admin / 23.01.2020

Семьи без детей

Опрос провели социологи британского Открытого университета (United Kingdom’s Open University). На вопросы психологов и социологов отвечали более 5 тысяч человек. Спрашивали мужчин и женщин, а есть ли счастье в их семье. Пары старались отвечать честно, и выяснилось, что те, у кого детей нет, считают себя гораздо более счастливыми, чем те, кто стал родителями. Аргументы были такие: бездетным хватает времени на общение друг с другом, они чаще, чем супруги с детьми, признавались, что чувствуют, как сильно ценит их любимый человек. У них есть возможность путешествовать вдвоем, разговаривать о своих проблемах. А вот мамы и папы жаловались, что совершенно не успевают заботиться друг о друге в заботах о детях.

В опросе был и пункт «Чего вам не хватает в браке». Многие отвечали: «Заботы» — вот бы, например, муж принес чашечку чая (не забываем, что ученые опрашивали британцев, а для британцев чай — важнее мимозы на 8 Марта). Не хватает супругам и романтики — так, чтобы свечи, музыка и медленные танцы. А еще простого человеческого «спасибо»!

Конечно, у свободных от малышни супругов больше времени и возможностей друг для друга.

Но в исследовании есть нюанс: когда стали задавать вопросы отдельно мужчинам и женщинам, выяснили, что женщины-матери чувствовали себя гораздо счастливее бездетных дам. А у мужчин все наоборот — те, что с детьми, завидовали свободе своих оппонентов.

Почему супруги не хотят быть родителями

— Мамы и бабушки часто вспоминают, как им было трудно растить детей. Температура сорок, горы грязных пеленок, бессонные годы… Какое уж тут счастье? Дети — это кровопийцы, тяжкий труд и угроза для спокойной жизни.

— Люди могут отказываться от рождения наследников, потому что в детстве их отношения с родителями были непростыми, на уровне подсознания они боятся, что их детям будет так же плохо, как и им.

— Чайлдфри нынче в моде. Младенцем в коляске никого не удивишь, а вот покричать за компанию, как спиногрызы превращают интеллигентных женщин в свиноматок, это иногда весело. Кстати, частенько такие вот «чайлдфри за компанию» становятся прекрасными родителями, трепетными и заботливыми. Стоит только попробовать.

— Супруги не хотят брать на себя ответственность. Пожизненную.

— Супруги опасаются экономических трудностей.

— Супруги боятся, что им никто не поможет. Бабушек нет (или они работают), няня — дорого, в садике места не окажется.

— Супруги боятся, что их брак не пройдет проверку ребенком.

Рождение ребенка — это кризис брака. Вас было двое, и вдруг стало трое. Уклад вашей жизни меняется полностью. Новый человек тянет все на себя — внимание, заботу, время, силы. Женщины чаще инстинктивно готовы к таким переменам. А вот мужчины-то думали, что ОНО будет спать и улыбаться, произнося «па-па». А ОНО очень активное, меняет дорогостоящий гардероб раз в две недели, и суп теперь без аллергенной морковки, а по телевизору только мультики. Многое зависит от той семьи, в которой рос будущий родитель (или не родитель). Если в семье было много детей, человек помогал растить своих братьев и сестер, родители детьми занимались, а потом и внуков ждали, скорее всего, как мужчина, так и женщина создадут семью с детьми.

Мнение эксперта

Счастье — оно такое разное

Мы попросили клинического психолога Дарью ЛОГИНОВУ объяснить, почему в нашем обществе появляется все больше супружеских пар, которые счастливы в браке без детей?

— В наше время счастье понимают «согласно рекламе» — будь свободным, получи все здесь и сейчас! У нас в голове пропаганда разных удовольствий и благ. Никто же не говорит, что счастье — это доверительные отношения, это родные люди, это теплые ладошки… Нет, говорят, что дети — это сплошные хлопоты, лишения, испытания и грязные пеленки. На уровне природных инстинктов женщина хочет ребенка. Но боится трудностей. У мужчины от природы задача — наплодить потомство, но как же не хочется ему потом убивать мамонтов, чтобы это потомство кормить! Ведь есть возможность жить проще.

Продолжить себя — нормальное желание каждого человека. Но о том, какие дети хорошие и смешные, о том, как интересно с ними разговаривать, как весело ходить в детские кафе и на детские соревнования, — об этом говорят так редко!

Кстати, если женщина не хочет ребенка, это не значит, что она ненормальная. Она просто сознательно или бессознательно понимает, что ничего хорошего дать этому ребенку не может. Значит, она как минимум неплохой, честный человек. При условии, что не выходит на митинг за «отмену детей во всем мире».

Личный взгляд

Инстинкт против общества удовольствий

С тех пор как мы вылезли из пещер, начали резать мясо ножами и сменили палку-копалку на утюг для завивки локонов, дети стали результатом осознанного решения. Выбором каждой пары. Хочу детей — будут. Не хочу — буду без них. Инстинкт остался. Не знаю, как у других, но меня он накрыл, помнится, лет в 20. И этот инстинкт не замечал материальных трудностей, рассказов подруг о том, как тяжело не спать полгода вообще. Просто понимаешь, что хочешь ребенка. А когда получаешь, то впервые думаешь: «Ах, вот оно какое, настоящее, теплое, пахнущее ванильным печеньем счастье!» (Так не думаешь, конечно, в те моменты, когда счастье плюется супом или рисует зеленкой на обоях, но в целом ощущение такое: это чудо с ТВОИМИ глазами и ЕГО ямочками на щеках было правильным решением.)

Я спокойно и с уважением отношусь к парам, у которых нет детей. У меня много таких друзей. Они не монстры и не протирают руки антисептиком, если ребенок прошел мимо. Они очень даже любят своих племянников, деток друзей, сидят с ними, гуляют, болтают по телефону. Они просто не хотят своих детей. Думаю, это честнее, чем рожать, а потом страдать и ненавидеть.

