admin / 16.02.2020

Российские режиссеры женщины

12 лучших современных российских женщин-режиссеров (13 фото)

Наталья Меркулова


Наталья Меркулова родилась в Оренбургской области. Она начинала как тележурналист и ведущая новостей, два года была главным редактором иркутского канала НТС. Работу в кино Меркулова начала с создания документальных фильмов-расследований, отмеченных профессиональными наградами. В 2009 году она дебютировала в игровой режиссуре с короткометражкой «Дочь», а в 2013 году вместе с режиссером Алексеем Чуповым сняла свою первую полнометражную игровую ленту «Интимные места». Эта картина получила приз «За лучший дебют» на фестивале «Кинотавр». В дальнейшем Меркулова и Чупов сняли сериал «Кризис нежного возраста».

Нигина Сайфуллаева


Нигина Сайфуллаева родилась в Душанбе. После распада СССР мать увезла ее из Таджикистана в Россию. Режиссерская карьера Сайфуллаевой началась с короткометражных фильмов «Хочу с тобой» и «Шиповник». В 2012 году постановщица прославилась благодаря работе над сериалом «Деффчонки». Год спустя она сняла сериал «Любит не любит». В 2014 году Сайфуллаева дебютировала в полнометражном игровом кино с трагикомедией «Как меня зовут», которая удостоилась специального диплома жюри на фестивале «Кинотавр».

Оксана Карас


Об уроженке Харькова Оксане Карас громко заговорили только в этом году, когда ее уморительная школьная комедия «Хороший мальчик» завоевала главный приз «Кинотавра». Однако она отнюдь не первый год работает в кино и на ТВ. На ее счету сериалы «Братья детективы» и «Пропавшие без вести», а также романтическая трагикомедия «Репетиции» и документальный фильм «Принцесса муай-тай». Ранее она была спортивным комментатором на канале «НТВ-ПЛЮС Спорт». Кстати, одним из продюсеров «Хорошего мальчика» был Василий Соловьев, известный в прошлом комментатор и российский голос видеоигры FIFA.

Екатерина Шагалова


Дочь известного сценариста и режиссера Александра Миндадзе и внучка примечательного советского сценариста Анатолия Гребнева, Екатерина Шагалова пользуется псевдонимом, чтобы прокладывать свой путь в мире кино. Начинала она, правда, как театральный постановщик, причем поработать ей довелось не только в России, но и в Британии и во Франции. В 2005 году Шагалова дебютировала как кинорежиссер с романтической трагикомедией «Собака Павлова», которая до сих пор остается ее лучшим произведением. Также она сняла фильмы «Однажды в провинции», «Примета на счастье», «Мой близкий враг» и «Берцы». Есть в ее резюме и мини-сериалы: «Источник счастья», «Найти мужа в большом городе», «Тамарка», «Сводные судьбы».

Анна Матисон


Уроженка Иркутска, Анна Матисон начала карьеру в визуальном искусстве еще до того, как перебралась в Москву. Она работала в иркутской телекомпании, занималась созданием рекламы. В 2008 году Матисон вместе со своим партнером по бизнесу Юрием Дорохиным сняла короткометражку «Настроение улучшилось», где главную роль сыграл Евгений Гришковец. Это сотрудничество привело к более сильному и масштабному проекту – дебютному полнометражному фильму Матисон «Сатисфакция», над которым Гришковец работал как продюсер, сценарист и ведущий актер. В дальнейшем Матисон написала сценарии для новогодних комедий «Елки 2», «Елки 3», «Елки 1914». Сейчас она сотрудничает со своим мужем, актером Сергеем Безруковым. Они вместе создали ленты «Млечный путь» и «После тебя». Кроме того, Матисон сняла несколько документальных картин на музыкальные темы и поставила в Мариинском театре оперу «Золотой петушок».

Рената Литвинова


Одна из самых стильных женщин российского кино, уроженка Москвы Рената Литвинова начинала как актриса и сценаристка. В частности, она работала над сценарием драмы «Страна глухих» и не раз сотрудничала как актриса с режиссером Кирой Муратовой. Как постановщица Литвинова дебютировала с документальным фильмом «Нет смерти для меня», после чего сняла игровые картины «Богиня: Как я полюбила» и «Последняя сказка Риты». Сейчас Литвинова преимущественно работает над короткометражками и снимается в чужих фильмах. Она сняла целый ряд видеоклипов, в основном для Земфиры.

