admin / 20.01.2020

Российские фильмы с оскаром

https://twizz.ru/wp-content/uploads/2019/11/1573651216_c4ca4238a0b923820dcc509a6f75849b.jpg

Номинация на «Оскар» фактически приравнивается к получению всемирного признания. Премия заокеанская, американская, но она популярна на всей планете и имеет соответствующий статус. В последнее время ходит много разговоров о предвзятости и уклона в сторону толерантности, а не художественной ценности, но других альтернатив у человечества пока нет.

В истории СССР и России было снято 24 фильма и мультфильма, которые номинировались на эту премию. Немного общей статистики:

  • У отечественных фильмов 26 номинаций, 6 побед (последняя в 2000 году).
  • В основном это две категории: «Лучший фильм на иностранном языке» (17) и «Лучший короткометражный анимационный фильм» (6).
  • Самые номинируемые режиссёры: Александр Петров (4 — одна победа) и Никита Михалков (3 — одна победа).
  • Самым урожайным годом стал 2008 (3 номинации), а лучшим десятилетием — 90-е (6 номинаций).

Давайте же вспомним о всех советско-российских номинантах на «Оскар» в хронологическом порядке.

1. Разгром немецких войск под Москвой (1943)

Номинация: Лучший документальный фильм (победа).

Режиссёры: Леонид Варламов и Илья Копалин.

2. Война и мир (1968)

Номинации (2): Лучший фильм на иностранном языке (победа); Лучшая работа художника-постановщика.

Режиссёр: Сергей Бондарчук.

3. Братья Карамазовы (1969)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.

Режиссёр: Иван Пырьев.

4. Чайковский (1972)

Номинации (2): Лучший фильм на иностранном языке; лучшая адаптация музыкальной темы.

Режиссёр: Игорь Таланкин.

5. А зори здесь тихие… (1973)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.

Режиссёр: Станислав Ростоцкий.

6. Дерсу Узала (СССР, Япония, 1976)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке (победа).

Режиссёр: Акира Куросава.

7. Белый Бим Чёрное ухо (1976)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.

Режиссёр: Станислав Ростоцкий.

8. Москва слезам не верит (1981)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке (победа).

Режиссёр: Владимир Меньшов.

9. Частная жизнь (1983)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.

Режиссёр: Юлий Райзман.

10. Военно-полевой роман (1985)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.

Режиссёр: Пётр Тодоровский.

11. Корова (1990)

Номинация: Лучший короткометражный анимационный фильм.

Режиссёр: Александр Петров.

12. Урга — территория любви (СССР, Франция, 1993)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.

Режиссёр: Никита Михалков.

13. Утомлённые солнцем (1995)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке (победа).

Режиссёр: Никита Михалков.

14. Кавказский пленник (1997)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.

Режиссёр: Сергей Бодров-старший.

15. Вор (1998)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.

Режиссёр: Павел Чухрай.

16. Русалка (1998)

Номинация: Лучший короткометражный анимационный фильм.

Режиссёр: Александр Петров.

17. Старик и море (2000)

Номинация: Лучший короткометражный анимационный фильм (победа).

Режиссёр: Александр Петров.

18. 12 (2008)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.

Режиссёр: Никита Михалков.

19. Монгол (Россия, Германия, Казахстан, 2008)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.

Режиссёр: Сергей Бодров-старший.

20. Моя любовь (2008)

Номинация: Лучший короткометражный анимационный фильм.

Режиссёр: Александр Петров.

21. Уборная история — любовная история (2009)

Номинация: Лучший короткометражный анимационный фильм.

Режиссёр: Константин Бронзит.

22. Левиафан (2015)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.

Режиссёр: Андрей Звягинцев.

23. Мы не можем жить без космоса (2016)

Номинация: Лучший короткометражный анимационный фильм.

Режиссёр: Константин Бронзит.

24. Нелюбовь (2018)

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.

Режиссёр: Андрей Звягинцев.

Ждём юбилейной 25 номинации. В 2019 году таковых не было, поэтому надеемся уже на следующее десятилетие.

Подписывайтесь и читайте нас вGoogle Новости

Российские/советские фильмы — номинанты и лауреаты премии «Оскар»

В 1981 году советскому художественному фильму был присужден третий «Оскар», обладателем которого стал фильм режиссера и актера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Первым российским фильмом, удостоенным премии «Оскар», стал в 1995 году фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».