Анна ГЕРАСИМЕНКО

Брак, семья без детей

В статье использлваны материлы из журнала «Вода живая».

Современный стереотип «правильной семьи» — «мама+папа+дети». Остальное — отклонение от «нормы». Православные СМИ особенно далеко продвинулись в этом направлении: типичная христианская «ячейка общества» стремится к многочадию. Ну, а без детей семья — словно и не семья вовсе. Так ли все просто именно с христианской точки зрения? Ведь бездетность бывает разная: сознательная и нежелательная, физиологическая и психологическая, временная и та, что «навсегда».

Кроме того, в «Символе веры» ничего о детях не написано. Значит, в жизни христианина они — не главное. В общем, надо разобраться. Попробуем…

Что делать, если нет детей, а желание родить не оставляет женщину? Как быть, если невозможно найти причину бесплодия? Что чувствует женщина, потерявшая ребенка, которая слышит «еще родишь здорового»? Решить проблему помогает вера? Как близким вести себя, чтобы не ранить пару, у которой нет детей? Как поздравить с долгожданной беременностью?

«Мы пытаемся»

— От бестактных вопросов и советов родственников и друзей нам иной раз жить не хотелось, — рассказывает Виктория (32 года, в ожидании стать матерью 6 лет), — Если говорить о том, какой вопрос самый больной для бездетной пары, то это, безусловно, вопрос «Почему у вас нет детей?». Но ведь в том и состоит переживание бездетных супругов: они не могут понять, почему Господь послал им это испытание. Они годами обследуются, лечатся, а детей как не было, так и нет. Уже одно это способно свести с ума.

К сожалению, в обществе распространено мнение, что зачать ребенка — вопрос пяти минут. Поэтому я перестала отвечать на расспросы о детях в форме «мы думаем об этом» или «мы стараемся». Нередко можно получить в ответ искреннее недоумение и даже смех собеседника: «А чего тут думать? Раз-два и готово!», или совсем бестактное: «Что-то плохо стараетесь…» Со временем я поняла, что обижаться на таких людей нелепо. Просто собственный опыт убедил их, что дети появляются безо всякого труда и даже тогда, когда их совсем не ждешь.

— Бестактность окружающих — не самая трудная проблема, но одна из самых нерешаемых, — рассказывает Юлия (30 лет, три непростых года в ожидании ребенка, сейчас — мама маленькой дочки). — Все-таки это интимная жизнь человека, то, от чего дети получаются. А тут ты вынужден обсуждать ее с окружающими. Даже словосочетание «мы пытаемся» не всегда комфортно произносить. Мы испытывали особенное давление со стороны родителей мужа: мой муж — единственный и поздний ребенок, и им уже очень-очень хотелось продолжателя рода. Мы родственников успокаивали тем, что говорили про возможности нашей медицины, хотя на самом деле врачи у нас проблем не обнаружили.

«Главная иллюзия современных людей — это то, что вопрос рождения ребенка полностью в наших руках, — делится впечатлениями Юля. — В первую очередь, многие люди не понимают, что в принципе не у всех могут быть дети, и никто в этом не виноват! Как не все бывают богатыми и суперталантливыми, так и обыденный, казалось бы, процесс деторождения дается не всем». При этом в нашем обществе сциентизм и вера в прогресс причудливым образом сочетаются со всевозможными суевериями.

«Хочушки»

Женщины, столкнувшиеся с проблемой бесплодия, в сети образуют своеобразную «нацию» — «хочушки» (от «хочу ребенка»). Согласно учению этой группы, главная и безусловная цель жизни каждой «хочушки» — забеременеть.

Основное содержание «хочушечьих» форумов — обсуждение всевозможных технологий, позволяющих ускорить наступление беременности. Здесь и обмен телефонами клиник, и «бабушкины рецепты», и списки икон, перед которыми нужно поставить свечку, и даже тексты «секретных» заговоров. «Хочушки» оказывают друг другу эмоциональную поддержку: «Держу за тебя кулачки, в этом месяце все у тебя получится!»

Тема очень важная и очень трепетная — и для мужчин тоже. Наверное, есть не только «хочушки», но и «хотенчики»… Есть еще отдельный большой и правильный вопрос — отношение в обществе к тем, у кого сейчас нет детей. Не сейчас он появился. Наверное, все наши беды возникают потому, что в мире не хватает Любви. Семьи без детей (прежде всего те, где супруги хотят детей) — это особенные семьи, совсем не такие, как обычные. И общество, то есть мы с вами, должно учиться трепетно относиться к таким семьям, помогать им. А как помогать? Любить. И молиться за них. Только просить не о ребенке, а о том, чтобы сердце открылось воле Божией, какой бы эта воля ни была. Андрей

Взаимная поддержка в трудной ситуации — безусловно, лучшее, что дают «хочушки» друг другу. Однако интернет-общение содержит немало подводных камней. Один из самых коварных рифов — то, что освоением этой сферы активно занимается коммерческая медицина. Многие «хочушки» вынуждены регулярно страдать от откровенной лжи — сфабрикованных отзывов о «лучших» клиниках, специалистах и препаратах.

«По-особому помолиться»

В каком-то смысле «хочушки» — это «гетто». Внутри него свои традиции и правила, свой мэйнстрим и свои маргиналы. В число последних автоматически попадают православные семьи, коих в России объективно меньшинство. Топики для православных «хочушек» существуют практически на всех крупных ресурсах, посвященных родительству (www.littleone.ru, www.materinstvo.ru, www.eva.ru и др.)

Существуют и специализированные сайты для православных «хочушек» (например, www.chado-chudo.narod.ru — труд р. Б. Аполлинарии). Здесь обсуждаются особые темы: каким святым молиться о даровании ребенка, возможны ли супружеские отношения в пост, как не впасть в уныние от долгого ожидания и неопределенности, как Православная Церковь от-носится к ВРТ… Однако, пожалуй, одна из самых трудных тем для верующих женщин, мечтающих стать мамами, — вопрос о собственных грехах, ставших причиной бесплодия.

