admin / 30.12.2019

Стекло фильм Вики

Элайджа Прайс
Общая информация
Исполнитель роли Сэмюэл Л. Джексон
Прозвище Мистер Стекло
Пол Мужской
Возраст 58 лет
Статус Мёртв
Принадлежность Нейтральное
Прочее
Первое появление Неуязвимый
Последнее появление Стекло
Дата рождения 1961 год
Дата смерти 2019 год
Способности Высокий уровень IQ
Харизма
Слабости Хрупкие кости
Союзники Орда
Враги Надзиратель

«Мистер Стекло» (Настоящее имя «Элайджа Прайс») — является скрытым главным антагонистом фильма 2000 года «Неуязвимый» и титульным центральным антагонистом фильма «Стекло» 2019 года. Его роль исполнил Сэмюэл Л. Джексон. Одновременно является наставником и заклятым врагом Дэвида Данна, он также является владельцем Художественного музея комиксов с ограниченным тиражом и (как показывает концовка первого фильма) суперзлодеем.

Вымышленная биография Править

Детство Править

Рождение Элайджи

Элайджа Прайс родился с несовершенным остеогенезом, редким генетическим заболеванием, которое сделало его кости чрезвычайно хрупкими: простое рождение было достаточно, чтобы сломать конечности младенца Элайджи, как быстро обнаружил лечащий врач. В течение всего детства юный Элайджа безжалостно издевался над другими детьми по соседству, которые часто называли его «Мистер Стекло» из за его хрупких костей, так как они ломаются как стекло; для хорошей меры постоянные посещения больницы гарантировали, что он должен оставаться изолированным в течение его детства, вынуждая его искать утешение в его главном хобби — чтении комиксов. Однако, как показывают удаленные сцены из фильма (Данная сцена была показана в фильме Стекло), он продолжал свои попытки попробовать вписаться в жизнь с другими людьми, например: во время посещения ярмарочной площади он попытался покататься на одной из более быстрых каруселей и в итоге он там сломал несколько костей рук и плеч, когда его мягкая прокладка для безопасности, выскользнула из карусели.

Чтение комиксов Править

Элайджа Прайс и его мама

В конце концов, Элайджа был слишком напуган и знал, что он мог получить ещё дальнейшие травмы, и он решил больше никогда не покидать дом. Казалось, что он вечно будет сидеть дома, ничего не делать и скучать. Однако его мать придумала решение: покупая большой запас комиксов в качестве подарка для сына, она регулярно сажала по одному из них на скамейку в парке рядом с их домом, по сути, заставляя Элайджу выходить на улицу, чтобы забирать комикс, с каждым разом он старался это делать быстрее, так как их может украсть проходящий мимо прохожий. Комиксы постепенно приводили Эладжу к росту его уверенности в себе и побуждало его выходить на улицу, он никогда не достигал значительной части общественной жизни, и Элайджа проводил большую часть своего времени в одиночестве. Зато скучно ему после этого не было.

В поисках супергероя Править

Теракт самолёта

Когда Элайдже вырос, он начал размышлять о существовании сверхчеловека: опираясь на свои обширные знания о комиксах, он пришёл к выводу, что супергерои когда-то были реальностью в истории, что люди с «настоящими» суперспособностями были одержимы историей. как мифические герои и в конечном итоге преувеличены за пределы реальности современной индустрии развлечений. Он даже теоретизировал, что, если бы он представлял самого хрупкого человека, возможно, в мире мог бы быть кто-то, кто стоял на противоположном конце шкалы — кто-то, кто не мог бы быть ранен, как большинство людей. Это должно было создать пожизненную навязчивую идею, начиная с того, что он просто изучал газеты, рассказывая истории людей, которые пережили катастрофические бедствия без ущерба для себя; однако это постепенно переросло в опасную крайность.

Теракт отеля

Став взрослым, преданность Элайджи к комиксам постепенно вдохновила его на создание собственной художественной галереи комиксов, Limited Edition; хотя широкая публика считала его весьма уважаемым бизнесом, его офис стал центром планирования дальнейших попыток найти его сверхчеловеческую антитезу. Здесь он делал взрывчатки, планировал будущие акты терактов и намечал схемы выживания при катастрофах по всему миру — некоторые из них были спланированы им, а некоторые совершенно случайны.

Теракт поезда

Незадолго до событий фильма Элайджа всерьёз начал поиски своей противоположности, взорвав самолёт и сжег отель до основания, и оба инцидента привели к сотням жертв. Разочаровываясь в отсутствием выживших, он продолжал поиски и убийства.

Встреча с Дэвидом Данном Править

Элайджа объясняет про искусство

Фильм начинается с того, что Элайджа организовал железнодорожную катастрофу, убив сто тридцать один пассажиров и членов экипажа. Однако на этот раз выживший остался: Дэвид Данн, скромный охранник. Разыскивая его, Элайджа вешает визитку на переднюю часть машины Дэвида, приглашая его к себе. Однако, услышав теорию эксцентричного арт-дилера, Дэвид не верит ему и оставляет впечатление, что его обманывают.

Навредив себе Править

Элайджа и Дэвид на стадионе

Неустрашимый, Элайджа следует за ним на футбольный стадион, где он работает, постепенно очаровывая его продолжительным разговором. Однако, проходя мимо очереди людей, ожидающих входа на стадион, Дэвид обнаруживает инстинктивную способность ощущать преступное поведение или прошлые правонарушения прикосновением, интуитивно осознавая, что один из мужчин в очереди несёт пистолет. Хотя Элайджа считает это ещё одним доказательством сверхчеловеческих сил, Давид снова отказывается в это верить. Тем не менее, Элайджа решает следовать за человеком из стадиона, но не сумев его догнать спотыкается на лестнице, ломает свою стеклянную трость и получает при спуске несколько уронов. Однако, теряя сознание он всё таки обнаруживает у того человека, тот самый пистолет и убеждается в способностях Дэвида.

Помощь Дэвиду Данну Править

Элайджа получает множество переломов, при спуске с лестницы

В течение следующих нескольких недель Эладжу выписали из больницы в инвалидной коляске по назначению физиотерапии. После выписывания, он навещает жену Дэвида Одри. Во время разговора он выясняет, что Дэвид якобы получил травму в автомобильной аварии, закончил свою футбольную карьеру. Однако Элайджа считает, что Дэвид сфальсифицировал свои травмы и отказался от своего будущего в спорте в пользу своего брака с Одри — данная теория, в конечном итоге, оказалась верной. Однако Дэвид досих пор продолжает не верить теориям Элайджи о сверхчеловеческой стойкости, ссылаясь на инцидент в детстве, когда он едва чуть не утонул в бассейне, и рассматривает возможность прекращения их дискуссий после того, как его сын чуть не выстрелил в него, пытаясь доказать, что его способности существуют. Тем не менее, Элайджа в конце концов убеждает его, что эта уязвимость к воде — просто сверхчеловеческая ахиллесова пята, и призываёт его использовать свои силы для поиска преступников.

