admin / 13.11.2019

Сальвадор дали

В царстве фантазии

Дали уникален. Его жизнь и творчество отличались необычайной эксцентричностью. Работы, личность и даже сам внешний вид Сальвадора Дали делали его скорее мифологическим персонажем, нежели реальной фигурой.

Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Доминго Фелипе Хасинто Дали и Доменек, маркиз Дали де Пуболь) родился 11 мая 1904 года в Фигерасе, небольшом каталонском городке на северо-востоке Испании. Его отец, которого также звали Сальвадор, служил нотариусом, имел хороший достаток и был атеистом, а мать, Фелипа, напротив, набожной католичкой, что, впрочем, не мешало их браку. Ребёнка назвали Сальвадором (что означает «спаситель» по-испански) не только в честь отца, но, в первую очередь, в память об их первом ребёнке, умершем от менингита, не дожив до двух лет, в октябре 1903 года. Мать не могла смириться со смертью первого сына из-за болезни в двухлетнем возрасте и второго малыша она считала реинкарнацией первенца. Сальвадор, появившись на свет спустя девять месяцев после его смерти, всегда ощущал болезненную связь со своим покойным братом. В одной из своих автобиографических книг Дали писал, что с детства чувствовал себя «эхом, двойником, отсутствующим». Вторым (и последним) ребёнком в семье была Ана Мария, родившаяся в 1908 году.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Дали рос сообразительным, но заносчивым и неуправляемым мальчиком, плохо учился в школе. Уже в шесть лет мальчик проявляет интерес к рисованию. Родители поощряли его интерес и даже выделили под мастерскую комнату, расчистив от хлама прачечную на мансарде дома. Здесь Сальвадор много практикуется в рисовании окрестностей и в шесть лет пишет первую картину маслом в импрессионистском стиле. Развить способности помог Сальвадору талантливый художник Рамон Пичот. В 14 лет Сальвадор успешно участвовал в своей первой выставке — в родном Фигерасе.

В 1921 году он стал студентом Академии изобразительных искусств в Мадриде. Правда, Академия дала ему немного — в столице он познакомился с молодыми интеллектуалами, среди которых были Луис Бунюэль, впоследствии знаменитый кинорежиссёр, и Федерико Гарсиа Лорка, испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график.

В 1924 году Дали исключили из Академии за недостойное поведение. На следующий год он вернулся, но в 1926 году его вновь исключили — на этот раз без права восстановления. Художник сам спровоцировал такое решение своим презрительным отношением к преподавателям. Когда его на экзамене попросили назвать наиболее ярких в истории искусства художников, Дали сказал: «Я отказываюсь отвечать. Никто из профессоров Академии не смеет быть мне судьёй. Я ухожу». К этому времени в его багаже уже была первая персональная выставка (в 1925 году) — в барселонской галерее Далмау, одной из лучших коммерческих галерей Испании. Выставка очень понравилась посетившему её Пикассо. Их личное знакомство состоялось годом позже, когда Дали впервые приехал в Париж.

В своих ранних работах художник экспериментировал в различных стилях, однако больше всего его привлекал сюрреализм, чьи странные и вызывающие образы как нельзя лучше отвечали странному и вызывающему характеру самого Дали. В 1928 году Сальвадор работает в сотрудничестве с Бунюэлем над первым сюрреалистическим фильмом «Андалузский пёс». Его премьера состоялась в Париже и привлекла внимание к Дали основателя и лидера сюрреализма Андре Бретона. В 1929 году Дали официально примкнул к этому течению.

ЛЮБОВЬ И ВДОХНОВЕНИЕ

В том же 1929 году Дали познакомился с женщиной, ставшей его музой. Это была Гала Элюар, жена Поля Элюара, одного из самых значительных французских поэтов XX века. Гала и Дали испытали сильное влечение друг к другу, и очень скоро между ними начался бурный роман. Гала оставила Элюара в 1932 году. Именно эту женщину Дали писал на своих картинах на протяжении всей жизни.

К моменту знакомства с Галой Дали жил в Кадакесе, рыбацком портовом городке на побережье Средиземного моря. В 1930 году художник купил крохотную хижину без всяких удобств на окраине Кадакеса — в Порт-Льигате.

В последующие годы Дали и Гала не раз возвращались сюда. Дали быстро становился знаменитым (пусть и скандально) художником, и этот успех был связан не только с собственно живописью, но с его умением эпатировать публику. Не стоит сбрасывать со счетов и незаурядные способности Галы, исполнявшей, по существу, функции менеджера Дали. В 1934 году он сумел организовать несколько персональных выставок. Их география была обширной — Нью-Йорк, Барселона, Лондон.

Одна из самых известных публичных выходок Дали случилась в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке (Новые галереи Берлингтона, Лондон). Дали решил прочитать здесь лекцию в водолазном костюме. Поначалу удивлённая публика сидела спокойно, хотя и в полной тишине — сквозь стекло водолазного шлема не проникало ни звука. Но вскоре Дали стал задыхаться. Отчаянными жестами он попросил снять с него привинченный шлем, однако присутствующие сочли это за шутку и ответили художнику громким смехом. К счастью, всё обошлось, и гаечный ключ вовремя нашёлся.