По словам нашей героини Виктории, погружение в мир сетевых «хочушек» только усугубило ее переживания. По-настоящему верующих христианок в сети она встретила мало, а провокативной информации — хоть отбавляй. Итогом стало утомительное «самокопательство».

— Сперва я думала, — рассказывает Виктория, — что в чем-то согрешила перед Богом, искала свою вину и мучила себя упреками в том, в чем давно раскаялась на исповеди. Этот путь доводил меня до отчаяния и лишал сил хоть сколько-нибудь двигаться вперед. Затем я вообразила, что могу как-то заслужить у Господа Его любовь, проявлением которой, как мне наивно думалось, будет исполнение моего желания. Я начала молиться и ездить в паломнические поездки, брать на себя послушания…

Этот путь тоже вымотал меня: незаметно для себя, я начала с магизмом относиться к православным святыням и упорно не хотела дать Господу проявить Его собственную волю о нас с мужем… Когда это осознание пришло, у меня даже возникло отвращение к молитвам о чадородии и освященным у мощей «маслицам».

Точно так же, как Вика, и Юля пыталась понять, за что Господь ее наказал: «Мне казалось, что я все сделала правильно: обвенчалась в день регистрации, не блудила… и вскоре после свадьбы — замершая беременность, а потом три года томительного ожидания. Мне было обидно, было жаль неродившегося ребенка, и я не могла понять, в чем же провинилась».

Юлия тоже пыталась идти «проторенным путем»: ходила к святой Ксении Блаженной. Ее супруг ездил к мощам святого Александра Свирского. Мама Юли постоянно добывала информацию о том, какие святыни «точно помогают». «Мне кажется, у многих православных есть убеждение — нужно просто съездить в нужный монастырь, как-то по-особому помолиться, и проблема решится сама собой», — вспоминает Юля.

Верующему человеку еще труднее пережить бездетность, нежели неверующему. На фоне привычного предубеждения, что православный брак обязательного предполагает многодетность, бездетные супруги страдают, помимо всего прочего, и от повышенного внимания окружающих к своей проблеме, но особого, не физиологического (как в светском обществе), а «духовного» характера. Кроме того, им подчас сложнее выстроить отношения с духовником: далеко не каждый священник ориентируется в вопросах медицины и психологии, понимает различие между абортивными и неабортивными средствами контрацепции, имеет минимальные представления о причинах бесплодия.

Семейная проблема

Раньше я искренне считала, что забеременеть очень легко. Одна моя одногруппница забыла принять таблетку и забеременела. Другая, познакомившись на дискотеке с мальчиком, родила от него, а сейчас не помнит даже имени ухажера. Думала, и у нас все получится легко. Мы венчались, молились о ребенке, но… Однажды батюшка на исповеди привел мне себя в пример: у них с матушкой много лет не было детей, а вот сейчас дочь растет. Меня словно отшатнуло: «Вы хотите сказать, у нас несколько лет детей не будет?!»

Позже встретила в храме подругу, и в разговоре та решила меня успокоить: «Ничего, вымоленный ребенок будет!» Мне захотелось на нее закричать тогда: «Да ты что, дура? Не надо мне вымоленного! Пусть он просто родится, пусть будет счастливым!» Спустя время я перестала ходить в храм, потому что после каждой Литургии рыдала дома: ну почему у них есть дети, а у нас нет?

Еще через время перестала общаться с друзьями, потому что первым вопросом неизменно было: «Ну что, когда обзаведетесь потомством?»Тогда-то я и пошла обследоваться: всерьез задумалась об ЭКО. Но тут мне вдруг стало жалко денег. Я могу их отдать и узнать позже, что попытка неудачная, ведь там всегда 50 на 50…И мы задумались об усыновлении… Пусть лучше все эти деньги пойдут на живого, ждущего нас, любимого нашего ребенка! Мы уже собираем документы… Светлана

Исповедь для женщины, в анамнезе у которой есть замершая беременность или выкидыш, сама по себе — тяжелейшее испытание. «На первой исповеди после потери беременности меня спрашивали, обвенчана ли я, не жила ли в блуде до свадьбы, не желала ли кому смерти, — вспоминает Юля. — Все это очень тяжело и вгоняет женщину в состояние непонятной вины за случившееся».

В то же время, по словам Юли, очень хорошо, когда исповедующий священник, вникающий в детали произошедшего, действительно ориентируется в проблеме: «Я очень благодарна тому священнику, который предупредил меня, что назначенные мне врачами лекарства могут иметь абортивный эффект. Возможно, так мы избежали гибели еще одного ребенка».

Захария и Елисавета

Истории большинства бездетных семей показывают, что конкретные причины бесплодия, как правило, не выявляются ни врачами, ни священниками. Ряд специалистов признают наличие такого феномена, как психологическая неготовность к родительству, однако и его критерии неочевидные.

— Это явление можно рассматривать как неготовность жертвовать привычными атрибутами повседневной жизни, существующими до рождения ребенка — свободой передвижения, спокойным сном, привычками, даже деньгами, — говорит Анна Вахрушева. — Отсюда и появляются «рациональные» объяснения того, почему ребенка до сих пор нет — «я не смогу его содержать», «у нас нет собственного жилья», «боюсь быть плохой матерью/отцом» и так далее.

Эти установки действительно могут влиять на состояние репродуктивной сферы, деятельность которой как бы блокируется на физиологическом уровне. Ведь гормональная сфера напрямую связана с нашими эмоциями, она очень чутко реагирует на любые изменения настроения, а если тревога по поводу будущего родительства «сидит» внутри постоянно, то так называемое функциональное бесплодие не заставит себя долго ждать.