В категории «Лучший короткометражный анимационный фильм»

В 2000 году премия была присуждена режиссеру, художнику-мультипликатору Александру Петрову за мультфильм «Старик и море» (совместный проект с участием России, Канады и Японии).

Александр Петров — единственный российский режиссер, чьи работы четырежды попадали в число оскаровских номинантов: анимационные картины «Корова» (1990), «Русалка» (1998), «Моя любовь» (2008), а также фильм «Старик и море», принесший в 2000 году Петрову золотую статуэтку.

Российские фильмы, номинированные на соискание премии Американской киноакадемии «Оскар».

В 1947 году на соискание награды в категории документальных короткометражных фильмов выдвигалась лента «Жизнь в зоопарке» производства «Арткино».

В 1962 году в номинациях на премию «Оскар» в музыкальной категории, в разряде «Лучший саундтрек к драматическому или комедийному фильму», на награду претендовала «Хованщина» (по опере Модеста Мусоргского), автор аранжировки и кинематографической редакции оперы композитор Дмитрий Шостакович.

В 1970 году в номинационный список фильмов на иностранном языке была включена картина режиссера Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» по одноименному роману Федора Достоевского.

В 1972 году номинантом в этой категории стала лента Игоря Таланкина «Чайковский».

В 1973 году номинантом премии была картина режиссера Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…»

В 1979 году соискателем «Оскара» стал фильм Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо».

В 1983 году номинантом премии была картина Юлия Райзмана «Частная жизнь».

В 1985 году сразу два фильма были номинированы на премию. В конкурсе короткометражной документалистики принимала участие картина Ирины Калининой «Воспоминания о Павловске», а за звание лучшего иностранного фильма боролся «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского.

В 1990 году анимационная лента Александра Петрова «Корова» была номинирована на «Оскар» в категории «Короткометражный анимационный фильм».

Первым российским фильмом — номинантом на «Оскар» в 1993 году в категории «Лучший фильм на иностранном языке» стала картина Никиты Михалкова «Урга: территория любви» (Close to Eden).

В 1997 году номинантом премии в этой категории стала картина Сергея Бодрова «Кавказский пленник».

В 1998 году номинантом на «Оскар» среди картин на иностранном языке стал фильм Павла Чухрая «Вор».

Также в категории лучший кортокометражный анимационный фильм был номинирован мультфильм Александра Петрова «Русалка» (The Mermaid).

В 2008 году в число номинантов премии в категории фильмов на иностранном языке вошла картина Никиты Михалкова «12».

В этом же году в номинации «Лучшая анимационная короткометражная картина» был представлен мультфильм «Моя любовь» Александра Петрова.

В 2009 году в номинации «Лучший анимационный короткометражный фильм» был представлен мультфильм «Уборная история — любовная история», или «Lavatory — Lovestory» (режиссер Константин Бронзит).

В 2015 году фильм «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева вошел в число номинантов премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В ночь с 9 на 10 февраля в Лос-Анджелесе состоится вручение наград Американской киноакадемии. В этот раз российские фильмы не попали в шорт-лист номинантов, но так было не всегда. В копилке отечественного кинематографа есть не только номинации на «Оскар», но и шесть золотых статуэток в категориях «Лучший документальный фильм», «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший короткометражный анимационный фильм».

«Разгром немецких войск под Москвой»
Режиссеры Илья Копалин и Леонид Варламов, 1942

Документальная лента об обороне Москвы и контрнаступлении Красной Армии готовилась по заказу Сталина. Осенью 1941 года, когда советские войска планировали нанести противнику «удар огромной силы», лидер СССР распорядился «заснять все это на пленку и сделать хороший фильм». Работу над ним поручили 15 фронтовым операторам и двум режиссерам — Леониду Варламову и Илье Копалину. По воспоминаниям последнего, все понимали, что фильм нужно снять в короткие сроки — чтобы разрушить миф о непобедимости немцев и поднять боевой дух соотечественников. Монтировать материал приходилось днем и ночью, иногда даже во время воздушных атак.

Съемочная группа трудилась в 30-градусные морозы, из-за чего видеокамеры постоянно замерзали и забивались снегом. Сложность состояла еще и в том, чтобы охватить всю линию фронта при ограниченном количестве операторов.

