admin / 13.11.2019

Летать на самолете

Аэрофобия — боязнь полётов. Проявляется в разной интенсивности: от слабого беспокойства до серьёзной паники, требующей вмешательства специалиста. Как не бояться человеку летать на самолете, возможно ли справляться со страхом самостоятельно? Да, существуют способы расслабиться и перебороть фобию. Большинство из них доступно каждому, однако людям с сильной аэрофобией рекомендуется обращаться к специалисту.

Причины страха полетов на самолете

Каждый раз страх перед полётом разной степени выраженности испытывают около 70% сидящих на борту. Причины беспокойства у каждого пассажира свои.

Перед диагностированием у себя какого-либо страха важно понять: действительно ли это проявление фобии или всего лишь беспокойство, вызванное мнительностью или естественной реакцией организма. Фобия практически не поддаётся контролю без привлечения сторонних средств: других людей, психологов, медикаментов. Страх вполне можно контролировать силой мысли.

  1. Клаустрофобия — страх замкнутого пространства. Большинство отмечает беспокойство, связанное с небольшим салоном лайнера: низкими потолками, узкими проходами, маленькими расстояниями между рядами сидений. Даже огромный аэробус может показаться крошечной коробочкой тем, кто знает о клаустрофобии не понаслышке.
  2. Акрофобия — боязнь высоты и неба. Лиц, знакомых с проявлениями этой фобии, беспокоит новая для тела среда — воздух. Отсутствие под ногами твёрдой почвы, осознание расстояния в 10 тысяч метров над землёй и в особенности подъёмы и снижения лайнера, когда иллюминатор пестрит огоньками взлётно-посадочной полосы, вгоняют в ужас.
  3. Аэрофобия — так называется сама боязнь самолетов, полётов и всего, что с ними связано. Кто-то не может понять принцип перемещения по воздуху самолёта, кто-то думает, что там не хватит кислорода и можно задохнуться. Бывает, пугает даже размер воздушного судна.
  4. Дистихифобия — страх катастроф. Личности с этой фобией не могут спокойно передвигаться не только по воздуху: любой транспорт вызывает тревогу, стресс. Катастрофы, несчастные случаи происходят везде. Но при полётах всё сложнее, чем в других ситуациях: выживших в авиакатастрофах обычно не бывает. Осознание этого на высоте 10 км в кресле самолёта заставляет сердце биться чаще, а мозг — паниковать.
  5. Страх потери контроля над ситуацией особенно часто сопровождает заядлых автомобилистов, машинистов и даже иногда самих пилотов, когда они в рядах пассажиров. Невозможность влиять на ситуацию может беспокоить, в общем-то, любого, кто привык руководить и точно контролировать всё вокруг.
  6. Охлофобия часто наблюдается у тех, кто не любит толпу. Собственно, это и есть боязнь большого скопления народа, незнакомой компании. Чем больше лайнер, тем больше пассажиров в нём размещается. Тем, кто боится летать, кажется, что вся эта конструкция слишком шумная, неподъёмная, ненадёжная, и к охлофобии добавляются другие страхи.

Чаще всего фобия не приходит одна. Чем больше поводов для беспокойства, тем сильнее переживания, и тем сложнее справиться с ними в одиночку. Особенности нервной системы, а не только характер и сила воли, влияют на способность контролировать себя.

Основные симптомы

Наиболее распространённые симптомы, которые замечают в себе люди, испытывающие страх полёта:

  • сердцебиение ускоряется при одной лишь мысли о предстоящем путешествии по воздуху. У некоторых сердце заходится, даже если полёт предстоит только через месяц;
  • желание употребить привычный седативный препарат, алкоголь, выкурить сигарету, применить другие попытки успокоиться;
  • головокружение, сопровождающее тахикардию. У особенно впечатлительных может доходить до обморока;
  • из-за боязни перелётов повышается потоотделение: мокрые ладони и подмышки — верные спутники тех, кому знакома аэрофобия;

  • тело находится в постоянном напряжении: бесконечный звуковой (а если позволяет иллюминатор — то и визуальный) контроль работы двигателя, судорожные реакции на любую тряску, невозможность уснуть или просто переключить внимание;
  • подозрительность по отношению к экипажу: попытки услышать в голосе пилота алкогольное опьянение, прочитать страшные мысли стюардессы, которые она якобы скрывает за улыбкой;
  • зона турбулентности, когда лайнер начинает трястись, вызывает неконтролируемые проявления фобии и самые страшные мысли о смерти.

Как справиться с боязнью летать самостоятельно?

На самом деле, страх перелёта у большинства пассажиров не является следствием собственного неудачного опыта. Большинство полётов заканчивается благополучно, но те, кто испытывает аэрофобию, в следующий раз снова ощутит беспокойство и тревожность. Летать на самолете в первый раз и в последующие разы одинаково странно, т.к. боязнь полетов начинается в голове, а не после неудачи в полёте. Любые страхи преодолимы.

Что делать перед полетом?

Стоит подойти к избавлению от фобий ответственно. Если тревожность повышается от мыслей о предстоящем перелёте, нужно:

  • убедить себя, что переживания бессмысленны: они никак не повлияют на полёт, на пилота, двигатели и окружающую обстановку;
  • напомнить себе, что мысли материальны, и нужно стараться либо думать о предстоящем полёте хорошо либо никак;
  • ознакомиться с данными по безопасности самолётов, если страх полетов связан с возможностью крушения, террористическим актом или птицами, залетающими в турбину. Спросите себя: что именно беспокоит? Как сотрудники аэропорта защищают лайнер от угрозы теракта, какие применяются способы отпугивать птиц, как устроен самолёт, словом, любая информация, проливающая свет на неизвестное, поможет справиться с тревогой;
  • проговорите свои страхи: себе, психологу, другу или родственнику;
  • не ищите информацию об авиакатастрофах, не смотрите и не слушайте новости. Информация о произошедшем крушении за пару дней до полёта никак не будет связана с вами. Только повысит тревожность;
  • если вы обращались к врачу по поводу тревожности, и он выписал вам седативные средства, пропейте курс незадолго до полёта. Некоторые успокоительные препараты имеют накопительный эффект: от одной таблетки толку не будет, а вот двухнедельный курс наверняка убережёт от лишней траты нервов.

Что делать во время полета?

Чтобы перебороть свой страх полета на самолете, можно:

  • занять себя. Заранее позаботьтесь об этом: любимая музыка, книга, рукоделие и что-либо ещё в зависимости от возможностей во время полёта. Переключение мыслей — лучший способ вообще забыть о том, что вы в самолёте;
  • попробуйте читать аффирмацию: «я не боюсь летать, с этим самолётом всё будет хорошо, пилот справится, мы плавно взлетим, плавно приземлимся, я выйду из самолёта целым и невредимым». Аффирмацию можно придумать свою, лишь бы она действительно успокаивала;
  • дыхательная гимнастика усиливает действие аффирмаций: вдох — задержка дыхания на 5 секунд — выдох — задержка дыхания на 4 секунды;
  • не садитесь у иллюминатора. Если достался билет возле окна, постарайтесь поменяться. Обычно проблем с этим не возникает, желающих смотреть в иллюминатор не меньше, чем тех, кто боится;
  • пейте больше воды;
  • сон — одно из лучших средств скоротать время в пути и сохранить целыми нервы. К сожалению, большинство аэрофобов не может уснуть во время полёта, даже если очень устали.

Чем занять время?

Лучшие вариант:

  • почитать книгу. Если нет книги — подойдёт литература в кармашке впереди стоящего кресла либо газета из набора, который обязательно предложит стюардесса;
  • гаджеты в полёте — лучшие друзья аэрофобов. Пользоваться ими нельзя только при взлёте и посадке. Во время полёта можно: читать, слушать в наушниках аудиокниги, любимую музыку, фильмы. Играть в офисные игры, забирающие всё внимание. Главное — зарядить устройство заранее;
  • если позволяют условия полёта (в самолёте светло или включен свет) — займитесь рукоделием. Любимый вариант терпеливых и усидчивых, кого мелкая моторика успокаивает, а не раздражает;
  • побеседуйте с пассажиром рядом. Возможно, это очень интересный человек, и несколько часов полёта покажутся парой минуток;
  • признайтесь стюардессе «я боюсь летать на самолете». Возможно, она подскажет, что делать.