Рукопожатие Править

После того, когда Дэвиду удалось спасти двоих детей от некоего убийцы, захватившего их дом, он решает посетить выставку в ограниченном издании, чтобы отпраздновать свой геройский подвиг. Элайджа поздравляет его с тем, что он наконец-то обнаружил свою истинную цель в жизни, и жмёт ему руку. Тем не менее, способность Дэвида видеть грехи людей, обнаруживает все преступления Эладжы, которые тот совершал, в том числе и ту аварию поезда и Дэвид узнаёт об этом. Эладжа презнаётся, что всё это он совершал ради того, чтобы найти неуязвимого человека, который противоположен ему и он наконец-то нашёл его.

Ошеломлённый Элайджа

Ошеломленный эмоциями, Эладжа объясняет, что он, наконец, знает свою цель в жизни — быть главным злодеем для супергероя Дэвида, даже заходя так далеко, что принимает своё детское прозвище «Мистер Стекло». Дэвид, не желая дальше слушать Эладжу, покидает его музей. Дэвид сдаёт полиции улики и доказательства, что Элайджа подстраивал все катастрофы и убиства, за что последний был помещён в психиотрическую больницу для душевнобольных преступников.

Проживание в психиотрической больнице Править

Элайджа Прайс в психиатрической больнице

На протяжении 19 лет Элайджа Прайс сидел в психиатрической больнице, притворяясь подчинённым пациентом. Однако он сидя в больнице, долго думал над побегом. В событиях Сплита он лишь упоминался Дэвидом Данном. В Стекле упоминается, что его держали под специальными препаратами, чтобы блокировать его способность ума, так как во время иследований выяснялось, что у него высокий уровень IQ. {В фильме к сожалению это не упоминется, но в одном из трейлеров данного фильма Элли Стейпл упоминает, что у Элайджи высокий уровень IQ.}

Внезапная смерть Править

Силы и Способности Править

Полномочия Править

  • Сверхчеловеческий интеллект: Элайджа Прайс продемонстрировал талант к дедукции, манипулированию и общему хранению информации, который позволил ему достичь большинства, если не любой конечной цели, которую он желает. Это наиболее очевидно отражено в его энциклопедических знаниях истории и знаний комиксов, а также в его способности опираться на древний миф и легенду для создания сложных и удивительно точных теорий и гипотез о сверхлюдях. Этот интеллект также позволяет Элайдже быстро осваивать новые технологии и эксплуатировать их слабые стороны, что показывает, что он был способен взломать компьютер даже после того, как долгое время находился в состоянии инвалида.

Способности Править

  • Харизма: Несмотря на его отвратительное поведение и скрытный характер, Элайджа обладает таким уровнем харизмы, который позволил ему завоевать доверие таких людей, как Дэвид Данн и Кевин Уэнделл Крамп (особенно его личности, включая «Зверя»). Однако он теряет дружбу с Дэвидом из-за того, что он раскрывает ему свою убийственную натуру и доверие Орды из-за того, что Джозеф рассказывает Зверю правда о смерти Кларенса Уэнделла Крампа из-за Элайджи.

Слабость Править

  • Хрупкие кости: Самая изнурительная слабость Элайджи — его Несовершенный остеогенез типа, который делает его кости чрезвычайно хрупкими. Это привело к тому, что его руки и ноги были сломаны при рождении и сломав множество костей по всему телу, упав с лестницы. До сих пор у Илайджы было 56 переломов в его 56-летней жизни. В конечном итоге это привело к его смерти, так как Элайджа из-за сверхчеловеческой силы Зверя был смертельно ранен, потому что его плечо и ключица были сломаны, а грудная клетка разрушена одним ударом, а сломанные кости разорвали его внутренние органы.

Личность Править

Элайджа — удивительно сложный человек, в немалой степени из-за двойной жизни, которую он ведёт как террорист и начинающий суперзлодей. На протяжении большей части первого фильма он выглядит вполне респектабельным членом общества; Умный, чрезвычайно знающий в выбранной им области обучения и жаждущий увидеть, как мир станет лучше благодаря присутствию супергероев, он даже служит своего рода наставником Дэвида, поощряя его реализовать свой истинный потенциал.

Однако задолго до последнего откровения Элайджа демонстрирует ярко выраженную навязчивую серию — как в отношении комиксов, так и в отношении доказательства Дэвида супергероем: в случае с первым он готов поспорить с высокооплачиваемым клиентом по поводу правильное использование искусства комиксов, в то время как в случае последнего он готов пойти так далеко, чтобы преследовать Дэвида на работе, пытаясь убедить его. В дальнейшей демонстрации навязчивой преданности он рискует смертью или серьёзными травмами, преследуя преступника по лестнице (инцидент, который заканчивается тем, что Элайджа споткнулся и разбил несколько костей), пытаясь выяснить, действительно ли человек нёс оружие как и подозревал Давид.

Он также демонстрирует замечательный дар харизмы и манипуляций, доказывая, что он способен увлечь свою аудиторию лекциями и неожиданными темами для разговора: даже во время довольно обыденного разговора со своим физиотерапевтом он способен отвлечь ход разговора от своего физического терапия и к браку своего терапевта — до такой степени, что сама психотерапевт откладывает все разговоры о работе в пользу расширенного обсуждения ее мужа. В более широком масштабе Элайджа может постепенно убедить и Давида, и его сына в реальности сверхчеловека, пока даже очень скептически настроенный Давид не окажется в восторге от этой идеи.

Финал фильма в конечном итоге показывает, что навязчивые идеи Элайджи гораздо более опасны и насильственны, чем это показывают первые появления: страдая от сложного комплекса неполноценности в результате своей инвалидности, он стремится найти свою героическую антитезу любыми необходимыми средствами, полагая, что единственный способ оправдать его существование. С этой целью он зашёл так далеко, что спроектировал гибель сотен, если не тысяч людей, в результате взрывов в аэропортах, пожаров в отелях и (в последнее время) железнодорожных катастроф. Несмотря на отсутствие какой-либо преступной организации или приспешников, Элайджа смог совершить эти действия, просто применив свой впечатляющий интеллект для изготовления взрывчатых веществ и планирования невообразимых диверсий — не говоря уже о его отмеченном даре для манипуляций: он не только был способен обмануть служащего отеля, чтобы обсудить структурные недостатки здания, которое он планировал сжечь, но он смог эффективно справиться с подозрениями, просто казавшись слишком беспомощным, чтобы представлять угрозу; В какой-то момент в воспоминаниях Дэвида Элайджа хромает из кабины водителя в поезде, который он саботировал, но водитель быстро отклоняет прицел, не задумываясь.

