admin / 20.11.2019

Йога и ее виды

Древнейшая йогическая наука самосовершенствования души и тела появилась так давно, что имена ее создателей скрыты от нас тайной веков. Значение этой индийской духовной сокровищницы настолько велико, что упоминание о ней можно найти во всех древнейших трактатах индуизма, таких как Ригведа, Веды, Упанишады, Бхагавадгита.

Создателями хатха-йоги считают Матсьендранатха и его ученика Горакшанатха, заложивших в X—XI веке традицию натхов. Именно она послужила основой для развития в средневековой Индии ее классического варианта.

У истоков хатха-йоги

В этой практике делается акцент на очищении тела, приводящего к освобождению ума (ха) и увеличению жизненной энергии праны (тха). В ней получили дальнейшее развитие асаны раджа-йоги Патанджали с добавлением к ним особых гимнастических элементов.

Заслуга Айенгара

Йога Айенгара – авторская методика древнейшей практики хатха-йоги, названная в честь ее создателя. Точнее было бы говорить не об отличии, а о детальной разработке ее пранаям и асан, позволившей наиболее полно адаптировать древнюю технику для людей современности.
Чтобы лучше понять особенности усовершенствованной им системы, надо знать историю и условия формирования личности ее основателя.

Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, выходец из небогатой семьи брахмана, родился в 1918 г. в индийском штате Карнатака. Перенеся в детстве несколько тяжелых заболеваний, мальчик был настолько ослаблен, что решил исцелиться с помощью йоги. Однако, пройдя суровую и жесткую практику у своего учителя, он понял, что такой интенсивный метод может подойти далеко не всем. Приступив к самостоятельным урокам со своими учениками он попытался переосмыслить полученный опыт.

В Индии в 30-х годах прошлого века йога не была широко развита как техника самосовершенствования, и в основном, к нему приходили люди, желающие улучшить свое здоровье. Не имея опыта в йоготерапии, юноша был вынужден изучить многие древние трактаты. Глубоко и детально он тренировался в мастерстве выполнения асан, уделяя занятиям по 10 часов в день.

Тогда и начинает формироваться его авторский стиль, отличный от предыдущей жесткой практики. Айенгар кардинальным образом трансформирует технику выполнения асан. Избегая особо болезненных поз, он придает большое значение наклонам вперед, позволяющим сделать позвоночник сильным и стабильным.
В течение долгих лет он проводит исследования лечебных эффектов асан и пранаям на организм человека.

Свою первую поездку в Европу гуру совершил в 1954 году. Благодаря ему древнее искусство, не слишком распространенное даже на своей родине, переживает второе бурное рождение. Запад глубоко и по-настоящему открывает для себя йогу. Учениками Айенгара становятся выдающиеся люди своей эпохи – крупнейшие политики, известные писатели, актеры и даже Ее Величество Королева Бельгии.

В 1966 г. в свет выходит его книга «Йога Дипика», которую повсеместно признают библией йоги.

Неоценимой заслугой Б. К.С. Айенгара является то, что он сделал хатха-йогу не привилегией касты избранных, а доступной для людей разного уровня физической подготовки — не зависимо от их возраста, здоровья, пола и расы. Доказательством тому может служить, что его система развития является сегодня самым известным и востребованным направлением йоги во всем мире.

Секреты йоги Айенгара

1. Все гениальное просто

Основным новшеством и отличием системы Айенгара от классической хатха-йоги является использование им для занятий особых приспособлений — пропсов. Так называются различные устройства в виде мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков с шероховатой поверхностью, стульев, ремней и веревок. Именно они обеспечивают опору для тела, необходимую для достижения правильного и устойчивого положения в асане.

Новички уже давно оценили незаменимую пользу этого арсенала. Например, если при выполнении Уттанасаны вы не можете сразу дотянуться руками до пола, достаточно опереться на поставленный перед собой кирпич. Не стоит расстраиваться и тем начинающим, кому на первом занятии для реализации этой асаны понадобится два кирпича. Постепенно, по мере совершенствования и увеличения гибкости вы сможете свести использование вспомогательных материалов к минимуму.


Таким образом, большой ассортимент приспособлений и их сочетание позволяют:

  • Легко войти в практику людям с различной степенью подготовленности;
  • Учитывать особенности строения и гибкости суставов каждого человека;
  • Обеспечить комфорт и безопасность выполнения сложных асан.

Наиболее продвинутым ученикам пропсы помогут правильнее отстроиться в асане и выполнить более длительные фиксации. Использование приспособлений улучшает результаты при раскрытии суставов в различных прогибах.

В окончательном варианте они применяются только в упражнениях на расслабление или при их «пассивном» выполнении.

Целительная сила этих приемов заключается в проработке и излечении даже самых больных частей тела, хранящих энергетическую информацию о боли, напряжении и стрессе.

2. От простого к сложному

Еще одной отличительной особенностью школы Айенгара является построение постепенного развития практики. Он разработал многоуровневую структуру занятий, состоящую из подготовительного и четырех базовых уровней.

В программе каждого уровня осуществляется поэтапный переход от самых простых к более сложным асанам, с дальнейшим подключением пранаямы.

Посвятив много времени более углубленной и утонченной практике простых асан для начинающих, он придавал им особую роль в укреплении тела и подготовки к более высоким этапам тренировки.
Благодаря своей продуманной доступности она заслужила репутацию одной из самых мягких йогических техник, которая подходит даже людям с ослабленным здоровьем. Будучи в детстве очень болезненным ребенком, гуру доказал в результате многолетней практики исцеляющую и развивающую силу своего особого метода.

3. Метод вытяжения

Своеобразной чертой йоги Айенгара является углубленное раскрытие метода вытяжения тела в статичной позе. Асаны в этом стиле удерживаются более долгое время, чем в классической хатха-йоге.

Отличием от медицинских и спортивных методик является то, что вытяжение не принудительное, а основано на осознанных усилиях практикующего. Сокращение мышц приводит к усилению кровотока во всем организме, что позволяет ликвидировать застойные процессы и запустить систему самооздоровления.

Этому способствует и особая техника дыхания, детально разработанная Айенгаром для каждой асаны. Более глубокое дыхание не только вызывает усиленное снабжение крови кислородом, нормализует окислительные процессы в организме, но и восполняет запасы тонкой энергетической субстанции – праны. Праническое дыхание по методу Айенгара порождает положительные изменения и на ментальном плане. В результате уходят негативные эмоции, сознание человека успокаивается. Гармоничный внутренний настрой помогает увидеть окружающий мир в новом радостном свете и обрести новый смысл в жизни.

4. Женская йога

Революционным достижением этого направления является развитие «женской» йоги. Она основана на особом подходе к занятиям женщинами, отличающимся от общей системы хатха-йоги.

Интересно, что первыми учениками Айенгара в годы его юношеской практики были женщины, которые не могли заниматься под наставничеством взрослого мужчины. В те времена совместные занятия мужчин и женщин были не приняты. Женщины настояли, чтобы их обучал молодой человек, поэтому Шри Кришнамачар поручил своему ученику взять эту миссию на себя. Таким образом, юноша, сам недавно начавший практику, стал учителем в 17 лет.

Неоценимую роль в разработке методики сыграла дочь основателя Гита Айенгар. На протяжении всей своей жизни она изучала, как влияет практика на женский организм и здоровье. Результаты этого труда она описала в книге «Йога — драгоценность для женщины».