Во время турбулентности

Воздушные ямы самолёт по максимуму старается обходить. Если зоны разреженного воздуха миновать не получилось, лайнер трясётся. Бывает, сильно — вплоть до падения вещей с полок. Эти моменты вызывают панику даже у особенно стойких пассажиров.

Чтобы преодолеть страх перед турбулентностью во время полета на самолете и пережить её без нервных потерь, надо:

  • слушать указания стюардессы;
  • делать дыхательную гимнастику;
  • читать аффирмацию о благополучном полёте;
  • не вставать за падающими вещами, пока табло или стюардесса не разрешит расстегнуть ремень безопасности;

Не забывайте: самолёт рассчитан на преодоление зон турбулентности. Он крепок, пилот знает, что делать. Думайте об этом постоянно.

Лекарственные средства

К сожалению, эффективной и быстрой таблетки, помогающей от страха летать на самолете, не существует. Надеяться на медикаментозную помощь не стоит, хотя принятие лёгких седативных средств накануне полёта, возможно, уменьшит тревожность. Проконсультируйтесь с врачом: терапевтом, психотерапевтом, неврологом.

Изучаем конструкцию самолета и законы физики

Действенный метод свести фобии к минимуму — углубиться в знание предмета. Ответьте на все волнующие вопросы:

  • как будет происходить полёт;
  • как устроен самолёт, каким образом он держится на воздухе;
  • кто обеспечивает безопасность полётов;
  • какие навыки обязательно имеют пилоты и стюардессы;
  • почему исключён вариант, что пилот будет пьян;
  • что такое турбулентность;
  • как не паниковать и не бояться летать на самолетах;
  • как самолёт защищается от птиц, молний, обледенения;
  • и прочие моменты.

Профессиональная помощь

Если самостоятельно перестать тревожиться и бояться летать на самолетах не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Качественная помощь поможет свести к минимуму проявления страхов. Главное, делать это заранее, так как работа по устранению аэрофобии может занять долгое время.

К какому врачу обратиться?

Вопросом, как побороть сильный страх перед полетом на самолете, занимается психолог и психотерапевт.

Советы психологов

Психологи умеют избавлять от аэрофобии. Существует специальный алгоритм, пройдя который клиент сможет забыть про боязнь полетов или как минимум научиться контролировать её.

  • избавляться от проблемы лучше задолго до полёта. Недельной терапии может не хватить;
  • если после первого перелёта вы поняли, что боитесь, не стоит ждать второго и третьего, чтобы убедиться в этом. Чем раньше получить консультацию психолога, тем легче будет решить проблему;
  • настраивайтесь на серьёзную работу с выполнением разных заданий. Психолог попросит раскрыться, определить проблемы, возможно, подключит технические средства: авиасимуляторы, компьютерные или ролевые игры, связанные с самолётами.

Рекомендации пилотов

Советы пилотов по преодолению боязни летать на самолетах — золотой запас знаний самый опытных в вопросе перемещения по воздуху:

  • турбулентность, даже очень сильная, не представляет опасности. Современные самолёты оснащены специальным режимом пилотирования во время перепадов воздуха;
  • молния, ударившая в самолёт, задержится в алюминиевой обшивке, не повредив ни лайнер, ни пассажиров;
  • столкновение с птицей практически невозможно: в районе взлётно-посадочной полосы их отгоняют специальные устройства, а на высоте 10 тысяч метров птицы не летают;
  • особо опасных мест в самолёте не существует: все они одинаково безопасны;
  • все двигатели самолёта могут выйти из строя, только если закончилось горючее. Но даже эта возможность практически исключена: запас топлива есть на каждом борту;
  • крайне маловероятна и разгерметизация салона;
  • и уж точно невозможно открыть дверь или выбить иллюминатор в процессе полёта;
  • любые подозрения на плохую погоду, возможность сильного обледенения полосы или лайнера ведут к отмене рейса. Рейс разрешают только при 100% уверенности, что всё пройдёт гладко;
  • если самолёт пошёл на второй круг — он сделал это ради безопасности, а не для того, чтобы напугать пассажиров;
  • ничего страшного не произойдёт, если кто-то из пассажиров не выключит смартфон или другой гаджет во время руления, взлёта, посадки. Не стоит бросаться на него с кулаками.

Пилоты любят повторять: самолёт лучше всего чувствует себя именно в небе, поэтому нет причин ему не доверять.

Вы боитесь летать на самолете? ДаНет

Новые методики лечения

Среди современных способов перестать бояться летать на самолетах лидируют:

  • занятия на авиатренажёрах и в виртуальной реальности. Можно почувствовать себя в любой роли: пилот, пассажир, стюардесса. И в разных ситуациях: турбулентность, паникующий пассажир рядом, спокойная обстановка, дождь, гроза и так далее;

  • преодоление страха на практике. Клиенту предлагается осуществить непродолжительный полёт на самолёте под контролем специалиста. Он расскажет, подскажет, найдёт нужные слова;
  • гипноз. Психологи-гипнологи помогают за несколько сеансов.

Какую методику выбрать, решать только специалисту. Доверьтесь ему, и потом вы сможете легко довериться пилоту и лайнеру.

Схема лечения фобии

Классическая схема лечения состоит из:

  1. Определения страхов путём беседы с клиентом. На этом этапе важно максимально довериться психологу, чтобы быстрее и проще было преодолеть боязнь летать.
  2. Выбора методики лечения: групповые или индивидуальные занятия, план мероприятий.
  3. Фиксации прогресса, динамики лечения.
  4. Проверки результата в естественных условиях: клиенту предлагается куда-нибудь слетать.

Чего не следует делать?

Авиакомпании, психологи, экипаж в один голос запрещают:

  • принимать алкоголь перед полётом в любых количествах. Во-первых, это не спасёт от тревоги. Во-вторых, это может привести к буйному поведению во время полёта. В-третьих, на самолёт могут просто не пустить;
  • исключить неконтролируемый приём любых лекарственных средств. Во-первых, вас могут принять за пьяного и не пустить на борт. Во-вторых, организм под действием медикаментов может отреагировать на смену обстановки не лучшим образом;
  • курить больше одной сигареты в 30 минут. Повышение кровяного давления плохо скажется на состоянии организма на высоте;
  • читать статистику катастроф перед полётом. Такое чтение вредно, так как избавиться от страха оно не поможет, а только поселит ещё больше неуверенности.

Что будет, если не лечить фобию?

Если вовремя не преодолеть страх летать на самолете, фобия разовьётся с небывалой интенсивностью. Сначала вы навсегда откажетесь от полётов, лишив себя шансов побывать в далёких интересных странах. Затем страх летать перекинется на земную жизнь: тревожность будет проявляться с каждой новой катастрофой, о которой вы узнали из новостей. Итог — диспансерный учёт в неврологическом отделении.

Аэрофобия, скрытая внутри, даст толчок для развития психосоматических болезней сердца или нервов.

Если лететь всё же придётся, люди с фобией перестают спать по ночам, так как не могут отделаться от навязчивых мыслей о предстоящем путешествии.

Аэрофобия, как и любой другой панический страх, мешает нормальной жизни. Избавиться от недуга можно легко. Главное — желание и готовность самого клиента меняться.

Избегайте вранья

Интервью Сергея Александровича Филатова о Литературном Форуме в 2018 году

Сергей Александрович ФилатовФото: Светлана Зорина

Сергей Александрович Филатов – организатор ежегодных Литературных Форумов для начинающих писателй. На Форуме молодые литераторы, прошедшие конкурс, встречаются и общаются с литературными профессионалами – писателями, критиками, издателями.

Не всем подопечным Сергея Александровича известны такие факты его биографии, как работа на металлургических заводах «Серп и Молот» в Москве и им. «Хосе Марти» на Кубе, получение Государственной Премии СССР за новейшую разработку в научно-исследовательском институте ВНИИМЕТМАШ, и главное — долгий путь активной политической деятельности: глава Администрации Президента, член Совета безопасности при Президенте РФ, председатель комиссии по Государственным премиям в области литературы и искусства, председатель Совета Конгресса интеллигенции, председатель Союза писателей Москвы.

