admin / 05.11.2019

Картина менины пикассо

Содержание

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Менины (или семья Филиппа IV) — Диего Веласкес. 1656. Холст, масло. 318 х 276 см

Наверное, «Менины» — это наиболее известная и узнаваемая картина художника, которую знают практически все. Это крупное полотно — одно из лучших произведений художника. Оно отличается виртуозным мастерством исполнения и интересным сюжетом, а также некоторыми необычными приемами, которые выделяют ее среди множества подобных портретов представителей правящих классов.
Картина впечатляет своими масштабами и многоплановостью. Во-первых, это очень крупное полотно, а во-вторых, для расширения пространства в нем использовалось сразу несколько мастерских художественных приемов. Художник разместил персонажей в просторной комнате, на заднем плане которой видна дверь со стоящим на освещенных ступеньках господином в черной одежде. Это сразу указывает на наличие за пределами комнаты еще одного пространства, визуально расширяя ее размеры, лишая двухмерности.
Все изображение немного смещено в сторону из-за полотна, обращенного к нам задней стороной. Слегка отстранясь назад, перед полотном стоит художник — это сам Веласкес. Они пишет картину, но не ту, которую мы видим перед собой, так как основные персонажи обращены к нам лицом. Это уже три разных плана. Но и этого показалось мало мастеру и он добавил зеркало, в котором отражается царственная чета — король Испании Филипп IV и его супруга Марианна. Они с любовью смотрят на свое единственное на тот момент дитя — инфанту Маргариту.
Хотя картина называется «Менины», то есть фрейлины при испанском королевском дворе, центром изображения оказывается маленькая принцесса, надежда всего рода испанских Габсбургов на то время. Пятилетняя Маргарита не по возрасту спокойна, самоуверенна и даже надменна. Они без малейшего волнения и изменения выражения лица взирает на окружающих, а ее крохотное детское тельце буквально заковано в жесткий панцирь пышного придворного туалета. Ее не смущают знатные дамы — ее менины — присевшие перед ней в глубоком поклоне согласно суровому этикету, принятому при испанском дворе. Ее даже не интересует дворцовая карлица и шут, положивший ногу на лежащую на переднем плане большую собаку. Эта маленькая девочка держится со всем возможным величием, олицетворяя собой многовековую испанскую монархию.
Картина написана в приятных серебристых тонах без кричащих красок. Дальний план комнаты словно растворяется в легкой сероватой дымке, зато все детали сложного наряда маленькой Маргариты выписаны с мельчайшими подробностями. Не забыл художник и себя. Перед нами предстает импозантный мужчина средних лет, с пышными вьющимися локонами, в черной шелковой одежде и с крестом Сант-Яго на груди. Из-за этого символа отличия, которое мог получить только чистокровный испанец без капли примеси еврейской или мавританской крови, возникла небольшая легенда. Так как крест художник получил только через три года после написания полотна, считается, что его дорисовал сам король Испании.
При близком рассмотрении полотна удивляешься количеству использованных в работе художественных приемов. Для написания лиц использовались тончайшие лессировки, при которых краски накладывались тончайшими полупрозрачными слоями. Детали одежды же, наоборот, выписаны мелкими изящными мазками. Они удивительно точно передают фактуру кружевов и бархата, тончайшее шитье и сложную текстуру платья инфанты. Окружение же словно выполнено акварелью или пастелью, растворяясь в легчайшей расплывчатой атмосфере.

Одна из самых известных картин мастера находится в музее Прадо, где она до сих пор привлекает пристальные взгляды множества посетителей.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения lomovolga

Шедевр в деталях | Диего Веласкес (Diego Velazquez, 1599-1660, Spanish artist) — Менины

lomovolga

Один из шедевров мадридского музея Прадо картина «Менины» (исп. Las Meninas, «Фрейлины») является гениальным творением Дие́го Вела́скеса (исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — художника из Испании, величайшего представитель золотого века испанской живописи. Полотно известно так же под названием «Семья Филиппа IV»

Эту картину Веласкес начал за несколько лет до своей кончины. Завершил её уже Хуан Батисто Мазо де Мартинес. Он был учеником Диего Веласкеса. В 1633 году Мазо вступил в брак с дочерью севильского гения, a после смерти Веласкеса в 1660, занял его должность королевского художника.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

На картине запечатлено ателье, принадлежавшее Веласкесу. Находилось оно в дворце короля в Мадриде. Автор занимается написанием портрета Филиппа IV с его супругой Марианной, которых можно увидеть в зеркале на одной из стен ателье.