В женском варианте модифицирована техника асан и пранаям таким образом, чтобы они наилучшим образом воздействовали на женский организм и природу. Поэтому заниматься ею можно даже во время беременности и «особых» дней. Разработан также специальный комплекс упражнений для лица, направленный на укрепление и расслабление лицевых мышц. Такие занятия помогут женщине не только поддерживать физическое и душевное здоровье, но и сохранять внешнюю красоту долгие годы.

5. Йоготерапия

Глубоко проработанные Айенгаром механизмы воздействия различных асан на отдельные системы организма позволили создать специальные комплексы для их оздоровления. Они с успехом на протяжении долгого времени применяются в специальных терапевтических классах.

Такие заболевания как гипертония, остеохондроз, варикозная болезнь, почечная недостаточность, женские болезни и многие другие можно с успехом лечить, используя рекомендованные учителем асаны.

Важным моментом здесь выступает развитие осознанности в понимании процессов, происходящих в теле. Польза физических упражнений зависит напрямую от тренировки духа. Беспокойный ум порождает разбалансировку телесных процессов. Йоготерапия занимается гармоничным сочетанием и тончайшей настройкой каждого органа.

Когда Айенгара спросили, может ли помочь йога вылечить заболевание, он ответил, что она полезна в двух смыслах: то, что можно вылечить – излечивается, то, что вылечить нельзя – становится выносимым.

Чем отличается хатха йога от других видов

В последнее время, техники йоги часто используют в качестве занятий фитнесом. Истинное понимание этой практики более глубокое. Основные действия направлены не только на выполнение группы физических упражнений, но в большей степени на духовный рост человека, познание собственного организма и его возможностей.

Хатха йога относится к древней системе учений и является сегодня одним из наиболее распространенных видов йоги. Знакомство с йогической системой начинается, зачастую, именно с этой практики. Занятия снабжают тело не только необходимой ему физической нагрузкой, но и обновляют энергетические центры, улучшая функционирование внутренних органов, суставов и мышц.

История

Техника собрала вокруг себя большое количество легенд, главной из которых является история о том, что учение пришло к людям от Шивы. Именно Шива чаще всего упоминается в классических работах, как гуру, который передал смысл духовных занятий.

Современные исследователи считают, что свое развитие метод получил в 10-11 веках и был разработан Матсьендранатхом и его последователем Горакшанатхом. Будучи основателями метода натха, который стал основой в развитии традиционного вектора хатха йоги.

Горакшанатх сгруппировал и уравновесил уже действующие необходимые техники соприкосновения сознания с телом через нагрузки и виды дыхательных комлпесов. Тантрика стала дополнением к новому виду.

Авторство многих текстов хатха-метода приписывается Горакшанатх, среди них Йога-мартанда, Горакша-штака, Горакша-паддхати, Джняна-амрита, Аманская йога и другие.

Новая волна учений появилась в 15-16 веках, когда йогический мудрец и последователь школы натхов — Свами Сватмарама издал учение «Хатха-йога-прадипика». Содержание считается классическом текстом вида, который систематизировал в себе другие техники первоначального метода.

Большинство учений трактуют занятия техникой как комплексный вид психологических и физических действий, которые дают возможность укреплять и прорабатывать мышечные ткани с помощью нагрузки, обновляя энергетические центры и работу внутренних органов подготавливая практикующего перед началом йоги раджа.

Отличия

Главное отличие хатха йоги в том, что действия метода основаны на комплексном выполнении четырех составляющих:

  • возможность глубокого расслабления мышечных тканей;

  • умение правильно дышать;

  • возможность осознанно концентрировать внимание при выполнении конкретных упражнений и волевых действий;

  • выполнение и удержание динамических и статических поз.

Занятия практикой должны быть постоянными. Рекомендовано работать с асанами хатха йоги ежедневно, выделяя на нее 15-30 минут. Это позволит прорабатывать и укреплять все виды мышечных тканей корпуса, позвоночник, суставы и внутренние органы равномерно и комплексно, не перегружая тело.

Особенности

Главными особенностями хатха йоги для начинающих являются.

  1. Философский смысл, заложенный в название.В переводе, «Ха» — означает «солнце» (мужское начало), а «Тха» переводиться как «луна» (женское начало). В переводе с санскрита, йога понимается как «единение». Смысл техники заключается в том, чтобы гармонизировать противоположные начала, существующие в природе человека и воздействовать на собственную сущность с их помощью через энергетические центры.

  2. Сочетание физической нагрузки на мышцы с дыхательными упражнениями. Предварительное глубокое, равномерное дыхание исключает чрезмерную нагрузку на сердечную мышцу, а также позволяет осуществлять массаж и тренировку всех внутренних органов, постепенно укреплять систему жизнедеятельности человека, концентрировать внимание.

  3. Большое внимание уделяется наличию множества статических поз и их удержанию.

  4. Силовые физические действия выполняются без дополнительных тренажеров, снарядов и приспособлений. Этот аспект дает полное понимание возможностей тела обеспечить необходимую физическую нагрузку вне зависимости от внешних условий.

Польза

Техника имеет ряд полезных свойств, получить которые можно в ходе постоянной практики поз:

  • нормализация и коррекция работы внутренних органов (пищеварительная, выделительная, половая система);

  • избавление от состояния «накопившихся» стрессовых ощущений, повышение уровня эмоциональной устойчивости к раздражающим факторам;

  • улучшение памяти, внимания и повышение скорости восприятия различной информации;

  • избавление плечевого отдела от болей и зажатости, снижение и устранение проблем с позвоночником;

  • благотворное влияние на суставы;

  • устранение вегетососудистой дистонии;

  • нормализация сна, избавление от бессонницы.

Противопоказания

Не смотря на множество положительных изменений, которых можно достичь с помощью упражнений, существует и ряд противопоказаний:

  • расстройства психики;

  • органические болезни сердца;

  • заболевания крови;

  • повышенное кровяное давление;

  • наличие болезней глаз (глаукома);

  • беременность;

  • инфекционные заболевания опорно-двигательного аппарата;

  • черепно-мозговые травмы высокой степени тяжести;

  • злокачественные опухоли;

  • ухудшения самочувствия, проявляющиеся в ходе или после выполнения комплекса.

Нужно учитывать и некоторые противопоказания, которые являются временными:

  • обострение хронических заболеваний;

  • непостоянная температура (ниже 36.2 или выше 37 градусов);

  • период восстановления после операций;

  • прием большого количества лекарств.

В таких случаях, выполнение упражнений следует отложить до нормализации общего состояния.

Практика

Метод представляет собой систему, которая подготавливает человека к другим видам занятий.

Комплекс хатха йоги состоит из:

  • яма – универсальные моральные заповеди, среди которых принцип ненасилия (ахимса), целомудрия до вступления в брак (брахмачарья), правдивости (сатья), непривязанности (апариграха) и невозможности присвоения чего-то чужого (астея);

  • нияма – вторая часть методики, отражает в себе духовные составляющие: чистота (шауча), скромность (сантоша), целеустремленность (тапас), создание культуры мысли (свадхьяя) и восприятие бога, в качестве совершенства (ишвара-пранидхана);

  • асасны – статичные позы йоги, удержание которых, помогают достичь возвышенных целей, научиться концентрировать внимание;

  • пранаяма – техника дыхания, обеспечивающая контроль и передвижение энергии в нужные части тела.

Возможность практиковать упражнения, укрепляющие силу мысли и духа, восстанавливающие энергию, не возможны без очищения. Проходит в несколько этапов практики. Подготовительный процесс заключается в выполнении шаткарма, включающей в себя шесть действий, приводящих в баланс органы дыхания и ЖКТ. Этот этап нужно пройти перед началом дыхательных упражнений (пранаямой).

