admin / 13.01.2020

Школьная форма в английских школах

История школьной формы: как менялся стиль учеников в разных странах мира

Анастасия Сычева fashion PR и основатель Selection Vintage

Первой страной в мире, которая ввела школьную форму, принято считать Великобританию. Так, в 1552 году в школе Christ’s Hospital в Лондоне, где учились сироты и дети из малообеспеченных семей, которым не в чем было ходить на занятия, впервые появилась специальная одежда для учащихся. Она была синего цвета: считалось, что этот цвет должен был приучить ребенка к покорности. Однако на самом деле синее сукно в то время стоило дешевле всего. Сейчас это частная элитная школа, главной традицией которой вот уже на протяжении более чем 460 лет является неизменная школьная форма в тюдоровском стиле: длинные синие пальто, у мальчиков с галифе, а у девушек с плиссированными юбками, которые дополняют желтые носки и кожаный ремень.

В настоящее время в английских школах нет единой формы для всех учебных заведений. В самых престижных учреждениях обязательным элементом школьной одежды считается собственный логотип или герб. Британцы предпочитают темные цвета для блейзеров с нагрудной эмблемой школы, которые часто сопровождаются яркими гольфами и галстуками, а иногда шляпами или беретами. В частных заведениях форму нужно покупать в магазине при школе, причем не только костюм в зимнем и летнем вариантах, но и спортивную форму, носки, галстуки, зачастую обувь и даже заколки для волос.

Нет ничего удивительного в том, что все государства, входившие в состав Британской империи, переняли подобную традицию и продолжают хранить ее и в настоящее время, уже обретя независимость от короны. В Индии, Сингапуре, Австралии и Новой Зеландии школьная форма считается обязательной, но каждая школа устанавливает собственные правила для школьников — единого стандарта нет ни в одной из этих стран. В жарких странах ученики обоих полов могут ходить в школу в форменных шортах. В некоторых школах Индии девочки по‑прежнему должны одеваться в традиционное сари.

В других европейских странах школьная форма так и не прижилась. Например, во Франции форма в учебных заведениях существовала лишь в 1927 — 1968 годах, в Польше — до 1988 года, а в большинстве европейских стран до сих пор всё ограничивается достаточно строгим стилем.

Американский вариант школьной формы в частных заведениях отличается от государственных школ. В государственных учреждениях обязательной формы нет, зато есть дресс-код, причем в каждой школе свой: к примеру, длина мини-юбки не должна быть короче кончиков пальцев рук, запрещается прозрачная одежда, футболки с нецензурными надписями или голый пупок. Как правило, американские школьники носят простую одежду: джинсы, широкие футболки, кроссовки. Зато в частных школах, где форма уже давно перестала быть исключительно дисциплинарной мерой, а стала ключевой имиджевой составляющей, царит многообразие: сарафаны или юбки, жакеты или джемперы, клетка самого разного цвета, яркие галстуки или банты, футболки или поло, гольфы или яркие носки. Над разработкой моделей в частных школах трудятся лучшие дизайнеры, ведь эффектная форма является одним из способов привлечения в школу новых учеников.

В мусульманских странах обязательным атрибутом женской школьной формы является платок. Когда девочкам исполняется 12 лет, они надевают хиджаб. Распространено разделение на мужские и женские школы. Удивительно, но девочки порой носят форменные брюки чаще юбок, цвета же при этом могут быть как яркими — красный, оранжевый, так и темными — синий или черный, либо спокойными — хаки, светло-голубой или бежевый.

Странами, где школьная форма популярнее, чем в Великобритании, можно смело считать Японию и Корею. Форма в японских школах появилась в конце XIX века и в настоящее время существует в большинстве частных и государственных школ в двух вариантах. Первый тип — максимально классический — состоит из белой рубашки, тёмного пиджака, брюк для мальчиков и юбки для девочек. Второй — самый знаменитый вариант японской формы для девочек сейлор фуку — матроска с множеством вариаций, она так полюбилась фанатам манга, что они носят ее даже за пределами школы. Часто в интернете можно увидеть фотографии старшеклассниц в очень коротких форменных юбках. Естественно, форму не шьют с юбками такой длины, школьницы укорачивают их сами. Мода на короткие школьные юбки появилась в начале 90-х годов под влиянием популярной японской поп-исполнительницы Нами Амуро.