Портрет Филиппа и его супруги Марианны
(отражение в зеркале, висящем на дальней стене ателье)
Las Meninas mirror detail

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, так же как и взгляды родителей, направлен на девочку. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего, персонифицированных в лице маленькой принцессы.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Филипп IV представляет собою пятое поколение Габсбургов на испанском престоле, и всегда они женились или выходили замуж за кого-нибудь из своей династии. Это привело к инцесту внутри семьи. Его единственный сын Карл II родился инвалидом, неспособным произвести на свет жизнеспособное потомство. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле, после его смерти разразилась война за испанское наследство, приведшая к власти в Испании Бурбонов.

Margaret Theresa of Spain.
Detail from the 1656 painting Las Meninas

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Взгляд инфанты удивителен, Веласкес буквально «сфотографировал» лицо пятилетней инфанты в тот момент,
когда она повернула его к стоящим перед ней родителям. Тут схвачено само движение — очевидно, что в предыдущее мгновение она наблюдала за собакой, которую поддразнивает стоящий в правом углу картины карлик

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Взгляд девочки, как впрочем, и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Придворные дамы по обе стороны от принцессы выбраны из самых известных аристократических семей. То, что фрейлина слева низко присела, является не любезным жестом, а придворным этикетом. Только присев, придворным разрешалось подавать кушанья членам королевской семьи, не говоря о том, что такой чести удостаивали только избранных.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку, при дворе заводили шутов и карликов. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Свита инфанты: Карлица Мари Барбола и карлик Николас Пертусато входили в число шутов, которых держали при королевском дворе ради забавы. Таким образом, в «Менинах» Веласкес дает достаточно полный «социальный» срез королевского двора — от Царствующих особ до представителей социального низа

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные.

Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Автор текста Алена Рева взято отсюда

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

На картине слева направо без учета перспективы:

Диего Веласкес, художник
донья Мария Сармиенто, фрейлина, подающая инфанте сосуд
Филипп IV, король Испании
Марианна, королева Испании
инфанта Маргарита Тереза Испанская
гофмаршал двора Хосе Нието Веласкес
донья Изабелла де Веласко, фрейлина
донья Марсела де Уллоа, монашка
Гвардадамас — придворный, обязанный везде сопровождать инфанту;
карлица Мария Барбола
карлик Николас Пертусато
собака

До 1965 года эта картина считалась изображением счастливой жизни королевской семьи.
Но в 1965 на рентгеновских снимках под фигурой художника обнаружилась другая фигура, и никто не знал почему этот человек там оказался, и зачем его заменили.

На мой взгляд, неоспоримая, ну может не совсем неоспоримая, но, по крайней мере, самая красивая, интерпретация принадлежит Мануэле Мене, куратору музея Прадо, изучившей картину вдоль и поперек. Ее записал и опубликовал Джонатан Литтел.

Diego Velázquez (1599–1660)
Las Meninas
detail: Self-portrait Diego Velázquez
(Автопортрет с крестом на камзоле, которым он был награждён в 1659)

Так вот, первоначально, там где сейчас Веласкес, был паж в итальянском костюме, который протягивал инфанте предмет, похожий на палочку, а точнее королевский жезл главнокомандующего. Даже на хорошей фотографии, прямо над правым рукавом инфанты видны замаскированные пальцы девочки, тянущиеся, чтобы взять жезл.
Но разве могла женщина притронуться к жезлу главнокомандующего? Это было совершенно неприемлемо!
Однако, именно в этом состояла первоначальная цель картины: помочь неприемлемому сделаться приемлемым. В 1656 году, когда картина была написана, у короля Филиппа не было наследников.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Его сын умер, шла опасная война с Францией. И тогда король решил сделать Маргариту наследницей престола. Это был очень трудный и политически рискованный выбор. Король пошел к Веласкесу и дал задание — ему нужна была картина, которая показала бы всем, что они обязаны принять решение короля, и что это в порядке вещей.
Веласкес долго думал и создал это полотно. Все, что на нем написано — написано с одной целью: дать понять, что эта девочка, которую все считали хулиганкой и сумасбродкой, будет следующей королевой Испании, и в этом нет ничего страшного, совсем ничего.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

На картине зеркало излучает королевскую власть, в лучах ее (власти) отражения купается вся комната. Дочь короля в позе, призванной демонстрировать самообладание, принимает символы власти на глазах собрания, взирающего на все тихо, спокойно, счастливо. Даже собаку это переломное событие до того не волнует, что она заснула, а карлик игриво толкает ее ногой, пытаясь разбудить и заставить взглянуть.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Через год после написания картины, у короля родился сын. Полотно Веласкеса сразу не только устарело, но сделалось опасным! Веласкес не мог примириться с тем, что его следует уничтожить. Он попросил у короля разрешения изменить полотно. Картина стояла отвернутой к стене у него в студии, пока он не придумал решение. И это решение можно в деталях рассмотреть в музее Прадо.