Мы встретились с Сергеем Александровичем, чтобы поговорить о современных писателях, нововведениях Форума и его впечатлениях от пишущей молодежи.

Сергей Александрович, расскажите немного, что привело вас к литературной работе? Ситуация эта не знает аналогов: политический деятель такого ранга посвятил себя работе с писателями. И не просто с писателями – с молодыми, от которых нельзя ждать быстрых результатов.

Пожалуй, первый интерес к миру литературному был заложен еще в моем детстве. Мой отец был поэтом, членом Союза писателей СССР, делегатом Первого съезда писателей СССР и даже выступал там, будучи двадцатилетним юношей. Он прошел войну, был ранен 11 мая 1945 года, когда несколько «тигров» под Прагой расстреляли их часть, и вернулся домой только в июне 1946 года.

Писатели-фронтовики часто собирались в ЦДЛ, и мама постоянно посылала меня сопровождать отца. У него после ранения и контузии были сильные головные боли, и я приносил ему пивные дрожжи, которые покупал в палатке неподалеку от дома. Да и дома, конечно, у нас всегда было много гостей-писателей. Тогда люди были более гостеприимны. Папа всегда искал возможность обсудить новое стихотворение или поэму с коллегами по перу. К нам заглядывали Алексей Недогонов, Ярослав Смеляков, Александр Жаров. Видимо, эта писательская среда оказала большое влияние на мое развитие.

А как вы пришли к такому новому формату работы с молодыми: распределение по семинарам, которые возглавляют главреды толстых журналов?

Когда я работал в Верховном Совете РФ, а затем в Администрации Президента РФ, у меня сложились хорошие отношения с писательским миром. Особенно с теми писателями, которых до сих пор называют либералами. В 2000 году Михаил Швыдкой, тогда Министр Культуры РФ, отметил, что у нас сложилась удручающая ситуация с молодой литературой: никто не может внятно рассказать, что происходит в этой среде. И я предложил заняться работой с молодыми писателями. Но с условием: работать буду вместе с «толстыми» литературными журналами независимо от их политической окраски. Так все и началось.

Вы решили сотрудничать с толстыми журналами, находившимися в упадке, а не с процветающими издательствами. На рубеже 2000-х это решение, наверное, было рискованным? Почему выбрали такой вариант?

Ответ простой. В то время мы провели исследования среди читателей литературных журналов, и оказалось, что 75% читателей хотели бы увидеть новые имена и новые произведения. Это первое. Второе, для писателя самый короткий путь к читателю – литературный журнал. И их тиражи в то время были выше тиражей книг. И третье, в литературных журналах сохранились самые профессиональные кадры прозаиков, поэтов, литературных критиков, что немаловажно для молодых авторов.

Каковы масштабы вашей работы с молодыми? Кого из известных сегодня авторов удалось открыть Форуму?

За 17 лет через Форум прошло свыше полутора тысяч молодых авторов из 81 региона России и 24 стран СНГ и зарубежья. Многие из них действительно достигли серьёзных творческих успехов, были отмечены разными литературными премиями, снискали признание читающей публики. Среди наиболее известных имён – Сергей Беляков, Станислав Востоков, Алиса Ганиева, Денис Гуцко, Алексей Иванов, Мария Маркова, Анна Матасова, Дмитрий Новиков, Анастасия Орлова, Захар Прилепин, Валерия Пустовая, Елена Усачева, Сергей Шаргунов и многие другие.

На ваших форумах помимо звезд, открытых вами, как Прилепин и Шаргунов, выступали Битов, Маканин и многие другие писатели такого же ранга. Что удивительно, вы также приглашаете людей совсем иных профессий: политики, директора музеев, режиссеры, переводчики – почему это важно для вас?

Понимаете, нам хочется не просто найти талантливых писателей и свести их с редакторами, но и расширить их представления о жизни в целом: литературном мире и издательском деле, политике внутренней и мировой, экономике и искусстве. Все это, на мой взгляд, прежде всего, позволит ребятам писать сильнее, ярче и правдивей.

Каков, на ваш взгляд, портрет современного молодого писателя? Чем он отличается от тех, первых ваших птенцов?

На мой взгляд, первые авторы были смелее, выбирали острые сюжеты. А сегодня затрудняются найти современного литературного героя. В современной жизни много негатива и вранья. Все время меняются ориентиры развития государства, конституционные положения государственного устройства, агрессивность в международном плане. У России все меньше друзей… Все это влияет на творчество. Мало кто сегодня может преодолеть страх, объективно оценить происходящее и увидеть путь преодоления трудностей. Этому мешает мощная государственная пропаганда.

Какой совет вы бы могли дать молодым?

В литературе недопустимо вранье. Поэтому главный мой совет молодым: крепитесь, изучайте историю, факты, находите убедительные доводы, но избегайте вранья! Оно вас погубит как писателя. Даже в трудные времена мы, читатели, находили правду в литературе.

В этом году вы несколько изменили формат Форума – почему, какие ожидания у вас?

Проведения одного писательского форума для поиска и раскрытия молодых талантов в такой литературоцентричной стране, как Россия, явно недостаточно. Ежегодно к нам приходит более 600 заявок, а в Форуме участвует 150-170 человек. В этой связи, на базе существующего опыта предлагается выстроить двухуровневую систему поддержки молодых писателей – Школу писательского мастерства в каждом Федеральном округе, который будет проводить в течение пяти дней прикрепленный к округу литературный журнал, и Международный Форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья, который Фонд проведет совместно с «толстыми» литературными журналами.

Проект этого года ставит своей задачей выстроить более стройную всероссийскую систему поддержки молодых писателей. Он нацелен на углубление работы с молодыми писателями во всех восьми Федеральных округах. Практически 200 молодых авторов со всей страны будут вовлечены в творческий процесс познания писательского мастерства в Школах и 130 молодых авторов – на Международном Форуме. Месяц назад мы объявили конкурс на лучшее произведение молодого писателя для участия в Школе. В Школе будут работать до 30 молодых прозаиков, поэтов, литературных критиков. По окончании Школы по десять лучших писателей будут командированы на Международный Форум, который пройдет в сентябре в Ульяновске. На Форум будут также приглашены по десять детских писателей, драматургов, молодых писателей из городов ЗАТО Росатома и 20 молодых писателей из стран СНГ и зарубежья. Итоги конкурса будут объявлены до 15 мая и каждый участник Школы получит приглашение главного редактора литературного журнала.

Главная «награда» участника Форума – публикация книги. Кто из счастливчиков запомнился вам? Как дальше складывается жизнь этих книг?

С 2001 года по итогам Форума мы выпускаем сборник «Новые писатели», в котором участвует обычно около 100 авторов-участников Форума. И каждый год мы выбираем одного автора, которому публикуем лично его книгу. Увы, это далеко не все, что хотелось бы издать. Но произведения молодых много печатают и в других издательствах. Наиболее яркие для меня книги Романа Сенчина, Захара Прилепина, Дмитрия Новикова, Дениса Гуцко, Ирины Мамаевой, Александра Морева, Натальи Совы, Сулимана Мусаева, Тамары Михеевой, Елены Тулушевой. Это всегда захватывающие сюжеты и хороший литературный язык.

Книги же, изданные нашим Фондом, путешествуют по Книжным Ярмаркам как России, так и зарубежья (Франция, Куба, Латвия, Белоруссия и пр). Когда есть возможность, мы приглашаем и их авторов для презентаций на Ярмарках или же просто организовываем литературные встречи в городах России.

И напоследок, поделитесь своими литературными предпочтениями?

Из прозы: Борис Васильев «Летят мои кони», Даниил Гранин «Мой лейтенант», Алексей Иванов «Ненастье», Владимир Войнович «Малиновый Пеликан», Константин Симонов – всё, Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза».

Спасибо вам большое. Надеюсь, до встречи на Форуме!

Елена Тулушева

Как не бояться летать на самолете: ТОП работающих способов

Удовольствие от предстоящего путешествия омрачается страхом полетов? Не тратьте больше времени на дорогу, покупая билеты на поезд или автобус, а постарайтесь взять аэрофобию под контроль. Но как преодолеть страх полета на самолете?