Уже через три месяца картина была полностью готова. В 1942 году она получила Сталинскую премию первой степени, а спустя год — «Оскар» за лучший документальный фильм. Эта статуэтка стала первой для советского кино. Правда, для премьеры в Соединенных Штатах ленту переозвучили, переименовали и перемонтировали. Например, из нее были вырезаны кадры довоенной Москвы, из-за чего хронометраж сократился на 11 минут.

Кадр из фильма «Разгром немецких войск под Москвой» © yeltsin.ru

«Война и мир»
Режиссер Сергей Бондарчук, 1965

Экранизацию романа Льва Толстого в 1966 году посмотрели более 58 млн зрителей. Этот фильм стал не только лидером отечественного проката, но и самой высокобюджетной лентой в истории советского кино. На его подготовку потребовалось почти семь лет и около $100 млн по ценам того времени. Специально для картины изготовили тысячи исторических костюмов, точные копии оружия, наград, ваз и сервизов. А для съемки батальных сцен использовали 200 огнестрельных орудий, 100 тыс. винтовок, 20 т взрывчатки, 15 тыс. дымовых гранат и 1,5 тыс. снарядов.

Немало вложений требовали и декорации, например, дворцовый зал для первого бала Наташи Ростовой и сгоревший центр столицы, включавший одиннадцать зданий XVIII века и копию Сухаревой башни. Все это окупилось: советский кинохит получил «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. В результате работа Бондарчука-старшего стала первым художественным фильмом СССР, удостоенным самой престижной кинонаграды. Кроме того, только в отечественном прокате кассовые сборы «Войны и мира» составили почти 58 млн руб. Как и в случае с предыдущим лауреатом премии, в американском прокате фильм в четырех частях сократили — с шести часов до пяти.

Кадр из фильма «Война и мир» © kinopoisk.ru

«Дерсу Узала»
Режиссер Акира Куросава, 1975

Приключенческая драма «Дерсу Узала» стала спасением для Акиры Куросавы. Когда советское посольство предложило японскому режиссеру снять фильм для отечественного кинематографа, Куросава был в подавленном состоянии и даже пытался покончить с собой. Причина — в провале его предыдущего фильма «Под стук трамвайных колес». У режиссера появились трудности с финансированием, был разорван контракт с голливудской студией 20th Century Fox. Чтобы заработать на жизнь, Куросаве приходилось снимать рекламу японского виски. Все изменилось, когда он взялся за экранизацию романа Владимира Арсеньева.

Кинолента рассказывает о жизни людей в гармонии с собой и природой. В основе сюжета лежит путешествие этнографа и географа Владимира Арсеньева по уссурийской тайге в 1907–08 годы, во время которого ученый подружился с охотником Дерсу Узалой. Снять фильм по этой книге японец хотел еще в 50-е годы на острове Хоккайдо. Тогда возникли сложности с адаптацией сюжета, а спустя два десятилетия ему выпал шанс поработать на месте событий. Правда, не сразу: японцев боялись пускать в настоящую тайгу и уговаривали провести съемки под Москвой. Через два года напряженной работы «Дерсу Узала» получил много наград, в том числе две статуэтки «Оскар». Одну киноакадемики передали японцам, вторую — русским.

Кадр из фильма «Дерсу Узала» © kinopoisk.ru

«Москва слезам не верит»
Режиссер Владимир Меньшов, 1979

Одной из самых популярных советских мелодрам могло не быть, если бы не оригинальный сценарный прием, заинтересовавший Владимира Меньшова. Речь об эпизоде, где Катерина Тихомирова заводит будильник и засыпает, а затем просыпается через 20 лет — успешной и обеспеченной женщиной. Интересно, что сценарий к фильму был создан всего за 19 дней. Писатель Валентин Черных торопился, чтобы успеть поучаствовать в конкурсе сценариев о Москве. Жюри присудило ему третье место. В дальнейшем над текстом работал сам Меньшов. После выхода на экраны фильм «Москва слезам не верит» побил все рекорды: в 1980-м его увидели 90 млн человек.