Оксана Бычкова


Оксана Бычкова родилась в Донецке, выросла на Сахалине, а университет окончила в Ростове-на-Дону. Также она училась на Высших режиссерских курсах в Москве. Ее постановочным дебютом стала романтическая комедия 2006 года «Питер FM», одна из самых удачных картин этого жанра в нашем новом кино. Еще Бычкова сняла романтические ленты «Плюс один» и «Еще один год». Она принимала участие в создании альманаха женских короткометражных лент «Петербург. Только по любви» и работала над сериалами «Черчилль», «Откровения», «Жанна».

Валерия Гай Германика


Самая экстравагантная постановщица нового российского кино, Валерия Гай Германика родилась в Москве, в семье известного журналиста Игоря Дудинского. Ее имя при рождении – Валерия Дудинская. Псевдоним взят в честь древнеримских имен. Германика начинала как оператор порностудии, затем занялась документальным кино. Ее короткометражный фильм «Девочки» получил приз «Кинотавра». Полнометражный игровой дебют Германики «Все умрут, а я останусь» удостоился двух наград Каннского кинофестиваля. Пика славы постановщица достигла, когда в 2010 году Первый канал показал ее скандальный и экспериментальный сериал «Школа», вызвавший бурную полемику в обществе. Еще Германика сняла сериалы «Краткий курс счастливой жизни» и «Майские ленты», а также драму «Да и да».

Светлана Проскурина

Светлана Проскурина родилась в маленькой деревне в Новгородской области. Она стала режиссером «Ленфильма» еще в советские времена, но прославилась лишь в 1990 году, когда ее мелодрама «Случайный вальс» получила главный приз МКФ в Локарно. После картины 1992 года «Отражение в зеркале» Проскурина переключилась на документалистику и сняла несколько картин о деятелях искусства. В игровое кино она вернулась в 2000-х. Ее мелодрама 2004 года «Удаленный доступ» была в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, а драма 2010 года «Перемирие» получила главный приз «Кинотавра». Еще она сняла фильмы «Лучшее время года» и «До свидания мама».

Вера Сторожева

Уроженка города Троицк в Челябинской области Вера Сторожева получила режиссерское образование в советские времена, но снимать начала лишь в конце 1990-х. Ее первым постановочным проектом стал документальный сериал «Живой Пушкин». В 2002-м Сторожева сняла свою дебютную игровую ленту «Небо. Самолет. Девушка», за которой последовали картины «Люби меня», «Греческие каникулы», «Путешествие с домашними животными» (главный приз МКФ в Москве), «Скоро весна», «Компенсация», «Мой парень – ангел», «Сестра», «9 дней и одно утро», «Сдается дом со всеми неудобствами». Также Сторожева сняла новеллу для альманаха «Москва, я люблю тебя!» и сериал «Развод».

Авдотья Смирнова

Авдотья Смирнова родилась в Москве, в семье советского актера и режиссера Андрея Смирнова. В 1989 году она переехала в Ленинград, где познакомилась с режиссером Алексеем Учителем. Смирнова долгое время работала с Учителем как сценаристка – в частности, над картинами «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Прогулка». В 2006 году она дебютировала как режиссер с мелодрамой «Связь» и получила приз «Кинотавра». Также Смирнова сняла фильмы «2 дня» и «Кококо», новеллу для альманаха «Петербург. Только по любви». Помимо создания фильмов Смирнова известна как телеведущая, журналист, медиаменеджер и жена Анатолия Чубайса.

Анна Меликян

Анна Меликян родилась в Баку и выросла в Ереване. Повзрослев, она перебралась в Москву и окончила ВГИК. Ее студенческие ленты удостаивались международных призов. В 2004 году она дебютировала как режиссер с драмой «Марс», премьера которой прошла на Берлинском кинофестивале. Ее второй фильм «Русалка» получил приз фестиваля «Сандэнс» и Берлинского кинофестиваля. Он был номинирован от России на «Оскар». В 2014 году третий фильм Меликян «Звезда» удостоился приза «Кинотавра» за лучшую режиссуру, а в 2015-м ее картина «Про любовь» получила главный приз «Кинотавра» и премию «Золотой орел». Также Меликян плодотворно работает как продюсер.
Кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

Фильмы Аллы Суриковой наполнены светом и надеждой, которая не исчезает даже в самых трагичных ситуациях. Сама режиссер уверена, что обязана таким взглядом на мир безмятежному детству. «Улыбка была украшением фамильного герба», — так вспоминала Алла Ильинична жизнь с родителями. После школы Сурикова успела поработать на авиазаводе, окончить филфак, изучить математическую лингвистику и стать корреспонденткой киевского телевидения.