К концу 1960-х отношения Дали с Галой перестали быть безоблачными. У каждого из них появилась своя личная жизнь: у нее – вереница молодых любовников, на которых художник закрывал глаза, у него – большая платоническая любовь в лице модели Аманды Лир. В конце концов Гала настояла на покупке отдельного жилища, и Сальвадор по своему эксцентричному обыкновению приобрёл для нее целый замок, посещать который ему разрешалось только по предварительному письменному уведомлению.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ

Некоторых соратников Дали по сюрреализму раздражали его выходки, которые, по их мнению, отталкивали от этого течения левые политические силы. В юности Дали разделял анархические убеждения своего отца, но впоследствии стал симпатизировать правым. Он, в частности, наотрез отказался выступить против генерала Франко, стремившегося к установлению фашистской диктатуры.

В 1934 году Дали пригласили на парижскую квартиру Бретона, где художника обвинили в «антиреволюционной деятельности». Тогда ему удалось отговориться. Но ненадолго — в 1939 году Бретон окончательно изгнал Дали из рядов сюрреалистов. Впрочем, и без этого стиль Дали к тому времени изменился. В 1937 году художник впервые побывал в Италии, где очаровался работами мастеров Возрождения. Следствием этого была очевидная «традиционализация» стиля, хотя сюжеты его картин по-прежнему оставались наполненными сюрреалистическими фантазиями.

Подобно многим художникам, Дали покинул Европу во время Второй мировой войны, обосновавшись в США. Там (в основном в Нью-Йорке) он жил с 1940 по 1948 годы. В США художник был хорошо известен и быстро добился успеха. В 1941 году для его персональной выставки распахнул свои двери Музей современного искусства, после чего она была показана в других крупнейших городах страны. В 1942 году вышла в свет его автобиография «Моя тайная жизнь» и мгновенно разошлась. В 1946 году Дали успешно сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Всё это дало повод Андре Бретону обнародовать едкую анаграмму его имени: «Salvador Dali — Avida Dollars» («Гребущий доллары»).

После возвращения в Европу в 1948 году Дали обосновался в Порт-Льигате, делая оттуда частые вылазки в Париж и Нью-Йорк.

Его карьера продолжала идти в гору. Огромные деньги Дали приносила, помимо картин, работа в смежных областях; он занимался буквально всем — от гобеленов до почтовых марок. Неплохим источником дохода были и его регулярные выступления по французскому телевидению. Особенно запомнилось зрителям одно его появление на экране, когда художник выкатил глаза и закричал в камеру: «Я сошёл с ума… полностью сошёл с ума… от шоколадок Ланвин!» Одну за другой он организовывал свои выставки, пользовавшиеся сумасшедшим успехом. Среди них можно выделить грандиозную выставку в Токио в 1964-65 годах, и ещё одну — в парижском Центре Помпиду в 1979 году. В 1980-м эту выставку перевезли в лондонскую галерею Тейт, где на ней побывало рекордное для галереи количество зрителей — свыше четверти миллиона человек. Среди картин позднего периода популярностью пользовались работы Дали, связанные с религией (с годами он стал набожным католиком).

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Дали активно работал до 70 лет, но после 1975 года его здоровье сильно пошатнулось. Болезнь Паркинсона мешает Дали рисовать. Его последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей. Несмотря на это, его картины продаются с аукционов за рекордные суммы, благодаря чему он становится одним из самых высокооплачиваемых при жизни художников. А в 1982 году он получает от короля Хуана Карлоса титул маркиза.

В этом же году в весьма почтенном возрасте (под девяносто лет – точная цифра тщательно скрывалась) умирает Гала и Дали впадает в глубочайшую депрессию. Он перебирается жить в замок Галы Пуболь и там стремительно угасает от тоски по возлюбленной. Бед художнику добавляет пожар, в котором он получает ожоги пятой части тела, но даже это он смог пережить. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке, однако после пожара покинул замок, чтобы никогда больше туда не возвращаться. Дали с возрастом становится подозрительным и нелюдимым. Последние годы он проводит в затворничестве в башне Галатеи в Фигерасе, рядом с учрежденном им самим Театром-музеем имени себя.

Там он пишет несколько последних работ, но седой, растрепанный, с трудом передвигающийся старик уже мало напоминает того самоуверенного эксцентрика, каким помнила его публика. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросал в медсестёр то, что подворачивалось под руку, кричал, кусался. Скончался Дали 23 января 1989 года в возрасте 84 лет от сердечного приступа.

Проститься с Дали за два дня пришло около двадцати тысяч поклонников. Он завещал похоронить себя под стеклянным куполом в одном из залов своего музея, чтобы по его могиле могли свободно прогуливаться посетители. А свое немалое состояние размером почти 10 миллионов долларов художник оставил своей любимой – Испании.

Сальвадор Дали: биография, дата рождения, личная жизнь, музы, картины, дата и причина смерти

Биография Сальвадора Дали, его характер и темперамент оказались настолько неординарным явлением для 20-го века, что личность художника превзошла его же творчество. Все — от формы усов до самой сложной его картины — являлось частью огромного вымысла, которым сам Дали окружил свою жизнь. Личная жизнь, биография Сальвадора Дали и интересные факты о нем — далее в этой статье.

