admin / 20.02.2020

Зеркало карлос сантос

Театральный и гастрообозреватель GQ сходили на иммерсивный ужин «Зеркало Карлоса Сантоса»

Зеркало Карлоса Сантоса

Оба хорошо поели, но, кажется, так ничего и не поняли.

Дмитрий А. Быков:

Один неприятный человек якобы хватался за пистолет, когда слышал слово «культура». Пистолета у меня нет, но очень хочется что-нибудь схватить и куда-нибудь метнуть всякий раз, когда я слышу слово «иммерсивный». Прежде оно соседствовало со словом «спектакль», затем прилепилось к «опере». Ну а теперь, поздравляю, мы дожили до «иммерсивного ужина». Что это такое?

Это, разумеется, вечернее мероприятие в месте, которое вам еще предстоит отыскать. Даже если вы знаете район Страстного бульвара и Большой Дмитровки как свои пять пальцев, с инструкцией от организаторов иммерсивного ужина (ресторатора Евгения Кадомского, режиссера Талгата Баталова и драматурга Максима Курочкина) вам придется попетлять по дворам, протискиваясь в зазоры меж домов, чтобы отыскать заветную дверь.

Ничего особо нового в соединении еды и театра нет. Еще «Черный русский» – один из первых иммерсивных в Москве – поил зрителей водкой с подходящими закусками. И это было вполне логично для спектакля по одному из самых русских произведений одного из самых русских авторов (речь, напомним, про пушкинского «Дубровского»). Логики же, связывающей действо, разворачивающееся на глазах и в ушах зрителя «Зеркала Карлоса Сантоса», нет вовсе. Вас сначала водят по залам с актерами, а затем кормят. О логике тут в принципе не очень заботятся. Например, по объяснениям авторов, Карлос Сантос (имя которого ни разу не звучит в процессе представления) – это комбинация имен Карлоса Кастанеды и Санта Клауса. Очевидно, от первого – обилие грибов на ужине, а от второго – исполнение мечты, которое, как уверяют создатели, и является сутью спектакля. Но при чем тут зеркало? Если вы спросите, вам просто загадочно улыбнутся.

На сайте спектакля убедительно просят не раскрывать хитроумные повороты сюжета, дабы не испортить новым зрителям удовольствия. Поэтому ограничимся общими сведениями. Вы еще с несколькими участниками бродите примерно в течение часа по небольшим помещениям. В лучших традициях иммерсивности, на вас маска и наушники – а также балахон, делающий фигуры зрителей совершенно неотличимыми друг от друга. Всю дорогу в наушниках звучит голос, рассуждающий по большей части о смысле жизни и бренности бытия. Перед зрителями пляшут, дерутся, обнимаются, их рассаживают, а порой даже укладывают. Несмотря на сопровождающий вас постоянно голос вы, скорее всего, будете мучиться вопросами, которые останутся неразрешенными. К чему все это? Как связаны меж собой сцены? И при чем тут зеркало? Чтобы вы не расстраивались, вас под конец утешат гипотетической возможностью исполнения заветной мечты (я попросил у Карлоса Сантоса карликового жирафа) – ну и, конечно, ужином.

Иван Глушков:

На мероприятие под названием «иммерсивный ужин» я попадаю не в первый раз. И снова, как и раньше, понятия «иммерсивный» и «ужин» оказываются никак не связаны.

Начинается действо под названием «Зеркало Карлоса Сантоса» в декорациях какой-то то ли финской, то ли шведской квартиры, в которую заводят зрителей, и в которой жена, ждущая, очевидно, мужа, ставит на стол чай и пирог. Отлично, думаю я, сейчас мы, видимо, будем участвовать в какой-то сценке с поеданием пирога. Странно, конечно, что начинается все со сладкого, но почему бы и нет. Но пирог – не ружье, обязанное выстрелить, решили создатели спектакля. Понаблюдав за путаным выяснением отношений между женой и мужем, мы отправились смотреть другие странные сценки, а сиротливый пирог остался на столе. Больше ничего, хоть как-то напоминавшего о еде, в спектакле не было.

Полтора часа спустя, окончательно ошалев от бессмысленной болтовни в наушниках – как будто второкласснику-второгоднику задали написать сочинение на тему «Выступление профессора философии на научном симпозиуме» – я и другие зрители оказываемся перед длинным накрытым столом. Ужин, разумеется, никакой связи с предшествующим спектаклем не продемонстрировал.