Более того, история «русской золушки» так понравилась зарубежным критикам, что в 1981 году советский кинематограф пополнился еще одной статуэткой «Оскар». Сам режиссер поверил в это не сразу. О том, что работу выдвинули на американскую премию, Владимир Меньшов узнал 1 апреля. Он был уверен: это чья-то шутка. А когда все же поверил и стал собираться в Лос-Анджелес, его не выпустили из страны. Статуэтку вместо Меньшова получал атташе по культуре советского посольства. Подержать ее в руках режиссер смог только в 1989 году — на церемонии награждения премии «Ника». Предполагалось, что затем он вернет ее обратно. Но расставаться с наградой маэстро не захотел.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» © kinopoisk.ru

«Утомленные солнцем»
Режиссер Никита Михалков, 1994

Показанная на экране жизнь комдива Сергея Котова и его семьи была так правдоподобна, что к Никите Михалкову даже обратился историк, требовавший документы о биографии реального прототипа героя. После этого в титрах пришлось указать, что все персонажи и события вымышлены. По словам режиссера, создание фильма требовало героизма от всей съемочной группы. Чего стоили только сцены на залитой солнцем веранде. По сюжету, это был жаркий июльский день. Чтобы его создать, к деревьям подвязывали тысячи зеленых листьев, а люди на пляже полоскали рот холодной водой — оттуда шел пар. На самом деле на улице тогда было шесть градусов мороза.

Киноэпопея «Утомленные солнцем» считается ключевой работой в карьере Никиты Михалкова. А еще пока это единственный отечественный фильм, получивший «Оскар» после распада СССР. Позолоченная статуэтка, за которой Михалков ездил вместе с маленькой дочкой Надей, сейчас украшает его кабинет. Своей наградой режиссер очень гордится, но верить в оскаровский комитет он перестал. По признанию Никиты Михалкова, премия Американской киноакадемии больше не имеет отношения к искусству — она политизирована, а для победы необходимы «примитивная толерантность», «однополая любовь» и «баланс между афроамериканцами и белыми».

Кадр из фильма «Утомленные солнцем» © kinopoisk.ru

«Старик и море»
Режиссер Александр Петров, 1999

Александр Петров — единственный российский мультипликатор, удостоенный премии «Оскар». В 1999 году зрители увидели 20-минутный анимационный фильм «Старик и море», благодаря которому художник из Ярославля приобрел мировую известность. Мультфильм основан на одноименном рассказе Эрнеста Хемингуэя. На работу Александр Петров потратил 2,5 года. Столько времени потребовалось, чтобы сделать 29 тыс. рисунков. Все они выполнены в технике «ожившей живописи» — очень медленно сохнущими масляными красками на подсвеченном матовом стекле. Причем при работе художник пользовался не только кистью, но и кончиками пальцев.

В 2000 году «Старик и море» удостоился заветной позолоченной статуэтки, а кроме того стал первым в истории анимационным фильмом, показанным в кинотеатрах формата IMAX. Создавать картину художнику помогал сын Дмитрий и оператор Сергей Решетников. В то время Александр Петров жил в Монреале. Он работал на современном канадском оборудовании, из-за чего каждую деталь приходилось прорисовывать с особой тщательностью.

История советских и российских номинаций на «Оскар»

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 сентября 2019 года Российский оскаровский комитет выдвинул на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» драму Кантемира Балагова «Дылда».

«Оскар» — американская премия в области кино, вручается ежегодно Американской академией кинематографических искусств и наук. Считается одной из самых престижных кинематографических наград в мире.

Регламент

Номинантов (не более четырех — пяти) на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» из списка лент, предложенных национальными оскаровскими комитетами, отбирает за месяц до официальной церемонии Американская академия кинематографических искусств и наук. От РФ фильмы выдвигает Российский оскаровский комитет под председательством Владимира Меньшова.

В остальных категориях номинирование происходит в рамках самой Американской академии, причем в большинстве из них номинанты не из США являются скорее исключением. Относительно много картин зарубежного производства обычно представлено в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм».

Статистика

Первым советским номинантом и обладателем «Оскара» была лента «Разгром немецких войск под Москвой» режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина. В 1942 году она стала одним из четырех лауреатов в категории «Лучший документальный фильм». Всего за историю премии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» было представлено девять советских и семь российских лент, из них четыре получали награду. В категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» были одна советская и пять российских номинаций (победу одержала одна работа).

