admin / 21.12.2019

Художник Георгий нисский картины

Пейзажи художника передают некую обобщенность, широту и простор. Несколько размытые детали образуют тонкую кисею, сквозь которую приходится вглядываться, постепенно открывая все новые грани изображения. Некоторая плакатность компенсируется богатой палитрой оттенков, неуловимо меняющихся под кистью мастера.

Бесстрастная застывшая природа контрастирует со стремительным движением самолета. Над зимней гладью снегов нависает темное, тяжелое небо. Чуть просвечивает через бегущие тучи край солнца. Неподвижные ели настолько высоки, что их вершины уходят далеко в небесную твердь. Полоски разнообразных оттенков синего, создающие ощущение многослойности и глубины небесного свода. Одинокая фигурка идущей женщины хорошо видна на фоне белых снегов. Впереди неспешно трусит лошадка, запряженная в сани. Снежный покров практически не тронут, нет следов. Только свидетельства степенной сельской жизни, такие, как церковь чуть в стороне. Бескрайность просторов выражена в линии горизонта, уходящего в небо, где белизна смыкается с темной синью.

Удивительное сопоставление планов — элементы старины на земле, практически на первом плане, и достижение передовых технологий в небе, как символ высоких целей и стремление к совершенству. Контраст достигается не только разноплановостью. Силуэт самолета выделяется ярким пятном на серо — синем фоне. Он не стремиться слиться с окружающей действительность, а гордо пронзает пространство. Ощущение свободы полета мысли и воображения, желание высоты и полет как символ осуществления мечты.

6 фактов о Георгии Нисском, художнике, который писал время

Выставка «Нисский. Горизонт» в Институте русского реалистического искусства — первый полноценный показ творчества художника в новейшей истории. Прижизненные экспозиции не в счет, а те, что устраивались в постсоветское время, показывали небольшие фрагменты, не давая общей картины. ИРРИ взялся это исправить — будут все творческие периоды, чтобы проследить сложение и развитие стиля Нисского, большой пласт архивных материалов, включая специально снятый документальный фильм, и исследование влияний — отдельный блок посвящен кумирам и наставникам, а также последователям художника.

«Для нас это первый опыт работы с таким большим количеством партнеров — картины для выставки дали 25 музеев и частные коллекционеры. В процессе подготовки экспозиции выяснилось, что Нисский — абсолютно музейный художник, большинство его работ сразу после написания попадали в музеи. На выставку нам удалось привезти не всё, но многое, и еще больше мы собрали в каталоге. Он не претендует на резоне, но будет максимально полным. Особенно ценно для нас, что удалось собрать триптих 1961 года, посвященный авиации, — «Подмосковная ночь», «Аэродром», «Коломенское» — в том виде, как его задумал художник и выставлял на Всесоюзной художественной выставке. Впоследствии эти работы разошлись по разным собраниям», — рассказала арт-директор ИРРИ и куратор выставки Надежда Степанова.

ARTANDHOUSES выбрал из биографии Георгия Нисского шесть фактов, которые нужно знать, отправляясь на выставку.

Георгий Нисский
Фото из архива Андрея Дзамашвали

1. В детстве влюбился в пейзаж

Георгий Нисский родился в Белоруссии, в местечке Новобелица, среди рек, лесов и озер. Его взросление пришлось на 1910–20-е годы, наиболее яркие и революционные в русском искусстве, но будущий художник об этом не знал. Его первые рисунки — паровозы на страницах книг отца, фельдшера местной железнодорожной станции, а первые художественные впечатления — репродукции пейзажей Шишкина, Куинджи, Левитана. Интерес к пейзажу останется с ним на всю жизнь, но вот способ его изображения кардинально изменится. «Любить старых мастеров было позорно», — напишет Нисский после переезда в Москву и знакомства с Пикассо, Дереном, Матиссом, Руссо. «Это история, это вчерашний день, это прошлый век. Невозможно себе представить, чтобы в пейзаже Левитана приземлился наш гигант Ту-104. Там другой дух, другое настроение, другая эпоха», — станет декларировать он позже, когда на его картинах самолеты будут реальнее людей, а композиция будет выстраиваться электропроводами, лентами автострад и железных дорог.

