admin / 01.03.2020

Микеланджело и сикстинская капелла

Жизнь — театр

Ну вот добрались и до этой темы. Это настолько захватывающая история, что на ней надо остановиться подробнее. Все началось со строительных раскопок, имевших место в 1504 году неподалеку от Сикстинской капеллы. В результате этих действий, потолок папской домовой церкви был сильно поврежден и покрылся трещинами. Началась реконструкция, которая привела к тому, что возникла потребность обновить и роспись потолка (на тот момент это были сверкающие звезды на ночном небе). Однако у правящего Папы Юлия II возникла другая идея.

Есть очень хороший фильм рассказывающий о «любви-ненависти» папы и мастера, называется «Агония и экстаз» (The Agony And The Ecstasy), в котором Микеланджело играет Чарлтон Хестон. Очень советую посмотреть. Но продолжу. Папа Юлий II

У папы возникла идея более масштабная. С размахом, так сказать. Он решил расписать свод по-новому и в самом что ни на есть величественном стиле.
Итак,
Рим. 1506 год. Весна. Скандал.
Серьезная размолвка между Микеланджело и Юлием II из-за масштабного проекта папской гробницы, статуи для которых понтифик заказал скульптору.
Буонарроти вкладывает колоссальное количество времени и сил, проводит несколько нелегких месяцев в Карраре для того, что лично подобрать лучшие сорта мрамора.Кадр из фильма.

С этим проектом он связывает большие надежды. И тут как гром среди ясного неба – Юлий II отказывается платить за привезенный мрамор!
После эмоциональной сцены объяснения с Папой, Микеланджело в бешенстве покидает Рим. Он возвращается во Флоренцию. И только после неоднократных просьб, требований, увещеваний и призывов Юлия вернуться, скульптор с ним встречается и, поостыв, даже просит прощения за свои дерзкие слова.
Но о продолжении работ над гробницей речи уже не идет.
Если верить Джорджо Вазари (итальянский художник и писатель), то подножку мастеру подставит его недоброжелатель – любимый архитектор понтифика Донато Браманте.Донато Браманте
Именно он убедит Папу в том, что строить гробницу при жизни плохая примета. И именно он предложит кандидатуру Микеланджело на роспись потолка капеллы.
План интригана расчетлив и коварен – полностью дискредитировать в глазах общественности известного скульптора, ведь Микеланджело никогда не занимался живописью, а значит должен был потерпеть сокрушительное фиаско. Браманте жаждет убрать хотя бы на время со своего пути этого талантливого выскочку и сам заняться гробницей Папы.
Но из писем флорентийца Пьеро Росселли, адресованных Микеланджело, вырисовывается иная картина. По его словам, следует, что именно Папе пришла в голову мысль поручить роспись свода Сикстинской капеллы Буонарроти. Что до Браманте, то тот, напротив, пытался отговорить Юлия от этой безумной затеи, утверждая, что скульптор не справится. У архитектора был свой протеже на этот проект – его друг и родственник Рафаэль Санти. Но Росселли вступился за честь земляка, и судьба Микеланджело была решена.
В общем, господа, история покрыта мраком. И до сих пор исследователи не могут придти к единому мнению, почему же все-таки для этой глобальной цели был выбран скульптор, а не какой-нибудь известный художник.
Как бы там ни было, в апреле 1508 году Микеланджело подписывает договор с Папой и приступает к работе.Коллаж из фильма

И сразу сталкивается с первой серьезной проблемой.
«Летящие леса»
Отмена служб на время росписи не входила в планы Понтифика, поэтому возникла потребность в лесах особой конструкции – таких, чтобы художники не мешали священникам в их традиционной процедуре служения Господу.
И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Он берется выполнить поставленную задачу и проектирует леса таким образом, что по его задумке мостки должны подвешиваться на канатах. Но упс, мостки не могут быть прибиты к воздуху, в подвешенном состоянии они имеют свойство раскачиваться. Да, незадача…И тогда Браманте предлагает пробить отверстия в потолке для дополнительных веревок с целью закрепления конструкции. Довольный собой, он презентует идею Микеланджело, но тот лишь смеется при виде этого плода инженерной мысли. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Заделать их будет невозможно. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте? На этот вопрос у архитектора не нашлось ответа.
Ситуация довольно деликатная, так что дело решают отправить на рассмотрение Папе, который встает на сторону Микеланджело и приказывает ему сконструировать и возвести подмостки по собственному проекту. И тот блестяще справляется с этой задачей. Гений проектирует так называемые «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, которые, по задумке Буонарроти, должны были быть вмонтированы в стены около окон при помощи совсем небольших отверстий.Кадр из фильма
Под лесами Микеланджело планирует натянуть экран из ткани для предотвращения падения краски и раствора вниз.
Эта же конструкция будет использована в наши дни для реставрации свода капеллы.
Некоторые источники утверждают, что великий художник работал лёжа. Но это не так. Микеланджело делал роспись стоя, запрокинув голову назад. Четыре года, проведенные в таком положении, дадут о себе знать артритом, сильным сколиозом и инфекцией ушей от постоянно падающей сверху краски.Кадр из фильма
Помимо этого, гений эпохи Возрождения сильно испортит зрение и долгое время будет читать и рассматривать рисунки снизу вверх прямо над головой.
Но вернемся к нашей истории.
Скульптор приступает к процессу росписи после нескольких месяцев подготовки эскизов рисунков, возведения лесов, обработки поверхности для нанесения изображений.
Кстати, сказать, что у Микеланджело на момент начала работ вообще не было опыта в настенных фресках и живописи, значит, сказать неправду. Согласно историческим сведениям, он имел шанс познакомиться с этой техникой в мастерских Гирландайо, обучаясь там в 1487 году. Но с тех пор ни разу не практиковался в этом виде искусства, не считая эпизода своеобразного соревнования с Леонардо да Винчи, когда обоим было поручено сделать роспись стены в зале Большого совета дворца Сеньории во Флоренции.
Проектировка специальных лесов становится не единственной проблемой, с которой придется столкнутся великому творцу. Микеланджело начинает расписывать потолок, как вдруг выясняется, что изображения покрываются плесенью. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Он сбивает поврежденную роспись и продолжает работу, используя уже более устойчивый к плесени раствор. Все это время с ним рядом находятся его помощники.
Муки и радости
К слову будет сказано, изначально заказ Папы Юлия II заключался только в изображении фигур 12 апостолов. Но Микеланджело яростно отказывался от этой идеи по причине ее «бедности». После долгих препираний и споров папа уступил и позволил скульптору расширить иконографию по собственному желанию. Так родился грандиозный проект величественной росписи потолка, содержащий в себе сцены из Библии. И вот здесь мы с вами просто обязаны остановиться подробней.
Своей новой программой росписи великий мастер осуществил связь с фресками Боттичелли, Перуджино и других художников, о которых я рассказывала в начале статьи.
Зона над портретами пап и треугольники над окнами посвящены теме земного человека и предков Христа. Это так называемый нижний пояс свода.Потолок с южной стороны

