admin / 21.02.2020

Как первая любовь?

Что такое первая любовь в психологии? Первая любовь окрыляет и делает человека счастливым.

Испытывая это нежное чувство, он стремится к самосовершенствованию. Жизнь приобретает новый смысл, и каждый новый день преподносит яркие впечатления.

Первая любовь в психологии, с этой точки зрения – проверка на зрелость человеческой личности. И от того как пройти это первое испытание зависит окончательное ее формирование.

Юный человек должен пережить чувство влюбленности самостоятельно. Он должен принимать решения, слушая свое сердце, а не посторонние советы.

Когда мы впервые влюбляемся, для нас не имеет значения ни статус, ни материальное положение объекта любви. Самым главным становятся внутренние переживания и чувства, которые мы испытываем.

Что это такое первая любовь с точки зрения психологии

Это зрелая любовь характерна принятием личности другого человека и попытками его понять. Для юной влюбленности на первый план выходят собственные эмоции и впечатления.

С чем носить женские лоферы смотрите в статье: с чем носить лоферы.

Про диету на яблочном уксусе, .

Какие нужны аксессуары для активного отдыха, .

Главный урок, который должны вынести влюбленные – научиться общению и заботе о второй половинке, проявлять к ней нежность и внимание. А также очень важно уметь контролировать свои эмоции и чувства.

Основы таких отношений

Поскольку первая влюбленность возникает в основном в юном возрасте и зачастую бывает платонической, то основой таких отношений служат:

  • идеализация объекта любви;
  • представление о его единственности и незаменимости.

Находясь в порыве первой влюбленности, молодые люди стремятся как можно быстрее оказаться со своей второй половинкой и проводить с ней дни напролет.

Они пребывают в состоянии эйфории, которому характерно ощущение эмоционального возбуждения, подъем настроения и чувство безопасности.

В такие моменты появляется желание отдавать и ничего не брать взамен от объекта своей любви.

Проявление заботы, ответственного отношения и уважения к человеку характерно для состояния первой влюбленности.

Проходит ли первая любовь у мужчин

Очень часто представители сильного пола свою первую влюбленность в девушку запоминают на всю жизнь. Потому что для многих из них – это первое настоящее чувство.

Случается и такое, что мужчина берет в жены женщину, похожую на его юношескую любовь. Первое чувство определяет развитие личности мужчины, раскрывает его черты.

Фактически дает толчок, когда неуверенный в себе юноша способен приобрести качества настоящего мужчины.

Почему она снится

Во сне очень часто можно увидеть бывшего возлюбленного. Причиной этому может являться тот факт, что ваши мысли постоянно возвращаются в прошлое.

Может быть, осталась какая-то недосказанность и неопределенность в прошлых отношениях, из-за чего появляются душевные терзания.

Ведь всем известно, что ночные переживания являются отражением наших мыслей и происходящей действительности.

Если женщина, которой снится первая любовь, состоит в законном браке, то это может быть сигналом того, что ей чего-то не хватает в отношениях с нынешним супругом.

Она постоянно возвращается в мыслях в то время, когда она была счастлива. А подсознание подсказывает, что ее брак далек от идеала.

В памяти о первой влюбленности сохраняются все пережитые эмоции. Если кто-то из близкого окружения в разговоре напомнил о бывшем объекте любви, то не удивительно, что он может присниться.

Человек подсознательно может хотеть вернуться в прошлое, если там осталось важное незавершенное дело.

Первая любовь в психологии в подростковом возрасте

Подростковая влюбленность характеризуется первым порывом искренних, чистых чувств, испытывая которые юные люди начинают смотреть на мир по-новому.

Они считают, что это лучшее, что могло с ними произойти. Это время, когда учеба и родители уходят на второй план.

Видео: советы психолога — как помочь пережить первую любовь?

В этот период подросток считает себя самостоятельным, взрослым человеком. Зачастую это чувство возникает во время полового созревания, когда происходят серьезные гормональные всплески в организме.

Юноши и девушки становятся подвержены перепадам настроения и испытывают самые противоречивые эмоции.

Подростковая любовь редко перерастает в серьезные отношения, но если такое случается, то этот период сыграет большую роль в формировании личности.

Первая любовь затмевает собой весь мир и имеет важное значение в духовном развитии каждого человека.

Именно поэтому она всегда оставляет свой след в сердце на всю оставшуюся жизнь. Это прекрасная пора безумств, которые наполняют жизнь смыслом.

Ваша первая любовь влияет на всю жизнь. 7 фактов, которые подтверждают это

Вы никогда не забудете свою первую любовь. Имя, песню, под которую вы танцевали, улыбки. Вы и сейчас можете закрыть глаза и задерживаться в тех воспоминаниях до конца рабочего дня.

Вы не одиноки в своих переживаниях. Психологи утверждают, что это совершенно нормально — иногда вспоминать о первой любви. Эти розовые очки — что-то значительно большее, чем счастливая ностальгия.

Сила первой любви настолько глубока, что наука уже занимается поисками причин, почему это так влияет на становление личности. Давайте рассмотрим 7 фактов.

1. Первая любовь дает нам яркие воспоминания

Этот смех и улыбка того, кого вы любили, до сих пор может вызывать приятные ощущения в груди и «бабочек в животе». Яркие глаза до сих пор смотрят на вас так, как никто.

Первая любовь захватывает очень много органов чувств. Вместе с эмоциями, это создает такие воспоминания, которые тяжело стереть.

