чтобы элементарно не забыть поесть.

11:14

Маленький провинциальный городишко Миддлтон далек от суеты, разборок криминальных авторитетов и, наверное, не знаком с творчеством вандалов-граффитистов. Только в одну прекрасную ночь в городе происходит ограбление, убийство, угон авто, членовредительство (буквально) и многое-многое другое. И всё это в 11:14. Совпадение? Не думаем!

Подозрительные лица

После разрушительного пожара на корабле, который перевозил кокаин, остаются лишь двое выживших мужчин. Полиция берётся за расследование, желая понять причины возгорания и происхождение 27 тел, найденных на палубе. Главным свидетелем в этом деле является калека Болтун, который своими глазами видел перестрелку между мелким преступником и легендарным гангстером Кайзером Созе.

Руби Спаркс

У молодого, но уже прославившегося писателя Кэлвина творческий и личный кризис. После нескольких месяцев мучений ему приходит в голову гениальная мысль: написать роман о Руби Спаркс, идеальной девушке. Красивая, умная, чуткая, любящая муза настолько невероятна и неповторима, что Кэлвин сам влюбляется в нее. Через несколько дней волшебным образом в его доме появляется девушка, которая ведет себя так, будто в нем живет. Когда Кэлвин напрямую спрашивает её, кто она и что здесь забыла, она представляется как Руби Спаркс…

Пена дней

История любви разворачивается в фантастическом мире. Колен, беззаботный обеспеченный юноша, прожигает свои дни за коктейлями, общением с друзьями и музыкой, которую сочиняет на ходу. На очередной вечеринке Колен знакомится с очаровательной Хлое, и через некоторое время пара женится. Во время медового месяца Хлое заболевает, и состояние её постоянно ухудшается из-за растущей внутри неё кувшинки…

Реальные упыри

Псевдодокументальное кино о трех соседях и по совместительству бессмертных вампирах, которые всего лишь пытаются выжить в современном мире, где есть арендная плата, фейсконтроль в ночных клубах, губительный солнечный свет и другие неприятности.

Ангел-А

Андрэ, привыкший видеть вокруг лишь лживых, расчетливых и недружелюбных людей, со временем и сам стал таким. Задолжав крупную сумму местному мафиози, он понимает, что деньги в срок ему не вернуть, а бежать особо некуда. Вывод напрашивается сам собой — прыгнуть с ближайшего моста… И спасти самого настоящего ангела.

Субмарина

Оливер что только ни придумал за свою пока еще короткую жизнь, а сколько ему еще предстоит перепробовать, чтобы найти себя. Дома его ждут родители, погруженные в свои проблемы, а в школе ему частенько достается из-за того, что он не такой как все, постоянно витает в облаках, а футболу предпочитает чтение энциклопедий. Но те, кому посчастливилось получше узнать Оливера, знают, что он настоящий друг, интересная личность и забавный фантазер.

Трасса 60

Обеспеченный и в целом довольный жизнью молодой человек Нил Оливер в свой день рождения загадывает узнать, в чем смысл его жизни. Можно подумать, что кто-то подскажет ему ответ на вопрос, юноше придет письмо или будет знак. Но нет. Ответ на вопрос он получит только в конце своего путешествия по трассе № 60.

Скотт Пилигрим против всех

Скотт Пилигрим — невероятный юноша. Он — талантливая рок-звезда, любимчик девушек, самый лучший боец в Торонто, да еще и готовит наивкуснейший чесночный хлеб. И вот в один прекрасный день он встречает ее — крутую девушку Рамону. которая не против отношений, если только Скотт готов ради нее… победить ее семерых злых пассий.