Ранние годы

Сальвадор Доменек Фелип Жасинт, маркиз де Дали де Пу́боль, более известный под именем Сальвадор Дали, родился 11 мая 1904 года в каталонском городе Фигерасе. Его родители — нотариус Сальвадор Дали Кузи и Фелипа Доменек Форрес. За девять месяцев до его рождения, не дожив и до двух лет, умер его старший брат, также названный Сальвадором. Четырьмя годами позже у Дали появилась младшая сестра Анна-Мария.

Уже в детстве юноша выделялся своей эксцентричностью. Он рос капризным и избалованным, а склонность скрывать истинные чувства за экстравагантным поведением стала своеобразным барьером между правдой и вымыслом, сопровождавшим Сальвадора всю дальнейшую жизнь.

В 1921 году, когда будущему художнику было 17, умерла его горячо любимая мама, а отец женился на ее сестре. В краткой биографии Сальвадора Дали именно этот момент следует назвать началом ссор с семьей, за которыми последовало полнейшее отречение сына от отца.

В 1922 году Дали переехал в Мадрид и поступил в Королевскую академию изящных искусств в Сан-Фернандо. Тогда в его поведении чередовались то юношеский анархизм, то замашки изящного денди. В академии он познакомился с двумя талантливыми юношами: Федерико Гарсиа Лоркой и Луисом Бунюэлем. Как следует из биографии Сальвадора Дали, эти два юноши являются важными героями. Вместе с новыми приятелями начинающий художник увлекся трудами Фрейда и психоанализом.

В становлении Дали как гения сюрреализма большую роль сыграло влияние импрессионизма и кубизма, хотя по-началу ему было проще следовать классической живописи. Первой настоящей выставкой биографы художника Сальвадора Дали называют ту, которая состоялась в Барселоне в 1925 году (хотя он уже выставлял свои ранние работы в местном театре в возрасте 14 лет). Картины произвели настоящий фурор, сделав имя художника знаменитым на территории Испании.

Дебют в кино

Дали не спешил завоевывать Париж, стараясь подготовить свои лучшие работы для французской выставки. Однако его парижский дебют оказался неожиданным и поистине эффектным — ведь начинающий гений начал с кино. Первым фильмом в карьере Сальвадора Дали стала авангардистская лента «Андалузский пес», снятая вместе с Луисом Бунюэлем. Это был бессюжетный цикл сюрреалистических образов и сцен, не поддающихся логическому объяснению. Сам Сальвадор Дали, в написанной им самим биографии, назвал свой кинодебют «сновидением, записанным на пленку». Короткометражный фильм «Андалузский пес», в котором художник выступил режиссером и актером, можно посмотреть ниже.

Первый успех

Несколько месяцев спустя в парижской галерее Камиля состоялся дебют Дали и в качестве живописца. Молодой художник прокладывал себе путь в Париже с удивительной быстротой и расчетливостью — например, он заручился поддержкой виконта Шарля де Ноая, купившего его картину «Мрачная игра». Вот как объяснял художник выбор своего пути к успеху много лет спустя:

Вы же знаете, на фасоль и хлеб нужно зарабатывать тяжелым трудом, в то время как жить на икре и шампанском ничего не стоит — этим добром совершенно бесплатно кормят утонченные и благоухающие дамы в своих дорогих гостиных.

Успех Дали был огромным. Художник обращался к классической живописи — от Бронзино до Сурбарана, от Вермеера до Веласкеса, преследуя двойную цель: продемонстрировать свое отличие от «современников», а также заставить неискушенного зрителя забыть о привычном восприятии образов и оценить искусство за рамками того, что до сих пор вызывало восхищение.

Гала

Невозможно говорить о творчестве и краткой биографии Сальвадора Дали без знакомства читателя с главной музой художника, его неповторимой Галой Галадриэль. В 1929 году Сальвадор пропустил открытие своей большой выставки в галерее Гоэманса. Причиной послужила обуявшая его всепоглощающая страсть. Тем летом к нему в гости приехали художник Рене Магритт, поэт Поль Элюар и его жена Елена, которую все называли Гала (ударение на последний слог). Буквально с первого взгляда эта женщина пленила Дали. Несмотря на разницу в возрасте — Гала была почти на 11 лет старше Сальвадора — чувства между ними вспыхнули настолько сильные, что она решилась уйти от мужа. Вместо того чтобы явиться на выставку в Париже, пара, забыв обо всем, уехала в небольшой городок Ситжес неподалеку от Барселоны. Влюбленные сняли свой первый дом в пригороде Кадакеса и с тех пор оставались неразлучны. Гала оказалась очень деловой женщиной, с талантами к стратегии и организации чего бы то ни было. Она сразу же взяла на себя всю деловую часть жизни своего нового избранника. Гала и Дали стали мужем и женой в 1934 году.

Гала не скрывала от супруга свои многочисленные внебрачные связи. Он никогда не возражал, а наоборот — поощрял их, стараясь удовлетворить любую прихоть боготворимой им женщины.