О «душевной» неготовности супругов к родительству говорит и старец Паисий Святогорец (IV том сочинений — «Семья»): «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее».

По мнению старца, «иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей. Ведь и святым Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарии и его супруге Елисавете Бог дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей».

Горе бездетного брака и славное Рождество Богородицы

Доверие Господу

История Юли завершилась благополучно, теперь она — молодая мама, и занята совсем другими вопросами. «Именно выпрашивать у Бога ребенка не хотелось. Думаю, наверняка Бог внемлет молитве того, кто очень просит о ребенке. Но мне больше хотелось стяжать смирение в этом вопросе… В итоге я сосредоточила всю свою любовь и внимание на муже, завела двух котиков для компании. Перестала следить за месячным циклом. И вдруг все получилось».

Оглядываясь назад, Юля понимает, что все трудности, предшествовавшие появлению в их доме дочки, были не зря: «Мне кажется, я очень изменилась за эти три года. Раньше я считала, что основа семьи — дети, что семья без детей — не семья. Теперь поняла, что любовь мужа и жены — и есть основа семьи. А дети — следствие этой любви… Думаю, что период бездетности мне был дан не за что то, а для чего-то. Чтобы я научилась жить в браке, больше любила мужа».

История Виктории, очевидно, еще не закончена, но на данный момент она выработала четкую позицию: «Я решила, что доверие Господу — это когда не утомляешь Его бесконечными просьбами, но просто ждешь, что Он все сделает Сам и в свое время». После нескольких непростых лет у Виктории с мужем появился духовник: «Он посоветовал нам направить всю энергию на медицинские обследования, а молитвы к Господу не прекращать, но быть готовыми к тому, что у Него может быть Свой промысл о нас». Медицинские обследования не дали результата — врачи не смогли сказать, по какой причине у пары нет детей. И тогда супруги решили иначе взглянуть на ситуацию.

— Мы поняли, что нам нужно сосредоточиться не на том, чего у нас нет, а на том, что мы имеем, — рассказывает Вика, — По сравнению со всеми «детными» супругами у нас гораздо больше времени, возможностей для саморазвития и добрых дел, да и вообще — любых глобальных перемен в жизни. На этой стадии мы и пребываем сейчас, и смысл жизни вернулся. Вопрос «почему?» перестал быть интересен… Гораздо интереснее стало думать о том, как мы — такие молодые, свободные и открытые к развитию — можем послужить Господу и людям!

Не только в Социальной концепции Русской Православной Церкви, но и в святоотеческом учении говорится, что бесплодие не является показателем какой-либо «неполноценности» христианской семьи: «В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с плодом чрева на пользу супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, единомыслия душ и телес». Иными словами, для христиан цель брака — не дети, а любовь.

Примеров счастливого бездетного брака достаточно и в русской церковной истории: святые Петр и Феврония, княгиня Елизавета Федоровна (преподобномученица Елисавета) с великим князем Сергеем Александровичем. Однако этот факт проходит словно мимо нашего сознания. В погоне за беременностью многие, даже воцерковленные, супруги становятся заложниками языческого по сути представления о браке как о «многочадном» сообществе и о бесплодной жене как «наказанной Богом».

— Бездетным дано очень много, — считает Виктория. — И главное их преимущество — у них очень много избыточной любви. Пока нет своих детей и время позволяет, нужно активно делиться этой любовью со всеми окружающими. Можно делать что-то полезное для Церкви, служить Господу своими талантами. Можно взять под опеку семью с маленькими детьми и помогать им. Можно помогать друзьям, родителям и даже незнакомым людям морально, финансово, физически, молитвенно.

Можно готовить себя к будущему родительству и читать полезную для этого литературу, осваивать функции хозяйки и главы семьи, учиться строить в семье христианские отношения. Пройдя через собственную боль, переварив ее, учишься состраданию, закаляешься духовно. Вокруг нас так много людей, которым не хватает такой закалки, и они унывают при первых же трудностях. А мы можем поднять их дух, научить их доверять Богу!

Супруги уже решили, что примут любой исход событий и не будут добиваться «беременности любой ценой». Они знают, что станут родителями в любом случае, ведь за ними всегда остается возможность открыть свое сердце приемному ребенку. Поэтому расспросы близких теперь их совсем не смущают, они уверенно отвечают: «Детей пока нет, но они у нас обязательно будут!»

Иллюстрации: Юлия Нурмагамбетова/открытые источники

Брак без детей

Какой ты представляешь себе традиционную крепкую и счастливую семью? Скорее всего, для тебя, как и для большинства людей, она состоит из мамы, папы и одного или нескольких детей. Многие даже считают, что брак без детей вообще нельзя назвать семьей. «Это эгоизм», — заявляют одни. «Рождение детей укрепляет брак, только ради них и стоит создавать семью», — добавляют другие.

Но существует множество пар, которые долгие годы живут вместе без малышей. Другое дело, насколько они счастливы.

Самое тяжелое, когда брак без детей — это не сознательный выбор, а вынужденная ситуация. Настя вышла замуж, будучи еще совсем юной — в 19 лет. «Влюбилась, мечтала о большой, крепкой семье, — говорит она. — Многие знакомые сплетничали тогда, что я забеременела, и потому так спешу. И лучше бы они оказались правы». Замужем Настя уже 6 лет, она любит своего мужа, но детей у них все еще нет.

Несовместимость резус-факторов, воспалительные заболевания, гормональные нарушение, плохая наследственность… Причин бесплодия десятки. Иногда врачи даже не могут назвать конкретную проблему. Пары по всему миру сталкиваются с тем, что не могут иметь детей, поэтому сейчас так популярна репродуктивная медицина. Многие женщины считают, что вступление в брак предполагает рождение детей, иначе, зачем вообще свадьба? «Семья без детей для меня не семья вовсе, — продолжает Настя, — просто двое влюбленных».