Выше мы видим изображения пророков и сивилл (в античной культуре прорицательницы, зачастую предрекавшие бедствия), обладающих особым пониманием божественного и предсказавшие приход Спасителя. Это – средний пояс свода.Пророк ИезекильСивилла
Центр потолка – это самая масштабная работа, которая включает в себя 9 эпизодов из Книги Бытия, начиная с сотворения мира, заканчивая опьянением Ноя. Эти сцены объединены в три группы и раскрывают три основные темы:
Создание Небес и ЗемлиАдам и ЕваИстория Ноя

В углах капеллы мы можем видеть ветхозаветные истории спасения народа Израиля. А чтобы вы представили себе все это наглядно, я покажу вам схему свода: Потолок полностью.

Очень кропотливый, просто каторжный труд четырех лет, ведь впоследствии Микеланджело будет расписывать потолок в одиночестве.
Он будет буквально жить в этой церкви, покидая ее исключительно на время сна. Будет сам готовить раствор, растирать краски и, в силу недостаточного опыта работы с настенной живописью, будет учиться всему прямо по ходу работы.
Ход работы
О том, как продвигался процесс росписи, сказано очень много, существует достаточное количество свидетельств современников Микеланджело, его биографов, а также теории современных исследователей, историков и искусствоведов. Каждый уважающий себя гид, специализирующийся на музеях Ватикана, обязательно остановится более подробно на эпизоде о том, как продвигались работы, как менялись по ходу пьесы планы и стиль мастера, каковы были его замыслы и т.д.
Я же не буду долго распространяться на эту тему, так как в своем развернутом виде она относится больше к искусствоведческому разделу. Но и совсем без информации я вас, конечно, не оставлю.
Итак, Микеланджело решает начать работу с дальнего конца капеллы, с того, где находится вход в само здание, и продвигаться по мере росписи к алтарной стене. Логически финальная сцена трилогии – фреска «Опьянение Ноя»– становится в работе первой.Опьянение Ноя

В этом цикле, посвященном истории Ноя, фигуры персонажей мельче, количество их больше, по сравнению со сценами двух других циклов. Но по мере продвижения к алтарной стене, мы видим изменения. Изображения ключевых персонажей становятся более масштабными. К последней созданной сцене «Отделение света от тьмы», которая является логическим началом всех трех циклов, Микеланджело достигает наивысшей композиционной точки всего своего замысла.Отделение света от тьмы.

Почему же так получилось, спросите вы. Безусловно, этому есть свое объяснение.
Ноябрь 1509 года. Второй год кропотливых работ.
Согласно Вазари, после создания сюжетной линии «Сотворение Евы», мастер принимает решение разобрать леса для того, чтобы смонтировать их в другой половине церкви.Сотворение Евы

И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. Для самого Микеланджело это становится прекрасной возможностью обозреть выполненную им композиционную часть цикла снизу, без загромождений в виде лесов, без палитр, кистей, красок, картона и прочих мешающих предметов. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Персонажи не просматриваются на такой высоте! Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. После сюжетов «Грехопадения и Изгнания из Рая» и «Сотворение Евы», которые входят во второй тематический цикл, изображения героев становятся крупнее, лаконичнее и намного выразительней. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, «Сотворение Адама».Сотворение Адама

Но такая очевидная смена стилей никоим образом не влияет на единство восприятия всей росписи в целом. Знаете почему? А из-за цветового решения. Микеланджело прибегнул к чистым, несмешанным, сильным и ярким тонам, первоначальный блеск которым вернула реставрация, закончившаяся в 1994 году.

Папа и Буонарроти
Думаю, этот момент тоже необходимо отметить, потому что отношения Папы Юлия и скульптора Микеланджело – это просто песня 🙂
Дорогие мои, не думайте, что в процессе работ Микеланджело сталкивался со сложностями исключительно художественного характера. Были и другие события, которые не давали художнику расслабиться ни на секунду.
Как то вопросы финансирования. К примеру, в августе 1510 года финансирование проекта было остановлено по причине нехватки денег в папской казне. Юлий II покинул Рим для участия в боевых действиях, вернулся только летом 1511 и сразу заставил Микеланджело убрать леса, чтобы посмотреть роспись свода. За этот прошедший год, даже несмотря на проблемы с финансами, папа оказывал давление на Буонаротти, чтобы тот завершил работу как можно скорей. В этой связи гиганту эпохи Возрождения пришлось трудиться в бешеном ритме, буквально как рабу на галерах. И это можно понять по его последним фрескам. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что изображения выполнены более обобщенно, без особой детализации, но так же грандиозно и очень эффектно, как и предыдущие! Вот что значит гений.
Папа же постоянно спорил с Микеланджело о том, что изображения выглядят совсем «бедненько», без блеска и сияния, мало синего цвета и золота. На что последний всегда парировал тем, что на плафоне изображены святые люди, которые не были богаты.
Целиком и полностью фрески были завершены осенью 1512 года, и в октябре состоялось торжественное открытие Сикстинской капеллы.
Кстати, интересным является одно из свидетельств, повествующее о том, что Папа Юлий II в течение процесса росписи неоднократно пытался взобраться на леса с целью контроля, но Буонарроти каждый раз бранился как сапожник и Папе ничего не оставалось, как отступить. Но иногда ему все-таки удавалось настоять на своем, и тогда Микеланджело позволял подняться к нему наверх, чтобы под неровным светом свечи Папа мог рассмотреть сделанную работу.Кадр из фильма
На самом деле, отношения Папы Юлия и Микеланджело вообще были очень трогательными. Истинно итальянскими.
Микеланджело кричал и хлопал дверью, Папа дубасил его палкой, но оба любили друг друга без памяти. Юлий очень высоко ценил талант горделивого скульптора, осыпал его почестями, одаривал деньгами и подарками, не забывая при этом поколачивать Микеланджело за своенравный характер.
Страшный суд
Через 25 лет Микеланджело вернется в эту же капеллу для того, чтобы явить миру еще один свой бесценный шедевр –огромную настенную фреску «Страшный суд», обличающую все пороки и слабости человека.Страшный суд