2. Первая любовь становится продолжением нас

Жизнь меняется, а мы до сих пор можем ощущать себя подростками в любви. Первая любовь — это совершенно уникальное отношение друг к другу. Близость глубже, чем когда-либо и с кем-либо ещё. Первая любовь — это когда два человека становятся одним.

3. Первая любовь формирует некий шаблон для всех будущих партнеров

Потом мы начинаем поневоле сравнивать новых партнеров с первым, магическим опытом. Если мы сталкиваемся с кем-то, кто напоминает нам о первой любви, сердце начинает биться быстрее. И наш мозг жаждет снова воспроизвести переживания прошлого.

4. Она помогает нам поверить, что любовь действительно существует

Первая любовь меняет наше восприятие мира, это факт. Ведь это совершенно новые, незнакомые и такие приятные переживания. Иногда, в моменты отчаяния, мы думаем: а правда ли можно любить? И вспоминая свой опыт, убеждаемся в этом.

5. Формирование ощущение идентичности

Наша первая любовь позволяет нам развить эмпатию, улучшить навыки общения и даже эмоциональную устойчивость. Опыт сильной влюбленности позволяет нам сформироваться как личностям.

6. Опыт сильной эмоциональной связи

Эти люди, которых мы любили впервые, были такими особенными. Они видели наши неловкие шаги, первые страстные сцены, возможно, это был первый секс. Именно их мы понимали с полуслова и полувзгляда.

7. Это мост длиною в жизнь

Если люди, которые когда-то любили друг друга, встречались снова и вступали в отношения, развод случался лишь в 2% процентах случаев. Эта связь настолько сильна, что никакой жизненный опыт не может её перечеркнуть.

2.6. Первая любовь

Первая любовь — одно из самых ярких событий в жизни и новый этап человеческих отношений. Вопросы любви волнуют юных людей задолго до того, как к ним приходит сама любовь. Из книг и песен, из кинофильмов и рассказов старших товарищей они уже знают, что любовь — это ценность, что люди ждут ее и стремятся к ней. Неудивительно, что первой любви обычно предшествует желание любить, испытать это непонятное романтическое чувство.

Отношение к первой любви разное. Для одних это легкое приключение: «Бывает, что любовь пройдет сама, Ни сердца не затронув, ни ума. То не любовь, а юности забава», — писал Низами.

Для других это серьезный этап в жизни молодого человека, при котором переживается истинная, настоящая любовь, а не половое влечение: «Язык любви, язык чудесный, Одной лишь юности известный», — писал М. Ю. Лермонтов.

А вот как видит ее Гете: «Первая любовь неиспорченной юности направлена всегда на возвышенное. Природа как будто хочет, чтобы один пол чувственно воспринимал в другом доброе и прекрасное».

В. Вересаев писал о своей гимназической влюбленности: «Поражает меня в этой любви вот что. Любовь была чистая и целомудренная, с нежным, застенчивым запахом, какой утром бывает от луговых цветов в тихой лощинке, обросшей вокруг орешником. Ни одной сколько-нибудь чувственной мысли не шевелилось во мне, когда я думал о Конопацких. Эти три девушки были для меня светлыми, бесплотными образами редкой красоты, которыми можно было только любоваться. А в гимназии, среди многих товарищей, шли циничные разговоры, грубо сводившие всякую любовь к половому акту». Далее В. Вересаев пишет: «Я развращен был в душе, с вожделением смотрел на красивых женщин, которых встречал на улицах, с замиранием сердца думал, — какое бы это было невыразимое наслаждение обнимать их, жадно и бесстыдно ласкать. Но весь этот мутный поток несся мимо образов трех любимых девушек, и ни одна брызга не попадала на них из этого потока. И чем грязнее я себя чувствовал в душе, тем чище и возвышеннее было мое чувство к ним».

Если обратиться к мнениям взрослых, то и здесь можно встретить разные точки зрения на юношескую любовь: «высшее проявление чувства», «только она и есть настоящая любовь», «такой любви нет», «школьникам любить еще рано».

Первые проявления полового интереса у ребенка происходят в возрасте трех лет и направлены на родителя противоположного пола. Так, например, мальчик «не по-детски» ревнует, когда папа оказывает знаки внимания маме, рвется в родительскую спальню, чтобы спать с мамой, а девочка демонстрирует папе свои наряды и умения, льнет к нему и пытается проводить с ним все время, пока он находится дома. Однако эти проявления еще не характеризуют то, что называется «первой любовью». Она появляется в среднем у девочек в 5 лет, у мальчиков — в 7–8 лет.

В 5–7 лет дети начинают активно подражать миру взрослых. Шестилетки могут обниматься и даже целоваться с объектом своей симпатии, дарить подарки. Несмотря на внешнее «обезьянничество», привязанности детей в этот период могут быть довольно сильными.

Проявления первой любви у мальчиков весьма своеобразны. Одна женщина рассказывала: «Когда мне было семь, меня третировал десятилетний соседский мальчик. До такой степени, что мама всерьез боялась, что он меня покалечит. Лет через пять я узнала, что на самом деле я ему нравилась, однако он не знал, как ко мне подойти. Тогда же я просто старалась обходить его десятой дорогой. Но вот пришло время отправлять меня в школу, и с конфликтом с “очень страшным соседом” надо было что-то решать — по дороге в школу и обратно я буду без присмотра родителей и в полной его власти. И тогда моей маме пришла в голову гениальная идея. Она отозвала его в сторонку и очень серьезно сказала: “Лена маленькая, а ты большой. Возможно, кто-то захочет ее обидеть. Ты уж, пожалуйста, присмотри за ней и защити, если что. Я могу тебе это доверить?” Все! Ситуация кардинально изменилась. Мой “обидчик” враз превратился в моего защитника».

