admin / 04.11.2019

Про детский сон

3 книги про сон детей, которые помогут выспаться самим родителям

Молодая мама Эстер Андерсон, автор популярного блога Story of This Life, в конце 2014 года опубликовала видео «Сон с ребёнком» (Sleeping With a Baby). Ничего необычного, просто измученная мама случайно заснула, а малыш вовсю пользуется ситуацией.

Меньше чем за два года это видео посмотрели 23,5 миллиона человек. Двадцать три с половиной миллиона! Кажется, вопрос «как же заставить своего ребёнка заснуть?» — действительно вопрос номер один у всех родителей.

Проблемами сна детей занимаются серьёзные научные институты, известные ученые пишут статьи и книги на эту тему, мамы делятся опытом на форумах, а бабушки и дедушки, которые всё знают лучше всех, докучают своими советами. Чтобы вы не сошли с ума от всей этой разрозненной информации и хоть немного выспались, мы перевели и издали для вас три самых знаменитых книги про детский сон, которые уже помогли тысячам родителей в Америке и Европе.

Ричард Фербер

Сон ребёнка

«Решение всех проблем»

Ричард Фербер — директор Центра изучения нарушений сна у детей при Бостонской детской больнице и адъюнкт-профессор неврологии Гарвардской медицинской школы. Фербер всю свою жизнь посвятил изучению детского сна. Он, пожалуй, самый титулованный и серьёзный учёный, специализирующийся на этом. Причём он изучает не только такие проблемы, как неспящий без долгих укачиваний младенец, но серьёзные заболевания, нарушающие сон, такие как анурез и нарколепсия.

Чем хороша эта книга и проблемы детей какого возраста в ней рассматриваются:

Это подробная и в то же время очень удобно структурированная книга. Фербер — большой любитель таблиц и графиков, так что информацию из этой книги воспринимать очень легко. Он описывает проблемы, с которыми сталкиваются родители грудных детей, малышей от года до пяти, дошкольников, младших школьников и даже подростков. Фербер разработал собственную методику обучения детей засыпать самостоятельно.

Ребёнка, даже если он плачет, на короткое время следует оставлять одного и возвращаться через определённые промежутки времени (в первую ночь — через 3 минуты, во вторую ночь — через 5 минут, и так далее). В книге, конечно же, есть удобная таблица со всеми ночами и промежутками, на которые можно оставлять ребёнка одного.

Критика метода доктора Фербера:

Конечно, Фербера ругают за то, что он предлагает родителям бросать плачущего ребёнка.

А что на самом деле:

Во-первых, Фербер пишет, что этот метод подходит только детям старше 3 месяцев, со спокойным темпераментом и абсолютно здоровым. Фербер описывает многие заболевания, вызывающие нарушения сна, и рассказывает родителям, на что обратить внимание, когда стоит насторожиться и отвести ребёнка к врачу. И несколько раз повторяет, что таких детей нельзя оставлять плачущими.

Во-вторых, оставить плачущим, по Ферберу, не значит, бросить на всю ночь. Сначала 3 минуты, потом 5 минут. Не помогает? Тогда снова 3 минуты. Главное — прислушивайтесь к своей родительской интуиции.

Марк Вайсблут

Здоровый сон — счастливый ребенок

Марк Вайсблут — профессор клинической педиатрии, основатель Центра изучения нарушений сна в Детской больнице Чикаго. Уже более 30 лет он работает педиатром и изучает детский сон. Именно он научно обосновал зависимость детского сна от темперамента ребёнка. Его книгу «Здоровый сон — счастливый ребенок» называют библией детского сна.

Это самая подробная книга про детский сон, подробнее, чем у Фербера. Там нет ни одного голословного утверждения — всё научно обосновано. Причем Вайсблут пишет не только про младенцев, но и про младших и средних школьников.

Для малышей всё расписано прямо по минутам: какие бывают физиологические предпосылки плохого сна, сколько часов должны спать дети разных возрастов, сколько раз, нужен ли дневной сон, во сколько укладывать детей, как помочь им заснуть.

«У школьников — совсем другие проблемы, и Вайсблут тоже о них пишешь. Что делать, если подросткам снятся кошмары, если ребёнок храпит во сне, если не высыпается»

Критика метода доктора Вайсблута:

Доктора Вайсблута тоже критикуют за метод «угасающего плача», когда маленького ребёнка оставляют, что называется, проораться.

А что на самом деле:

Вайсблут действительно описывает этот метод, но, как мы помним, не он его придумал. И Вайсблут, как и Фербер, предлагает попробовать этот метод, когда ребёнок точно здоров и все остальные способы уложить его спать не помогают. Ещё один важный нюанс: такой метод не подходит для самых маленьких детей, до 3 месяцев! Вайсблут тоже об этом пишет. Так что критикам нужно почитать книгу внимательнее.

Чем отличаются книги Фербера и Вайсблута?

Как учёные Вайсблут с Фербером не во всём согласны друг с другом. Например, Вайсблут предлагает укладывать детей пораньше, когда они ещё не засыпают на ходу. Фербер же, наоборот, советует родителям дождаться, пока ребёнок устанет и сам захочет спать. И ещё много таких вот нюансов. Но и Фербер, и Вайсблут подчёркивают, что всё индивидуально и родителям следует внимательнее наблюдать за своим ребёнком.

У Фербера действительно много таблиц, примеры дневников сна, графики фаз сна — всё это помогает усваивать информацию. Вайсблут тоже советует вести дневник сна и рассказывает о фазах сна, но ещё он всё это делает несколько подробнее, объясняя каждую деталь. Можно сказать, что книга Фербера — с уклоном в медицину, несколько категоричная, а книга Вайсблута — в науку, более компромиссная. Обе подходят для родителей детей всех возрастов.