Эта масштабная работа занимает полностью всю стену позади алтарной части. Тема росписи глубока и серьезна – Второе пришествие Христа и апокалипсис.
В 1534 году, когда 60-ти летний Микеланджело вернется в Рим для выполнения новой миссии, уже не будет в живых ни Папы Юлия II, ни Рафаэля, ни Браманте. Художник получит заказ от нового Понтифика, Климента VII, который также захочет вписать свое имя в историю мирового наследия, как это сделали его предшественники – Сикст, Юлий и Лев X (в чье правление будут изготовлены великолепные гобелены по картонам Рафаэля, о которых я вам расскажу чуть позже).
Но вот ведь незадача, вскоре Климент VII тоже отойдет в мир иной и Микеланджело вернется обратно во Флоренцию в полной уверенности, что заказ больше не актуален, займется другими проектами и практически забудет идею росписи алтарной стены бывшей папской домовой церкви.
Но часто бывает так, что сама Судьба и само Провидение вмешиваются в планы, меняют ход событий, да и вообще, как говорится, «что суждено, того уж не изменишь». Именно это и произойдет с историей создания фрески «Страшный суд».
Пройдет время, сменятся лица, назначатся новые папы и жизнь выведет на сцену Павла III, который реанимирует идею украсить алтарную стену грандиозной росписью.Папа Павел III

Это станет логическим завершением, финальным аккордом целостного внутреннего убранства Сикстинской капеллы.
Микеланджело вернется к этому проекту в 1536 году по указу Папы Павла. И вы себе не представляете, насколько серьезные подготовительные работы будут проведены!
Три фрески, нанесенные на алтарную стену в XV-начале XVI века и связанные с росписью второго яруса (история Моисея и Христа), будут принесены в жертву. Несколько портретов пап, два люнета с предками Иисуса, расписанных Микеланджело 25 лет назад – тоже.
Конфигурация стены будет изменена с помощью кирпичной кладки. Ей придадут уклон внутрь помещения во избежание оседания пыли в процессе росписи. А два окна ее окна будут заделаны.
И начнется очередной адский труд гения всех времен и народов, божественного Микеланджело Буонаротти…
Изначально ему предложат выполнять работу в технике масляной краски, так как техника «чистой фрески» уже слишком сложна физически для пожилого мастера. Но надо знать Микеланджело! Конечно, он категорически отвергнет такую заботу со словами, что писать маслом «занятие для женщин и богатых лентяев». Таким образом, стена будет подготовлена именно под фресковый вариант.
Работы будут продолжаться более четырех лет. Папа освободит художника от всех параллельных проектов для максимальной концентрации на «Страшном суде». Как и в случае с потолком, Микеланджело будет расписывать стену в одиночестве, пользуясь услугами единственного помощника, да и то лишь для приготовления красок и нанесения штукатурки.
Когда процесс создания фрески будет подходить к концу, пожилой художник упадёт с лесов и работы будут приостановлены на месяц.
Торжественное открытие «Страшного суда» состоится в 1541 году, в канун Дня Всех Святых, в ту же самую ночь, что и 29 лет назад, когда был показан потолок.Страшный суд
И теперь скажу буквально пару слов о самой композиции картины.
Условно она делится на 3 части:
Верхняя часть – ангелы с атрибутами Страстей Христовых.
Центральная часть – Христос и Дева Мария между блаженными.
Нижняя часть – конец света: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в ад.
В этом шедевре Микеланджело изобразил немногим более 400 персонажей, центральной фигурой среди которых является, конечно, сам Спаситель. Есть сохранившиеся свидетельства очевидцев о том, что когда Папа Павел III увидел финальный, законченный вариант картины, он был настолько поражен, что упал на колени и начал горячо молиться.
Но фреска рождала как бесконечное восхищение, так и самую что ни на есть жесткую критику.
Кампания фигового листка
Ну уж очень хочется поведать вам одну историю, связанную с серьезным конфликтом, произошедшим между кардиналом Карафой и Микеланджело во время работ последнего над «Страшным судом». Она известна всему миру под забавным названием «Кампания Фигового листка». Обещаю не разочаровать вас своим рассказом.
Знаете ли вы, что Микеланджело был в одном шаге от обвинения в ереси? Да-да, господа, вы не ослышались. Именно Микеланджело. И именно в ереси. Если вы читали мою статью Ватикан, то уже знаете, что «обвинение в ереси» именем Святой Инквизиции был просто хитом, главным трендом тех времен.
Кто же посмел поднять руку на гения? Кардинал Карафа. Посмел. Да еще как.Кардинал Карафа

Причина скандала заключалась в том, что в «Страшном суде» художник изобразил обнаженные тела, не скрыв гениталии. Причем в самой главной христианской церкви, в Сикстинской капелле! Его обвинили в полной безнравственности и непристойности. А инициатором этих обвинений выступил будущий папа Павел IV, на тот момент еще Кардинал Карафа.
Думаю, сейчас вы презрительно усмехнулись. Какой-то Карафа, подумаешь. Но не нужно недооценивать этот персонаж. И вот почему.
В миру его называли «кардиналом смерти». Карафа был патологически жесток. Именно он стал подлинным основателем папской инквизиции, используя в ее работе самые страшные бесчеловечные пытки. Будучи кардиналом, он запомнился как мрачный вершитель «правосудия», безжалостный и непреклонный в своих поступках и суждениях. Папская инквизиция Карафы судила каждого, невзирая на ранг и происхождение, вынося один за одним смертные приговоры. Помилование мог даровать только Понтифик. На тот момент – Павел III. «Кардинал смерти» сделал блестящую карьеру и впоследствии, к полнейшему ужасу римлян, взошел на престол в качестве Папы Римского Павла IV.
Так что вот с каким противником пришлось столкнуться Микеланджело. К слову сказать, эти двое останутся врагами до самой смерти.
А теперь вернемся к нашей истории.
Если бы не покровительство Павла III, высоко ценившего талант Микеланджело, неизвестно, чем бы закончился этот конфликт.
В любом случае, кардинал отступать не собирался. Вместе с еще одним своим единомышленником, он организовал кампанию, направленную против «неприличной» фрески. Целью этого мероприятия было либо полное уничтожение «Страшного суда», либо его жесткая цензура. Но понтифику и Микеланджело удалось отстоять свой шедевр, который оставался в капелле неприкосновенным вплоть до 1564 года. Вот тогда «кардинал смерти», став Папой, все-таки добрался до картины.
Фреску было приказано «облагородить» и прикрыть все срамные места фиговыми листами или драпировкой. Дело поручили ученику и поклоннику Микеланджело – Даниэлю да Вольтерра, который с трудом исполнил приказ, минимизировав свое вмешательство в работу великого мастера. Однако это вызвало недовольство со стороны общественности и бедный да Вольтерра получил обидное прозвище «штанописец», так как по приказу Карафы ему пришлось прикрывать некоторые интимные части драпировкой.
Во время реставрации в 90-х годах XX столетия большая часть этих вмешательств была удалена.
По ходу рассказа этой истории, в моей памяти всплыл еще один очень примечательный случай. На этот раз комичный
Царь Минос
У Папы Римского Павла III был церемониймейстер. Звали его Бьяджо да Чезена.
И вот достопочтенный Бьяджо, увидев еще не законченную картину «Страшного суда», в ужасе воскликнул:
«Позор, что в столь священном месте изображены нагие тела в столь непристойном виде!»
А погодя, иронично добавил, что это произведение больше подходит для украшения общественных бань и таверн, нежели папской церкви.
Микеланджело не мог снести такое оскорбление и в отместку изобразил Чезену в виде бога Ада – царя Миноса. Да не просто нарисовал портрет его лица, но еще добавил к нему ослиные уши (прямой намек на глупость церемониймейстера) и змею, обмотавшуюся вокруг бедер Чезены, кусающей его в пах.Царь Минос