Основные причины аэрофобии: откуда берется страх

Чтобы аэрофобия осталась в прошлом, определите, что вызывает опасения. Психологи выделяют несколько типов страха, мешающего путешествовать с комфортом.

Дистихифобия и ее последствия

Возможно, вы боитесь летать на самолете из-за дистихифобии. Так называется страх перед несчастными случаями. Эта причина наиболее распространена, причем опасения понятны: СМИ массово освещают каждое крушение. Если бы подобное внимание привлекали к автомобильным авариям, люди боялись бы сесть в машину.

Чтобы успокоить нервы, ознакомьтесь со статистикой. Вы увидите, что авиакатастрофы очень редки! Но бывает, люди думают: «Если плохое и случается, то обязательно со мной». Относитесь к их числу? Обратитесь к психотерапевту, который проведет курс бесед и посоветует таблетки для успокоения.

Акрофобия и способы борьбы с ней

Навязчивый страх высоты, называемый акрофобией, мешает наслаждаться перелетами. Для его устранения нередко приходится искать профессиональную помощь. Ведь бояться незнакомой среды естественно!

Но в некоторых случаях страх проходит, когда вы делаете небольшое усилие и начинаете путешествовать воздушным транспортом. После 3—4 перелетов ситуация перестает быть незнакомой.

Клаустрофобия и эффективные меры ее устранения

Боязнь закрытых пространств, или клаустрофобия, может разыграться в салоне самолета. Избавиться от нее удастся, купив билет на место возле иллюминатора. В некоторых случаях помогают успокоительные. Иногда пассажиры прибегают к алкогольным напиткам, но эффект спорен: страх может стать сильнее, а общее самочувствие — хуже.

Страх потерять контроль: верьте пилоту

Нередко опасения вызывает утрата контроля над ситуацией. Пассажирам остается лишь положиться на мастерство пилота, который отвечает за их здоровье и жизнь. Часто опасения удается уменьшить, если при посадке экипаж лично встречает путешественников и приветствует их улыбками. Видя, кто будет управлять самолетом, люди успокаиваются.

Страх перед террористическими актами

Боязнь террористов, особенно на некоторых международных линиях, естественна. Но опасения напрасны: после инцидента 9/11 меры безопасности максимально усилены. Бдительность проявляют сами пассажиры, по необходимости сообщающие информацию экипажу.

Напоминайте себе о случае с террористом Ричардом Рейдом: попытка взорвать самолет провалилась благодаря быстрой реакции окружающих. После взлета пассажиры почувствовали запах гари и пожаловались стюарду. Тот заметил, что Рейд пытается зажечь спичку, и напомнил о недопустимости этих действий. Через несколько минут женщина, сидевшая неподалеку, обратила внимание на странное поведение соседа. Она спросила, что он делает, и не получила ответа. Затем она увидела, что Рейд пытается поджечь шнур от бомбы, находящейся в ботинке, и постаралась помешать. Женщина громко позвала на помощь, а затем вместе со стюардессой и другими пассажирами обездвижила Рейда. Они связали неудачливого террориста ремнями от сидений и даже шнурами от наушников. Активное вмешательство пассажиров предотвратило трагедию.

Причин для волнения нет, поскольку службы безопасности принимают все возможные меры. А по необходимости напоминайте себе, что вы в состоянии влиять на ситуацию.

Гидрофобия: как она портит путешествия

Вы спокойно переносите небольшие полеты, но межконтинентальные превращаются в кошмар, когда судно пролетает над океаном? Явление называется гидрофобией, и оно вызвано неприятными переживаниями в прошлом.

Если панические атаки возникают при перелетах над водными массивами, поищите другие рейсы. Альтернативы не нашлось? Успокоить нервы будет проще, купив билет на место подальше от иллюминатора.

Охлофобия: боязнь скопления людей

Психотерапевты говорят, что у части аэрофобов причина заключается не в боязни оторваться от земли. Пассажир может спокойно относиться к тому, что воздушное судно поднимается на большую высоту, но чувствовать дискомфорт в кругу чужих людей. Проблема усиливается, когда человек с охлофобией оказывается в небольшом кресле, зажатый соседями с обеих сторон, и не может вытянуть ноги.

Отчасти устранить страх помогает путешествие в бизнес-классе. Если же по карману только эконом-класс, выбирайте места у прохода или иллюминатора: у вас будет 1 сосед.

Эметофобия: когда тошнота становится угрозой

Беспокойство путешественников бывает связано и с эметофобией — опасением, что справиться с подступающей тошнотой не удастся. Если вы хотите избежать проблемы, примите таблетку циклизина или лоразепама (предварительно посоветуйтесь с врачом). А чтобы обойтись без медикаментов, выпейте перед полетом стакан теплого молока: оно успокаивает нервы.

Аэрофобия или простая мнительность

Если вам страшно лететь на самолете, для начала определите тип проблемы. Возможно, аэрофобии у вас нет, и понадобится лишь пересилить простую мнительность.

Опасаться малознакомых ситуаций нормально, поэтому волнение перед взлетом не считается проявлением фобии. Но когда оно дополняется физическими симптомами (учащенным сердцебиением, затрудненным дыханием, головокружениями и обмороками), без специалиста не обойтись. Он проведет лечение в несколько этапов:

  • При тяжелой фобии психотерапевт подберет медикаменты, облегчающие состояние больного.
  • Врач использует индивидуальную терапию, в ходе которой выявит причину проблем. Половина успеха зависит от того, сумеете ли вы определить, что вызывает тревогу.

Методы применяются по отдельности или в совокупности, причем схему вырабатывает специалист. Если вы страдаете от выраженной фобии, а не от повышенной тревожности, шансы справиться самостоятельно невелики. Стараетесь избежать полета любыми способами? Проблему не решить простым желанием взять себя в руки.

Обратившись за помощью на раннем этапе формирования аэрофобии, вы быстро добьетесь результата.

Распространенные стереотипы и их несостоятельность

Если дело в мнительности, остается выяснить, как ее победить. Подумайте, не вызвана ли она недостатком знаний и верой в стереотипы. К числу распространенных заблуждений относят следующее:

  • Российские пилоты якобы злоупотребляют алкоголем, поэтому ненадежны. Но все авиакомпании имеют международные сертификаты, подтверждающие соответствие услуг мировым стандартам.
  • Безопасно летать только авиалиниями крупных корпораций. Если самолет находится в аэропорту, то он прошел необходимые проверки. На практике воздушный транспорт «Самарских авиалиний» будет столь же безопасен, как лайнер Etihad Airways.
  • На старом самолете летать опасно. На самом деле воздушный транспорт делится на 2 категории: исправный и неисправный. Срок эксплуатации не имеет значения, ведь ресурс авиатехники изначально велик. У компании Delta Air Lines парк на 50 % состоит из лайнеров старше 20 лет. Это не мешает ей занимать лидирующие позиции в мире по пассажирским перевозкам.

Если подойти к вопросу критически, страхи окажутся неоправданными. Боитесь, что нетрезвый пассажир бросит тяжелый предмет в иллюминатор, и все погибнут после разгерметизации салона? Это невозможно: стекло состоит из нескольких слоев, а вдобавок оно не разобьется из-за разницы в давлении за бортом и в салоне. Опасаетесь, что в двигатель лайнера попадет птица? У современных моделей механизмы дублируют работу, и выход из строя одного не станет причиной трагедии. Даже если все двигатели забьются птицами, лайнер не рухнет, а медленно спланирует на землю. В похожую ситуацию попали пилот и пассажиры в США, причем экипаж справился с задачей посадить самолет в Нью-Йорке, не причинив вреда зданиям.

Не придумывайте причины для возможной катастрофы: 99 % опасений неоправданны.

Как перестать бояться полетов

Как побороть страх перед полетом на самолете? Если вы чувствуете, что справитесь самостоятельно, попробуйте несколько способов. Среди них вы отыщете работающий!