Харви Карп

Детский сон

«Простые решения для родителей»

Харви Карп — самые знаменитый практикующий педиатр в мире. К нему на приём детей приводят даже голливудские звёзды: Мадонна, Мишель Пфайффер, Пирс Броснан, Деми Мур. Карпа называют заклинателем младенцев, потому что он усыпляет их буквально за минуту, покачав и пошипев им на ухо. Карп, в отличии от Фербера и Вайсблута, специализируется не только на детском сне, он также разработал методику воспитания детей от 1 года до 4 лет, которая называется «Самый счастливый малыш на детской площадке».

Чем хороша эта книга и проблемы детей какого возраста в ней рассматриваются:

Книга Карпа — очень практичная и значительно короче книг Фербера и Вайсблута. Карп, хоть и ссылается на научные исследования, но не пишет о них очень подробно. Подходит книга только родителям детей до 5 лет.

Доктор Карп рассказывает о самых насущных проблемах: где спать ребёнку — в одной кровати с родителями или отдельно, почему новорождённые так много спят и как следить за режимом их сна, как отражается на сне ребёнка то, что ест мать, кормящая его грудным молоком.

Знаменитый метод Карпа — это метод усыпления младенцев до 3 месяцев. Карп предлагает устроить им нечто вроде 4-го триместра, то есть создать им условия, какие были в животе у мамы: туго спеленать, включить белый шум, покачать. Именно так он и усыпляет детей за минуту.

Критика метода доктора Карпа:

Удивительно, но Карпа критикуют за очень мягкий подход. Говорят, что, следуя его методу, можно избаловать ребёнка. Карп же считает, что избаловать грудного ребёнка нельзя, и мать должна успокаивать и брать на руки младенца всякий раз, когда он заплачет. А воспитание должно начинаться минимум с девяти месяцев.

Карп при этом с большим уважением относится к методам и научным исследованиям Фербера. Он пишет, что методика «угасающего плача» действительно работает, со многими ограничениями, о которых мы уже говорили, но работает. Применять её следует только тогда, когда все методы уже перепробованы и не помогли. Карп категорически против такой трактовки метода Фербера, как оставить ребёнка кричать на всю ночь (да и сам Фербер об этом никогда не писал).

И совет лично от нас всем родителям: выбирайте книги, которые вам по духу.

  • Если хотите что-то очень подробное и научное — вам нужна книга Вайсблута.
  • Если хотите четких инструкций с графиками и таблицами — книга Фербера.
  • Если коротко и с большой любовью к детям — книга Карпа.

Эти книги точно помогут выспаться вашим детям и вам самим. И дети будут спать так крепко, что вы успеете сделать их них звёзд косплея, как вот эта остроумная мама:

Не скажу, что каждая из них является прямым руководством к действию. В российской действительности большая часть информации может быть просто неприменима в связи с тем, что мама имеет возможность ухаживать за ребёнком достаточно длительное время и поэтому нет необходимости применять «экстренные» методики по самостоятельному засыпанию, например чтобы малыш просто проплакался и научился засыпать сам.

Российские родители, в большинстве своем, за «естественное родительство».

Вам будет интересно познакомиться с книгой о здоровом сне, которая вышла в 2016 году: «Сон вашего ребенка» от французского психолога и педагога Мадлен Дени.

Ее практические советы помогут родителям сделать сон ребенка безмятежным и спокойным. В книге представлены рекомендации для разных возрастных групп детей, а также анализируются ситуации, связанные с проблемами сна.

  • Особую значимость придает книге тот факт, что Мадлен Дени дает советы, которые она проверила на практике!

  • Уверенность в том, что у вас все получится, вселяет ее совместный труд с М. Тарди — детским психологом, Н. Шарипо — врачом и по совместительству медицинским журналистом и Л. Тельером — врачом-физиотерапевтом.

С помощью Мадлен Дени вы создадите эффективную систему «сонного воспитания» для вашего ребенка.

Хотелось бы отдать должное Трейси Хогг — автору книги, которую перевела на русский язык Наталья Кияченко в 2014 году: «Чего хочет ваш малыш». Она на протяжении 25 лет занимается вопросами, связанными с воспитанием ребенка, уходом, детским сном, а также общению между малышами.

«Заклинательница младенцев» — это ее второе имя, которое дали ей мамы со всего мира. Т. Хогг в своей книге «Чего хочет ваш малыш» дала ответы на все волнующие вопросы новоиспеченных родителей.

Основные из них:

  • Почему плачет дитя?
  • Чего хочет ваш малыш?
  • Почему ребенок плохо спит?
  • Как помочь ребенку?

Книга легко читается, а материал в ней изложен лаконично и интересно. Кроме того, в ней описана методика самостоятельного засыпания малыша. Автор книги, описывая свой опыт и наработки, хочет научить родителей понимать свое дитя.

Доктор медицины Марк Вайсблут написал одну из самых противоречивых книг «Здоровый сон — счастливый ребенок».

Он полностью разобрал распорядок дня ребенка в зависимости от возрастной группы. Автор детально описал, как в сутках меняется потребность во сне. Вайсблут поясняет родителям, как организовать режим ребенка, как его безболезненно видоизменить в зависимости от возраста малыша.

Стоит отметить, что после прочтения книги, у вас не останется вопроса: «Как уложить или разбудить ребенка?». Марк Вайсблут акцентирует свое внимание на том, что при выборе режима сна и бодрствования, важно учитывать темперамент ребенка. На сон непременно влияют колики и газики. Автор дает советы, как облегчить процесс засыпания и сна для таких малышей.