Еще до окончания Высших сценарных курсов Алла Ильинична придумала детский юмористический журнал — ей обязан своим появлением знаменитый «Ералаш».

Суриковой удавалось снимать один за другим фильмы, находившие живой отклик в сердцах зрителей. «Человек с бульвара Капуцинов» с блестящим актерским составом — Андрей Миронов, Николай Караченцов, Игорь Кваша, Олег Табаков — быстро разошелся на цитаты. Не менее популярными стали «Ищите женщину», «Две стрелы», «Московские каникулы», «Дети понедельника», «Хочу в тюрьму». Именно Алла Сурикова стала инициатором проведения фестиваля комедийных картин «Улыбнись, Россия!»

Кадр из телесериала «Семнадцать мгновений весны»

Татьяна Лиознова сняла всего 9 фильмов, но, если бы режиссер создала лишь «Семнадцать мгновений весны» — ее имя осталось бы навсегда вписано в историю советского кино. Когда по телевидению показывали очередную серию картины, улицы пустели, а преступность сходила на нет. «Характер нордический. Связей, порочащих его, не имеет» — с иронией характеризовали своих коллег и знакомых поклонники сериала.

В «золотой фонд» кинематографа вошли и другие фильмы режиссера: «Три тополя на Плющихе», «Евдокия», «Карнавал» с Ириной Муравьевой и Юрием Яковлевым.

Татьяна Моисеева родилась в Москве в 1924 году. Ее отец погиб в 1941 в народном ополчении. После школы Лиознова поступила в Московский авиационный институт, но через полгода осознала свое призвание и подала документы во ВГИК. Помимо кинорежиссуры, Татьяна Моисеевна преподавала, писала сценарии, ставила театральные спектакли. Лиознова так и не вышла замуж, но воспитала приемную дочь Людмилу. Режиссер ушла из жизни в 2011 году на 88-м году жизни.

Анна Меликян

Кадр из фильма «Про любовь»

Анна Меликян родилась в Ереване и приехала в Москву после окончания школы. После окончания ВГИКа режиссер сняла более 17 фильмов, многие из которых удостоены наград международных фестивалей — Берлинского, Миланского, Мельбурнского, а также «Кинотавра» и премии «Золотой орел». Самые известные ее картины — «Про любовь», «Русалка», «Нежность», «Я иду к тебе». Анну называют одним из лучших российских режиссеров современности. Вместе с мужем Рубеном Дишдишяном она спродюсировала более 20 картин, среди которых «Звезда», «Назад в СССР», «Свадьба по обмену!».

Кадр из фильма «Гардемарины, вперед!»

Светлана Дружинина запомнилась зрителям в образах красавицы Анфисы из фильма «Девчата» и ревнивой Ларисы из «Дело было в Пенькове». Талантливая актриса еще в молодости решила стать режиссером и сумела добиться успеха. Светлана сама написала сценарий к трилогии о гардемаринах, положив в его основу роман Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы».

Картина принесла режиссеру громкую славу, а сериал «Тайны дворцовых переворотов» закрепил ее репутацию мастера исторической костюмной драмы. Сейчас 83-летняя Светлана Дружинина обучает молодых кинематографистов и вместе с мужем — оператором Анатолием Мукасеем — снимает «Гардемарины IV».

Галина Волчек

Кадр из спектакля «Обыкновенная история»

Галина Волчек родилась в творческой семье. Ее отец Борис Израилевич Волчек был одаренным режиссером, кинооператором и преподавателем, а мать Вера Исааковна Маймина — сценаристкой. В 1955 году Галина окончила Школу-студию МХАТ, а затем вместе с сокурсниками — Олегом Табаковым, Евгением Евстигнеевым, Игорем Квашой и Лилией Толмачевой — основала Студию молодых актеров, преобразованную позднее в Театр «Современник».

Волчек начинала работу в театре как актриса, создав немало запоминающихся образов на сцене. Однако подлинное призвание Галина Борисовна нашла в режиссуре.