Базовые асаны

  • Пашчимоттанасана – избавляет от жировых отложений бедер и живота, сгорбленности и кривизны позвоночника, вырабатывает гибкость корпуса.

  • Наклон из положения стоя с задействованием суставов плеча. Поза хорошо прорабатывает мышцы всего корпуса, растягивая их, а также укрепляет суставы таза. Улучшает работу внутренних органов, среди них печень и почки, стимулирует подвижность суставов плечевого отдела и рук.

  • Ардха Бадха Падма Пашчимоттанасана – комплексно работает с голеностопными суставами, грудной клетки и позвоночника, а также выступает в качестве массажа для органов ЖКТ, малого таза и дыхательной системы.

  • Сарпасана – дает возможность вытянуть позвоночник и укрепляет мышечные ткани корпуса.

  • Урдхва Мукха Пашчимоттанасана – позиция прорабатывает крестцово-поясничный отдел, мышцы задней стороны шеи, вытягивает корпус.

  • Уткатасана – поза комплексно укрепляет мышцы корпуса, бедер и плечевого отдела, вырабатывает энергию для выносливости, позволяет прочувствовать равномерную работу всей системы жизнедеятельности.

  • Ардха Чандрасана – способствует коррекции осанки и боковых линий тела, прорабатывает мышечные ткани ног и корпуса.

  • Урдхва Уттанасана – работает с голенями и лодыжками, раскрывает грудь, уменьшает боли в спине.

  • Сарвангасана – комплексно помогает восстановить нормальную работу кровеносной системы, корректирует восприимчивость организма к ОРЗ, способствует нормализации пищеварения, укрепляет сердечную систему.

Самым важным в освоении методики хатха является не только осознанное стремление к поставленным целям, но также и понимание физических возможностей организма на каждом этапе.

Выполнение разных видов статических поз, не должно сопровождаться болями и дрожью в тканях. Допустимо только та нагрузка, которая не сможет навредить, ориентируясь на собственные ощущения и действия. Только после адаптации, нагрузку нужно увеличивать.

Занятия этим видом йоги позволяют не только давать необходимые физические нагрузки на мышечные ткани корпуса, но и очищать духовные каналы, обновляя энергетические центры, корректируя и улучшая работоспособность разных внутренних органов.

Многогранность практики позволяет каждому подобрать физические действия и развивать необходимое состояние приемлемого комфорта для духовного роста и внутренней гармонии.

Как заняться йогой в домашних условиях

С чего начать занятия йогой

Прежде всего убедитесь в отсутствии противопоказаний. Йога противопоказана при любых хронических заболеваниях в стадии обострения и врожденных деформациях костного отдела. При наличии в прошлом операций на суставах и позвоночнике, следует проконсультироваться с лечащим врачом и приступать к йоге только после курса лечебной физкультуры.

Для занятий йогой в домашних условиях понадобится: нескользящий коврик, махровое полотенце и одежда, не стесняющая движений. Обувь для йоги не нужна, все упражнения выполняются на босую ногу. Для настроения поставьте релаксирующую музыку и включите ионизатор воздуха (если есть).

Летом по возможности занимайтесь йогой на свежем воздухе: на траве или дощатом покрытии. Ничего не должно отвлекать от занятий. Длительность одного занятия: не менее 45 минут.

Йога для начинающих: 7 асан (позиций)

Занятия йогой всегда начинаются с настройки дыхания, а заканчиваются релаксацией. Рассмотри 7 асан (позиций) для начинающих.

Для начала занятий постелите коврик и сядьте, скрестив ноги. Запястья положите на колени тыльной стороной вверх. Держите спину и плечи прямо, подбородок не должен быть опущен. Закройте глаза. Сделайте 6 глубоких вдохов и выдохов. Старайтесь, чтобы длительность и глубина вдоха и выдоха была одинаковой.

1. Поза кошки

Одна из важнейших задач йоги в домашних условиях: лечебное воздействие на позвоночник. Многие нередко наблюдали, как грациозно выгибается кошка, стряхивая с себя остатки сна. Первая поза йоги для начинающих – поза кошки, призвана придать гибкость и тонус позвоночнику.

Встаньте на четвереньки так, чтобы ноги и руки были под прямым углом к телу. Пальцы рук растопырены. На вдохе прогибайте поясницу вниз, распрямляйте плечи и тяните голову вверх, не отрывая ладоней от пола. На выдохе, наоборот, выгибайте спину дугой, втягивайте живот, а голову опускайте вниз.

Все движения неторопливы – представьте, что вы кошка на солнышке. Все позы в йоге выдерживают на счет 6. Завершите шестой вдох, сделайте полный выдох и медленно оттолкните ладони от пола, сгибая колени и присаживаясь на свои пятки.

2. Поза горы

Все позы в йоге плавно перетекают из одной в другую. Из завершающего положения позы кошки переместитесь правым или левым бедром в сторону, поставьте ногу, согнутую в колене и неспеша поднимитесь, помогая себе руками. Спина прямая, живот втянут. Затылок, лопатки, копчик и пятки должны находиться на одной прямой линии.

Руки свободно расположены вдоль тела. Стопы твердо стоят на коврике. Почувствуйте себя горой, которую ничто не в силах заставить сдвинуться с места. На вдохе поверните ладони наружу (так называемые раскрытые ладони) и медленно поднимайте руки над головой. Пальцы тянутся вверх. На выдохе верните ладони в исходное положение и опустите руки. Сделайте 6 вдохов-выдохов.

Из позы горы удобно делать наклоны влево и вправо. Вытяните правую руку перед собой (ладонь смотрит влево, а не вниз) и поднимите над головой. Слегка наклоните руку и верхнюю часть туловища влево. Поверните голову и грудь в сторону поднятой руки. Сделайте 2 вдоха-выдоха. На 3 вдохе выпрямитесь, а на выдохе опустите руку. Тоже самое в другую сторону. Это упражнение улучшает воздухообмен в легких, а также приводит в тонус косые мышцы живота.

3. Поза покаяния (поклонения)

Встаньте в позу горы. Положите ладони на бедра. Слегка согните ноги в коленях. Медленно наклонитесь вперед. Вытяните руки и обхватите лодыжки или ноги под коленями. Не отрывая рук, выпрямите спину и ноги настолько, насколько позволяет ваш уровень гибкости. На вдохе, не отрывая рук, тянитесь вверх, расправляя плечи и напрягая спину. На выдохе наклоняйтесь, стараясь прижать голову к ногам. Спина расслаблена. После 6 выдоха медленно поднимитесь, раскрываясь, как цветок. Голова поднимается последней.

4. Выпады

Второй из задач йоги в домашних условиях считается развитие гибкости и растяжка мышц. Из позы горы медленно наклонитесь вперед, поставьте пальцы на пол. Согните колени так, чтобы ладони полностью легли на коврик, а колени оказались у вас в районе подмышек. Отступите левой ногой назад как можно дальше. Под левое колено подложите сложенное вчетверо полотенце. Колено и лодыжка правой ноги должны находиться на одной прямой линии. Положите обе ладони на правое колено и выпрямите спину, сохраняя равновесие. На вдохе втягивайте живот, на выдохе слегка проседайте вниз, чтобы разработать внутренние мышцы правого бедра. После 6 вдохов-выдохов проделайте упражнение с другой ногой.