В чем заключается авторская противоречивость? Да потому, что он пишет в своей книге, что можно закрыть дверь и просто уйти из детской комнаты. .

Хотя в книге есть спорные суждения, стоит отдать должное автору — Марк Вайсблут — один из лучших профессоров в области детского сна.

Стишки про сон малыша

Спит малыш в своей кроватке
И посапывает сладко,
А на маленькой подушке
Рядом спят его игрушки
***
Спи зайчонок, спи, мой котик,
Сладко сморщив алый ротик
Спи мой ангел, засыпай,
Ждет тебя волшебный край.
***
Спать пора, сказала мама
Не хочу, ответил я
Ну-ка лезь под одеяло,
Залезаю нехотя
И подумал я, схитрю
Глазки я закрою
Подожду немножечко
И опять открою.
***
Ну и что, что на полу
Все равно я сладко сплю!
Наигрался я за день,
На кровать тащиться лень!
***
Глазки спят и щечки спят
У усталых малышат.
Спят реснички и ладошки,
Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки
Сладко дремлют на подушке.
Спят кудряшки, ручки спят,
Только носики сопят.
***
Спит дитя. Блестят губёшки,
Щёчки в каплях молока.
Спит дитя. Моя рыбёшка
Несмышлёная пока.
Спит малышка. Еле слышно
Как посапывает нос.
Удивляюсь – как так вышло,
Что тебя нам Бог принёс.
Удивляюсь совершенству,
Что сжимает в кулачок
Моё собственное детство,
Моей жизни маячок.
Сладко сомкнуты реснички.
В доме благостная тишь.
Крепко спит моя синичка,
Замечательный малыш.
***
Нет ничего доверчивей ребёнка,
Когда он спит к твоей груди припав.
Его дыханье бережно и тонко,
Оно нежее, чем дыханье трав.
Как шар земной наш
С матерью вселенной,
С твоей судьбой он нераздельно слит.
Комочек жизни, тёплый и бесценный,
Так сладко маме руки тяжелит…
***
Я беру твою ладошку в руки
И целую венку на запястье.
Я не зря испытывала муки,
Что б родить такое счастье.
Пальчики твоей ладошки
Согреваю я своей щекой.
И, заглядывая к нам в окошко,
Ночь любуется тобой.
Сон погладил длинные ресницы,
Сказки сочиняя для тебя.
Интересно, что тебе присниться
кровиночка любимая моя.

***
Посмотрите, как я сплю:
Покрутиться я люблю,
Заползу я в уголок,
Там свернусь в смешной клубок.
На полу сплю и в коляске,
На диване и на маме —
В общем, полюбуйтесь сами!
***
Уберу игрушки,
Прилягу на подушку,
Я закрою глазки,
И приснится сказка!
***
На животе я научился спать,
Во сне переворачиваюсь смело,
Теперь я точно буду знать:
совсем не трудно это дело!
***
Прозрачен воздух, ветер стих.
Малыш в руках моих затих.
Сопит, курносик, в тишине,
Прижавшись щечкою ко мне.
***
Вот моя подружка,
Милая подушка.
Очень я её люблю
И не с кем не разделю.
Мягкая, удобная,
Весёлая и сдобная.
Из неё цветные сны,
Как из сказочной страны,
Медленно выходят
И по дому бродят.
Звездочки на небе
Высоко горят,
Завтра утром рано
Нужно в детский сад,
А пока с подушкой
Будем крепко спать,
Чтоб легко над нами
Было снам летать.
***
Спит луна, уснули тучки,
Ангел взял тебя на ручки,
Сон принес и песню спел,
Чмокнул в щечку, улетел
***
Ветер шепчет за окном:
— Спи, малыш, спокойным сном….
Погуляли — и в кровать!
Время — девять, надо спать!
***
Тому, кто первым ляжет спать,
Я дам конфет большой мешок.
А кто вторым пойдет в кровать,
Услышит сказку и стишок.
А третий — будет отставать —
Ему в подарок — ре-ме-шок!
***
Мне сегодня засыпается не очень.
Темнота в окно крадется сквозь кусты.
Каждый вечер солнце прячется от ночи…
Может, тоже боится темноты?
***
Счастье есть-сопит в кроватке,
Улыбается во сне
Мой любимый, милый, сладкий,
Моя радость на земле.
Глазки слиплись, нос-курносик,
Сжаты пальцы в кулачок,
Одеяльце с себя сбросит,
Покряхтит, как старичок…
Спи, сыночек, безмятежно
Беззаботным мирным сном,
Моя гордость и надежда,
Лучик мой дождливым днем.
Пусть моя любовь поможет
Детский сон оберегать,
Подрастем, начнем попозже
Мир чудесный открывать!
***
Маленький комочек
Рядышком лежит
Ерзает, бормочет,
Радостно жужжит;
Глазками на маму
Смотрит удивленно,
Носиком своим
Воздух тянет сонно.
Шлепает губенками,
А потом кричит,
Или вдруг зажмурится
И во сне ворчит.
Все вокруг себя
Любит безгранично.
До чего ж комочек
Вышел симпатичный
***
Мы играли, мы устали
И зевать мы долго стали.
Всем ребятам спать пора
«До свиданья, до утра!»