«В пути»
1958-1964
Институт русского реалистического искусства

2. Вместе с Дейнекой занимался спортом

Учеба Нисского проходила во ВХУТЕМАСе у Александра Древина и Роберта Фалька, ему довелось позировать Петру Кончаловскому, но их манера была ему не близка, и, по его собственным признаниям, в то время он больше времени проводил в спортзале, чем в мастерской. Одним из развлечений молодого атлета было выполнить стойку на руках на крыше ВХУТЕМАСа, на парапете шестиэтажного здания, сражая сокурсников (и сокурсниц). Но от искусства было не уйти — в спортзале волейболист Нисский познакомился с боксером Дейнекой. Они легко нашли общий язык, в том числе в своем стремлении показать на полотнах окружающую их новую действительность, и именно Дейнеку Нисский считал своим наставником.

«Прыжок с парашютом»
1930-е
Институт русского реалистического искусства

3. Увлекался яхтами и автомобилями

Одним из увлечений Нисского был парусный спорт — на собственном швертботе он не только путешествовал, но и участвовал в соревнованиях и стал чемпионом Москвы. Он также был одним из немногих в среде художников, у кого была собственная «Волга», на которой он передвигался в поисках интересной натуры.

Кураторам удалось найти в частной коллекции ретроавтомобиль той же модели ГАЗ-21, на котором ездил Нисский, в том же цвете «вишня / топленые сливки», и на один день (14 сентября) он появится перед входом в музей.

«Регата»
Курская картинная галерея имени Александра Дейнеки

4. Собирал визуальную фактуру на фронте

Работы Нисского, как правило, лаконичны и по цвету, и по композиции, они не перегружены деталями, чтобы не отвлекать глаз от основного мотива. Он часто использует в пейзажах очень низкий горизонт, который дает ощущение безграничного простора, в котором движутся самолеты, корабли или поезда, покоряющие это огромное пространство. Его колорит также лаконичен. Характерный пример — полотно «Над снегами», где в почти монохромном сине-голубом пространстве точкой притяжения становится летящий самолет. Исследователи пишут, что Нисский не переносил мотивы этюдов на холст напрямую, но «конструировал» композицию, используя накопленный зрительный опыт. В 1942 году вместе с Дейнекой и Пименовым Нисский отправился на фронт для сбора материала. Поездка длилась четыре дня, за которые он не сделал ни одного этюда, зато составил множество заметок. После возвращения в Москву работа над картинами шла быстро. На написание полотна «На защиту Москвы» понадобилось всего 50 часов.

«На защиту Москвы»
1942
Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина

5. Дипломную работу купила Третьяковка

Нисский не был обделен признанием — уже его дипломную работу «Интернационал на “Жиль-Барте”. Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году» сразу после защиты купила Третьяковская галерея. Лауреат Сталинской премии, народный художник РСФСР, академик, он был понятен и признан на международной сцене. Его работы отметил Альбер Марке, приезжавший в Советский Союз в 1930-е годы. А картина «Севастополь. Встреча», показанная на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, получила бронзовую медаль.

«Севастополь. Встреча»
1935
Нижегородсский государственный художественный музей

6. Стал одним из самых дорогих соцреалистов

Преданный советской реальности, Нисский в то же время в художественном отношении далеко отошел от социалистического реализма — пейзажи были ему ближе жанровых сцен с вождями, а их космический масштаб и отказ от навязчивых деталей приближал его к чистой беспредметной живописи. На рынке его большие хрестоматийные полотна редки, а интерес к ним ожидаемо высок. В 2014 году полутораметровое полотно «Над снегами», выставленное на Sotheby’s и купленное владельцем ИРРИ Алексеем Ананьевым за £1,76 млн ($2,95 млн) установило рекорд не только для художника, но и для всей реалистической живописи советского периода. И хотя в прошлом году его «обошел» Дейнека, Нисский остается одним из самых дорогих и желанных художников на арт-рынке.

«Над снегами»
1964
Институт русского реалистического искусства

Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905). «Некрасов в живописи».