Некоторые пары, прожив без детей несколько лет, разводятся и предпринимают еще одну попытку. Мария, 35, рассказывает, что семь лет бегала по врачам, пытаясь забеременеть: «Мы потратили огромную сумму на больницы и лекарства. А самое главное, что все врачи ставили разные диагнозы». Сохранить брак не удалось, он развалился: отсутствие детей было главным камнем преткновения: «Мне было 29, когда мы с Андреем развелись. И, честно говоря, я была в отчаянии. Но теперь не жалею», — говорит Мария. У нее на коленях сидит трехлетний малыш — младший сын от второго брака. Девушке повезло: буквально через полгода после расставания с первым мужем она встретила второго. С ним проблем с беременностью не возникало.

Ее бывший муж тоже создал новую семью: со второй женой у него родилась дочь. Но решиться на развод бывает непросто, особенно если ты искренне любишь своего мужа и не представляешь никого другого на его месте. Из-за бесплодия разводиться не стоит, современная медицина предлагает много различных вариантов решения этой проблемы. Расстаться стоит только в том случае, если проблема отсутствия детей настолько испортила твои отношения с мужем, что вы стали далеки друг от друга.

Совсем другое дело, когда детей ты не хочешь в принципе. И не важно, замужем ты или нет. Незамужним женщинам, которые заявляют о нежелании иметь детей, обычно советуют повременить, объясняя все тем, что еще не встретился «тот самый». Часто так и случается, но не всегда. Причин может быть несколько. Некоторые думают только о карьере, другие считают, что не могут взять на себя такую огромную ответственность, как рождение и — главное — воспитание детей, третьи придерживаются эгоистической идеологии и не готовы пожертвовать собственным комфортом. Ольге 42 года, она учительница начальных классов, но своих детей у нее нет. «Я люблю детей, иначе бы не выбрала такую профессию. Но родить самой мне никогда не хотелось. Да и как воспитывать ребенка? Зарплаты на одну меня еле хватает, бывший муж тоже в школе работает, обеспечить детям жизнь в достатке мы бы не смогли». Муж Ольги не смог ни переубедить ее, ни смириться с решением супруги, поэтому они развелись.

Но бывает и так, что нежелание иметь детей объединяет супругов, и они счастливо живут вместе. Паша и Света уже семь лет в браке, поначалу они избегали «детского вопроса» и просто наслаждались жизнью вдвоем. «Я боялся, что из-за моего нежелания иметь детей Света уйдет от меня, а я ведь ее люблю». Впервые, когда Паша заговорил о детях, жена предложила повременить, во второй раз призналась, что не хочет рожать. На вопрос почему, определенного ответа Света не дает: «Просто не хочу. Как представлю себе это… Живет кто-то внутри. А потом еще эта боль при родах. И все последующие мучения, воспитание. Это не для меня».

Только одиночество в старости может пугать бездетных супругов. От одиночества не застрахован никто, даже люди, воспитавшие несколько детей. Если ты не хочешь детей, то это исключительно твой выбор. Никто не может тебя заставить. Главное, чтобы вы с мужем были едины в своем желании, вернее, нежелании. Тогда ваш брак будет крепким и долгим, не сомневайся!

Текст: Катя Горлова

Примерно каждая пятая москвичка в возрасте 30-40 лет заявляет, что не собирается иметь детей. По России показатель ниже — примерно каждая пятнадцатая. Это результат соцопросов, опубликованный на неделе. И это — здоровые и молодые, принявшие сознательное решение стать, как это называют в Европе, «чайлдфри».

При этом европейские психологи тоже бьют тревогу. От детей чаще всего отказываются не просто молодые и здоровые, а образованные, обеспеченные, амбициозные — то есть, те, кто вполне мог воспитать полноценное потомство, но ради карьеры или привычного комфорта отказался. И отказываются. Вместе с супругами, закрепляя решение в кабинете у врача.

Если дом не наполняется детским смехом, он наполняется кошмарами. Чем же хотят наполнить свой дом те, кто решил детей не заводить никогда? И есть ли путь обратно?

Детская площадка. Повсюду смеются и плачут, пробуют осень на ощупь и жизнь изучают в бинокль. В компании тех, кому от нуля до пяти, Маше, мягко говоря, не комфортно. Умиляться чепчикам и погремушкам — это все не по ней. За 28 лет поняла — дети хороши там, где ее нет.

«Я всегда к детям равнодушна была, с детства, когда все девочки с этими пупсами играют. Никогда передо мной такой задачи не стояло — вот, в 23 пора. Я думала — когда-нибудь, а там наверное, может быть, а теперь понимаю, что никогда», — говорит она.

Этому «никогда», казалось бы, нет никаких причин. Стабильная работа — Маша специалист по недвижимости — отдельная квартира, любящие родители, постоянный молодой человек, да и со здоровьем никаких проблем. Подруги с детьми только и сетуют — когда рожать, если не сейчас. Но девушка лишь пожимает плечами. Отказ от вечеринок и спонтанных поездок за границу — слишком высокая плата за материнство.

«У меня сейчас, например, щенок маленький, я жду, пока он поскорее вырастет, потому что мне приходится вставать рано, мне по пять раз приходится с ним гулять, приучать его к чему-то. И я думаю — господи, поскорее бы он вырос, а с ребенком это же минимум 20 лет своей жизни придется потратить», — говорит Маша.

Таких, как Маша, принято называть «чайлдфри», то есть «свободные от детей». Разумеется, людей, выбравших бездетный образ жизни, хватало во все времена, но в сообщество они объединились только в начале 70-х, в США. С тех пор идеология «неродителей» начала свое шествие по миру и лучше всего приживалась в городах-миллионниках. Жизненную программу «построить дом, посадить дерево, вырастить сына» там все чаще считали выполненной и без последнего пункта.