Интересная история произошла и с мужским традиционным школьным пиджаком с воротником-стойкой — гакуран, который в определенный момент полюбился членам многочисленных бандитских объединений Японии. В 70-х годах XX века психологи решили, что гакуран обладает некой «темной аурой» и является одной из причин школьного насилия, которое стало острой социальной проблемой. Но и по сей день многие японские школьники носят гакураны, для них это не столько дань традиции, сколько протест и вызов общественному мнению.

В России школьную форму ввели в 1834 году, когда Николай I, принимая указ, обязующий всех государственных служащих носить форму, не смог обойти стороной и учащихся. В своде правил четко, по-военному были прописаны фасоны и гамма, да и сама школьная форма имела оттенок милитаризма. Чуть позже, когда началось развитие женского образования, появился и первый наряд для учениц. До революции образование могли получать лишь дети из обеспеченных семей, и школьная форма была своеобразным показателем достатка и принадлежности к уважаемому сословию.

С приходом к власти в 1918 года коммунистов школьная форма была отменена и стала обязательной вновь лишь после Великой Отечественной войны. Во всем СССР была единая школьная форма, которая еще не раз пережила трансформации и снова была отменена в 1992 году, и школьники сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду.

Интересуешься этой темой?
Получай последние тенденции моды на почту. ОК Я соглашаюсь с правилами сайта Спасибо. Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

Школьная форма в Англии

Важным направлением в раскрытии способностей и талантов каждого ребенка является создание благоприятных условий для обучения. Государственные и частные школы во всем мире уделяют внимание не только образовательной программе, но и среде обучения — внешнему виду и психологическому комфорту. Отражением менталитета и культурных традиций в разных странах является школьная одежда. Обязательный атрибут ученика соответствует стандартам и правилам внешнего вида, принятым в учебных заведениях.

В английском обществе основы коллективного сознания и групповой принадлежности закладываются в младшем возрасте. Школьное воспитание истинного англичанина начинается с детского сада (Nursery School) и далее проходит в муниципальной или частной школе-пансионе. В Англии обязательная школьная форма имеет определенные цвета, чаще всего синий, серый и черный, и символику (герб, логотип), соответствующие уставу школы. Мальчики носят классические костюмы, кожаные ботинки и галстук, девочки – блузки светлых цветов, пиджак и юбку. Строгий и консервативный фасон является частью истории и соблюдается в престижных учебных заведениях. Английская школьная форма считается самой строгой, но элегантной.

«Не нужно желать любого удовольствия, а только то которое исходит от красоты». (Демокрит)

В последнее время школьная форма набирает все большую популярность. Наша фирма предоставляет Вам широкий выбор школьной формы для мальчиков и девочек любого возраста, в строгом соответствии с их потребностями, вкусами и тенденциями моды. Мы являемся единственными поставщиком на рынке Республики Молдова с самым широким ассортиментом различных моделей. Наша продукция отличается оригинальным дизайном, утонченным стилем и доступными ценами. Школьная форма изготавливается по усовершенствованным лекалам и из качественных тканей, что создает комфорт и свободу движения.

При пошиве интересующей Вас модели есть возможность выбора ткани и цвета. Так же предоставляется возможность индивидуализировать Вашу модель нанесением эмблемы необходимого учебного заведения. Ваш ребенок может участвовать в создании своей школьной формы, это поможет развить в нем эстетические навыки, хороший вкус и чувство ответственности.

Ведь как говорится в поговорке – “Красиво то, что мне нравится, а не то, что считается красивым”

Ждем Вас с радостью!


Иллюстрация: svoboda.org

Школьные друзья? Дружить мне особо было некогда: помимо обычной школы, я посещала также музыкальную, расположенную в получасе ходьбы. Бегом из одной школы в другую 4 раза в неделю, с первого класса по седьмой. Вечерами – уроки и подготовка к очередной контрольной, в каникулы – чтение школьной литературы и интенсивная музыкальная практика.