Автор — ВЕнеРИН_БАШМАЧОК. Это цитата этого сообщения

Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905). «Некрасов в живописи».

Сын военного врача из Таганрога Константин Аполлонович Савицкий был вынужден уйти из Академии художеств фактически сразу же после поступления в нее в 1862 году. Сказалась недостаточная подготовка даровитого юноши, стремившегося стать настоящим живописцем. После двух лет упорной самостоятельной работы Савицкий возвращается в Академию. Талантливый молодой художник уже успешно осваивает академический курс, регулярно получая за свои учебные работы медали различных достоинств. Более того, с 1871 по 1873 год он являлся стипендиатом императора Александра II. Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) был разночинцем по происхождению. Учился Савицкий в Академии Художеств (1862–1873) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника. Был отчислен из Академии и претерпевал сильные материальные затруднения.Лето 1873 года Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где «возгорается» замыслом картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) — первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того «Бурлаков», Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни. Главным героем монументального полотна становится крестьянство. В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то «хоровое начало» (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок. Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья — И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра. В созданных им во Франции картинах — «Море в Нормандии (Рыбак в беде)» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876) — он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Пробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист».

Охотник 1874 холст, масло Далее… «></span>

Созданные в последующие годы капитальные произведения художника — многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «Проводы на войну» (1880-88) — явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен — судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».

Встреча иконы (1878)

Картина «Встреча иконы» может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880–1883). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, кто-то торопится, бежит. «В картине… сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы…», — писал В. В. Стасов.

Над картиной «Проводы на войну » Савицкий начал работать в 1880 году. Первый ее вариант художник впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) он стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа — семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи — сдержанны, мужественны, другие — во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.

Проводы на войну (деталь)

Плачущий солдат

«Плачущий солдат» – этюд к картине «Проводы на войну» (1888), находящейся в собрании Государственного Русского музея. Над картиной Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа — семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи — сдержанны, мужественны, другие — во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.Среди работ последнего периода наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.Работа «Плачущий солдат» поступила в Смоленский музей в 1927 году из Государственного музейного фонда, ранее – собрание Высоцких (Москва).

Ремонтные работы на железной дороге.

Инок.

Беглый.

Море в Нормандии. 1875 (Рыбак в беде)

Косино. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Осень в лесу. Досада мужика 1878 Масло, холст

В полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

Путешественники в Оверни.

Мечты

На Стрелке.

Спор на меже.

Панихида в 9-й день на кладбище 1885

Дети с курочками 1872 холст, масло

Из семейного архива.Не сошлись характером.

Отец.

Больная.Этюд

Худые люди Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В ожидании приговора суда 1895

На окраине деревни. 1892.

Работа художника-передвижника, показавшего унылую деревню, ободранных детей…

Девочка нищенка.

Дети в избе.

На мельнице.1902

Павшая лошадь. («Кормилица ты наша»)

Больная лошадь.

Поле.

Молодая белоруска (1880). Этюд к картине «Аннушка».

Крючник 1884

Крестьянка с корзинкой в лесу.

Крестьянин

С нечистым знаемся.

Клеть.

У себя на хуторе.

Зимний лес.

Художник совершенствовался в Париже до 1874. С 1872 состоял членом и одним из активных деятелей Т-ва передвижных худож. выставок. Лучшие работы С. – жанровые картины с изображением нар. быта: «Ремонтные работы на железной дороге» (1874), «Погорельцы», «Темные люди» (1882), «На войну» (1880-88), «Спор на меже» (1897). Д. ч. АХ (с 1895), акад. живописи (с 1897). В 1891 переехал в Москву, преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, зетем – в Пензенском худож. уч-ще (с 1897 – дир.). Среди учеников С. – его сын Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. С 1862 выезжал в пригороды СПб. для отдыха и работы – на Карельский перешеек, в Токсово. Неоднократно бывал в окрестностях Луги: в усадьбе Домкино, принадлежавшей астроному С.П. Глазенапу; в дер. Калагановка, близ ст. Серебрянка. Лето 1872 провел вместе с И.Н. Крамским и И.И. Шишкиным в усадьбе Ильжо.

У мирового суда.

