admin / 30.01.2020

Секс во время поста

Пост и супружеские отношения

священник Даниил Сысоев

Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.

Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?

Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.

Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор. 7:1-7). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).

Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1Кор. 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.

Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст.

Подобным образом и св. Григорий Богослов, увещевая готовящихся к Крещению, пишет: «Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности».

Таким образом, позицию Церкви можно выразить так – хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен (Исх. 19).

Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. Симеона Солунского), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.

Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.

Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. Григория Богослова: «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.

«Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?»

Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, Церковь рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).

Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода.

1. Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения?

2. Можно ли в этот день вообще заходить в церковь, прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору?

3. Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.

Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.

Как покаяться в супружеских отношениях в пост?

Вопрос читателя:

Здравствуйте. В Великий пост мужу очень тяжело не трогать меня. Как об этом грехе нужно говорить на исповеди?
Брак венчаный.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая читательница, в вашем вопросе слишком многое осталось несказанным, чтобы я мог полноценно на него ответить, учитывая именно вашу ситуацию. Поэтому я постараюсь ответить на него максимально широко.

Для начала надо понять, что вы имеете ввиду под словом “трогать”. Если речь идет просто об объятиях и прикосновениях, то никакого греха в этом нет. Это проявления нежности, свойственные всем супругам.

Или все же речь идет о супружеских отношениях? (Если вам вдруг почему-либо надо поговорить об этом со священником, то именно так это и следует называть).
Если вопрос действительно в этом, то главное, что я хотел бы вам сказать, это то, что супружеское воздержание в пост возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по взаимному согласию. Об этом говорил еще апостол Павел: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим”(1Кор.7:5). Эти очень мудрые апостольские слова нам следует помнить. А я бы хотел пояснить вам несколько моментов.

Из вашего письма опять же не ясно, является ли воцерковленным человеком ваш муж? От этого многое зависит.
Постные воздержание сами по себе не цель для христианина. Они – средство для нашего духовного роста. Нет ничего греховного в скоромной (непостной) пищи, в хорошем кино, в радости супружеского общения… Но в пост мы ограничиваем себя, чтобы суметь сосредоточиться на своем внутреннем мире, суметь сделать какое-то сверх-усилие в своей духовной жизни и, таким образом, приблизиться к Богу.

И именно поэтому пост имеет смысл только тогда, когда человека понимает, зачем он это делает? Если ваш муж невоцерковлен или только начинает воцерковляться, то эта мера поста для него еще просто преждевременна или вовсе непонятна. Более того, для него это может выглядеть так, что из-за того, что его жена верующая, он теряет ее расположение. В результате это может только оттолкнуть его от Церкви.

В теории все может выглядеть красиво — благочестивая жена стремится приобщить мужа к церковной традиции. На практике же иногда бывает так, что женщины устраивают дома священную войну с мужьями. И, в итоге, дома ад, а то и вовсе семья рушится. Это неправильный путь.

В такой ситуации следует просто спокойно и мягко обсудить этот вопрос с мужем. Рассказать о том, почему для вас это важно! И найти компромисс. Например, договориться о каких-то немногих, но конкретных днях поста, когда супружеский пост будет соблюдаться.

Если же муж воцерковленный человек, то дело может быть просто в его темпераменте. Нельзя не учитывать нашу человеческую психологию и физиологию. Далеко не всякий способен выдержать все 7 недель Великого поста в супружеском воздержании. В ситуации, когда верующие оба супруга, обсудить этот вопрос будет легче, так как понимание, зачем нужен пост, есть и у жены и у мужа. И опять же, нужно найти компромисс, договорившись между собой, какая мера поста для вас сейчас посильна. Например, первая и последняя неделя поста, дни перед Причастием. Хочу подчеркнуть, что эта мера строго индивидуальна! Для кого-то – больше, для кого-то – меньше. Тут для верующих людей важно не отмахнуться вовсе от поста. Лучше соблюсти пост в малой мере, чем не соблюсти вовсе или соблюсти по полной, но разругаться или дать повод для искушения.

Главное же условие возможности договориться в этом вопросе – это взаимное уважение и любовь между супругами. С одной стороны, у супругов должно быть желание приносить радость любимому (любимой). С другой – стремление принять то, что важного мужу или жене, даже, если от тебя для этого требуется в чем-то немного потерпеть. Здесь не может быть каких-то единых правил: “поститься всем все дни поста” или ” не поститься вовсе, если муж/жена против”.

В некоторых совсем неразрешимых ситуациях возможно посоветоваться со священником. Только желательно таким, который хорошо вас знает. Впрочем, при этом всегда следует помнить, что то, что происходит за дверьми супружеской спальни, должно там и оставаться. Лишний раз обсуждать это, даже со священником, не стоит. Так будет целомудреннее всего.

Ну и в заключение хотел бы еще напомнить о том, наше духовное состояние помрачается в пост, в первую очередь, конечно не тем, что мы невоздержаны в супружеских отношениях! Мы осуждаем, завидуем, обижаем людей словом, грешим массой тяжких согрешений, но мало обращаем на это внимание.
Давайте соблюдать приоритеты!

