admin / 02.01.2020

Гиперактивный ребенок 4 года

Гиперактивность у детей: причины, признаки, способы лечения

Гиперактивность у детей: причины, признаки, способы лечения

Детская гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

  • импульсивность поведения;
  • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
  • дефицит внимания.

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Отличие гиперактивности от активности

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

Причины

Причины гиперактивности могут быть разными:

  • преждевременные или осложненные роды
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  • стресс и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
  • нарушения пуринового обмена у малыша.

Провоцирующие факторы

Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода.

Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей — еще один предрасполагающий фактор.

Симптомы

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

  • беспокойство;
  • неусидчивость;
  • задержка развития речи;
  • раздражительность и плаксивость;
  • плохой сон;
  • упрямство;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

У новорожденных

На гиперактивность у детей до года — грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

У детей в 2-3 года

Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников

Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Гиперактивность без дефицита внимания

Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

  • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
  • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
  • внимание избирательное, неустойчивое;
  • небрежность, невнимательность во всем;
  • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Возможные последствия

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.

Диагностика

Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.

Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.

Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

  • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
  • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
  • общий анализ крови для исключения анемии.

Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

Лечение

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Просветительская работа

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача — не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании. Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

Игры с гиперактивными детьми

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

Эффективно чередование спокойных настольных игр — лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми — бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Питание

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов — соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

Гиперактивность в школьном возрасте

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.

Проблемы с учебой

Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

Проблемы с одноклассниками

Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.

Эти дети почти в каждом коллективе — изгои и аутсайдеры. Ровесники не принимают их в свои игры, потому что те нарушают правила, дерутся и много кричат. Взрослые на них постоянно сердятся и ругаются, потому что они неуправляемы, непослушны, недисциплинированны и чересчур подвижны. В результате они абсолютно не приспособлены к жизни в обществе, у них масса внутренних комплексов из-за того, что они не такие, как все. Их легко увидеть в толпе: крутятся на одном месте, что-то бубнят себе под нос, нервно перебирают пальцами, то и дело пытаются куда-нибудь ускользнуть.

Именно таков типичный гиперактивный ребёнок — гроза всех воспитателей и учителей и большая проблема для родителей. Возможно ли ему помочь адаптироваться в социуме и стать успешным?

Что это такое

Для педагогов и родителей гиперактивный ребёнок — это прежде всего проблемный ребёнок, доставляющий массу трудностей в школе и дома. С точки зрения медицины, он страдает неврологическо-поведенческим расстройством. Данный диагноз ставится, если двигательная активность является чрезмерной, неадекватной, бесцельной, непродуктивной и трудно управляемой. Это почти всегда — признак неуравновешенной нервной системы.

К сожалению, многие взрослые не понимают, что гиперактивные дети не слушаются и так себя ведут не из вредности, а в силу своего заболевания. Это приводит к серьёзным ошибкам в воспитании и обучении, что существенно усугубляет ситуацию.

Причины

Обычно гиперактивность у детей является следствием серьёзных психических расстройств. Все они отражены в МКБ-10:

  • гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • гиперкинетическое расстройство поведения;
  • другие гиперкинетические расстройства.

Если рассматривать причины гиперактивности (а точнее — вышеперечисленных гиперкинетических расстройств) более подробно, к ним относятся:

  • экологически неблагоприятные условия проживания;
  • осложнённое течение беременности и родов;
  • несовместимость матери и плода;
  • тяжёлые заболевания в первый год жизни малыша;
  • наследственность;
  • органические поражения головного мозга;
  • неправильное, недостаточное питание.

Вопрос о причинах детской гиперактивности в психотерапии остаётся открытым и спорным и по сей день.

Симптомы

В зависимости от индивидуальных психических особенностей, гиперактивность у ребёнка в каждом отдельном случае проявляется по-разному.

Общая симптоматика:

  • чрезмерно высокая активность по сравнению с другими детьми того же возраста и умственного развития;
  • нетерпеливость;
  • беспокойные, быстрые движения пальцами, кистями, стопами;
  • неусидчивость: сидя, постоянно крутится, вертится, ёрзает, извивается, вскакивает с места;
  • бесцельная двигательная активность: бегает, прыгает вокруг себя и окружающих людей и предметов, всюду лезет, карабкается на любые возвышенности;
  • шумность и высокая конфликтность в играх и разговорах;
  • постоянное движение;
  • болтливость.

Главные признаки гиперактивного расстройства с УО и стереотипиями — IQ ниже 50, нарушение внимания и стереотипные (повторяющиеся, навязчивые) движения.

Двигательные стереотипии:

  • прыжки;
  • методичное раскачивание тела;
  • ходьба на цыпочках;
  • быстрое перебирание пальцами;
  • гримасы, вытягивание губ трубочкой.

Двигательно-сенсорные стереотипии:

  • методичное постукивание по какой-нибудь поверхности руками или любыми предметами;
  • постукивание пальцами;
  • кружение вокруг себя;
  • надавливание на собственные глаза;
  • взгляд сквозь пальцы (в прямом смысле этого выражения);
  • прищуривание.

Действия с предметами:

  • пересыпание сыпучих веществ из одной ёмкости в другую (часто можно наблюдать в песочнице);
  • переливание воды;
  • откручивание/закручивание мелких деталей на игрушках.

Нужно понимать, что все вышеперечисленные проявления никак не связаны с возрастными кризисами, особенностями характера (вредностью или заносчивостью), не зависят от конкретной ситуации. Гиперактивный ребёнок ведёт себя так всегда.

