admin / 23.12.2019

Зачем нужна школьная форма

А вы поддерживаете введение школьной формы? Главные аргументы «за» и «против»

На сегодня единая школьная форма, обязательная для всех школьников, в стране не введена. Но отдельные школы, согласно своему внутреннему уставу, могут сделать ее обязательной для своих учащихся, если и администрация, и большинство родителей согласны. В связи с этим не прекращаются споры о плюсах и минусах регламентированной школьной одежды, поэтому мы постарались разобраться в аргументах обеих сторон.

Залог равенства

  • ЗА: Учителя рассказывают, что многие дети, особенно в младшей и средней школе, до сих пор любят подтрунивать друг над другом по поводу одежды. Если ребенок одет некрасиво по меркам одноклассников, его одежда куплена в «безымянном» магазине или на вещевом рынке, то он с большой долей вероятности станет изгоем, либо, как минимум, объектом для злых шуток. Школьная форма же позволяет детям не соперничать и не судить друг друга хотя бы «по одежке». Так, и школьники из бедных, и из состоятельных семей получают возможность одеваться абсолютно одинаково, вне зависимости от своего социального статуса и финансового положения.

  • ПРОТИВ: Другие считают, что уравнять бедных и богатых одной лишь формой не получится. Нынешние дети много внимания обращают на одежду, но еще больше внимания они обращают на различные гаджеты и другие модные штучки. Разве не будут чувствовать между собой разницы ребенок в форме с новеньким «айфоном» и ребенок в форме с китайским смартфоном семилетней давности? Дешевые и дорогие пеналы, тетрадки и сумки тоже лишь усиливают соперничество. А если форму шьет не школа, а каждый родитель по представленному образцу, то состоятельные семьи смогут заказать более качественную одежду из хороших материалов, и это тоже будет заметно.

Экономия средств

  • ЗА: По мнению сторонников, школьная форма может стать подспорьем для небогатых семей. Ведь она дает им возможность избежать покупки большого количества одежды, ограничившись лишь покупкой нескольких комплектов формы. Родителям не нужно думать, как одеть ребенка, и ребенок не будет часами крутиться у шкафа с зеркалом, выбирая, что ему надеть сегодня.

  • ПРОТИВ: Во-первых, один комплект школьной формы может стоить дороже, чем пара обычных джинсов и рубашек. А таких комплектов надо как минимум четыре: два на теплое и холодное время года, и к ним два сменных на случай форс-мажора, внеплановой стирки или порчи. Во-вторых, обычную одежду можно комбинировать бесконечно, а если чередовать между собой пару комплектов формы, то она быстро износится, и ее снова придется покупать. Чем хуже материалы (а в государственных школах с плохим финансированием обычно так и бывает), тем быстрее портится одежда. А если учесть, что дети еще и постоянно растут… Очевидно, что хорошая школьная форма может вылететь родителям в копеечку.

Улучшение успеваемости и дисциплины

  • ЗА: 20 лет назад в США, где к школьной форме и сейчас возвращаются многие государственные школы, было проведено специальное научное исследование, изучающее корреляцию формы и успеваемости в школе. Оно показало, что учащиеся учебных заведений, где введена школьная форма, демонстрируют лучшие результаты в учебе, чем ученики школ со свободным стилем одежды. Это связано с тем, что школьная форма несет в себе воспитательную функцию: дисциплинирует ребенка и наглядно дает ему понять разницу между поведением в школе и поведением дома или во дворе.

  • ПРОТИВ: Но и с этим преимуществом школьной формы тоже есть желающие поспорить. Сравнение рейтингов успеваемости школ, где школьная форма введена и где не введена, не является репрезентативным, потому что хорошие оценки учеников зависят от множества различных факторов: профессионализма учителей, микроклимата в школе и классе, семейной обстановки и воспитания каждого ученика и т.п. Поэтому однозначно сказать, что именно наличие формы влияет на разницу в успеваемости, невозможно.

Эстетика и сплоченность

  • ЗА: Школьная форма для девочек и мальчиков – прекрасный способ выделить детей в обществе: так они выглядят, аккуратно, красиво и эстетично, а не как разношерстная масса. Они с малых лет приучают себя к корпоративной культуре и дресс-коду, который ждет их в будущем на работе в больших компаниях. К тому же, дети, которые носят одинаковую одежду со своими одноклассниками, чувствуют себя более сплоченно, и испытывают друг к другу больше симпатии.

