admin / 12.11.2019

Mood pictures the milgram experiment

Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене (штат Коннектикут) эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».

Впоследствии эксперимент Милгрэма всё-таки был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и результаты оказались такими же, как и в США.

Описание эксперимента:

Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.

В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» демонстративно привязывали к креслу с электродами. «Учитель» получал «демонстрационный» удар током.

«Учитель» уходил в другую комнату и садился за стол перед прибором-генератором. Генератор представлял собой ящик, на лицевой панели которого были размещены 30 переключателей от 15 до 450 В, с шагом в 15 В. Экспериментатор поясняет «учителю», что при нажатии на каждый из переключателей к ученику подводится соответствующее напряжение, при отпускании переключателя действие тока прекращается. Нажатый переключатель остаётся в нижнем положении, чтобы «учитель» не забывал, какой выключатель был уже нажат, а какой нет. Над каждым переключателем написано соответствующее ему напряжение, кроме того, группы выключателей подписаны поясняющими фразами: «Слабый удар», «Умеренный удар» , «Сильный удар», «Очень сильный удар», «Интенсивный удар» , «Крайне интенсивный удар» , «Опасно: труднопереносимый удар». Последние два переключателя графически обособлены и помечены «X X X». Панель прибора изготовлена в высоком качестве, имеются надписи о назначении (генератор 15—450 В) и производителе, на панели имеется стрелочный вольтметр. Нажатие переключателей сопровождалось загоранием соответствующих лампочек, а также жужжанием и щелчками реле. Иными словами, прибор производил серьёзное впечатление реального, не давая повода сомневаться в подлинности эксперимента.

После инструктажа начинался эксперимент, и «учитель» зачитывал «ученику» список ассоциативных пар слов, которые «ученик» должен был запомнить. Затем «учитель» зачитывал первое слово из пары и четыре варианта ответа. «Ученик» должен был выбрать правильный вариант и нажать соответствующую ему одну из четырёх кнопок, находящихся у него под рукой. Ответ ученика отображался на световом табло перед учителем. В случае ошибки «учитель» сообщал, что ответ неверен, сообщал, удар каким напряжением получит «ученик», нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока, и затем сообщал правильный ответ. Начав с 15 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение с шагом в 15 В вплоть до 450 В. При достижении 450 В экспериментатор требовал, чтобы «учитель» продолжал использовать последний выключатель (450 В). После трёхкратного использования последнего переключателя эксперимент прекращался.

На самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары, ответы ученика были стандартизованы и подбирались таким образом, чтобы в среднем на каждый верный ответ было три ошибочных. Таким образом, когда «учитель» дочитывал вопросы до конца первого листа, ученику назначался удар в 105 В, после этого «учитель» брал второй лист, а экспериментатор просил начинать снова с 15 В, и, достигнув конца листа, начинать читать вопросы сначала, пока ученик не выучит все пары. Этим самым «учителю» давалась возможность освоиться и привыкнуть к своим обязанностям, кроме того, явно показывалось, что эксперимент не прекратится при достижении конца перечня вопросов.

Если испытуемый проявлял колебания, то экспериментатор требовал продолжения одной из предопределённых фраз:

«Пожалуйста, продолжайте»

«Эксперимент требует, чтобы вы продолжили»

«Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»

«У вас нет другого выбора, вы должны продолжать»

Эти фразы произносились по порядку, начиная с первой, когда «учитель» отказывался продолжать эксперимент. Если «учитель» продолжал отказываться, произносилась следующая фраза из списка. Если «учитель» отказывался после 4-й фразы, эксперимент прерывался.

Кроме того, были две специальные фразы. На случай, если испытуемый спрашивал, не получит ли «ученик» повреждений, экспериментатор отвечал: «Несмотря на то, что удары током могут быть болезненными, они не приведут к долговременным повреждениям тканей» . Если испытуемый обращал внимание на то, что «ученик» отказывается продолжать, экспериментатор отвечал: «Нравится ли ученику это, или нет, вы должны продолжать, пока он не выучит правильно все пары слов». По ходу эксперимента в фильме Милгрэма видно, что экспериментатор при необходимости использовал и иные фразы, например, заверял, что он сам несёт ответственность, если с «учеником» что-либо случится. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям».