Знание, как устроен самолет: изучите матчасть

Готовясь к путешествию, не ищите информацию о катастрофах, произошедших на определенной авиалинии. Хотя искушение бывает сильно, полезнее разобраться в процессах, которые вас ждут. Понимая, с чем связаны толчки или тряска, вы не станете предполагать худшее. Учтите следующее:

  • Ощущение, что воздушное судно несется с огромной скоростью, связано с ее набором для взлета.
  • Видите в иллюминатор, что часть крыла движется? Это нормально во время полета, и причин для паники нет.
  • Из-за турбулентности может показаться, что лайнер падает в бездонную яму. Ощущение возникает, когда судно попадает в область с другим давлением. На самом деле разница в высоте составляет несколько сантиметров. Чувство падения связано с тем, что вестибулярный аппарат человека не «рассчитан» на полеты, поэтому дает ложную информацию. Усиливает проблему и скорость: все перемещения ощущаются сильнее.
  • Беспокоитесь, что дверь самолета случайно откроется? Это невозможно из-за разницы давления за бортом и в салоне.

Чем больше вы знаете о строении современных авиалайнеров, тем проще сохранять спокойствие при попадании в зону турбулентности. Вероятность разбиться составляет 1 к 11 000 000, поэтому вы будете в безопасности.

Полет в первом классе: успокаивающий комфорт

Опытом в борьбе с аэрофобией делится Али Вандермен. Эта фрилансер-путешественница зарабатывает на жизнь написанием туристических гидов и рассказов о своих приключениях. Но Али боялась полетов, пока не открыла возможности 1-го класса.

По ее словам, Вандермен предстояло пережить 15 ч. в воздухе. Поэтому она решила пойти на траты и обеспечить себе комфорт. В результате 9 ч. она мирно спала в кресле под мягким одеялом, а в остальное время наслаждалась меню и напитками.

Если комфорт уровня «премиум» не по карману, купите билет в бизнес-класс. Расстояние между рядами будет больше, что позволит победить клаустрофобию. Физический комфорт во многом обеспечивает душевный!

Чтение статистики перед полетом

Ознакомьтесь со статистикой: она показывает, что риск погибнуть в автокатастрофе выше, чем стать жертвой при крушении. Согласно исследованиям Гарвардского университета, вероятность, что в вас ударит молния, составляет 1 к 13 000. Риск куда выше, чем опасность авиакатастрофы (1 к 11 000 000), но вы не боитесь ходить по улице. Несчастные случаи бывают, но иллюзию их частоты создает шумиха в СМИ.

По статистике, в период с 1982 г. по 2010 г. в США жертвами авиакрушений становилось не более 110 человек в год. И безопасность усиливается: в 60-х гг. несчастные случаи происходили 1 раз в 200 000 перелетов. Сейчас соотношение составляет 1:2 000 000, поэтому причин волноваться нет.

Учитывайте, что не каждая неполадка фатальна. Даже если самолет станет тем единственным из 2 000 000, исследования Национального совета по безопасности на транспорте в США показывают: вероятность выжить составляет 95 %. В других странах ситуация не отличается.

Чтобы вы не думали, как же не бояться и летать на самолете спокойно, посмотрите видео о проверке воздушного транспорта перед рейсом:

Подготовка заранее: что учесть

Если вы чувствуете дискомфорт при мысли о полете, уменьшите количество стрессовых ситуаций. Приехать на регистрацию в аэропорт с минимальным запасом времени — не лучшая идея, ведь вы разволнуетесь еще до посадки.

Затем по возможности пройдите в лаунж-зал: он доступен пассажирам первого класса и держателям банковских карт определенного типа. Но за плату дополнительный комфорт получат все желающие (при наличии мест). Удовольствие обойдется в 40 €, зато вы попадете в приятную и спокойную обстановку, насладитесь едой и напитками, по желанию примете душ. Если путешествие будет приятным с первых минут, вы почувствуете себя увереннее и на борту.

Проходите регистрацию онлайн, чтобы избежать дополнительных стрессов.

Доверие экипажу: познакомьтесь с персоналом

Пилоты нередко приветствуют пассажиров лично, чтобы снизить их тревожность. Некоторые компании позволяют путешественникам перед взлетом зайти в кабину и приветствовать тех, кто отвечает за безопасность. Когда вы увидите доброжелательных, спокойных людей, вера в их компетенцию вырастет. Напоминайте себе, что экипаж тоже хочет вернуться домой, где ждут родные.

Если возможности увидеть пилотов нет, побеседуйте со стюардессами: задайте возникшие вопросы, попросите уделять вам больше внимания. Но вы можете не волноваться о компетентности персонала. Чтобы попасть на крупные авиалинии, пилоты должны провести в воздухе не менее 1500 ч., поэтому опыта им хватает.

Выбор правильной одежды

Согласно рекомендациям бывалых путешественников, правильно выбранная одежда уменьшает стрессы:

  • Начните с удобного белья из натуральных тканей: женщины уделят внимание бюстгальтерам, ведь лямки не должны врезаться в плечи.
  • Выберите свободные брюки черного или темно-синего цвета, ведь они порадуют практичностью. Вам пригодится модель без пояса: тот может сдавить живот, причиняя неудобства.
  • Не надевайте обувь на высоких каблуках. Модель на плоской подошве в сочетании с носками из натурального материала не доставит дискомфорта.

Захватите также маску для глаз, чтобы спокойно поспать при перелете, и будете готовы к путешествию.

Полезные мобильные приложения и развлечения на борту

Пытаетесь пересиливать страх? Справиться с ним легче, если вы отвлечетесь. Посмотрите фильм, который показывают во время рейса: пусть он плох или вы уже видели ленту, это лучше, чем вспоминать истории крушений. Захватите на борт и книгу либо желтую прессу, чтобы переключить внимание.

Поклонники технологий оценят мобильное приложение SkyGuru, рассчитанное на операционную систему iOS. Оно работает на регулярных рейсах, рассказывая пользователю, что происходит в каждый момент перелета. Вы получите объяснение всем звукам и ощущениям: больше не придется гадать, что же означает загадочное потряхивание судна.

Хотите полностью переключить внимание? Используйте приложение Ana Takeoff Mode: головоломка не даст возможности думать о другом. Ее разработала японская авиакомпания специально для аэрофобов. Отдельное внимание создатели уделили звуковому сопровождению, и успокаивающая мелодия способствует расслаблению. Громкость автоматически возрастает, когда двигатели переключаются в режим взлета, поэтому вас не будут тревожить незнакомые звуки.

Если страх проявляет ребенок, захватите в салон любимые игрушки и раскраски. Займите малыша веселой игрой, а главное, ведите себя спокойно. Видя уверенность родителей, ребенок перестанет нервничать.

Поддержание жидкостного баланса

Шумит в голове, ноги кажутся ватными, беспокоит желудок? Явления, вызванные сильной потерей влаги при перелете, не добавляют спокойствия. Чтобы физический дискомфорт не усилил психологический, пейте томатный сок. Он богат калием и магнием, улучшающими работу сердечно-сосудистой системы.

Не налегайте на алкоголь: его всасывание усиливается на высоте, и результат будет непредсказуемым.

Готовность к турбулентности

Раздумывая, как же перебороть страх перед полетом на самолете, учтите, когда он вас охватывает. Тревожность усиливается во время попадания в зону турбулентности, но на выручку придут простые трюки:

  • Возьмите листок бумаги и ручку. Напишите свое имя, используя левую руку (для левшей — правую). Повторяйте, пока не успокоитесь. Эффект основан на том, что вы сосредотачиваетесь на задаче и перестаете думать о плохом. Также вы задействуете другое полушарие мозга, что разрушает сложившиеся шаблоны. Трюк придумал Рон Нильсен, английский пилот: результативность приема оценили аэрофобы.
  • Чувствуя приближение панической атаки, достаньте из стакана соломинку и дышите через нее. Вы уменьшите поступление воздуха в легкие и избежите гипервентиляции.
  • Забронируйте места в части самолета, расположенной ближе к кабине или центру. Толчки и тряска будут ощущаться слабее, чем на местах в хвосте самолета.

Напоминайте себе, что турбулентность безопасна: за историю гражданской авиации от нее пострадало не более 50 человек. Неприятности были связаны с тем, что пассажиры не оставались на местах или им на голову падал багаж.

Турбулентность доставляет неудобства, но судно не может рухнуть на землю, попав в воздушную яму.

Вопреки стараниям, путешествия авиарейсами кажутся кошмаром? Обратитесь к психологу, но не рассчитывайте избавиться от страхов после разового посещения. Подготовьтесь пройти курс бесед, а по необходимости и позаниматься на виртуальном тренажере. Тот имитирует условия перелета, благодаря чему вы привыкнете к ощущениям.