Особенностью гиперактивности является тот факт, что её невозможно диагностировать у детей дошкольного возраста. До 6 лет её можно только заподозрить по отдельным возрастным проявлениям:

  • у ребёнка до года можно заметить нарушение координации движений и ритма крупной моторики;
  • у ребёнка 2-3 лет наблюдается задержка речевого развития, подмена слов жестами;
  • у детей 4-5 лет нарушена связь между зрением и движениями.

Начиная с 6 лет, у детей школьного возраста гиперактивность проявляется во всей своей красе: невооружённым глазом видны проблемы с поведением, общением, учёбой и в других сферах жизни.

Диагностика

Родителям и учителям зачастую бывает трудно понять, что ребёнок гиперактивный, а не просто педагогически запущенный или вредный в силу характера. Чтобы исключить ошибки, требуется особая диагностика, которая проводится в 4 этапа.

I этап — сбор субъективной информации

Кто проводит:

  • терапевт;
  • педиатр;
  • невролог;
  • детский психолог;
  • детский психотерапевт.

Какие методы исследования используются:

  • опрос родителей о поведении ребёнка, об условиях его проживания, семье, особенностях течения беременности и родов;
  • изучение истории болезни для выяснения наследственной предрасположенности к гиперактивности;
  • внешний осмотр (размер зрачков, состояние кожных покровов, наличие чрезмерного потоотделения, вес);
  • наблюдение за поведением.

Результат: делаются предварительные предположения о причинах гиперактивности.

II этап — сбор объективной информации

Кто проводит:

  • детский психолог;
  • детский психотерапевт.

Основной метод исследования — психологические тесты, которые проводятся, начиная только с 6 лет:

  • «Раздели на группы» (Иванова, адаптация Доценко);
  • «Найди и вычеркни» (Доценко);
  • «Обведи контур» (исследование наглядно-действенного мышления);
  • «Домик» (Гуткина);
  • рисуночные тесты «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное» (исследование эмоциональной сферы);
  • методика «Лесенка» (Щур);
  • проба на реципрокную координацию (Лурия);
  • тест на концентрацию и устойчивость внимания (Пьерона-Рузера);
  • тест на концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания, выявление психомоторного темпа, волевую регуляцию, динамику работоспособности (Тулуз-Пьерона) и другие.

На самом деле психологических тестов, позволяющих диагностировать детскую гиперактивность, гораздо больше. Какие именно использовать при постановке диагноза, определяют специалисты. Обычно они ограничиваются 2-3 методиками.

Психологические тесты обрабатываются, и по их результатам делается предварительный вывод о наличии или отсутствии диагноза.

III этап — аппаратные исследования

Кем проводятся:

  • неврологами;
  • кардиологами;
  • ангио- и нейрохирургами.

Основной метод исследования — аппаратный:

  • электроэнцефалографическое исследование;
  • магнитно-резонансная томография.

Цель — оценить состояние головного мозга, выявить имеющиеся трансформации и патологии.

IV этап — дополнительные исследования

Так как у гиперактивных детей часто диагностируются различные соматические и неврологические расстройства, для уточнения окончательного диагноза и назначения лечения назначаются консультации узких детских специалистов:

  • эпилептолога;
  • офтальмолога;
  • отоларинголога;
  • эндокринолога и др.

Берутся общий и биохимический анализ крови. Нередко проводится консультация логопеда для выявления нарушений письменной речи.

Окончательный диагноз ставится по результатам, полученным на всех этапах диагностики.

Лечение

После подтверждения диагноза детская гиперактивность требует длительного курса лечения. Родителям нельзя пускать ситуацию на самотёк и ждать, что она сама собой разрешится без медицинского вмешательства. Тут нужна основательная коррекционная работа и медикаментозная терапия под постоянным наблюдением психотерапевта.

Медикаментозные препараты

Для того, чтобы нормализовать функционирование нервной системы и улучшить работу головного мозга, гиперактивному ребёнку назначают лечение успокаивающими лекарствами. Чаще всего это ноотропы и нейропротекторы:

  • нейропротектор Глиатилин (Глицин) восстанавливает нарушенные функции головного мозга, повышает когнитивные способности, улучшает концентрацию внимания;
  • ноотропный препарат Кортексин стимулирует метаболизм в тканях головного мозга, улучшает высшие психические функции;
  • Фенибут, Энцефабол улучшают мозговое кровообращение.

Седативные препараты:

  • Цитраль снижает внутричерепное давление, оказывает снотворное действие;
  • Анвифен снижает мышечный тонус, устраняет тревожный сон и бессонницу;
  • Пантогам снижает повышенную двигательную активность и мышечный тонус;
  • Тенотен (детский) избавляет от головных болей и снижает повышенную активность;
  • Баю-бай, Успокой-ка, Вечерняя сказка помогают быстрее успокоиться перед сном и заснуть;
  • Персен, Семакс, Пироцета улучшают концентрацию внимания;
  • трава пустырника;
  • валокордин, корвалол;
  • Ново-пассит;
  • чай Hipp снимает нервозность, плаксивость, излишнюю эмоциональность, нормализует сон;
  • Sanason Lek избавляет от тревожных состояний, панических страхов, бессонницы.

Данные препараты оказывают огромную помощь родителям, которым крайне сложно угомонить и уложить спать гиперактивного малыша.