Две советские работы номинировались в категории «Лучший документальный короткометражный фильм»: «Жизнь в зоопарке» (1947, объединение «Арткино») и «Воспоминания о Павловске» (1985, режиссер Ирина Калинина).

Один раз советская работа претендовала на награду в категории «Лучшая музыка к фильму» — это был фильм-опера Веры Строевой «Хованщина» по сочинению Модеста Мусоргского (1962).

Номинанты в категории «Лучший фильм на иностранном языке»

Первым советским номинантом (и лауреатом) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» в 1969 году стала эпопея Сергея Бондарчука «Война и мир», снятая по роману Льва Толстого.

Год спустя, в 1970 году, вторым соискателем стал трехсерийный фильм Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» по роману Федора Достоевского.

Затем среди советских номинантов были фильмы:

— «Чайковский» режиссера Игоря Таланкина (1972);

— «…А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого (1973);

— «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1976, совместное производство СССР и Японии, второй советский фильм-лауреат);

— «Белый Бим Черное ухо» Станислава Ростоцкого (1979);

— «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1981, третий советский фильм-лауреат);

— «Частная жизнь» Юлия Райзмана (1983);

— «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского (1985).

После распада СССР первой российской номинацией был фильм «Урга — территория любви» Никиты Михалкова (1993). В 1995 году его же фильм «Утомленные солнцем» был номинирован и получил премию. Затем от России номинировались фильмы:

— «Кавказский пленник» Сергея Бодрова (1997);

— «Вор» Павла Чухрая (1998);

— «12» Никиты Михалкова (2008);

— «Левиафан» (2015) и «Нелюбовь» (2018) Андрея Звягинцева.

Номинанты в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм»

В 1990 году на «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» был номинирован советский мультфильм «Корова», созданный на Свердловской киностудии режиссером Александром Петровым. Впоследствии на соискание премии номинировались еще три картины Петрова, все они были выполнены в технике живописи по стеклу: «Русалка» (1998), «Старик и море» (1999, победа в категории) и «Моя любовь» (2008).

В 2009 году на «Оскар» был номинирован короткометражный мультфильм «Уборная история — любовная история» российского режиссера Константина Бронзита. В 2016 году на премию претендовала еще одна его работа — «Мы не можем жить без космоса».

Приключения советского «Оскара»: как на самом деле доставались статуэтки нашим режиссерам

Работая режиссером в СССР, можно было получить «Оскар» и при этом даже не увидеть его

27 августа в нашей стране традиционно чествуют кинематографистов. И есть за что. Даже в Советском Союзе, когда искусство подвергалось жесткому контролю, а самые неугодные картины укладывались «на полку», люди умудрялись снимать настоящие шедевры, получавшие призы на самых престижных международных кинофестивалях. И при всех трениях между СССР и США Американская киноакадемия редко, но отмечала наши картины своей золотой статуэткой. Но если за большинством «Оскаров» на сцену выходили те, кто его заработал, то советские награды очень часто получали совершенно посторонние люди.

Статуэтка «Оскара» – главная кинематографическая награда мира. Источник: .com

«Разгром немецких войск под Москвой» (1942)

Первый советский «Оскар» вручили за документальный фильм, снимавшийся в октябре 1941-январе 1942 годов в СССР. У нас он был назван «Битва за Москву», но на Западе название адаптировали под местного зрителя. В съемках принимали участие 15 фронтовых операторов, а режиссурой и монтажом занимались Илья Копалин и Леонид Варламов.

Впервые фильм продемонстрировали широкой публике 23 февраля 1942 года. Московский зритель часами стоял в очередях, пытаясь приобрести билет на киносеанс, а Иосиф Сталин настоял на вручении авторскому коллективу Сталинской премии.

Кадр из фильма «Разгром немецких войск под Москвой». Источник: youtube.com

В США «Разгром немецких войск под Москвой» также бил все мыслимые и немыслимые рекорды по просмотрам. В 1943 году американские кинокритики даже вынуждены были вручить его создателям «Оскар» за «Лучший документальный фильм».

Режиссеры легендарные статуэтки так и не увидели, а двух гипсовых «Оскаров» (во время Второй мировой войны от позолоты было решено отказаться) вручили атташе советского посольства в США.