Бурлящий мегаполис с его вечными стрессами, цейтнотом и пробками. Социологи доказали, именно в больших городах люди сознательно отказываются иметь детей в три раза чаще, чем в провинции. Два года назад стратегию «чайлдфри» выбирали тринадцать процентов жителей столицы, сейчас — уже семнадцать. По прогнозам специалистов, этот показатель будет только расти. А значит, добровольная бездетность в скором времени может стать социальной нормой.

Чайлдфри по-русски — еще несколько лет назад всего-то страничка в Живом Журнале. Сегодня — десятки групп в социальных сетях, форумы и даже свое интернет-телевидение. Подписчиков — несколько тысяч. В видеоролике подробно рассказывают, почему жизнь без потомства — лучше, а чувства в паре — крепче, чем в обычной.

«Бездетных людей удерживает только взаимная любовь и заинтересованность друг в друге, а когда мужчине и женщине хорошо вместе, им не нужен кто-то третий», — уверены авторы ролика.

Олег и Виктория тоже уверены — третий, то есть ребенок, для них был бы лишним. Бесконечно влюбленные друг в друга без пяти минут молодожены, они попросту не хотят тратить время и силы на кого-то, кроме себя. А на все вопросы о том, кто же принесет в старости стакан воды, отвечают фразой из анекдота — «А пить-то и не хочется».

«Инвестиции в старость — это деньги, которые мы копим в течение всей жизни, и, поскольку нам их на детей тратить не нужно, соответственно, у нас деньги скапливаются больше, чем у тех, кто детей имеет. Но когда мы дойдем до золотых лет, мы будем иметь возможность нанять сиделку», — говорит Олег.

Что это — эгоизм, нежелание взрослеть или банальная жадность? Изучив феномен «чайлдфри», социологи пришли к выводу — к бездетному образу жизни больше склонны люди с высоким уровнем образования и престижной работой. Алена Долецкая — известный журналист, главный редактор журнала Interview, а в прошлом преподаватель, уверяет — коллег или учеников женщина-босс зачастую воспринимает как своих детей. Но материнство карьера, конечно, заменить не может.

«Мои ученики вокруг — мои ученики университетские и журналистские, если так можно выразиться — они и рядом, и далеко, и я знаю, что в них переселилась большая часть моего опыта, моего профессионального мастерства. Это мне доставляет истинное наслаждение и в каком-то смысле балансирует потерю 5, 7, 12 детей, которых я бы с удовольствием бы имела», — говорит она.

Немаловажно и то, что на бездетную бизнес-леди в современном обществе косо уже не посмотрят. Ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования Алла Тындик в этом убедилась, когда вместе с коллегами провела исследование «Москва и москвичи».

«Многие говорили, что они на себе практически не чувствуют давления. Иногда пристают с вопросами, почему вы не хотите иметь детей, но в целом 10-15 лет назад это было гораздо сильнее, и там, когда они приезжают в свой родной городок, они чувствуют это давление намного сильнее — общество стало более лояльно относиться к бездетным», — говорит социолог.

Да и зачем отказываться от жизни в свое удовольствие, о которой так заманчиво рассказывают с экрана? А вот, наоборот, суровая правда из родительских будней. Рекламу контрацептивов, кстати, запрещенную для показа на телевидении в некоторых странах, сторонники «чайлдфри» назвали чуть ли не своим видеоманифестом. Вы еще не завели детей? Тогда взгляните, чем может закончиться обычный поход в магазин с малолетним сыном.

В семейном альбоме Светлана быстро пролистывает свои детские снимки. Говорит, о том, как с ней нянчились, не любит вспоминать. Да и о семье ей, кажется, рассказывать нелегко — мама умерла, когда Светлана была подростком, брат — инвалид. О собственных детях 27-летняя девушка не мечтает. О том, чтобы найти любимого человека — тоже.

«Я, в принципе, даже считаю, что можно и одному и жизнь прожить. Любимый человек рядом — это такая идеалистическая сказка, но немножко мир у нас изменился», — уверена Светлана.

Чего в этом рассказе больше — стремления к независимости или горечи, смешанной и желанием убежать от себя? Зритель, конечно, решит сам. Но для профессионала ответ очевиден.

«Когда человек отрицает детей, он отрицает, по большому счету, собственное детство. Я не хочу, чтобы это детство повторилось у меня. Там какая-то травма была в детстве и, как защитный механизм, у каждого он проявляется по-разному. На самом деле, мы знаем свои корни и хотим передать их дальше, потому что тема детей — это немножко глубже, это тема бессмертия. Потому что я не умру, я останусь в своих детях, а поскольку страх смерти — превалирующий, то продолжение рода — это убегание от страха смерти», — объясняет семейный психолог Ирина Обухова.

То, что продолжение рода для современной женщины — дело вовсе не первостепенное, подтверждает статистика. Если 30 лет назад на рождение первого ребенка решались в районе двадцати лет, то сегодня — в 25. У москвичек первенцы появляются в основном не раньше 27 лет. А через пару-тройку лет, говорят исследователи, рожать в столице станут еще позже — в 29 лет, почти как в Европе. Впрочем, демографов и социологов больше тревожат другие данные. В нашей стране из ста женщин в возрасте от 35 до 39 лет примерно 17 не стали мамами и не собираются. А на все вопросы об одиночестве они чаще всего отвечают цитатой из классики — «Спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Одиноким не предоставляется?

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел интересный вопрос «Нужны ли Богу одиночки» (читать письмо):

Фото Владимира Ештокина

Мне 30 лет. На Бога роптать у меня нет причин: внешностью Он меня не обделил, работа есть, родные здоровы. А вот личная жизнь никак не складывается. Мне всегда очень хотелось стать женой и матерью, хотелось любви и семейного счастья. Знакомые церковные люди говорят: либо брак, либо монастырь. Второе — точно не мое: слишком сильно я хочу семью. А первое… Порой мне кажется, что я так никогда и не выйду замуж.