Диего Веласкес
Портрет инфанта Бальтазара Карлоса.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Паж с символом власти исчез, на его месте стоит художник с красным крестом «Ордена Сантьяго», полученным лишь три года спустя, после написания первого варианта полотна, кисть зависла над палитрой.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел, именуемый «Портрет семьи Филлипа IV», впоследствии названного «Менины», а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя, долженствовавшего преобразовать устарелый династический портрет в блистательную игру-забаву. О том, насколько свободно Веласкес обращался с кистью,говорят его элегантно согнутые пальцы, написанные несколькими легкими мазками светлого и темного тонов.

Автор текста Павел Воробьев взято отсюда

«Менины» Веласкеса уникальны и как произведение мастера, и как первое изображение скрытой жизни двора

Придворный живописец короля Филиппа IV — Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Что за сцену изобразил художник, искусствоведы спорят до сих пор. Так, Поль Лефорт считает, что полотно вообще лишено сюжета и представляет собой что-то вроде моментальной фотографии. Куда больше распространены две другие точки зрения. Согласно первой, Веласкес изобразил момент работы над портретом испанского короля и королевы, когда в мастерскую вошла их дочь — инфанта Маргарита.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

По другой — инфанта сама была моделью художника, а ее августейшие родители пришли проведать дочку. Есть и философские интерпретации. Так, Вальтер фон Лога отмечает во взгляде художника преданное уважение к своему венценосному господину.

Диего Веласкес (1599-1660)
Менины (Фрейлины). Las Meninas (деталь)
1656, Холст, масло. 318 × 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Прямо противоположна версия Александра Якимовича, полагающего, что полотно — манифест свободы художника от всяких дворцовых условностей и ограничений. Но самое интересное объяснение сюжета «Менин» принадлежит Владимиру Кеменову, который полагал, что Веласкес изобразил картину в картине. Он пишет «Менины» по отражению в зеркале. И для этого есть некоторые основания

Инфанта Маргарита — пятилетняя дочь испанского короля Филиппа IV и королевы Марианны Австрийской. Вряд ли Веласкес сейчас занят ее портретом — огромный холст, за которым работает художник, никак не подходит для изображения маленькой девочки. Такой размер (примерно 3 × 3 м) имеет только одна его картина — «Менины».

Зеркало. В нем отражаются родители инфанты Маргариты. Версия, что они позируют художнику, тоже может быть поставлена под сомнение — нет ни одного свидетельства, чтобы подобный парный портрет существовал. Короля и королеву всегда писали отдельно. Да опять же размер холста на картине не подходит для такой работы.

Диего Веласкес — это единственный дошедший до нас автопортрет художника.

Ключи на ремне Веласкеса — знак того, что он занимает дворцовую должность: художник отвечал за открывание и закрывание дверей.

Крест рыцарского ордена Сантьяго украшает грудь Веласкеса. Известно, что Веласкес страстно желал быть посвященным в рыцари. Его мечта исполнилась через три года после окончания «Менин», и художник специально подрисовал красный крест на своем камзоле. Как ключи на поясе, так и орденский знак ставят под сомнение версии о том, что Веласкес бунтовал против дворцовых нравов.

Менины. Менинами назывались молоденькие девушки-фрейлины. Справа — донья Исабель де Веласко, слева — донья Мария Агустина де Сармьенто.

Картины на дальней стене зала. Справа — «Аполлон, сдирающий кожу с Марсия», слева — «Афина и Арахна». В обоих мифологических сюжетах повествуется о том, как олимпийские боги наказали дерзновенных смертных, решивших соперничать с ними в изящных искусствах. Веласкес изображает себя на фоне этих картин в момент вдохновенной работы. По мнению сторонников Якимовича, так он противопоставляет себя героям мифологии и подчеркивает право художника на полную свободу вне любых ограничений — и небесных, и земных. Согласимся, что это мало вяжется со взглядом на Веласкеса как на подобострастного подданного.

Кувшин. Если королевский ребенок хотел пить, то согласно этикету сосуд с водой ему подносил паж. В нашем случае это донья Мария. Она стоит на одном колене и протягивает Маргарите серебряный поднос, на котором маленький кувшинчик из красной глины букаро.

Собака

Дуэнья (наставница) инфанты донья Марсела де Ульоа. На ней полумонашеская одежда в знак траура по умершему мужу.

Гвардадамас — придворный, исполняющий роль почетного эскорта дам

В проеме дальней двери мы видим силуэт гофмаршала двора. Его взгляд направлен в сторону короля и королевы,
а согнутый локоть руки обозначает точку, в которой сходятся линии перспективы.Согласно ее законам, король и королева должны располагаться строго напротив него.