Зато продемонстрировал явную связь организаторов с фирмой-поставщиком орехов и сухофруктов. Каждое блюдо было от души посыпано молотым фундуком, в салатах то и дело встречались финики, пекан и грецкие орехи, в блюде с бараниной (очень недурно, кстати, приготовленной) плавали блеклые кружочки кураги.

В целом, еда, конечно, не ресторанная – такой развеселый ужин у хозяйки, сходившей утром в хороший супермаркет за углом и наготовившей всякого. Большая тарелка с овощами и зеленью, салат с нутом и помидорами, хумус, тот самый салат из шпината с финиками, тушеная баранина, жареная рыба, вино красное, вино белое. За 6000 рублей (а билет стоит именно столько) можно устроить себе хороший ужин в хорошем ресторане, а для большего эффекта за едой по кругу слушать в наушниках вот эту запись.

В цифрах

12 зрителей в группе 12 комнат, наполненных смыслом 24 актера 10 метровый стол 1000 квадратных метров

Контакты

Адрес: Москва, Улица Большая Дмитровка, дом 32, строение 1 Телефон: +7 985 961 08 08 (активен с 16:00 до 22:00)

Стоимость билета 5000-6000 руб

Официальный сайт: http://zerkalo.in

Зачем клиенту иммерсивность?

Клиент, заказывая мероприятие, ждет от организаторов, что его праздник будет интересным, увлекательным и неповторимым. Однако, эксклюзивная площадка, присутствие звезд, оригинальные шоу сами по себе не способны сделать праздник захватывающим. Все это, в большинстве своем, они видели на других мероприятиях.

И только ИСТОРИЯ, которая произойдет с участниками мероприятия, будь это свадьба, корпоратив или мотивирующий тимбилдинг, способна удивить!

ИММЕРСИВНЫЙ УЖИН-это именно та ИСТОРИЯ, которая даст вашему мероприятию тот накал страстей, тот ряд уникальных событий, ту заинтересованность, которая сделает праздник поистине УНИКАЛЬНЫМ!

Что такое иммерсивный ужин?Показать полностью…

Иммерсивный ужин стал закономерным итогом нескольких тенденций – как в актуальной режиссуре и сфере развлечений, так и в области городского досуга.

Совмещение гастрономичности ужина и театрализации вечера, когда создается эффект полного погружения в сюжет постановки, этого театра вовлечения, где зритель становится полноправным участником происходящего. Все действие происходит прямо на ужине. Вкушая изысканные блюда от шеф-повара и его команды, все окунаются в таинственную историю всемирно известных персонажей! Актеры же находятся среди гостей и выстраивают свою сюжетную линию учитывая присутствие гостей.

Какие условия работы с агентствами?

Схема работы с агентствами такова:

1) Когда к вам в агентство обращается клиент, вы предлагаете ему провести мероприятие с элементами «иммерсива».

2) Если ему интересна это идея, я придумываю «иммерсивное» мероприятие (свадьбу, корпоратив, презентацию) под вашего заказчика, учитывая все особенности ТЗ.

3) Мы бесплатно делаем предложение для вашего клиента. Просчитываем смету «иммерсивной» части мероприятия.

4) После утверждения предложения начинаем работать.

Что получаете Вы:

-Заинтересованность потенциального клиента вашими уникальными услугами и индивидуальным подходом к его мероприятию.

-Дополнительную прибыль от иммерсивной части мероприятия.

— Воплощение нестандартных мероприятий вашим агентством, послужит Вам отличной репутацией среди постоянных и будущих клиентов.

Какие требования к площадке?

Площадка может быть ЛЮБАЯ. Все зависит от тематики мероприятия: это и особняк Смирнова, и подземная парковка, и открытая площадка.

В особняке Смирнова можно сделать историю Лермонтовского «Штосса», в подземной парковке устроить тематический тимбилдинг по теме «Шамбалы», в ресторане подмосковного отеля устроить Ужин с «Призраком Оперы».

Фишка иммерсивности в том, что основную нагрузку несет идея мероприятия, захватывающий сюжет, погружение в предполагаемую историю.

Иммерсивное шоу «Зеркало Карлоса Сантоса», Москва — отзыв

Я в шоке от увиденного! Отобрали ВСЕ личные вещи, свозили в морг, отправили на тот свет, отпели в церкви… Попробую сдержать эмоции и рассказать обо всем по порядку.

В последние пару лет в Москве набирает популярность новый вид развлечений — иммерсивное шоу, иммерсивный спектакль, иммерсивный ужин, есть уже даже иммерсивный балет и иммерсивная опера.

Что такое иммерсивное шоу?