Как уснуть на борту самолета

Пережить перелет окажется легче, если погрузиться в сон. Но как это сделать на борту лайнера? Вам помогут подсказки:

  • Позаботьтесь о собственном комфорте: составьте плей-лист с успокаивающей музыкой, положите в ручную кладь любимый плед, наденьте мягкий свитер, даже если тот вышел из моды. Уснуть в компании 200 человек, находясь на высоте нескольких тысяч метров над землей, сложно. Чтобы добиться цели, нужно создать удобство.
  • Не скрещивайте ноги: если перелет занимает больше 4 ч., поза увеличивает вероятность образования тромба. В идеале следует заказать место у иллюминатора, ведь вы сможете наклониться в сторону и опереться о стену салона. Поза будет удобной, даже если спинка сиденья откидывается не до конца.

Откажитесь от идеи облегчить засыпание с помощью алкоголя. Результат непредсказуем, к тому же после пробуждения вы почувствуете жажду и головную боль. Дискомфорт возрастет, и впечатление от авиарейса будет негативным.

Лекарства от аэрофобии

Надеетесь забыть об опасениях, приняв таблетку? Увы, эффективных средств от аэрофобии не существует. Вы можете снять симптомы, но в подсознании останутся воспоминания, что полет — пугающая ситуация. Даже таблетки пить пришлось!

Проявления тревожности будут нарастать, и дозу медикаментов понадобится увеличивать. Чтобы решить проблему, нужно избавиться от фобии. Разберитесь с причинами страха, по необходимости обратившись к профессионалу. Тот может и назначить препараты, снимающие тревожность, но они лишь послужат дополнением к терапии.

Самостоятельно назначать медикаменты нельзя, даже если речь идет о простом снотворном. Ведь последствия применения дают о себе знать в течение нескольких часов. Затуманенная голова, сонливость — не лучшие спутники путешественников.

Как правильно выбрать рейс и купить билет

На форумах путешественники делятся советами, как выбрать авиарейс и места, чтобы уменьшить дискомфорт. К числу рекомендаций относят следующее:

  • Путешествовать прямыми рейсами приятнее, поскольку вы меньше времени проведете в воздухе.
  • Места в центре салона подходят тем, кто боится летать. В этой части самолет устойчив, поэтому вибрация будет меньше. Но учтите, что у большинства моделей двигатели располагаются под крыльями. Сидя поблизости, вы услышите весь шум.
  • Если вы страдаете от боязни замкнутых пространств и толпы, выбирайте места у аварийных люков. Проходы перед этими рядами шире, и вы не почувствуете дискомфорта.
  • Фобия нередко отступает при дневных полетах, когда за иллюминатором вы видите красивый пейзаж. Темнота же ассоциируется с неизвестностью, что увеличивает тревогу.

Заранее определитесь со временем перелета и забронируйте места: продумав детали, вы получите хорошие впечатления.

Как бороться с подступающей тревожностью

Как избавиться от страха полета на самолете, если вы чувствуете, что теряете контроль? Заранее примите меры: предупредите о проблеме стюардессу и соседей. Вам нужно получить поддержку и сочувствие, а не страдать в одиночестве. Многие пассажиры с удовольствием развлекают беседой тех, кто боится летать.

Когда воздушный транспорт попадает в зону турбулентности, вспоминайте о ямах на дороге. Вместо того чтобы напрягаться, расслабьте мышцы, и перенесете неприятные моменты легче.

Если паника не отступает, перейдите к контролируемой технике дыхания. Вдыхайте через нос и выдыхайте, одновременно считая до 10. Это позволит избежать гипервентиляции, а сосредоточенность на цикле отвлечет от волнений. Также помогает использование тонкой резинки, надетой на запястье. Оттягивайте ее и отпускайте: легкая боль не даст придумывать пугающие сценарии.

Каких действий избегать при боязни полетов

Чтобы ваш отзыв о путешествии авиалайнером был благоприятным, исключите факторы, повышающие тревожность. Примите во внимание следующие советы:

  • Откажитесь от употребления кофе и продуктов с кофеином. Ваши нервы возбуждены, и дополнительная стимуляция не требуется.
  • Ища информацию о модели самолета, не сосредотачивайтесь на данных о крушениях.
  • Не думайте, что научиться переключать мысли — сложная задача. Нейтрализовать иррациональные страхи реально, когда вы располагаете фактами. Если вы боитесь турбулентности, изучите вопрос досконально. Ведь большая часть опасений обусловлена простым незнанием! В следующий раз, когда вас одолеет боязнь, перечислите в уме факты, подтверждающие безопасность перелетов.
  • Приучите себя игнорировать шумиху, которую СМИ раздувают вокруг небольших сложностей. Например, в конце января 2018 г. в России произошел инцидент: после приземления воздушного судна пассажиры готовились покинуть салон, когда у одного из них загорелось зарядное устройство для телефона. Проблема была устранена за минуты, но СМИ разразились заголовками «Самолет чуть не вспыхнул из-за гаджета». Почему? Журналисты хотят привлечь аудиторию, а этого не сделать рассказами о том, как слаженно отреагировал экипаж на заурядный инцидент.

Запомните, что неведение — главный враг. Чем больше вы знаете о самолетах, тем спокойнее будете летать. По необходимости вы даже отправитесь на аэродром и возьмете несколько уроков пилотирования: поняв происходящее, вы перестанете волноваться.

Самолет — самый безопасный транспорт: несколько фактов

Как же перебороть страх полетов на самолете? Напоминайте себе о результатах статистических исследований. Департамент транспорта в США предоставил данные, согласно которым наибольшую опасность представляет автомобиль. Если вы путешествуете по магистрали, риск погибнуть в аварии составляет 1 из 654, а для мотоциклистов — 1 из 114.

Почему же люди боятся перелетов? В основном из-за шумихи в СМИ, связанной с катастрофами. Каждое событие освещается столь подробно, что создается впечатление, будто несчастные случаи происходят часто. Напоминайте себе об этом, и страх отступит.

Советы напоследок

Люди с гиперактивным воображением заставят его сыграть им на руку. Если вы склонны придумывать сценарии развития событий, переключитесь на позитив. Представляйте идеальное путешествие: начните с прибытия в аэропорт, вообразите, как поднялись на борт, познакомились с милыми соседями и благополучно долетели. Чем чаще вы воображаете предстоящий перелет в положительном свете, тем проще справитесь с задачей.

Не избегайте путешествий воздушным транспортом, иначе мнительность разыграется и охватит другие сферы жизни. Преодолейте страх и возьмите ситуацию под контроль!

Исследования японской авиакомпании показали, что от боязни полетов на самолете страдают 72 % пассажиров. В некоторых случаях речь идет о фобии, и победить ее удается лишь с помощью терапии. Но с мнительностью вы справитесь самостоятельно: попробуйте на практике советы и выберите те, которые помогают именно вам.

Введите свой маршрут и выберите наиболее доступный перелет от Aviasales.ru

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога — и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься — почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха, начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся — аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. — Прим. Лайфа) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы — почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей — это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас — ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа — самая сложная — им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь — за две недели или за месяц, — они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: «Никто не погиб», «Пострадавших нет». Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе — штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки — это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт — паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет «выйти» в полёте.

«Как говорили классики, знание — сила», добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт — посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не «бежит», но ещё не летит, потом отрыв — и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный — среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать — там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы — теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять «бочку». Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь — хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят «болтанку» — азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете — верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде — есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300—400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах — значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи «Я люблю тебя, Маша», слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле — надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов — 17 лет. Самый молодой — у «Победы»: у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, «детские болезни» есть, так и здесь — вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Как перестать бояться летать на самолете: что делать чтобы перебороть страх

Аэробофия, или страх перед полётом, относится к разряду фобий, присущих многим людям. Он относится к инстинкту самосохранения, что является абсолютно естественным. Чтобы пройти путь избавления от страхов самостоятельно и научиться, как не бояться летать на самолёте, необходимо разобраться в причинах и способах избавления от аэрофобии.