В конце концов, Элайджа не приносит извинений за свои действия и не верит, что его преступления ничем иным, как оправданием. Однако, вместо того, чтобы позволить своей деятельности остаться неизвестной, он решает проявить себя, пожимая руку Давида, позволяя ему засвидетельствовать всю степень своих усилий найти свою противоположность; хотя вскоре после этого его арестовывают, Элайджу в последний раз видели улыбающимся сквозь слезы, обрадованным его успехом в подтверждении своего существования.

Во время событий «Стекла» Прайс считает, что он несет ответственность за разоблачение действий организации «Клевера» по сокрытию сверхчеловеческих существ от остального мира. Казалось бы, Прайс считает себя представителем сверхчеловека.

Отношения Править

Семья Править

  • Миссис Прайс — Мать
  • Отец неизвестен

Союзники Править

  • Доктор Матисон — Доктор
  • Кевин Уэнделл Крамп / Орда † — Элли превратилась в Убийцу.

Враги Править

  • Дэвид Данн / Надзиратель † — Бывший Друг превратился в заклятого врага.
  • Одри Данн †
  • Джозеф Данн
  • Доктор Элли Стейпл

Общая информация Править

  • Ранее существовала фанатская теория предполагающая, что отец Кевина Уэнделла Крамба, мог быть убит в том же крушении поезда, в котором выжил Дэвид Данн. Если это окажется правдой, то Прайс создал не только супергероя Дэвида, но и суперзлодея Кевина, так как он был воспитан своей оскорбительной матерью из-за смерти своего отца. После выхода фильма Стекло, данная теория была подтверждена.

Почему «Неуязвимый», «Сплит» и «Стекло» – самые странные фильмы о супергероях?

«Неуязвимый», «Сплит» и недавно вышедший в прокат фильм «Стекло» – части неординарной супергеройской трилогии. При этом они не похожи ни на одну другую историю о людях со сверхспособностями. Что в этих лентах особенного, и почему они не вписываются в жанровые рамки комиксов?

Примечание: в тексте содержатся спойлеры к фильмам «Неуязвимый», «Сплит» и «Стекло».

«Неуязвимый» – супергеройское кино под личиной триллера

Сюжет «Неуязвимого» (2000 год) рассказывает об обычном охраннике Дэвиде Данне (Уиллис), который оказывается единственным выжившим в крушении поезда. После этого его находит коллекционер комиксов Элайджа Прайс (Джексон), который постепенно убеждает Данна в том, что тот выжил, потому что его тело крепче и сильнее, чем у обычного человека. В конце фильма Данн понимает, что Прайс прав, и решает использовать свои способности для борьбы со злом.

Творчество М. Найта Шьямалана больше всего известно своими сюжетными «твистами», то есть, неожиданными поворотами. Есть такой поворот и в «Неуязвимом»: в конце ленты оказывается, что Элайджа Прайс намеренно подстроил крушение поезда и несколько других катастроф, чтобы выявить неуязвимого человека. Однако намного важнее в этой картине твист не сюжетный, а тематический. Дело в том, что на протяжении почти всего хронометража «Неуязвимый» притворяется обычной драмой с элементами мистического триллера. И лишь ближе к концу зритель наконец понимает, что всё это время смотрел супергеройское кино. Квентин Тарантино описал сюжет «Неуязвимого» лаконично: «Что, если бы Супермен жил на этой земле и не знал, что он Супермен?».

Деконструкция комиксов

Несмотря на то что «Неуязвимый» не основан на каком-либо первоисточнике, в нём присутствуют многие классические комиксовые приёмы. В комиксах (и в их экранизациях) путь супергероя чаще всего начинается с так называемой origin story, или истории становления. Примеры в кино: «Бэтмен: Начало» и первый «Железный человек».

Как обычно в origin story, «Неуязвимый» показывает, как формировались главные герои. Основная способность: у Данна – физическая сила и умение узнавать о преступлениях людей через прикосновение, у Прайса – необычайный интеллект. Главная слабость: у Данна – вода, у Прайса – крайне хрупкие кости из-за врождённого недуга, несовершенного остеогенеза. Костюм Дэвида Данна – плащ охранника с надписью «Security» на спине. Элайджу Прайса отличает необычный аксессуар – стеклянная трость. Также, у него есть и комиксовый псевдоним – в детстве из-за хрупкого скелета дети обзывали его «Мистер Стекло».

В своей работе Шьямалан опередил кинематографические тенденции. На момент создания «Неуязвимого» супергеройские фильмы в основном были по-детски наивными или нарочито стилизованными. Лишь с начала нулевых начался постепенный тренд в сторону реализма. «Неуязвимый» не только был одним из пионеров такого подхода, но до сих пор остаётся одной из самых приближённых к жизни супергеройских лент.

Новаторство режиссёра состоит ещё и в том, что он расширил жанровые границы для фильмов о супергероях. До «Неуязвимого» считалось, что кинокомиксы по определению должны быть приключенческими. Но 19 лет назад М. Найт Шьямалан доказал, что вдумчивая драма о супергерое может быть настолько же интересна, как динамичный боевик.

Также фильм применяет ставшее популярным лишь в последние несколько лет мета-повествование – явную игру с канонами собственного жанра. Но в отличие от таких картин как «Пипец» или «Дэдпул» «Неуязвимый» не подшучивает над своими комиксовыми корнями, а деконструирует их. Через современные комиксы он исследует натуру архетипичного героя, зародившуюся ещё в древности. В частности, картина размышляет над тем, насколько рождение героя зависит от злодея. И насколько путь героя (или злодея) является для него не просто моральной обязанностью, но и природным призванием, единственным путём к счастью.

Визуальные особенности

Использование силуэтов и ярко выраженных теней в картине – дань уважения художественному стилю комиксов.
Персонажи «Неуязвимого» зачастую заключены в визуальные рамки: дверных проёмов, коридоров, заборов. Такие кадры напоминают границы панелей на страницах комиксов.
Отдельного упоминания достоин Элайджа Прайс или Мистер Стекло. В сценах с ним тема стекла продолжается визуально: несколько раз его показывают через призму окон или зеркал.
Постановка ленты отличается необычно высокой длиной планов, не прерываемых монтажом. Это служит нескольким целям: создание настраивающего на серьёзный тон темпа, нагнетание напряжения, выстраивание изобретательных мизансцен. Взять хотя бы момент в больнице сразу после крушения поезда: пока на заднем плане врач опрашивает очнувшегося главного героя, на переднем плане медленно истекает кровью единственный, кроме Данна, выживший пассажир. Элегантная иллюстрация уникальности ситуации главного героя.