В 1972 году Волчек стала главным режиссером «Современника», а в 1989 — его художественным руководителем. Галина Борисовна и сейчас стоит во главе театра, а в прошлом году Кристина Орбакайте успешно заменила Чулпан Хаматову в одном из самых успешных спектаклей режиссера — «Двое на качелях».

Анна Пармас

Кадр из телесериала «Осторожно, Задов!»

Анна Пармас с детства мечтала стать актрисой, но по настоянию родителей получила диплом инженера. Попробовав себя в качестве помощника режиссера «Ленфильма», Анна окончательно отказалась от работы по диплому и вместе с первым мужем запустила проект «Осторожно, модерн!» с Дмитрием Нагиевым и Юрием Ростом. Программа в различных форматах существовала девять лет.

Позднее Анна сняла фильмы «Нежная зима» и «Зачем вы, девочки», а также в соавторстве с Дуней Смирновой создала сценарии для фильмов «Кококо» и «Два дня». Настоящим триумфом в короткометражном формате стали для Пармас клипы группы «Ленинград» — она была режиссером семи клипов, среди которых «Экспонат», «ЗОЖ» и «В Питере — пить».

Елена Цыплакова

Кадр из фильма «Первая любовь»

Елена Цыплакова прославилась на всю страну в 15-летнем возрасте, сыграв главную роль в ленте «Не болит голова у дятла». Каждая ее героиня запоминалась надолго: Зося в «Школьном вальсе», служанка Кэти в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах», Катя Боброва в «Мы из джаза». Хрупкая брюнетка с выразительным взглядом стала кумиром миллионов поклонников.

Тяжелые проблемы со здоровьем после малярии помешали Цыплаковой сниматься в кино, но актриса нашла выход и успешно реализовала себя в режиссуре. Картина «Камышовый рай» получила награду за лучшую режиссёрскую работу на МКФ в Сан-Себастиане.

Первый брак Елены с коллегой по Малому театру продлился меньше года. Перед вторым браком Цыплакова перенесла тяжелую операцию, и врачебная ошибка лишила ее возможности иметь детей. После повторного развода Елена решила поставить крест на личной жизни, однако в 46 лет встретила Павла Щербакова. Супруги обвенчались в 2008 году и счастливы вместе до сих пор.

Наталья Бондарчук

Кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль»

Дочь Сергея Бондарчука и Инны Макаровой Наталья — талантливая актриса и режиссер. Зрители запомнили созданные ею образы Хари в «Солярисе», царевны Софьи в «Юности Петра» и Мариия Волконской в «Звезде пленительного счастья».

Наталья дважды окончила ВГИК — сначала актерский, затем режиссерский факультеты. Среди поставленных ею картин — детская дилогия «Детство Бемби» и «Юность Бемби», биографические фильмы «Гоголь. Ближайший» и «Пушкин. Последняя дуэль» с Сергеем Безруковым в главной роли.

Кадр из фильма «Астенический синдром»

Кира Муратова родилась в Бессарабии (Королевство Румыния) 5 ноября 1934 года. После окончания режиссерского факультета ВГИКа она начала работать на Одесской киностудии. Уже первые самостоятельные работы режиссера — Короткие встречи» с Владимиром Высоцким и «Долгие проводы» — принесли ей известность и любовь зрителей.

В 1978 году Кира Сергеевна встретила художника-постановщика Евгения Голубенко, который стал ее вторым мужем и соавтором сценариев. Супруг был на 22 года младше Муратовой — именно он сообщил о ее смерти в июне прошлого года.

Фильм «Астенический синдром» завоевал специальный приз Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» и премию «Ника» за лучший игровой фильм 1991 года. Одной из любимых актрис Муратовой стала Рената Литвинова — она снималась в картинах «Увлеченья», «Три истории», «Настройщик», «Два в одном», «Мелодия для шарманки», «Вечное возвращение».

Рената Литвинова

Кадр из фильма «Последняя сказка Риты»

Рената Литвинова еще в школьные годы писала рассказы. Это увлечение определило выбор — она поступила на сценарный факультет ВГИКа. Тем не менее, ее первый дебют стал актерским: Алла Сурикова сняла девушку в эпизоде картины «Две стрелы. Детектив каменного века».

Актрису Литвинову прославили фильмы Киры Муратовой и главная роль в сериале «Граница. Таежный роман».