Витаминные комплексы

В качестве дополнительной терапии к нейропротекторам, ноотропам и седативным препаратам прописываются витамины. Они играют важную роль в функционировании нервной системы:

  • ускоряют передачу нервных импульсов;
  • защищают клетки мозга от повреждений и разрушения;
  • нормализуют энергетический обмен;
  • помогают справляться с нагрузками (эмоциональными и умственными);
  • восстанавливают психоэмоциональное равновесие.

Поэтому гиперактивным детям просто необходимо дважды в год принимать полный курс поливитаминных препаратов. Что рекомендуют неврологи и психотерапевты при данном диагнозе:

Без назначений психотерапевтов ребёнку не стоит давать лекарственные препараты, так как они могут негативно отреагировать на них.

Народные средства

Лечение гиперактивных детей народными средствами должно быть максимально осторожным. Многие родители полагают, что натуральные растительные экстракты уберегут детский организм от чересчур химизированного состава аптечных лекарств. Однако фитопрепараты порой действуют слишком агрессивно и становятся источником сильнейших аллергических реакций. На приём любого из них требуется предварительное разрешение врача.

Сборы, экстракты, настои и отвары успокаивают, снимают тревожность, улучшают сон, активизируют память и внимание. Подобными свойствами обладают такие травы, как:

Вышеперечисленные травы рекомендуется давать в виде настоев и отваров для употребления внутрь. Есть и такие растительные экстракты, на основе которых готовятся успокаивающие и расслабляющие ванны перед сном. Они помогают уложить ребёнка спать. Что можно использовать с этой целью:

  • сбор из ивовой коры, ягод можжевельника, корней аира;
  • хвойный экстракт;
  • сбор из душицы, мяты, календулы.

Как вариант — приготовить успокаивающую ванну с морской солью и эфирными маслами лаванды и мяты. По окончании такой процедуры обязательно ополаскивание под чистым тёплым душем.

Психотерапия

Поведенческая психотерапия

Направлена на изменение поведения. Используемые техники: поощрение желательного поведения и неприятие нежелательного. Происходит наглядная фиксация результатов (например, с помощью ярких смайликов), чтобы маленький пациент видел и контролировал свой прогресс. Результат — приобретение навыков организовывать свой день, планировать действия, отвечать за поступки, выбирать степень активности, понимать смысл обязанностей.

Игровая психотерапия

Одна из самых эффективных методик для коррекции детской гиперактивности. Основное преимущество — создание комфортных условий для самого малыша. Отлично снимает напряжение, избавляет от агрессии и переживаний. В процессе игры психотерапевт видит скрытые проблемы и профессионально работает над и постепенным устранением. Во время сеансов используются разные игрушки: куклы, машинки, кубики, конструкторы, солдатики, мячики. Структурированная игротерапия направлена на устранение социальных конфликтов и агрессии по отношению к окружающим. Освобождающая — на борьбу с негативными эмоциями. Поведенческая — на освоение элементарных правил поведения в обществе.

Подробнее…

Семейная психотерапия

Гиперактивный ребёнок представляет собой большую проблему для родителей. Испытывая трудности в его воспитании, они начинают винить себя, что они плохие, что-то делают не так. Это приводит к депрессивным состояниям и разводам. Нередко они теряют контроль над собой, жестоко наказывая (в том числе физически) и унижая малыша. Это лишь усугубляет ситуацию. Семейная психотерапия налаживает отношения между членами семьи, учит находить точки взаимодействия, избавляет от накопившихся обид, возвращает утраченное доверие. Специалист подробно объясняет, что делать родителям в той или иной ситуации, как находить компромиссы.

Подробнее…

Символдрама

Если удастся найти хорошего специалиста, который имеет большой опыт работы не только в символдраме, но и в коррекции детской гиперактивности, можно решить большое количество проблем. Когда ребёнок вводится в расслабленное состояние, психотерапевт через различные образы внушает ему правила поведения в обществе, которые откладываются в подсознании малыша.

Подробнее…

Песочная терапия

Отлично снимает напряжение и успокаивает даже самых гиперактивных. Маленьким можно предложить простейшие игры: отыскать зарытую в песке игрушку, пересыпать песок из одного ведёрка в другое и т. д. Более старшие могут создавать из песка целые картины. Заменить материал могут гречка, рис или горох.

Индивидуальная психотерапия

Индивидуальные сеансы могут проводиться в самых разных направлениях: гештальт-подход, психоанализ, экзистенциализм, символдрама, арт-терапия. Все они направлены на то, чтобы вселить в гиперактивного ребёнка уверенность в своих силах и возможностях, раскрыть творческий потенциал и способности, научить выстраивать межличностные отношения.

Групповая психотерапия

Направлена на социальную адаптацию гиперактивных детей. Так как они чаще всего испытывают трудности в общении и с ровесниками, и со взрослыми, работа в группах научит их элементарным правилам поведения. Но здесь есть свои подводные камни. Если в группе будут заниматься только гиперактивные детки, они быстро перенимают любые отклонения в поведении. А если такой ребёнок окажется среди здоровых, скорее всего, он будет изгоем, и такие сеансы потеряют эффективность.

Советы родителям

Труднее всех приходится родителям, которые хотят, но не знают, как помочь гиперактивному ребёнку и что делать, когда его поведение выходит из-под контроля.