Главным достоинством «Неуязвимого» является внимание к персонажам. К примеру, зрители наблюдают за жизнью Элайджи Прайса с рождения. Его болезнь и связанные с ней трудности заставляют ему сопереживать. Плюс в своих деяниях Прайс движим благородной целью – создать супергероя. Всё это делает Мистера Стекло неоднозначным и трагическим злодеем. Дэвид Данн же не является стандартным идеализированным героем. Его брак разваливается, у него проблемы в отношениях с сыном. А главное, его характеризует глубокая грусть и необъяснимое чувство неудовлетворённости, что отлично передаёт меланхолично сдержанная актёрская игра Брюса Уиллиса. Именно проработанность персонажей избавляет ленту от нужды в экшене, позволяя вместо этого создавать неторопливую, атмосферную и увлекающую драму. И делает «Неуязвимого» одним из лучших супергеройских фильмов в истории.

«Сплит» – неожиданное продолжение

К сожалению, несмотря на по большей части позитивные отзывы и 248 миллионов долларов кассовых сборов, вышедшего в 2000 году «Неуязвимого» заклеймили как разочарование по сравнению с «Шестым чувством». Поэтому в 2001-м студия отклонила идею режиссёра снять вторую часть. Но с годами «Неуязвимый» обрёл культовый статус. В 2009 году Квентин Тарантино включил его в список 20 лучших фильмов, выпущенных с 1992 года, и назвал «одним из шедевров нашего времени». В 2011 году журнал Time поставил картину на четвёртое место в списке лучших супергеройских фильмов всех времён. Долгое время слухи о продолжении истории Данна продолжали циркулировать, но со временем утихли.

Пройдя через затяжную череду провальных проектов, в 2016-м Шьямалан выпустил малобюджетный психологический ужастик «Сплит» с Джеймсом МакЭвоем («Особо опасен», «Транс») в главной роли. Сюжет рассказывает о школьнице Кейси Кук, которая с двумя одноклассницами оказывается похищена злодеем Кевином Крамбом. Ещё более пугающей ситуацию делает тот факт, что Кевин страдает от диссоциативного расстройства идентичности – в нём живут 23 уникальные личности, которые поочерёдно завладевают его телом.

Как обычно у Шьямалана, без неожиданных поворотов не обошлось. На этот раз сюжетный твист стал одновременно и жанровым. Ближе к финалу оказывается, что в Кевине живёт ещё одна личность – Зверь, каннибал со сверхчеловеческой силой. Этот поворот к третьему акту превращает «Сплит» из психологического в научно-фантастический фильм ужасов.

Однако аудиторию ждал ещё один сюрприз: в финальной сцене фильма в кадре появляется Дэвид Данн. Этот краткий момент является главным и выдающимся по своей изобретательности твистом ленты. Ведь всего за минуту экранного времени Шьямалан ставит всё увиденное зрителем ранее в абсолютно новый контекст. Во-первых, оказывается, что «Сплит» с самого начала представлял собой origin story, но не супергероя, а суперзлодея. Во-вторых, с помощью единственной сцены режиссёр связал свои фильмы «Неуязвимый» и «Сплит» в единую киновселенную.

Элементы комиксов, пусть и не столь явно, как в «Неуязвимом», присутствуют и в «Сплите». Для начала, большинство комиксовых персонажей имеют альтер эго, а внутри некоторых (как Халк или Веном) в буквальном смысле сосуществуют две личности. Шьямалан нашёл этой супергеройской черте правдоподобное объяснение: диссоциативное расстройство идентичности. Также в фильме упоминается, что люди с расстройством, как у Кевина, возможно, представляют собой новое звено эволюции. Эта идея об эволюционном развитии также присутствует в комиксах про мутантов – «Люди Икс». О том, что Кевин Крамб является суперзлодеем, говорит ещё и полученное им в прессе прозвище Орда – не хуже, чем Мистер Стекло.

Между «Неуязвимым» и «Сплитом» можно проследить прямую связь. Во-первых, действие этих лент разворачивается в Филадельфии. Во-вторых, в обоих фильмах важные события происходят в поездах. В-третьих, англоязычные названия этих двух фильмов можно перевести как «Небьющийся» и «Растрескавшийся» – оба прилагательных применимы для описания стекла.

«Сплит» с «Неуязвимым» роднят и общие темы. Продолжение вновь возводит сложные взаимоотношения между героем и злодеем, которые сформированы тяжёлым прошлым. В детстве Кевина терроризировала собственная мать, тогда как Кейси с раннего возраста подвергалась сексуальному насилию со стороны дяди. Этот схожий опыт наложил на персонажей пожизненный отпечаток, но также установил между ними причудливое родство.

«Сплит» углубляет тему травмы из прошлого, наглядно показывая, что пережитая жестокость может как закалить душу, так и изувечить её. Зверь внутри Крамба уверен, что страдания «очищают» людей, хотя внутренний мир самого Кевина остался навсегда осквернён его детским горем. В школьнице Кейси испытанное ею насилие, наоборот, воспитало волю бороться и выживать. Тот факт, что она не обладает какой-либо сверхсилой, ещё больше подчёркивает посыл франшизы о том, что настоящие герои могут существовать не только на страницах комиксов.

Из-за скромного бюджета в 9 миллионов долларов «Сплит» снят не так утончённо, как «Неуязвимый». Однако у Шьямалана всё равно получилось достойное продолжение необычной франшизы. Как минимум благодаря тому, что вторая часть не копирует предшественника, а находит новый и свежий повествовательный стиль. На смену степенной драме пришло клаустрофобное напряжение, где счёт идёт на секунды. А главным козырем ленты оказался Джеймс МакЭвой, блестяще играющий сразу 8 личностей, от 9-летнего мальчика до строгой дамы с безупречными манерами.

«Стекло» – долгожданная кульминация

«Сплит» удостоился хвалебных отзывов, и заработал в прокате почти 280 миллионов долларов. Его успех показал, что франшиза М. Найт Шьямалана по-прежнему может приносить деньги. Благодаря чему теперь, спустя почти два десятка лет после премьеры «Неуязвимого», в мировой прокат вышел фильм «Стекло», в котором лицом к лицу сошлись Дэвид Данн, Элайджа Прайс и Кевин Крамб.

Идея для финала трилогии тоже родилась под влиянием комиксов: это так называемый кроссовер, где пересекаются персонажи из различных сольных серий. Примерами кинокроссоверов являются ленты «Мстители» и «Лига справедливости». Но М. Найт Шьямалан нашёл для встречи трёх персонажей реалистичный повод: в «Стекле» они оказываются помещены в психиатрическую лечебницу, где с ними работает врач, специализирующийся на пациентах, считающих себя супергероями.
Перед выходом «Стекла» казалось, что удивить зрителя у М. Найт Шьямалана не получится, ведь все карты уже на столе: аудитория заведомо знает, что перед ней финал супергеройской трилогии. Да и к наличию неожиданной шьямалановской концовки все уже привыкли.