Христова милостыня (Беглые в Сибири)

Настоящий патриот, К.А. Савицкий писал в одном из писем В.Д. Поленову: «Что ни говори, а следует показать иностранцам жизненность и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной силы…»

____________

Портреты художников -друзей Константина Аполлоновича Савицкого (Н. Грандковский — 1902) и Ивана Ивановича Шишкина.

К. А. Савицкий к И. И. Шишкину от 05.12.1897 г.

«Пенза. 5 декабря 1897
Дорогой Иван Иванович!
Спасибо тебе сердечное за приветственную телеграмму. Она сама по себе, как весть об академике1, обрадовала меня одинаково. Кто первый, добрая душа, поспешил оповестить меня, поделиться сочувствием? Добрый друг Иван Иванович, да еще семья Кирилла Викентьевича2, твоя телеграмма и письмо Лемоха пришли одновременно, получены были в мое отсутствие Лерой3, которая вместе с детворой обставили эту радостную весть для меня очень торжественно! Купила цветов, и в букете нашел я поздравление. Ты, дорогой, знаешь, как существенно для меня теперь это звание — я радуюсь ему, утешен вполне, ценя поддержку Академии в дни, когда нуждаюсь в нем.
Вот мы и в Пензе, т.е. семья моя и я с двумя сотрудниками, преподавателями. Работаем не покладая рук. Ребята чудесные, дельные, всей душой отдавшиеся делу. Приискал я себе и делопроизводителя, симпатичного, молодого, окончившего Казанский университет естественником. Он же и преподаватель естественных наук. Штат преподавателей числом 11 и столько же служителей все скомплектовано, училище обставлено учебными пособиями, музей и библиотека устраиваются, и решено начать занятия с 7 января 98 г. Теперь же частным образом работают в отдельном классе 19 учеников, всех же прошений поступило сверх 90. Комплект для двух первых художественных классов определен в 120 учеников.
С местными властями, городским персоналом и обществом состою в ладах, радушие и дружелюбие такое, что иной раз даже мешают делу — приходится разрываться, чтобы поспеть на все зовы ответить визитами.
Наводя распорядки в училище, бывая всюду, я все-таки обрыскал и окрестности Пензы, часто бегаю на базарную площадь с альбомчиком и уделяю время мастерской, где главные холсты уже на подрамниках. Квартирка небольшая, но очень миленькая, веселая, а солнце слепит на снегу, зима чудная, леса и дали просто волшебные. Бог не без милости, дело пойдет. Вчера отписал Валериану Порфирьевичу4, облегчил свою душу, а то попечительский совет молчит, медлит с делами, а в Академии же может зародиться мысль, что мы бездеятельны.
Дорогой Иван Иванович, горячо обнимаю тебя, низко кланяюсь твоей дорогой семье, добрую Викторию Антоновну прошу иной раз черкнуть хоть коротенькое словечко о твоем здоровье и бодрости духа.
Сердечно твой К.Савицкий.
Жена шлет сердечный поклон.»

«Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля (остров на озере Селигер). Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину.

Справедливости ради стоит сказать, что на карандашных набросках и эскизах этой картины, медведей рисовал сам И.И.Шишкин. Вот, например, один из его эскизов:

Так что К.А.Савицкий изобразил медведей по эскизам И.И.Шишкина.

Многие жители России называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».Ещё одно ошибочное обиходное название — «Утро в сосновом бору».

_________________

Портрет жены с сыном Георгием.

Портрет Е.К.Савицкой в детстве.

http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70120.htm

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=4671

Давно обещанное. Материала так много, что пришлось разделить на пять частей. Мужайтесь 🙂
Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987)

