admin / 24.11.2019

Крик картина эдварда мунка

История одной картины: «Крик» Эдварда Мунка

Эдвард Мунк (12 декабря 1863 – 23 января 1944)

Знаменитый норвежский живописец, один из родоначальников экспрессионизма.

Его искусство сплошь состоит из символов и аллегорий, излюбленные темы — любовь и навязчивая мысль об одиночестве. Как и многие его современники, Мунк убежден, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстраненностью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена, историческими грезами Гюстава Моро или Бёклина.

Самая известная работа Мунка — картина «Крик». Существует четыре её экземпляра, написанных между 1893 и 1910 годами. Первоначально картина называлась «Отчаяние». Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве. В частных руках остаётся только один вариант картины (1895); он был продан 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby’s за 119,9 миллиона долларов. На тот момент это было самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на открытом аукционе.

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире. Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии «Крика», и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

В 1978 году известный знаток творчества Мунка Роберт Розенблюм высказал мнение, что необычное, бесполое существо на переднем плане было скорее всего навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, также поразила воображение друга Мунка Поля Гогена, она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию в Флорентийском Музее Натуральной Истории, которая ещё сильнее похожа на фигуру на картине.

Итальянский антрополог Пьеро Маннуччи считает, что знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка на написание картины «Крик» вдохновила мумия инка, хранящаяся в музее естествознания во Флоренции. Напомним, что это полотно было недавно похищено из музея в Осло. Сходство между ним и перуанской мумией просто поразительное. Справедливости ради следует отметить, что теория о связи мумии с картиной далеко не нова: еще в 1978 г. нью-йоркский профессор Роберт Розенблюм предположил подобную зависимость, правда, в отношении к мумии инка, хранящейся в парижском музее. Согласно данной версии, Мунк и Гоген могли видеть экспонат на выставке в 1889 году. Действительно, в знаменитом полотне Гогена «Виноградники в Арле» и некоторых других работах отразилась искаженная поза парижской мумии. С этим согласны многие искусствоведы.

Однако Маннуччи утверждает, что «Крик» все-таки больше похожа на флорентийскую: «У французской мумии кулаки прижаты к щекам, а у нашей открытые ладони приложены с двух сторон лица точно так же, как у фигуры на картине», — сообщил антрополог.
Останки перуанского вождя прибыли во Флоренцию в 1883 г., то есть за 10 лет до того, как Мунк создал первый вариант своего шедевра. Но мог ли художник созерцать предполагаемый прототип ранее 1899 г., когда, если верить историческим документам, он путешествовал по Италии и, в частности, посетил деревушку Физоле в окрестностях Флоренции? Пьеро Маннуччи полагает, что встреча Мунка с мумией могла произойти и раньше.
Допустим, живописец мог принять частное приглашение физиолога и антрополога Паоло Мантегацци, который тогда был директором музея естествознания, приехать к нему в гости. Этот ученый бывал в Норвегии во время своих антропологических исследований. «Более чем вероятно, — заявил Маннуччи, — что Мантегацца и Мунк, оба деятели культуры и оба евреи по происхождению, знали друг друга лично. В настоящее время я занят изучением обширного архива писем итальянского исследователя, чтобы найти упоминание о знакомстве или встрече между ними». Однако конкретных аргументов привести пока нельзя. Таким образом, кроме сильного сходства, нет в настоящее время достаточных доказательств и для всей версии, и она продолжает оставаться всего лишь гипотезой, основанной на домыслах.

Что касается Роберта Розенблюма, впервые предположившего, что прообразом фигуры на холсте Мунка является латиноамериканская мумия, то он высказал следующую догадку: «Мне ничего не известно об экспонате флорентийского музея. Однако легко предположить, что в антропологических собраниях насчитывается немало перуанских мумий. Можно долго полемизировать, какая из них конкретно послужила вдохновением для художника, однако тот факт, что он обратил внимание на их своеобразные позы, на «выражение отчаяния», читающееся на высохшем лице – теперь почти неоспоримо».
В фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Метеоролог Хелен Мюри из Университета Осло предположила, что на создание картины художник мог вдохновиться, увидев небе редкое явление — перламутровые облака. Причиной их появления становятся низкие температуры и высокая степень освещенности. За всю историю физики атмосферы перламутровые облака были замечены всего около 100 раз. Несмотря на красоту явления, перламутровые облака разрушительны для нашей атмосферы. Они способствуют химической реакции, которая разрушает озоновый слой. Небо на одной из самых известных картин в истории искусства «Крик» кисти норвежского художника Эдварда Мунка окрашено в тревожные красно-жёлтые тона. Основной версией о том, откуда появились такие цвета на полотне, долгое время было впечатление Мунка от извержения вулкана Кракатау в Индонезии. Однако норвежский метеоролог Хелен Мюри предложила своё объяснение. По её мнению, цветовая гамма и характерные разводы указывают на другое природное явление: редко встречающиеся перламутровые, или полярные стратосферные, облака.