Тем не менее режиссёру чудом удалось вновь устроить сюрприз, хитро сыграв на жанровых ожиданиях. На этот раз его главный твист – структурный. Дело в том, что на протяжении первых двух актов автор готовит зрителя к большому финальному противостоянию – привычной кульминации большинства супергеройских фильмов. Но вместо этого на экране вдруг происходит нечто менее масштабное, но совершенно неожиданное и даже шокирующее. Как и в предыдущих сериях, ближе к концу происходящее оборачивается не тем, чем казалось, а акценты смещаются в совершенно ином направлении.

Фильм о людях

Нужно признать, что финальный фильм получился самым несовершенным из трёх. Начнём с того, что третья часть по-настоящему работает лишь как заключительный эпизод трилогии – понять сюжет «Стекла» без просмотра первых двух серий можно, но полностью оценить и прочувствовать его задумку – сложно. У предыдущих серий такой проблемы не было. Также в отличие от «Неуязвимого» и «Сплита» у «Стекла» нет ярко выраженной жанровой принадлежности и визуального стиля. Наконец, финальный неожиданный кульбит требует от режиссёра слишком долгих отвлекающих манёвров, из-за чего концовка может разочаровать некоторых, а повторный просмотр станет уже не очень интересным: слишком много в середине фильма ложных обещаний.

Тем не менее, если рассматривать «Стекло» именно в контексте трилогии, – это идеальное завершение, расставляющее все точки над i и не подразумевающее продолжения. Третья часть продолжает все темы, заявленные раннее, и сплетает их в единое и эмоционально трогающее крещендо, которое напоминает аудитории, что всё это время Шьямалан снимал не про супергероев, а про людей, которым нужно побороть все пережитые страдания и начать верить в себя. Финал получился пусть и шероховатым, но по-настоящему необычным и смелым, бесстрашно подрывая ожидания современных кинозрителей, привыкших к полным экшена и прямолинейных сюжетов кинокомиксам.