Дон Хосе Ньето Веласкес — возможно, родственник художника, гофмаршал — старший дворецкий дворца.

Мария Барбола — любимая карлица инфанты.

Николасито Пертусато — шут-карлик.

Диего Веласкес «Менины»
Авторская программа Паолы Волковой

Серия сообщений «Шедевр в деталях»:
Часть 1 — Шедевр в деталях | Ян ван Эйк (Jan van Eyck, circa 1390–1441) — Гентский алтарь, 1432
Часть 2 — Шедевр в деталях | Карло Кривелли (Carlo Crivelli, 1435–1495) — Annunciation with St. Emidius.

Часть 39 — Шедевр в деталях | Geertgen tot Sint Jans (Гертген тот Синт Янс, c.1460-c.1490, Нидерланды) — The Tree of Jesse
Часть 40 — Шедевр в деталях | Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach the Elder, 1472-1553, German artist) — Святая родня, алтарь
Часть 41 — Шедевр в деталях | Диего Веласкес (Diego Velazquez, 1599-1660, Spanish artist) — Менины

Диего Веласкес и

его «Менины»

«Менины» Диего Веласкеса (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez, 1599-1660) чудом избежали печальной судьбы. В этом есть какая-то мистика. В 1734 году в старом дворце, где была выставлена картина, вспыхнул небывалый пожар. В адской жаровне погибло около 500 шедевров мировой живописи. Создаётся впечатление, будто полотно Веласкеса выжило лишь благодаря этой очистительной жертве, принесённой всепожирающему пламени.

Картины, что люди: у каждого своя судьба. Во время гражданской войны в Испании над полотном вновь нависла смертельная угроза, но и на этот раз всё обошлось, и пламень гражданской войны не испепелил этот шедевр. Какая завидная живучесть, какое устойчивое желание донести несмотря ни на что великое послание художника своим потомкам!

Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. Картина приобрела широкую известность лишь тогда, когда она, наконец, в 1819 году оказалась в музее Прадо, а до этого её могли созерцать только члены королевской семьи и их гости. В это трудно поверить, но факт остаётся фактом: на протяжении 200 лет о существовании картины знало считанное количество людей. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. И вот вырвалась наружу! По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Именно тихо. Здесь этот оксюморон вполне уместен. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. У Рембрандта, наоборот, он изображён настолько убедительно пластическими средствами, что вы словно слышите неумолкающую барабанную дробь и визг испуганной собаки. Под эту какофонию, условно говоря, и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. Но это спокойствие весьма обманчиво.

Мы находимся во внушительном по своим размерам зале королевского дворца, отличающегося строгостью обстановки, чьи стены увешаны картинами, наверное, одними из тех, которые и погибнут в страшном пожаре несколько десятилетий спустя. Свет проникает в этот зал из двух раскрытых окон справа, причём, два других закрыты наглухо ставнями, а также через дверь на заднем плане, которая распахнута настежь.
На первый взгляд, перед нами автопортрет художника, находящегося в процессе работы над одним из своих шедевров. Он трудится над каким-то неизвестным полотном, но неожиданно его уединение нарушает маленькая принцесса, которая врывается в этот ярко бьющий из окна солнечный свет со своей свитой — фрейлинами, шутами, дуэньями и огромной собакой.

И, действительно, нас, зрителей, встречают напряжённые взгляды некоторых участников этой сцены, включая самого художника. И эти взгляды устремлены куда-то за пределы художественного пространства картины. Так, Веласкес изображает себя в обычной позе художника, который отступил на шаг от холста и, вроде бы, смотрит на модель, словно сравнивая её с тем, что уже получилось на полотне.

Всё правильно. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено? Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом? Ведь наша позиция — именно позиция модели. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту, и ему нет никакого дела до нас? Если так, то Веласкес может видеть лишь спину девочки, хотя она явно позирует и приняла благородную осанку, а фрейлины почтительно склонились перед ней. Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит.

Остаётся только предположить, что на том месте, куда устремлён взор художника и где должны находиться мы сами, расположено большое зеркало, в котором и отразилась вся сцена картины. Тогда получается, что то, что мы видим перед собой — отражается в зеркале, а художник фиксирует это отражение у себя на холсте. И всё бы так и было, но есть ещё одно зеркало в глубине картины, где мы видим слабое отражение королевской четы. Так это их изображает Веласкес? Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало.

Так, может быть, зеркальное отражение королевской четы на заднем плане картины — это всего лишь рефлексия самого художника, вспышка его сознания как память о своих высоких покровителях и вместе с тем сентиментальное движение души по поводу родителей маленькой девочки, буквально излучающей свет в самом центре этой непростой композиции? Ведь у этой королевской четы, как и у каждого другого участника композиции, есть своя неповторимая судьба, свой разыгранный жизненный сценарий, своя личная драма, свой счёт в непрерывной борьбе с судьбой. Так, мы узнаём, что у короля — это второй брак. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Ей всего пять лет.