  • ПРОТИВ: Дети в одинаковой форме выглядят красиво и аккуратно только по мнению тех, кто эту форму поддерживает, а значит, этот довод субъективен и неубедителен. Как раз наоборот, большинство детей стремится показать свою исключительность среди сверстников, непохожесть на других, особенно подростки, а школьная форма их просто обезличивает и унифицирует. Даже ученики школ с формой вовсю пытаются выделиться из толпы, укорачивая юбки, закатывая рукава, меняя прически и цвета носков. И надо понимать, что у каждого мальчика и каждой девочки свой тип фигуры, на ком-то школьная форма будет сидеть идеально, а кого-то совершенно испортит – несправедливо получается.

Еще аргументы «за» школьную форму:

  • Когда ребенок носит красивую строгую форму с нашивкой-эмблемой, это не только делает его достойным учеником в глазах окружающих, но и саму школу выставляет в хорошем свете: учебное заведение кажется более солидным и организованным.
  • Некоторые родители одевают своих детей просто отвратительно, безвкусно, а детская школьная форма способна это скрыть от посторонних глаз.

Но аргументов «против» еще больше:

  • Читать также: Учителя тратят кучу времени учеников и своего собственного, читая им нотации по поводу «правильного» внешнего вида, делая замечания и грозясь вызвать в школу родителей. И этот тотальный контроль только провоцирует ребенка еще больше сопротивляться системе.
  • Дети из разных школ нередко и так друг друга задирают и всячески недолюбливают, особенно когда дело касается каких-либо спортивных соревнований или городских олимпиад, а тут их принадлежность к разным учебным заведениям будет дополнительно подчеркнута одеждой. А
  • если у одних форма дороже и красивее, чем у других, то насмешек не избежать.
    Многие родители высказываются против школьной формы для девочек, поскольку она часто предполагает ношение только юбок или платьев, и никаких брюк – а это неудобно. Ну а зимой просто холодно. Аргументы в пользу прошлых эпох, когда женщины не носили брюки, только подливают масла в огонь – почему девочки в XXI веке должны себя ограничивать?
  • Регламентированная школьная форма часто становится дисциплинарным рычагом в учебном заведении и поводом для необоснованных придирок.

В чем же истина? Очевидно, в «золотой середине». Абсолютно одинаковая школьная форма единого образца может ударить по карману родителей и ограничить свободу детей, поэтому лучше пойти на компромисс, как это делают многие школы – установить в меру строгий дресс-код. Например, запретить носить в школу открытые блузки и топы, мини-юбки, «рваные» джинсы, безрукавки, высокие каблуки и шлепанцы, но не ограничивать ребят в удобных джинсах, футболках и худи, особенно в холодную погоду; ввести запрет на яркий макияж, но не запрещать косметику совсем. Тогда и учащиеся будут выглядеть достойно, и родители не станут тратить больше денег, чем обычно, и сами ребята смогут по-прежнему выражать себя в одежде, просто в более строгой форме.

А вы как считаете? Поделитесь мнением в комментариях!

Интересные факты о школьной форме в других странах мира

  • Пожалуй, самая известная в мире школьная форма – японская. Существует несколько ее разновидностей, но наиболее популярна школьная форма для девочек, которая называется «сэйфуку»: это рубашка с матросским воротником, юбка в складку выше или ниже колена, длинные гольфы и туфли из кожи на низком ходу. Японская школьная форма для мальчиков называется «гакуран»: брюки прямого кроя и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. Одежду, стилизованную под форму, носят не только школьники и школьницы, но и другие молодые японцы, да и поклонники японской культуры во всем мире тоже с удовольствием заказывают в Интернете «матроски».

  • Школьная форма является обязательным элементом старинных и престижных школ в Великобритании, поскольку подчеркивает принадлежность именно к конкретному учебному заведению со своей историей и списком заслуг. Дети и подростки в таких школах гордятся быть их учениками, поэтому всегда с удовольствием носят пиджаки и блейзеры с отличительной эмблемой.

  • Показателем принадлежности к учебному заведению, в первую очередь, является и форма в американских и канадских частных школах. В государственных школах форму можно встретить очень редко, хотя ее введение активно обсуждается родителями и учителями во многих штатах, но иногда встречается дресс-код – в меру строгая одежда спокойных цветов и без откровенных элементов.

  • В Германии классическая школьная форма – тоже редкое явление, но некоторые заведения, с согласия родителей и учеников, вводят единую одежду для посещения школы, причем в ее создании участвуют сами учащиеся.

  • Младшие школьники в Южной Корее форму не носят, но, начиная со старшей школы, регламентированная одежда становится обязательной для всех учеников.

  • А вот на Кубе форма – обязательный элемент абсолютно всех школ и даже университетов.