С 1991 года Рената написала сценарии к 14 картинам и сняла как режиссер 6 фильмов. Среди самых ярких ее работ — «Богиня. Как я полюбила» и «Последняя сказка Риты». В 2017 году Литвинова впервые выступила как театральный режиссер — со спектаклем на музыку Земфиры «Северный ветер» в МХТ имени Чехова.

На эту тему: Лолита, Мария Шукшина и еще 8 самых высоких российских артисток

Женщины-режиссеры смотреть онлайн

Женщин-режиссеров не так много, но если уж представительница прекрасного пола кладет на свои хрупкие плечи ответственность за создание фильма, то от нее вполне можно ожидать достойной работы или даже шедевра. Ведь женщины по своей природе существа творческие, тонко чувствующие, наделенные хорошим вкусом. Женский взгляд – всегда особенный, он позволяет видеть мир под другим углом. Так, например, картины Киры Муратовой «Настройщик», «Увлеченья», «Три истории», которые можно посмотреть онлайн в нашем интернет-кинотеатре, стали для многих настоящим откровением. Именно она подарила Ренате Литвиновой ее неземной образ, а в дальнейшем передала эстафету – теперь Литвинова сама снимает фильмы. Но не стоит думать, что кино, созданное женщиной, всегда личное и камерное. Женщины-режиссеры способны догонять и даже перегонять коллег мужского пола: неспроста автором культовых масштабных картин «Семнадцать мгновений весны» стала Татьяна Лиознова, любимый не одним поколением фильм «Гардемарины, вперед!» сняла Светлана Дружинина, пронзительную военную драму «Восхождение» – Лариса Шепитько, а легендарного «Человека с бульвара Капуцинов» создала Алла Сурикова. Все эти, а также многие другие замечательны фильмы, снятые режиссерами-женщинами, мы предлагаем посмотреть онлайн.

В 2019 году женщины сняли 10,6% от самых кассовых фильмов. Это, конечно, всё ещё мало, но вместе с тем и рекордная доля за 12 лет наблюдений. Поэтому когда в режиссёрской категории «Оскара» вообще не упомянули ни одной женщины, включая Грету Гервиг с её «Маленькими женщинами» (о ней обязательно расскажем ниже), американские прогрессивные СМИ целый месяц показательно возмущались. Не отметить ни одной режиссёрки за 2019 год — это и правда весьма недальновидно. Поэтому вот женские имена, которые стоит знать, если вам интересно следить за кино.

Грета Гервиг на съёмках «Маленьких женщин» / Sony Pictures, Wilson Webb

Гервиг — голливудская сенсация последних лет. Раньше она была известна как одна из главных актрис жанра мамблкор, важного для независимого кино (мамблкор — это когда в фильме в основном говорят и больше ничего не происходит). Она снялась в фильме «Милая Фрэнсис» своего партнёра Ноа Баумбаха, номинированного в этом году на «Оскар» за «Брачную историю».

После это Гервиг сама дебютировала в режиссуре. «Леди Бёрд» — не первая её картина, но зато первая известная. Эта история взросления с Сиршей Ронан в главной роли была одним из фаворитов наградного сезона. Гервиг удалось заснять тот обычно недоступный для фиксации момент, когда героиня вдруг в одночасье взрослеет — это дорогого стоит. Свои размышления о молодости и её скоротечности Грета успешно продолжила в «Маленьких женщинах», экранизации знаменитого американского одноимённого романа о взрослении четырёх юных сестёр. Сейчас Гервиг — одна из самых многообещающих постановщиц мира.

Что посмотреть: «Леди Бёрд», «Маленькие женщины»

Мариэль Хеллер

Хеллер закрепилась в оскаровском пуле с прошлого года: у её предыдущей картины «Сможете ли вы меня простить?» три номинации, у новой — одна. Она сняла пока лишь три полных метра, но среди них — ни одного промаха.

Мариэль Хеллер на съёмках «Сможете ли вы меня простить?» вместе с актрисами Долли Уэллс и Мелиссой МакКарти / Twentieth Century Fox

Хеллер нашла уникальную трагикомедийную лирическую интонацию. Без неё сюжеты её фильмов могли бы показаться банальными, но пока получается что-то очень особенное. Вроде бы обычная история взросления (в Америке этот жанр именуется coming-of-age) в дебютной картине «Дневник девочки-подростка» пышет честной тинейджерской сексуальностью, а в финале героиня Бел Паули, школьница, которая спит с бойфрендом собственной матери, самостоятельно принимает решение о том, что и одинокой быть неплохо, — согласитесь, весьма прогрессивно.