Фильм Стекло

  • На фестивале Comic-Con 2018 года режиссер фильма М. Найт Шьямалан отметил, что этот фильм является уникальным проектом. Впервые принадлежащая студии Disney компания Buena Vista International, которая владеет правами на фильм «Неуязвимый» (2000), и студия Universal Pictures, которая владеет правами на фильм «Сплит» (2016), согласились объединиться, чтобы вместе снять фильм.
  • Съемки фильма начались 2 октября 2017 года и продлились 39 дней.
  • Сценарий фильма состоял из 134 страниц.
  • На создание трилогии у режиссера М. Найта Шьямалана ушло 19 лет. Фильм «Неуязвимый» (2000) был создан вскоре после успеха картины «Шестое чувство» (1999). И только через 16 лет вышел сиквел – «Сплит» (2016).
  • Это первый фильм М. Найта Шьямалана, который является производством студий Universal Pictures и Touchstone Pictures (принадлежащая компании Disney).
  • Ранее М. Найт Шьямалан уже работал со студией Disney, когда снимал фильм «Таинственный лес» (2004).
  • Это пятый совместный фильм Брюса Уиллиса и Сэмюэла Л. Джексона. Предыдущие 4 были: «Заряженное оружие 1» (1993), «Криминальное чтиво» (1994), «Крепкий орешек 3: Возмездие» (1995) и «Неуязвимый» (2000).
  • Сценарист и режиссер фильма М. Найт Шьямалан черпал вдохновение в комиксах: «Saga», «Forbidden Brides of the Faceless Slaves in the Secret House of the Night of Dread Desire», «Sand Castle», «Paper Girls», «Daytripper» и «Last Look».
  • Фильм был снят в бывшей психиатрической больнице, расположенной в Аллентауне, штат Пенсильвания.
  • День выхода фильма в прокат в США совпадает с днем, когда М. Найт Шьямалан впервые анонсировал этот фильм (18 января).
  • Это уже третий фильм, для которого Джеймс МакЭвой брил свою голову. Первые два были – «Люди Икс: Апокалипсис» (2016) и «Сплит» (2016).
  • Это тринадцатая полнометражная режиссерская работа М. Найта Шьямалана.
  • Это второй фильм М. Найта Шьямалана в формате IMAX. Первый был «После нашей эры» (2013).
  • Брюс Уиллис и Сара Полсон ранее снимались в франшизе о друзьях Оушена. Уиллис сыграл эпизодическую роль в фильме «Двенадцать друзей Оушена» (2004), а Полсон – в фильме «8 подруг Оушена» (2018).
  • Шьямалан хотел создать трилогию, не похожую ни на что, созданное ранее. «Я хочу, чтобы каждый фильм был полноценным произведением по своей силе, своему повествованию и своей оригинальности, — говорит он. — Но художественная совокупность трилогии превосходит сумму эмоционального воздействия её частей. Эти три фильма родственны друг другу, как братья и сёстры». Продюсер Эшвин Раджан добавляет: «На это и была надежда. Это столкновение миров двух предыдущих картин. И для того, чтобы воплотить видение Найта, нужно было органично сплести два этих мира воедино, как с производственной, так и с сюжетной точки зрения».
  • Если в фильме «Неуязвимый» объектом интереса был человек, чьё скромное мнение на свой собственный счёт не давало ему увидеть его истинную силу, а в фильме «Сплит» рассматривалась смертоносная мощь чудовища, порождённого травмированным сознанием, то в фильме «Стекло» поднимается вопрос о природе самоидентичности: объективно ли мы являемся теми, кем себя ощущаем, или наш мозг способен формировать и в конечном счёте полностью определять нашу физическую реальность. Если человек уверовал в то, что он супергерой, становится ли он им, даже если эта вера является навязчивым состоянием или бредом? «Я интересовался психологией и психотерапией со времён обучения в колледже, так что эта тематика была очень органична для меня, — говорит Шьямалан. — Со временем мои исследования и сюжеты стали проникать друг в друга. Перед фильмом «Сплит», я читал о диссоциативном расстройстве личности и подумал: «О, а это может получиться очень занятно». Картина «Неуязвимый» начиналась точно также. Я порвал обе передние крестообразные связки в своих коленях, играя в баскетбол, и мне потребовалась длительная реабилитация, в процессе которой и зародился «Неуязвимый».
  • Для М. Найта Шьямалана объединение этих персонажей из фильмов, между которыми прошло 16 лет, стало полным сюрпризов в самых разных аспектах. «Я никогда не делал ничего подобного, — говорит он. — Так что в этом было нечто очень ностальгическое. Эти картины олицетворяют собой значимую часть моей карьеры, и я ощущал большую эмоциональную нагрузку и ответственность, понимая, что всё должно быть сделано правильно, — говорит он. — Зрители хотят посмотреть эту картину, потому что у них сформировалась связь с одним или обоими предыдущими фильмами, и это такие странные взаимоотношение с аудиторией, которых раньше у меня не было». Действительно, все его проекты являются оригинальными картинами. Он никогда ранее не снимал сиквел. «Обычно люди приходят на моё кино, потому что я рассказываю историю, которая кажется им интригующей, и о которой они мало что знают. Но на этот раз аудитория подготовлена. У неё есть ожидания. Это совершенно иной процесс, к которому я подошёл со всей серьёзностью».
  • В качестве бонуса, Шьямалану удалось инкорпорировать в фильм «Стекло» сцены, не вошедшие в картину «Неуязвимый», в виде воспоминаний Дэвида Данна и Джозефа. «Это было удивительно, потому что эти сцены, которые мы вырезали из фильма «Неуязвимый», навсегда засели у меня в голове, и я подумал, что я смогу использовать их в новой картине, если правильно вписать их в сюжетную линию, — говорит он. — Мы были очень рады возможности включить их в новое кино, и зрители не поверят тому, что увидят. В одной сцене будет мальчик, а уже в следующей он же, но в возрасте 25 лет, и без какой-либо графики. Это один и тот же человек. Такая же история с Брюсом Уиллисом. Увидеть, как человек буквально на глазах становится на 18 лет старше, — это производит мощный эффект».
  • Исполнительный продюсер Стивен Шнайдер говорит, что в итоге получился фильм, подобного которому ещё не было. «Каждая картина М. Найта Шьямалана уникальна, а в данном конкретном случае, — это комбинация разных жанров в одном гармоничном и целостном повествовании, — говорит Шнайдер. — Такого никто ещё не видел. И размах нереальный. Все покровы сняты, и ставки очень высоки, как для персонажей, так и для всего общества, учитывая возможные последствия».
  • Также, о силе Шьямалана как кинематографиста говорит тот факт, что все актёры из обоих фильмов согласились вернуться к своим ролям и сыграть в картине «Стекло». «»Неуязвимый» и «Сплит» были по сути деконструктивистским взглядом на фильмы о супергероях, — говорит МакЭвой. — «Сплит» вообще не воспринимался как фильм о супергерое или суперзлодее. Это было просто жуткое пугающее кино, зерно которого обнажилось лишь в самом конце намёком на сверхчеловеческие способности главного героя. И это здорово, потому что я участвую в супергероической франшизе «Люди Икс», и мне она очень нравится, но нельзя же постоянно рассказывать классические пафосные супергероические истории, правда? Нужно начинать помещать супергероев в разные обстоятельства и ситуации, и данная картина делает именно это».
  • В картине «Стекло» Крамб содержится в специализированной палате, оснащённой мощным гипнотическим стробоскопом. При появлении одной из его социально опасных личностей стробоскоп активируется и переключает сознание Крамба на другую личность. Зверь внутри него вступил в бой с Дэвидом Данном, не смог его одолеть и теперь одержим желанием уничтожить Данна. Он хочет обрести свободу. Однако не все из личностей Крамба верят в существование Зверя, а некоторые даже полагают, что гипотеза доктора Стэпл о том, что сверхспособности Зверя не более, чем галлюцинация, вполне себе состоятельна. «Играть Кевина крайне сложно, потому что для него весь этот мир крайне сложен, — говорит МакЭвой. — Он не хочет жить, поэтому играть его и чрезвычайно печально». У других его личностей свои проблемы. Здесь было очень важно правильно распределить время, потому что подготовиться к такому количеству ролей – это целая история. Но рутина та же, что и при подготовке к любой другой роли: Чего хочет персонаж? Как он этого добивается? Что мешает ему получить желаемое? Всё как всегда, просто персонажей очень много».