Интересный ролик со школьной формой, принятой в разных странах мира, ждет вас далее:

Читайте далее: Как экономно собрать ребенка в школу?

Дети против школы: кто кого больше испортил?

Закон и зарплата — корень всех зол

Софья

Все страны, которые хотят развиваться, первым делом начинают вкладывать в образование. Для примера: в США в школах много учителей-мужчин — это уважаемый и достойно оплачиваемый труд. Зарплата начинается (в зависимости от штата) от 40 тыс. долл. в год. Ну и растёт очень быстро. Учитель с 20-летним стажем выходит где-то на 80 тыс. долл. плюс всяческие льготы.
Logik
Проблема в том, что нет правовой системы, которая регулировала бы внутренние отношения учителей и учеников в школе. Да, учитель не может привлечь к ответу хама, мало того — общество поощряет «качание прав» со стороны учеников и их родителей. Известно, что ученики могут закидать учителя яйцами, чтобы сорвать урок, бросить дымовую шашку в класс, побить за плохую оценку, и при этом родители и всяческие комитеты, вплоть до райотделов образования, всегда на стороне ученика. Очень примечателен опыт Швеции. Там проблемой дисциплины занимаются специальные службы — в каждой школе есть специальный «полицейский», в обязанности которого входит наведение порядка в классах и школе.
Сергей
Учителям можно только посочувствовать: государство не заинтересовано в итогах их труда. Замотанные до предела зарабатыванием себе на жизнь в стенах школы, они при этом умудряются вкладывать в наших детей не только знания, но и гражданскую позицию, человечность, тягу к прекрасному. Сужу по своему ребёнку: рвётся в школу, целый день там пропадает — то дополнительные уроки, то КВН, то подготовка к очередному выступлению, презентации, дежурства по школе и т. д. К тому же вкусно и недорого кормят. Учимся в обыкновенной периферийной школе, где основная масса школьников — из семей с очень скромным достатком, обеспеченных — единицы.

«Они никому не нужны»

Лиат
Я учитель. Работаю в школе 35 лет и считаю себя счастливым человеком — люблю свою работу… И что бы кто ни говорил, дети у нас в основном хорошие, только есть одна проблема — они никому не нужны, с ними никто не разговаривает дома (за редким исключением), они живут своей отдельной жизнью. И это очень печально.
Но работаю я практически «из любви к искусству», так как 11 500 руб. — это не те деньги, на которые можно прожить. Живём мы на зарплату мужа. Для того чтобы не отстать от своих учеников, я должна читать, посещать театры, знать, что такое Интернет. А с моей зарплатой не то что книги — газеты купить не на что. И ещё — какой мужчина пойдёт работать в школу на такую зарплату? Ему ведь нужно семью кормить.
Иван
Ну чего разнылись? «Школа то, школа сё…» Это ваши дети! Дети ваших друзей, знакомых, соседей, сослуживцев и коллег, ваши племянники, братишки и сестрёнки…

Ежели вы хотите думать, что они «плохие», поэтому если им не сделать замечания, не объяснять, что такое «хорошо» и что такое «плохо», то так и будет! Это от вашего равнодушия они хамят, пьют и курят…

Читать материл «Школа — война всех со всеми?» >>>

«Разрешаю говорить глупые фразы»

Олег Шумилов, учитель алгебры и геометрии 8-х и 10-х классов 56-й гимназии Санкт-Петербурга, дважды удостоенной звания «Лучшая школа России»:
— Придя в нашу школу, многие вздыхают: «Нам бы такое здание да такой коллектив — мы бы горы свернули!» Но в 56-й ученики такие же, как везде. Да и не бывает плохих детей, просто отношение к ним должно быть уважительное.
В школе не скупятся на поощрения, детей не забывают похвалить. И не беда, если подросток нечётко сформулировал тему. Я разрешаю говорить глупые фразы, не осекаю. Лишь бы не боялись высказывать свои мысли, поделиться с учителем. В этом залог доверия, хороших отношений.
В 56-й ученики, педагоги, родители держатся одной семьёй. Так удаётся предупредить немало проблем, которые пока только тлеют.
Первой в городе школа стала публиковать в Интернете открытый отчёт о работе гимназии. Публично, на всю страну отчитались о средствах, полученных за первенство в нацпроекте. А когда всё наглядно-понятно, кривотолков сразу становится меньше.