Это действие с вовлечением в него зрителя. Можно прогуливаться среди героев спектакля, заходить в разные комнаты, а в некоторых из шоу принимать непосредственное участие и решение, что будет происходить дальше.

Хочу поделиться информацией об одном из таких мероприятий под названием «Театральный променад с ужином в финале «Зеркало Карлоса Сантоса».

Информация о шоу «Зеркало Карлоса Сантоса» с официального сайта скудна и расплывчата:

12 зрителей, 12 комнат, 24 актера, 1000 квадратных метров.

Зеркало Карлоса Сантоса – это полуторачасовой спектакль от неоднократного номинанта премии «Золотая маска» Талгата Баталова по пьесе лауреата премии «Антибукер» Максима Курочкина в пространстве speak easy театра «Зеркало». Это 1000 квадратных метров в самом центре Москвы в двух шагах от Пушкинской площади. Каждый спектакль играется только для 12 зрителей, которых ожидает совместный ужин с вином в финале.

Стоимость билета 6000 рублей (по пт и сб) и 5000 рублей в будни.

Создатели, конечно же, даже завесу не приоткроют о том, что вас ждет, чтобы сохранить интригу и заманить как можно больше любопытствующих на свое засекреченное шоу.

В назначенный день в обед позвонили сообщили, что шоу переносится на 45 минут позже (видимо, не продали нужное количество билетов).

У лифта на первом этаже предупреждающая надпись: «Воспользуйтесь туалетом прямо сейчас».

Не откладывайте, так как туалетной комнатой можно будет воспользоваться только после окончания шоу в ресторане!

И поднимаетесь на третий этаж.

Предъявляете билеты и Вам предлагают заполнить форму, указав свои ФИО, эл. адрес, номер телефона и подписать документ, что Вы ознакомлены и согласны с договором оферты. Все подписывали не глядя, а я поинтересовалась, что это за договор оферты и как с ним ознакомиться, прежде чем подписывать документ.

И тут выясняется, что…

8.7. Все средства связи и иная техника (включая, но не ограничиваясь, телефоны, смартфоны, планшеты, фото – и видео-камеры) должны быть сданы в гардероб в специальные сейфы, при этом отключены или переведены в бесшумный режим ожидания. Все средства связи и иная техника будут возвращены владельцу билета, после основного действия через 1 час 45 минут в ресторане.

А у меня с собой два смартфона, фотоаппарат с объективами. Ну что делать, сама виновата, нужно вовремя читать договор оферты при покупке на сайте! Понятно, что устроители шоу предохраняются всеми возможными способами, чтобы не было никакой возможности сделать фото-, видео-, аудиозапись.

Перед сдачей техники всем на руки надевают розовые браслетики и предлагают расположиться в зале с приглушенным светом.

Приходит девушка, представляется психологом и начинается какой-то скучный разговор, в процессе которого девушка предлагает на выданном листе бумаге написать свои мечты. Причем предлагает расписать их откровенно и в мельчайших подробностях, добавляя, что этот лист бумаги никто никогда не увидит, так как он останется у каждого из нас.📍ЭТО НАГЛЫЙ ОБМАН № 1! В конце отзыва расскажу, почему.

После этого в «гардеробной» вас ждет «сюрприз» в виде неукоснительного указания сдать не только смартфоны и фототехнику, но и ВСЕ личные вещи, включая дамские сумки!!!📍ЭТО ОБМАН № 2! В договоре оферты о том, что ВЫ БУДЕТЕ ОБЯЗАНЫ сдать сумки со ВСЕМИ ЛИЧНЫМИ вещами ни слова!

Гардероб представляет собой передвижную вешалку, кажется на колесиках.

Далее Вас ждет очередной «сюрприз» 🎁 , от же ОБМАН № 3 📍

Что Вы представляете себе, когда читаете в договоре, что вещи будете сдавать в специальные сейфы? Наверное индивидуальные ячейки с ключами? А вот и нет! Вы просто сдаете свои сумки с дорогими телефонами и прочим бесценным содержимым в гардероб, где на нее навешивают бирочку с номерком, указанным на вашем розовом браслетике. А сумки ставят в общий шкафчик.

В договоре оферты предусмотрительно указано:

Договор может быть расторгнут по инициативе Заказчика – в случае отмены заказа. В указанном случае уплаченный Заказчиком аванс возврату не подлежит.

Если Вы отказываетесь сдать свою сумку с личными вещами, Вы не будете допущены на шоу, а деньги по доброй воле вам никто не вернет!