… Узловую окружал сосновый бор и заросшие лозой болота. По горячим от солнца рельсам, по пыльным путям узловой станции Новобелицы носится ватага босых шумных мальчишек. Один из них, русый, весь в веснушках, Жорка Нисский, сын станционного фельдшера, живет в маленьком домике, всего в ста метрах от железной дороги. В этом домике он родился, рос, и здесь под неуемный грохот и разноголосые крики поездов протекало его детство. Весь мир принадлежал ему — и звонкие лесные ручьи, и ленивая река Сож, и даже таинственное озеро, по которому ходили плоты, — все было в его владениях. Но самым дорогим в его мальчишечьем царстве была железная дорога с паровозами, водокачкой, семафорами.
Жорка ни минуты не сидел дома. Спозаранку убегал в лес, купался с ребятами в речке, потом спешил обратно, на станцию, чтобы успеть забраться на «кукушку» к знакомому машинисту, и под завистливые взоры друзей дать гудок и, замирая от счастья. Вот бы укатить из Новобелиц далеко-далеко… Приходил домой поздно, весь перемазанный мазутом, часто со сбитыми руками, в синяках. И тогда отец молча брал мокрое полотенце, и выдавал ежедневную порцию воспитания.
Каждое утро Жора он надевал красивую фуражку с двумя скрещенными лавровыми ветками и буквами «Г.Г.» — Гомельская гимназия, брал ранец и, благословляемый сияющей матерью, шёл в школу. Пройдя двадцать шагов до изгороди нырял в кусты, и мгновение спустя, перемахнув через забор, оказывался на чердаке родного дома, где его ждали холст, «кисти и купленные на сэкономленные от завтраков деньги краски фирмы «Гюнтер и Вагнер».
Жорка любил рисовать паровозы. Все было хорошо, пока дело не доходило до колес — тут шло криво, косо, и поезда упрямо стояли на месте. Юный художник частенько ревел от досады. Однажды он взял подсвечник с круглой подставкой, обвел ее карандашом, и поезд сразу покатил быстрее ветра. Местный живописец Зорин, однажды увидевший его рисунки, посоветовал продолжить занятия живописью. Вняв совету, Нисский поступил в местную студию.
В 1921 году Георгий Нисский поступил во Вхутемас.
Вхутемас. Сотни страниц исписаны о дерзких и восторженных вхутемасовцах, об их учителях, об удивительном времени дерзаний и чудачеств, о бесконечных спорах и дискуссиях, в жарком горниле которых рождался драгоценный сплав искусства.

1920 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Детский сад» эскиз

1920-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Женщина Востока»

1925 среди студентов Основного отделения Вхутемаса

1929 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Батуми»

1929 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Пейзаж с парусником»

Ребята любили спорт. Они боксировали, занимались легкой атлетикой, играли в волейбол. Волейболисты Вхутемаса держали первенство Москвы. В этой сборной команде одним из лучших был Георгий Нисский. Он недаром с детства слыл озорным и бесстрашным. Кто, как не он, бегал по парапету здания Вхутемаса на высоте восьмого этажа, пугая насмерть старушек, стоящих в очереди в Сандуновские бани. Кто, как не он, первым решил прыгнуть с самолета на парашюте и, когда друзья встретили его как героя, заявил, что «это все чепуха»…

1925 На крыше

1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Прыжок с парашютом»
1927 В физкультурном зале на Рождественке

Желание быть первым, познавать новое, дерзать — во всем этом было огромное влияние Маяковского. Владимир Владимирович часто встречался с молодежью Вхутемаса, а она его боготворила.
Когда Маяковский выступал в Политехническом музее, вхутемасовцы строились у себя во дворе на Рождественке в две колонны и с песнями подходили к дверям музея, безбилетные, сметали контроль и победоносно врывались в зал. Когда все рассаживались где могли, Маяковский улыбаясь говорил: «Ну что ж, можно начинать — Вхутемас пришел». Это была в искусстве пора бури и натиска, пора романтическая, давшая много славных имен…

Год 1930-й. Нисский заканчивает институт. Его дипломной работой была картина «Восстание французских моряков в Одессе».