Но проступки мы не замалчиваем. Когда во время одного из выездов на природу старшеклассник перебрал с алкоголем (а любое спиртное было категорически запрещено), его серьёзно наказали. С классом откровенно поговорили, выслушали все мнения. Так что школа дисциплинирует и прививает иммунитет, чтобы не бросались в омут с головой. Вести двойную жизнь просто нет смысла.

Комментарий эксперта

Мария Степанова, завлабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН:
— Подростковый бунт может быть вызван разными причинами. Одни дети таким образом надеются привлечь внимание родителей. Другие стремятся выделиться среди сверстников или, напротив, хотят быть как все. Третьи при помощи агрессии пытаются компенсировать трудности в учёбе. Выбросы негатива могут быть вызваны мощной гормональной перестройкой — закономерным явлением подросткового периода.
Насколько быстро и успешно пройдёт подростковая ломка, во многом зависит от позиции, которую займут родители.
Психологи консультировали 13-летнего Павла, который развлекался тем, что «дежурил» с приятелями на обочине железнодорожных путей, бросая камни в окна проходящих поездов. Ребят неоднократно задерживала милиция, но каждый день вместо уроков они шли «на железку». Никакие запреты и уговоры на ребёнка не действовали. Психолог объяснил родителям, что проверка себя на прочность, потребность в экстриме — одна из характерных особенностей подросткового периода, и предложил создать для Павла безопасный риск. Ребёнку купили горный велосипед, нашли подходящую секцию. Не всё шло гладко — у Павла было два серьёзных перелома, он долго лежал в больнице, но тяга к хулиганству у него прошла бесследно.
14-летняя Оксана стала готом — носила чёрную одежду, наделала татуировок, проколола нос и губы, а гуляла исключительно на кладбище в компании таких же разукрашенных подруг. Психолог выяснил, что таким образом школьница пыталась выделиться среди серой массы и обратить на себя внимание. Оксану отдали в театральную студию, и, хотя у девочки не оказалось актёрских способностей, она нашла себя как костюмер.
А вот чего не стоит делать, так это отчаиваться. Если ребёнок психически здоров, любая, даже самая трудная ситуация обратима.

Интернет-опрос «АиФ»

А в вашей школе ученики заняты только своей личной жизнью (секс, выпить, погулять)?

  • Да — 44% (333 голоса)
  • Нет — 56% (417 голосов)

Всего голосов: 750
А в вашей школе на то, какие вы получаете знания, всем наплевать?

Очное образование: кому оно еще нужно?

Плюсы традиционной школы

Хотя дистанционное обучение обретает популярность, в привычную школу все еще ходят более 15 миллионов детей. У этого есть несколько разумных причин.

  • Привычный переход от дошкольного к среднему образованию

Ребенок выпускается из детсада, проходит подготовительные курсы и идет в первый класс в ближайшее к дому учебное заведение. Пусть это не самый простой период для семьи, но весь процесс прозрачный и понятный.

  • Меньше вовлеченности со стороны родителей

Маме и папе надо выбрать школу, оформить документы и иногда следить, что ребенок ходит на занятия и делает домашние задания. Периодически приходится расписываться в дневнике, спрашивать, почему вдруг появились низкие оценки, ходить на родительские собрания — и на этом всё. Ответственность за качество образования несут школа и государство.

Хочешь писать на темы предпринимательства, образования и технологий? Стать автором Rusbase Young может каждый. Узнать как

/ Monkey Business Images

Минусы

  • Ребенок испытывает сильный стресс

Согласно исследованию Harris Insights & Analytics, 79% российских школьников переживают из-за успеваемости в школе. Это самый высокий показатель по сравнению с Америкой, Германией, Китаем и Японией (всего в исследовании участвовало 5 стран). Дети страдают из-за того, что в школе их постоянно сравнивают с другими учениками, переживают из-за неудач в процессе обучения, нервничают во время контрольных работ и экзаменов.

  • Снижается мотивация к получению знаний

Так как главный результат обучения в российской системе — высокая оценка, у детей происходит подмена понятий. Сами знания не имеют ценности, важен только способ получить нужный балл. Поэтому дети много времени тратят на неэффективные усилия: зубрят, списывают, отрабатывают форматы тестов вместо того, чтобы погружаться в интересные им предметы.

  • Не каждая школа может похвастаться звездным преподавательским составом

Иногда родителям приходится возить ребенка по два часа в день туда и обратно, чтобы он мог учиться у ярких и профессиональных педагогов, у которых достаточно сил и энергии на каждого ребенка. Но далеко не все семьи могут себе это позволить.

«Раньше я училась в физико-математическом лицее. Мне не нравился темп, в котором проходят темы в обычной школе. Слишком растянуто, я схватываю гораздо быстрее».