Аэрофобия – болезнь или нет

Аэрофобия – это страх перемещения на любых летательных аппаратах. Его сложно контролировать и преодолевать, он базируется на опасении высоты и боязни замкнутых пространств.

Важно! С точки зрения психиатрии клаустрофобия не является болезнью, а относится к выраженному симптому, который легко поддаётся корректировке и не требует вмешательства психиатра.

Специалисты утверждают, что обычно фобия лететь появляется после 25 лет. По этой причине дети всегда спокойно ведут себя в самолёте, потому что не осознают опасности. 15% взрослых боятся летать.

Основными симптомами аэрофобии, которые мешают преодолеть страх полёта на самолёте, являются:

  • нервозность за несколько дней до полёта;
  • отказ от путешествия из-за страха;
  • учащённое дыхание;
  • потребность в алкоголе до и во время полёта;
  • анализ перемещения по салону экипажа;
  • представление в воображении картин авиакатастроф;
  • постоянный поиск в СМИ информации об авиакатастрофах.

Корректировка состояния аэрофобии заключается в обучении человека способам релаксации и самоконтроля. Самый простой способ, который применяют психологи, – это применение компьютерных технологий. Для этого будущего пассажира сажают перед симулятором полётов и включают имитацию присутствия в кабине пилота или в салоне. Как только давление и дыхание будет стабилизировано, можно считать, что боязнь отступила.

Почему люди боятся летать на самолётах

Если попросить человека объяснить свой страх летать, он не сможет чётко сформулировать его причины. Однако они общие для всех, кто имеет аэробофию:

  • постоянный просмотр мировых новостей, в которых появляются сообщения про авиакатастрофы;
  • человек смотрел фильмы-катастрофы, в которых было показано, как падает самолёт;
  • есть собственный негативный опыт, когда судно попало в зону турбулентности или была неудачная посадка;
  • страх высоты провоцирует страх летать на самолёте в 90% случаев;
  • страх смерти;
  • знакомый лётчик рассказал страшные истории;
  • не научили справляться с нервами;
  • боязнь замкнутого пространства;
  • наличие в салоне пассажиров, которые заметно нервничают, и это состояние передаётся другим.

Важно! Учёные выявили, что чаще всего к появлению фобии предрасположены люди с очень развитой фантазией. Они представляют во время полёта все виденные ранее сцены из фильмов и воспроизводят их в своём воображении.

Что делать, если боишься летать на самолётах

Проблема боязни перелётов может возникнуть в двух ситуациях:

  • перед поездкой, в аэропорту при виде самолётов;
  • после взлёта на борту.

В первом случае намного проще преодолеть страх перелёта. Для этого достаточно сходить в ближайший бар и выпить не более 150 граммов спиртного. Больше нельзя, так как в воздухе алкоголь начинает действовать намного сильнее и удвоит своё воздействие. Алкоголь расслабит, вызовет эйфорию.

Перед полётом перестаньте смотреть новости. В мире случаются катастрофы, которые активно обсуждаются в средствах массовой информации. Устройте себе «новостной вакуум», чтобы не увидеть ситуацию, которая усугубит ваши опасения.

Специалисты советуют всегда, особенно в первый раз, приехать в аэропорт заранее. Регистрация на рейс начинается обычно за 2 часа до посадки. Если есть возможность, следует приехать на час раньше. Постойте, понаблюдайте за садящимися и взлетающими самолётами. Вы увидите, что нет ничего страшного, хотя по статистике 70% катастроф происходят во время взлёта и посадки.

Так у вас будет время спокойно сдать багаж, пройти регистрацию, прогуляться по зданию аэропорта и привыкнуть к окружающей обстановке. Если все процедуры проходить в спешке, это только добавит нервозности.

Важно! Если страх настолько большой, что начинается паническая атака, лучше от полёта отказаться. В таком состоянии категорически нельзя подниматься на борт. Это опасно для здоровья, а также паника на борту может стать причиной непредвиденной ситуации и неадекватного поведения, которое трудно контролировать в замкнутом пространстве.

Если боязнь началась на борту во время полёта, следует принять факт, что риск умереть во время авиакатастрофы намного ниже, чем по дороге в аэропорт во время автокатастрофы. По статистике, самолёт является самым безопасным видом транспорта. На 1 миллион вылетов случается 1 происшествие. 90% всех катастроф относятся к небольшим частным суднам, случаются из-за ошибки пилота и не относятся к гражданской авиации.

Почему не стоит бояться летать на самолёте

Самые распространённые страхи во время полёта одинаковые для многих людей.

Турбулентность
Из-за турбулентности не происходило ни одного крушения самолёта, такое состояние не грозит современным лайнерам, которые разработаны с учётом всех физических явлений и воздействия воздушных потоков.

Отказ двигателя
Пассажирские самолёты имеют систему планирования, которой управляет автопилот. При отказе всех двигателей, хотя такая ситуация крайне редкая, воздушное судно будет посажено в ближайшем аэропорту или на грунт.

Самолёт старый, сломается
В авиации нет понятия «старый» или «новый» самолёт. Есть понятия «исправный» и «неисправный». Перед полётом каждое судно проходит проверку, неисправный самолёт на рейс не выпускают.

Пилоты пьяные/не в себе
Пилоты перед вылетом проходят медицинский осмотр, поэтому такая ситуация невозможна.

Пилоты начнут лихачить
Действия пилотов полностью контролирует система «автопилот», которая предупреждает об ошибках. Они также хотят жить, поэтому рисковать своей жизнью не намерены.

Это должно помочь убрать страх полёта самолётом. Такие мысли возникают у любого здравомыслящего человека. Просто примите как факт, полёт намного безопаснее езды на автомобиле. Стоит изучить данные статистики, которые покажут реальную цифру по поводу безопасности полётов.

Как преодолеть страх полёта

Отличный совет – самостоятельно заранее выбрать место. Мысль о том, что вы планируете своё путешествие снизит чувство тревоги. Часть ответственности вы переложите на себя, тем самым будет установлено психологическое равновесие из-за понимания, что другие люди не управляют вашей жизнью. Такой психологический приём даёт уверенность в себе, помогает справиться с нервозностью, уменьшает страх, притупляет чувство тревоги.

Не пугайтесь новых звуков
Летящим первый раз на борту очень некомфортно, так как они внимательно следят за всем, что происходит, не могут расслабиться.

Во время полёта, при взлёте и посадке будет много новых различных звуков. Такой процесс абсолютно нормальный. При посадке двигатель работает почти бесшумно, пугаться не нужно.

Важно! Не вслушивайтесь при полёте в каждый звук. Будучи неспециалистом, понять работу самолёта вы не можете, поэтому расслабьтесь, предоставив себя профессионалам.
Слушайте музыку
При полёте бизнес-классом пассажирам предлагают индивидуальные наушники, через которые можно подключиться, просматривая выбранный фильм. Если летите чартером, посторонние звуки будут сильно отвлекать. Скачайте несколько альбомов любимой группы, слушайте музыку, которая вас расслабит, уберёт панику.

Приготовьтесь к турбулентности
Турбулентность – попадание самолёта в зону сильных потоков ветра, после чего начинается тряска. Такое состояние может сильно напугать человека, который впервые летит. Ситуация неприятная, хотя угрозы не представляет совершенно никакой.

Следует помнить: турбулентность для самолёта неопасна, конструкция воздушного судна крепкая, крылья останутся, обшивка также. Экипаж отлично знает правила ведения самолёта, поэтому пассажирам следует максимально расслабиться, подождать, успокоиться.

Важно! Единственная опасность турбулентности – возможность выпасть из кресла. Поэтому следует пристегнуться.

Постарайтесь уснуть
Проспать весь перелёт – самое лучшее решение. Если можете уснуть, можно избавиться от аэробофии.

Скачайте приложение симулятор самолёта
Приложение является отличным вариантом, который может научить не бояться летать на самолёте. Это помогает побороть аэробофию и страхи. Оно наглядно рассказывает обо всех процессах, которые происходят вокруг вас, объясняет звуки, которые вы слышите, предупреждает заранее о зонах турбулентности. Можно считать, что рядом сидит опытный пилот.

Вспомните о Боге
Если вы верующий человек, обязательно помолитесь. Молитва имеет успокаивающее свойство, помогает снять стресс и притупить страх полёта на самолёте, особенно в первый раз.