***

Ты спишь, мой маленький дружок,

Невинно сердце ангелочка.
К кроватке тихо подойду,
И поцелую тебя в щёчку.
Я осторожно, чуть дыша,
Тебя прикрою одеялом.
В тебе живёт моя душа,
В ребёнке маленьком усталом.
Ты повернёшься на бочок,
Во сне беспечно улыбнувшись.
Спи сладко, мой родной сынок,-
Шепну, волос твоих коснувшись.
Твой сон безропотно хранить
Я буду тёмными ночами.
Ах, господи, не дай постичь
Ему тревоги и печали.
В ручонку утром положу
Подарок зайчика лесного.
Нет ничего милее мне
Твоего взгляда озорного.
А как проснёшься, подойду,
Увижу радость в милых глазках.
Как хорошо, что малыши
С такой охотой верят в сказки.
Ах, мамочка,- шепнёшь ты мне,-
Кто был сегодня, угадай-ка?
Ко мне из леса приходил
Мой добрый друг, пушистый зайка!
И радость, и восторг в глазах,
И смех развилистый и звонкий,
И расцелую я твои
Подарок сжавшие ручонки!

СПИТ ДОЧКА
Глазки устали смотреть,
Ручки устали играть.
Ножки устали скакать
Девочке хочется спать
***
У меня пропало счастье.
Обыскали мы весь дом.
Нет за шторой, под кроватью,
в кухне нет и под столом.
Все разбросаны игрушки,
книжки и карандаши.
На полу лежат подушки.
В доме нету ни души.
Вдруг гляжу — из чемодана
пара пяточек торчит.
Там свернувшись как щеночек,
доченька моя сопит.
Все смотрю и наглядеться не могу я на нее.
Вот ты где, мое родное, счастье вредное мое!
Никому я не отдам свой со счастьем чемодан!
***
Маленькое Чудо
В колыбельке спит.
Мой курносый носик
В подушечку сопит,
Пухленькие ручки
Тянутся ко мне
Маленькое Чудо
Улыбаясь мне,
Говорит забавно
Первое АГУ.
Я дороже этого
В мире не найду.
Самое большое
Счастье у меня
Маленькое Солнышко
Доченька Моя.
Ты расти любимая
Милая моя
Будешь ты счастливая
Доченька моя.
Я тебя от всех,
Бед уберегу
Главное, ты знай малышка
Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ)))

СПИТ СЫНОК
Над маленьким сыном склоняется мать.
Она говорит с ним: «Пора тебе спать!
Пока ты не спишь, я заснуть не могу!»
И маленький сын отвечает: «Угу!»
Над городом спящим – глубокая тишь…
«Скажи мне, сынок, почему ты не спишь?
Быть может осенняя ночь так долга?»
И маленький сын отвечает: «Ага!»
«Ага! – повторяет счастливая мать. –
Быть может, жара не дает тебе спать?
Иль плохо в ночи я твой сон берегу?»
И маленький сын отвечает: «Угу!»
«Угу! – так скорее ты веки сомкни,
Скорее, сынок мой, спокойно усни!
А то заберет тебя баба-яга!»
И сын отвечает с улыбкой: «Ага!»
И снова молчит он и смотрит на свет, –
Одним только взглядом дает он ответ:
«Я знаю два слова: «Ага» и «Угу»,
А больше пока я сказать не могу!»
***
Кто же, словно ежик,
В комнате сопит?
Мой родной сыночек
Очень крепко спит!
***
Я только что с постели встал
и чувствую: уже устал!!
Устал всерьез, а не слегка.
Устала правая щека,
плечо устало, голова…
Я даже заревел сперва!
Потом, подумав, перестал:
Да это же я спать устал!