5. Поза дерева

Исходное положение: стоя (поза горы). Поверните правую стопу и колено вправо и медленно согните, расположив стопу на лодыжке левой ноги. Затем скользящими движениями стопы (можно помогать рукой), поднимите ее до уровня колена или внутренней стороны бедра. Стопа левой ноги при этом вжата в пол, сама нога прямая. Если вам трудно удержать равновесие, поставьте слева стул с высокой спинкой и опирайтесь на него левой рукой. Медленно поднимите руки и расположите на уровне сердца, ладони прижаты друг к другу. Смотрите в одну точку перед собой, сфокусируйтесь. Если вы будете «бегать» глазами, равновесие сохранить не удастся. Сделайте 6 вдохов-выдохов. Повторите с другой ногой.

6. Поза кобры

Исходная позиция: займите положение лежа на животе. Руки согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, ладони расположены по обе стороны от груди, голова приподнята. Сделайте 6 вдохов-выдохов. На вдохе грудная клетка за счет наполнения легких воздухом будет сама приподнимать верхнюю часть туловища, а на выдохе опускать. После этой предварительной подготовки, медленно приподнимитесь на руках и сделайте прогиб назад. Зафиксируйте положение и сделайте 6 вдохов-выдохов. На последнем выдохе вернитесь в исходную позицию.

7. Поза ребенка

Из исходной позиции кобры плавно перейдите в стойку на четвереньках. Соедините большие пальцы обеих ног вместе, а колени разведите в стороны. Опустите корпус на пятки, оставив руки вытянутыми (или расположите их вдоль тела, как вам удобно). На вдохе тянитесь пальцами рук вперед. На выдохе расслабляйтесь. Сделайте 6 вдохов-выдохов

Завершающая релаксация

Из позы ребенка вытяните ноги, занимая позицию лежа. Перевернитесь на спину. Пусть ноги и руки лежат свободно. Закройте глаза и насладитесь тишиной (или музыкой). Полежите так минут 10, ни о чем не думая.

Заняться йогой в домашних условиях несложно, позы можно чередовать на свое усмотрение: например, начать с позы горы и наклонов. Главное: не забывать правильно дышать и делать все медленно и с удовольствием. Любой дискомфорт: плохое настроение, болезненные месячные, высокая температура и т.д. – это весомый повод отменить тренировку. Спустя 3 недели ежедневных занятий можно дополнить тренировки другими, более сложными позами.

Виды йоги — стили и направления

Виды йоги

Физическая практика, известная как хатха-йога, или йога дисциплины тела, появилась в Индии более 5 тысяч лет тому назад. Она состоит из серии поз, называемых асанами, каждую из которых необходимо удерживать от нескольких секунд до нескольких минут, причем делать это можно где угодно. Если говорить в общем, то движения йоги имеют ряд особенностей.

  1. Требуют от человека сочетания силы, гибкости и понимания своего тела.
  2. Содействуют единению тела, духа и разума.
  3. Готовят тело к медитации и другим духовным практикам йоги.

В первую очередь хатха-йога призвана восстановить физическое здоровье человека: вернуть подвижность суставам, приостановить искривление позвоночника, нормализовать давление и пищеварение, укрепить иммунную систему и гормональный фон. А здоровье ума и духа должно стать прямым следствием физического здоровья.

Большинство стилей хатха-йоги включают несколько одинаковых поз, но отличаются скоростью движения и временем их удерживания. У них разные особенности дыхания и духовные аспекты, использующиеся в том или ином упражнении. Кстати, иногда может возникать путаница с названиями. В индийской традиции все физические упражнения относятся к хатха-йоге, но в Америке ее стилям были даны новые названия, вроде силовой, пластической или энергической йоги.

Другие стили йоги и вовсе названы в честь людей, распространивших и популяризовавших их в США. Например, одним из наиболее широко практикуемых в Америке стилей является Айенгар-йога, названная в честь Б.К.С. Айенгара (Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар). Она предлагает больше упражнений для начинающих с использованием во время занятий различных предметов и приспособлений.

Айенгар-йога

Айенгар-йога (правильнее говорить йога Айенгара, по принадлежности к основателю школы — разновидность Хатха-йоги, основанная йогином Айенгаром.

Айенгар-йога основное внимание уделяет правильному положению тела, чтобы оно могло гармонично развиваться и стать анатомически безупречным. Характерной особенностью метода является статичное выполнение асан с необходимыми опорами. Другой характерной чертой метода является подробное, детальное объяснение каждой позы и индивидуальный подход к каждому практикующему. Айенгар-йога предполагает изучение асан и пранаямы, которые в айенгар-йоге включают в себя все остальные высшие ступени йоги, вплоть до самадхи. Важным аспектом йоги Айенгара является последовательность асан. Айенгар-йога может быть также использована в лечебных целях.

В 1937 году Шри Тирумалай Кришнамачарья вдохновил Айенгара отправиться в Пуну и начать преподавать там йогу. В Пуне Айенгар совершенствовал свои практики, проводя по много часов в день обучаясь различным техникам и экспериментируя с созданием своих собственных. В 1975 году Айенгар основал в Пуне «Мемориальный институт йоги Рамамани Айенгара», посвятив его памяти своей умершей жены.

Аштанга-виньяса-йога

Аштанга-виньяса-йога — одна из современных синкретичных систем хатха-йоги. Основателем этой школы являлся Паттабхи Джойс, возглавлявший институт этой йоги в Майсуре, Индия. После его смерти в 2009 году, дела перешли его внуку Шарату Рангасвами. Согласно Джойсу, йогу не надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам йоги.

Аштанга-виньяса является динамической практикой йоги, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений — виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой, бандхами и дришти. Во время выполнения практики сохраняется дхьяна.

Этот стиль хатха-йоги также называют силовой йогой. Аштанга-йога более сложна в отношении требований к гибкости, силе и выносливости. Вы принимаете одну позу за другой без перерыва, а также стремительно меняете положение тела. Новичков этот стиль не только не оздоровит, но и вообще может навсегда отбить охоту заниматься йогой.

Cуществует шесть последовательностей асан (серий), постепенно усложняющихся. На освоение каждой серии в совершенстве уходит около 5 лет. Первая и вторая серии являются подготовительными. Первая служит для очищения и излечивания тела, вторая — для очищения и излечивания энергетических каналов (психики). Информация по первым четрырём уровням доступна: выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Паттабхи Джойса (Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим Миллер, Лино Миеле) выполняют разные серии.

Для того, чтобы стать сертифицированным преподавателем, надо обучаться в Майсоре около 10 лет.

Бикрам-йога

Бикрам-йога или «горячая йога» — комплекс упражнений, выполняемых в нагретом помещении.

Своё название этот вид йоги получил в честь своего основателя — индийца Бикрама Чоудхури (Bikram Choudhury), который в 1957 стал национальным чемпионом Индии по йоге в возрасте всего 13 лет. В 17 лет Бикрам получил травму колена, и врачи сообщили ему, что он никогда не сможет ходить. Под руководством своего учителя Бишну Гоша Бикрам начал испытывать на себе последовательность асан для восстановления тела после травмы. Комплекс упражнений для восстановления здоровья выполнялся в нагретом помещении. Это существенно снижало риск получения дополнительной травмы и помогало глубоко проработать область травмы. В результате упорной практики Бикрам полностью восстановил своё колено.

По мнению Бикрама Чоудхури хатха-йога максимально эффективна в жарком индийском климате, а не при «комнатной температуре» помещений северных стран. Поэтому он предложил искусственно создавать жаркий климат в комнатных помещениях. Бикрам доработал и усовершенствовал свою уникальную последовательность упражнений, которая спустя некоторое время стала известна как бикрам-йога. В настоящий момент в мире насчитывается более 600 студий бикрам-йоги.