Филипп IV представляет собою пятое поколение Габсбургов на испанском престоле, и всегда они женились или выходили замуж за кого-нибудь из своей династии. Это привело к инцесту внутри семьи. Его единственный сын Карл II родился инвалидом и был не в состоянии произвести на свет жизнеспособное потомство. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле, после его смерти разразилась война за наследство, к власти в стране пришли Бурбоны. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Эту надежду разделяет и сам Веласкес. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Ей физически очень неудобно держать эту благородную позу, но она — послушная дочь своих родителей и будет делать всё, что от неё потребует этикет. Это ребёнок, лишённый детства.

Взгляд девочки, как, впрочем, почти всех находящихся в ателье, прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Хотя и это обман. Там никто не стоит и не сидит, потому что если провести прямую линию от изображения родителей в зеркале и свести её к точке, на которой застыл взгляд инфанты, то станет ясно, что изображение смещено. А если эти фигуры и есть там, то они никак не могли бы отразиться в зеркале. Так кому же инфанта показывает, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать, если не родителям?

Перед нами не ребёнок в нашем современном понимании, а маленькая взрослая. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Веласкес немало потрудился над изображением различных инфант, бледных, болезненных девочек, затянутых в фижмы, в недетских, чопорных позах. Инфанту лишили детства, и именно поэтому она так похожа на старую карлицу. Уродство карлицы — это зеркальное отражение искорёженной детской души маленькой девочки, которой так не посчастливилось родиться в королевской семье да ещё в греховном браке королевского инцеста. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго.

Получается, что картины нет — и картина есть. Почему? Да потому, что она обречена на вечную незавершённость. И ещё потому, что мы сами являемся частью её композиции. Наши собственные судьбы вплетены в этот холст наподобие нитей, и наш собственный жизненный путь здесь начался и здесь готов и закончится, когда карлик-пройдоха ударит по крупу большого пса, не то Цербера, не то ещё какого-нибудь представителя загробного мира.

ВЕЛАСКЕС глазами ПИКАССО

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Елена МЕДКОВА,
научный сотрудник Института
художественного образования РАО

Размышления и методические замечания под впечатлением от выставки «Пикассо: отражения и метаморфозы» (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, декабрь 2004 года)

Одна из наиболее трудноразрешимых методических проблем, возникающих на уроках МХК, это создание условий для индивидуальных интерпретаций обсуждаемого феномена культуры и искусства.

Условия жизни, психология, особенности национальной ментальности, система ценностей и отношений, этикет былых эпох настолько отличны от системы наших ориентиров, что часто становятся непреодолимой преградой между произведением и современным зрителем. А порой сами произведения намеренно закрыты самим автором от зрителя на множество потайных замков. Это особенно трудно осознать, когда картина написана в реалистической манере, автор принадлежит к близкой нам европейской культуре, а время написания не так уж отдалено от нас.

Речь идет о Диего Веласкесе, величайшем испанском живописце, которым восхищались, у которого учились почти все русские художники реалистической школы ХIХ века, который был кумиром отца модернизма и дедушки постмодернизма Пабло Пикассо.

Наше мышление традиционно оперирует оппозициями. В данном случае можно выстроить оппозицию Веласкес — Пикассо и воспользоваться драгоценным опытом прочтения и интерпретации произведения одного великого художника другим, столь же великим. Интерпретация эта не словесная, а живописная, не единичная, а многовариантная.

ПАРАДОКСЫ «МЕНИН»

Картины Веласкеса требуют длительного созерцания. Они крайне сложны по содержанию, при незамысловатости сюжета полны скрытого подтекста. Весьма сдержанные как по поведению персонажей, так и по выразительным средствам, они предельно драматичны и по-испански безысходно трагичны. Это даже объяснить очень трудно. Еще труднее добиться от учащихся формулирования собственного отношения и интерпретации, так как в их культурном багаже нет опыта, от которого они могли бы оттолкнуться.

«Менины» поражают парадоксами. Это прежде всего несовпадение названия, сюжета, темы. Название «Фрейлины» слишком незначительно для столь масштабного произведения. И каков сюжет? Милая сценка из жизни инфанты или парадная сцена придворной жизни? Или это сцена в мастерской художника?

Если главной темой картины является «фундаментальная в истории западной живописи тема: мастерская художника и художник и его модель» («Пикассо: отражения — метаморфозы». М., 2004, с. 44), то почему картина на первый взгляд больше похожа на парадный портрет?

А далее вопросы следуют один за другим.