Еще больше в группе ВК Детские стишки, ПОМОГИТЕ СОЧИНИТЬ СТИХ ПО ОСЕНЬ!!! детей

baby_secret_net

ПОЧЕМУ МЕТОД МОЖЕТ НЕ РАБОТАТЬ
1. Метод используется для слишком маленького ребенка.
Метод НЕЛЬЗЯ применять к детям до 3 месяцев, он их перевозбуждает. Они не могут физически вынести постоянное поднятие и опускание, они сжигают слишком много калорий, устают, и потом уже трудно сказать – плачут ли они от возмущения, усталости, голода или боли.
С маленькими детьми нужно просто стараться держать подходящий режим, использовать похлопывание-шипение.
2. Родители не понимают ПОЧЕМУ они берут и кладут ребенка, и поэтому делают это неверно.
Техника «шипение-похлопывание» призвана успокоить ребенка. Техника «обнял-положил» — научить его успокаиваться и засыпать САМОМУ. Мы не начинаем обучение с подъема ребенка, а пытаемся успокоить его в кровати. Вы выполняете ритуал отхода ко сну и кладете ребенка в кровать. Потом он начинает плакать, не бросайтесь к нему. Склонитесь к его уху и говорите шшшшшшшш, прикройте ему глаза, чтобы блокировать визуальную стимуляцию, похлопывайте по спине, или, если ребенку больше 6 месяцев, просто положите ему на спину или на грудь руку. ЕСЛИ ЭТО НЕ ПОМОГАЕТ, ТОЛЬКО ТОГДА ПОДНИМАЙТЕ.
3. Родители не понимают, что нужно следить за всем днем ребенка.
Вы должны понимать, как ребенок бодрствует и что он ест. По нынешним временам большинство детей получают излишнюю стимуляцию всеми этими электронными игрушками и штуками. Чем спокойнее будет ребенок, тем лучше он будет спать.
4. Родители невнимательны к знакам ребенка, не понимают языка его плача и движений тела.
Метод должен быть адаптирован к ВАШЕМУ ребенку. Так что лучше потратить время и попытаться понять, как плачет ваш ребенок, когда он возмущен, устал, успокаивает сам себя, голоден, болен. Как он выгибается, машет руками и ногами, поворачивает голову – и что это означает. Вполне нормально, что поначалу вы будете с трудом это понимать, но постоянно следите за этим, и вы научитесь.
5. Родители забывают, что метод нужно адаптировать к возрасту ребенка по мере его развития.
6. Эмоции, в особенности чувство вины, начинает мешать.
Метод не будет работать, если вы будете чувствовать жалость к ребенку. Дети зеркалят наши эмоции. Родитель должен источать уверенность и спокойствие..
Родители, чувствующие вину, что их ребенок плачет, более склонны сдаться, так как они считают, что причиняют боль своему ребенку или не дают ему любви. Нужно понимать, что метод – это инструмент обучения, а не наказание.
7. Комната не готова ко сну
При использовании метода нужно как меньше отвлекающих вещей, темнота, тишина.
8. Родители не принимают в расчет темперамент ребенка.
Спокойные дети достаточно легко учатся и успокаиваются. el and Textbook babies are relatively easy to put down. Агрессивные, активные, требовательные дети зачастую ведут себя агрессивно, выгибаются, отталкивают вас, когда рассержены. Чувствительные дети дольше и труднее учатся. И те и другие больше плачут и расстраиваются.
.
9. Один из родителей не готов.
Даже если папа не принимает активного участия, он должен понимать и поддерживать процесс.
10. Родители не координируют усилия. .
Если вы действуете с мужем вдвоем, лучше, если каждый возьмет на себя две ночи подряд, чтобы родитель не сменялся. Оба родителя в комнате, или смена родителей по ходу процесса только отвлекает ребенка, и с каждой сменой приходится начинать снова.
11. У родителей завышенные ожидания.
Метод – не волшебная палочка. Он не лечит ребенка от коликов или рефлюкса, не ослабляет зубную боль или не делает агрессивного ребенка более спокойным.
Ребенок будет расстроен, рассержен и взбешен, когда вы начнете. Ожидайте много плача, но так как вы находитесь с ребенком, он может быть возмущен, но не будет чувствовать себя брошенным.
Переменам потребуется время, и ЖДИТЕ регресса.
12. Родители быстро теряют терпения и бросают на полдороги.
Иногда родители бросают в первую же ночь. Иногда они выдерживают ночь, но бросают потом. Они бросают, потому что изменения слишком малы. Они дожидаются первого успеха, но бросают как только снова появляются сложности.
НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ МЕТОД:
1) Если вы больше ничего не попробовали – будь это шипение-похлопывание, поглаживание, ласковые слова, или попытка постепенного отучения без плача. Методом стоит пользоваться только как последним вариантом, если больше ничего не работает.
2) Если у ребенка некорректный режим. Ребенок должен быть достаточно устал, но слишком устал, не гиперстимулирован, не голоден. Правильный режим – это залог успеха.
3) Если вы планируете по прежнему поддерживать какую-то зависимость (укачивание, соску, засыпание с грудью, качели, автокресло, и т.д.). К зависимостям не относятся те вещи, которые ребенок контролирует сам – та же соска, но в более старшем возрасте, когда ребенок сам может ее взять, одеялко-успокоитель, мягкая игрушка.
4) Если ребенок болен. Больному ребенку нужны ваши объятия и любовь, пока он не выздоровеет.
5) Если у ребенка что-то болит, колики, прорезываются зубы.
6) Когда ребенок весел, спокоен, не плачет. Метод не ускоряет процесс засыпания. Нельзя использовать метод к ребенку, который просто хнычет или пытается заснуть, чтобы он заснул быстрее. Если ребенок спокоен или просто хнычет – он по сути делает то, что мы пытаемся добиться методом – пытается успокоиться и заснуть. Оставьте его, пусть он заснет тогда, когда будет готов (или не заснет и начнет по-настоящему плакать).
7) Когда вы не готовы посвятить методу 2 недели. Если вы едите в отпуск, у вас гости, или что-то еще, что помешает последовательно работать над засыпанием. Постарайтесь быть дома на все сны
8) Если ребенок младше 4 месяцев. Они слишком устают и еще не в состоянии понять то, чему учит метод. Используйте другие методы.
9) Если ребенок просыпается из-за голода. Если ребенок плачет из-за настоящей потребности, потребность нужно удовлетворить. Единственным исключением являются дети старше 9 месяцев, которые в основном едят по ночам, а не днем, и нужно переучить. Но это редкий случай.
10) Если у ребенка есть рефлюкс. Подъем и укладывание ребенка могут вызвать приступ рефлюкса. .
ОТ СЕБЯ
Я пользовалась дважды – с дочкой в 7 месяцев, учась спать в кроватке вместо коляски с укачиванием, и с сыном в 4.5, отучаясь от соски.
Что могу сказать: при всей подготовленности и понимании, это ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО. Поэтому если вас уже заранее терзают сомнения, нужно ли это все, и «зачем мучать ребенка» — может не стоит начинать. С Тессой я пыталась начать несколько раз и сдавалась через 10 минут плача. Не сдалась я тогда, когда бы действительно «край» — я по три часа трясла ребенка в коляске и жизнь моя превратилась в одно сплошное укачивание. То есть, когда внутри назрело такое веское ХВАТИТ! и ДОКОЛЕ!:))
Я советовалась на форуме, когда отучала сына, меня там поддерживали другие мамы. Если возьметесь, пишите мне, я поддержу. Я ЗНАЮ, как нужна поддержка на третий день, когда кажется, что это не закончится никогда.
Разберитесь со своими мыслями и чувствами по поводу детского плача до того, как начнете. Если прочитав статью выше, вы думаете «ужас какой зачем мучить детей» — это не для вас. Многие мамы терпят ужасный сон ребенка до 2-3 лет, рано или поздно все дети начнут спать, возможно вы из тех, кто предпочтет потерпеть, не стоит себя винить.
Я резко против методов, оставляющих ребенка плакать (я выложу отдельно информацию почему). Одновременно я внутренне принимаю, что ребенок не всегда будет счастлив, как и все мы. Когда он болен и ему нужно сделать неприятную процедуру, он плачет, а мы делаем. Когда он устал и не может заснуть, он плачет, а мы обнимаем и ждем, пока заснет. То есть дети в принципе плачут. При методе ребенок плачет, как бы говоря «мама какого фига где моя грудь (соска, коляска), я же хочу спать дай дай дай!!!». А мы ему говорим – «нет, солнышко, я знаю ты расстроен, но мы так больше спать не будем, давай учиться спать по-другому. Я с тобой, все хорошо, попробуй еще.» И снова, и снова, и снова. Рано или поздно он научится.