…Хочу Наташку дергать за косу!

Шестилетний Вова, придя из садика, прямо с порога выдал: «Мне нравится Маша! Я на ней женюсь!» Он все время старался быть рядом с девочкой, приносил ей из дому конфеты и именно с ней уморительно «топал» под песенку «Мишка с куклой…» Антон подскочил к Насте на детской площадке, обхватил и поцеловал в щеку прямо на глазах растерянных мам. Наследующий день он также выразил свою симпатию и маленькой Ирочке, заявив, что женится на обеих!

А восьмилетний Сережа просто затиранил свою одноклассницу Леночку. Он дергал ее за волосы, подкладывал на стул кнопки и жевательную резинку, колол циркулем и хлопал по спине измазанной мелом рукой…

И за всеми этими нежностями и шалостями стояло одно и то же — первая детская влюбленность.

Не смейтесь над ребенком, узнав, что ему кто-то понравился: «Ой, какую чепуху ты говоришь! Какой ты у меня еще маленький и глупенький!» Наоборот, похвалите за то, что он такой добрый и чуткий. Успокойте, скажите, что происходящее с ним совершенно нормально и просто замечательно.

Не критикуйте выбор малыша. Все, что он от вас услышит, перенесет на себя: «Маме не нравится Маша. Значит, маме не нравлюсь я. Значит, я поступаю плохо».

И наоборот: «Мама похвалила то, что я дружу с Машей. Значит, это хорошо, и я хороший, и поступаю правильно». Если вы просто внимательно и доброжелательно его выслушаете, то и впредь между вами не будет недомолвок и недоверия.

Поощряйте его желание отдавать. Мальчик хочет подарить подружке игрушку? Помогите выбрать. Задумал пригласить с собой в зоопарк? Созвонитесь с родителями девочки и предложите организовать для детей совместную прогулку. И т. д. и т. п.

Поговорите с ним о его чувствах. «Я выхожу замуж за Ваню!», «Я женюсь на Наташе!» — это повод не отмахнуться от ребенка или бросить дежурное: «Хорошо». Сядьте рядышком и доброжелательно поинтересуйтесь, как себе чадо это представляет. Расскажите о том, какая это ответственность и радость — заботиться о «муже» или «жене», каким надо быть добрым и терпеливым, уступать и оказывать внимание.

В замешательстве все — и родители, и «осчастливленная» поцелуем девочка, и сам маленький «герой». При всей чистоте и наивности эта ситуация далеко не безобидная. Например, одна малышка после того, как ее поцеловал мальчик, всерьез решила, что теперь у нее будет ребеночек. Ни о чем не рассказав маме, она неделю жила в ужасе от произошедшего. Наконец на вопрос соседки-старушки: «Что же ты ходишь такая бледная и грустная?» ответила: «Маленький у меня будет…» Конечно, потом все разъяснилось к огромному облегчению, но можно только догадываться, что чувствовал бедный ребенок в ту злополучную неделю. Если поцелуем «порадовали» вашу дочку, объясните, что ничего страшного не произошло и никаких последствий у этого события не будет. Расскажите, что, скорее всего, мальчик хотел показать, как она ему нравится. Но поощрять такие поступки нельзя. Не стоит показывать маленькому «ухажеру», что он и впредь может это делать. Наоборот, девочке надо возмутиться и показать, что она недовольна его поступком. И если она ему действительно нравится, он придумает другую форму для выражения своей симпатии.

По материалам Интернета (mirrebenka.org.ua/malchik-s-devochkoyi-druzhil.html)

Данте говорил, что когда он страстно влюбился в Беатриче, она начинала свой девятый год, тогда как он его «уже оканчивал». Лермонтов чувствовал себя глубоко влюбленным в десять лет.

«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? — писал М. Ю. Лермонтов в своей записке от 8 июля 1830 г. — Мы были большим семейством на водах кавказских: бабушка, тетушки, кузина. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собой была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в моей голове, он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Эта минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано!.. Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку без причины, желал ее видеть, а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату. Я не хотел говорить об ней и убегал, слыша ее названье, как бы страшась, чтоб биение сердца и дрожащий голос не объяснил другим тайну, непонятную для меня самого».

Цит. по: Щербатых Ю. 2002

С. В. Ковалев (1988) говорит о четырех возрастных периодах проявления первой любви.

В первом периоде (в дошкольном возрасте) мальчику или девочке начинает очень нравиться (строго по признаку определенного пола) другой ребенок одного с ним или более старшего (что больше свойственно девочкам) возраста. Мальчики в силу возникшего влечения дергают девочек за косички, а те, в свою очередь, — дразнятся. Такое выражение детской влюбленности происходит из-за боязни насмешек со стороны других или из-за непонимания того, что с ними вообще происходит.

Писатель Стефан Цвейг отмечал, что особенно сильной бывает первая любовь у детей с интравертированным складом личности, духовная жизнь которых обращена не вовне, а внутрь себя. У таких детей, не проявляясь внешне, первая любовь оставляет в их психике глубокий след на всю оставшуюся жизнь.