Кто перед кем позирует: королевская чета или инфанта перед художником или все подряд, включая художника и собаку, перед королем с королевой? Почему позирование больше похоже на представление себя миру, обществу в сложной иерархии торжественной церемонии? Почему поведение всех столь театрализовано и столь выверено до мелочей? Кто режиссер этого спектакля, в котором никто, как в постмодернистской пьесе, не встречается взглядами? Почему только три персонажа картины — принцесса, карлица и сам художник завороженно смотрят на королевскую чету, которая, в свою очередь, незримо для всех «контролирует ситуацию» из-за спины собравшихся, из ирреального мира зеркала?

Почему властную вертикаль в картине представляет хрупкая пятилетняя девочка? Да, за ее светловолосой головой в жесткой раме зеркала — ее властительные родители, но они ниже фигуры художника, вознесенного выше их «главою непокорной». Почему девочка и карлица так пугающе похожи позой, золотистыми волосами, наивным выражением лица? При этом взгляд старой карлицы наивнее детского. А может, это просто маска, и суть ее характера схожа с дремучей силой и мертвой хваткой лежащего у ее ног зверя (собаки), который только до поры до времени терпит пинки противно-милого мальчишки?

Фрейлины так услужливы, подобострастны и осторожны. Почему их никто не замечает? Та, что слева, еще способна на прямой живой взгляд, а та, что справа, смотрит аккуратно мимо всех. У каждого свой ад, и одиночество в душе скрывается за милой оболочкой. Случайно ли за их спинами оказались монах и монахиня?

Верхняя половина картины занята оливково-серым мерцающим пустым пространством, в котором гаснет контраст золотистого света, окутывающего фигуры на первом плане, и черных силуэтов на втором. И сияющим пятном смотрится выход из этого помещения на заднем плане. Когда-то так же сияло вместо нимба окно за головой Христа в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. У Веласкеса окно загораживает черная фигура гофмаршала двора.

Так же сложна и противоречива композиционная структура полотна. Фигуры входят в разные и весьма странные композиционные сочетания друг с другом. Четкий светлый треугольник фигуры инфанты является, безусловно, центром композиции. Одновременно она входит в треугольник, вершиной которого является фигура Веласкеса, и в треугольник фигур справа. Взгляды не встречаются, но невидимые нити взаимоотношений держат крепко. Контуры фигурки принцессы повторяются темным силуэтом карлицы.

Почему? Вопросы тревожащие, но если не задавать их себе, то картина может показаться вполне мирной и даже жизнерадостной.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

А что же увидел в «Менинах» Пикассо и как он перевел образную систему ХVII века на язык века ХХ?

Необычный по своему замыслу эксперимент был задуман и реализован Пикассо в 1957 году. В течение пяти месяцев, с августа по декабрь, уединившись на вилле «Калифорния» в Канне, он написал 44 полотна, в которых «Менины» Веласкеса подверглись доскональному изучению — как в целом, так и по отдельным фрагментам.

Отказавшись от реалистической манеры письма, Пикассо перешел на язык «пластических символов» (термин В. Матвея—В. Маркова) — символики геометрических фигур, открытых локальных цветов, трансформирующегося пространства.

К 1957 году, пройдя через ряд экспериментов, Пикассо обретает полную творческую свободу. Его метод, основанный на диалектике «разрушения/воссоздания», позволяет ему создавать модели, обостряющие разные стороны концепции Веласкеса, исследовать ее положения и на основе этого создавать свою интерпретацию «театра жизни».

Каждый персонаж картины исследуется по крайней мере в двух ипостасях. Собака может быть невинным, как все природные существа, зверьком, возникающим из белой неопределенной кляксы на полотне, а может обернуться пугающим волкоподобным монстром из колючих серых треугольников, угрожающе смотрящим во все стороны.

В картине от 18 сентября собака совмещает в себе и то и другое — в черном звере сидит что-то белое, смутное и трогательно-забитое. Последнее изображение может служить прямой иллюстрацией модели человека по Э. Берну, согласно которой внутри взрослого живет ребенок.

Мальчик Николасито (первый персонаж справа) может быть и олицетворением самого детства и непосредственности, и символом агрессии. При этом каждый раз обыгрывается один и тот же красный цвет и одна и та же форма треугольника.

Фрейлина Мария Агустина Сармьенто (подающая стакан) может быть и прекрасной, и страшной, и испуганно-трогательной, и угрожающе-хищной. Лицо карлицы трансформируется из простодушного детского рисунка по типу «точка, точка, запятая…» в столь же детский, но уже регулярный, жесткий и жестокий образ, затем в одутловатую белую гипсовую маску смерти и наконец в инфернальный трупно-зеленый треугольник — знак зла.