История STAX: электростаты против конъюнктуры рынка

Мне редко хочется написать хвалебную оду какому бы то ни было бренду, как правило, меня интересуют личности, которые создали компанию или внедряют передовые технологии. Именно для людей я не скуплюсь на эпитеты. Однако, в данном материале будет исключение из правил. В очередном материале нашего исторического цикла пойдет речь о компании, имя которой стало синонимом словосочетания электростатические наушники — это компания STAX. Об основателе компании есть совсем немного сведений, а об инженерах — вовсе ничего.

Между тем, продукты Stax очень серьезно зацепили меня. Технические решения, которые реализуются в устройствах этого бренда, остаются популярны не благодаря законам рынка, но скорее вопреки им. Создается впечатление, что в этой компании не знают или не хотят знать, что в вопросах сколько-нибудь массового аудио компромиссы и маркетологи победили еще в середине восьмидесятых годов прошлого столетия. Почти везде, но не в STAX. Итак, под катом история истинных самураев электростатического звуковоспроизведения — компании STAX.

Неизвестные годы и внезапный старт

Годом основания STAX стал 1938-й. Компанию организовал Наотаке Хаяши, которому удалось из небольшого семейного предприятия создать фирму с мировой известностью. В это время Япония вела ожесточенную войну с Китаем, которая началась в 1937-м году, плавно перетекла во Вторую мировую и завершилась в 1945-м году.
Об устройствах, которые выпускала компания в этот период, практически ничего неизвестно. Я предполагаю, что ни одному предприятию Японии в тот момент не удалось увильнуть от работы на оборонку. Японская промышленность в те годы следовала принципу «Всё для фронта, всё для победы императора Хирохито». Учитывая профиль послевоенных разработок STAX, предполагаю, что компания занималась созданием гарнитур для японской военной авиации, например, той, что представлена ниже.

С электроникой для профессионалов не военного профиля название компании связывают уже в послевоенный период. Официально первыми устройствами STAX считаются: конденсаторный микрофон, уникальная электростатическая головка звукоснимателя CP-20 и не менее уникальный изогнутый тонарм LA-24. Все эти устройства появляются почти одномоментно в 1950-м году, через 12 лет после основания.

Продукты запускают сразу в нескольких вариантах, есть модификации для премиум сегмента, а также устройства немного попроще. Так, например, картриджи CP-20AD / N выпускаются с алмазной иглой, а CP-20AN с сапфировой.

Иными словами, STAX, как карту из рукава, достали несколько линеек востребованных и уникальных по принципу премиальных девайсов, которые могли конкурировать с лучшими образцами известных в то время мировых производителей. Создается впечатление, что в компании 12 лет занимались фундаментальными исследованиями в области электроакустики, материаловедения, физики электричества, и десятилетиями вели разработки, чтобы внезапно стать, если не лидерами рынка, то просто занять нишу премиального аудио.
Уже в тот момент компания выбрала направление развития — электростатические устройства в электроакустике. Все выпущенные головки звукоснимателей CP-20 были электростатическими.

Они имели запредельно широкий для того времени диапазон воспроизводимых частот от 20 до 18000 Гц, что немало для того времени. Логичным продолжением линейки CP, стал один из самых известных продуктов STAX напрямую не связанный с наушниками, электростатический картридж CP-X.

Название STAX также недвусмысленно намекало на профиль предприятия. К слову, точно неизвестно, когда именно компания получила это имя. При этом ясно, что название ス タ ッ ク ス (Yugen-gaisha Sutakkusu) изначально задумывалось, как нечто связанное с электростатикой.

Хорошо забытое новое

Ещё ближе к будущему узкому профилю STAX толкнула очередная разработка в 1954 году. Компания выпустила электростатические твитеры. Следует отметить, что электростатический принцип звукового излучения пытались использовать для акустических систем с 20-х годов прошлого столетия.
Особенно часто электростатические драйверы применялись в акустике для кинотеатров, но излучатели такого типа в то время были ненадежны в связи с отсутствием подходящих полимерных материалов, и к середине 30-х электростатическую технологию почти полностью вытеснили динамические громкоговорители. Можно сказать, что STAX своей разработкой 1954-го года воскресили эту технологию и предопределили её развитие.