Родителям не следует относиться к такой любви своих детей с иронией или требовать, чтобы они выбросили из головы эти «глупости». Если к родителям приходит ребенок и сообщает «страшную тайну», что в детском саду ему понравилась одна девочка (или мальчик) и он(а) влюбился(лась), — надо постараться не вспугнуть малыша, быть предельно внимательными и острожными — ведь ребенок делится самым сокровенным. Насмешка или даже неосторожная улыбка может обидеть малыша, он может просто замкнуться в себе и потом будет очень сложно войти к нему в доверие.

Второй период — возраст 7–8 лет, когда полудетская влюбленность проявляется во взаимной нежности и жалости.

Третий период — подростковый возраст (12–13 лет), когда чувство к человеку противоположного пола выражается в возрастающей тяге к общению, большом интересе к объекту любви и своеобразном фетишизме (когда особо привлекает какой-то один компонент внешности: волосы, ноги и т. п.). Конечно, у детей еще отсутствует страстность, присущая юношеской влюбленности.

Четвертый период — юношеский возраст (15–17 лет), когда влюбленность носит почти «взрослый» характер, так как основывается на тяге к глубокой личной интимности, стремлении познать личность объекта влюбленности.

У девочек-подростков это происходит на 2–3 года раньше, и как писал А. С. Пушкин:

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь.

Душа ждала… кого-нибудь.

Ожидание любви может оказаться болезненным и драматичным переживанием: по ночам слезы в подушку, зависть к подругам, которые уже с кем-то встречаются, мучительные фантазии и грезы, а быть может, обида и злость на всех окружающих. У кого-то даже появляются комплексы в связи с отсутствием необходимого внимания и невозможностью установить желаемые отношения. Кто-то ищет причину этого в своей внешности (некрасивая, толстая, слишком высокая и др.), кто-то — в недостаточно модной и дорогой одежде.

Когда эпидемия влюбленности заразит сначала одного члена компании, потом другого, третьего, оставшиеся в одиночестве почувствуют острую потребность иметь близкого друга противоположного пола. Если «тихони» и «скромники» не выносят свои проблемы на всеобщее обсуждение и предпочитают вообще об этом поменьше говорить, это не значит, что у них все нормально. Они тоже живут в ожидании чувств.

Поэтому многие подростки начинают встречаться с кем-то только потому, что боятся остаться в одиночестве. Однако это не лучший вариант. Он не принесет ничего, кроме беспокойства и плохих воспоминаний.

Некоторые подростки, особенно девушки, находясь в состоянии ожидания любви и не найдя рядом достойного объекта, влюбляются в теле- или киногероя. Начинается сбор любой информации об этом красавце: фотографии, статьи в газетах и журналах, плакаты, отслеживание всех телевизионных программ с его участием, коллекционирование аудио- и видеозаписей. Появляется сильное желание не просто бывать на концертах любимого певца или артиста, но и установить с ним прямой контакт, для чего подростки пробираются всякими путями в служебные помещения и ждут появления в коридоре своего кумира. Почитание талантов само по себе занятие естественное, но только в том случае, если это не вызывает нездоровых психических реакций.

В десять лет мой сын влюбился в Алсу. Он обклеил ее постерами всю комнату, не пропускал ни одного ее нового диска. По этим признакам я и заметила его повышенный интерес к шестнадцатилетней певице, и это не был интерес фана к кумиру, а именно любовь мальчика к девочке. Я со своей стороны старалась только помогать: купила ему плеер, чтобы он мог слушать ее в одиночестве, кассеты, но, если приходилось «к слову», говорила с ним о том, что дружба с Алсу очень маловероятна, да он и сам это понимал… Только через четыре года его чувства немного остыли. И наверное, очень хорошо, что я не стала грубо ломать его мечту и подождала, пока время все расставит по своим местам, потому что теперь сын обязательно делится со мной всем, что в его жизни происходит.

По материалам Интернета (mirrebenka.org.ua/malchik-s-devochkoyi-druzhil.html)

Подростки поначалу испытывают неуверенность в себе, дискомфорт, волнение. Очень многие вопросы начинают волновать подростков в этот период. Как подойти?

О чем разговаривать? Что он (она) обо мне подумает? Не покажется ли ей (ему) со мной скучно и неинтересно? Как нужно ухаживать за девочкой? Как принимать знаки внимания от мальчика? С какого возраста можно назначать свидания? Когда можно и нужно целоваться?

Иногда возникающее беспокойство по поводу правильности своего поведения с объектом противоположного пола бывает настолько сильным, что это отдаляет подростков друг от друга. Но все это лучше пережить вовремя, чем позже, когда многим уже придется перешагивать через психологический барьер и избавляться от лишних комплексов, вырастающих до величины серьезной проблемы.

Известно, насколько эмоционально сильными могут быть переживания во время первой влюбленности, когда при виде объекта обожания у подростка захватывает дух, подкашиваются ноги, потеют руки и лоб. Хочется постоянно видеть, слышать и быть рядом с объектом воздыханий. Меняются мысли и планы человека, и очень часто в такой ситуации чувства побеждают разум. Подростки «на волне» сильных чувств нередко становятся чувствительны к творчеству: они сами пишут стихи и музыку, задумываются о смысле жизни. Юношеская любовь заставляет любящих взыскательно смотреть на себя глазами другого человека, рождает желание совершенствоваться: стать умнее, сильнее, добрее, выдержаннее, культурнее. И в этой активизации душевной деятельности состоит большая нравственная ценность первой любви.

Не встречайтесь с первою любовью,

Пусть она останется такой —

Острым счастьем или острой болью

Или песней, смолкшей за рекой.

Не тянитесь к прошлому, не стоит —

Все иным покажется сейчас…

Пусть хотя бы самое святое

Неизменным остается в нас.