Еще вынесенные из практики советы:
Не чините то, что не ломалось. Если в принципе вас все устраивает (или почти устраивает), не мучайте ни себя, ни ребенка. Не надо пользоваться «для профилактики», или «хорошо было бы в идеале если бы он спал сам, но вообще и так нормально». Ровно через день плача вы скорее всего решите, что оно вам не очень-то и надо. Так и есть.
Если решитесь, перечитайте информацию дважды. Трижды. И пару раз в процессе. Каждый раз я ловила себя, что не очень понимаю, как же действовать в конкретной ситуации, или что я что-то делала неверно. Перечитайте ВСЕ, а не только на ваш возраст.
С Тессой в 7 месяцев, например, я поняла, что мое хватание на руки ее только раздражает, и любой физический контакт – тоже. Поэтому она плакала – а я сидела рядом и успокаивала словами, а потом, когда начиналась мантра, отходила.
С Данилой (он младше), я поняла, что иногда, боясь передержать на руках, кладу слишком рано. Нужно таки дождаться не просто паузы в плаче, а какой-то стадии успокоения. И не нужно торопиться хватать на руки обратно сразу – я опускаю, он плачет, опустила, плачет 15 секунд, потом поворачивает голову и начинает мычать-бубнить – успокаиваться.
Очень очень хотелось бросить в процессе. Хорошо, что не бросила.
Я проходила дважды и каждый раз казалось, что это никогда не случится. Только оно случалось.
Но это не делает метод легче. Мне страшно подумать о том, что придется отучивать от чего-то еще. Но тем не менее я это сделаю, если будет «край». Здоровый спокойный сон ребенка многие месяцы мне дороже нескольких ужасных часов или дней его плача.
Ниже я записала совершенно честно дневник моей недели с Данилой по отучении от соски:
Данилыч подсел на соску, просыпался все сны каждые 40 минут, и ночью зачастую тоже, как только ее терял. Хочу отучить от соски, возможно заодно уж от пеленания.
ДЕНЬ 1
Легли на 1 дневной сон в спальном мешке, со свободными руками без соски. Минут через 10 начал плакать, стала похлопывать, через минут 5 расплакался совсем, стала брать-успокаивать-класть. Данила разошелся и плакал почти не успокаиваясь, начал махать руками, задевать себе по лицу. Поняла, что совсем без пеленания он еще пока не может, чуть припеленала локти, чтобы руки были возле лица. Заснул через 50 минут плача с пальцем во рту. Поднимала-клала около 30 раз. Проспал всего 30 минут (естественно перегулял), но так как до кормления оставалось всего 20 минут, подняла. Уже через 50 минут начал показывать усталость. Заплакал, когда меняли подгузник, но замолк в кровати. Полежал 10 минут, попытался заснуть, заплакал. Поднимала-клала раз 15, заснул через 35 минут. Проспал 35 минут, проснулся с плачем. Снова поднимала-клала, потом просто похлопывала около 30 минут, снова заснул на 35 минут, проснулся веселый.
Кажется, что-то неправильно делаю, поднимая под шею и попу в положении колыбель потом неудобно его успокаивать и руки заняты. Пока переложишь – только возбуждаешь. Спросила на форуме, посоветовали поднимать вертикально на плечо.
3-й сон заснул после 30 минут подъемов, проспал всего 15 минут. Продолжала поднимать еще 50 минут после, но больше не заснул.
Паникую, как будет ночью, и что делать с Тессой, если разбудим.
Кладу на ночь раньше, так как устал, в 18:40 чтобы уже был в кровати.
На ночь уложился за 20 минут и около 5 подъемов. По-прежнему припеленываю ручки вверх. Проснулся через 45 минут с плачем, я просто похлопывала, заснул через 10 минут. Проснулся в 23:00, успокоила похлопыванием, проснулся в 00:00, успокоила похлопыванием, проснулся в 1:00, покормила. Проспал до 4:00, покормила. Проспал до 6:20, подняла, сил на метод не хватило.
ДЕНЬ 2
На первый сон смогла уложить только похлопыванием (плакал негромко, как бы «жаловался», не было ощущения, что нужно поднимать. Заснул за 15 минут просто при похлопывании (Ура!). Проснулся через 35 минут и покакал, пришлось переодевать. Потом пыталась уложить дальше, расплакался горько, снова поднимала, но бесполезно, после 50 минут подняла.
На второй сон легли раньше, опять смог заснуть просто при похлопывании за 20 минут (поняла, какая у него мантра – он мотает головой со стороны в сторону делает ммммм – это засыпает, а потом как бы начинает расплакиваться уааааа, несколько раз, не расплакивается и снова мммм.) Когда так делает, я не беру, просто сижу рядом. Если уаааа переходит в сильный плач – тогда беру). Правда просыпался с плачем каждые 15 минут вплоть до полутора часов, сидела похлопывала все время. Потом заснул крепко и в итоге проспал 3 часа. Переживаю, что создаю новую зависимость похлопыванием.
На третий короткий сон почти нереально было уложить, так как второй сон спал 3 часа, билась 1 ч 15 минут, поднимала раз 20, в конце концов чуток покачала кровать, через пару минут он вырубился, проспал 30 минут.
Посоветовалась насчет похлопывания, буду похлопывать только до того момента, как он успокоился, а не пока заснет, чтобы не создать новую зависимость. Прогресс вижу, настроение пока бодрое.
На ночь лег сам за 25 минут, просто сидела в комнате. Правда ночь была очень тяжелая, просыпался почти каждый час, кормила в 2 и в 5, в 5 он обкакался, сменила подгузник. Дальше побоялась разбудить Тессу, смалодушничала и укачала. И разревелась от собственной никчемности.
ДЕНЬ 3
На первый сон укладывался минут 30, поднимала раз 5, плакал сегодня громче и больше, чем вчера. Держала руки-ноги в районе 45 минут, удалось удержать от просыпания. Таки проснулся через 1 ч 10 минут, тихо, просто подняла. Второй сон тоже очень плохо засыпал, плакал 50 минут, заснул всего на 30. Потом пыталась уложить еще 45 минут, подняла. Теряю веру, что получится, хожу и бешусь, неужели такая ерунда, как соска стоит стольких мучений, ведь живут же сотни с сосками и все нормально, может быть он вообще не готов успокаиваться сам. Много плакала сама. На 3 сон вывезла его в коляске, проспал тоже всего 30 минут.
На ночь была настоящая истерика, вырубился от плача через 50 минут. Подскакивал каждые час-полчаса, кормила дважды, в первую половину ночи поднимала-клала, если было надо, не похлопывала. Полночи проревела с ним. Встал в 6:20 утра, наверняка накопил гиперусталость за эти дни.
На форуме говорят, что 3-4 день зачастую самые сложные. Очень хочется все бросить, но пока решаю продолжить.
ДЕНЬ 4.
Первый сон – опять 40 минут плача, с трудом заснул, проспал 35 минут, еще 40 минут плакал, пыталась уложить, ничего не получилось. Так же со вторым сном. На третий вывезла в коляске, проспал час, хоть что-то наверстал. Руки ему только мешают пока, палец он не сосет, только царапает себя. Я в глубокой депрессии. Поняла, что частично, потому что не могу решиться, что давать обратно, что не давать, что мне критично, а что нет. Поэтому решила следующее:
— соску обратно не дам
— пеленать буду как раньше
— если подрывается на 40 минут и не удалось удержать или вернуть ко сну похлопыванием, буду подкачивать чуток кроватку. Потом когда-нибудь от этого отучу. Но не буду укачивать на сон, что бы ни было.
Вечером засыпал долго, но без плача. Подвывал, хныкал, вертелся, но заснул сам, без меня в комнате, за 40 минут.
ДЕНЬ 5-7
Засыпает сам без соски на сны, если хорошо спеленать. Засыпает чуть дольше, около 20 минут, и может чуток вначале поплакать, но не так, чтобы нужно было прямо бросаться успокаивать. Ночью просыпался всего 4 раза.
ДЕНЬ 8-15
Засыпает без соски на сны, 70% снов не просыпается на 40 минут. Засыпает около 10-15 минут, я в комнате в основном не сижу. На ночь укладывается сам. Когда просыпается ночью, заплачет, потом успокаивается за минуту сам. Иногда проснется, лежит 20-30 минут тихо, и засыпает сам, если не ходить и не мешать. Ест 2 раза, когда сам не засыпает – я кормлю.
Наверное, можно констатировать success.
Рада, что не сдалась.
Всем нам сил, а детям — сна:)
Tags: 0-6м, 6-12м, Мой опыт, Сон