Яна Негина, 8 класс, ученица «Фоксфорда»

  • Сложно наверстать пропущенный материал

Если ребенок заболел, уехал на соревнования или пропустил школу по семейным обстоятельствам, ему приходится самостоятельно искать информацию в учебниках, разбирать сложные темы с родителями, просить конспекты у одноклассников.

«Бальные танцы — очень важная часть моей жизни. Я занимаюсь ими с 7 лет, и с каждым годом всё чаще езжу по соревнованиям. В начальной школе учителя не обращали внимания на пропуски, но в 5-6 классе давление стало невыносимым. Нормально репетировать и без проблем выезжать на турниры можно только в цифровой школе».

Никита Дьяконов, 8 класс

/ George Rudy

Зачем учиться онлайн

Преимущества заочного образования

  • Экономия времени

Ребенку и родителям не надо тратить время на дорогу в школу, участвовать в обязательных факультативах и официальных классных часах. Надо только являться для прохождения промежуточной и государственной аттестации. Семья выбирает подходящий график обучения и вписывает в него семейные дела, кружки и спортивные секции.

  • Расходы только на образование

Дистанционной школе или репетитору не нужны деньги на новые стулья или пластиковые окна, они не будут ждать дорогих подарков к праздникам. Также не приходится ежегодно заказывать школьную форму или искать редкий учебник во всех книжных города.

  • Гибкое расписание и программа

Родители и ребенок сами решают, что будут изучать и в каком объеме. Более того, преподавателей тоже можно выбирать. Ситуаций, когда дети вынуждены отсиживать (или прогуливать) уроки посредственных учителей, не возникает. Конечно, для гармоничного развития нужно составить сбалансированный учебный план и придерживаться его — тут пригодится помощь профессиональных методистов.

В домашней школе «Фоксфорда», например, начиная с пятого класса, можно составить индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — персональную программу вплоть до конца 11 класса. Помимо математического и гуманитарного профиля, можно выбрать естественно-научный, технологический, физико-математический и социально-гуманитарный.

  • Учебные материалы всегда под рукой

Любой дистанционный урок можно посмотреть в записи, при необходимости — несколько раз.

/ Monkey Business Images

Недостатки

  • От ребенка и родителей потребуется больше усилий и ответственности

Здесь нет звонков и строгих учителей, которые ждут в классе. Разработать режим дня и следить за его соблюдением, сбалансировать работу и отдых, добавить в расписание кружки и спорт — все это требует большого участия и внимания со стороны всех членов семьи.

«Конечно, для успешного обучения необходима мотивация. Нет внешнего давления, как в обычной школе, а значит, надо самому садиться за уроки. Поначалу это странно и трудно. Но постепенно перестраиваешься.

Чем больше свободы получаешь, тем выше взлетаешь. Когда я поняла, что в домашней онлайн-школе мне доступны любые знания — только успевай брать, — я начала больше к ним стремиться».

Мария Соколай, 10 класс

  • Надо придумать, как ребенок будет социализироваться

Общение со сверстниками в традиционной школе — важный элемент развития. Несмотря на его негативные аспекты (соперничество, агрессию, необходимость сравнивать себя с другими и подстраиваться под социальную группу), оно все же дает опыт тесного взаимодействия с другими людьми. Не говоря уже о том, что на базе ежедневного личного общения в классе можно завязать вполне здоровую дружбу.

При дистанционном обучении это придется компенсировать: учить ребенка знакомиться и заводить друзей во время занятий спортом и творчеством, организовывать совместные мероприятия с другими семьями, чтобы дети общались и сближались со сверстниками.

Выводы

  • Традиционная школа — простой и понятный вариант. Родителям не нужно разбираться в программе и принимать решения относительно учебного плана.
  • В то же время традиционная школа не может похвастаться гибкостью: сложно наверстывать пропущенный материал или совмещать учебу, например, с профессиональным спортом; нет возможности заменить слабого преподавателя или сфокусироваться на профильных предметах.
  • Онлайн-школы и дистанционные репетиторы экономят время и позволяют строить удобное расписание.
  • На дистанционном обучении ребенок получает больше свободы, но вместе с тем и больше ответственности: ему нет смысла списывать, зубрить или делать шпаргалки.
  • Если вы хотите перевести ребенка на дистанционное обучение, будьте готовы принимать активное участие в образовательном процессе: выбирать преподавателей, выстраивать расписание, следить за соблюдением режима, обеспечивать ребенку достаточно возможностей для социализации и физической активности.