В 1960-м происходит эпохальное для STAX событие, компания выпускает первые в мире электростатические наушники — SR-1. По сей день электростатический принцип считается эталонным для обеспечения максимальной верности воспроизведения у наушников. Наотаке Хаяши отказывается от общеупотребимого “headphones” и называет устройство принципиально новым термином “Earspeakers”, который можно дословно перевести как “колонки для ушей”.

Такие наушники требуют собственного усилителя, и компания в 1960-м успевают выпустить сразу две модели SRD-1 и SRD-2. Обе с регулированием тока смещения. Усилители — ламповые со сравнительно мощными выходными трансформаторами. Для их выходного сигнала характерна высокая разница потенциалов, что необходимо для реализации электростатического звукоизлучения. Интересно, что инженеры начинают со сравнительно небольшого для электростатов напряжения 150 В. С очередными модификациями напряжение повышают до 230 В, дабы увеличить амплитуду излучающей поверхности.
Для мембраны наушников использовали полимерную пленку толщиной около 6 микрон. На тот момент это была самая тонкая в мире мембрана звукового излучателя. Во многом благодаря этой особенности первые в мире электростатические наушники получили следующие характеристики:
Логическим продолжением первых серийных электростатов стала усовершенствованная версия SR-3.
Компания делает разработку и производство электростатических наушников своим основным видом деятельности. Параллельно инженеры STAX стремятся создать излучатели для полноразмерной напольной АС. Так в 1964 появляется серия широкополосных электростатических АС ESS, в линейку входят системы ESS-3A, ESS-6A, ESS-12.
Устройства обладают впечатляющими для своего времени характеристиками, а именно:

  • Диапазон частот: от 40 Гц до 20 кГц.
  • Уровень выходного звукового давления: 84 дБ/ Вт/м.
  • Минимальная рекомендуемая мощность: от 15 Вт.
  • Сопротивление: от 8 Ом, (400 Ом — терминал для OTL).
  • Источник питания: 100 В, 50 Гц / 60 Гц.

Несмотря на внушающие доверие показатели, АС не становятся бестселлерами и считаются экзотикой даже на родине в Японии. Подавляющее большинство АС от STAX постигает такая же участь. До сих пор редкий меломан готов платить за электростатические АС, аналогичная ситуация была и в 60-е. Серия ESS продолжилась в 60-х еще одним устройством ESS-4A, после чего канула в небытие, как малоперспективное, с коммерческой точки зрения, направление.

Золотой период

С конца 60-х для STAX начинается период интенсивного развития и роста. Их наушники становятся востребованными за пределами Японии, что приводит к резкому росту производства и интенсификации исследований в области электростатической технологии. Так с 1968-го по 1970 годы появляется около 40 серийных продуктов, среди которых практически вся гамма продукции, необходимая среднестатистическому аудиофилу 70-х. В частности, наушники, обособленные электростатические ВЧ-секции, головки звукоснимателей, тонармы (в частности, с деталями из карбона, например, UA-9), усилители (в том числе в классе А, а также одни из первых интегральных систем, построенных по принципу двойное моно).

UA-9
Особенно богатым на новинки стал 1979 год. Именно тогда компания выпустила сдвоенный моноблочный усилитель CA-X PRO, легендарный звукосниматель CP-Y/TYPE 2, специальный адаптер для подключения электростатических наушников к стандартной стереосистеме — SRD-X.
Также именно в 1979-м появляются легендарные наушники панорамного звучания SR-Lambda. Мембрана наушников была выполнена из плёнки толщиной 3 микрона, а тщательно спроектированное акустическое оформление позволило добиться панорамного звучания и устранения эффекта “звук внутри головы”.
SR-Lambda
Наушники, которые стали началом одной из самых популярных серий, существующих по сей день, воспроизводили звук в частотном диапазоне от 8 Гц до 35 кГц, имели чувствительность 102 дБ/100 В rms и были способны развивать звуковое давление до 109 дБ.
Улучшеная версия SR-Lambda PRO 1986-го года
Еще более насыщенными для STAX стали 80-е годы. Компания сумела разработать и подготовить к серийному запуску более 75 продуктов. Среди прочих была выпущена студийная версия наушников SR-Lambda, названная Stax SR-Lambda Pro. Помимо уже ставших традиционными электростатических наушников, Stax стали одними из пионеров цифрового аудио, выпустив CD-проигрыватель CDP Quattro.
Продолжились разработки устройств для воспроизведения виниловых дисков, в отдельное направление были выделены усилители. Всего за 1980-е годы было спроектировано и запущено в серию 76 устройств, среди которых 12 моделей электростатических наушников.