  • В одной из сцен фильма «Стекло» МакЭвою нужно было переключаться между множеством персонажей за очень короткий отрезок времени. «Вот тут было трудно, когда пришлось переключаться с одного на другого в одном дубле, — говорит он. — Нужно было полностью перевоплотиться в следующую личность, независимо от того, в каком эмоциональном состоянии она находится. То есть, из состояния истерии, глубокой печали или паники необходимо было мгновенно переключиться на спокойствие, дружелюбие или игривость. А это сложно, поскольку даже частота сердцебиения в этих противоположных состояниях совершенно разная. Это как резко переключать скорости в автомобиле».
  • Но самая физически затратная часть роли – это играть Зверя. «Он настолько физически напряжён и постоянно готов к броску из-за своей животной природы, что мне было физически больно его играть, — говорит МакЭвой. — После нескольких дней съёмок в этом образе, у меня ужасно болели ключицы и шея на протяжении нескольких последующих дней. На съёмках фильма «Сплит» это было не так заметно, потому что его роль заняла всего пару дней, но на этот раз, я очень много нахожусь в образе Зверя. Это было…., — он смеётся. — В общем, попил он мне крови, честно говоря». На его партнёршу по фильму «Сплит» Аню Тейлор-Джой наблюдение за тем, как МакЭвой играет эту роль, оказывало иной эмоциональный эффект. «Кевин разбивает мне сердце, — говорит Тейлор-Джой. — На днях я зашла домой, а мои родители смотрели «Сплит» по телевизору. И я зашла как раз на том моменте, где мы встречаем Кевина, и я разрыдалась. Он человек, с которым у Кейси формируется крепкая связь. Он её отражение, и мне кажется, что отношения, которые у них сложились, очень чистые и нежные. Кевин душевно изранен и нуждается в защите. Поэтому и появились другие личности, они призваны защищать его».
  • Когда мы впервые видим Кейси Кук на экране в фильме «Стекло», это происходит по прошествии трёх недель с того момента, как она вырвалась из лап самого смертоносного альтер-эго Кевина Крамба по имени Зверь. «Кейси – это девушка, которая прошла через такое, чего не должно случаться ни с кем, — говорит Тейлор-Джой. — Но она очень стойкая. Она восстанавливается. И в этом фильме она уже довольно сильно отличается от себя в «Сплите». Она пережила кошмар, но он научил её быть собой и не клеймить себя за множество вещей».
  • Она снова учится в школе, и в той же (совпадение?), которую когда-то закончил Джозеф, сын Дэвида Данна. Она больше не находится под опекой своего дяди-извращенца, а её статус единственной выжившей после встречи со Зверем сделал её знаменитостью среди сверстников. Она обретает свой голос, силу и уверенность. Для Тейлор-Джой это было существенным изменением по сравнению с той Кейси, которую мы видели в фильме «Сплит». Там она боялась за свою жизнь и постоянно была заперта в крошечных комнатках. Поначалу, Тейлор-Джой было не очень комфортно с новой Кейси. В некотором смысле ей пришлось заново искать зерно этой роли. «Меня немного выбила из колеи задача быть Кейси вне замкнутого пространства. В стрессовой ситуации ты ведешь себя иначе. Мне нужно было понять, кем Кейси является сейчас. Этот процесс был немного болезненным, но теперь мне с ней очень комфортно, и я даже чувствую изрядную долю умиротворения, поскольку увидела и поняла её другую сторону».
  • В новой картине Кейси становится защитницей госпитализированного Кевина Крамба. Несмотря на своё расстройство, он был первым человеком, который по-настоящему увидел Кейси и почувствовал её боль. Она, в свою очередь, почувствовала его боль. «Оба этих персонажа были сломлены и получили ужасные травмы, и на этой почве между ними возникает особая связь, — говорит Тейлор-Джой. — Они – родственные души».
  • Самый значимый новый персонаж трилогии – это доктор Элли Стэпл, знаменитая психиатр, которая специализируется на пациентах, мнящих себя героями комиксов. Она разработала экспериментальную медицинскую процедуру, призванную избавить пациентов от их навязчивых заблуждений, но её методы лечения вряд ли можно назвать гуманными. Сложно сказать, насколько чисты её намерения, и её восприятие зрителем будет меняться по ходу фильма. Эта многогранность и неоднозначность доктора Стэпл требовала, чтобы её играла актриса, которая не только не спасует перед тремя сильными персонажами (и актёрами) в лице Прайса, Крамба и Данна, но также обладает большой эмоциональной глубиной. Для Шьямалана эти качества идеально сочетаются в Саре Полсон. «Мне нужна была актриса, которая не уступает трём этим мужчинам по уровню мастерства, но также по энергетике и присутствию в кадре, — говорит Шьямалан. — Мне также нужна была актриса с высоким интеллектом, которая будет твёрдо держать удар против трёх этих суперзвёзд. И на этот бой я выбрал Сару Полсон, и ничуть не прогадал».
  • Полсон с удовольствием погрузилась в мир своего персонажа. «Элли – это доктор, обладающая невероятным состраданием, глубоко убеждённая в том, её взгляды и подходы могут решить многие мировые проблемы, — говорит Полсон. — Однако, не все с этим согласны. Лично я считаю, что она скорее на стороне добра, хотя и не разделяю её мнений в отношении некоторых вещей. Тем не менее, мне понятна логика её действий». Одним из которых является установка сложных систем сдерживания и контроля Крамба, Данна и Прайса. Какой бы сопереживающей она ни казалась, ею движут амбиции и желание совершить прорыв в психиатрии, который бы установил новую планку в её профессии. Вопрос в том, помогает ли она этим людям, или, наоборот, ломает их? «Этот фильм поднимает вопросы: «Что таится внутри каждого из нас?», «Правильно ли верить, что ты способен на что-о, или даже на всё?», «Должны ли мы сомневаться?», «Насколько стоит позволять своей вере определять свою жизнь?», — говорит Полсон, — Этот внутренний мыслительный процесс было очень интересно разбирать на составляющие. Действие этого фильма разворачивается не в вымышленном мире. Это реальность. Так что происходит, когда у человека появляется вера в то, что он обладает суперспособностями, и что, возможно, он поднялся на новую ступень эволюции?».
  • Для Спенсера Трита Кларка возможность вернуться к роли, которую он исполнял ребёнком, стала удивительным подарком, который просто ошеломил его. «Всё это было нечто из области невероятного, — говорит Кларк. — Когда вышел фильм «Сплит», я был в туристическом походе с друзьями, и на моём телефоне был установлен авиарежим. Когда я вернулся и включил связь, на меня свалилось не менее пятнадцати смс с вопросом, видел ли я его. Ну я, естественно, пошёл, и в конце, когда я услышал музыкальную тему из «Неуязвимого», а потом увидел Брюса, я был в шоке. У меня не было никаких ожиданий, и когда мне сообщили, что мне должен позвонить Найт, я был уверен, что это будет звонок вежливости, чтобы сказать мне, что они пригласили Криса Хемсворта или кого-то ещё сыграть Джозефа. Но он сказал, что у него есть роль для меня, а через два месяца я получил сценарий. Чистое безумие». Его также удивило, насколько содержательной и критически важной является роль Джозефа в картине «Стекло». Она оказалась гораздо больше, чем Кларк ожидал. «Я согласился на участие в проекте ещё до того, как прочитал сценарий, и я не дал моим агентам никакого пространства для переговоров, — говорит он. — Найт мог бы нарядить меня в костюм клоуна и поставить в угол на весь фильм, и я бы всё равно не отказался».
  • Одним из ключевых позитивных факторов данной роли для Кларка стала возможность вновь поработать с Шьямаланом, который был его наставником на проекте «Неуязвимый». «Найт оказал огромное влияние на меня, — говорит он. — Это был человек, который успешно строил свою карьеру в области искусства, и он был молод. В то время он был на пару месяцев младше, чем я сейчас, и эта мысль сводит с ума. У меня есть невероятные фотографии нас обоих с тех съёмок, и мы оба выглядим как младенцы. Так что, я был готов на всё, ради этого. Найт задал мне вопрос: «У тебя осенью будет время?», — смеётся Кларк. — А я ответил: «Э… дай-ка я проверю свой график, но я уверен, что окно найдётся».