Летние каникулы подходят к концу, а это значит, что скоро у школьников начнутся учебные будни. Кроме закупки канцелярии, традиционно появляется нужда в приобретении новой школьной формы. Детей забавляет такой шоппинг, а для родителей ежегодный модный вопрос встает в крупную сумму. Особенно сильно бьет по кошелькам тех, чьи дети ходят в младшие и средние классы. Ребенок растет и обновлять его гардероб нужно почти каждый год. А то и чаще.

После распада СССР в нашей стране так и не определились с введением единой школьной формы. Тема очень актуальна и постоянно обсуждается накануне начала учебного года. В этот раз, решить проблему вызвалось Министерство промышленности и торговли. Они предложили создать единый стандарт качества костюмов для школьников. Основные требования будут выдвинуты к составу тканей. Министерство полагает, что большинство школьной одежды производится из некачественных материалов, плохо пропускающих воздух. Также был поднят вопрос прочности тканей и вообще, удобства носки.

Сейчас в нашей стране, в условиях демократии, очень сложно вселить коллективизм в умы подрастающего поколения. В годы социализма с этим было проще. Все были «товарищами» — членами того или иного коллектива, который имел свои яркие атрибуты. Пионеры носили красные галстучки. Мальчики синие сюртучки, девочки — белые фартуки и сарафаны.

Современному школьнику очень трудно навязать какие-то правила и объяснить, что костюмчик «как у всех» необходим. Ведь, строгий пиджак или блузка очень непрактичны для ежедневного ношения. Такая одежда создает дискомфорт для школьника. Ученики начальных классов много двигаются, а форма сковывает их движения.

Какую сторону выбрать: «за» или «против»? Взглянув на проблему с нейтральной стороны, 5-tv.ru выявили свои плюсы и минусы, с которыми, возможно, согласитесь и вы.

«Против» школьной формы

Припомните откровенно, любили ли вы школьную форму? Она была неудобной, некрасивого тусклого цвета, кололась и вообще, положительных эмоций не вызывала. Разберем минусы обязательного ношения формы в средних образовательных учреждениях.

  • Высокая стоимость. С каждым годом цены на товары и услуги растут, а это значит, что и школьная форма дорожает. Как правило, школы сами заказывают пошив одежды и собирают деньги с родителей. Не совсем понятно, насколько законны действия директоров учебных заведений в этом случае. Также не удастся узнать, насколько завышена цена. Отказаться от приобретения тоже не получится, так как школа оставляет за собой право ввести или отменить форму.

В некоторых учебных заведениях единая форма отсутствует, но школьников обязывают посещать занятия в одежде в деловом стиле. Тут ситуация становится еще сложнее. Строгие детские и подростковые костюмы в масс-маркете могут выйти намного дороже, чем покупка через школу. Например, на сайте одного из известных брендов, деловой комплект для девочки, состоящий из платья, блузки, юбки, брюк, теплого кардигана и кожаной пары обуви обойдется в 11800 рублей. Но не факт, что вкус родителя и ребенка совпадет со вкусом учителя. Школьника могут попросить переодеться.

  • Отсутствие комфорта. Носить деловой костюм — это искусство. Многие люди вырабатывают эту привычку годам. Хороших и дешевых сьютов практически не бывает. Что тут говорить о ребенке, который только что покинул стены детского сада и перешел на следующий этап жизни. Он может быть не готов надеть строгий костюм.

Да, первый месяц ему будет забавно чувствовать себя взрослым человеком и надевать деловую одежу каждое утро, но с годами это начнет раздражать. Кроме того, зачастую руководство школы безответственно подходит к заказу школьной формы. Дизайн, качество тканей и практичность не берется во внимание. Дети жалуются, что пиджаки жмут, юбки неудобные, а блузы постоянно мараются. Цветовые гаммы и нелюбимая многими шашечка, также вводит в ступор.

  • Однообразие. Детей угнетает однообразие их будничной одежды. В случае, если формой занялась непосредственно школа, то ходить в одном и том же придется пять дней подряд. Особенно остро это ощущается в подростковый период, когда у ребенка вырабатывается свой стиль и предпочтения. Школьнику хочется выразить свое внутреннее «Я» и нравиться социуму, в котором он находится большую часть своего времени.
  • Мнимый способ дисциплины. Введение формы считается одним из основных рычагов дисциплины в школе. Педагогический состав придерживается мнения, что если их ученики соблюдают дресс-код и ходят в одинаковых вещах, то это не будет отвлекать во время занятий. Кроме того, дорогая и стильная одежда ребенка из обеспеченной семьи, может обидеть детей из менее обеспеченных. Стать поводом для обсуждения и отвлечения от учебного процесса.