Юлия Друнина

Юношеская любовь бескорыстна, робка, боится показаться смешной. На ней лежит печать оторванности от жизни, она не заглядывает в будущее глазами реалиста, мечты о будущем у любящих обычно не связываются с семьей. К тому же в этом возрасте они и не подготовлены к созданию семьи.

С точки зрения психологии первая любовь — это первое личностное испытание для человека. От того, как человек переживет период своей первой любви, зависит окончательное формирование его личности.

У трех моих подруг уже есть груди и менструация, они говорят об этом, а я сижу возле них, как дура — без грудей и без менструации….

Из переписки с читателями газеты «Спид-Инфо»

Если жизнь юного человека подчинена различным правилам и он вынужден вести себя согласно принятым стереотипам, то в случае влюбленности он остается один на один со своими чувствами и их объектом, он сам решает, что нужно делать.

В первой любви не имеют значения статус, материальное положение и наличие недвижимости у любимого. Это никого не волнует. Первая любовь — чувство романтичное, светлое и самое чистое. Его особенность в том, что именно переживания, ощущения, эмоции часто являются самой главной его целью.

Юные влюбленные еще не способны по-настоящему принимать и понимать другого, что характерно для зрелой любви, они пока любят не кого-то, а саму любовь, свои новые эмоции, переживания, впечатления.

Смысл первого чувства именно в том и состоит — научиться выражать чувства, а наряду с этим получить уроки общения с противоположным полом, научиться заботиться о ком-то, проявлять нежность, внимание. Поэтому к данному чувству родителям стоит относиться очень серьезно.

Позиция родителей. Конечно, для всех родителей первая любовь сына или дочери подросткового возраста — событие ожидаемое. Но тем не менее чувства, которые оно вызывает у родителей, бывают сложными и противоречивыми. К радости примешивается грусть, ведь взросление детей означает то, что сами родители уже не так молоды. Грустно бывает и оттого, что они понимают: время, когда они были самыми важными людьми для ребенка, проходит и совсем скоро в его жизни появится человек, на котором сосредоточится большая часть внимания, заботы и любви.

Порицать молодого человека за то, что он влюблен, все равно что упрекать кого-нибудь в том, что он болен.

Ш. Дюкло

Большинство родителей могут справиться с этими мыслями и принять естественный ход жизни, но есть и другие поводы для тревог. Родители боятся ранних сексуальных опытов у подростков. Эта проблема тоже не так страшна, как может показаться, поскольку первая любовь у подростков несет не сексуальный характер, как у взрослых, а эротический (поцелуи, обнимания, прикосновения, прогулки, держась за руки). Поэтому, если родители узнали от своего ребенка, что он влюбился, необходимо поддержать его, поговорить о культуре взаимоотношений, чувств, способах ухаживания, посоветовать почитать книги и посмотреть фильмы о любви. И ни в коем случае не нужно занижать важность этих чувств — это может оставить шрамы в душе ребенка. Именно в этот период люди становятся интимофобами, т. е. людьми, которые боятся прочных отношений. Они испытывают бессознательный страх перед эмоциональными привязанностями. Все, что связано с созданием семьи, появлением детей, пугает интимофобов. Чаще всего интимофобами становятся те, кто перенес какое-то разочарование в любви. Как правило, у женщин интимофобия большая редкость, но среди мужчин «брачного возраста» (21–66 лет) таких около 30 %.

Приведем несколько советов психологов родителям в отношении их влюбленных детей:

1. Общайтесь с ними на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу.

2. Дайте понять, что вы понимаете своего ребенка.

3. Нельзя подшучивать над ребенком, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашему ребенку с уважением, помните о его ранимости и уязвимости.

4. Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет ответную реакцию.

5. Может быть, что предмет любви вашего сына или дочери слишком далек от идеала. Но и в этом случае вам не надо быть слишком критичными — это вызовет протест и желание защитить и только усилит чувства. Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым вы унизите его самого. Говорите только хорошее — это усилит доверие к вам и позволит быть более реалистичным в отношении своего друга.

6. Как бы ни были, по вашему мнению, нежелательны отношения (не имеет значения — в данное время или с этим конкретным человеком), не стоит их запрещать, тем более в грубой и категоричной форме. В большинстве случаев это приводит к обратному результату — ведь то, что запрещается, автоматически начинает увлекать еще больше. Подростки только учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

7. Не нужно, узнав о любви сына или дочки, тут же проводить лекцию о вреде ранней половой жизни и опасности венерических болезней. Так вы можете пробудить слишком ранний интерес к этой стороне жизни и оскорбить чувства ребенка. Как писал Я. Корчак, «выбивая из головы ребенка преждевременную любовь, не вбиваем ли мы тем самым преждевременный разврат».

8. Хотя ребенок, пребывающий в состоянии влюбленности, оказывается крайне невосприимчив к поучениям, все же время от времени своими комментариями или рассказами из жизни вы можете просвещать ребенка в разных жизненных вопросах. Например, сказать дочке о том, что склонность писать любовные признания на асфальте, бросать цветы на балкон и дарить хрустальные башмачки характеризует самого человека, а не его отношение к своей подруге. О том, что по словам и подаркам нельзя сделать вывод о степени любви. Или о том, что качества характера сохраняются всю жизнь и практически не подлежат изменению. Как знать, может эта информация именно сейчас окажется очень полезной.

9. Пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь — это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

10. Расскажите им о вашей первой любви — это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком. Однако при этом не стоит предупреждать: «Никогда не делай так — мне это испортило всю жизнь». Лучше сказать о том, как вы эту проблему решили и как сумели обратить обстоятельства в свою пользу.

11. Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть это исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

Кризис первой любви. Как правило, детская любовь — это либо изначально безответные чувства, либо недолговечные отношения, приводящие к страданиям ребенка. Конечно, трудно объяснить подростку, что чувство, которое в настоящий момент является для него «любовью на всю жизнь», на самом деле всего лишь первая юношеская влюбленность, проходящее увлечение. Хотя подростковая влюбленность это еще не взрослая любовь, но страдания, страхи, слезы по своей глубине и драматизму ничем не уступают взрослым.

Психолог В. Леви пишет в связи с этим: «Еще будучи маленьким мальчиком, я впервые влюбился, влюбился страстно, беспомощно. У меня эта любовь не была счастливой, в меня запало неизгладимое болевое ощущение, что меня не любят и что я не достоин любви. Оно мне всю жизнь сопутствует, всю жизнь я жажду любви, жажду неизмеримо больше, чем нужно человеку на жизнь <…> Даже когда меня любили потом, я этому не верил. Тоска душевного одиночества, ненависть к себе, зависть и ревность посещали меня очень часто».

Однако на неудачную первую любовь бывают, к счастью, и более благоприятные реакции, дающие для будущей жизни неоценимый опыт. Народная артистка России Л. Сенчина вспоминает: «В десятом классе за мной ухаживал самый красивый старшеклассник, у нас были романтические отношения, настоящая первая любовь. На выпускном вечере на первый вальс он пригласил не меня, а другую девушку. Для меня это стало страшным потрясением. Как так, ведь мы с ним дружим? Это было как удар ножом в сердце, это была трагедия, с которой я еще не встречалась. Я просто не знала, что делать. Я убежала в самый темный угол школы и долго плакала. Ни о каком празднике уже не могло быть и речи. В дальнейшей моей жизни было много душевных бурь, страстей, разводы, но ту историю я помню во всех деталях. Мне кажется, что именно с нее началась моя взрослая жизнь. Я стала понимать, что кроме меня есть и другие люди, со своими интересами, переживаниями не меньшими, чем мои. Если тогда на выпускном вечере для меня произошло страшное потрясение, то теперь я вспоминаю о той истории с улыбкой и благодарна судьбе за то, что у меня это было».

Подобные неудачи далеко не последние в жизни, поэтому ребенку необходимо научиться правильно реагировать на них, постепенно приобретать опыт, пусть негативный, поведения в подобных ситуациях.

Здесь ребенок может вести себя по-разному. Кому-то лучше остаться в одиночестве, собраться с мыслями, поплакать в подушку, пожалеть себя и вспомнить лучшие моменты, связанные с первой несчастной любовью. Другому следует отправиться к другу или подруге, чтобы излить им свое горе, обсудить ситуацию, может, получить совет и поддержку. Наиболее неблагоприятным вариантом будет разработка плана отмщения отвергнувшему любовь. Есть и такие чрезмерно целеустремленные натуры, которые не пожелают смириться с отказом и будут продолжать напоминать о себе и добиваться продолжения отношений. Это, однако, только усугубит положение. Подросток, выбравший этот способ, рискует показаться униженным и жалким в глазах объекта своей влюбленности, может вызвать грубую и резкую ответную реакцию и только добавит поводов для переживаний. Ему лучше поговорить о своих проблемах со взрослыми, которые имеют больший жизненный опыт и могут дать правильный совет в конкретной ситуации.

Первая детская любовь именно тем и ценна, что способствует духовному росту ребенка. Он узнает на собственном опыте, как это больно, когда тебе отказывают, когда тебя не ценят, когда твои чувства отвергают и когда над ними смеются посторонние. Тот, кто через это прошел, уже не станет потешаться над влюбленными одноклассниками. И скорее всего, найдет нужные слова, чтобы, не обидев, дать понять своей поклоннице (поклоннику), что не может ответить на ее (его) чувства. Это закалка от сердечных потрясений и огромная работа души.

В преодолении кризиса первой любви тоже велика роль родителей. Необходимо поддержать ребенка, объяснить ему, что любые чувства могут испариться, и не потому, что он плохой, неумный, некрасивый.

Не следует умалять степень переживаний фразами вроде: «Да у тебя таких Сереж будет еще вагон и маленькая тележка!» Это может привить ребенку легкомысленное отношение к любви.

Нужно помочь ему сохранить чувство собственного достоинства. Брошенный ребенок может начать навязываться к охладевшему объекту любви. Следует подсказать ему, что лучше держаться на расстоянии, доброжелательно, вежливо, а не мелькать все время перед глазами. Тогда угасшая первая любовь может перерасти в крепкую дружбу.

«Застревание» на первой любви. Психологи считают, что первая любовь должна быть завершенной. После о ней можно вспоминать и нужно вспоминать — либо с улыбкой, либо со светлой грустью, кому как нравится, но тосковать, а тем более возвращаться к прежним отношениям — это значит обречь себя на мучительные переживания.

Раны от любви если не всегда убивают, то никогда не заживают.

Д. Байрон

Что способствует «застреванию» на первой любви?

Один из факторов — неудачный брак. Возникает сожаление об упущенных возможностях получения в полной мере того, в чем человек нуждается сейчас в своей жизни. При этом включается воображение и человек рисует себе картину, в которой он со своей первой любовью живет долго и счастливо.