«Благодаря рассеиванию, дифракции и внутреннему преломлению солнечного света в крошечных ледяных кристаллах во время этого явления появляются очень характерные тона», — пояснила метеоролог на заседании генеральной ассамблеи Европейского союза наук о Земле в Австрии.
Такие облака образуются в очень специфических условиях: на высоте 15-27 км (выше любых других облаков) при температуре около 80-85 градусов ниже нуля. Кроме того, для их образования необходим ветер определённой силы и определённое направление движения частиц и повышенная влажность. Увидеть их можно сразу после заката или перед самым рассветом.

Неудивительно, что сама Мюри видела такие облака всего лишь раз за 25 лет жизни в Осло, в 2014 году. Тогда ей и пришла в голову идея присмотреться к всемирно известному шедевру. По её словам, во времена Мунка, на рубеже XIX-XX веков, о таких облаках мало что было известно, и он мог впечатлиться не меньше, чем при виде краснеющего от извержения далёкого вулкана небо.
Такие переливы облаков формируются из воды и азотной кислоты, а их образование приводит к химическим реакциям, которые разрушают озоновый слой Земли и открывают её вредному воздействию солнечных лучей.

Картины художника неоднократно становились мишенями для злоумышленников. В 1994 году из Национальной галереи был похищен «Крик», но спустя несколько месяцев его удалось вернуть обратно. Как выяснилось, в 1988 году один из преступников уже был приговорён к тюремному заключению за участие в похищении картины «Вампир», которую также вскоре обнаружили и вернули в музей.

22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В декабре 2018 года из музея Стенерсена в Осло было похищено 6 работ художника. Среди них: «Смерть Марата», «Омега плачет», «Плачущая девушка у кровати», «Портрет фру Р» и другие.

С картиной «Крик» связывают мистическое проклятие, которое, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном, стоимость которого оценивают в $70 млн., подвергались действию злого рока: они заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.
Но даже здесь от нее не было спасенья. Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, хотя раньше они ими не страдал. Припадки мигрени становились все чаще и сильнее: бедняга, в конце концов, не выдержал и покончил с собой.
В другой раз картину выронил рабочий музея — когда ее перевешивали с одной стену на другую. Неделю спустя он попал в ужасную автомобильную аварию, в результате которой сломал ноги, руки, несколько ребер, получил трещину в тазу и сильнейшее сотрясение мозга. А как-то один из посетителей музея решился потрогать картину пальцем, и через несколько дней у него дома случился пожар, в котором он сгорел заживо.

Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью. Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.

После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.