Традиционализм на грани фола

С середины 1990-х компания начинает испытывать финансовые сложности. Дело в том, что именно в 90-е основные аудиофильские тренды, а именно представления о верности воспроизведения, дали трещину и видоизменились под информационным прессингом маркетологов и “всесильных” аудио СМИ. В моду вошли доступность и утилитарность, а продукты STAX на фоне того, что ежегодно выбрасывали на рынок гиганты вроде Philips и Panasonic, казались чем-то избыточным и неоправданно дорогим.
Элементная база многих устройств STAX не менялась десятилетиями, например в POD-X (разработка 70-х) хорошо заметна разнообразная недешевая аудифильская «рассыпуха» и легендарные лампы компании Telefunken 12AU7 В связи с описанным выше, к началу нулевых компания пришла финансовому истощению и находилась на грани банкротства. Несмотря на тяжелое экономическое положение, большинство подразделений продолжали разрабатывать новые продукты. В 1996-м году компания подверглась реорганизации и продолжила деятельность с обновленной структурой. В чем именно заключались изменения, корпоративные ресурсы умалчивают, руководить фирмой, как и прежде, продолжал Наотаке Хаяши. Однако во всех официальных источниках период после 1996-го года называется New Stax. Вероятно, дело в упразднении всех подразделений компании, которые не работали на наушники.
Реорганизация не очень помогла компании и финансовые трудности STAX усилились, достигнув своего пика в середине нулевых. Титаническими усилиями за этот период компания запустила в серию 64 продукта, в основном это были наушники, усилители для них, адаптеры и прочие аксессуары. Характерным примером инноваций 90-х являются первые в мире внутриканальные электростатические наушники с портативным усилителем, STAX SR-001. Новинки не спасли, серии уменьшились, доходы продолжили падать.
STAX SR-001 mk2 — усовершенствованная модификация

Спасительное поглощение

Немногочисленные сведения говорят о том, что основатель и бессменный руководитель колмпании Наотаке Хаяши покинул свой пост в конце 90-х. Из отрывочных данных, доступных в сети, известно, что в 1991-м году ему было 84 года, и он по прежнему руководил предприятием. Очевидно, что его уход не способствовал улучшению дел в компании.
В декабре 2011 года STAX была поглощена китайским производителем акустических систем Edifier. Китайская компания сообщила, что приобрела 100% акций Stax за символическую цену в 120 000 000 ¥, что немногим больше одного миллиона долларов. Новые владельцы решили продолжить выпуск электростатических наушников, усилителей и ЦАПов для них. Дальнейшие инвестиции в компанию спасли её от разорения и дали возможность продолжать разработки и серийный выпуск продукции.

Итог

В прошлом году компании стукнуло 80 лет. К юбилею STAX выпустили лимитированную серию легендарных наушников SR-009BK, которые вышли тиражом всего в 180 экземпляров.
Прочие продукты компании сегодня выпускаются сериями по несколько тысяч штук. Несмотря на пережитые сложности в финансовом положении и переход под контроль более крупного Edifier, STAX, как говорят в Японии, не потеряли лицо. Они не пошли на поводу у рынка и нашли возможности, чтобы плыть против течения.
Сегодня они верны направлению, выбранному много лет назад, а интерес к их продуктам, как и к самому электроакустического принципу, возвращается. Интересно, что на предприятии есть мастерская, которая занимается ремонтом и берется даже за модели, выпускавшиеся 20 лет назад — это многое говорит, как о качестве их продукции, так и о подходе к делу.
Джинса
В нашем каталоге есть наушники, много, разных, в числе прочих STAX.
Использован фотоконтент:

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*