Как воспитывать

  1. Избегать завышенных требований.
  2. Чаще хвалить за любые успехи, достижения, соблюдение правил и норм поведения.
  3. Создавать ситуации успеха, в которых будут проявляться его сильные стороны.
  4. Не ломать его, насильно заставляя что-то делать. Добиваться всего только лаской и добротой.
  5. Читать обучающие и развивающие сказки, анализировать их, делать вместе выводы о том, что хорошо, а что плохо. Вспоминать ситуации из книг в жизни, применять их на практике.
  6. Не лишать общения со сверстниками, но постоянно быть начеку и контролировать этот процесс, вовремя вмешиваясь и предупреждая конфликты.
  7. Постоянно взаимодействовать с ребёнком, а не избегать его. Ходить вместе гулять, разговаривать по душам, доверять ему.
  8. Домашнее и школьное воспитание должны идти в одном русле. Родителям нужно быть в постоянном контакте с учителем.

Как себя вести

  1. Не кричать, не повышать голос.
  2. Оставаться абсолютно спокойными, набраться терпения. Повторять своё требование до тех пор, пока он его не выполнит.
  3. Не спорить, не вступать в конфликт. В любой ситуации стараться находить компромисс.
  4. Не обращать внимания на негативные поступки. Уметь их игнорировать.

Как успокоить

Родители и учителя знают, как нелегко справиться с ребёнком, который постоянно находится в движении, не слушается и залезает туда, куда не надо. Советы психолога — в помощь в подобных ситуациях.

Часто родители находятся в абсолютной растерянности, как общаться с ребёнком, если он не реагирует на замечания. В первую очередь нужно привлечь его внимание. Можно громко охнуть, округлить глаза, схватиться за голову — одним словом, изобразить страх, панику, ужас, удивление. Когда непоседа с недоумением остановится перед вами и спросит, что случилось, необходимо включить фантазию и создать надуманную ситуацию. Например:

  • вы забыли счёт от 1 до 20 — попросите его напомнить;
  • вы не знаете, какие звуки произносят животные (кошка, корова, собака) — он должен по очереди воспроизвести их;
  • если не убрать игрушки в комнате, из магазинов исчезнет весь запас мороженого, так что надо срочно всё расставить по своим местам.

В таких ситуациях хорошо срабатывает метод якорения из НЛП. С малышом нужно договориться заранее о каком-то сигнале, который должен призывать к определённому действию. Например, он может быть роботом, на носу у которого есть кнопка отключения. Как только взрослый на неё нажимает — робот больше не может двигаться. В моменты, когда поведение становится неуправляемым, это отлично срабатывает. Таких игр-якорей можно найти или придумать самостоятельно довольно много.

Подобные рекомендации родителям гиперактивных детей дают на консультациях детские и семейные психотерапевты.

Дидактические материалы

Коррекцинно-развивающие упражнения и игры для гиперактивных детей развивают память, снимают мышечное и эмоциональное напряжение, вырабатывают навыки самоуправления и общения. Основные требования к их организации:

  • поэтапность: сначала проводить игры только на внимание, затем — на память и т. д.;
  • в игре может участвовать любое количество людей;
  • нельзя давать малышу переутомляться, нужно уметь вовремя переключать внимание на что-то другое;
  • контроль со стороны взрослого должен быть постоянным.

Для дошкольников (профилактика)

Раз, два, три — говори!

Взрослый задаёт простейшие вопросы (Как тебя зовут? Какого цвета солнце? Какое животное мяукает?). Отвечать на них можно только после того, как будет произнесена команда: «Раз, два, три — говори!».

Снеговик

Задача — изобразить снеговика: развести руки в стороны, надуть щёки, напрячь всё тело. Ведущий играет роль солнца: ходит вокруг снеговика, гладит его и обнимает. От этого тот тает: постепенно расслабляется, медленно опускаясь на пол. Игра хорошо снимает мышечные зажимы.

Шарик

Задача — изобразить воздушный шарик. Ведущий играет роль насоса: делает вид, что он накачивает шарик воздухом. От этого тот «раздувается». Затем взрослый неожиданно громко хлопает в ладоши, и шарик резко «сдувается».

Для гиперактивных дошкольников полезными также окажутся такие игры и упражнения, как «Это лишнее», «Лови — не лови», «Найди отличия», «Дрессированная муха», «Дотронься до цвета/предмета».

Для младших школьников

Волшебный клубок

Упражнение для тренировки саморегуляции. Задача — медленно наматывать на руку клубок ярких ниток и чувствовать, как тебя наполняет спокойствие и умиротворение. Задание считается выполненным, когда прекращаются навязчивые движения и становится возможным усидеть на одном месте в течение нескольких минут.

Художники

Для игры потребуется несколько участников. Взрослый рисует на большом полотне или доске произвольные линии. Каждый подходит и дорисовывает что-то своё. Все при этом должны помнить основную задачу — в итоге должна получиться законченная картина. Смысл в том, что гиперактивному ребёнку будет чрезвычайно сложно усидеть на месте и спокойно дожидаться своей очереди.

Кричу — шепчу — молчу

Отличное упражнение для выработки навыка дисциплины. У взрослого — три кнопки ладони, вырезанных из разноцветного картона. Если он поднимает красную, все могут бегать, шуметь, кричать. Если жёлтую — все замедляют скорость и снижают громкость голоса. Если синюю — все замирают на месте и молчат.

Гиперактивным младшим школьникам также полезно предлагать такие игры и упражнения, как «Слушай хлопки», «Волны», «Шалтай-Болтай», «Давайте поздороваемся», «Сиамские близнецы», «Игры за партами», «Разговор с руками».