Тронутые

После смерти бывшей супруги Роберт принимает решение отправить своего сына Винсента, который болен синдромом Туретта, в специализированную клинику. Оказавшись в лечебнице, Винсент знакомится с Алексом, больным ОКР, и анорексичкой Мари. Не желая находиться в стенах, которые сводят с ума не меньше болезней, Винсент и Мари пытаются сбежать, но их чуть не сдает Алекс. Ребята готовы на всё, чтобы удрать, поэтому они насильно впихивают Алекса в машину и уезжают втроем.

Отель «Гранд Будапешт»

Фильм рассказывает об увлекательной молодости Зеро Мустафы — богатого предпринимателя, владельца нескольких отелей и политического деятеля, который «начинал» с обычного коридорного отеля «Гранд Будапешт». Сбежав из родной страны, Зеро устраивается в один из самых фешенебельных и популярных отелей Зубровки. Вот она, хорошая жизнь: красивая форма, плотные обеды, щедрые чаевые и импозантный наставник, Мсье Густав. Этот самый Мсье втянул Зеро в самое невероятное, опасное и увлекательное приключение в жизни юноши.

10 фильмов, которые навсегда останутся в вашей памяти

1+1

Когда смотришь на постер фильма, кажется, что это очень драматичное кино. А как может быть иначе? Ведь речь идет о человеке, прикованном к инвалидному креслу, о его ежедневных трудностях, душевных метаниях. Несмотря на все это, фильм очень заряжает позитивом. Аристократ, парализованный в результате несчастного случая, нанимает весьма подозрительного помощника по имени Дрис, который груб, бестактен, совершенно не разбирается в правилах высшего света да еще и недавно вышел из тюрьмы. Однако именно он помогает Филиппу ощутить всю красоту жизни, а нам — назвать «1+1» одним из самых жизнеутверждающих фильмов всех времен.

Смотреть

Экипаж

Данила Козловский в роли своенравного и дерзкого пилота — это уже причина посмотреть этот фильм. Но дело даже не в этом. Экипаж вывел массовое российское кино на новый уровень — уровень голливудских блокбастеров. Кроме того что катастрофа трогает за душу, она еще и пестрит огромным количеством классных спецэффектов, которые российскому кино до этого даже не снились. Героические подвиги, ощущение единства, масштабность, романтическая история любви — все это также присутствует.

Смотреть

Дэдпул

Ох уж это супергеройское кино! Сюжет вроде бы тривиален до неприличия, но обилие черного юмора в картине, абсурд и стеб над другими комиксами делают фильм просто бомбическим! Влюбленный в стриптизершу и больной раком наёмник Уэйд решается на опасную операцию, которая наделяет его суперспособностями. Он становится практически неуязвимым, но при этом страшно изуродован. Чтобы отомстить обидчиками, Уэйд пускается во все тяжкие. Герой намерен не только отомстить тому, кто сделал его уродцем, но и вернуть себе былой вид и красотку-стриптизершу.

Смотреть

Лучшее во мне

Если вы нежно любите романтические истории, то это кино для вас. Сюжет рассказывает о первой любви, которую двое молодых людей пронесли через всю жизнь. Главная изюминка фильма в том, что история разделена на два временных периода. Чарующая музыка, сказочные виды, философский подтекст и любовь — что еще нужно для идеального вечера?

Смотреть

Выживший

Рекордные двенадцать номинаций на премию «Оскар» решают все споры об этом фильме. Солидный уровень насилия в кадре и мрачная атмосфера могут отпугнуть неподготовленных зрителей, однако гениальность игры красавчика Лео перекрывает все страхи. Два с половиной часа мы проводим в дебрях американских лесов, наблюдая за приключениями главного героя, чувствуем тот же холод, голод, боремся со стихиями. Операторская работа — выше всяческих похвал: она создает невероятно мощный эффект присутствия. Что же касается Лео, то он, кажется, сделал невозможное, показав на что способен человек ради любви и мести.