Новая картина «Прекрасный день по соседству», в которой американский любимец Том Хэнкс играет одну из своих лучших ролей, разобьёт сердце всякому взрослому. Нехитрыми, но действенными психотерапевтическими приёмами Хеллер показывает, что все якобы взрослые — лишь дети с багажом неосознанных эмоциональных травм. На сегодняшний день Хеллер кажется мне одним из интереснейших режиссёров Америки — она больше расположена к зрителю, чем к фестивалям и критикам, а это, несомненно, положительная характеристика.

Что посмотреть: «Дневник девочки-подростка», «Прекрасный день по соседству»

Холоденко — американка из семьи эмигрантов-украинцев, женатая лесбиянка и мастер сложносочинённой меланхолии. В полном метре она отметилась тончайшей трагикомедией «Детки в порядке» (между прочим, четыре оскаровские номинации) о бисексуальности, изменившемся институте семьи и неожиданных встречах.

Но, кажется, ближе ей всё же жанр мини-сериала любой продолжительности. Четырёхсерийный трагично-возвышенный «Что знает Оливия?» переоткрыл для мира коэновскую актрису Фрэнсис МакДорманд, а недавнее «Невероятное» рассказывает пугающе актуальную историю о сексуальном насилии.

Что посмотреть: фильм «Детки в порядке», сериалы «Что знает Оливия?» (на «Амедиатеке») и «Невероятное» (Netflix)

София Кополла на съёмках «Трудностей перевода» / IMDb

Дочь великого Френсиса Форда Копполы с первого же полного метра доказала, что выезжать на одном имени отца не собирается: её «Девственницы-самоубийцы» — настоящий томный шедевр на табуированную тему детской сексуальности и суицидов. Дальше только на взлёт: хулиганский псевдоисторический фильм «Мария-Антуанетта» о величайшей французской гедонистке, загадочное эссе о селебрити-жизни «Где-то», недавняя складная костюмная профем-картина «Роковое искушение» с Колином Фарреллом. Есть вероятность, что в этом году она представит новую картину, скорее всего, на Каннском фестивале.

Что посмотреть: «Трудности перевода», «Девственницы-самоубийцы», «Мария-Антуанетта»

Бигелоу любят приводить в пример, когда говорят о том, что не существует никакого водораздела между мужским и женским кино. Стереотип был таков: мужчинам более свойственно снимать кино суровое, жестокое, например, про войну, а женщинам доступнее лёгкие жанры, картины про любовь и дружбу.

Кэтрин Бигелоу на съёмках «Повелителя бури» / IMBd

Бигелоу легко опровергает своей фильмографией эту сексистскую чушь: её картины детализированы, нередко жестоки, посвящены традиционно «мужским» (хотя кто их назвал мужскими? мужчины, конечно) темам — войне, армии, терроризму. Например, в фильме «Цель номер один» главная героиня (Джессика Честейн) много лет занимается поисками Усамы бен Ладена и крутится внутри сугубо мужского коллектива американских силовиков.

Биография Бигелоу тоже иллюстрирует тренд на женскую эмансипацию: с картиной «Повелитель бури» о войне в Ираке она обошла бывшего мужа, режиссёра Джеймса Кэмерона, с его «Аватаром» в оскаровской гонке 2010 года.

Что посмотреть: «Цель номер один», «Повелитель бури»

Рэмси — одна из самых любопытных британских режиссёров. Она снимает волнующие фильмы, тёмные по цветовому тону, преисполненные паники, ярости и смятения. В лучшей своей картине «Что-то не так с Кевином» Линн заставляет зрителя почувствовать то же, что чувствует героиня (Тильда Суинтон) — родительница непутёвого сына, который становится школьным стрелком-убийцей (одна из первых заметных ролей ныне знаменитого Эзры Миллера). Через кино Линн показывает, каково это — осознать себя матерью монстра и принять это.

Её последний фильм столь же сумрачный и жестокий — «Тебя здесь никогда не было» с Хоакином Фениксом. Актёр сыграл бородатого убийцу с посттравматическим синдромом, который борется больше не с врагами, а с навязчивыми туманными воспоминаниями.