Иногда школы слишком завышают роль внешнего вида в системе образования. Доходит до того, что девочек заставляют носить исключительно юбки, невзирая на то, что они могут мерзнуть в зимнее время года. Учителя держат в своих ящиках жидкость для снятия лака, запрещают носить яркие украшения, обувь на каблуке, красить волосы и делать пирсинг. Порой ситуации доходят до абсурда.

Конфликты на почве «неправильного» тотал-лука подростка в урочное время, вспыхивают повсеместно. Из-за этого портятся отношения между учениками и учителями. Педагогический состав может утратить уважение из-за своих консервативных взглядов.

«За» школьную форму

Но есть и те, кто выступает за введение обязательной школьной формы в России. Почему? Давайте разберемся.

  • Экономия времени. Далеко не каждый работающий родитель может себе позволить ходить по магазинам в поисках одежды к первому сентября. Этот процесс отнимает много сил и времени. Самый оптимальный выход из ситуации — приобрести форму через школу, просто сдав на это деньги. Но никто не гарантирует качество полученного комплекта.

  • Приучить ребенка к деловому дресс-коду с начальных классов. Если вы воспитываете будущего бизнесмена или политика, то школьная форма может стать отличным помощником в этом. Родитель сможет приучить ребенка носить костюм, натирать туфли и вообще, следить за своим внешним видом с семилетнего возраста. Особенно повезет тем, школы которых не закупают форму самостоятельно, а рекомендуют придерживаться делового стиля. Сейчас в магазинах есть множество фасонов и цветовых вариантов школьной одежды на любой вкус.
  • Быть на равных. Дабы не разжигать конфликты и зависть между одноклассниками, школьная форма будет отличным средством во избежание подобных ситуаций. Дети не смогут визуально делить друг друга на «своих» и «чужих». Научатся видеть в соседе по парте личность и уникальные внешние данные, а не красивые атрибуты.

«Мы же носим форму, вот и вы носите!». Молодой педагог — о том, нужна ли учителям единая форма

Про школьную форму для учеников говорят много. При этом в некоторых школах форму вводят не только детям, но и педагогам. Преподаватель русского языка Юлия Загорулькина, которая ведёт самый смешной учительский твиттер, объясняет, почему никакая форма учителям на самом деле не нужна (даже если школьники считают иначе).

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Давайте для начала разберёмся, что такое форма и для чего она нужна. Обычное определение: форма, униформа (лат. forma «форма», лат. uniformis «единообразный») — одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани специальная (служебная) одежда для создания единого облика корпоративной группы. Дальше я буду говорить именно о такой форме, а не о дресс-коде, который предполагает официально-деловой стиль.

Где можно встретить людей в форме

1. Банки, магазины, отели. В общем, все те места, где человеку нужно будет сразу определить, к кому обратиться по интересующим вопросам. Консультант в магазине (не всегда в форме, но хотя бы с каким-то её элементом) должен выделяться своим внешним видом. Что у учителей? В школе всё очевидно — учителя выглядят старше, их знают в лицо, а молодых специалистов, сливающихся со старшеклассниками, не так уж и много.

2. Больницы, поликлиники. Тут, если честно, дело даже не в форме, а в символичности. О белом халате врача сложено много песен:

«И на свете тебя ещё нет,

И едва лишь откроешь глаза ты,

Твою жизнь охраняют от бед

Люди в белых халатах».

Если врачи не в белых халатах, то в специальных хирургических костюмах разных цветов в зависимости от отделения. Так обеспечивается стерильность, комфорт в движениях. Что у учителей? С символичной деталью одежды у нас не сложилось как-то с самого начала. Стерильность, как в операционной, тоже поддерживать не надо. Тогда зачем форма?

3. Заводы, предприятия, фабрики. Одно из назначений формы здесь — сохранение жизни работнику. В школе учителя рискуют не жизнью, а нервной системой и в этом им никакая форма не поможет (поможет железобетонная выдержка).

4. Предприятия общественного питания. Здесь всё тоже очевидно. Китель для повара — что белый халат для врача. Шапочка у работников столовой — чтобы волосы в еду не попадали. Опять же, зачем это всё учителю?

5. Военная форма. Если по форме военного можно определить звание или принадлежность к виду вооружённых сил, то, что определяет форма у учителя? Категорию? Первую или высшую? Соответствие занимаемой должности? Кому это надо, кому это интересно? В общем, много риторических вопросов.

Я привела неполный список, но даже этого хватит, чтобы понять — с точки зрения функциональности форма для учителя не имеет никакого смысла.