Время шедевров

В своей биографии Сальвадор Дали о фильмах, созданных с Бунюэлем, говорил следующее: «Посмотрите на творчество Луиса Бунюэля с Дали, и без Дали. Теперь понимаете, кто здесь настоящий гений?» В 1930 году вышел еще один фильм, созданный в их соавторстве, — «Золотой век», считающийся стилистическим продолжением культового «Андалузского пса».

В то же время на двух персональных выставках были выставлены работы, ставшие первыми шедеврами в живописной биографии Сальвадора Дали — картины «Постоянство памяти» и «Частичное помрачение». В невероятно тщательном, блестящем и точном исполнении прослеживалось влияние итальянца Кирико и американца Танги.

В этот период Дали отшлифовывал свой метод создания картин, который он сам называл параноидально-критическим. Художник объяснял его как не поддающийся словесному определению метод, основанный на незнакомых ассоциациях знакомых образов.

Король эпатажа

На публике сюрреалист Дали поддерживал образ харизматичной и эпатажной личности. Именно в этот период художник отпустил усы, впоследствии ставшие его визитной карточкой — с 1940 года он носил их изогнутыми вверх, сделавшись звездой журнальных обложек. Он не переставал удивлять мир своими провокационными манерами и неординарным поведением, выражая их в том числе и на холстах. Чего только стоит иронический образ Ленина и композиция о Гитлере, навевающая чувство плохого предзнаменования. Автор показал исторические фигуры в виде нейтральных двухмерных изображений, тем самым выразив свое полное безразличие к общепринятой морали. Впоследствии этот подход усовершенствовал американский художник Энди Уорхолл.

В 1936 году на Международной сюрреалистической выставке в Лондоне Дали предстал в водолазном скафандре, а позируя известному фотографу Сесилу Битону для журнала Vogue, он надел на Гала фехтовальную маску.

Дали открывается Америке

В 1936 году творчество и биография Сальвадора Дали стали известны за пределами Европы. В 1936 году в Нью-Йоркском музее современного искусства было представлено несколько картин художника — впервые на территории США. В американском обществе, благосклонном к щегольству и шику, эксцентричность Дали пришлась к месту, и уже в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке Дали представил целый собственный павильон под названием «Сон Венеры».

Тем временем в Испании разразилась Гражданская война, на которой погиб лучший друг юности Сальвадора Федерико Гарсиа Лорка. За этим последовало вторжение Германии во Францию, и Сальвадору пришлось остаться в Нью-Йорке вплоть до 1948 года.

В Штатах у испанского гения появилось много поклонников. Так, в 1941 году Нью-Йоркский музей современного искусства организовал его персональную выставку в восьми крупных городах США. В то же время Сальвадор продолжил изучать традиционную живопись, нарочито искажая в своих работах идеи античного искусства.

То, что поначалу было в жизни Сальвадора Дали способом самоутверждения в мире искусства, теперь превратилось в культурный феномен. Лицо с закрученными усами не сходило со страниц модных журналов, а в 1942 году художник выпустил «Тайную жизнь Дали, рассказанную им самим». Эта книга с «биографией» Сальвадора Дали явила собой один сплошной вымысел автора, однако разошлась огромным тиражом. В тот же период он написал либретто и создал эскизы костюмов и декораций к двум балетам Леонида Мясина — «Вакханки» и «Лабиринт». Также Дали разработал эскизы украшений для Фулько ди Вердуды и его ювелирного бутика на Пятой авеню, проиллюстрировал «Дон Кихота» Сервантеса и придумал декорации к сценам кошмаров в фильме Хичкока «Завороженный». Вместе с фотографом Филиппом Халсманом, родоначальником фотографического сюрреализма, художник создал серию виртуозных снимков, по сей день являющихся классикой художественной фотографии. Ниже представлена одна из этих совместных фоторабот — «Дали Атомикус».

В 1954 году Халсман выпустил книгу под названием «Усы Дали», в которую вошли уникальные фотографии харизматичного испанца и его знаменитых усов.

Коммерческий гений

С 50-х годов Дали стал использовать живопись лишь как инструмент для саморекламы. Слава и коммерческий успех заботили его гораздо больше творчества. В этот период он увлекся религиозными сюжетами, отнесясь к святым образам с тем же цинизмом и самолюбованием, с которыми ранее воздавал должное Гитлеру и Ленину.

Как гласит краткая биография Сальвадора Дали, последним большим проектом было строительство монументального «памятника» самому себе. Он писал:

Я хочу, чтобы мой музей был огромным сюрреалистическим предметом. Посетители будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.

Музей был построен в Фигерасе, на руинах городского театра, разрушенного в ходе гражданской войны. Именно здесь 14-летний Дали впервые представил публике свои живописные произведения. В архитектурных и оформительских решениях этого проекта воплотились самые экстравагантные идеи художника. Начиная с 1970 года Дали потратил целое десятилетие на создание своего музея. Завершить дело самостоятельно ему помешала болезнь Паркинсона, проявившаяся в начале 80-х годов. Ниже представлено фото этого фантастического музея, ставшего самым грандиозным творением в жизни Сальвадора Дали.

Кончина

Великий мастер сюрреализма умер 23 января 1989 года, в возрасте 84 лет. Его похоронили в склепе под музеем в Фигерасе, согласно его завещанию.