И еще конечно же в договоре оферты Заказчик дает Исполнителю карт-бланш на использование всех своих персональных данных:

10.1. Заказчик дает Исполнителю согласие на обработку своих персональных данных (в том числе фамилии, имени, отчества, адреса, телефона, факса, адреса электронной почты, даты рождения, пола, паспортных данных, а также иной указанной информации), в том числе на любые действия (операции), совершаемые с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными Заказчика, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ)

После (экспроприации) добровольной сдачи личных вещей и сумок с кошельками, паспортами, карточками, полисами, фотографиями, ежедневниками и прочими личными секретиками, все участники надевают серые длинные робы с капюшонами и маски на лицо, очень плотно прилегающие и не очень комфортные (

Общаться или разговаривать во время шоу запрещено, если по какой-то причине хотите выйти, нужно поднять руку, но вернуться обратно уже будет нельзя.

Каждому выдаются наушники и специальное включенное устройство и, взявшись за руки, все цепочкой заходят в комнату № 1. Действие начинается.

В конце первого акта всем предложили надеть наушники, мне было ужасно некомфортно, так как музыкальное и текстовое сопровождение было слишком громким, буквально взрывающим мозг.

Конечно, все в том же договоре оферты на сайте есть предупреждение:

8.10. При проведении мероприятия будут использованы световые и звуковые эффекты, которые возможно могут стать причиной сильного эмоционального потрясения, в связи с чем Исполнитель не рекомендует посещать мероприятие беременным женщинам и лицам, страдающим от клаустрофобии, эпилепсии и иных заболеваний.

В комнатах № 2 и 3 Вам начинают гипнотическим голосом вещать, что свою жизнь Вы прожили зря, а после всех по одному выводят и в одиночестве оставляют в ожидании в темном лабиринте, в котором периодически то гаснет, то зажигается свет. В наушниках при этом звучит все та же депрессивная хрень.

А дальше начинается нечто, на мой взгляд запредельное и способное поколебать психику даже здорового человека. Вас берут за руку, заводят в комнату, где Вы попадаете на рельсы и в наушниках вещают, дескать, вот сейчас Вы умрете, приготовьтесь, ну что, чего Вы успели достичь в этой жизни? И фраза, которая врезалась в память: «Ты не умрешь так просто и красиво!».

Дальше Вас на кушетке везут в морг. Спасибо хоть, что не вперед ногами! Ощущения пренепреятнейшие и жуткие! В «морге» Вы довольно долго слушаете историю про мертвых, про всякие жидкости и порошки… Дослушать это до конца я не смогла, сняла наушники и просто лежала, думая о хорошем.

📍 ОБМАН № 4 — информация о шоу на сайте организатора.

ПРОМЕНАД – в переводе с французского означает «прогулка». Жанр театра-променада, в котором зритель погружается в зрелище, развивается уже более 50 лет и стал востребованным в России в последние годы. Люди могут неформально одеваться, свободно перемещаться, общаться и делиться впечатлениями.

Разве похоже все вышеописанные действия над зрителями в масках, робах и наушниках на прогулку/ПРОМЕНАД???

А, кстати…

9.9. Заказчик полностью несет ответственность за свое здоровье. Исполнитель не может нести и не несет ответственность за вред, связанный с любым ухудшением здоровья Заказчика

Товарищи организаторы шоу! О ТАКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ НАД ПСИХИКОЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НАДО!

Потом всем предлагают снять маски и задают довольно откровенные вопросы, касаемые личной жизни, даже «Изменяли ли Вы когда-нибудь?». Зачем и с какой целью такие вопросы задают людям со снятыми масками в помещении, где ведется видеозапись?

Как шпион 80 уровня на всякий случай ответы давала с точностью наоборот ))

📍 А теперь вернемся к ОБМАНУ № 1. Помните, вначале шоу Вам предлагали откровенно написать свои мечты и обещали, что этот листок никто никогда не увидит, так как он останется у Вас? Попрощайтесь с ним, ибо все Ваши откровения Вам предложат заложить в капсулу и отправить «в никуда», а точнее — пневмопочтой напрямую «в космос», где Ваша мечта исполнится, ага.

Итак, поздравляю, Вы на час отдали в чье-то распоряжение все свои личные вещи и документы, прилюдно ответили на вопросы относительно вашей личной жизни и собственноручно отдали листок со своими откровенными желаниями.

Дальше всех ждала еще одна весьма странная комната, но после морга нас уже ничем не испугать. Рекомендую садиться ближе к проходу, чтобы насладиться видом из среднего окна

Теперь я понимаю, почему шоу заканчивается ужином с вином — чтобы было время прийти в себя после увиденного. Еда вкусная, рыба, нежное мясо, хумус, тыквенное пюре, сырые и жареные овощи, сыр с сухофруктами, оливки, каждый накладывает себе сам, что хочет. Винишко довольно неплохое, разливается сразу по бокалам в небольшом количестве на каждую персону.