Еще более контрастные метаморфозы происходят с гофмаршалом двора: от образа рокового «человека в черном» до символа растерзанного Христа и Мессии в ореоле золотого света. В промежутке он — единственный, кто сопротивляется и усилиями всего своего существа удерживает стремительно свертывающееся пространство «в просвете бытия».

Образ юной Маргариты более устойчив и однозначен. За инфантой Пикассо закрепляет свет белого и желтого. Единожды увидев квадрат жертвенного престола в ее широком, столь неестественном для пятилетней девочки кринолине, а в раскинутых руках — жест распятого Христа, художник последовательно развивает тему крестного пути.

Только Пикассо, истинный испанец, мог уловить в мире Веласкеса этот неизбывный трагический подтекст смерти, характерный для глубинной народной испанской традиции, для которой за рождением, любовью и цветением всегда стояла маска Смерти. К тому же в отличие от Веласкеса Пикассо была известна печальная судьба инфанты, рано умершей в результате непрерывной череды родов, которые должны были обеспечить Габсбургов наследниками. А с позиций ХХ века он отчетливее и трагичнее воспринимал акт принесения детства в жертву государственным и иным «взрослым» интересам.

В первой версии «Менин» от 17 августа инфанта более похожа на заблудившуюся среди монстров Алису (аналогия с мотивом искушения в пустыне). В сентябрьских вариантах картины Маргарита становится средоточием спасения, к которому стремятся еще надеющиеся на это персонажи. И если в первом варианте ее страшит эта судьба (аналогия с Христом и прокаженными или с молением «да минует меня чаша сия»), то во втором она обретает духовную стойкость, хотя часть персонажей из людей уже превратились в монстров («Esse homo»).

В варианте от 18 сентября все уже свершилось, красный бант растекается кровавым крестом на хрупком детском теле, мир разбит вдребезги и тонет в хаосе (распятие).

Парадоксальным образом фигура гофмаршала становится знаком/видением будущего для принцессы: в первом случае — распятия, во втором — духовного борения, в третьем — воскресения. Однозначно отрицательными трактуются вроде бы второстепенные, теневые персонажи — монах и монашка. Они закулисные кукловоды (аналог Синедриона) всей этой трагедии, их знак — огромные руки и зловещие маски.

Королевская чета для Пикассо вне категорий человечности, это символ власти, безликий и бесстрастный (аналог власти Рима и римского прокуратора). Это и всевидящий ромбовидный глаз, и кровавый квадрат в пустоте черного пространства, и бесконечная перспектива фальшивых отражений зеркала (в разных вариантах). Орудием власти становится пространство потолка — розетки для люстр в картине Веласкеса превращаются в пыточные крюки, расползаются паучьей сеткой, а в варианте от 18 сентября полностью опутывают все пространство картины.

ТВОРЕЦ И МИР

Самой сложной проблемой оказалась проблема места художника в этом мире. Уже Веласкес не обольщался ренессансной идеей «художник — демиург», богоравный и богоподобный. Он писал себя встроенным в иерархию реальных взаимоотношений. Каковы же возможные варианты этих взаимоотношений согласно Пикассо? В августовском варианте огромная фигура художника как бы парит над миром картины. Фрагменты будущей картины множатся, растут, завоевывают пространство. Это, безусловно, мир художественной мастерской, в которой и для которой разыгрывается драма человеческих страстей.

Но, увы, и сам этот мир, и его властитель и создатель призрачны. Это черно-бело-серый негатив реальности. Там же, где мир обретает реальность и краски, художник оказывается его пленником — такой же жертвой, как и остальные персонажи.

Мало того, он становится жертвой своего же собственного творения. Отчуждаясь от создателя, произведение искусства делается непостижимым, вещью в себе. В этом виде оно сливается с другими принципиально непостижимыми для обоих художников объектами (самим существованием мира и властью) и полностью вытесняет своего создателя тьмой черного пространства или агрессивно на него наступает тяжелой поступью механистических конструкций.

А теперь можно вновь вернуться к первоисточнику и проверить, давал ли сам Веласкес повод к такой интерпретации и в какой мере? Как ему удалось сказать все с помощью одной картины? Что добавил от себя Пикассо как художник ХХ века в постижение проблем «художник и модель», «художник и власть», «художник и мир»? Каково соотношение виртуальных миров и их творца? Зачем нам виртуальные миры и что они нам дают и что отбирают?

14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»


Диего Веласкес и его картина *Менины* (1656 г)

Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно абсолютно все. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Причем автопортрет не реальный, а идеальный, на котором живописец показывает не то, как есть, а то, как ему хотелось бы, чтобы было в реальности. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном.

1. «Менины» можно назвать королевским портретом


В центре картины находится инфанта Маргарита Тереза.