«Постоянство памяти»

Это полотно, репродукция которого уже представлена в статье выше, является самым известным произведением в творческой биографии Сальвадора Дали. Образы плавящихся, растекающихся часов написаны с необычайной тщательностью. Неизбежную «текучесть» времени подчеркивают не только часы, но и муравьи — символ разложения. Картина «Постоянство памяти» написана в 1931 году и, по словам самого художника, вдохновлена «супермягкостью» плавленого сыра.

«Сон»

Эта картина, написанная в 1937 году, является второй по узнаваемости работой великого живописца. Сам Дали объяснял, что «Сон» явился его попыткой справиться с переживаниями, вызванными гражданской войной в Испании. На ней некая форма человеческого сна представлена в виде чудовища на костылях, несущего в себе боль и переживания, скрытые в глубинах человеческого сознания.

«Галатея со сферами»

Это великолепное произведение, написанное в 1952 году, относится к более позднему периоду творчества живописца. Дали изобразил свою любимую Гала в образе Рафаэлевской мадонны, состоящую из множества космических сфер. Здесь в очередной раз раскрылась любимая художникам тема разложения на атомы, взрыва совершенно неожиданного предмета.

Сюрреалистическая полемика

Интересной в биографии Сальвадора Дали является история его исключения из группы сюрреалистов. В 1929 году в рядах приверженцев сюрреализма произошел раскол. Две образовавшиеся в итоге группы были возглавлены художниками Андре Бретоном и Жоржем Батаем. В начале 1934 года Дали, причисленный после раскола к первой группе, ощутил на себе всю силу осуждения Бретона и его сторонников. Будучи поклонником коммунистических идей, Бретон был возмущен образом обнаженного Ленина в картине испанца «загадка Вильгельма Телля». К тому же ему не нравилось увлечение Сальвадора образом Гитлера.

Группа устроила разбирательство, на которое Дали явился в теплой одежде и с термометром во рту. Под предлогом, что у него жар, художник начал раздеваться и в полуголом виде заявил, что имеет право на любой творческий эксперимент, так как суть сюрреализма и есть полная свобода. Он признался Бретону, известному гомофобу, что если бы хоть на минуту мечтал заняться с ним любовью, то не преминул бы изобразить это в самых мельчайших подробностях. Так эпатажный провокатор обескуражил самих провокаторов.

Дали подозревал, что на самом деле Бретона раздражали успех и признание, которыми испанский художник пользовался в США, оставляя других сюрреалистов в своей тени. Правильно будет сказать, что сюрреализм до Дали и сюрреализм после Дали — это совершенно разные понятия. «Сюрреализм — это я», — заявил художник и навсегда покинул группу Андре Бретона.

Дизайнерское наследие Дали

Интересным фактом в биографии Сальвадора Дали является его абсолютно новаторский подход к дизайну всего, что его окружало. Мастер эффектно применил свой талант составителя неожиданных визуальных обстановок, когда увлекся созданием предметов мебели и интерьера. Его дизайнерский дебют состоялся в середине тридцатых годов с инсталляцией «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты». Облик голливудской звезды «вписан» в интерьер: на полу стоит диван в форме губ и камин в форме носа; на стене висят две картины — глаза актрисы; обрамляет композицию штора в виде ниспадающих волос. Немного позже известный дизайнер Жан-Мишель Франк воплотил эту идею в жизнь, создав настоящий диван в виде губ Мэй Уэст. Тогда, в 30-х, такое решение казалось невероятным авангардом, но уже в начале 70-х подобная обстановка была модным писком стиля хай-тек. На фото ниже представлена репродукция картины Дали рядом с ее воплощением Жана-Мишеля Франка.

Впоследствии использование губ и носа в дизайне еще раз эксплуатировалось художником — при создании флакона его авторской туалетной воды. К созданию собственной линии духов его подтолкнула Гала, обожавшая парфюмерию. Она же и научила мужа разбираться в запахах. Полотно «Явление лица Афродиты Книдской» стало основой для создания авторского флакона в виде фрагмента лица богини красоты и любви, а репродукция картины была напечатана на каждой коробочке «сюрреалистических духов».

Как уже упоминалось выше, Сальвадор Дали разрабатывал ювелирные украшения. В 1941 году он подготовил серию из 22 предметов для американского миллионера Камминса Катервуда, а еще создал эскизы пяти изысканных украшений для нью-йоркского ювелира Фулько ди Вердуры. В 1941 году эта коллекция была представлена на персональной выставке Дали в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В 1969 году художник создал свое самое массовое творение — красочный логотип для леденцов «Чупа Чупс», которые выпускала фабрика каталонца Эрика Берната. Художник предложил форму цветка наподобие маргаритки, выкрасил его в яркие желтые и красные оттенки — цвета Каталонии, а название разместил в центре сверху, а не сбоку, чтобы сделать его более заметным.

Экстравагантные финансовые потребности вынуждали художника браться за самые разные коммерческие проекты — так он разработал дизайн бутылок для итальянского ликера Rosso Antico Buton и принял участие в рекламах шоколада Lanvin и немнущихся рубашек.