Второй фактор — структура личности, которая склонна к раздвоению чувств. С одной стороны, есть любовь к нынешнему супругу, а с другой — воспоминания о первой любви не дают человеку покоя.

Третий фактор — нарциссические наклонности. Самоупоение, восхищение собой не позволяют забыть о том времени, когда столько приятных и нежных слов, столько восхищения было высказано со стороны любимого.

Четвертый и самый важный фактор состоит в том, что существует особая категория людей, для которых психологически нет времени — ни настоящего, ни будущего, ни прошлого, кроме времени «всегда». Эти люди воспринимают все, что происходило, как часть своей жизни «здесь и сейчас», несмотря на то что прошло много времени, что обстоятельства изменились, что вернуть ничего нельзя. Для них — первая любовь не просто была когда-то, а есть и всегда будет. Можно ли «лечить» состояние влюбленности клинически? Профессор антропологии из США P. X. Фишер полагает, что чувство влюбленности можно на самом деле ослабить с помощью депрессантов, но только на его ранней стадии. Действие таких препаратов, как антидепрессант прозак, основано на удержании серотонина в мозгу дольше обычного, поэтому они способны препятствовать развитию влюбленности (это также означает, что люди, принимающие антидепрессанты, рискуют ослабить свою способность влюбляться). Но когда интенсивность влюбленности уже достигла доминантности, какие-либо препараты вряд ли смогут ее ограничить.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Первая любовь: зачем она нужна и как влияет на наши последующие отношения

Что в идеале дает первая любовь?

Даже если родители и друзья делятся с человеком историями своих первых отношений, это не сможет в полной мере подготовить его к аналогичной жизненной ситуации. Во время первой любви организм переживает сильнейший стресс, связанный с попаданием в новую для себя психологическую обстановку. Именно поэтому поведение человека разительным образом может отличаться от привычного. Он испытывает сильнейшие эмоции — счастье от близости к объекту любви и одновременно страх перед непонятным будущим: сколько продлится эйфория, не бросит ли меня партнер?

Первые отношения очень редко заканчиваются браком и любовью «до гроба». Однако даже неудачная в этом смысле история крайне важна для формирования личности.

Опыт первой любви дает возможность человеку лучше понять, как его воспринимают люди со стороны, и посмотреть на себя новым взглядом. Кроме того, в этих отношениях человек учится с максимальным вниманием и заботой относиться к тому, кто находится рядом, ведь партнер не воспринимается как данность, в отличие, например, от родителей.

Поэтому опыт первой любви так важен: он проявляет и проясняет в человеке многие базовые качества его характера.

Также первые отношения помогают и лучше разобраться в сексуальной жизни: вы понимаете, что вам доставляет удовольствие, а что — нет, и как стоит обращаться с партнером. Правда, здесь важно «совпасть»: сексуальный опыт, заработанный в этот период, может либо подарить вам уверенность в себе, либо подорвать ее на многие годы вперед.

Романтический идеал

На перечисленных пунктах положительное влияние первой любви можно считать законченным. Чаще всего в будущем этот опыт будет скорее мешать, чем помогать, если с ним как следует не разобраться. Например, это касается формирования романтического идеала. Дело в том, что эмоции во время первой любви столь сильны, что даже в случае ее неудачного завершения образ партнера из «ранней» стадии может сохраниться с вами на всю жизнь. И хотя мозгом вы будете понимать, что ваш любовник(-ца) сам в конце всё испортил(-а), новых партнеров вы нередко станете сравнивать именно с этим идеализированным образом родом из самых первых встреч. И никто не сможет сравниться с ним — а это, в свою очередь, приводит к разочарованиям и грусти. Поэтому крайне важно понимать и отделять в своем сознании эмоции от самого объекта первой любви.

Любовь как травма

Самое плохое, что может случиться с первыми отношениями, — это открытый финал. Важно, чтобы эта история не закончилась грандиозной ссорой, когда обе стороны обвиняют друг друга во всех смертных грехах и расходятся, не поставив окончательной точки. Далеко не всем в юном возрасте удается найти в себе силы, чтобы обсудить со своим партнером случившееся и прийти к обоюдному согласию о завершении отношений. Хотя это существенно помогло бы в будущей жизни — особенно если честно рассказать о достоинствах и недостатках, которые вы заметили друг в друге.

Однако чаще дела обстоят иначе, и логического завершения первая любовь не получает. Это приводит к тому, что в будущем при каждой трудности в отношениях вы будете мысленно возвращаться к случившемуся и думать, что надо было поступать иначе.

Сожаление — и так не самое приятное чувство, а в этой ситуации и подавно. Тяжелее всего приходится тем, кто после первой любви впадает в депрессию, так как расставание произошло не по его инициативе. В этом случае велика вероятность того, что любовь у человека начнет ассоциироваться с болью, и эта связка не раз в будущем сможет испортить жизнь.

Также строить новые отношения будет сложно и людям, которых обманули в их лучших чувствах и в буквальном смысле предали — изменой или каким-то иным поступком. После подобного опыта человек нередко начинает действовать одним из двух методов: либо каждого нового партнера он хочет изо всех сил контролировать, что приводит к конфликтам, либо и вовсе избегает отношений, чтобы вновь не испытывать боль.