Учителя? Действительно достойных было мало – тех, кто поддерживал учеников и пробуждал в них интерес к своему предмету. Да и уважением к своим подопечным преподаватели, как правило, не отличались. Снисходительный тон, издёвки и даже покрикивания – увы, совсем нередки среди российских учителей.

В общем, мои воспоминания о школьных годах – это то, чего я всей душой хотела бы избежать для собственного ребёнка. Во многом наше решение остаться в Великобритании было подогрето мечтой о достойном образовании для сына.

Сегодня я вкратце расскажу, как устроена английская школа: как выглядит примерный распорядок дня, что представляет собой школьная форма и о других важных нюансах английского школьного бытия.

Всестороннее развитие внутри самой школы


Урок в английской школе. Фото: dailymail.co.uk

Во всех английских школах, как частных, так и государственных, большое значение уделяют всестороннему развитию детей. Помимо обязательных академических предметов, таких как математика, английский и естественные науки, английские школы включают в свою программу танцы, пение, физкультуру, ИЗО, информатику, иностранные языки и прочие предметы, направленные на развитие практических навыков и раскрытие талантов ребенка.


Английские школы предлагают учащимся целый спектр внеклассных клубов и кружков

Помимо основной программы любая английская школа предлагает ряд внеклассных клубов и кружков. Выбор activities в частных школах особенно широк: среди них – игра на музыкальных инструментах, от пианино до флейты; различные виды спорта – футбол, теннис, регби, фехтование, крикет, плавание, фрисби – и многое, многое другое.

Во многих частных школах имеются собственные театры и оркестры, и подающие надежды юные дарования даже могут претендовать на стипендии. Подробнее об этом читайте здесь: Английские школы: как получить стипендию?

Заметьте, что всё перечисленное предлагается в границах территории школы – ребёнку не нужно путешествовать за тридевять земель, как приходилось это делать мне.

Школьная форма

Почти каждая школа в Англии имеет собственную школьную форму.

В большинстве английских школ принято носить специальную форму. Идея формы – дисциплинировать учеников и убрать элемент состязательности в манере одеваться.

Стоит она обычно недорого, ведь такая одежда должна быть доступна всем.

Как правило, форма каждой школы выдержана в определенной цветовой гамме – допустим, в голубых или зеленых тонах. Обязательные элементы формы могут быть разными: обычно государственные школы более демократичны в этом плане.

Типичная форма для мальчиков выглядит следующим образом: фуфайка, кардиган или свитер в сочетании с брюками и однотонными ботинками без «прикрас». Девочки обычно носят платья или юбки с тем же верхом, что и мальчики, и опять-таки строгой обувью.

В летнее время года брюки могут сменяться шортами, а свитера – футболками и рубашками-поло. Для занятий физкультурой предусмотрена отдельная форма – обычно школьники берут ее с собой.

В частных школах нередко присутствуют столь милые глазу аксессуары, как шляпки для девочек и галстуки для мальчиков. Нередко такие школы регламентируют и прочие элементы гардероба, включая куртки и даже носки.

Школьное расписание и каникулы

Время начала и окончания занятий может сильно варьироваться в зависимости от школы. В среднем, учёба в английских школах начинается в 9 утра и заканчивается в 15-30, с понедельника по пятницу. Школьный день разбит на уроки, с 15-минутными переменами между ними и большим перерывом на ланч. Как правило, в частных школах учебный день длиннее, чем в государственных, плюс в некоторых из них есть занятия и по субботам. Однако, в частных школах и каникулы дольше: если в государственных пасхальные и рождественские каникулы составляют в среднем 2 недели, то в частных они могут длиться по 3 недели и больше.

Наши клиенты нередко удивляются, когда узнают, что английские школьники учатся даже летом. Действительно, летние каникулы в английских школах начинаются не раньше середины июля и заканчиваются в начальных числах сентября. Однако хорошая новость заключается в том, что, помимо длинных каникул на Пасху и Рождество, существуют также короткие недельные каникулы (half-term) в середине каждого триместра.