Последствия

Родители переживают и задаются вопросом, проходит ли гиперактивность у детей с возрастом. Это индивидуально. В большинстве случаев она снижается. Однако трудностей не становится меньше, потому что последствия неспокойного детства могут аукаться всю жизнь.

Трудности в учёбе

Гиперактивному ребёнку трудно высидеть 40 минут урока и концентрировать внимание на учебном материале. В результате многое он не усваивает, не успевая выполнять задания. В начальной школе он дольше ровесников осваивает чтение, письмо и правописание. Поэтому ходит в вечных троечниках, его с трудом переводят из класса в класс. Несмотря на нормальные умственные способности, из-за такого систематического упущения школьного материала он не может добиться успехов в учёбе. Даже если в подростковом возрасте гиперактивность постепенно сойдёт на нет, пробелы в знаниях будут слишком значительны, чтобы подтянуться и догнать сверстников.

Троечный аттестат, плохие результаты экзаменов не позволяют поступить в ВУЗ. Выбор профессий и учебных заведений существенно ограничивается. Последствия такого положения дел всем известны: проблемы с трудоустройством, низкий социальный уровень жизни, финансовая нестабильность.

Трудности в общении

Со сверстниками

Поведение гиперактивных детей трудно переносить. Ровесники с ними не дружат и не берут в свою компанию, потому что они постоянно нарушают правила игры, кричат, затевают ссоры, часто провоцируют драки. Результат — социальная изоляция, одиночество, отсутствие постоянных друзей. Как правило, они с детства учатся играть и разговаривать сами с собой, что относится к одному из расстройств личности и поведения.

Со взрослыми

Взрослые тоже не горят желанием уделять им достаточно внимания, потому что они не слушаются. В итоге нарушается связка «взрослый — ребёнок», нет ощущения дистанции и доверия. В будущем это чревато замкнутостью и агрессией.

Социальная дезадаптация приводит к тому, что в подростковом возрасте гиперактивные дети становятся членами неформальных группировок. Так как у них никогда не было близких друзей, они готовы довериться первому встречному, который скажет им ласковое слово. К сожалению, этим пользуются распространители наркотиков, сектанты, скинхеды и пр.

Если дети с гиперактивностью получили в своё время достаточное количество внимания от родителей и им была оказана психотерапевтическая помощь, они вполне могут стать успешными в будущем. Но чаще всего у взрослых просто не хватает терпения, чтобы вести их с 1 класса вплоть до подросткового возраста. В таком случае чаще всего у них складывается психопатический тип личности со всеми вытекающими последствиями.

Читайте также: Компьютерная зависимость у детей

Симптомы гиперактивности у ребёнка, что делать родителям

Одно из самых часто встречающихся состояний у маленьких детей — гиперактивность. Этот диагноз наиболее распространён среди дошкольников, но болезни могут быть подвержены и ребята более старшего возраста. Чрезмерно активный ребёнок плохо социализируется и испытывает трудности с учёбой. Ему сложно наладить отношения со сверстниками, сконцентрироваться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими нервными заболеваниями.

Детская гиперактивность наблюдается при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Патология представляет собой нарушение нормального функционирования мозга, которое приводит к сильному нервному напряжению.

Почему это проблема

Взрослые обычно не заостряют внимание на поведении малыша, считая, что он с возрастом «перерастёт». И к врачу обращаются лишь тогда, когда проблему уже просто нельзя не распознать.

В детском саду проблема лишь начинает развиваться. Но вот когда ребёнок идет в школу, признаки начинают выражаться более явно. Учебный процесс требует организации занятий, то есть это именно то, к чему малыш не подготовлен. Плохая концентрация внимания, активная подвижность и неадекватное поведение на занятиях делают невозможным полноценный учебный процесс.

Малыши с повышенной активностью постоянно нуждаются в контроле преподавателя, так как сосредоточить внимание ребёнка на учебном процессе очень сложно, он постоянно занимается посторонними делами, отвлекается, сказывается нехватка внимания. Терпения и опыта учителя зачастую не хватает, чтобы исправить деструктивное поведение. Начинает формироваться обратная реакция — агрессивность.

Развитие таких малышей отстает от одноклассников. Преподаватели не могут подстроиться под развивающуюся патологию, это приводит к конфликтам. Гиперактивный малыш в школе нередко подвержен издевательствам сверстников, у него появляются проблемы с общением. С ним не хотят дружить, это вызывает обидчивость, приступы рукоприкладства, агрессии.

Склонность к лидерству из-за невозможности быть им начинает порождать развитие заниженной самооценки. Через определенное время развивается замкнутость. Более выражено появляются психологические проблемы.

Многих родителей пугает этот диагноз. Они могут считать, что их ребёнок отстаёт в развитии. Это ошибочное мнение, ведь на самом деле гиперактивный малыш:

  1. Творческий. У него много интересных идей, а воображение очень богатое. Если папа с мамой помогут ребёнку, в будущем он сможет стать замечательным специалистом с креативным подходом к делам или представителем творческой профессии с многогранными интересами.
  2. Имеет гибкий ум, отличается энтузиазмом, умением находить решение сложным задачам. Он разносторонне развит, имеет множество интересов, стремится быть в центре внимания.
  3. Энергичен и непредсказуем. Это свойство может быть как благотворным, так и негативным. У малыша много сил для разных занятий, но удержать его на месте бывает практически невозможно.

Есть мнение, будто гиперактивный малыш всегда находится в движении и хаотично перемещается. Это не совсем так. Если какое-либо занятие поглотило всё внимание дошкольника, он может забывать обо всём другом. Родителям важно поощрять хобби, позволив ему самостоятельно выбирать, что делать.