Всё познается в сравнении

Для людей, попадающих в зависимость от своих эмоций, есть еще одна большая опасность в первой любви. Как уже говорилось, в этот период человек испытывает сильнейшие эмоции, которые можно сравнить с эйфорией и ощущением абсолютного счастья, и многие люди в буквальном смысле «подсаживаются» на это чувство. Испытав подобное однажды, вы начинаете ожидать схожих по накалу чувств и от каждых следующих отношений, однако повториться первая любовь не может. В этот момент разочарование и неудовлетворенность становятся неизменными спутниками любви. Впрочем, кто-то находит спасение в том, что выбирает себе в партнеры взбалмошных и эксцентричных людей, отношения с которыми полны непредсказуемости. Это отчасти возвращает в жизнь драйв, испытываемый в первой любви, однако долговечными подобные отношения быть попросту не могут.

Влияние любви на человека

На первый взгляд может показаться, что эмоций бывает бесконечное множество. Однако, на самом деле, они бывают лишь двух разновидностей: страх и любовь.

Любовь позитивно объединяет нас и наши эмоции, благодаря чему мы можем пользоваться ими так, как изначально и задумывалось — для ускорения перемен. Присутствие любви порождает чувство внутреннего спокойствия, которое помогает нам стать безмолвными свидетелями наших мыслей, проявления эмоций и нашего поведения. Любовь привносит в жизнь стабильность и предсказуемость, успокаивает страхи. Она дает душевные силы и мужество, необходимые для того, чтобы заглянуть в глаза всему тому, что нас пугает, и победить его. Любовь вдохновляет искать то, чего мы желаем, — а не укрепляться в уверенности, будто мы недостойны этого. Наполненные любовью, мы глядим на жизнь и все события в ней тем же взором, что и душа: видим возможность учиться, расти, меняться и духовно развиваться.

Когда мы любим себя такими, какие мы есть, мы чувствуем силу, уверенность, самодостаточность и гибкость, которые позволяют нам течь с жизнью единым потоком. Ум открыт и восприимчив к новым идеям; мысли, посылаемые в пространство, привлекают новые возможности и иное качество отношений. На ментальном уровне любовь готовит нас к встрече с жизненными испытаниями. Энергия любви к себе трансформирует, дает нам силы выйти за пределы ограничений, навязанных нами самими же себе не без помощи страхов. Следовательно, нам легче привлечь желаемое, — а не то, чего мы не хотим. Мы уже менее охотно рассказываем всем свою историю и не ищем сочувствия. Любовь освобождает сердце, чтобы мы могли шествовать по жизни в потоке поддержки и благодати и не боялись проявления любви и симпатии со стороны других.Любовь порождает все положительные эмоции, но главное — любовь дарит оптимизм и великолепное здоровье.
Влияние любви на здоровье
Благодаря любви мы получаем две вещи, в которых испытываем наибольшую потребность:

— Она побуждает тело к выделению окситоцина (того же вещества, которое образуется в процессе сексуального акта), стимулируя выработку гормонов здоровья, поддерживающих эффективную работу иммунной системы и снижающих гормона стресса кортизона.

— Она дарит надежду, в которой мы так нуждаемся, когда связанный с болезнью страх поглощает разум и тело.

На физическом уровне любовь вызывает специфические электрохимические изменения в теле, стимулирующие выброс эндорфина и нейропептидов, которые говорят телу: все прекрасно, все хорошо. Эти химические вещества характеризуются разнонаправленной активностью: они усиливают деятельность иммунной системы, улучшают работу отдельных органов и желез, велят мышцам расслабиться и передают надпочечникам сигнал успокоения. Если же говорить об исцелении, то любовь делает примерно то же, что и огромная доза ибупрофена.
Она сдерживает болевые рецепторы и мозг перестает концентрироваться на боли. Это облегчение позволяет уму переключиться на что-то иное — например, надежду. На психологическом уровне надежда служит главным противоядием страху и имеет столь мощное влияние на ум и тело, что люди, прибегавшие к этому средству, исцелялись от практически неисцелимых болезней. Надежда — эмоция активная, а не пассивная, как страх. В то время как страх сковывает мозг и создает химический хаос в теле, надежда освобождает его и создает чувство внутреннего покоя. Она дарит уму возможность искать другие средства и развязывает руки внутреннему воину, что очень важно для успешного исцеления. Надежда — это план действий, целенаправленная установка, требующая изменений, дисциплины и, прежде всего, отдачи. Это не мечты о «журавле в не небе», не сладостные грезы; невозможно пожинать ее плоды, действуя спустя рукава, наскоком. От нас требуется жить ее духом и обуздать ум так, чтобы он выдавал мысли, взращивающие здоровье.Все больше и больше врачей начинают осознавать роль надежды в процессе исцеления, особенно для онкобольных. Один онколог, с которым я сотрудничал, рассказал о пациентке, очень тяжело реагирующей на химиотерапию — ей было так плохо, что она всерьез подумывала прекратить лечение. Но, поскольку это была IV стадия рака груди, ее врач возражал. Он предложил вместе поискать вспомогательные методы лечения. Он предпринял поиски и нашел новый холистический подход, который неплохо себя зарекомендовал именно а лечении рака груди, при этом помогая снижать некоторые побочные эффекты химиотерапии. Когда женщина задала вопрос, что это за новое лечение, он ответил: «Надежда». Это было как раз то, в чем она нуждалась, поскольку уже давно не испытывала ничего подобного.Этот же доктор рассказал, что помимо химиотерапии его пациентка принимала еще семнадцать различных препаратов — до нового метода. Затем за три месяца рак перешел в стадию ремиссии, и ей оставили всего два препарата. Когда я спросила, что же, по его мнению, изменило ситуацию, он ответил: «Надежда».

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*