Смотреть

Шпионский мост

Шпионский мост — это историко-политическая драма, основанная на реальных событиях. Не слишком заманчиво? Не торопитесь с выводами! Холодная война. Бруклинскому адвокату поручено одно весьма серьезное задание — договориться об освобождении американского пилота самолета-разведчика из «лап» СССР. Несмотря на всю хмурость картины, она в ироничном ключе проповедуют светлые духовные ценности. Режиссер фильма Стивен Спилберг постарался на славу.

Смотреть

Марсианин

Смогли бы вы выжить, оказавшись на Марсе в полном одиночестве? Инженер и биолог Марк Уотни по несчастливой случайности остался на красной планете совсем один — без связи с Землей и практически без запасов еды. Эдакий Робинзон Крузо из будущего. Стоит ли ему смириться с неизбежной кончиной или все-таки нужно попытаться попасть домой? Уотни не унывает: шутит, матерится на NASA, слушает музыку, выращивает картофель в собственных фекалиях — в общем, развлекается, как может.

Смотреть

Левша

Спортивная драма о боксере, который, имея традиционный набор счастливого человека (жена, дочка, звание чемпиона), теряет все это в один момент. Теперь герою предстоит доказать всему миру и себе, что он чего-то стоит, и заново взобраться на пьедестал. Банально? Возможно. Однако фильм играет по правилам жанра, и в этих правилах — вся прелесть. Изначально главная роль должна была достаться Эминему, но из-за своей активной музыкальной жизни тот не смог принять участи в картине. Зато написал для фильма отличный саундтрек.

Смотреть

Искатель воды

Это режиссерский дебют Рассела Кроу. Фильм повествует о жизни австралийского фермера, потерявшего на Первой мировой войне сразу троих сыновей. Он отправляется за тысячи километров, чтобы их найти. В этой картине главное — не сюжет, а атмосфера. В основу сценария легли реальные исторические документы, дневники и письма солдат Первой мировой. А древняя Турция, воссозданная в фильме, поражает былой экзотикой.

Смотреть

Исход: Цари и боги

Мифы — источник бесконечного вдохновения для режиссеров всех времен и народов. Однако библейские притчи также все чаще становятся основой для фильмов. Картина повествует о великом пророке Моисее, который вывел рабов из Египта и основал Израиль. Нас переносят во времена ветхозаветного мира, мы наблюдаем за освобождением еврейского народа из-под оков египетского рабства. Это масштабный исторический фильм, который отличается яркой индивидуальностью. Кристиан Бэйл в роли великого пророка смотрится очень даже убедительно.

Смотреть

Смотрите эти и другие фильмы легально и в хорошем качестве в подборке Tvzavr.ru для Cosmo.ru.

Tvzavr.ru — твой онлайн-кинотеатр в сумочке! Каждую неделю специально для читательниц Cosmo.ru Tvzavr формирует тематические подборки фильмов, которые включают как новинки, так и классику кинематографа.

Курортный экран: Крым и Сочи в кино СССР

В Советском Союзе наблюдался дефицит не только колбасы, колготок и рок-н-ролла, но и дефицит моря. Ну сам представь: Турции, Таиланда и Египта не существует. Остается поддержать отечественного производителя и махнуть с последними деньгами на Черное море. И это при том, что народу в СССР жило в два раза больше, чем в теперешней России. Итог, сам понимаешь, предсказуемо плачевный.

Как пересказывал мне товарищ: «Добрались мы до Сочи всей семьей — с братьями, бабушками и дедушками. И каждый вечер тянули жребий — кому вставать в 6 утра и идти на пляж, занимать место. Потому что к 8 утра все лучшие места уже были заняты, а в 10 на пляже физически негде загорать даже стоя».

Прибавь к этому нулевой сервис, совковое питание да очереди по каждому поводу. Я лично застал момент, когда отдыхающие гости города Судак каждое утро толпой ходили отмечаться в бесконечную очередь у касс, чтобы через неделю им продали железнодорожный билет домой. И заметь, все это у граждан СССР звалось «отдыхом» на полном серьезе!