Про то, как молиться о замужестве, как избегать интимной близости до брака, написано много, а вот о том, как жить без любви между мужчиной и женщиной, без детей — почти ничего. Без семьи жизнь кажется мне бессмысленной, а ведь хочется радоваться жизни, видеть в ней смысл, а не просто существовать. В светском мире есть много способов «забыться» — естественно, о них я не говорю. Но есть ли какая-то альтернатива для верующей женщины? Кто-то, жалея меня, говорит, что, может быть, у Бога для меня есть другой замысел. А какой еще, кроме семейной и монашеской жизни, у Бога может быть замысел о нас? Зачем Ему нужны одиночки, как я?

Юлия

О том, что мешает читательнице преодолеть отчаяние одиночества и какие есть способы придать своей жизни ощущение «нужности», мы говорим с протоиереем Павлом Великановым, настоятелем Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главным редактором портала Богослов.ru

— Отец Павел, если верующий одинок, но при этом в монастырь не собирается — значит, с позиции Церкви, ему вряд ли стоит так уж рассчитывать на счастье, на то, что он сможет почувствовать полноту жизни? Или это не так?

— Прямой зависимости между семейной жизнью и ощущением счастья и полноты бытия, конечно же, нет. А если бы была, то Господь, наверное, сказал бы об этом в первую очередь: кто не вышел замуж и не женился, да будет проклят, потому что безнадежен. Но ведь Он так не говорил!

Да, семья действительно должна ассоциироваться со счастьем, с цветником любви. Но, к сожалению, для огромного количества людей, которым не удается выстроить нормальных отношений с супругом, с детьми, с тещей, свекровью, она может стать мучением, ядом, отравляющим всю жизнь, наносящим глубочайшие психические и духовные травмы. Бывают такие люди, которым, можно сказать, противопоказано заводить семью — и в этом нет ничего страшного.

Еще мы знаем слова апостола Павла о том, что лучше человеку не жениться. Почему? Потому что в духовном плане одинокое существование открывает перед человеком неизмеримо большие возможности, чем когда у него есть обременение семьей, детьми, необходимостью заботы о них.
Мнение о том, что смысл мирской жизни — исключительно в семейном счастье, на самом деле очень шаблонное. Мы навязываем себе этот стереотип, потому что он очень простой и понятный.

— А почему простой? Вы ведь сами только что сказали, что счастья в семье не так просто достичь.

— Как завещал нам доктор Гааз, самый верный путь к счастью — не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать счастливыми других. Если человек поступает именно так, он обречен на счастье. Делать счастливыми других можно как в семье, так и не в семье. Но согласитесь, что в семье проще, потому что ты направляешь свою заботу на тех, к кому ты уже по природе имеешь любовь, симпатию и скорее склонен помогать им, чем кому бы то ни было другому.

Прожигать жизнь могут не только одиночки

— «Либо брак, либо монастырь» — это тоже стереотип?

— Конечно. Главное, чтобы человек был устремлен к предмету, который находится за пределами его самого. Иначе никакой разницы нет, в монастыре он живет, в своей семье или одиноким. Все равно он будет постоянно испытывать чувство недовольства своей жизнью, у него никогда не будет ощущения ее наполненности. Каким бы верующим и благочестивым он ни был, по сути он будет заниматься прожиганием жизни.

В действительности же, как только мы выйдем за рамки этого шаблона, окажется, что есть огромное количество вполне счастливых людей, не обремененных семейными узами и не ушедших в монастырь.

— Вы таких людей встречали?

— К примеру, их много в преподавательской среде. Возьмите православные университеты, иконописные, регентские школы: кто в них является основными столпами? Как правило, одинокие незамужние женщины. Вовсе не будучи ущербными в плане возможной семейной жизни, они все же решили, что для них правильнее посвятить себя целиком учебному процессу, служению ради блага других. И прекрасно понимают, что, как только они свяжут себя семейными узами (это в первую очередь касается именно женщин), они автоматически выпадут из глубокого погружения в свой труд. Наличие целостного, с полной самоотдачей, служения существенно понижает риски впадения в депрессивное, угнетённое своим одиночеством, состояние человека.

— Вы сказали про одиноких преподавателей, и я сразу вспомнила, как школьники иногда говорят о какой-нибудь учительнице: сразу видно, что у нее нет личной жизни и своих детей — на нас все свое зло срывает.

— Такие учителя действительно встречаются, но школьники неправы, когда так говорят: дело тут вовсе не в одиночестве. Человеческая злоба — это, как правило, следствие глубинного внутреннего ропота. Когда мы отказываемся принять то, что в данный момент дает нам Господь, когда мы думаем: мои представления о том, какой должна быть жизнь, для меня священны, их никто не смеет поколебать — а реальность оказывается иной, то неизбежным будет озлобление. Но ведь действительность находится не в наших руках — а в руках Божиих! А неготовность смириться и принять текущую ситуацию именно как проявление Воли Божией неизбежно будет порождать злобу и ропот.

Но повторю, что здесь дело не в одиночестве. То же самое происходит и с семейными людьми. Вот двое поженились, а через пять лет поняли, что жизнь пошла совсем не так, как когда-то им грезилось. И возникает та же самая ситуация недовольства и ропота.

Приступы бессилия у меня бывают до сих пор

— Отец Павел, не так давно Вы остались без супруги. Могли бы поделиться личным опытом — когда матушка Ольга отошла ко Господу, возникало ли у Вас чувство ропота, хотелось ли опустить руки?

— Основная борьба между ропотом и благодарностью у меня происходила гораздо раньше, во время болезни матушки. Она много лет страдала онкологией, и чем дальше, тем понятнее становилось, что, скорее всего, мы с детьми останемся без нее. Особенно тяжело было вначале, когда весь ход твоей более или менее нормальной, с мирской точки зрения, жизни вдруг начинает разворачиваться, и ты понимаешь, что весь твой корабль будет опрокинут. Ну а со временем понимаешь, что ничего с этим сделать нельзя, что, видимо, такова воля Божия.