Библиография

За свою жизнь художник выпустил две псевдобиографии. Одна из них — «Тайная жизнь Сальвадора Дали» — уже была упомянута выше. Вторая — «Дневник одного гения» — вышла в свет 20 лет спустя. В 1973 году Дали создал уникальную книгу, обозначенную как «поваренная» — «Обеды Гала». Рецепты в этом произведении такие же сюрреалистические, как и все творчество мастера — среди них, например, «телячьи котлеты, фаршированные улитками», «тосты из авокадо» и «пирожки с начинкой из молодых лягушек». Но главную ценность произведения представляют не сами рецепты (хотя и они тоже), а иллюстрации к ним, выполненные, разумеется самим автором. Их настолько много, что книгу можно считать скорее живописным альбомом, а не сборником рецептов. Иллюстрации вообще занимали отдельное место в творчестве Сальвадора Дали — помимо упомянутых выше иллюстраций к «Дон Кихоту», в 60-х годах он проиллюстрировал Библию, «Божественную комедию» Данте и «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Книги с этими рисунками являют собой подлинную ценность для коллекционеров живописи.

Сальвадор Дали

Биография

11 мая 1904 года в семье состоятельного нотариуса-каталонца Сальвадора Дали-и-Куси появляется на свет сын. Супружеская пара к тому времени уже пережила потерю любимого первенца Сальвадора, который умер в двухлетнем возрасте от воспаления мозга, поэтому было принято решение второму ребенку дать такое же имя. В переводе с испанского оно означает «Спаситель».

Детство и юность

Мать младенца Фелипе Доменеч сразу начала опекать и баловать сына, тогда как отец оставался строг к своему отпрыску. Мальчик рос капризным и очень своенравным ребенком. Узнав в 5 лет правду о своем старшем брате, он стал тяготиться этим фактом, что еще больше повлияло на его неокрепшую психику.

Сальвадор Дали

В 1908 году в семье Дали появилась дочь Ана Мария Дали, которая в дальнейшем стала близкой подругой своего брата. Мальчик с раннего детства увлекся рисованием, и это у него неплохо получалось. В подсобном помещении Сальвадору соорудили мастерскую, где он часами уединялся для творчества.

Личная жизнь

1929 год принес перемены в личную жизнь Сальвадора Дали и его родственников. Он встретил единственную любовь всей жизни — Елену Ивановну Дьяконову, эмигрантку из России, которая на тот момент была женой поэта Поля Элюара. Она называла себя Гала Элюар и была старше художника на 10 лет.

После первой же встречи Дали и Гала никогда больше не расставались, а его отец и сестра пришли от этого союза в ужас. Сальвадор-старший лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Ана Мария разорвала с ним творческие отношения. Новоиспеченные любовники поселяются на песчаном берегу в Кадакесе в небольшой лачуге без удобств, где Сальвадор начинает создавать свои бессмертные творения.

Через три года они официально расписываются, а в 1958 году состоялось их венчание. Долгое время пара жила счастливо, пока в начале 60-х годов не начался разлад в их отношениях. Пожилая Гала жаждала плотских утех с молоденькими мальчиками, а Дали стал находить утешение в кругу юных фавориток. Для своей жены он покупает замок в Пуболе, куда может приезжать только с согласия Галы.

Около 8 лет его музой была британская модель Аманда Лир, с которой Сальвадора связывали лишь платонические отношения, ему достаточно было часами наблюдать за своей пассией и наслаждаться ее красотой. Карьера Аманды разрушила их отношения, и Дали без сожаления расстался с ней.

Творчество

Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.

Картина Дали «Сумеречный старик»

Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды Фрейда, Ницше. Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.

Сальвадор Дали в молодости

Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.

Картина Дали «Корзинка с хлебом»

Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей. Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.

«Автопортрет» Дали

Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность. Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США. Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.

Лучшие картины

Первой знаменитой работой художника считается полотно «Постоянство памяти», на котором изображены стекающие со стола жидкие часы на фоне песочного пляжа. Сейчас картина находится в США в Музее современного искусства и считается самой известной работой мастера. При содействии возлюбленной Галы начинают проходить экспозиции Дали в различных городах Испании, а также в Лондоне и Нью-Йорке.

Картина Дали «Постоянство памяти»

Гения замечает меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который по высокой цене скупает его картины. На эти деньги возлюбленные приобретают себе приличный дом рядом с городком Порт-Льигата, что находится на берегу моря.

В этом же году Сальвадор Дали делает еще один решительный шаг навстречу будущему успеху: он присоединяется к обществу сюрреалистов. Но и здесь эксцентричный каталонец не вписывается в рамки. Даже среди бунтарей и возмутителей традиционного искусства, таких как Бретон, Арп, де Кирико, Эрнст, Миро, Дали выглядит белой вороной. Он входит в конфликт со всеми участниками движения и в итоге провозглашает свое кредо — «Сюрреализм — это я!».

Картина Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»

После прихода Гитлера к власти в Германии у Дали начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии по поводу политика, что находит свое выражение в художественном творчестве, и это тоже возмущает его коллег. В итоге, накануне Второй мировой войны Сальвадор Дали разрывает свои отношения с группой французских художников и уезжает в Америку.