История одного шедевра: «Крик» Мунка

Сложно найти картину, которая была бы настолько хорошо известна, как «Крик». Прошло больше века с момента ее создания, а до сих пор нет единого мнения о том, что на ней изображено. Более того, с годами картина только обрастает мистическими загадками. Например, есть страшилка, что «Крик» проклят: десятки людей после контакта с ним заболевали, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Что же таит в себе «Крик» Мунка?
Эдвард Мунк. Крик. 1893
Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея, Осло
Викисклад
Сюжет
На мосту под багряным небом стоят люди. В пейзаже угадывается вид фьорда с холма Экеберг в Осло (которое во время Мунка называлось Христианией).
Сущность центрального образа остается загадкой. Художник не стремился к прорисовке это фигуры. Мунк пишет сам звук, состояние. Посмотрите, как согласованы линии, которыми написаны пейзаж и кричащий. Они словно в резонансе. Человек слышит крик природы и реагирует на него, и природа не может не отозваться на состояние человека. По сути, это идея вселенского единения.
В природе вы не найдете ни одной идеально прямой линии. И Мунк пишет окружающее именно в том виде, в каком оно было создано. «Я рисую не то, что вижу, а что увидел», — говорил он.
О том, что легло в основу «Крика», сам художник написал в своем дневнике: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Как выглядела изображенная на картине местность
Образ, который родился у Мунка, — это синтез того, что он чувствовал в то время, тех настроений, которые витали в Норвегии, детских страхов, бесконечной депрессии и одиночества.
Не исключено, что багряный цвет неба не преувеличение. Мунк действительно мог видеть такой цвет. В 1883 году в Кракатау произошло мощнейшее извержение вулкана. В атмосферу было выброшено огромное количество пепла, из-за чего в течение нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.
На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892», Мунк так описывает источник своего вдохновения:
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.»
Вполне возможно, что и тот крик, который слышал Мунк, не некая идея или галлюцинация. Рядом с Экебергом располагались крупнейшая скотобойня Осло и психиатрическая клиника. Крики забиваемых животных вместе с воплями душевнобольных были невыносимы.
Существует 40 экземпляров «Крика» Мунка.
Контекст
«Крик» — часть цикла картин о любви, жизни и смерти…
Всего «Криков» существует около сорока. Четыре из них — живописные картины (они появились в период между 1893 и 1910 годами), остальные работы — графические (включая печатную графику и рисунки). Картина задумывалась как часть «фриза» — серии о любви, жизни и смерти.
Впервые «Крик» был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Конечно, никто ничего не понял, критика ополчилась на Мунка, а в галерею даже пришлось пригласить полицию, чтобы разъяренные люди не устроили погром.

Фрагмент фриза
Публика недоумевала, как столь приятный молодой человек может писать такие ужасные картины. Однако именно эта работа стала программной для экспрессионизма. Она принесла в искусство пронзительное одиночество и отчаяние. Нам, знающим, что ждет мир в XX веке, волей-неволей хочется назвать Мунка прорицателем.
Судьба художника
Семья Мунка была крайне религиозной. Его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет. Позднее от той же болезни скончалась старшая сестра Софи. Сам Мунк чудом избежал той же участи.
Королевскую школу Дизайна Кристиании Эдвард не закончил — он был не согласен с принципами академизма и натурализма, изменить которые было невозможно. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Первый скандал не заставил себя ждать. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.
«Мадонна» (1894−1895). Эту картину называют воплощением искусства Мунка
Эдвард Мунк. Мадонна. 1894
Холст, масло. 90,5 × 70,5 см. Музей Мунка, Осло
Викисклад
Во второй половине 1880-х художник стал завсегдатаем собраний «Богемы Кристиании» — содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя — писателя-анархиста Ханса Егера. Под звон бокалов они обсуждали политику, социальные проблемы, нравственный кризис общества, идеи о сексуальном поведении и табу.
В начале 1890-х Мунк много времени провел во Франции, где, безусловно, видел работы Ван Гога и Гогена. И то влияние, которое они на него оказали, заметно, в том числе, и в «Крике»: яркие цвета (которых раньше не было у Мунка), образы из перетекающих линий, более четкая прорисовка.
В мастерской Мунка, 1902
В дальнейшем стиль художника становится все более резким, размашистым, меняется тематика, настроение, уходит тот надрыв, который был в ранних работах. Постепенно к искусству Мунка начали привыкать, критика была уже не столь категоричны, у художника появляются даже обеспеченные покровители.
Последние 15 лет художник почти не работал — из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза у него начались проблемы со зрением. А когда в 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией, Мунк вновь впал в тревогу, на этот раз за жизнь и имущество, которое могли конфисковать нацисты. Скончался он в 1944 году.
Картины Мунка называли выкидышами и дегенеративным искусством
Версии «Крика» и их местонахождение
Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:
* В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.
* В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия (илл. справа). Она написана маслом.
* Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года. В итоге картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства.
«Крик» не раз становился мишенью злоумышленников:
* В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.
* В 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения и снова были выставлены на показ в мае 2008, после реставрации.
Автор Снежана Петрова
Источник — Википедия и Дилетант

Сразу оговоримся, «Крик» — не одна-единственная картина, а название серии работ прославленного норвежца. И на выставке «Эдвард Мунк» в рамках «Черешневого леса» покажут эксклюзивный экспонат — самую раннюю графическую версию знаменитого произведения, датируемую 1893 годом. Благодаря своей выразительной силе работа считается антецедентом экспрессионистского движения, к которому относятся и другие шедевры автора — «Танец жизни», «Поцелуй», «Мадонна», «Девушки на мосту», «Вампир», «Созревание» (их можно увидеть в Третьяковской галерее в рамках экспозиции).