Сон ребенка: правила здорового сна детей

23.09.2019 2

Более половины мам жалуется на проблемы со сном у их ребенка. Около 25% из них страдают клинической депрессией. Статистика говорит, что до ⅓ разводов в семьях приходится на первые годы после появления первенца. Чаще всего из-за проблем со сном их чада.

Потому что многим семьям тяжело правильно организовать ребенку полноценный отдых и родительство превращается в мучение. Ведь сон ребенка часто непредсказуем — неизвестно, что ожидать каждую ночь. Кроха может плохо спать дневные сны, протестовать перед укладыванием, слишком часто просыпаться ночью и подниматься до 6 утра. Родителям остается гадать, почему так происходит — причин может быть множество.

Давайте вместе разберемся во всех нюансах детского сна и начнем исправлять ситуацию уже сегодня!

О пользе здорового сна

Почему так важно, чтобы ребенок спал и высыпался? Есть ли причины для беспокойства, если ребенок не высыпается? Здоровый сон для малышей — это такая же базовая потребность для них, как и питание.

Недосып негативно сказывается на разных системах детского организма:

  • При недостатке сна снижаются умственные способности. Дети, которые высыпают норму сна и спят без пробуждений, лучше учатся, легко запоминают новую информацию, более креативны и способны дольше удерживать внимание.
  • Малыши действительно растут во сне. Врачи считают, что высыпающийся ребенок отличается хорошим физическим развитием и крепкой нервной системой.
  • Во время сна иммунная система выделяет белки, борющиеся с болезнями. При недосыпе выработка этих протеинов сокращается, иммунная система ослабевает и кроха чаще болеет.
  • Недостаток сна у детей напрямую связан с их поведением и состоянием. При проблемах со сном ребенку сложно контролировать свои эмоции — он часто капризничает, а его настроение очень переменчиво.
  • Если не спит ребенок, не спят и родители. При депривации сна продолжительное время снижается иммунитет, возникают проблемы с концентрацией внимания и контролем эмоций.