Также советую вам ознакомится с рекомендациями опытного пастыря протоиерея Максима (Первозванского):

«Решил, наконец, поститься. Как не наломать дров?» — 10 советов священника

Храни Бог Вас!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Тема супружеских отношений во время поста неисчерпаема. Пост – время духовного труда и роста, поэтому сразу встают вопросы. Как быть с супружескими обязанностями в семейной жизни? Как вести себя, если супруг начинает требовать близости, а женщина говеет? С началом поста, особенно Великого (перед Пасхой) многие христиане сначала задают подобные вопросы сами себе. А потом обсуждают на просторах интернета, а также спрашивают у священников. При этом часто чистая, светлая и неземная жизнь противопоставляется низменным интимным отношениям. Из-за такого отношения и начинаются проблемы: как же совместить пост и близость?

Физическая близость в пост и церковные праздники – грех или нет?

Фото: .com

Тема допустимости супружеской близости во время поста неспроста волнует многих семейных людей. Все дело в том, что Церковь не дает четких указаний, как в случае с другими грехами, где епитимия (наказание) однозначно.

Сегодняшний Типикон, по которому православные христиане живут и служат, вошел в обиход в XV веке. Согласно ему и общеприходской практике в пост нужно воздерживаться от интимных отношений. Однако запрет носит рекомендательный характер.

Зачем соблюдать супружеский пост?

Пост – жертва Богу, когда человек сознательно отказывается или ограничивает себя в разных удовольствиях (скоромная пища, просмотр увеселительных зрелищ, походы в театр, кино и так далее). И было бы странно, если бы христианин, отказываясь от одних удовольствий, занимался любовью, ведь он тоже дарит человеку радость и восторг. Было бы нелепо посещать богослужения, читать молитвы, каяться в грехах и развлекаться с супругом (супругой) в постели – говорит священник Павел Гумеров.

Какая польза?

Святой Василий Великий говорил: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом». То есть человек тренирует собственную волю, а значит, сможет удержаться от измен, и не будет давать повода для ревности, так как научился воздерживаться. Святой Иоанн Златоуст писал: «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени…», брак – это «врачевство, истребляющее блуд». Если же семейный человек совершенно не умеет воздерживаться, то в итоге, пресытившись второй половинкой, станет заглядываться налево.

Как правильно соблюдать супружеский пост?

Фото: .com

Согласно правилу Тимофея Александрийского физические отношения запрещены накануне воскресенья, праздничного дня, среды и пятницы. И на протяжении 4 постов (Успенского, Рождественского, Великого и Петровского), Светлой Седмицы и Святок. Но, при этом воздерживаясь от физической близости, по словам апостола Павла (1Кор. 7:1-7), следует придерживаться трех условий:

  1. обоюдное согласие;
  2. для поста и молитвы;
  3. на определенное время.

Ситуации в семейной жизни бывают разными, поэтому нужно ко всему относиться со здравым смыслом и по возможности советоваться с духовным отцом. Например, при жизни святых Амвросия Оптинского и Серафима Саровского, которые считали обязательным воздержание в посты, практически вся Россия была православной. Люди с детства соблюдали посты, для них это было легко и естественно. В наше время многие семьи только начинают воцерковляться, и часто бывает, что один из супругов верующий, а другой нет. Как быть? Допустим, если жена хочет поститься, а муж нет, то женщина должна уступить и наоборот. «Духовно сильный в браке, должен дать возможность слабому назначить время и меру поста» – считает священник Владимир Головин.

Как вести себя жене?

Женщина должна помнить, что «глава семье муж». Кроме того, мужчине сложнее воздерживаться из-за особенностей физиологии. Поэтому он и должен решать вопрос о воздержании.

Как поступать мужу?

Мужчина должен понимать, что большинству женщин нужна не столько физическая близость, сколько уверенность в любви супруга. Если муж вдруг начнет воздерживаться от близости, ничего не объяснив своей второй половинке, то у жены появятся сомнения в верности супруга и его любви к ней. Поэтому мудрый муж компенсирует физическую радость, другими способами (подарки, комплименты и так далее).

Как быть молодым супругам?

Опытные духовники советуют новобрачным начинать не с воздержания, а с любви. Первое, чему учатся семейные люди – уступать своей второй половинке, любить ее больше, чем себя, вот это главная цель супружеской жизни.

Святой Иоанн Златоуст говорил, что если один из супругов против воздержания, то нельзя заставлять его насильно соблюдать пост. «Потому, что от этого происходит великое зло; прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство». Так многие жены, подают супругам «повод к распутству». А пользы от соблюдения поста в интимной жизни, если разрушается семья и/или один из супругов впадает в грех, нет никакой.

Нужно ли каяться на исповеди, если в пост была супружеская близость?

Даже если физическая близость произошла как уступка второй половинке, исповедоваться надо. Ведь пост нарушен – грех совершен. Более того, православные супруги не должны заниматься извращениями в сексуальной жизни, многие из которых стали нормой. Эти «излишества» из кинофильмов с пометкой 18+ – грех, это ненормальные супружеские отношения. Супруги должны уважать человеческое достоинство друг друга, желания, искать подход ко второй половинке. И помнить главную заповедь: «Да любите друг друга» Ин. 13,34–35.