Три версии «Крика» находятся на родине Мунка, а вот четвертая продана в 2012 году на аукционе за рекордные 119,9 миллиона долларов. Это одно из самых узнаваемых арт-изображений в мире.

Как родилась идея столь пронзительного полотна? В 1891 году художник вместе с друзьями гулял на смотровой площадке на холме Экеберг, откуда можно было увидеть завораживающий пейзаж Осло. В своем дневнике он писал: «Я шел по улице с двумя друзьями, во второй половине дня. Внезапно небо стало кроваво-красным, и я почувствовал озноб в теле. Мою грудь сдавила душераздирающая боль. Языки огня, как кровь, покрывали черный и голубоватый фьорд и город. Мои друзья продолжали идти, а я остался там, дрожа от страха. И я услышал, как бесконечный крик пронзил природу». Художественным отражением того момента поначалу стала картина «Отчаяние» 1892 года. В ней на переднем плане появляется мужчина в полукруглой шляпе в аналогичном сценарии. Тем не менее, Мунк продолжал экспериментировать и нарисовал новую картину с тем же названием, лицо человека на этот раз передавало куда более печальное выражение, а сама сцена казалась мрачной.

Продолжение следовало… Художник делал один за другим новые наброски. Вскоре центральная фигура стала андрогинной, а сам персонаж с выражением глубокой скорби, хватался за голову.

Картина «Крик» Эдварда Мунка на сегодня считается одной из самых тревожных картин в истории живописи. На протяжении многих десятилетий она вызывает особые эмоции у зрителя и считается настоящим шедевром экспрессионизма.

Кто написал картину «Крик»

Картина, которая остаётся одной из самых странных и пугающих, была написана норвежским художником Эдвардом Мунком (1863-1944). Мунк стал одним из самых первых представителей экспрессионизма в живописи. За свою творческую жизнь написал немало картин, которые сегодня считаются бесценными произведениями искусства, однако именно картина, которую мы здесь рассматриваем, стала ключевой в его живописи, настоящей «визитной карточкой» художника, прославившей его на весь мир.

История написания картины «Крик»

Картина «Крик» была написана в 1893 году. Картон, масло, темпера, пастель. Размеры: 91 × 73,5 см. В настоящее время находится в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, Норвегия.

Изначально картина называлась «Крик природы», затем «Отчаяние» и только потом «Крик». Впервые была представлена в декабре 1893 года на выставке в Берлине. Тогда картина вызвала неоднозначную реакцию у зрителей. Большинство отзывались о картине с непониманием и даже осуждением. Стоит признать, что и сегодня, когда картина признана шедевром мирового значения, отношение к ней, как и ко многим произведениям авангардного искусства, остаётся неоднозначным. Одни видят в ней бушующее море эмоций и переживаний, особую красоту и мощь, а другие считают, что картина не стоит внимания.

Считается, что на картине представлен вид с холма Экеберг в Осло на Осло-фьорд.

Сам Эдвард Мунк рассказывал, что идея картины к нему пришла во время наблюдения кроваво-красного заката, когда он гулял с друзьями. Тогда его вдохновили ярко-красные цвета заката над тёмным фьордом: «я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Однако история создания картины не столь однозначная. Многие искусствоведы выдвигают свои точки зрения относительно истории задумки и создания картины.

Картина «Крик» описание

На картине мы можем увидеть написанные в экспрессионистской манере красные сполохи заката, иссине-чёрные цвета фьорда. На переднем плане находится нечто. Человекообразная фигура похожа на скелет, эмбрион и призрак одновременно. Это нечто прижимает руки к голове будто от страха и ужаса. Об этих же чувствах говорят широко раскрытые глаза и разинутый в крике рот. На заднем плане идут два человека.

В своей картине Мунк выразил своё впечатление страха перед ликом природы на закате. Сама природа будто бы кричит от ужаса, предрекая собой все трагедия и несчастья этого мира. Эмоции здесь выражены настолько ярко, что вызывают у зрителя самые глубокие переживания. Картина характеризуется беспросветным одиночеством и страшным отчаянием.

По поводу картины выдвигаются разные версии. Например, биограф Эдварда Мунка Сью Придо предположил, что на изображение отчаяния и ужаса Мунка подтолкнули располагающиеся близ этого места скотобойня и психиатрическая клиника, откуда доносились невыносимые крики животных и душевнобольных.