Как видно, хороший сон — основа здорового развития детей в первые годы жизни.

Как обеспечить ребенку крепкий сон?

1. Ребенку необходимо спать определенное количество часов в сутки. Так, младенцу нужно около 18-20 часов сна в сутки, а подросшему ребенку уже достаточно около 14 часов на отдых днем и ночью. Ориентируйтесь на табличные нормы — они дадут вам понять, как корректировать режим с учетом возраста и индивидуальных особенностей крохи.

2. Детей легко переутомить и тяжело успокоить, если они сильно перевозбуждены. О чем мы часто забываем. Чем младше ребенок, тем меньше времени он может бодрствовать без накопления усталости.

Продолжительное время без сна приводит к быстрому накоплению кортизола. При избытке этого гормона ребенок засыпает с трудом, а сон становится беспокойным и чутким.

В этом случае важно следить за признаками усталости у ребенка и проводить последний час перед сном в спокойных играх, которые замедлят его. Здесь поможет работа с мелкой моторикой: (подойдут удалить слово) игры с разными тканями, перебирание крупы или бусин (под присмотром взрослого), лепка, пальчиковое рисование. Не забываем о ритуале перед сном, который настраивает на отдых и помогает малышу расслабиться.

3. Дети сильно реагируют на внешние раздражители, особенно свет и шум. Поэтому важно создавать подходящие условия для отдыха, начиная с рождения.

Если в детской светло, ребенку будет тяжело уснуть. И вот почему: гормон мелатонин, от которого зависит то, как мы спим, вырабатывается только в темноте. При этом он легко разрушается под воздействием света, особенно синего спектра. Если малыш спит при свете днем и ночью, это сильно снижает качество его сна, уменьшается выработка мелатонина. Если свет попадает на ребенка, он проходит через родничок напрямую в мозг и разрушает уже накопленный мелатонин. Поэтому важно даже под утро сохранять темноту в комнате.

Также при свете ребенок будет отвлекаться на окружающие его предметы, а не настраиваться на отдых.

Как создать правильную атмосферу:

  • Затемняйте комнату темными шторами и убедитесь, что от электроприборов не исходит свет.
  • Стоит ли создавать тишину? Лучший вариантом будет использование белого шума, который заглушит посторонние бытовые звуки, когда ребенок спит. Белый шум не вызывает привыкания и является позитивной ассоциацией на засыпание.

4. Биологические ритмы детей работают иначе, чем у взрослых. Для детей физиологичен уход в ночь в промежутке между 18.00 и 20.00 и подъем не позднее 7 утра. Подобный режим позволяет малышу получить необходимое количество качественного ночного сна, так как первую половину ночи сон проходит в основном глубокой фазе. В этот период происходит активное восстановление организма. Раннее укладывание возможно с 4 месяцев и до школьного возраста.

5. Ребенку легче жить по режиму. Следование распорядку дня дает малышу чувство предсказуемости и понятности в течение дня. Режимного ребенка легче уложить спать, так как его внутренние часы настроены на сон в определенное время. Также не следует пропускать дневной сон в надежде, что ребенок будет лучше спать ночью. При отсутствии дневного отдыха малыш труднее уйдет в ночь и будет спать беспокойно из-за переутомления.

6. Подъемы по ночам являются нормой. В первые месяцы жизни частые пробуждения новорожденного малыша обусловлены физиологией.

Но по мере взросления сон становится все более консолидированным и к году ребенок уже способен спать всю ночь без пробуждений. Точнее, ребенок будет просыпаться между циклами сна, но заснет обратно через пару минут. При условии, что он умеет делать это самостоятельно. Малыши, которые не имеют этого базового навыка (а он приобретается, как и умение прикладываться к груди, жевать и ходить) нуждаются в посторонней помощи, чтобы продлить сон. Этими “помощниками” становятся укачивание, грудь, бутылочка, соска, мамино присутствие рядом.

Если вы в попытках уйти от укачиваний, постоянных кормлений и соски прекращаете использовать этот способ успокоения ребенка, не давая ему альтернативу, ваши попытки не принесут успеха. Так как нет замены. Лучшим выходом станет обучение ребенка самостоятельному засыпанию по одной из методик.

7. Позитивные ассоциации на сон облегчают укладывание. Включение белого шума, использование игрушки-любимки, сон в спальном мешке и ритуал на засыпание и пробуждение приходят на помощь при работе над сном ребенка.

8. У ребенка должно быть постоянное спальное место. Лучше всего, если это будет кроватка. В ней не должно быть ничего, кроме плотного матраса с простыней на резинке. Подушка и одеяло не нужны малышу в первый год жизни — лучше использовать детский спальный мешок. Мягкую игрушку можно класть в кроватку после полугода.

9. Состояние мамы легко передается ребенку. Если вы помогаете успокоиться своему малышу, успокойтесь сами. Дети легко считывают наши эмоции с помощью зеркальных нейронов, которые активно работают у них в первые годы жизни.

Поэтому во время укладывания будьте сами расслаблены, если хотите сделать процесс легким и приятным для обоих из вас.

Включите в ритуал перед сном объятия. Обнимая ребенка, вы воздействуете на его периферическую нервную систему и успокаиваете его.

Проверьте по таблице, что вы используете помощников сна и избегаете его разрушителей:

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*