Картина «Загадка Вильгельма Телля»

За это время он успел поучаствовать в создании сюрреалистического фильма Луиса Бонюэля «Андалузский пес», который имел большой успех у публики, а также приложил свою руку ко второй картине своего друга «Золотой век». Самой знаменитой работой молодого автора этого периода стала «Загадка Вильгельма Телля», в которой он изобразил советского лидера компартии с большой обнаженной ягодичной мышцей.

Среди нескольких десятков полотен этого времени, которые выставлялись на персональных выставках в Великобритании, США, Испании и Париже, можно выделить «Мягкую конструкцию с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны». Картина появилась буквально перед началом гражданской войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».

После посещения Италии в 1936 году Дали начал буквально бредить искусством итальянского Возрождения. В его творчестве появились черты академизма, что стало еще одним из противоречий с сюрреалистами. Он пишет «Метаморфозы Нарцисса», «Портрет Фрейда», «Гала — Сальвадор Дали», «Осенний каннибализм», «Испания».

Картина Дали «Сон Венеры»

Последней работой в стиле сюрреализма считается его «Сон Венеры», который появился уже в Нью-Йорке. В США художник не только занимается живописью, он создает рекламные плакаты, оформляет магазины, работает с Диснеем и Хичкоком, помогая им с художественным оформлением фильмов. В это же время он пишет свою знаменитую автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», которая моментально раскупается.

Последние годы

В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность. Помимо этого, после ядерного взрыва в Японии в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома». Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.

Картина Дали «Слоны»

С этого периода Дали начинает писать также полотна на религиозные сюжеты, такие как «Мадонна Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Распятие или гиперкубическое тело», некоторые из них даже получили одобрение Ватикана. В конце 50-х он по предложению своего друга бизнесмена Энрике Берната разрабатывает логотип знаменитого леденца на палочке «Чупа-Чупса», которым стало изображение ромашки. В обновленном виде оно до сих пор используется дизайнерами производства.

Дали является автором логотипа «Чупа-Чупса»

Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход. Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод Коко Шанель и дружат с ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени. В обществе создается культ художника.

Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные фото в популярных изданиях того времени.

Сальвадор Дали с муравьедом

Закат творческой биографии художника начался в 70-х годы в связи с ухудшением его состояния здоровья. Но по-прежнему Дали продолжает генерировать новые идеи. В эти годы он обращается к стереоскопической технике письма и создает картины «Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!». Испанский гений начинает строить большой дом-музей в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров». В нем художник запланировал разместить большую часть своих картин.

Дом-музей Дали «Дворец Ветров»

В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании, его делают почетным профессором академии искусств Парижа. В своем завещании, которое было обнародовано после смерти Дали, эксцентричный художник указал, что все его состояние в 10 млн долларов он передает Испании.

Смерть

В 70- е годы у Сальвадора начинается обострение его психической болезни. Он крайне истощен галлюцинациями, а также страдает от избытка психотропных медикаментов, которые ему прописывают врачи. Медики не без основания считали, что Дали страдает шизофренией, которая получила осложнение в виде болезни Паркинсона.

Могила Сальвадора Дали

Постепенно старческое расстройство стало отнимать у Дали способность держать кисть в руке и писать картины. Смерть любимой жены в 1982 году окончательно скосила художника, и в течение некоторого времени он лежит в больнице с воспалением легких. Через 7 лет сердце старого гения не выдерживает, и он умирает от недостаточности миокарда 23 февраля 1989 года. Так закончилась история любви художника Дали и его музы Галы.

Существует несколько версий по поводу того, почему Сальвадор Дали был бездетен. Однако даже спустя почти 30 лет после смерти великого испанского художника не прекращаются попытки зарубежных «детей лейтенанта Шмидта» доказать его отцовство.