Согласно легенде, Чезена просил папу о содействии в том, чтобы заставить Микеланджело убрать свое изображение с фрески. Но Павел III был не промах. С совершенно серьезным лицом он ответил Чезене, что его юрисдикция не распространяется на чертей, так что придется церемониймейстеру самому договариваться с художником.
Изображение живо по сей день, как вы понимаете. И пользуется большим спросом у туристов , если они, конечно, знают эту историю. Но, как правило, гиды ее рассказывают, уж больно она потешная.

Сикстинская капелла: 6 интереснейших фактов создания шедевра эпохи Возрождения


Сотворение Адама. Микеланджело | Фото: fwallpaper.net.

Сикстинскую капеллу по праву считают жемчужиной Ватикана. Она расписана лучшими художниками эпохи Возрождения, а венцом творения называют фрески на потолке, созданные Микеланджело. Мало кто знает, что мастер ненавидел эту работу, ведь она отняла у него все здоровье. Об этом и других интересных фактах создания Сикстинской капеллы далее в обзоре.

1. Сикстинская капелла первоначально была крепостью


Древнее изображение Ватикана | Фото: hexapolis.com.

Строительство Сикстинской капеллы было начато в 1477 году. Первоначально она рассматривалась как оборонительное сооружение, в котором смог бы укрыться папа Римский Сикст IV в случае нападения неприятеля. На верхнем этаже постройки даже предусмотрены бойницы. Капелла получила свое название в честь папы.

2. Сикстинская капелла повторяет размеры Храма Соломона


Сикстинская капелла изначально была оборонительным сооружением. | Фото: hexapolis.com.

Снаружи капелла выглядит довольно невзрачно, т. к. изначально она строилась как оборонительное сооружение. Тем не менее, ее размеры (ширина — 13,41 м, длина — 40,93 м, высота – 20,70 м) в точности повторяют очертания Храма Соломона из Ветхого Завета.

3. Над росписью Сикстинской капеллы работали лучшие художники


Сикстинская капелла. | Фото: images2.corriereobjects.it.

Несмотря на то, что венцом творения Сикстинской капеллы называют работу Микеланджело, росписью зала занимались самые именитые художники того времени: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино, Козимо Роселли. Гобелены создавал сам Рафаэль. Мастера создали 16 великолепных фресок (до нас дошло только 12), являющих собой довольно сложные композиции на библейские темы.

4. Микеланджело ненавидел расписывать потолок капеллы


Первоначальный вид потолка Сикстинской капеллы. | Фото: hexapolis.com.

Первоначально потолок Сикстинской капеллы оформлялся художником Piermatteo d’Amelia. Синий фон был усыпан множеством золотых звезд. Но по распоряжению папы, этот потолок был закрашен, а на его месте создавал свой шедевр Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы. | Фото: whoa.fm.

Художник всегда говорил, что он больше скульптор, нежели художник. Однако предложение папы мастер воспринял как вызов и взялся за работу. Но все пять лет, которые Микеланджело потратил на работу над росписью, мастер жаловался своим друзьям, как он ненавидел этот потолок. Художник говорил, что у него «вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком». Распространенное мнение о том, что Микеланджело работал, лежа на спине, не соответствует действительности. Мастер разработал своеобразные подмостки-леса, на которых ему приходилось стоять, запрокидывая голову то вверх, то вниз, то в сторону.

5. Сотворение Адама


Сотворение Адама. Микеланджело. | Фото: hexapolis.com.

Центральная фреска «Сотворение Адама» заслуживает отдельного внимания. Ученые полагают, что изображение Бога на красном фоне напоминает очертания человеческого мозга. К тому же, Всевышний тут изображен в качестве умудренного седобородого старика. Этот образ стал архетипическим, и после Микеланджело практически все стали изображать Бога в подобной ипостаси.

6. Страшный суд


Страшный суд. Микеланджело. |Фото: cdn.dipity.com.

Практически через четверть века после росписи потолка Микеланджело снова призвали сделать еще одну фреску в Сикстинской капелле, на этот раз на алтарной стене. Интересен тот факт, что на том месте уже были фрески Перуджино, но их уничтожили ради нового шедевра. Микеланджело принялся за работу. На стене площадью в 200 кв. метров должна была появиться библейская сцена «Страшный суд».
За то время (22 года), что прошло между первой и последней работой Микеланджело, в церкви произошло много перемен, наступило время Реформации. «Страшный суд» вызвал не только восхищение, но и яростную критику. Обнаженные образы на фреске признали непристойными.

Фрагмент фрески «Страшный суд». Сикстинская капелла. | Фото: trendymen.ru.

Микеланджело на удивление стойко переносил все нападки недоброжелателей и продолжал работать. Единственным безмолвным, но наглядным ответом на подобное отношение к его работе было изображение на фреске одного из рьяных критиков Бьяджо да Чезена с ослиными ушами. Обвивающая его змея означает, что этот человек отправляется в ад за свою похоть.
Все же понтифик велел другим художникам «прикрыть» наготу фиговыми листами, растениями, животными, одеждой. Конечно же, шедевру был нанесен ущерб. В 1590 году другой папа Климент VIII вообще решил уничтожить «Страшный суд», т. к. он считал, что фреска все равно слишком откровенна. К счастью, его отговорили от задуманного.

Сикстинская капелла. | Фото: 2.bp.blogspot.com.