Начальный класс бикрам-йоги включает последовательность из 26 упражнений хатха-йоги и двух дыхательных упражнений, которые выполняются в нагретом помещении (38-40°С) при определенной влажности (40-50%) в течение 1,5 часов. Упражнения бикрам-йоги направлены на укрепление каждой части тела в определенном порядке. Каждая поза подготавливает тело к следующей, а их последовательность увеличивает приток кислорода и улучшает выведение токсинов из организма. Таким образом, этот вид упражнений работает надо всем организмом в комплексе, совершенствуя сердечно-сосудистую, кровеносную, дыхательную, опорно-двигательную и другие системы нашего тела. Учитывая условия, в которых проходят занятия, они эффективны и для снижения веса.

Бихарская школа йоги

Бихарская школа йоги (Сатьянанда-йога) — школа йоги, основанная в 1964 году Свами Сатьянанда Сарасвати в Мунгере. Кампус расположен в излучине реки Ганги.

Методы, разработанные в Бихар школу йоги представляют собой синтез многих подходов к личностному развитию, основанных на традиционных ведических, тантрических и йогических учениях в сочетании с современными методами медицинской науки. Основные компоненты включают карма-йогу, хатха-йогу, раджа-йога, джняна-йога, крия йоги, а также другие йоги. Также эти методы преподаются в академиях Сатьянанда Йоги в Австралии и Колумбии.

Основатель Свами Сатьянанда покинул бихарскую Школу в 1988 году, чтобы стать садху, странствующим святым. Управление ашрамом он передал Свами Ниранджанананд Сарасвати, сыну одного из преданных Сатьянанды, росшему при ашраме с четырёхлетнего возраста. С 2008 года ашрамом руководит Свами Сурьяпракаш.

Отличительной особенностью Бихарской школы йоги от остальных направлений, продолжающих традиции Свами Шивананды, является включение элементов Тантры. В частности, крийя (последовательность асан, дыхательных упражнений, мудр и бандх) и пробуждение праны (жизненной энергии) при помощи визуализаций. Также акцентируется внимание на работу с кундалини и методов по очищению тела — шаткарм. Уникальная технология Бихарской школы — это йога-нидра (буквально — йогический сон). Это особый вид неподвижной медитации в шавасане, во время которой последовательно расслабляется все тело, а осознание отвлекается от внешнего мира. В этом расслабленном состоянии разум восприимчив и может освободиться от ненужных привычек и устремлений.

Бхакти-йога

Бхакти-йога — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Практика бхакти-йоги направлена на культивацию любви к Богу посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстов индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги. Так, в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой. Направления в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. В вайшнавизме выделяется девять основных форм бхакти-йоги.

Движения бхакти являются монотеистическими и пантеистическими по своей направленности, и их последователи поклоняются Вишну, Кришне, Шиве или Шакти как верховной форме Бога. В Ниргуна-бхакти объектом поклонения выступает безличный абсолют — Брахман. Различные течения бхакти, в большей или меньшей степени, присутствовали на разных этапах многотысячелетней истории Индии.

Либеральное по своей сути, движение бхакти часто отвергало строгие кастовые традиции, выступая таким образом прибежищем для отщепенцев ортодоксальной брахманической системы индуизма. В то же время, надо заметить, что послания бхакти о любви и терпимости далеко не всегда находили отклик у ортодоксальных индусов, приверженных строгим правилам кастовой системы.

Бхакти явилось причиной появления на свет массы религиозной литературы, различных видов музыки и танца, также как и других форм искусства, которые обогатили мир, дали Индии новый толчок в развитии, а также помогли в преодолении ритуальных и социальных ограничений в индийском обществе.

Вини-Йога

Вини-Йога (англ. viniyoga) — является динамичной и мягкой практикой йоги, делающей упор на индивидуальном подходе к практикующему. Основателем направления считают Т.К.В. Дешикачар — сын и ученик Тирумалая Кришнамачарьи, однако сам Дешикачар не основывал никакого стиля йоги с отдельным именем. В 1976 году им был основан центр «Кришнамачарья Йога Мандирам». Дешикачар родился в 1939 году, он был четвёртым ребёнком Кришнамачарьи. В 1960 году он начал обучение у своего отца и в течение 30 лет ученичества всесторонне изучал йогу, аюрведу и санскрит.

Особенностью данного стиля является гибкость в выборе инструментов по трансформации сознания учеников. Школа использует асаны, пранаямы, медитации, расслабляющие техники, мантры и лекции по философии. Дешикачар считает, что не ученик существует для практики, а практика для ученика. В этом стиле методы йоги адаптируются к уровню практикующего. Ступени аштанга-йоги осваиваются через разные промежутки времени, например, сначала может практиковаться медитация, по прошествии определённого времени практика асан и т. д. Таким образом ученик осваивает сначала подходящие для него практики и по мере подготовленности переходит к следующим. Строго установленной последовательности техник не существует.

Вини-йогу можно отнести к области индивидуальной йогатерапии. Каждая поза подстраивается под потребности, возраст и возможности практикующего, помогая справляться с собственными проблемами.

В практике асан допускается динамический и статический вариант исполнения. При выполнении асаны в динамике нужно несколько раз «войти» в неё и «выйти», синхронизируя движения с дыханием. При выполнении асан практикуется концентрация на определённых точках, дыхании или движении. Практика асан мягкая, перемежающаяся расслаблением, основа стиля это индивидуальный подход к практикующему.

Это одна из школ йоги, предлагающей схему дыхания, противоположную общепринятой. Полное йоговское дыхание в большинстве описаний предполагает начинать расширение и наполнение объёма тела с живота и постепенно доводить его до ключиц, а на выдохе также прогонять волну снизу вверх. Дешикачар предлагает во время вдоха наполнять сначала грудь, потом живот, а во время выдоха в первую очередь освобождать живот, а в последнюю — верхние доли легких. Учителя Вини-йоги считают, что расширение сверху вниз помогает углубить дыхание.

Голая йога

Голая йога — современная разновидность оздоровительной йоги, в которой упражнения и позы выполняется как индивидуально, так и группами, но всегда безо всякой одежды. Впервые этот вид йоги появился в Калифорнии в конце 1960-х годов, как об этом свидетельствуют фильмы, снятые по этой теме. Наибольшее распространение голая йога получила в Сан-Франциско.

Дживамукти-йога

Дживамукти-йога (англ. Jivamukti Yoga, jivamukti с санскрита — «душа, освобождённая при жизни») — западное направление йоги, в основе которого практика виньяс, изучение священных текстов, нада-йога (йога звука), бхакти-йога (преданность Богу), пение мантр и медитация. Основатели этого направления йоги Дэвид Лайф и Шэрон Гэннон. Первая школа дживамукти-йоги была открыта в 1989 году, в Нью-Йорке. На данный момент центры йоги открыты в Америке, Англии, Канаде, Германии, Австралии. Известными последователями дживамукти-йоги являются Стинг, Гвинет Пэлтроу, Кристи Тарлингтон, Рассел Симмонс.

Джняна-йога

Джняна-йога, джнана-йога или гьяна-йога — один из видов йоги, и философии индуизма. В адвайта-веданте совершенством джнана-йоги является осознание единства индивида, или в санскритской терминологии атмана, с безличным аспектом Абсолютной Истины — Брахманом. В адвайте джнана-йога выступает как первичный путь к достижению мокши. Это путь самоосознания, на котором индивид с помощью своего ума отличает реальность от иллюзии и осознаёт своё тождество с Брахманом. Полностью осознав это, индивид достигает стадии мокши.