Вообще люди, расписывающие красоты жизни в СССР, они или патологические вруны, или люди настолько неудачливые в настоящем, что даже совковый быт им кажется потерянным раем.

Три плюс два (1963)

Немудрено, что при столь бесчеловечных раскладах прогрессивная часть советского человечества выбирала «дикий» отдых. Бросаешь в багажник палатку, акваланг, недельный запас тушенки — и ты человек свободный, как морской бриз.

«Три плюс два» как раз об этом. Три молодых товарища благоустраиваются на безлюдном пятачке у Черного моря, и все бы отлично, но идиллию нарушает «Запорожец» с двумя девушками, претендующими на тот же самый клочок суши.

Как и многие кинокартины эпохи оттепели, «Три плюс два» искренне оптимистичен, и не вызывает у зрителя зубовного скрежета от фальшивой духоподъемности. Тут море, книги, цирк, любовь, легкий страх перед советской милицией, хэппи-энд и первая заметная роль Андрея Миронова.

Фильм Генриха Оганисяна, поставленный по пьесе Сергея Михалкова, закономерно превратился в ключевой манифест дикарского отдыха для наших соотечественников. Хотя «Дикари» (2006) Виктора Шамирова вполне бы могли его заменить в нашу более заковыристую эпоху (если вырезать оттуда половину бесчисленных сцен распития водки).

Опекун (1970)

Не поверишь, но в СССР тоже была водка! Обличительный фильм-памфлет о тунеядстве и перевоспитании «Опекун» с этого и стартует: герой Александра Збруева сталкивается с хроническим алкоголиком в исполнении Георгия Вицина, просыпается в вытрезвителе и теряет работу.

Металлургический комбинат, куда его зовут друзья, приводит героя в состояние полнейшего ужаса, и он бежит к морю, чтобы найти такую работу, где ничего не делать, загорать и получать деньги. Как ни странно — находит, попадая в опекуны к дряхлой бабке, которая вскоре начинает его терроризировать, требуя копать колодцы и пропалывать сорняки.

Как и полагается социально-значимому кино 70-х годов, оно не отстает от зрителя с навязчивыми нравоучениями, пусть даже шуточными. Это немного портит фильм, но за легкость слога да живописные виды белоснежных и почему-то безлюдных прибрежных ресторанов «Опекуну» прощаются все его огрехи.

Дамы приглашают кавалеров (1980)

Вся из себя такая робкая и нескладная героиня Марины Неёловой берет отпуск за свой счет, чтобы рвануть на Черное море и добыть там всеми правдами и неправдами хоть какого-то жениха. Курортная жизнь ее начинает плющить, колбасить и куролесить, но что ни жених — то подвох или дурной сюрприз.

В самый нужный момент возникает лысеющий и затюканный Леонид Куравлёв. Актер вписался в ленту просто филигранно, мне почему-то с самого детства запомнилась сцена, где он на спор шевелит ушами, чтоб произвести впечатление на даму.

Лента, конечно, до предела сентиментальная, но при всем этом очень деликатная и просветленная. Такой витринный образчик настоящего народного советского кино, обаянию которого невозможно сопротивляться.

Из жизни отдыхающих (1980)

В том же году тему курортного романа на экранах раскрыл этот фильм Николая Губенко. Но тональности очень и очень далеки от солнечных. Дело происходит в Крыму под закат осени, когда отдыхающие разбежались, остались лишь те неудачники, что получили путевки в мертвый сезон, или оказались у холодного туманного моря в силу житейских и рабочих обстоятельств.

«Из жизни отдыхающих» носит на себе трудноуловимое, но ощутимое фибрами клеймо ироничного интеллигентского нытья, которое вообще было характерно для многих лент позднего СССР — достаточно вспомнить «Покровские ворота».