К теме христианства в своих картинах обращались многие художники. Каждое из этих 10 полотен на библейские темы можно назвать настоящим шедевром.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Сикстинская капелла Микеланджело в Ватикане

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи представляет собой ничем не примечательную церковную постройку 15 века на территории современного Ватикана. Однако, в стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

  • Рекомендуем посетить: экскурсия в музеи и капеллу
  • Какие места в Риме нужно посещать с гидом?
  • Вам пригодится: как добраться до Ватикана

История

Сикстинская капелла была построена в 1475-1481 годах по распоряжению понтифика Сикста IV (Sisto IV) во славу успения Марии на небесах.

Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).

Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них — предназначались для нужд церкви, а верхний — галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м — длиной, 13,4 м — шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.

Росписи

Сикстинская капелла известна во всем мире благодаря фрескам, украсившим ее свод и стены в 15-16 веках. Общий план росписи церкви был разработан еще во времена строительных работ. Здание было разделено на три горизонтальных яруса и подлежало украшению снизу вверх. Нижний ярус имел простые декоративные росписи, второй ярус был посвящен событиям Ветхого Завета и сценам из жизни Христа, отраженным в Новом Завете. Самый верхний ярус должен был изображать понтификов, принявших мученическую смерть.

Флорентийцы

Начало работам по украшению Сикстинской капеллы положил Перуджино, мастер умбрийской школы живописи. Он изобразил две картины из жития Христа и одну из Ветхого Завета. К 1480 году напряженные политические отношения между папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории Лоренцо Медичи Великолепного (Lorenzo de’ Medici) несколько потеплели.

В качестве жеста доброй воли Медичи посылает мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик милостиво разрешает им расположиться в Риме и приступить к работам в Сикстинской капелле.

Флорентийцы, при поддержке Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) расписали стены новой церкви. Сюжеты 10 фресок были разработаны и утверждены вплоть до мелочей самим Сикстом IV. Особое внимание было уделено тому, чтобы композиции из Ветхого и Нового Заветов гармонично дополняли друг друга. Усилить впечатление от иконографических росписей удалось художнику Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который изобразил на своде храма в звездное небо.

Потолок

Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на минуту не забывал о том, что значит для католической церкви Сикстинская капелла.

Вклад Микеланджело Буонарроти

В 1508 году понтифик пригласил Микеланджело Буонарроти для реставрации существующих росписей и нанесения новых. Целых 4 года (с 1508 по 1512) ушло у знаменитого мастер на украшение свода.

Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку.

Современники скульптора усматривают в произошедшем происки конкурента Буонарроти — Донато Браманте (Donato Bramante). У Браманте был на примете собственный кандидат для создания фрески — Рафаэль Санти (Raffaello Santi).

Потолок Сикстинской капеллы — был настоящим вызовом для Микеланджело.

Помимо овладения новой художественной техникой, мастер должен был решать организационные вопросы. Как, например, установить леса под самый потолок и при этом не помешать проведению церковных обрядов? «Летящие леса», разработанные художником, крепились на специальных штырях к стенам церкви. При этом художник и его подмастерья оказались на необходимой высоте, а церковнослужители получили свободу передвижений.

Существуют разные домыслы, касающиеся работы Буонарроти под сводом капеллы. Некоторые источники гласят, что мастер работал лежа, при этом краски и штукатурка обильно осыпались на его лицо. На самом деле Микеланджело работал стоя, имея пространство для маневров. Однако напряженная работа под потолком часовни нанесла ущерб здоровью 33-летнего художника.

В довершение всех бед, влажные слои штукатурки, по которым велась работа красками, начали усиленно покрываться грибком. Мастер и его помощники сумели вывести новую формулу «интонако» — состава для пропитки штукатурки, который был устойчив к влажному римскому воздуху.

Несмотря на все превратности судьбы потолок Сикстинской капеллы украсили фрески, объединенные в единый иконографический цикл. Микеланджело изобразил картины, иллюстрирующие девять сцен из Книги Бытия. В миниатюрах свода можно рассмотреть «Отделение света от тьмы», «Жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая».

Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки: сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.

Рассмотрев каждую картину по отдельности можно проследить трансформацию живописи Буонарроти. Из-за большой высоты потолка художник отказался от мелких деталей и вычурных завитков в пользу более лаконичных и четких линий.

Сюжет каждой фрески лаконичен и емок, миниатюры заключены в декоративные рамки, выполненные из травертина. Огромная площадь потолка могла бы вызвать гнетущее впечатление, «давить» на прихожан, если бы не маленькие ухищрения мастера, искусственно разделившего огромный плафон на 47 частей. Небольшие картины и геометрические рамки создают небывалую глубину и детализацию фресок.

Папа Юлий II всячески подгонял Микеланджело, спеша поразить общественность шедевральной диковинкой. Заключительные фрески были написаны в сжатые сроки, однако мастерство художника позволило сохранить глубокое впечатление, производимое плафоном церкви. Также понтифик сетовал на то, что потолок смотрится бедновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ возразил, что святые и сами были людьми небогатыми.

«Страшный суд» (Giudizio universale)

Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. На этот раз будет создан еще более драматический шедевр — стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд.

Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Буонарроти в Рим и обсудил детали оформления алтарной стены в главной часовне Ватикана. Смерть понтифика отодвинула начало работ на 4 года. В 1536 году Павел III (Paolo III) одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.

Масштабная картина, задуманная понтификами, требовала непростых решений. Во-первых, более ранние фрески, нанесенные на стену за алтарем храма, были принесены в жертву новому творению. Во-вторых, над верхней границей картины выложили 40-сантиметровый кирпичный козырек, который бы препятствовал оседанию пыли на поверхность стены.

Подготовив эскизы и закупив краски необходимого качества, Микеланджело приступил к работе в средине 1536 года. Четыре года ушло у художника на создание полной картины, за это время Буонарроти допустил до кистей и красок лишь одного своего помощника, и то для создания небесного фона. Все персонажи были выписаны исключительно рукой мастера.

Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы обнаружили, что вся фреска разделена на фрагменты (квадраты, выполненные за один день), число которых составило 450 шт!

Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве. И для того были веские причины! Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо.

Эта работа 60-летнего Микеланджело была настолько гениальной, что будоражила умы и сердца всех и вся.

Наряду с безграничным восхищением порождала она и недовольство. Так, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразили крайнее негодование по поводу наготы библейских персон. Павел III и Буонарроти иронично и стойко парировали своим оппонентам.

Однако спустя 24 года цензура все же добралась до «неприличной» фрески и накинула покровы на святых и мучеников. Даниэле да Вольтера (Daniele da Volterra) приводил фреску в пристойный вид, за что получил прозвище «Штанописец». Являясь учеником и поклонником Микеланджело, художник постарался минимизировать свое вмешательство.