Задача джняна-йоги как практики — достижение конгруэнтности своей жизни со своим мировоззрением, осмысляя свое мировоззрение, свой образ мышления. Пример практики джняна-йоги: находить внутренние противоречия в своем мышлении.

В своём комментарии к «Бхагавадгите», Шанкара, отражая точку зрения школы адвайта-веданты, описал основное значение джнана-йоги как знание о Брахмане. В дуалистической традиции вайшнавизма известный средневековый философ и основоположник философской системы вишишта-адвайта Рамануджа рассматривал джнану как одну из составных частей бхакти. В «Бхагавадгите» Кришна объясняет, что джнана заключается в правильном понимании кшетры (поля деятельности, то есть тела) и кшетраджна («знающего поле», то есть души): «Знай же, о потомок Бхараты, что, находясь в каждом из тел, Я также знаю их и что понимание природы тела и знающего тело называется знанием (джнаной). Таково Моё мнение». Затем Кришна объясняет необходимость осознания разницы между полем деятельности и знающим поле: «Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и знающим тело и может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, достигают высшей цели».

Интегральная йога

Интегральная йога — неоведантистское религиозно-философское учение, созданное Шри Ауробиндо в начале XX века. Теоретическая часть учения изложена в книге «Жизнь Божественная», практические стороны освещены в книгах «Синтез Йоги» и «Письма о Йоге».

В наиболее общей форме интегральная йога может быть определена как метод достижения единства человека с духовной первоосновой мира без бегства от мира или разрыва связи с ним. Под влиянием Вивекананды, Ауробиндо в качестве первоосновы всего признает Брахмана, сущность которого, по мнению Ауробиндо, в корне отличном от мнения Вивекананды, обнаруживается в материи и духе, неразрывно связанных друг с другом. Под Брахманом при этом понимается единство трех принципов: Бытия (Сат), Знания (Чит) и Блаженства (Ананда).

С точки зрения интегральной йоги, правильное понимание места человека возможно лишь при учете двух противоположных процессов, происходящих в этом мире: инволюции и эволюции. Под воздействием присущих Брахману свойств самопроявления, самоограничения и самопоглощения в ходе божественной инволюции возникает мир. Под эволюцией понимается развитие духа/сознания, при этом история человечества предстает в качестве высшей стадии мировой эволюции; высшей же стадией самой истории выступает преобразование человеческой природы с помощью интегральной йоги.

Ауробиндо настаивает на необходимости целостного подхода к пониманию мира и человека и критикует односторонние концепции человеческой сущности: материализм, витализм, субъективный идеализм и спиритуализм. В качестве важнейшего результата интегральной йоги постулируется совершенствование всех составных частей человеческой природы в соответствии со следующей схемой:

  • Обособление каждой части человеческой природы от искажающего влияния других частей
  • Более тесное соединение компонентов человеческого существа с мировыми компонентами
  • Освещение сознанием глубин бессознательного
  • Развитие способностей, соответствующих высшим сферам бытия (over-mind, super-mind)
  • Супраментальное преобразование обычной человеческой природы

Инь-йога

Инь-йога — это направление йоги, сформированное в 1970-х годах преподавателем боевых искусств и йоги Паули Зинком и его учеником Полом Грилли, подразумевающее плавную практику с длительными и статичными асанами (позами).

Стиль инь-йоги основан на принципах Даосской системы, практикуемой даосскими священниками в Китае и Тайване. Даосская система построена на концепции двойственности мира, начал инь и ян, появившихся из единого потока энергии Ци (Qi). Энергия Ци (в индийской культуре — праны) циркулирует по энергетическим каналам в теле человека. Практика инь-йоги способствует очищению энергетических каналов и ведет к расслаблению и внутренней гармонии.

Терминами инь и ян описывают все уровни явлений в жизни: «Инь — неподвижная, потаенная сторона любого явления. Ян — переменчивая, движущаяся, открытая сторона любого явления. Обе эти стороны неизменно сосуществуют, одна не может существовать без другой». Таким образом, Пол Грилли относит практики, направленные на развитие мышц, к стихии ян, а практики, сосредоточенные на соединительной ткани — к стихии инь.

В то время как янские, или активные практики сосредоточены на работе мышц, то инь-йога воздействует на соединительные ткани. Занятия предполагают проработку как нижней, так и верхней частей тела. В отличие от мышц, соединительные ткани реагируют только на длительные и умеренные нагрузки, поэтому длительность каждого упражнения составляет 3-5 минут. При выполнении асаны мышцы должны быть расслаблены, дыхание размеренным, а разум — осознанным.

Инь-йога не может считаться отдельной независимой формой практики асан, так как инь- и ян-йога взаимодополняют друг друга. Ян-йога придает человеку сил и заряжает его энергией, инь-йога расслабляет и успокаивает человеческий разум. В современном мире преобладает начало ян, демонстрируя принципы материализма и капитализма. Задача инь-йоги состоит в том, чтобы найти баланс и прийти к гармонии души и тела.

Карма-йога

Карма-йога (также известна как буддхи-йога) — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Слово «карма» происходит от санскритского глагола кри, что означает «делать». В буквальном переводе, карма означает «действие», а йога можно перевести как «объединение» или «единение». Таким образом, дословный перевод термина «карма-йога» — «единение через действие».

Карма-йога основана на учении «Бхагавадгиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения) или любви к Богу (бхакти). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов с единственной целью удовлетворения Бога.

Крийя-йога

Крийя-йога — направление йоги, основанное на техниках пранаямы и открытия чакр. Основателем этого вида йоги считается индийский святой Лахири Махасайя, живший в XIX веке в г. Варанаси (Бенарес). Считается, что эти методы ему передал гималайский святой Бабаджи Махарадж, достигший бессмертия. Самый известный представитель — Парамаханса Йогананда, автор книги «Автобиография йога» (впервые издана в 1946 году). Именно Бабаджи ввел сам термин «Крийя-йога». Согласно Йогананде, Бабаджи обучил Лахири Махасайю тем самым техникам йоги, что описаны в «Бхагавад-Гите», а также в «Йога-Сутрах» Патанджали.

Шри Йогананда писал, что Крийя — наиболее быстрый путь обретения Космического Сознания и избавления от реинкарнации. При этом он отмечает: «Значительно сократить свой путь методом Крийя-йоги способны только очень продвинутые йоги. Вначале, под руководством гуру, они тщательно готовят своё тело и мозг к принятию колоссальных энергий, которые генерируются в результате практики».

Знание Крийя-йоги передается от гуру к ученику. Лахири Махасайя писал о том, что после посвящения, полученного от Бабаджи, тот обучил его «суровым древним правилам, которые регулируют передачу йогического искусства от гуру к ученику». Йогананда так описывал Крийя-йогу: «Крийя-йог мысленно направляет движение жизненной энергии вверх и вниз вокруг шести спинальных центров (мозговой, шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый), соответствующих двенадцати астральным знакам зодиака — символическому Космическому Человеку. Полминуты обращения энергии вокруг чувствительного спинного мозга человека вызывают тонкий прогресс в его эволюции; полминуты Крийи равны году естественного духовного развития». Свами Сатьянанда говорил: «Крийя садхана может быть рассмотрена как садхана практики пребывания в Атмане».

Кундалини-йога — одно из направлений йоги, система упражнений, призванная поднять энергию кундалини из основания позвоночника с помощью регулярной практики медитации, пранаям, комплексов асан и пения мантр. Энергия кундалини должна поэтапно пройти по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти её слияние с божеством, а также и прекращение собственного сознания йогина.