Учитель — это не просто специалист по своему предмету. Это целый образ

Личность, сложенная из множества факторов, как внешних, так и внутренних. Манеры, особенности речи, мимика, жесты, одежда, обувь, причёска — всё имеет значение. Многие могут возразить: «Если учитель интересен как личность, то на одежду никто не обратит внимания». Я вам скажу — вы не правы. Ученики всегда обращают внимание на внешний вид учителя. Представьте: на вас в течение 45 минут, а то и 90, непрерывно смотрят. Поневоле бросается в глаза каждая мелочь: в лучшем случае цвет лака или заколка в волосах, в худшем — пятно или дырка на рубашке. Одежда для учителя — это ещё один способ обратить на себя внимание, если хотите. Мне лично всегда было приятно смотреть на своих учителей в красивых платьях или со вкусом подобранных костюмах. Для некоторых учителя становятся ни много ни мало образцами для подражания с точки зрения стиля. Да, даже так!

А теперь подумайте, что получится, если упаковать учителя в серый сарафан в голубую клетку. А потом вы выйдете в коридор, и таких сарафанов разных размеров будет ещё 10 штук. Ваша любимая Марья Ивановна останется всё той же Марьей Ивановной, но глаза у неё будут грустные и настроение ни к чёрту, потому что для женщин важно быть красивой и неповторимой. Но дело не только в красоте и неповторимости.

Ничего хорошего не произойдёт, если загнать в рамки творческую личность. Внутренний дискомфорт рано или поздно найдёт своё отражение. Это касается и учеников, между прочим.

Теперь объясню, почему форма для учителей невозможна и с технической стороны. Форма — это строго определённые фасоны, ткань, цвет. При этом все мы понимаем, что никто не будет учитывать:

  • особенности телосложения, типы фигуры;
  • цветовые предпочтения;
  • качество ткани;
  • предпочтения в выборе фасона.

То есть никто не возьмёт у тебя индивидуальные мерки, не поинтересуется, любишь ли ты юбку-карандаш и идёт ли тебе фиолетовый цвет. Я посмотрела сотни фотографий разных форм и не нашла ни одного достойного варианта. Да, все смотрятся одинаково, это тот самый «единый облик корпоративной группы», но если вглядываться в каждого по отдельности… Не может одинаково хорошо сидеть юбка-карандаш на человеке 42 размера и 56-го. Не может оранжевый цвет подходить всем без исключения.

Для чего всё это делается? Чтобы учителя, глядя друг на друга, думали про себя: «Ура! Я часть коллектива! Мы занимаемся единым делом! Корпоративный дух нас объединяет!» А что, без серого сарафана вы не часть коллектива и не занимаетесь единым делом? Кстати, ещё один вопрос, который меня волнует, а кто за всё это удовольствие будет платить?

Что могут возразить школьники (с нотками мщения)

«Мы же носим форму, вот и вы носите!»

Друзья, вы носите форму, потому что она немного вас дисциплинирует. Учитель — взрослый человек, он понимает, что пришёл на работу. Учителя отличает самоорганизованность, а вам нужен внешний контроль, в том числе и на уровне одежды.

«Я понимаю, что я в школе, и мог бы себя вести адекватно и без всякой формы»

Я прекрасно понимаю ваше негодование и сочувствую. Как много проблем могла бы решить формулировка «официально-деловой стиль» в школьном уставе! Но увы.

«Ой, у нас некоторые учителя ходят так, что лучше бы они форму носили»

Да, к сожалению, есть люди, которые перестают ухаживать за собой. Зависит это не от профессии, а от личности.

А ещё возражения от учителей

«Форма — это очень удобно. Передо мной никогда не стоит проблема, что надеть»

Это, конечно, аргумент. Но подходит он не всем. Вам всё равно, в чём ходить, а кто-то с удовольствием подбирает наряды.

«У нас старейшая гимназия в городе, ученики и учителя с радостью носят форму, и никому в голову не приходит отказаться от этого»

Вот здесь я соглашусь. Если форма — это давние традиции учебного заведения, то носить её будешь с гордостью и без указаний администрации. Это тот случай, когда действительно хочешь быть частью чего-то целого и единого. Но я таких учебных заведений знаю единицы.

Мне кажется разумным ввести один какой-нибудь аксессуар, который бы объединял учителей на торжественных мероприятиях. Будь то значок, эмблема или шарфик. Нужно? Надели. Мероприятие закончилось — сняли. А в повседневной учебной жизни давайте просто будем опрятными, свободными и красивыми.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*