Симптомы гиперактивности у ребёнка и его интеллектуальные способности никак не связаны. Очень часто такие ребята очень талантливы. Кроме лечения их необходимо воспитывать, держать в чётких границах, стараясь развивать природные способности. Часто они замечательно танцуют, поют, выступают на публике.

Причины гиперактивности у детей

Повышенная возбудимость обычно отмечается у малышей, чьи родители имеют холерический склад характера. Дети, как правило, лишь копируют поведение в более выраженной форме.

Если рассматривать признаки гиперактивности у ребенка до года, то отмечается явная тенденция к генетической расположенности передачи этой патологии. Приблизительно 45% родителей гиперактивных малышей в детстве перенесли это состояние.

В большинстве случаев сбои в мозговой активности закладываются внутриутробно. К формированию патологии могут привести следующие факторы:

  • Тяжёлая беременность;
  • Нездоровый образ жизни или курение матери в период ожидания малыша;
  • Стрессы и переживания, испытываемые будущей матерью;
  • Внутриутробная асфиксия;
  • Токсикозы во время вынашивания плода;
  • Гипоксия.

Реже болезнь может зарождаться в результате тяжёлого течения родов. На её возникновение способны повлиять такие явления, как:

  • Очень длительные схватки или потуги у роженицы;
  • Использование медикаментов для стимуляции родов;
  • Появление на свет малыша на сроке до 38 недель.

В исключительных случаях гиперактивность появляется по другим причинам, никак не связанным с рождением. Патология может возникнуть, если присутствуют такие факторы:

  • Болезни нервной системы;
  • Ссоры и частые конфликты между родителями;
  • Излишне строгое воспитание;
  • Серьёзное отравление химикатами;
  • Нездоровое питание.

Перечисленные причины — это факторы риска. Конечно же, необязательно, что из-за тяжёлых родов на свет появится гиперактивный ребёнок. Если будущая мама часто нервничала и лежала на сохранении, риск развития проблемы у её малыша повышается.

Не любой малыш, который себя ведет неадекватно, является гиперкинетиком. У некоторых ребят упрямство, непослушание, чрезмерная подвижность является следствием темперамента. С ними нужно лишь научиться вести себя, а не наказывать, так как это может вызвать обратную негативную реакцию.

Симптомы гиперактивности

Основные симптомы гиперактивности у ребёнка до 2 лет появляются не сразу. До этого времени он может вести себя вполне нормально. Они проявляются постепенно. Проявление недуга у малышей можно заподозрить, если отмечается:

  • В дневное время неусидчивость, постоянная суетливость, чрезмерное беспокойство, невозможность довести дело до конца;
  • Плохой сон по ночам — движения и всхлипывания в постели, тревожное продолжительное засыпание, регулярные просыпания, разговоры во сне;
  • Любой вид работы начинает вызывать нежелание их выполнять;
  • Невнимательность, забывчивость, периодическое разбрасывание различных предметов, плохая сосредоточенность;
  • Невыполнение просьб взрослых;
  • Приступы импульсивности, эмоциональная неустойчивость.

Бывает очень непросто отличить синдром дефицита внимания от обычной детской непоседливости. Некоторые родители и специалисты ставят диагноз малышу по ошибке, хотя у того никаких серьёзных проблем на самом деле не существует.

Определённые симптомы могут говорить о неврастении, но всё равно нельзя самостоятельно назначать препараты при гиперактивности у детей.

При подозрениях на СДВГ требуется консультация врача. В возрасте до 1 года гиперактивность может проявляться следующим образом:

  • Сильная возбудимость;
  • Нервная реакция во время проведения гигиенических процедур (малыш может плакать во время массажа или купания);
  • Высокая чувствительность к внешним раздражителям (звукам, свету);
  • Нарушенный режим сна (часто просыпается ночью, а днём длительно бодрствует, его очень сложно уложить спать);
  • Отставание в развитии (малыш может начать ползать, ходить, сидеть, говорить позже, чем сверстники).

До 2—3 лет могут быть трудности с речью. Малыш длительное время не способен составлять словосочетания и предложения. До наступления годовалого возраста её не диагностируют, поскольку указанные признаки достаточно часто проявляются из-за прорезывания зубов, проблем с пищеварением или капризов крохи.

Высококвалифицированные психологи по всему миру признают, что существует кризис 3 лет. При синдроме дефицита внимания он выражается особенно остро. В это время родители малыша начинают заниматься социализацией, водить его в детский сад.

Именно тогда гиперактивность заметно проявляется. Ребёнок может быть неусидчивым, невнимательным, непослушным, иметь проблемы с моторикой и речью. Родители могут замечать, что дошкольника очень непросто уговорить лечь спать.

Трёхлетка чувствует сильное утомление ближе к вечеру. Малыш плачет без видимой причины, ведёт себя агрессивно. Таким образом проявляется избыточная усталость, но ребёнок продолжает быть активным, громко разговаривает, много двигается.

В большинстве случаев диагноз ставится детям в возрасте 4—5 лет. Если родители не уделяли достаточно внимания физическому и психологическому здоровью чада, симптомы станут очень заметны при начале обучения в школе.