В ходе исследования Дэвида Шаннахофф-Кхалса выяснилось, что медитации кундалини-йоги оказывают психотерапевтический эффект. Дхарма Сингх Кхалса обнаружил, что Киртан Крия (одна из медитаций кундалини-йоги) благотворно влияет на метаболизм мозга и улучшает умственную деятельность.

Йоги Бхаджан о кундалини-йоге: «Существует 22 основные формы йогической практики. И в каждой из них подчёркивается та или иная грань целого. Некоторые делают ударение на использовании формы тела, как в Хатха-йоге, другие подчёркивают использование звука, как в Мантра-йоге, или визуальных форм, как в Янтра-йоге. Хорошим примером, описывающим эту ситуацию, является бриллиант. Разные формы практики можно уподобить его граням. Бриллиант прекрасен. Отдельные грани его отшлифованы так, что свет преломляется, сияя на них, привлекая ваше внимание и открывая разные измерения. Кундалини-йога — это сам бриллиант. Если посмотреть на него с какой-то стороны — вы увидите грань. Но если вы попытаетесь понять весь кристалл через эту отдельную грань, вас ждёт неудача, ваше понимание будет поверхностным и неполным».

Раджа-йога

Раджа-йога («царская йога»), также известна как классическая йога — одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют аштанга-йогой «восьмиступенчатой йогой».

Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за природы взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами (см. хатха-йога). Перед началом практики более возвышенных аспектов йоги, необходимо достичь более высокого уровня общего физического и психологического здоровья. Разного рода дурные привычки не дают возможности достичь духовной уравновешенности. Через практики воздержания (яма), такие как целибат, отказ от алкоголя и наркотиков и постоянное внимание ко всем своим действиям на уровне тела, речи и ума, человек становится способным заниматься медитацией. Подобная аскеза или самодисциплина является другим значением слова «йога».

Свами Сатчитананда говорит по этому поводу, что: «Каждая мысль, чувство или воспоминание приводит в движение ум, меняет его, окрашивая зеркало ума в разные цвета. Если вы сможете удержать ум от изменений — он станет спокойным и неподвижным и вы сможете войти в контакт с вашим истинным „Я“». В самом начале «Йога-сутр» Патанджали утверждается йогаш читта-вритти-ниродхах (1.2) «Йога есть обуздание волнений, присущих уму». Затем там детально описываются методы, с помощью которых ум в конце концов можно привести к спонтанному состоянию, называемому «нирбиджа», в котором у него уже не будет существовать мысленных объектов сосредоточения.

Практики, которые обеспечивают для индивида возможность достичь этого состояния, можно отнести к раджа-йоге. Таким образом, раджа-йога включает в себя, но одновременно стоит в стороне от остальных видов йоги, побуждая ум избегать сосредоточения на различных практиках, которые могут привести к созданию иллюзорных мысленных объектов. В этом контексте раджа-йогу называют «царской йогой» — все йогические процессы рассматриваются как потенциальные инструменты для достижения этой стадии нирбиджа, которая выступает как пункт отправления на пути очищения от кармы и достижения мокши или нирваны. Исторически, школы йоги, называющие себя «раджа», предлагают своим ученикам сочетание йогической практики с философским мировоззрением подобного рода.

Раджа-йога нацелена на установление контроля над умом. У практикующего раджа-йогу садхана начинается с обучения управлять умом, хотя определённые минимальные практики асан и пранаямы также имеют место, являясь частью подготовительного процесса к медитации и сосредоточению. В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой (от санскритского ашта — восемь):

  1. Яма — нормы поведения — самоограничение
  2. Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам
  3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
  4. Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
  5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
  6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
  7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом, низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой, а высшие — принадлежат к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Сахаджа Йога

Сахаджа Йога — метод духовного роста, имеющий древние индийские корни. В нём утверждается, что Сахаджа Йога является процессом пробуждения Кундалини, при котором человек получает самореализацию. Это проявляется в достижении состояния безмысленного осознания (ментальной тишины, нирвичара-самадхи). Практикующие Сахаджа Йогу чувствуют прохладу на ладонях и макушке головы во время медитации. Среди других ощущений отмечается расширение зрачков и состояние глубокой релаксации.

Движение основано в 1970 году Нирмалой Шриваставой (1923-2011), более известной как Шри Матаджи Нирмала Деви («Шри» является обращением к уважаемой личности, «Матаджи» — матушка, «Нирмала Деви» — полная форма имени Нирмала). На сегодняшний день сахаджа-йога распространена более чем в ста странах мира. Международная организация сахаджа-йоги называется Vishva Nirmala Dharma или Sahaja Yoga International. В лекциях Нирмалы Шриваставы отмечалось, что в сахаджа-йоге нет членства как такового, а организация служит для юридического оформления деятельности и не имеет постоянного списка членов.

Практика сахаджа-йоги позволяет укрепить и углубить состояние, достигнутое при получении самореализации. Она включает в себя сахадж-медитацию и простые методы очистки тонкого тела, предложенные Нирмалой Шривастава.

Сурат-шабд-йога

Сурат-шабд-йога (англ. Surat Shabd Yoga) — одна из разновидностей йоги. В переводе её название означает «йога света и звука». Второе название, применяемое внутри течения и на международном уровне, — Сант Мат (Путь мастеров). Сурат-шабд-йога — это особая психофизическая техника, избавляющая, по представлениям адептов, от круга перерождений (сансары) и ослабляющая закон кармы. Адепты верят в то, что этим видом практики пользовался ещё Сант Кабир Сахиб.

Характерной особенностью сурат-шабд-йоги является обязательное наличие живущего гуру — Мастера. Компетентный Мастер в момент посвящения, вместе с передачей посвящаемому особой мантры, состоящей из пяти слов (Симран), пробуждает душу, навечно устанавливает её связь с Богом и ведёт её дальше до тех пор, пока она не достигнет своей цели — единения с Ним.

Занятия йогой проводятся в группах сатсанга. Их работа делится на лекционно-теоретическую (беседы, лекции, семинары, просмотр выступлений Мастеров и т. д.) и практическую (выполнение севы, медитация в светозвуковом потоке и т. д.).

Для ускорения прогресса на духовном пути в Сант Мате есть два вспомогательных фактора: нравственный образ жизни и бескорыстное служение (сева). Первое включает вегетарианское питание, неупотребление опьяняющих напитков и наркотиков, следование принципам чистоты, искренности и универсальной любви в мыслях, словах и поступках. Одним из основных видов практики является медитация на внутренний свет и звук.

Правильная поза: как выбрать йогу, виды йоги и их описание

Пришло время развернуть коврик и заняться йогой. Рассказываем, как научиться йоге и выбрать правильное направление.

Что такое йога

Йога появилась в Индии примерно 5000 лет назад как полноценная система практик для благополучия на всех уровнях: физическом, психическом, эмоциональном и духовном. Сегодня выбирают различные аспекты йоги, чтобы повысить качество своей жизни. Некоторые заменяют фитнес йогой, другие занимаются йогой для преодоления стресса и повышения жизненной силы.

Йога — это система практик, где сочетаются силовые упражнения, упражнения на гибкость и техники расслабления и медитации.

Прелесть йоги в том, что она подходит абсолютно для всех — для детей, беременных женщин и людей в возрасте или с лишним весом. Главное — подобрать правильное направление.