Главные положительные герои скучны и лишены харизмы даже на фоне неприглядных туповатых мещан. Но фильм спасает диковинной красоты декадансная картинка (в отреставрированной версии), колкие диалоги, Ролан Быков и ударная, незабываемая сцена репетиции художественной самодеятельности.

Будьте моим мужем (1981)

Андрей Миронов в нетипичном для него амплуа робкого гомо-советикус, которого берет в оборот и эксплуатирует отдыхающая мама с ребенком. Ведь ей требуется фиктивный муж, иначе одинокую мать отказывались заселить в комнату «частного сектора». Сейчас это трудно, даже невозможно объяснить какими-то логическими аргументами, но в эпоху СССР случались маразмы и похлеще.

По жанру это несмешная комедия с совершенно кошмарными песнями, может быть худшими в карьере Миронова. Главный донжуан советского экрана отчаянно пытается вытянуть этот фильм на своем горбу, именно поэтому «Будьте моим мужем» не сгинул в забытых киноархивах.

Спортлото-82 (1982)

Необычайно популярная комедия Леонида Гайдая, как и все гайдаевское, благополучно растащенная на цитаты («Кому апельсины, кому витамины? … — Рубль — штучка! Три рубля — кучка! В кучке три штучки»). Но это уже усталый Гайдай, Гайдай на излете. Его предыдущая, куда как менее известная кинокомедия «За спичками» заводила и отжигала искреннее. В «Спортлото» же наблюдаются недостаток стиля и неубиваемое амбре безвкусицы.

Зато здесь много Крыма во всех ракурсах, по которому герои носятся в поисках потерянного выигрышного билета «Спортлото». Ностальгические виды советской Феодосии и горных турбаз гарантированы даже самому невнимательному зрителю.

Асса (1987)

Изучать прибрежную черноморскую жизнь СССР по «Ассе» практически противопоказано — это же не музыкальное документальное кино, а скорее фантазия на тему, исторически очень неряшливая. В частности объявляется, что действие романтической молодежной драмы Сергея Соловьёва происходит в зимней Ялте 1980 года, в то время как на экране — масса артефактов более поздних эпох, то принтер в отделении милиции в кадре маячит, то портрет Ника Кейва на стене.

И все же «Асса» — кино состоявшееся. Если на рубеже 90/00 годов оно смотрелось как дебиловатый перестроечный анахронизм, то в наши годы произошел переход восприятия на качественно иной уровень: «Асса» превратилась в цепляющий драматический артефакт редкой скоротечной эпохи.

Моя морячка (1990)

Я бы обозначил жанр этой картины как «лирический фельетон». По сюжету вредная и принципиальная работница коктебельского парка культуры (Людмила Гурченко) ежедневно устраивает эстрадные представления для снулых советских курортников. На одном из таких мероприятий на сцену выходит люмпен из Мурманска (Михаил Державин) и под баян исполняет городской романс «Моя морячка».

И песня, и сам баянист смертельно раздражают героиню Гурченко, но настырный куплетист исправно каждый день является на эстраду, чтобы заработать положенный исполнителю приз. Приз-то грошовый — пара открыток или шоколадка, но тут взыграли принципы и творческие амбиции.

Сюжет проще некуда, выдающихся диалогов, локаций и событий кот наплакал. И вот тут как раз работает чудо кинематографа — когда два актера экстра-класса превращают нелепый скетч, будто написанный для «Ералаша», в незабываемый комедийный полнометр.

Кстати, для Людмилы Гурченко это не первая курортная роль — достаточно вспомнить легендарный манифест деревенского уклада и семейных ценностей «Любовь и голуби» (1984). Но в «Моей морячке» особо любопытно наблюдать быт черноморских аниматоров, которые полные надежд и творческих планов поступали в художественные и артистические институты, а заканчивали жизнь пением на трухлявых деревянных сценах под храп санаторных бабушек в панамках.

Фильм вышел на экраны в 1990 году, а через год СССР не стало. А Черное море так и осталось каким-то советским по сей день.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*