Признаки гиперактивности выражаются следующим образом:

  • Трудности в концентрации внимания;
  • Непоседливость;
  • Во время урока школьник может покидать своё место, нарушать дисциплину;
  • Сложность в восприятии речи преподавателя;
  • Вспыльчивость, агрессивность;
  • Нервные тики;
  • Несамостоятельность;
  • Частые головные боли;
  • Неуравновешенное поведение;
  • Энурез;
  • Сильная тревожность.

Мать с отцом могут отметить, что у него присутствуют проблемы с успеваемостью. Часто болезнь может сопровождаться конфликтами с одноклассниками. Сверстники избегают чрезмерно активных ребят, поскольку с ними сложно отыскать общий язык, они ведут себя агрессивно и импульсивно. Такие ребята обидчивы, не всегда могут правильно оценить возможные последствия своего поведения.

Как проводится диагностика

Сложно поставить точный диагноз при первом же обращении к профессионалу. Для того чтобы выяснить вердикт наверняка, необходимо наблюдение, которое может длиться до 6 месяцев. Обследование проводят три специалиста: психолог, психиатр, невролог.

Многих родителей зачастую пугает визит к психиатру. Однако в этом нет ничего страшного, ведь хороший врач сможет точно оценить состояние ребёнка и выбрать правильную схему лечения. Обследование обязательно должно состоять из:

  • Беседы с ребёнком;
  • Наблюдений за действиями маленького пациента;
  • Заполнения анкеты родителями;
  • Нейропсихологического тестирования.

На основании полученной информации специалисты делают точные выводы о состоянии ребёнка. Иногда дело может быть вовсе не в гиперактивности, а в других заболеваниях, поэтому в некоторых случаях может понадобиться исследование крови, прохождение ЭЭГ, ЭХО КГ, МРТ мозга.

Старшим детям предлагают пройти психологическое тестирование, которое определяет способности к логическому развитию. После проведения полного исследования специалист диагностирует отсутствие либо наличие патологии и, если необходимо, разрабатывает соответствующее лечение.

Чтобы вовремя выявить болезнь, потребуется проконсультироваться с офтальмологом, эндокринологом, логопедом, отоларингологом. Прежде чем начинать лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста и ребят постарше, необходимо дождаться постановки точного индивидуального диагноза. Не нужно делать поспешных выводов.

Школьные преподаватели часто жалуются на чрезмерно активных учеников. Им тяжело усидеть на месте, они склонны нарушать дисциплину в классе. При этом синдром может никак не влиять на память и моторику.

Особенности лечения

Не существует волшебной таблетки от синдрома дефицита внимания. Для малышей и ребят школьного возраста лечение гиперактивности всегда назначается в комплексе.

При правильном выборе медикаментозного средства результат лечения достигает в 95% случаев. Но лечиться придется не один год, вероятно, лекарственная корректировка будет необходима в старшем возрасте.

Медикаментозная терапия заключается в использовании успокаивающих препаратов, лекарств, которые стимулируют психологическое развитие, а также влияют на улучшение метаболизма в головном мозге. Для этого чаще всего прописывают снотворное, транквилизаторы, ноотропы и психостимуляторы. В определенных ситуациях назначается прием нейролептиков и антидепрессантов.

Но не стоит придавать медикаментозному лечению основное значение, так как оно снимает исключительно симптоматический характер и не избавляет от причины. Также оно не сможет заменить самое важное — любовь к ребёнку. Именно она может вылечить его и в последующем дать полноценную жизнь.

Наиболее актуальные рекомендации при коррекции:

  1. Детям с гиперактивностью нежелательно заниматься спортом, где проводятся соревнования. Допустимы аэробные нагрузки, катание на велосипеде, плавание, езда на лыжах.
  2. Общение с психологом. Профессионал подберёт систему для снижения тревожности и повышения общительности маленького пациента. Беседы помогут улучшить самооценку, развить речь, память и внимание. Если есть серьёзные нарушения речи, занятия будут проходить с участием логопеда.
  3. Визит к психотерапевту всей семьёй поможет справиться с состоянием гораздо быстрее.
  4. Коррекция действий всех членов семьи, избавление от нездоровых привычек родителей, нормализация распорядка дня. Также необходимо определить возможные раздражающие факторы и максимально снизить или полностью устранить их. Следует понимать, что напряжённые отношения между отцом и матерью пагубно влияют на развитие их детей.
  5. Медикаментозное лечение. Доктора чаще всего выписывают ноотропные средства и успокаивающие препараты с растительным составом. Однако следует лечить малыша таблетками только в том случае, когда другие методы оказались неэффективными. Ноотропы используются для улучшения кровообращения мозга и нормализации обменных процессов. Приём таких средств поможет улучшить память и внимание. Курс лечения может продолжаться длительное время, поскольку лекарства дают эффект не раньше чем через 4—6 месяцев.

При необходимости можно попросить врача посоветовать успокаивающие травы, которые можно было бы пить в чистом виде или добавлять в чай.

Большинство взрослых отмечают улучшение самочувствия малышей во время соблюдения безглютеновой диеты. Некоторым также помогает исключение из дневного меню крахмала и сахарозы. Для детей с высокой активностью полезны все продукты, которые требуются для тканей мозга: много бобовых, орехов, белка, фрукты, овощи, оливковое масло, жирная рыба.

Исключить нужно снеки и сладости с красителями, усилителями вкуса, консервантами. Специалисты рекомендуют родителям подбирать те продукты, к которым у малышей нет личной непереносимости. Для чего следует производить ротацию продуктов, составить дневник приема пищи. Следует по очереди убирать по одному продукту из дневного меню и контролировать состояние ребёнка.