В центре картины находится инфанта Маргарита Тереза, которая через 10 лет после написания «Менин» будет провозглашена императрицей, супругой Леопольда 1, императора Священной Римской империи, короля Чехии и Венгрии. Ее правление продолжалось с 1666 по 1673 годы, а умерла Маргарита в возрасте всего 21 года. Хотя она была изображена на многих портретах, но «Менины» является самым известной картиной.

2. На самом деле, на картине изображена повседневная жизнь юной принцессы


Донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор.

Традиционно на портретах изображают человека «изолированно» от остального мира. В данном же случае изображены также служанки, которые постоянно окружали молодую принцессу. «Менины» — это повседневная жизнь при испанском дворе.

3. На картине есть король и королева


Король Испании Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Над головой принцессы несложно заметить картину в темной деревянной рамке, на которой изображены два человека. Это отец и мать Маргатиты, король Испании Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

4. Веласкес изобразил сам себя на картине


Веласкес был придворным художником короля.

Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах». Слева с кистью в руке изображен сам художник.

5. Только один человек на картине так и остался неопознанным


Неизвестный в дверях.

В центре картины изображены король, королева, принцесса, и художник. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна).

6. Самой большой тайной является то, что же на самом деле хотел изобразить Веласкес


Уже через 10 лет инфанта Маргарита Тереза станет императрицей, супругой Леопольда 1 императора Священной Римской империи, короля Чехии и Венгрии.

Некоторые ученые считают, что образы короля и королевы, которые как бы фигурируют на фоне, на самом деле отображаются в зеркале, а родители инфанты смотрели за процессом написания картины. Другая теория утверждает, что королевская чета не находится в поле зрения Веласкеса, поэтому он не мог целенаправленно рисовать их, а на самом деле принцесса и художник смотрят в большое зеркало, отражение в котором и позволило запечатлеть Маргариту в один из повседневных моментов.

7. «Менины» — взгляд монаршей четы


Любимый мастиф инфанты.

Неизвестно, было ли так на самом деле, но Веласкес изобразил картину так, как бы она смотрелась с ракурса короля и королевы.

8. Немногие картины были удостоены чести ежедневного лицезрения королем


Филипп IV.

Филипп IV повесил «Менины» в своем личном кабинете, где видел эту картину каждый день.

9. Картина была изменена после смерти художника по приказу короля


Рыцарь ордена Сант-Яго.

Король отдал дань талантливому художнику после его смерти. В 1660 году, почти через год после смерти, Веласкесу был присвоен титул рыцаря ордена Сант-Яго. На картине символика этого ордена изображена к него на груди, но история ее появления необычна (изначально этого символа не было). Появился этот символ посмертно по приказу короля. Некоторые историки даже утверждают, что Леопольд 1 собственноручно нарисовал символ ордена.

10. Размеры картины


Карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато.

«Менины» просто огромны — их размер примерно 3,20 х 2,74 метра.

11. «Менины» были переданы королем музею


Наставница принцессы донья Марселу де Уллоа и неизвестный гвардадамас.

Музей Прадо в Мадриде открылся в 1819 году, чтобы «показать миру значение и славу искусства испанского народа». «Менины» являются одним из самых известных произведений в коллекции музея.

12. Название картины изменялось


Донья Изабель де Веласко.

Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием «Менины» в каталоге 1843 года. В 1666 во время инвентаризации картина была названа «Портрет императрицы с ее фрейлинами и карликами». Затем, после пожара в 1734 году, она называлась «Семья короля».

13. «Менины» сделали Веласкеса знаменитым через 150 лет после его смерти


Менины, подражание Пабло Пикассо.

Инвестиции в Прадо окупились и сделали испанское искусство популярным в Европе в 19 веке. Именно благодаря «Менинам» Веласкес стал известным вне пределов испанского королевского двора, среди обычной публики. Впоследствии Веласкес стал вдохновением для нового поколения художников, включая французского живописца-реалиста Гюстава Курбе, Эдуара Мане, а также американского основателя тонализма Джеймса Эббота Уистлера.

14. В Великобритании есть своя версия картины


Менины Джеймса Эббота Уистлера.

В особняке Кингстон-Лейси в Дорсете есть уменьшенная версия картины, которая покрыта почти такой же аурой таинственности, как и знаменитое полотно. Неизвестно, кто написал эту реплику, и когда это было сделано. Некоторые ученые утверждают, что картина в Дорсете принадлежит кисти самого Веласкеса. Другие утверждают, что полотно, скорее всего, было позже скопировано неизвестным художником.
Специально для любителей классической живописи 15 малоизвестных фактов о картине Эль Греко «Погребение графа Оргаса». Они впечатлят даже тех, кто не был знаком с творчеством этого художника.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*