Как несложно догадаться, учебный год в Англии разбит всего на 3 учебных триместра:

осенний, с сентября по декабрь,

зимний, с января по март, и

летний, с апреля по июль.

Школы в Англии организуют для детей здоровое и вкусное питание.

В середине учебного дня в каждой школе есть перерыв на обед. Ученики могут приносить упакованный ланч с собой либо обедать в школьной столовой, если в школе имеется своя кухня. Каждая школа заботится о здоровье своих учеников и потому предоставляет максимально сбалансированное питание. Традиционно школьное меню содержит опции для вегетарианцев и блюда, подходящие для любых религий. Приятная мелочь: для всех учеников Reception, Year 1 и Year 2, посещающих госшколы, школьные обеды абсолютно бесплатны. А самые юные детки из Reception, помимо обедов, получают также бесплатные фрукты и молоко.

Школьные собрания

В Англии нет общих школьных собраний, принятых в России. Успеваемость ребенка – строго конфиденциальная информация, которая не должна быть доступна никому, кроме его родителей. Обычно школы организуют встречи родителей с учителями «тет-а-тет» один раз в триместр. Вообще говоря, английские школы уделяют огромное значение коммуникации с родителями: любой родитель может обратиться за помощью и советом к учителю или назначить встречу с директором школы.

Школьные оценки

Вместо бесконечной вереницы тестов и контрольных в английском образовании есть всего 3 важнейших вехи – это экзамены 11+ при переходе из начальной школы в среднюю, а также выпускные экзамены GCSE и A-Levels. К этим событиям готовятся всерьёз и при необходимости занимаются дополнительно. Подробнее об экзаменах читайте здесь: Образование в Великобритании: английские школы, экзамены, поступление в университет

Понятия «классный журнал» в Англии не существует. Ставить оценки по шкале от A до E в Англии начинают лишь с 7 лет, однако такого зацикливания на них, как в России, я здесь не наблюдаю. Вообще, английское образование – это система «пряника», а не «кнута»: здесь поощряют за достижения, но не ругают за промахи.

Высмеивать или стыдить ребенка, да еще и прилюдно, в Англии недопустимо. Воспитание уверенной в себе, гармоничной личности – именно в этом английские учителя видят свою важнейшую задачу. А результат такой политики я вижу собственными глазами: увлечённый учёбой ребёнок, торопящийся в школу каждое утро.

1.1.1. Учащиеся учебных заведений среднего специального образования

Какие учебные заведения дают среднее специальное образование?

Среднее специальное образование можно получить в техникуме, училище или колледже. Техникумы и училища обучают студентов по программам среднего образования обычного уровня, а колледжи — по программам среднего образования обычного и повышенного уровня.

Среднее образование можно получить в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах или в форме экстерната. Студенты могут сочетать разные формы обучения.

Что входит в программу среднего специального образования?

Программа среднего образования состоит из двух частей — основного обучения и дополнительной подготовки, которая длится не более года. Она включает производственную практику и углубленную подготовку по некоторым предметам. Максимальный срок получения среднего образования после окончания девяти классов — четыре года.

В средних специальных учебных заведениях устанавливаются следующие виды учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое и лабораторное занятия, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, производственная (профессиональная) практика, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование) и выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы); могут проводиться и другие виды учебных занятий.

Производственная (профессиональная) практика по профилю специальности (технологическая) и преддипломная производственная (профессиональная) практика студентов средних специальных учебных заведений проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях на основе договоров, заключаемых между средним специальным учебным заведением и этими организациями.

В среднем специальном учебном заведении могут реализовываться основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и начального профессионального образования.

Каков срок обучения в учебном заведении среднего специального образования?

В среднем специальном учебном заведении сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками, определяемыми государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Срок обучения после девятого класса должен быть не менее трех лет.

Заочники учатся на год больше студентов очной формы.