Что посмотреть: «Что-то не так с Кевином», «Тебя здесь никогда не было»

Арнольд часто ставят в один ряд с Рэмси: они обе снимают бескомпромиссно авторские, многозначные картины, часто о юности (но не обязательно). Первый её фильм «Жилой комплекс „Ред Роуд“» наполнен тревогой жителя мегаполиса, свыкшегося с вечным ощущением государственной слежки и отсутствием всякого личного пространства.

«Аквариум», самый сбалансированный фильм режиссёрки, — о детстве в неблагополучной семье под ритмы поп-музыки. Идея была продолжена в «Американской милашке», трёхчасовом истошно-эмоциональном посвящении нищей беззаботной юности Нового Света. Пока что самая известная работа Арнольд — второй сезон нашумевшего сериала «Большая маленькая ложь», тоже во многом профеминистического. После него в прессе разразился скандал: оказывается, продюсеры давили на Арнольд, а затем отдали её материал на переделку Жан-Марку Валле, снимавшему первый сезон. Да, так в Голливуде сегодня делают кино с участием независимых режиссёрок — отнимают у них независимость и креативный контроль.

Что посмотреть: «Аквариум», «Американская милашка»

Марен Аде

Аде больше известна в контексте берлинской школы — так называют неформальное объединение нескольких режиссёров из немецкой столицы. Их отличают неторопливые, не перегруженные, максимально естественные фильмы.

Марен Аде на 32-й премии Film Independent Spirit (2017) / IMBd

Дебют Марен, снятый на бытовую ручную камеру, назывался «Лес для деревьев». Это депрессивная драма учительницы, которая не может ни влиться в новый коллектив, ни управлять учениками, с совершенно волшебным финалом в пустом автомобиле.

Недавно Марен сняла «Тони Эрдманна» — грандиозный фильм, лишь по недомыслию жюри не получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Это комедия про отца-приколиста, любящего переодеваться в нелепые костюмы, и его дочь — топ-менеджера, которая катается по заграницам и тонет в одиночестве.

Что посмотреть: «Тони Эрдманн», «Лес для деревьев»

Ильдико Эньеди

Венгерка Эньеди — трепетный тихий гений. Её первый же фильм, «Мой XX век» 1989 года, где снялся Олег Янковский (да-да, тот самый), был признан в Каннах лучшим дебютом. На мой взгляд, это до сих пор один из самых удивительных фильмов в истории кино.

Ильдико Эньеди на съёмках «О теле и душе» / Gediminas Vaitekünas, Complex System Solutions GmbH

В программы фестивалей большой тройки (Берлинский, Каннский, Венецианский) она не попадала аж с 1994 года. А потом вдруг сняла картину «О теле и душе» — пронзительную элегию о людях, которые чувствуют так много, словно их только что освежевали на скотобойне (там и происходит действие), и о людях, которые не чувствуют ничего. Эньеди владеет киноязыком на каком-то глубинном уровне, выворачивает зрителя наизнанку и вызывает своими фильмами доселе невиданные ощущения. Она уже сняла новую картину «История моей жены», впервые со звёздами (играет Леа Сейду) и не на венгерском.

Что посмотреть: «Мой XX век», «О теле и душе»

Лана (и Лили) Вачовски

Лана и Лили Вачовски на съёмках «Восхождение Юпитер» / IMBd

Вачовски — возможно, известнейшие трансгендеры, публично заявившие о своём переходе. Раньше бывшие братьями и в этом статусе снявшие великую «Матрицу», Лана и Лили сделали перерыв после противоречивого, но всё же заметного сериала «Восьмое чувство». Кстати, как гласят многочисленные теории, «Матрица» — это фильм о трансгендерном переходе; возможно, такой подтекст закладывался неосознанно, но он есть.

Недавно сёстры вернулись в большое кино, но по отдельности: Лана будет режиссировать «Матрицу 4», а Лили ушла в продюсирование и пишет сценарии. Тем интереснее, как покажет себя Лана Вачовски в одиночку на правах режиссёра нового поколения.