Реставрация

Плафон Сикстинской капеллы, а также стеновые фрески являются предметом несомненной гордости Ватикана, а также шедевром изобразительного искусства эпохи Возрождения. Понтификат заботится о сохранности своего достояния. Так, последняя реставрация росписей часовни заняла ни много ни мало — 14 лет, с 1980 по 1994 года!

Современная жизнь

На сегодняшний момент Сикстинская капелла все еще используется для конклавов, на которых избираются понтифики Ватикана. В остальное время часовня – музей Ватикана, посетить который стремятся паломники и туристы.

Мужской хор

Кроме того, Сикстинская капелла имеет мужской хор, известный под названием «папская капелла» (Capella Papale).

Хор имеет высокий статус в среде католических певческих коллективов. Слушать акапельное выступление высокого хора можно по большим церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был организован еще при Сиксте IV. С тех пор, попасть в Сикстинский хор было делом великой чести, и приносило большой достаток. С 19 века полное название коллектива — Cappella musicale pontificia sistina.

Интересные факты и тайны

Интересные факты и тайны, касающиеся Сикстинской капеллой и личности ее автора, сплетаются в увлекательный сюжет. По прошествии 5 столетий остается только гадать, которая из бытующих легенд — правдива, а которая — сплошная выдумка. В 2006 году Константин Ефетов выпустил книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попытался разобрать наиболее увлекательные загадки храма. Книга пережила несколько успешных переизданий и получила продолжение.

В фокусе исследования находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение мозга.

Об этом художник не преминул намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама». Создатель, окруженный ангелами, изображен в окантовке алой ткани, по своей форме удивительно напоминающей головной мозг человека. Положение рук творца, а также лица ангелов повторяют основные отделы мозга. Таким образом, Буонарроти заявляет о том, что человек был создан не просто абстрактным святым духом, а является порождением высшего разума.

Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на фреске «Страшный суд». Художник, который практически полностью расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей, изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.

В отличии от бесстыдных праведников, Минос изображен, обмотанным вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство.

Еще один интересный факт — мастер превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Где находится, как добраться, билеты, время работы

Адрес: Viale Vaticano, Cappella Sistina

  • на метро линии А до станции Ottaviano
  • трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
  • автобусом №49, вход в музей Ватикана рядом с остановкой; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
  • арендованное авто можно остановить на платной стоянке неподалеку от музеев;
  • на такси можно доехать до Viale Vaticano, вход в музей будет находиться напротив.

Время работы: с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00, купить билет можно с 9:00 до 16:00.

Индивидуальные экскурсии: возможны только с официальным гидом. Искренне рекомендуем.

Билеты: Сикстинская капелла доступна по единому билету на посещение музеев Ватикана. Полный билет стоит — 16 евро, льготный — 8 евро. Чтобы миновать километровую очередь к кассе, можно приобрести билет на сайте касс Ватикана по пошаговой инструкции, уплатив дополнительные 4 евро за предзаказ.

Особенности посещения: фото и видеосъемка запрещены!

Официальный сайт: www.mv.vatican.va

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

«Творение это принесло искусству живописи столько помощи
и света, что смогло осветить весь мир, на протяжении
стольких столетий пребывавший во тьме».
Джорджо Вазари

Сикстинская капелла — символ и центр христианского мира, главная капелла Апостольского дворца и жемчужина музеев Ватикана. На протяжении веков здесь проводились официальные церемонии, собрания папского двора, рождественские и пасхальные мессы. Сикстинская капелла сегодня — это не только музей. Именно здесь коллегия кардиналов собирается на конклав, в ходе которого избирается очередной Папа.

Сикстинская капелла — одно из самых значительных произведений искусства эпохи Возрождения. Здесь и грандиозный потолок, и стена, расписанные Микеланджело, и фрески Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, и гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля…

Сооружение Сикстинской капеллы

Итак, 1471 год. В Риме новый папа, Сикст IV делла Ровере, гуманист, эрудит и меценат. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Сикст IV начинает не со строительства и отделки апартаментов, как многие его предшественники, а с благих дел: он передает в дар городу античные произведения искусства, в числе которых знаменитая Капитолийская волчица, открывает знаменитую Апостольскую библиотеку, госпиталь Санто-Спирито, по его приказу возводят мост Понте Систо, прокладывают знаменитые римские улицы: виа Лунгара и виа Джулия.

В числе прочего, Сикст IV распорядился построить новую часовню на месте старой домовой церкви. Работы были доверены архитектору Джованнино де’ Дольчи и продолжались с 1477 по 1481 год.

Капелла получила название Magna (великая, большая), а Сикстинской ее начали называть позже, после смерти основателя, Сикста IV.

Снаружи капелла представляет собой типичное здание для римской архитектуры XV века: тяжеловесное, суровое, аскетичное. Главная часовня Ватикана, сердце христианского мира, была неприступна и надежна как крепость. В городе, терзаемом междоусобицами, папа должен быть под надежной защитой.

Внутри же часовня была лишь прямоугольным помещением, длина его составляла 3 ширины, а высота — половину длины. Позже Микеланджело, ненавидевший Сикстинскую капеллу, назовет её амбаром, отказываясь расписывать свод.

Итак, после возведения самым важным вопросом стала роспись капеллы. Папа хотел видеть ее великой, настоящим чудом света. Нужны были художники. Причем, самые лучшие. А самые лучшие, как известно, работали во Флоренции.

Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. Здесь, под покровительством блестящего мецената, Лоренцо де’ Медичи, живут и работают самые выдающиеся творцы своего времени. Лоренцо, при жизни прозванный Великолепным, был душой города, законодателем мод, первым гражданином и фактическим правителем Флоренции. Его дружба и покровительство — лучшее, что могло случиться с художником, скульптором, архитектором или литератором. Он, не жалея денег, наслаждался коллекционированием произведений искусства, делом своей жизни считал прославление Флоренции и династии Медичи, жил блестяще и ярко в окружении друзей и единомышленников.

Именно к Лоренцо Великолепному обращается Сикст IV с просьбой предоставить лучших художников для росписи главной капеллы Ватикана. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Искусство в его руках — не только красота, призванная услаждать глаз и душу, но и дипломатический инструмент. В 1480 году отношения между Римом и Флоренции можно было назвать сложными, только-только был заключен шаткий мир после междоусобиц, но до сих пор Лоренцо не мог забыть и простить то, что в результате заговора Пацци был жестоко убит его возлюбленный брат Джулиано. А к заговору был причастен и сам Папа, в тайне, желающий избавиться от молодых Медичи, ведь слава, богатство и могущество семьи Медичи росли день ото дня.