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в срок, который указан в учебном плане по профессии, которой обучается студент, и форме его обучения (очная, вечерняя, заочная или экстернат). Начало учебного года может переноситься средним специальным учебным заведением по очно-заочной (вечерней) форме обучения не более чем на один месяц, по заочной форме обучения — не более чем на три месяца.

Это означает, что при вечерней форме обучения студенты должны начать учиться не ранее 1 августа и не позже 1 октября, а при заочной форме обучения — не ранее 1 июня и не позже 1 декабря.

Обучение заканчивается итоговыми экзаменами, после которых выдается диплом о среднем образовании. В нем указаны специальность и разряд. Там же может быть сделана запись о прохождении углубленной подготовки по тем или иным предметам.

Продолжительность занятий рассчитывается в академических часах. Академический час составляет 45 мин.

Продолжительность учебной недели должна быть не больше 36 академических часов. При пятидневной учебной неделе ежедневно студенты должны иметь 3,5 пары в день. Дома они должны заниматься не более 18 академических часов в неделю, т.е. не больше 3,6 часа в день. Обучающиеся на вечерних отделениях должны проводить в учебном заведении не более 16 академических часов (восемь пар) в неделю; на заочных — не менее 160 академических часов в учебном году.

Заочники посещают учебное заведение во время сессии или обязательных занятий (которые проводятся редко и должны занимать не больше восьми академических часов в день). Сессия продолжается четыре-шесть недель на всех курсах, кроме последнего, и три-шесть недель на последнем курсе. Кроме того, выпускники сдают государственные экзамены (в течение четырех или восьми недель) и преддипломную практику, длящуюся четыре недели. Заочники имеют право на консультации с преподавателями продолжительностью не менее четырех академических часов в учебном году.

Регулируется ли численность студентов в группе при обучении в среднем специальном заведении? Какова их численность?

В группах на очной форме обучения в среднем специальном учебном заведении должно быть не более 30 человек, на вечерней и заочной — 20 человек. Причем группа может делиться на подгруппы, в которых должно быть не более восьми человек. Деление на подгруппы осуществляется на лабораторных и практических занятиях, на занятиях по физкультуре и другим предметам, перечень которых определяет учебное заведение, а также когда студенты выполняют курсовую работу и проходят производственное обучение в мастерских. Занятия могут проводиться с группами или подгруппами, в которых учится меньше студентов, или даже с отдельными студентами, если этого требуют особенности специального образовательного учреждения.

Кто может поступить в среднее специальное учебное заведение?

В среднее профессиональное образовательное учреждение могут приниматься граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование.

Лица, проживающие в государствах, находящихся на территории бывшего СССР, могут приниматься в образовательные учреждения среднего профессионального образования на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Какие экзамены сдаются при поступлении в среднее специальное образовательное учреждение?

Общеобразовательными предметами, из числа которых образовательное учреждение среднего профессионального образования может определять свой перечень вступительных испытаний, являются русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранный язык.

Образовательное учреждение среднего профессионального образования может предоставлять поступающим право сдавать по их выбору вступительные испытания по информатике в качестве альтернативных одному из вступительных испытаний.

Вступительные испытания по предметам «обществознание» и «информатика» проводятся только при приеме на базе среднего (полного) общего образования.

Не допускается проведение вступительных испытаний по отдельным разделам предмета «обществознание».

Образовательные учреждения среднего профессионального образования могут также проводить вступительные испытания по языкам народов Российской Федерации при приеме на обучение по специальностям, освоение которых требует знания языков (по педагогическим специальностям, специальностям в области культуры, экономики и управления и т.д.), а также если преподавание в образовательном учреждении по специальности, на которую осуществляется прием, ведется на соответствующем языке.

При приеме на обучение по специальностям, где требуется проверка каких-либо специальных знаний и умений (в области культуры, искусства, физической культуры, архитектуры, по отдельным педагогическим и гуманитарно-социальным специальностям, специальностям в области технологии товаров широкого потребления и т.д.), могут проводиться вступительные испытания по специальности (в области музыки, изобразительного искусства, физической культуры, технологии и др.).