Рекомендации врачей

Любой ребёнок, которого приводят за помощью к врачу, является личностью, потому нет каких-то определенных правил корректировки поведения. Надо учитывать все особенности характера и условий, которые окружают малыша. Но существуют положения, от которых надо отталкиваться при лечении и воспитании:

  1. Контроль времени. Малыши с этим заболеванием часто не в состоянии сами контролировать время. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы они укладывались в нормативы, выполняя задания. Последние нужно записать на бумаге и повесить над письменным столом. Необходимо своевременно замечать и поправлять ребёнка при чрезмерном переключении внимания. Спокойно возвращать к выполняемой задаче.
  2. Особенности запретов. Нехватка внимания и повышенная активность выражается в абсолютном отрицании детьми любых запретов. Здесь есть одно правило: отсутствие во фразах слов «нельзя» и «нет». Вместо этого, надо построить фразу так, чтобы в ней подразумевалось действие, а не запрет. То есть, вместо фразы: «Не прыгай на кресле», можно сказать: «Давай прыгать вместе», и поставить малыша на пол, после, постепенно утешая, переключить его на другой вид занятий.
  3. Конкретика выполнения. Особенность прохождения патологии не дает возможности детям соблюдать логическое мышление. Чтобы облегчить понимание, не стоит перегружать предложения, из которых вы формируете задание.
  4. Последовательность выполнения заданий. Заболевание провоцирует у маленьких пациентов рассеянность. Нужно не забывать, что несколько заданий, которые вы даете одновременно, просто не воспринимаются детьми. Воспитателям надо самим следить за динамикой процесса и поручением очередных заданий.

Игры для таких дошкольников обязаны отвечать нескольким главным правилам.

  1. Первое из которых подразумевает организацию спокойной фазы, когда требуется произвести переосмысление игрового процесса, а после небольшого перерыва — продолжить игру. Главное, перед завершением игрового процесса воспользоваться моментом физической усталости и попробовать переключить маленького пациента на конструктивную работу, но в спокойном тоне.
  2. Второе правило заключается в том, что игровое время должно служить естественной физиологической и эмоциональной разгрузкой. Для этого ребёнку требуется соответствующее пространство. Игровой процесс обязан ненавязчиво направлять его в конструктивное русло.

Старшим детям полезны спортивные занятия. Надо лишь правильно выбрать конкретный вид спорта. Некоторым больше подойдут командные игры, другим — индивидуальные. В любом случае нужно решить проблему чрезмерного возбуждения, перенаправляя энергию в конструктивное русло.

Полезные советы родителям

Дома необходимо не забывать, что ребёнок обычно зеркально отображает способы поведения взрослых. Поэтому если диагностирована гиперактивность, то в доме обязаны все время преобладать дружеская и спокойная атмосфера. Не стоит кричать или выяснять отношения на высоких тонах.

С излишне активными детьми стоит проводить максимум времени. На них прекрасно воздействует совместная деятельность: прогулки по лесу, пикники, походы, сбор грибов, ягод. При этом не следует ходить на шумные мероприятия, которые способствуют раздражению психики.

При перевозбужденном состоянии не надо кричать на ребёнка. Нужно молча его выслушать, если требуется подобрать утешительные слова, обнять, пожалеть. Родитель обязан найти индивидуальный подход, так как лучше мамы с папой никто не сможет справиться со сложившейся ситуацией.

Только профессионал может увидеть наличие СДВГ у ребёнка на фоне гиперактивности. Не стоит пренебрегать рекомендациями врачей. Психологи советуют следующее:

  1. Правильно организовать распорядок дня малыша. Включить в него постоянные ритуалы, например, купание перед сном и чтение сказки. Не следует менять режим. Такая система позволит бороться с раздражительностью и истериками в вечернее время суток.
  2. Всегда вести себя доброжелательно, спокойно, сохранять тёплую уютную обстановку в доме. Вечеринки и постоянные приходы гостей — не лучшая атмосфера для гиперактивного ребёнка.
  3. Подобрать подходящий спортивный кружок, следить за посещением занятий. Малыш сможет выплеснуть свою неуёмную энергию, станет более уравновешенным.
  4. Избегать наказания, связанного с долгим сидением на одном месте или совершением утомительных действий.

Психологи говорят о том, что при гиперактивности ребёнок отрицает категоричные запреты, бурно на них реагирует. Лучше всего не употреблять слова «нельзя» и «нет», поскольку они спровоцируют слёзы или истерику. Можно корректировать поведение малыша, избегая прямого отрицания.

Ещё одна распространённая проблема у гиперактивных детей — это частое переключение внимания и потеря контроля за временем. Нужно мягко и тактично возвращать их к поставленным целям, следить, чтобы занятия проводились в нужное время. Важно не задавать малышу сразу несколько вопросов.

Вместо телепередач лучше всего включать мелодичную расслабленную музыку, а время просмотра мультфильмов нужно ограничить. Если гиперактивный ребёнок ведёт себя агрессивно, нельзя кричать на него и применять физическую силу. Лучше всего говорить с ним твёрдым спокойным тоном. Можно обнять малыша, увести его в комфортное место подальше от людей, чтобы выслушать и найти утешающие слова.

Гиперактивность — это не приговор. При правильном подходе и систематическом лечении можно избавить малыша от дискомфортных симптомов. Никогда не нужно укорять ребёнка, говорить о том, что он не такой, как другие. Главное, чтобы малыш всегда чувствовал, что его любят.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*