Итак, желая укрепить мирные отношения с Римом, Лоренцо Великолепный отправляет своих лучших художников в Сикстинскую капеллу. Он становится посредником: Папе он гарантирует, что работа будет выполнена наилучшим образом и точно в срок, а художникам — то, что заказ будет щедро оплачен. Художники, разумеется были свободны в своих решениях, но без участия Лоренцо ни один из них не двинулся бы с места.

В 1481 году в Рим прибывают флорентийские и умбрийские художники, лучшие из лучших. Среди них: Доменико Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Сандро Боттичелли (только что создавший свою знаменитую «Весну»), Пьетро Перуджино (будущий учитель Рафаэля), Пьеро ди Козимо, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта. С ними приезжает целая армия учеников, подмастерьев и помощников. В Рим они привозят свое искусство живописи — лучшее во всей Италии на тот момент.

Художников ждет непростой заказ. Сиксту IV не терпится увидеть капеллу законченной, время поджимает, да и работать для самого Римского Папы — величайшая честь для любого художника.

В архивах Ватикана сохранился контракт 1481 года, заключенный архитектором Джованнино де’ Дольче с четырьмя художниками: Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Козимо Роселли — на создание 10 фресок. Художники должны были уложиться в 5 месяцев — в противном случае они должны были заплатить серьезный штраф.

Художники успели в срок, было создано 16 фресок (12 из которых сохранились), и капелла была освящена Папой 15 августа 1483 года.

Результатом стали фрески необыкновенной красоты, написанные самым виртуозным образом. Выполненные в трех регистрах, они были традиционными для своего времени. Первый уровень — ложные портьеры, второй — сами фрески, верхний уровень — галерея пап-предшественников Сикста IV.

Иконографическая программа (схема того, что должно быть изображено) была разработана при участии самого Папы. На двух противоположных стенах разворачивались две сюжетные линии из Ветхого (на левой) и Нового (на правой) заветов. Левую стену заполнили фрески с историями из жизни Моисея, правую — из жизни Иисуса Христа. Папа избрал главной тему спасения в лоне христианской церкви: «Христос, подобно Моисею, ведет к спасению».

Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Это обеспечило единую линию горизонта, стилистическую общность и соразмерность фигур на фресках разных художников. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино, имеющий опыт работы над масштабными проектами. К тому же все фрески объединяет необыкновенно прекрасный пейзаж, и за него на всех фресках, возможно, отвечал молодой художник и будущая звезда — Пинтуриккьо.

Пьетро Перуджино «Крещение Христа»

Живопись Перуджино — ярчайший пример идеалов и манеры, распространенной в Умбрии и Тоскане. Гармония и аристократичность, симметрия, поэтичность, театральность, спокойствие и уравновешенность — так представлена сама идея спасения в христианской церкви.

Типичным приемом, характерным для тосканской и умбрийской школ, стало изображение нарядных и знатных современников наряду с библейскими героями. Кроме того, в сцене крещения Христа, как известно, произошедшем в водах Иордана, присутствуют и римские достопримечательности: Колизей, арка Константина и романская колокольня.

Сандро Боттичелли «Призвание Моисея»

Работает в Сикстинской капелле и Сандро Боттичелли. Эмоциональный, трепетный и пылкий художник, влюбленный во Флоренцию, очарованный и преданный её идеалам. Он только что написал свою знаменитую «Весну». В Риме ему скучно, он мечтает поскорее закончить работу и вернуться к своему другу и покровителю Лоренцо Великолепному. Вскоре после приезда он напишет для него «Рождение Венеры». А пока на стенах папской часовни Боттичелли остается верен себе.

Его живопись символична и аллегорична. В центре, переплетаясь ветвями, изображены два дерева, дуб и апельсин. И это неслучайно. Дуб и всё, что с ним связано (листья, ветки, желуди), — геральдические знаки фамилии делла Ровере, а апельсин — символ Лоренцо де’ Медичи. Так, тонко и изысканно, Боттичелли изображает мир, установившийся между Римом и Флоренцией.

Ну и конечно, мало от кого ускользнет то обстоятельство, что в чертах каждой изображенной женщины угадываются черты музы художника, знаменитой Симонетты Веспуччи, ставшей его путеводной звездой.

Потолок Сикстинской капеллы

Как известно, роспись потолка Сикстинской капеллы была выполнена Микеланджело. Но каким был этот потолок до него?

Сохранились рисунки, согласно которым можно утверждать, что потолок представлял собой лазурное небо с золотыми звездами и символизировал небесный свод. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео д’Амелия. Потолок при кажущейся простоте был баснословно дорогим, потому как драгоценной лазури на него ушло безмерное количество. И таким бы, возможно, и сохранился бы потолок до наших дней, если бы не два обстоятельства: трещина на этом самом потолке и очередной Папа, Юлий II, также из рода делла Ровере, племянник Сикста IV.

Юлий II желает быть Папой, во время правления которого были бы созданы самые выдающиеся произведения искусства. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее ), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».

Микеланджело в ярости, он, не помня себя, ругается с Папой, отказывается от работы и уезжает во Флоренцию. Микеланджело, известный тем, что обращается с Папой как с каменотёсом, а с каменотёсом — как с Папой, оскорблен и унижен. Но власти Флоренции, не желая обострять и без того сложные отношения с Папой, уговаривают скульптора вернуться в Рим и подчиниться.

Микеланджело соглашается, уверенный, что эта работа принесет ему лишь страдание и позор. «10 мая 1508 года — начинаю работать!» — так он напишет в одном из писем. Четыре года он будет фактически жить, есть и спать на высоте 20 метров, ненавидя каждую минуту, проведенную здесь. Его здоровье будет подорвано, а сам он так и не проникнется любовью к этому проекту.

Свод Cикстинской капеллы — самый большой из всех существовавших на тот момент — был передан Микеланджело. Также ему была дана полная свобода изобразить на потолке всё, что он только пожелает. Изначально Микеланджело решил изобразить лишь 12 апостолов, на что дал свое согласие и Юлий II. Но Микеланджело не был бы собой, если бы в его воображении не возник другой замысел. Итогом работы стала грандиозная роспись, поразившая и поражающая всех без исключения.

История сотворения мира, грехопадение, всемирный потоп, ожидание Спасителя — лишь неполное описание той грандиозной философской и художественной работы, что проделал Микеланджело, и на что был способен лишь он один.

Роспись Сикстинской капеллы необычайным образом соединяет в себе живопись, скульптуру и архитектуру.