Что посмотреть: конечно, «Матрицу»

Ещё пять важных режиссёрок, которые не влезли в десятку

  • Джулия Дюкорно («Сырое»)
  • Селин Сьямма («Портрет девушки в огне»)
  • Джейн Кэмпион («Пианино»)
  • Лилиана Кавани («Ночной портье»)
  • Аличе Рорвахер («Чудеса», «Счастливый Лазарь»)

И ещё пять главных русскоязычных режиссёрок прямо сейчас

  • Нигина Сайфуллаева («Как меня зовут», «Верность»)
  • Дарья Жук («Хрусталь»)
  • Валерия Гай Германика (документальный фильм «Девочки», игровые «Все умрут, а я останусь» и «Да и да», сериал «Школа»)
  • Наталия Мещанинова («Комбинат „Надежда“», «Сердце мира», опять же сериал «Школа» — Мещанинова выступила режиссёром многих эпизодов)
  • Анна Меликян («Русалка», «Звезда»)

Всеми вышеперечисленными качествами традиционно должны обладать мужчины, но данный стереотип был не раз разрушен представительницами прекрасного пола, которые добились головокружительных высот во всевозможных «сугубо мужских» профессиях. Teleprogramma.pro вспомнила 5 советских женщин-режиссёров, чьи работы совершенно заслуженно признаны достоянием отечественного кинематографа.

Татьяна Лиознова

Татьяна Лиознова, пожалуй, самая успешная женщина-режиссёр, которая жила и творила в Советском Союзе. Её учителем был Сергей Герасимов. Лиознова — очень разноплановый постановщик. В её фильмографии есть трогательные картины о любви («Три тополя на Плющихе»), музыкальные комедии («Карнавал») и даже экпериментальное кино («Мы, нижеподписавшиеся»). Вершиной творчества режиссёра стал многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны». За эту работу Лиознова была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Ордена Октябрьской Революции. Татьяна Михайловна была женщиной очень сильной честной и безкомпромиссной — небольшое количество снятых фильмов она объясняла тем, что огромное количество времени у неё уходило на то, чтобы отыскать подходящий материал, от которого «заколотилось бы сердце». Лиознова никогда не любила скучные и банальные истории.

Кира Муратова

Кира Георгиевна человек непубличный и немногословный. По признанию режиссёра, известность ей мешает. Свою первую картину Муратова сняла в 1961 году. Большинство её ранних работ были в СССР запрещены. После того, как комиссия не разрешила демонстрацию в советских кинотеатрах картины «Долгие проводы», Кира Георгиевна ушла в творческий отпуск, который затянулся на 7 лет. Специалисты отмечают, что Муратова является абсолютно уникальным режиссёром, так как её фильмы можно узнать буквально с первых кадров. Несколько лет назад она решила, что кино снимать больше не будет. По словам Киры Муратовой, она не может больше всецело предаваться работе из-за проблем со здоровьем.

Лариса Шепитько

Фильмы Шепитько — настоящие сокровища мирового кинематографа. Многие актёры, которые снимались в её картинах, отмечали силу её характера. Юрий Визбор говорил, что взгляд Ларисы Ефимовны был похож на солнечный луч — обладал таким же ясным и несомненным давлением. Юрий Иосифович в одном из интервью отметил, что Шепитько ничего не боялась и буквально дралась за любую мелочь, необходимую для картины. Она требовала от всех своих коллег во время съёмок полной отдачи. Лариса Ефимовна ушла из жизни трагически — во время съёмок картины «Матёра» автомобиль, в котором ехала режиссёр столкнулся с грузовиком. Работу над фильмом закончил её супруг Элем Климов.

Алла Сурикова

Авторами развлекательного кино в Советском Союзе всегда были мужчины. Алла Сурикова стала единственной женщиной-режиссёром, которой удалось попасть в число отечественных кинематографистов, снимающих весёлые и динамичные комедии. Специалисты отмечают, что в 90-х годах с Суриковой что-то произошло — фильмы, которые она снимает в течение последних 20 лет не идут ни в какое сравнение с ранними картинами. Тем не менее, её ленты «Человек с бульвара Капуцинов», «Ищите женщину» и некоторые другие признаны шедеврами советского кинематографа.

Светлана Дружинина

Дружинина начинала свою карьеру в кино как актриса. Позже она стала делать первые шаги в режиссуре. Критики отмечали, что большинство её картин — это примеры вполне добротного, лёгкого кино. С 1987 по 1992 год в отечественный прокат вышла трилогия Дружининой о приключениях гардемаринов. Фильмы этой серии стали настоящими хитами. В настоящее время Светлана Сергеевна вынашивает идею о съёмках продолжения «Гардемаринов».

Разумеется, данный список не полный. Его можно дополнить именами таких выдающихся женщин-режиссёров, как Вера Строева, Надежда Кошеверова, Искра Бабич и других.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*