А смерть матушки уже настолько по-другому расставила акценты, что руки опускать совершенно не хотелось. Хотелось делать нечто противоположное. Мне посчастливилось впервые по-настоящему понять, на примере ближайшего ко мне человека, что такое безболезненное, непостыдное и мирное умирание, и убедиться в том, что все наши труды, поступки, решения неизбежно сказываются в том числе и на том, как мы будем уходить из земной жизни.

Конечно, приступы непонимания и бессилия бывали и бывают до сих пор: ситуацию простой не назовешь. Но все как-то разрешается. И острых драматических ситуаций, которые тебя загоняют в угол и начинается крик отчаяния, благодарение Богу, не возникало. Главное, как мне кажется, что у нас есть опора, которая позволяет чувствовать себя устойчиво: это храм.

— Каким образом, конечно, помимо молитвы и причастия, храм помогает чувствовать себя устойчиво?

— Мне кажется, что вопрос читательницы Юлии об альтернативных способах «забыться» для верующего человека показался бы странным любому прихожанину конкретного храма. Потому что на любом приходе всегда есть те, кто ждет помощи. И я думаю, важная задача священника — выстроить отношения прихожан таким образом, чтобы те, кому нужна помощь, и те, кто может ее оказать, находили друг друга.

И речь идет не только о материальной и бытовой поддержке. Ведь приход наполняют совершенно разные люди разного уровня образования, профессий и увлечений. И это очень интересно, потому что дает возможность обмениваться друг с другом своим опытом. Чем, к примеру, занимаются и мои прихожане. Все началось с того, что у нас в храме появились две студентки ВГИКа, и я предложил им заняться с детьми мультипликацией. Они увлеклись этим делом — и сначала были рисованные мультики, где дети — и режиссеры, и художники, и аниматоры, и операторы, и актёры. Теперь они приступили к занятиям пластилиновой анимацией. Затем у нас в храме появился специалист по художественной каллиграфии, что сразу привлекло взрослых. Дальше появились занятия по акварельному рисунку, гончарному и столярному делам, по домоводству, где женщины обучаются всяким видам шитья, вязания, и так далее. Потом появились занятия по этнографическому ткацкому ремеслу, где изучают древние техники вязания, окраски тканей натуральными растениями и прочее. Речь, конечно, не идет о каком-то суперпрофессиональном или даже предпрофессиональном уровне. Нет, все это делается на уровне качественных домашних увлечений — которые не предполагают начального специального образования — хотя у нас преподают очень хорошие профессионалы.

Для чего все это было сделано? Именно для того, чтобы люди, у которых есть запрос на содержательное наполнение своей жизни, могли его удовлетворить. И, как показывает практика, когда у человека есть увлеченность, качество его жизни существенным образом меняется, потому что в ней появляется целеполагание, появляются основания для более высокой самооценки. И ему легче выходить из состояния саможаления, депрессии, уныния, ощущения своей непотребности и зацикленности на том, что ты по жизни неудачник.

Я думаю, это очень правильное христианское отношение к жизни — когда человек понимает, что не вокруг него одного крутится мир, но что он и сам должен стараться реализовать некий замысел Божий о нем, который в данный момент ему становится очевидным.

— Но это самое сложное: замысел ведь очевиден далеко не всегда. Как его распознать?

— Важно понимать, что Бог — это не авторитарный диктатор, Который пытается навязать Свою идею фикс тем, кто называют себя верующими в Него. Бог — это прежде всего мудрый педагог и добрый родитель. Добрый! Хороший родитель от плохого отличается тем, что первый никогда ничего не навязывает своему ребенку, но очень внимательно и чутко следит за тем, в какую сторону развивается его ребенок, какие интересы у него появляются, какие дурные склонности, недостатки, пороки формируются, и решает, что с этим делать дальше. Как помочь — а не как наказать. Точно так же — только в неизмеримо большей степени — с нами поступает Господь Бог. Он постоянно, ежедневно, ежесекундно предлагает нам разные варианты, смотрит, что мы выбираем, и в зависимости от нашего выбора Он выстраивает нашу дальнейшую линию жизни.
Искание воли Божией — это не пассивная, а всегда очень активная позиция. И она вовсе не в том, чтобы пуститься «во все тяжкие» и попробовать все, ожидая, что в какой-то момент Господь даст знамение. Активная позиция прежде всего заключается в том, чтобы человек стал максимально прозрачным и доступным для действия в нем благодати Божией.

И вопрос о том, как волю Божию найти, на самом деле раскрывается очень просто. Первое: воля Божия заключается в тех заповедях, которые нам даны.

Второе: то, что Бог дает нам в данный момент, — тоже есть воля Божия, Божий замысел о нас. Прежде всего искание и принятие воли Божией начинается с благодарного и безропотного принятия той ситуации, в которой человек находится. Без попыток понять, в чем он согрешил, за что его «наказывают» и так далее. Человек просто соглашается: да, сейчас у меня нет семьи, есть большая вероятность, что ее никогда и не будет — и я это просто принимаю как призыв Бога именно в таких условиях выполнять Евангелие.

При этом так же, как дети обращаются к маме или папе и высказывают свои пожелания о том, что они хотели бы получить и чем бы хотели заниматься, мы обращаемся к Богу, как Его дети, и высказываем свои просьбы. И в то же время осознаем: о том, что именно для нас важнее, полезнее и спасительнее, знает только один Господь. Который, естественно, учитывает наши желания, но все-таки знает нас намного глубже, чем мы сами. И я не сомневаюсь, что через какое-то время, в том или ином виде, тем или иным образом, человек обязательно получит ответ от Бога.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*