Помогают ли таблетки от страха летать

Перед приёмом любых препаратов обязательно проконсультируйтесь с врачом, который назначит таблетки, подходящие именно под ваши симптомы. Все таблетки, которые подходят для лечения симптомов аэрофобии, делятся на три группы:

  • лёгкие седативные растительные препараты;
  • транквилизаторы;
  • барбитураты.

Начнём с того, что барбитураты являются препаратами, которые назначает врач для оказания сильнейшего противосудорожного седативного эффекта. Данная группа препаратов приравнивается к наркотическим веществам, поэтому строго регламентируется для приёма. Такие препараты нельзя открыто купить, они должны быть выписаны врачом согласно рецепту.

Важно! Барбитураты вызывают стойкую зависимость, поэтому используются только при сильнейших неврозах, сопровождающихся паническими атаками, конвульсиями, бессонницей. Принимать их для преодоления страха полёта категорически не стоит, в таком состоянии мы перестаём осознавать происходящее, когда сон пересиливает опасения.

Транквилизаторы более слабые. Врач может назначить короткий курс, чтобы устранить симптомы нервного расстройства. Они воздействуют на нервную систему, уменьшая выраженное эмоциональное возбуждение. Такие таблетки могут назначить перед полётом, чтобы уменьшить тревожность, снять эмоциональное напряжение, побороть страх, убрать фобию.

Важно! Транквилизаторы действуют от 6 часов до 2 суток, можно после назначения врача принять лекарство, если очень страшно во время перелёта.

Теперь рассмотрим лёгкие седативные растительные препараты:

  • Новопассит.
  • Персен.
  • Настойка пустырника.

Препараты на растительной основе есть в каждой домашней аптечке. Эти лекарства обязательно следует взять в путешествие, чтобы перебороть страх полёта. Они не имеют противопоказаний, побочных эффектов, не требуют назначения врача.

Важно! Минус растительных седативных препаратов в том, что они не спасают от приступов панической атаки, для этого следует иметь таблетки более сильного воздействия.

Можно сделать вывод, что таблетки помогают побороть страх полёта, однако, причину появления фобии не устраняют. Они помогают временно, но не являются панацеей.

Как побороть страхи перед полетом на самолете у ребенка

Многие родители сталкивались с ситуацией, когда ребёнок поддаётся панике перед путешествием. Чтобы уменьшить страхи и избавиться от детской аэрофобии, следует прибегнуть ряду советов, которые дают опытные родители.

Важно! Самый важный совет всем родителям: перестаньте паниковать сами. Ваша нервозность и настроение передаётся детям, которые видя это, начинают бояться летать. Поэтому ваше спокойствие для большинства ситуаций является самым важным фактором, который поможет убрать чувство страха у ребёнка любого возраста.

Следует помнить: дети 1 – 5 лет интуитивно боятся летать, потому что чувствуют нервозность родителей. Поэтому панику следует строго прекратить даже на уровне подсознания. С 5 лет дети имеют осознание смерти, поэтому живое воображение может создаться на основе увиденных фильмов, новостей, картинок авиакатастрофы.

Также следует строго-настрого запретить дома разговоры, что такие путешествия опасны, чтобы побороть аэрофобию. Следует ограничить просмотр новостей, фильмов такой тематики. Детская фантазия может создать картину, после которой будет сложно уговорить ребёнка летать. Крики, паника, скандалы на борту вам будут обеспечены.

Страх у детей и проблемы с перелетами проявляются по-разному в зависимости от возраста:

  • Дошкольник может испугаться рёва моторов, шумных соседей, начать плакать. Он может хотеть есть или пить, быть уставшим. Поэтому перед поездкой следует накормить ребёнка, обеспечить полноценный сон.
  • Дети часто плачут, потому что закладывает уши. Для этого нужно взять леденцы, которые следует рассасывать во время взлёта. Новорождённому ребёнку следует давать грудь или бутылочку.

Чтобы научиться не бояться летать на самолете, следуйте советам:

  1. Расскажите обо всех этапах, посмотрите вместе фильм, рассказывающий про устройство самолёта. Такие действия заинтересуют ребёнка, снимут напряжение, страх, отвлекут от страшных мыслей.
  2. Старшим детям стоит рассказать этапы подготовки: регистрацию, сдачу багажа. Можно доверить ему процесс обмотки, чтобы он чувствовал свою важность, гордость за себя.
  3. Придумайте совместное занятие, которое отвлечёт ребёнка. Большинство перелётов занимают 2-3 часа, этого времени достаточно, чтобы дети были заняты. Можно читать книгу, лепить пластилиновые фигурки, рисовать, складывать пазлы, играть негромко в настольную игру.
  4. Если есть возможность, можно заранее съездить в аэропорт, показать его работу, взлёт/посадку.
  5. Во время полёта выбирайте места ближе к проходу, чтобы ребёнок не видел пугающие картины высоты.
  6. Акцентируйте внимание преимуществами отдыха, моря, гор, отеля. Там будет весело, много новых друзей, мороженое, сладости, красивый аквапарк.
  7. Отличная идея бороться со страхами ребёнка – купить ему новую игрушку, которую отдать в самолёте. Это значительно отвлечёт внимание.
  8. Старшим детям можно рассказать устройство кабины пилота.

Самолёт является самым безопасным видом транспорта, поэтому нужно учиться принимать факты, избавляться от страхов после 12-13 лет.

Реальные советы от людей, победивших страх

Люди, которые смогли перебороть страх перед полетом на самолете, рассказывают разные способы, как перестать бояться летать. Одним помогает выпить перед рейсом, этот способ подходит для забвения и расслабления. Другие страдают, потому что видели случаи, когда судно потерпело крушение, поэтому побеждать причины подниматься в воздух после такого очень сложно. Также многие фобии генерируются нами самими. Советы, как не бояться летать, от реальных людей помогут справиться:

Постарайтесь уснуть
Выбирайте место, которое находится возле иллюминатора, ближе возле хвоста. Сюда редко сажают пассажиров, которые имеют детей, поэтому уровень шума будет очень низкий. Кресло возле окна самое удобное, можно прислониться, закрыв шторку и убрав лишний раздражающий свет. Даже если летите лоукостом, можно добавить 10 – 15 евро, выбрать удобное место, чтобы лететь комфортно.

Сиденье нужно откинуть максимум, такая поза расслабит спину, заснуть получится намного быстрее. Если сзади соседям некомфортно, попросите плед, сверните его валиком, чтобы поясница была максимально расслаблена, тогда уснуть получится быстро. Ноги нужно держать слегка согнутыми, под них следует положить упор.

Надувную подушку нужно зафиксировать между грудью и подбородком, часто кресло достаточно эргономичное, спать можно без подушки. Правильно зафиксированный подбородок избавит от внезапного пробуждения, если начнётся турбулентность.

Важно! Многим сложно расслабиться, поэтому уснуть бывает непросто. Поэтому перед полётом проведите бессонную ночь, после чего пересилить ощущение нервозности будет легко, организм просто сам уснёт.
Алкоголь
Многим помогает совет выпить, чтобы перебороть страхи полета на самолете и уменьшить нервозность. Этот способ борьбы с аэрофобией помогает не всем, поэтому лучше выпить зелёный чай, который содержит микроэлементы, способствующие снятию стресса.

Еда
Следует избегать переедания, лучше перекусить неплотно.

Заранее побороть джетлаг
Джетлаг – синдром смены часовых поясов, который возникает после пересечения больших расстояний. Хуже всего он чувствуется, если лететь в Азию, потому что время светового дня сокращается, человек технически возвращается «назад». Полёты в Европу легче переносятся, потому как джетлаг делает световой день длиннее.

Если предстоит длительный перелёт, синдром может проявиться особенно остро. Чтобы этого избежать, следует перед полётом несколько дней максимально часто гулять в светлое время суток. Это поможет организму настроиться на нужный лад.

Таковы основные способы, как перестать бояться летать на самолете и безопасно настроиться на лёгкое путешествие. Миллионы людей ежедневно летают, хотя их тоже пугали новости, которые лучше не смотреть. Все научились бороться со своими фобиями, поэтому научитесь и вы.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*