Статуэтка «Оскар» за документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Источник: youtube.com

Только через несколько лет статуэтки оказались в Москве, где одна из них «благополучно» пропала, а вторая сегодня находится в Центральном музее Великой Отечественной войны. Из-за начавшейся холодной войны награды так и не заменили позолоченными, как было ранее обещано.

Но сегодня это не особенно важно, ведь режиссеры фильма так никогда и не увидели своих наград.

«Война и мир» (1967)

Фильм Сергея Бондарчука и сегодня считается эталоном, по которому на Западе изучают «загадочную русскую душу». До этого картина Бондарчука «Судьба человека» (1959) пополнили государственную казну на десятки миллионов долларов, а обошлись съемки в скромную сумму 72 тысячи рублей.

Фильм снимался в течение шести лет. Гоорят, что настоящая цена съемок в СССР была засекречена, видимо, чтобы не повергать население в шок, а так она равнялась 60 миллионам рублей.

При съемках Бородинской битвы было задействовано 120 тысяч человек одной только массовки, а ведь каждого нужно было еще и одеть в аутентичный мундир того времени.

Вячеслав Тихонов (Андрей Болконский) и Людмила Савельева (Наташа Ростова) в сцене первого бала Наташи. Кадр из фильма «Война и мир»

На западных показах наблюдались аншлаги. Правда, в США зритель предпочитал смотреть фильм «Андрей Болконский», а в Латинской Америке «Наташу Ростову»: очень уж любит латиноамериканский зритель красивых женщин и прекрасные наряды.

В 1969 году «Войне и миру» вручили премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Получал знаменитую статуэтку не Сергей Бондарчук, задействованный на съемках очередного фильма, а актриса Людмила Савельева – исполнительница роли Наташи Ростовой.

Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой. Кадр из фильма «Война и мир»

Зато Сергей Бондарчук получил Государственную премию в 50 тысяч рублей (это была стоимость девяти «Жигулей»). За «Оскар» тогда полагалось около ста тысяч долларов. В те времена советские люди, зарабатывавшие валюту (артисты на гастролях, спортсмены и т.д.) обязаны были сдавать ее государству, а Бондарчук отказался. Его убеждали перечислить премию в советский Фонд Мира, но режиссер был непреклонен. Единственное, на что он был согласен, – это вернуть стоимость съемок. Чем завершлась эта история, покрыто мраком.

«Дерсу Узала» (1975)

Советско-японский фильм снят по мотивам произведений русского географа Владимира Арсеньева. Практически вся съемочная группа этого кино состояла из советских артистов, но руководил процессом культовый японский режиссер Акира Куросава.

Юрий Соломин (Арсеньев) и Максим Мунзук в роли Дерсу Узала. Кадр из фильма «Дерсу Узала»

На съемки фильма, рассказывающего об освоении Уссурийского края и мудром следопыте Дерсу Узала, выделили 4 миллиона долларов. Он вызвал настоящий политический скандал, когда власти Китая заявили об экспансионистской политике СССР и пропаганде захвата «исконно китайских земель».

Но американские киноакадемики оценили его по достоинству, вручив в 1976 году «Оскар» за лучший иностранный фильм. Получал статуэтку режиссер Акира Куросава, а актеров Юрия Соломина и Максима Мунзука так и не выпустили за границу.

«Москва слезам не верит» (1980)

Только в первый год проката картину Владимира Меньшова посмотрели более 85 миллионов человек, а большой ценитель кино Леонид Брежнев назвал «Москву …» лучшим фильмом года.

Это и спасло киноленту, которую советские критики встретили в штыки, называя открытой пропагандой западного образа жизни. Для кинопроката фильм приобрели более 100 стран мира, а 1981 года его создателя удостоили премии Американской киноакадемии.

Но сам Меньшов считался невыездным и остался в Москве. Статуэтку «Оскара» вручили атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. О самом событии стало известно 1 апреля, поэтому режиссер счел новость за шутку.

«Оскар» Меньшова хранился в запасниках Госкино СССР до 1988 года, пока его в целях рекламы не отдали режиссеру на церемонии вручения наград кинопремии «Ника». Изначально планировалось, что Меньшов подержит ее в руках и вернет, но не тут-то было. Режиссер решил навсегда забрать ее себе. Он «отправил» куда подальше клерков из Госкино, а разразившийся скандал пришлось быстро замять.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*