Также есть предположение, что яркий кроваво-красный закат, который наблюдал художник, был вызван извержением вулкана Кракатау, которое произошло в 1883 году.

Есть предположение и по поводу призрачной фигуры на переднем плане. Так, существует мнение, что это не просто фигура из головы и фантазии художника, а образ мумии, которую Мунк наблюдал на парижской выставке в 1889 году. Та самая мумия, которую мог увидеть художник, находится в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками.

«Крик» Мунка

Сюжет

На мосту под багряным небом стоят люди. В пейзаже угадывается вид фьорда с холма Экеберг в Осло (которое во время Мунка называлось Христианией).

Сущность центрального образа остается загадкой. Художник не стремился к прорисовке это фигуры. Мунк пишет сам звук, состояние. Посмотрите, как согласованы линии, которыми написаны пейзаж и кричащий. Они словно в резонансе. Человек слышит крик природы и реагирует на него, и природа не может не отозваться на состояние человека. По сути, это идея вселенского единения.

В природе вы не найдете ни одной идеально прямой линии. И Мунк пишет окружающее именно в том виде, в каком оно было создано. «Я рисую не то, что вижу, а что увидел», — говорил он.

О том, что легло в основу «Крика», сам художник написал в своем дневнике: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Как выглядела изображенная на картине местность. (Pinterest)

Образ, который родился у Мунка, — это синтез того, что он чувствовал в то время, тех настроений, которые витали в Норвегии, детских страхов, бесконечной депрессии и одиночества.

Не исключено, что багряный цвет неба не преувеличение. Мунк действительно мог видеть такой цвет. В 1883 году в Кракатау произошло мощнейшее извержение вулкана. В атмосферу было выброшено огромное количество пепла, из-за чего в течение нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.

Вполне возможно, что и тот крик, который слышал Мунк, не некая идея или галлюцинация. Рядом с Экебергом располагались крупнейшая скотобойня Осло и психиатрическая клиника. Крики забиваемых животных вместе с воплями душевнобольных были невыносимы.

Контекст

Всего «Криков» существует около сорока. Четыре из них — живописные картины (они появились в период между 1893 и 1910 годами), остальные работы — графические (включая печатную графику и рисунки). Картина задумывалась как часть «фриза» — серии о любви, жизни и смерти.

Впервые «Крик» был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Конечно, никто ничего не понял, критика ополчилась на Мунка, а в галерею даже пришлось пригласить полицию, чтобы разъяренные люди не устроили погром.

Фрагмент фриза. (Pinterest)

Публика недоумевала, как столь приятный молодой человек может писать такие ужасные картины. Однако именно эта работа стала программной для экспрессионизма. Она принесла в искусство пронзительное одиночество и отчаяние. Нам, знающим, что ждет мир в XX веке, волей-неволей хочется назвать Мунка прорицателем.

Судьба художника

Семья Мунка была крайне религиозной. Его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет. Позднее от той же болезни скончалась старшая сестра Софи. Сам Мунк чудом избежал той же участи.

Королевскую школу Дизайна Кристиании Эдвард не закончил — он был не согласен с принципами академизма и натурализма, изменить которые было невозможно. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Первый скандал не заставил себя ждать. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.

«Мадонна». Эту картину называют воплощением искусства Мунка. (Pinterest)

Во второй половине 1880-х художник стал завсегдатаем собраний «Богемы Кристиании» — содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя — писателя-анархиста Ханса Егера. Под звон бокалов они обсуждали политику, социальные проблемы, нравственный кризис общества, идеи о сексуальном поведении и табу.

В начале 1890-х Мунк много времени провел во Франции, где, безусловно, видел работы Ван Гога и Гогена. И то влияние, которое они на него оказали, заметно, в том числе, и в «Крике»: яркие цвета (которых раньше не было у Мунка), образы из перетекающих линий, более четкая прорисовка.

В мастерской Мунка, 1902. (Pinterest)

В дальнейшем стиль художника становится все более резким, размашистым, меняется тематика, настроение, уходит тот надрыв, который был в ранних работах. Постепенно к искусству Мунка начали привыкать, критика была уже не столь категоричны, у художника появляются даже обеспеченные покровители.

Последние 15 лет художник почти не работал — из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза у него начались проблемы со зрением. А когда в 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией, Мунк вновь впал в тревогу, на этот раз за жизнь и имущество, которое могли конфисковать нацисты. Скончался он в 1944 году.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*