Что по этому поводу говорил сам художник

Ян Гибсон в своей книге «Жизнь Сальвадора Дали, полная стыда» приводит ответ художника на этот вопрос. Смысл реплики сюрреалиста сводится к тому, что он как отец дал бы своим детям плохую наследственность – «если уж у Пикассо сын вышел такой чудаковатый, то можно себе представить, какими бы получились мои дети».
Гала была бесплодна?
Тот же Гибсон в качестве наиболее вероятной версии отсутствия совместных детей у Елены Дьяконовой и Сальвадора Дали предлагает считать «женские» проблемы музы художника (она, к слову, была старшего его на 10 лет) – якобы Гале в свое время сделали гинекологическую операцию, вследствие чего женщина навсегда осталась бесплодной.
Стоит учитывать и тот факт, что Гала познакомилась и сошлась с Дали в возрасте 35 лет, не самом благоприятном для родов (дочь Сесиль от поэта Поля Элюара она родила в 24 года).
Ненасытный только в своем воображении
Еще одна, и довольно популярная, версия бездетности Дали – этот его нежелание, боязнь сексуальных контактов с женщинами или же просто импотенция. В том, что Сальвадор Дали был вуайеристом, убежден испанский журналист Антонио Д. Орлано – по его мнению, скандально известный художник сублимировал свой сексуальный пыл, выплескивая нереализованные естественным способом эмоции на холст. Тогда как Гала вела активную половую жизнь со знакомыми юношами, и Дали знал об этом. Более того, многие биографы Сальвадора Дали полагают, что сюрреалисту нравилось наблюдать за оргиями, устраиваемыми женой, а нередко и им самим.
Стоит отметить, что и Дали, особенно после снискания им всемирной славы, интересные дамы тоже жаловали своим вниманием. Но эксцентричный художник предпочитал их как артобъекты для инсталляций или в качестве моделей-натурщиц для создания живописных и графических работ. По мнению исследователя жизни и творчества Сальвадора Дали журналиста Альфредо Гарсии Рамоса, живописец-сюрреалист отродясь не имел половых связей с женщинами и до смерти хранил девственность. Причиной тому Рамос называет детскую психологическую травму, последствия которой, возможно, и сделали Сальвадора Дали таким полоумным в жизни и гениальным в творчестве.
Нерожденная дочь взывает к «отцу»
Израильский мистификатор Ури Геллер часто говорит в СМИ, что Дали сам признавался ему в отцовстве двух незаконнорожденных детей от разных женщин. Иллюзионист утверждает: художник даже написал своих родных отпрысков в картине «Тайная вечеря» – специально со склоненными головами, чтобы их невозможно было узнать. Однако сам художник рассказывал, что рисовал он все-таки апостолов, а не детей.
В прошлом году в Испании состоялся судебный процесс о признании отцовства покойного Сальвадора Дали – на статус его дочери претендовала некая 61-летняя гадалка Пилар Абель. По утверждению Пилар, художник в свое время соблазнил ее мать Антонию, работавшую в доме Дали гувернанткой. В качестве одного из главных аргументов кровного родства с покойным королем эпатажа Пилар ссылалась на свою внешность, которой до полного сходства с физиономией почившего предка якобы не хватало разве что знаменитых усов Сальвадора Дали.
Абель настойчиво «качает» эту тему уже более 10 лет – в 2007 году по ее требованиям на анализ ДНК представлялись биоматериалы с посмертной маски Сальвадора Дали. Тогда результаты экспертизы из-за небольшого количества биологических материалов для исследования получились неопределенными – «ни вашим, ни нашим». Тогда Пилар добилась судебного разрешения на эксгумацию останков художника. Но, как писала испанская газета La Vanguardia, ДНК-тест и на сей раз оказался отрицательным. Пилар Абель сдаваться не намерена и настроилась обжаловать выводы экспертов.
Большинство специалистов, вовлеченных в эту историю, склонны полагать, что дело тут вовсе не в установлении кровнородственных связей как факта торжества справедливости, а в деньгах – Дали за отсутствием наследников завещал Испании порядка 300 миллионов евро, четвертая часть из этой суммы полагалась бы прямому потомку художника, если бы тот существовал.

11 эксцентричных фотографий гения сюрреализма Сальвадора Дали с животными


Сальвадор Дали и оцелот Бубу.

Сальвадор Дали — один из самых известных представителей сюрреализма. Но не многие знают, что он — первый человек, который завёл в качестве домашнего животного муравьеда, а на светские приёмы ходил с оцелотом, шокируя почтенную публику. Мы собрали 11 редких фотографий, на которых Дали запечатлён не с известными людьми и не с ню-моделями, а с животными. Каждое фото такое же незаурядное, как сам гений сюрра.
Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Пуболь поговаривал, что осознал себя гением в 29 лет и с того времени ни разу не усомнился в этом. Но при этом Дали утверждал, что сам не купил бы ни одну из своих картин. Тем не менее сегодня и картины, написанные им, и его фото — настоящие раритеты.

Дали и оцелот Бубу.

Сальвадор Дали иногда появлялся на публике в леопардовой шубе и в сопровождении оцелота — дикого кота, похожего на леопарда. На фото с Дали оцелот по кличке Бабу, принадлежавший его менеджеру Джону Питеру Муру. Возможно именно благодаря Бабу в творчестве Дали так много кошачьих мотивов.

Дали и оцелот Бубу.


Дали и оцелот Бубу.


Дали и оцелот Бубу.

Впрочем, Дали с удовольствием позировал фотографам и с другими зверушками

Дали и носорог.


Дали с голубем.


Сальвадор Дали с декоративным петухом.

Домашним питомцем эксцентричного художника был нескромных размеров муравьед. Дали часто выгуливал своего необычного друга по парижским улицам на золотом поводке, а иногда брал его с собой на светские приемы.

Сальвадор Дали с домашним муравьедом выходит из метро. Париж, 1969 год.

Снимок Дали, сделанный родоначальником сюрра в фотографии Филиппом Халсманом и названный «Атомный Дали», в гуманизме точно не упрекнёшь. Хотя бы потому, что для для того, чтобы сделать фото, кошек пришлось подбрасывать 28 раз. Ни одна кошка не пострадала, а вот сам Дали напрыгался, вероятно, на несколько лет вперёд.

Атомный Дали.

На этом фото Сальвадор Дали и его супруга Гала позируют с чучелом ягнёнка.

Дали, Гала и чучело ягнёнка.

При всей своей эксцентричности Сальвадор Дали в своём творчестве обращался и к теме религии. В 1967 года с благословения Папы Римского, была выпущена Biblia Sacra с иллюстрациями Дали. Папа первым получил в подарок Священного писания в переплете из белой кожи и золота, оформленное великим сюрреалистом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*