1930 На выставке последнего выпуска живописного факультета Вхутеина
1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Восстание французских моряков в Одессе. (Восстание на «Жюле Барте»)»

…Высокое осеннее небо с легкими перистыми облачками обещает перемену погоды. Но сегодня светит солнце, оно озаряет темную от угля и мазута землю, перечерченную рельсами железной дороги. Черным жуком не спеша ползет по путям паровоз, белым частоколом стоят перед ним семафоры с красными руками. Вот один из них будто нехотя поднял руку — путь свободен. Прохладно. Степной ветер срывает дым с трубы паровоза, поет в стальных проводах телеграфа, ерошит перышки стайки воробьев, зябко прижавшихся друг к другу.
«Осень». На редкость простой мотив, скупой, не богатый живописными аксессуарами, но почему он так волнует? Почему, несмотря на отсутствие традиционных примет золотой осени, вас невольно охватывает очарование? Казалось, как может типичный по атрибутам индустриальный пейзаж (паровоз, семафоры, телеграфные провода) быть глубоко интимным? В чем секрет его обаяния?
Нисский — поэт. Его видение мира глубоко лирично. Взволнованно, прочувствованно, он по-особому, по-своему воспринимает жизнь во всех ее проявлениях. И в громаде событий, и в самых мелких штрихах будней художник осмысливает все остро и точно. Он очень мало пишет с натуры, но зато много видит. Живописец ежедневно, ежеминутно снова открывает мир, мир своей мечты.
Новобелицы. Погожие дни лета 1932 года. Мастер приезжает погостить к родителям, отдохнуть, пописать. Он встает рано утром. Только взошло солнышко, и заискрился, засверкал сад, покрытый росой. Поют птицы, кругом благодать неописуемая. Он уходит в дальний глухой, «нестеровский» бор послушать шум сосен и голоса птиц, потом бредет к речке и долго-долго глядит, как ветер высоко в небе гоняет стаи облаков. Он встречает школьных товарищей, снова ездит на маневровой «кукушке» и снова приходит домой поздно вечером, весь перемазанный, усталый и счастливый. Вскоре Нисский обретает то состояние душевной наполненности, которое так необходимо для творчества поэтам и художникам.
Пейзаж «Осень» он написал дома, сидя на завалинке, по впечатлению, без этюдов. Отец любил сидеть поблизости, молча поглядывая на работу сына. На ко­ленях у него всегда укладывалась старая кошка Машка.
Так родился этот маленький шедевр:

1932-1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Семафоры. Осень»
1932 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Семафоры. Осень»
1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На путях. Май»
1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Бобрики»
с 1961 года город носит название Новомосковск
1935 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Железная дорога»
1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Железнодорожные пути»

В середине тридцатых годов Нисского увлекает тема моря. Он пишет ряд картин, создавших ему известность. Но он ни на один час не бросает поисков. В его мастерской рождаются десятки маленьких эскизов, носящих в себе планы новых картин, новых решений.
Текст из книги Долгополов И.В. «Мастера: Новеллы о художниках» Москва: Воениздат, 1981

1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На рейде»
1936 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской вид. Севастополь. Артиллерийская бухта»
1937 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Маневры Черноморского флота»
1936 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Балаклава. На берегу»
1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Мы моряки»
1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Мы моряки»
1932 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Магнолия»
1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На палубе»
1934 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Самолеты в горах»
1937 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Дальнем Востоке. Аэродром»
1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) обложка журнала
1939 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Самолёт «Москва»»
1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Тракторист»