Вступительные испытания могут проводиться в форме устного или письменного экзамена, собеседования, тестирования, прослушивания, просмотра или в иной форме, определяемой правилами приема, разрабатываемыми самим образовательным учреждением.

Среднее специальное образовательное учреждение может засчитывать в качестве вступительных испытаний для участия в конкурсе (наряду с результатами вступительных испытаний) результаты:

централизованного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений, проводимого под руководством Минобразования России;

олимпиад (для победителей) и иных аналогичных мероприятий (для победителей), проводимых с разрешения федеральных органов управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения среднего профессионального образования или высшие учебные заведения;

региональных олимпиад (для победителей), проводимых органами управления образованием субъектов РФ;

вступительных испытаний, проведенных в данном календарном году, в другое государственное или муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования или государственное или муниципальное высшее учебное заведение.

Засчитывание результатов сдачи выпускных экзаменов на платных курсах при образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается.

Предусмотрено ли в программе обучения прохождение практики по специальности? Если практика предусмотрена, то какая — на производстве, преддипломная или иная?

Студенты, обучающиеся в среднем специальном заведении, должны пройти в процессе обучения производственную (профессиональную) практику, которая включает в себя три этапа: практика на получение первичных профессиональных умений и навыков (учебная практика), практика по профилю специальности (технологическая практика), преддипломная практика (квалификационная практика, или стажировка).

Производственная (профессиональная) практика направлена на закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.

Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится в учебных, учебно- производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебно-опытных участках и других вспомогательных объектах учебного заведения. Цель учебной практики — выработать первичные профессиональные умения и навыки, подготовить студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Практика по профилю специальности (технологическая) направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации, приобретение первоначального практического опыта.

Преддипломная практика студентов является завершающим этапом обучения и проводится для овладения первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материалов к дипломному проекту (работе).

Технологическая и преддипломная производственная практика студентов проводится, как правило, в организациях различных организационно-правовых форм на основе прямых договоров, заключаемых между организацией и средним специальным учебным заведением. Производственная (профессиональная) практика проводится в форме: уроков производственного обучения; практических занятий;

производственной деятельности по изготовлению студентами в учебно-производственных мастерских наглядных пособий, технических средств обучения, учебной мебели и другой товарной продукции, технология изготовления которой отвечает требованиям программы практики;

участия студентов в опытно-экспериментальной, конструкторской, изобретательской работе. Производственная (профессиональная) практика может проходить как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.

Стажировка студентов является одним из видов проведения преддипломной практики. Она проводится в случаях, если итоговая государственная аттестация не предусматривает выполнения дипломного проекта (работы).

В каких случаях учащийся может быть отчислен из среднего специального учебного заведения?

Согласно Положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 года N 160, к студентам могут применяться дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения за невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка.

Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Порядок отчисления студентов определяется уставом среднего специального учебного заведения.

Совмещая работу и учебу в среднем специальном учебном заведении, имеет ли студент право на дополнительный учебный отпуск? Если да, то какова его продолжительность?

Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством Российской Федерации о труде и об образовании.

Например, студенты, которые обучаются на заочной и вечерней формах обучения, имеют право на дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

сдачи промежуточных экзаменов на первом и втором курсах — по 30 календарных дней, на следующих — по 40 календарных дней;

подготовки и защиты диплома и сдачи итоговых государственных экзаменов — два месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы работникам, поступающим в среднее специальное учебное заведение, продолжительностью десять календарных дней, а также студентам-очникам аккредитованных учебных заведений, которые совмещают учебу с работой:

а) для сдачи промежуточных экзаменов — десять календарных дней в учебном году;

б) для подготовки и защиты диплома и сдачи итоговых государственных экзаменов — два месяца, для сдачи итоговых экзаменов (в конце каждого учебного года) — один месяц.

Студентам-заочникам аккредитованных специальных образовательных учреждений работодатель один раз в учебном году должен оплачивать проезд к месту учебы и обратно в размере 50% стоимости проезда.