У православных христиан 11 марта начинается Великий пост. Как поститься детям, можно ли пользоваться интернетом и делать ремонт во время поста, обязательно ли воздерживаться от супружеской жизни и почему главное правило в ограничениях – рассудительность, рассказал Intex-press священник Антоний Моргун, настоятель Прихода храма Святой блаженной Валентины Минской.

Настоятель Прихода храма Святой блаженной Валентины Минской Антоний Моргун. Фото: Intex-press

– В чем заключается суть поста?

– Пост – это время, когда человек может что-то сделать не для своего тела, а ради своей души и Бога. Это одновременно духовное очищение и телесное воздержание. Человек двусоставен, поэтому разделять эти части нельзя. Плотно поужинав, человек захочет поспать, а не помолиться. Поэтому воздержание в пище – это подспорье для воздержания духовного.

– Каких ограничений необходимо придерживаться в пост? И что делать, если соблюдать эти ограничения сложно?

– Воздержания в пище во время поста для каждого индивидуальны. Если у человека есть какие-то сомнения, это нужно обговорить со священником. Конечно, следует ограничить себя не только в употреблении мяса. Гораздо важнее будет, если курящий откажется от сигарет, а выпивающий – от спиртного.

Также во время поста нельзя сквернословить, ссориться и вступать в конфликты. Если кто-то не может поститься все время, можно придерживаться поста несколько раз в неделю. Здесь важно быть честным с собой и понять, действительно ли человек не может или просто не хочет.

– Достаточно ли в пост просто воздерживаться от определенных продуктов?

– Духовная составляющая поста гораздо выше телесной. Если какие-то послабления в пищевых ограничениях возможны, то в молитве их быть не может. Во время поста важно держать себя в духовном тонусе.

Можно отказаться от всех запрещенных продуктов, но если при этом не молиться, не обращаться к Богу, то пост превратится в обыкновенную диету.

– Кому во время поста разрешены послабления?

– Послабления разрешены пожилым и тяжелобольным людям, беременным женщинам. Но речь идет только о послаблениях в пище. Если говорить о духовной составляющей поста, то там послаблений быть не может.

Ежедневная молитва не может негативно сказаться на качестве труда или вынашивании ребенка.

– Нужно ли поститься детям?

– Детям можно придерживаться поста. Конечно, вместо ограничений в мясе их лучше ограничить в сладостях. А вместо просмотра мультфильмов – почитать им книги. Необязательно церковные, можно и художественную литературу, которая будет учить нравственности.

– Разрешается ли во время поста заниматься спортом, ходить на вечеринки и сидеть в социальных сетях?

– Занятия спортом никак на соблюдение поста не влияют. А вот от походов на увеселительные мероприятия следует воздержаться. Во время поста мы в первую очередь просим у Бога о прощении грехов, а покаяние и веселье – это практически взаимоисключающие понятия.

Если говорить о социальных сетях, то тут человеку нужно ответить себе на вопрос: «Действительно ли мне это нужно?» Если это два часа просмотра ленты с записями друзей, чтобы скоротать время от ужина до отхода ко сну, то, конечно, от этого лучше отказаться.

Есть возможности использовать интернет с пользой – читать книги или смотреть передачи, которые могут нравственно обогатить человека, образовать его.

– Обязательно ли во время поста воздерживаться от супружеской жизни?

– Этот вопрос решается индивидуально в каждой семье. Иногда к согласию приходят сами супруги, иногда они обращаются за помощью к священнику.

Бездумно соблюдая это правило, можно навредить семье. А людям, не состоящим в браке, в любое время следует воздерживаться от половой жизни.

– Правда ли, что в Великий пост не стоит затевать никаких дел – ремонта, крупных покупок, переезда?

– Это, скорее, суеверие. Во время поста человек живет своей обычной жизнью, поэтому от бытовых дел отказываться не нужно.

– Можно ли быть с Богом, не соблюдая пост?

– Я всех призываю соблюдать пост – это возможность для каждого стать ближе к Богу. К сожалению, многие его игнорируют и приходят в церковь уже в сам праздник Пасхи, чтобы освятить яйца и булки. Но церковь никого не отвергает: даже если человек пришел в последний момент – он помнит о празднике и может праздновать его наравне со всеми.

– Что бы вы порекомендовали тем, кто планирует поститься в первый раз?

– Тем, кто решил впервые придерживаться поста, лучше всего подойти к священнику, объяснить, что есть желание провести пост с пользой для души.

Священник сможет дать индивидуальные рекомендации в зависимости от работы и здоровья. Если говорить общо, то я бы отметил рассудительность: не стоит браться за то, чего ты не сможешь потом понести.

Некоторые люди начинают соблюдать пост досконально и строго, а через пять дней они выбиваются из сил и совсем оставляют всякое воздержание. Поэтому важно знать чувство меры.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*