Другие выставочные залы

Место проведения: Институт русского реалистического искусства
Адрес: г.Москва, Дербеневская улица, д. 7, стр. 31 (м. «Павелецкая», м. «Пролетарская»)
Дата проведения: 14 сентября 2018 года — 27 января 2019 года
Открытие выставки состоится 14 сентября. Вход в ИРРИ в этот день будет свободным.
Ретроспективная выставка в Институте русского реалистического искусства станет крупнейшим проектом, посвящённым Действительному члену АХ СССР, народному художнику РСФСР, заслуженному деятелю искусств РСФСР Георгию Нисскому. Художник, чьё имя гремело в 1950-1960 годах, сейчас обретает новую славу.
В моментально узнаваемых работах Георгия Нисского запечатлён образ жизни их автора – атлета, морского волка и бунтаря. Неутомимый и энергичный, он создавал заряженные скоростью полотна, рассекая классический русский пейзаж лентами железных дорог и автострад. Его фирменный приём – непривычно низкий горизонт, сообщающий композициям Нисского бескрайнее пространство, свободное для движения поездов, самолётов и кораблей.
Выставка не только познакомит зрителей с лучшими работами художника, но и расскажет о становлении стиля Нисского с помощью шедевров его кумиров. Ещё один раздел выставки посвящён последователям художника. «Показывать мы будем не только работы Нисского. Мы обратимся к тому, кто его вдохновлял и учил – Аркадию Рылову, Петру Кончаловскому, Николаю Рериху, Александру Дейнеке, Альберу Марке, а также к тем, на кого так или иначе повлиял сам Нисский», — комментирует состав экспозиции арт-директор ИРРИ и куратор выставки Надежда Степанова.
В выставке принимают участие произведения из коллекций Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Астраханской государственной картинной галереи имени П. М. Догадина, Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова, Вологодской областной картинной галереи, Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, Гомельского дворцово-паркового ансамбля, Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Нижегородского государственного художественного музея, Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, Пермской государственной художественной галереи, Тамбовской областной картинной галереи, Тверской областной картинной галереи, Тульского областного художественного музея, Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова, Ярославского художественного музея и частных коллекций.
В экспозицию войдёт большое количество документальных материалов. Почти все они будут представлены впервые, в том числе и специалистам.
К выставке подготовлены аудиогид и обширная образовательная программа.
Проект сопровождается изданием большого каталога — беспрецедентного исследования творчества Георгия Нисского с максимально полным перечнем созданных им произведений. Книга будет презентована осенью 2018 года.
Георгий Григорьевич Нисский. 8 (21) января 1903 — 18 июня 1987.
«Родился я и детство провёл в Белоруссии, в местечке Новобелице, среди сосновых лесов, двух рек и большого озера». Так скромно начинает свою биографию Георгий Нисский – академик живописи, лауреат государственной премии, чемпион Москвы по парусному спорту, любимый советский художник французского классика Альбера Марке, а также бунтарь, путешественник и неисправимый романтик. В первых словах биографии уже прочитывается характерный стиль художника, лаконичный и стремительный. Нисский начал свой путь, изрисовывая паровозами страницы врачебных книг отца – фельдшера железнодорожной станции. Уехав в Москву, Нисский поступил в Высшие художественно-технические мастерские на факультет живописи. От периода учёбы фотографий Нисского осталось значительно больше, чем его картин. Художник занимался в мастерских Александра Древина и Роберта Фалька, позировал Петру Кончаловскому, а всё свободное (и несвободное) время проводил либо в спортивном зале ВХУТЕМАСа, либо на его крыше, поражая однокурсников выполняемой на парапете шестиэтажного здания стойкой на руках. Познакомившись с боксёром и живописцем Александром Дейнекой, Нисский проникся искусством Общества художников-станковистов. Дипломная работа «Интернационал на Жиль-Барте», написанная в духе ОСТа, приобретается Третьяковской галереей, а сам Нисский быстро добивается статуса главного мариниста 1930-х годов. Способствует этому и увлечение парусным спортом – у художника была даже своя яхта. На суше Нисский пишет ленты современных автострад и железнодорожных путей, а в годы войны работает над серией пейзажей, созданных в поездках на фронт под Юхнов вместе с Александром Дейнекой и Юрием Пименовым. В первые послевоенные десятилетия Нисский развивает свой узнаваемый стиль, синонимичный эпохе больших перемен. География его работ этого времени как никогда обширна – художник нередко запирал свою мастерскую на Верхней Масловке, садился за руль своей личной «Волги» и уезжал за горизонт в поисках новых сюжетов. Щедрый и добродушный человек, он поддерживал начинающих художников и был всегда окружен друзьями. У него не было прямых учеников, однако его лаконичный пейзаж повлиял не на одно поколение живописцев.

Управление информации РАХ
на основе пресс-релиза

Музейно-выставочный комплекс ИРРИ
Часы работы:
Вторник – воскресенье – 11.00 – 20.00.
Касса закрывается в 19:30, кафе и сувенирная лавка – в 19:45.
Четверг — 12.00 — 21.00.
Касса закрывается в 20:30, кафе и сувенирная лавка – в 20:45.
Выходной день – понедельник.

Возврат к списку

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*