Студентам вечерних и заочных отделений аккредитованных учебных заведений работодатель по их заявлению за десять учебных месяцев до подготовки диплома или сдачи государственных экзаменов устанавливает рабочую неделю, сокращенную на семь часов. Работник и работодатель могут договориться о том, чтобы рабочее время было сокращено за счет предоставления одного свободного дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в среднем специальном учебном заведении, не имеющем государственной аккредитации, устанавливаются в трудовом договоре, который работник подписывает при приеме на работу.

Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы предоставляются:

лицам, допущенным к вступительным экзаменам в высшее учебное заведение, в размере 15 календарных дней;

слушателям подготовительных курсов при вузах для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарных дней;

студентам очной формы обучения, которые совмещают учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов — 15 календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломной работы со сдачей выпускных государственных экзаменов — четыре месяца; один месяц, если сдаются только выпускные государственные экзамены.

Можно ли закончить обучение в училище в сокращенные сроки, а не в предусмотренные программой?

Обучение по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования допускается для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование или иной достаточный уровень предшествующей подготовки и способностей.

Сокращение срока освоения образовательной программы среднего профессионального образования проводится на основе знаний и умений, полученных студентом в процессе предшествующего обучения в системе профессионального образования.

Сокращенная образовательная программа среднего профессионального образования может реализовываться как ускоренная (сокращенная ускоренная образовательная программа среднего профессионального образования).

Обучение по сокращенной или ускоренной образовательной программе среднего профессионального образования осуществляется на добровольной основе по заявлению лица, желающего обучаться по указанной образовательной программе.

Желание обучаться по сокращенной или ускоренной образовательной программам среднего профессионального образования может быть изложено при подаче документов для поступления в образовательное учреждение (в заявлении о приеме) или после зачисления путем подачи заявления на имя руководителя образовательного учреждения.

Решение о возможности обучения студента по сокращенной образовательной программе среднего профессионального образования принимается образовательным учреждением на основе перезачета учебных дисциплин и (или) их разделов, изученных в процессе предшествующего обучения, и этапов производственной (профессиональной) практики, пройденных в процессе предшествующего обучения.

Перезачет проводится путем аттестации студента в форме собеседования, тестирования или в иной форме, определяемой образовательным учреждением.

Допускается принятие положительного решения о возможности обучения студента по сокращенной образовательной программе среднего профессионального образования при неполном перезачете необходимого учебного материала. В этом случае должен быть определен график ликвидации академической задолженности, возникшей при переходе к обучению по сокращенной образовательной программе среднего профессионального образования.

Решение о возможности обучения студента по ускоренной образовательной программе среднего профессионального образования принимается образовательным учреждением по итогам промежуточной аттестации на основании заявления студента и оформляется распорядительным документом образовательного учреждения.

Если студент, обучающийся по сокращенной или ускоренной образовательной программе среднего профессионального образования, не может продолжать обучение по данной образовательной программе (в связи с недостаточностью предшествующей подготовки или способностей или по другим причинам), то он переводится на обучение по образовательной программе с полным сроком освоения (при наличии в образовательном учреждении такого варианта реализации образовательной программы).

Получение среднего профессионального образования по сокращенной образовательной программе на базе начального профессионального образования осуществляется при наличии у студента законченного начального профессионального образования того или иного профиля и среднего (полного) общего образования. Рекомендуемое сокращение срока составляет не более одного года.

Получение среднего профессионального образования по сокращенной образовательной программе при наличии у студента профильной подготовки, полученной параллельно с обучением в общеобразовательном учреждении, осуществляется при соответствии профессиональной направленности профильной подготовки и специальности среднего профессионального образования. Рекомендуемое сокращение срока освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе профильной подготовки составляет не более одного года.

Получение среднего профессионального образования по сокращенной образовательной программе при наличии у студента среднего профессионального или высшего профессионального образования (в том числе незаконченного среднего профессионального или высшего профессионального образования) осуществляется как при соответствии, так и при несоответствии профилей предшествующего и получаемого образования. Сокращение срока освоения образовательной программы среднего профессионального образования зависит от степени родственности предшествующего и получаемого образования и законченности предшествующего образования и устанавливается образовательным учреждением самостоятельно.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*