  • Для главного художника картины Криса Трухильо Государственная Больница Аллентауна, которая сыграла роль психиатрической лечебницы в фильме «Стекло», задала общую визуальную тональность фильма. «Когда попадаешь в подобные грандиозные, но заброшенные здания, и видишь эту монументальность, присущую началу прошлого века, испытываешь нечто невероятное, — говорит он. — И тот факт, что данная больница была спроектирована именно как психиатрическая лечебница, также крайне интересен. Это дало нам возможность более точно представить, как выглядел этот мир».
  • Комнаты, где содержались три главных персонажа (Данн, Прайс и Крамб), должны были с одной стороны не выбиваться из общего визуального облика больницы, а с другой, особым образом модифицированы, чтобы сдерживать определённые сверхспособности каждого из пациентов. Персонажи и сюжетная линия напрямую влияли на художественные решения. «Каждая комната оформлена под конкретную персону, — говорит продюсер Раджан. — Дэвид Данн, у которого непростые отношения с водой, содержится в комнате, оснащённой водопроводной системой, которая способна затопить помещение, если он попытается бежать. Орда (Крамб) содержится в комнате с мощными прожекторами, способными переключать его с одной личности на другую, а Мистер Стекло (Прайс) содержится в комнате с мягкими стенами, чтобы исключить возможность случайных или преднамеренных переломов костей».
  • Комната Данна с водопроводной системой оказалась самой сложной в производстве. Трухильо комментирует: «Там нужно было многое коцептуализировать, придумать как сделать эту декорацию очень интересной и шокирующей, но вместе с тем правдоподобной. Используемые материалы должны были существовать в реальном мире, и это должно было быть что-то, что действительно можно воссоздать». Результат говорит сам за себя.
  • Трухильо хотел придерживаться минималистического подхода к дизайну и использовать яркие цвета только в определённых и стратегически важных моментах. «Во всех декорациях и костюмах прослеживается очень явная цветовая тема, — говорит Трухильо. — Разные места обладают своей конкретной гаммой, чтобы зрителю были понятны наши намерения. В одном пространстве может быть ненасыщенная, обесцвеченная атмосфера клаустрофобии, а в другом более насыщенные оттенки и цветовые решения. Мы стараемся прямо проецировать свои взгляды на психологию этих персонажей с помощью цветовых акцентов в пространстве. Всё это было сделано совершенно намеренно».
  • Одной из самых сложных задач, вставших перед художником по костюмам Пако Дельгадо, стало совмещение цветовых гамм и визуальных стилей двух картин, снятых с перерывом в 16 лет, и в то же время создать собственную уникальную эстетику фильма «Стекло». «Мы переплетаем две разные истории: сюжет фильма «Неуязвимый» и сюжет фильма «Сплит», — говорит Дельгадо. — И это непросто, поскольку необходимо выдерживать определённую цветовую гамму. Исторически сложилось так, что у каждого персонажа есть определённый цветовой мотив в гардеробе. Дэвид Данн носит зелёное, Мистер Стекло фиолетовое, а Орда жёлтое. Поэтому, для фильма «Стекло», нам нужно было взять все три цвета из палитр предыдущих фильмов. А это значит, что остаётся очень ограниченная цветовая гамма для остальных персонажей фильма. Однако, в этом есть и плюсы, поскольку тебе сразу понятно цветовое направление». «У нас есть персонажи, которые помимо того, что обладают сверхспособностями, живут вполне себе нормальной жизнью. Мы пытались нащупать баланс, где начинается супергерой и заканчивается обычный человек. Это две стороны одного персонажа. Например, когда мы хотим одеть Дэвида Данна, мы придерживаемся зелёной палитры, но оттенки гораздо более приглушённые, чем его зелёный плащ, в котором он выходит вершить своё правосудие. То же самое относится к другим персонажам». Данные три цвета – зелёный, фиолетовый и жёлтый – распространяются и на образы близких людей этих трёх мужчин. Это обеспечило визуальную связь между Дэвидом Данном и его сыном, между Прайсом и его матерью, а также между Крамбом и Кейси Кук. Главное было сделать это органично и ненавязчиво. «Очевидно, что их близкие не являются супергероями, так что здесь цветовая идентификация не так бросается в глаза», — говорит Дельгадо.
  • Отличительной чертой всех фильмов М. Найта Шьямалана является органичная интеграция визуальных эффектов в реальный мир. В отличие от практически всех других проектов больших студий, и в особенности фильмов о супергероях, его эффекты никогда не привлекают к себе внимания. Более того, зачастую невозможно определить, какие элементы были созданы с помощью графики, если она, вообще, применялась. Это связано как с творческим замыслом, так и с практическими соображениями. «Стекло» — это картина в стилистике комиксов, бюджет которой в десять раз меньше любого другого фильма, основанного на комиксах, — говорит Шьямалан. — У меня множество причин, объясняющих мой подход к реализации графики, но с художественной точки зрения, я верю в минимализм и важность ограничений. Я считаю, что мы показываем наилучший результат, когда нам приходится действовать в заданных параметрах: Вот тебе четыре карандаша, а теперь покажи, какую картину ты способен ими нарисовать». Шьямалан продолжает: «Мы хотим, чтобы фильм был в хорошем смысле приземлённым, но в то же время составлять конкуренцию тому уровню зрелищности, который зрители привыкли ожидать от фильмов студии MARVEL, например. Понятно, что зрители, которые идут на мой фильм, изначально знают, что ничего подобного там не будет. Они идут на психологический триллер. Это даёт нам преимущество. Когда едешь 50 километров в час и резко ускоряешься до 70, то кажется, что ты едешь все 100. На эту иллюзию мы и рассчитываем. Вы смотрите драму и вдруг возникает нечто слегка неординарное. Это именно то, что обеспечивает нам компьютерная графика в фильме «Стекло»».
  • У всех франшиз от Звёздных Войн и Парка Юрского периода до серии «Гадкий Я», есть собственные узнаваемые музыкальные темы. Таким образом, музыка становится неотъемлемой частью и синонимом франшизы. Картина «Стекло» стала третьей частью трилогии, но эта франшиза не похожа ни на одну другую в истории кинематографа, и это дало возможность М. Найту Шьямалану и его композитору Уэсту Дилану Тордсону написать саундтрек, не уступающий ей по уникальности. «Написание музыки для фильма «Стекло» было исключительной по сложности задачей, потому что мы снимали продолжение двух фильмов из двух разных временных периодов, а это значит, что изначально у нас было два музыкальных стиля из совершенно разных поколений, — говорит Шьямалан. — В фильме «Неуязвимый» звучала классическая голливудская симфоническая музыка, которая, однако, была весьма необычна с большим акцентом на перкуссию, что было крайне прогрессивным в то время. Фильму «Сплит» с точки зрения звука исполнен в духе альтернативного рока. Мы брали звук виолончели и подвергали его всевозможным обработкам, и это очень прогрессивно на сегодняшний день. Так как объединить два этих подхода в одном фильме?».
  • Решение, которое предложил Тордсон, заключалось в том, чтобы он взял музыкальные темы из фильма «Неуязвимый», написанные Джеймсом Ньютоном Ховардом и переработал их в собственном стиле. «Получилось более минималистично, очень просто и прозрачно с фирменным почерком Уэста», — говорит Шьямалан. Кроме того, были задействованы темы из фильма «Сплит», написанные Уэстом. В дополнение к этому он написал новые темы специально для фильма «Стекло». И, наконец, для сцен-воспоминаний из фильма «Неуязвимый» была использована оригинальная музыка из этого фильма. «Это была эволюция, — говорит Шьямалан. — Уэст работал над фильмом не менее одиннадцати месяцев, кажется. Он полностью отдался работе. Он переехал в Филадельфию, установил своё оборудование в нашем офисе и в своём доме в Филадельфии, и начал творить».
  • В процессе работы над фильмами «Сплит» и «Стекло» Тордсон и Шьямалан поняли, что в плане творчества они — родственные души. «Аутентичность – наша главная задача, как кинематографистов, и практически всё, что вы слышите в фильме создано непосредственно Уэстом. Написано, синтезировано и адаптировано им. Вкус одного этого человека помогает мне рассказывать мою историю, чтобы вы почувствовали эти очень сильные, дерзкие ходы».
  • FILED UNDER : Статьи

    Submit a Comment

    Must be required * marked fields.

    :*
    :*