Как работает йога

Йога — система практик, которая работает сразу на физическом и психоэмоциональном уровнях.

Как работает йога на физическом уровне

Методы расслабления из йоги уменьшают хронические боли, например боль в пояснице, артрит и головные боли. Некоторые исследования доказывают, что йога может снизить артериальное давление и уменьшить бессонницу.

Чем может помочь йога:

  • повысить гибкость;
  • увеличить мышечную силу и тонус;
  • улучшить дыхание и зарядить энергией;
  • улучшить обмен веществ;
  • снизить вес при условии соблюдения сбалансированной диеты;
  • подготовить организм к тяжелым физическим нагрузкам.

Как работает йога на психоэмоциональном уровне

Помимо работы с физическими показателями йога помогает справиться со стрессом. Техники медитации и расслабления улучшают душевное состояние. Регулярные занятия йогой повышают спокойствие, осознание тела и внимание.

Виды йоги для начинающих: их отличия и подробное описание

Виньяса-йога

Виньяса-йога — популярное направление, и его можно отыскать в большинстве йога-студий. Йога-виньяса — система практик дыхания в динамике. Во время занятия выполняются динамичные позы в непрерывной последовательности. Обычно Виньясу практикуют под мелодичную музыку в комнате с приглушенным светом.

Аштанга-йога

Большинство людей идентифицируют Аштангу как традиционную индийскую йогу. Каждый раз вы повторяете одну и ту же серию поз. Состоит она из Приветствия Солнцу A, Приветствия Солнцу B и различных стоек. Занятия проходят обычно без музыкального сопровождения, а иногда и без устных инструкций — в полной тишине.

Акцент в практике Айенгара сделан на правильное выравнивание всего тела с помощью асан и пранаям. Пранаямы — это дыхательные практики, цель которых контролирование внутренней энергии. В рамках занятия используется специальный реквизит, например валики, одеяла, блоки и ремни. Такой стиль йоги обычно преподают без музыки и в более медленном темпе, чтобы ученики могли глубже войти в йога-позы.

Одно занятие Бикрам-йогой, или горячей йогой, состоит из 26 поз из классической йоги и 2 дыхательных упражнений. Занятие практикуется в непривычных условиях: в течение 90 минут вы выполняете упражнения в комнате, где температура достигает 40 градусов жары, а влажность — 40%.

Силовая йога

Силовая йога — это более активный и тяжелый вариант классической хатха-йоги. Хотя многие тренеры считают, что классика йоги — именно силовая. На тренировке вы повторяете позы из Аштанга-йоги, но уже в более быстром темпе. К тому же к практике добавляются силовые упражнения для проработки верхней и нижней частей тела.

Каждый раз можно добавлять новые упражнения в программу практики, поэтому это отличный вариант для тех, кто любит разнообразие. Занятие обычно сопровождает ритмичная и позитивная музыка.

Кундалини-йога

Кундалини — это больше медитативная практика для полноценного расслабления. Чаще всего такой стиль йоги используют как процесс оздоровления. Занятие включает техники медитации и пения, а также несложные упражнения на развитие гибкости.

Как выбрать йогу

Как начать йогу с нуля и выбрать правильное направление? Рассказываем, как это сделать.

Основные виды йоги и кому подходят:

  • Хатха-йога, как правило, подходит для начинающих, потому что она медленнее и последовательнее.
  • Виньяса, аштанга и занятия силовой йогой могут быть более сложными. Так что лучше начать с классической йоги. Конечно, вы можете начать делать силовые упражнения и постепенно переходить от более простых к более сложным.
  • Айенгар уделяет большое внимание правильному выравниванию тела и развитию его гибкости. Если ваша цель — правильная осанка и пластичные мышцы, то выбирайте йогу Айенгара.
  • Горячая йога. Такой стиль йоги больше подходит тем, кто любит необычные практики. Однако если вы не переносите жару, то лучше откажитесь от «горячей» затеи.
  • Кундалини-йога — отличный вариант для тех, кто хочет просто расслабиться и пережить ежедневный стресс.

Как выбрать коврик для йоги

Где бы вы ни практиковались, нужен правильный коврик для йоги. Плохой коврик не только доставит неудобства на занятиях, но и может привести к травме во время практики. Разбираемся, как правильно выбрать коврик для йоги.

Толщина и вес коврика для йоги

Если вы не знаете, с чего начать, смело выбирайте коврик средней длины, чуть длиннее, чем ваш рост в сантиметрах. Для практики подойдет толстый коврик, потому что сверхтонкий не обеспечит вам мягкой посадки. К тому же тяжелые и толстые коврики лучше фиксируются на полу, что является их главным преимуществом. Как вы будете делать йогу, если коврик каждый раз будет ускользать из-под ног? Ответ: никак.

Более толстые коврики обеспечивают дополнительную амортизацию и лучше всего подходят для сложных динамичных практик или стоек на концентрацию.

Легкие и воздушные коврики — подходящий вариант для путешествий и практик на природе. Только в такой ситуации можно пожертвовать амортизацией.

Материалы для коврика

Из каких материалов производят коврики для йоги и какой лучше?

ПВХ. Материал создан на основе пластика. ПВХ — достаточно прочный и простой в уходе материал. Главный минус таких ковриков — материал не впитывает влагу и быстро становится скользким, когда вы потеете.

Термопластичный эластомер. Такой материал создан из искусственной смеси пластика и резиновых полимеров. Коврики из эластомера — более экологичный вариант, ведь они подходят для вторичной переработки. К сожалению, эластомер не такой износостойкий, как ПВХ. Но материал обеспечивает достаточно крепкое сцепление с полом — об этом можно не волноваться.

Натуральные материалы. Обычно коврики производят из натурального каучука, органического хлопка или джута. По сравнению с другими вариантами, экоковрики немного менее цепкие, но легко подстраиваются под ваше тело. Экоматериалы проигрывают только по одному пункту — они недолговечные.

Как правильно начать заниматься йогой дома

Смотрите обучающие видео

Как правильно делать йогу? В первую очередь ознакомьтесь с техникой и базовыми позами и асанами. Для этого необязательно записываться к профессиональному тренеру, можно посмотреть серию обучающих видео для начинающих. Выберите видео или курс, который сможет решить ваши йога-задачи:

  • хотите сбросить лишний вес — смотрите видео по виньясе и аштанга-йоге;
  • хотите провести медитацию — найдите видео по хатха-йоге;
  • хотите развить гибкость — исследуйте видео по кундалини-йоге.

Установите цели

Перед началом любой практики йоги обязательно выясните у себя, почему вы хотите заниматься. Йога может заменить фитнес, стать медитативной практикой или духовным исцелением. Подумайте, что именно вы хотите получить от занятий.

Купите нужное оборудование

Ваш необходимый минимум — коврик для йоги. Возможно, для практики дополнительно понадобятся валики, блоки или ремни. Выбирайте также удобную одежду для занятия. Необязательно покупать специальную одежду для йоги. Легинсы, майка и спортивный бюстгальтер — то, что вам точно пригодится для комфортной практики.

Установите время для практики

Как начать делать йогу дома? В первую очередь нужно регулярно планировать занятия. Начните домашнюю практику с выполнения разных связок и поз по 1−3 раза в неделю, а затем постепенно переходите к полноценным занятиям йогой. Установите для себя конкретное время, чтобы йога стала вашей полезной привычкой.

Найдите удобное место для практики

Обязательно отыщите удобное и тихое место для занятий йогой дома. Комната должна быть достаточно просторной, чтобы вы не упирались в стену и могли спокойно развернуться во время практики.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*