Итак, Микеланджело изображает:

  • в центре — эпизоды сотворения мира, грехопадение и истории жизни Ноя;
  • на треугольных конструкциях, соединяющих свод со стенами, и на арках, что они образуют на стенах, — полную родословную Иисуса Христа;
  • на четырех угловых треугольниках — истории чудесного спасения израильского народа (Давид и Голиаф, Юдифь и Олоферн и т. д.);
  • на потолке — 5 языческих прорицательниц-сивилл и 7 ветхозаветных пророков, предсказавших пришествие Христа;
  • свободные пространства заполнены 10 парами фигур обнаженных юношей с медальонами на манер античности;
  • кроме того, расписаны были и бронзовые медальоны.

История будет неполной, если не упомянуть, что Микеланджело не работал до этого в технике фрески. То есть перед ним стояла грандиозная задача, которую к тому же было тяжело решить технически.

Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Микеланджело позвал их в Сикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке, и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Художники старались, работали усердно и вдохновенно, но когда Микеланджело увидел результат их работы, он понял, насколько они далеки от его замысла, и, как свидетельствует Вазари, выгнал их вон и перестал принимать у себя дома.

Микеланджело начинает со стороны входа и работает лишь над половиной потолка, скрыв её полотнищем. На этой стадии еще можно было не только находиться в помещении капеллы, но и проводить собрания, для которых капелла была предназначена. Папа Юлий II неоднократно и сам, не без помощи Микеланджело, забирался по строительным лесам посмотреть, как продвигается работа.

Позже Микеланджело закроет двери капеллы для всех, включая Папу. Тот гневался на Микеланджело за то, что ему, Папе, нельзя посмотреть работу. Он пытался подкупить подмастерьев, приходил переодетым, прятался, а Микеланджело ругался, кидался досками, долго злился и грозил прекратить работу. Однако эти двое, хоть и ругались постоянно, но все же любили друг друга.

И когда Юлий II узнает, что на свежих фресках проступает плесень (что доводит Микеланджело до отчаяния), он тайно отправит ему на помощь архитектора Джулиано да Сангалло, а тот учит его устранять это досадное, но обычное для Рима явление. А когда Браманте упрашивал Папу, передать вторую половину потолка Рафаэлю, Папа отказал тому наотрез.

Первые фрески принесли Микеланджело самые большие мучения. К примеру, всемирный потом переписывался неоднократно, работа шла медленно и тяжело.

Но по мере продвижения к алтарной стене, замысел Микеланджело представлялся ему все яснее и становился все более наполненным.

Сотворение Адама

Сотворение Адама — один из самых ярких образов в истории изобразительного искусства. Первый человек пробуждается к жизни, безвольно протягивая руку, в которую могучая рука творца вливает жизненную энергию. Эта сила чувствуется настолько ясно, что заставляет понимать: именно в этом минимальном расстоянии от руки Бога до руки Адама скрыта самая суть искусства Микеланджело. Необыкновенная сила творения, искра, которую он умеет вложить в свои творения.

В «Сотворении Адама» Микеланджело подчеркивает, что человек создан Богом по своему образу и подобию. Именно это изображено в том, как и с какой любовью Бог смотрит на Адама, словно всматриваясь в свое же, но более молодое отражение. Изобразительное решение, немыслимое для своего времени!

Сам он говорил: «Хорошая живопись — это как бы сближение, слияние с Богом… Она лишь копия Его совершенств, тень Его кисти, Его музыка, Его мелодия… Поэтому художнику недостаточно быть великим и умелым мастером. Мне кажется, что и жизнь его должна быть возможно более чистой и благочестивой, и тогда Святой Дух будет направлять все его помыслы…»

Микеланджело — величайший гений из всех существовавших когда-либо, он признавался, что работал резцом или кистью быстро, словно им владела какая-то неведомая сила. Но вот кристаллизация замысла, эскизы, раздумья занимали почти всё его время. Для каждого проекта Микеланджело создавал бесчисленное множество рисунков с натуры, занимался вскрытием трупов, изучая, исследуя человеческое тело.

Есть два слова, которые характеризуют Микеланджело точно и полно: тело и движение. Изучению молодого мужского обнаженного атлетичного тела (именно мужское тело он считал венцом творения) в самых разных его положениях Микеланджело посвятил всю свою жизнь.

Грехопадение и изгнание из рая

Для Микеланджело человек — самое главное. В его живописи нет деталей, пейзажей, ничто не отвлекает от главного. Изображая только тело человека, он умеет передать идеи, мысли, чувства.

В сцене грехопадения телá первых людей прекрасны и полны молодости: Ева молода и красива, Адам в расцвете жизненных сил. Но как обезобразил и состарил их грех! Как пристыжён Адам и как унижена Ева в сцене изгнания из рая.

Обнаженные

Также на потолке, заполняя свободное пространство, изображены 20 обнаженных мужских фигур, держащих медальоны в духе античности. На современников они произвели небывалый эффект своей натуралистичностью и многообразием поз, движений, пластики. Кажется, все чувства, мысли, сомнения вкладывал Микеланджело в эту работу, выражал идеи, искал ответы на свои вопросы, стремился к обретению красоты и ускользающего совершенства.

Пророки и сивиллы

7 ветхозаветных пророков, каждый из которых написан так живо и виртуозно, что производит не живописный, а скорее скульптурный эффект. И для каждого Микеланджело ищет свое, особенное выражение. К примеру, Исайя задумчив и созерцателен, в фигуре Изекеля заключен энергичный порыв и буря эмоций, пророк Иона — гигант, нависающий над стеной с изображением Страшного суда, — поражает своей грандиозностью.

Исключительны также и языческие сивиллы, замершие в ожидании Спасителя. Папа Юлий II отличался широтой взглядов, допуская что спасение возможно для всех народов, даже для не-христиан.

Пророчиц отличает сила, мощь, красота и спокойная уверенность — вполне возможно, что для эскизов Микеланджело использовал натурщиков-мужчин.

Работа подходила к концу, Микеланджело годами не лежал (вопреки устоявшемуся мнению), а стоял на лесах, запрокинув голову назад. В плохо освещенном помещении у него испортилось зрение, он страдал артритом, сколиозом, инфекцией ушей, возникший от контакта с краской.

Сохранилось письмо другу с сатирическим сонетом и карикатурой, изображавшей его самого под потолком. А вот и перевод:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу <…>
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот;
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

31 октября 1512 года Микеланджело откроет двери Сикстинской капеллы. Первыми роспись увидят Юлий II, Браманте, Рафаэль, а потом и весь Рим. Люди приходили и стояли, остолбенев, пораженные и красотой, и совершенством, и величием таланта Микеланджело.

Позже, во время своего путешествия по Италии, Гете напишет: «Не увидев Сикстинской капеллы, невозможно до конца осмыслить то, чего способен достичь человек».

Микеланджело вернется в Сикстинскую капеллу спустя 25 лет, чтобы вновь превзойти самого себя…

Продолжение следует!

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*