Во время ужина с нами непринужденно беседовала девушка-представитель шоу, что понравилось, что не понравилось, что больше всего впечатлило. Я помалкивала, попивая винишко, раздумывая о том, смогу ли я сегодня уснуть после всего увиденного? Потом нам настоятельно предложили забирать свои личные вещички из шкафчика, пофотографироваться при желании и в темпе вальса покинуть помещение, так как на следующая партия зрителей, прошедших через лабиринт смерти, была уже на подходе.

Место для селфи:

На выходе в «гардеробе на колесах» нас ожидали вещички, сиротливо висящие без присмотра. Вспомнился мне конец рассказа Зощенко «Баня»:

Обожди,— говорит гардеробщик,— когда публика разойдётся — выдам, какое останется.

Я говорю:

— Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же.

В своей жизни я стараюсь ограничить себя от неприятных людей, неприятных ощущений, не смотрю фильмы ужасов и уж точно не стала бы посещать шоу, на протяжении которого зрителям внушают мысли о смерти, о бессмысленности жизни, а потом и вовсе отправляют на тот свет через морг. Спасибо хоть в гроб не положили 🙀

Сцены в остальных комнатах скорее всего не нанесут никакого вреда психике (но это не точно).

За жесткий эксперимент над психикой и обманы потребителя двойка, но за приятный ужин накину единицу )

Приятного просмотра и аппетита! )

Скоро поделюсь впечатлениями после посещения шоу «Морфеус» и «Вернувшиеся» 😉

Чтобы пощекотать нервишки посмотрите «Пирсинг»

И напоследок парочка ссылок на отзывы о различных мероприятиях:

Выставка VIVA LA VIDA. ФРИДА КАЛО И ДИЕГО РИВЕРА

Это фиаско, братан — Выставка «Сальвадор Дали и Пабло Пикассо»

Приготовить себя. Что такое «Зеркало Карлоса Сантоса» и как оно создавалось

Ɔ. Мне кажется, это мероприятие рассчитано на людей от 25 лет, которым…

Евгений Кадомский: Которым важно, живут ли они в соответствии со своими желаниями, идут ли они к своей мечте. Которым нужно свериться — в той ли точке на пути к своей цели они находятся. Зрители могут воспринять все происходящее во время мероприятия как невинный развлекательный опыт, но при этом весь интерактив, который с ними происходит, может помочь им заглянуть в свой внутренний мир. Наша задача здесь — только обеспечить условия для этого.

«Зеркало Карлоса Сантоса» — это спектакль?

Евгений Кадомский: Это «ресторан в трех действиях, где готовят тебя». Это синтетическое искусство, которое соединяет совершенно разные вещи. Попытка положить это на какую-то определенную полку обречена на провал. Вы бы чем это назвали?

Талгат Баталов Фото: Дмитрий Кочетков

Ɔ. Похоже на иммерсивный спектакль, но все же что-то совсем другое. Скорее, это перфоманс?

Евгений Кадомский: Сложно обозначить все происходящее во время нашего мероприятия одним словом. Все тексты, звучащие во время действия, напрямую не описывают вещи, а только намекают на них. Единственное, что могу сказать: в начале спектакля вы записываете свое желание на бумажке, с которой «путешествуете» по пространствам спектакля, и через ряд художественных событий вы можете переосмыслить значимость этих желаний и многое другое.

Талгат Баталов: Наш проект — это действительно многогранный синтетический перфоманс, попытка разбудить нашего внутреннего ребенка и вспомнить о своих истинных желаниях.

Ɔ. Почему вы назвали проект «Зеркало Карлоса Сантоса»?

Евгений Кадомский: Это сочетание имен Карлоса Кастанеды и Санта-Клауса, первый отвечает за погружение в себя, второй — за сказочность происходящего.

Талгат Баталов: А зеркало — это центральная сцена спектакля. О ней мы не станем говорить, чтобы не спойлерить. Да и невозможно об этом рассказать словами, перед этим зеркалом нужно оказаться.

Фото: Дмитрий Кочетков

Ɔ. Почему вы взялись за этот проект?

Талгат Баталов: Мне хотелось попробовать создать что-то в необычном, новом театральном жанре и в нетрадиционном для театра пространстве. Появилась такая возможность — и я ею воспользовался. Я пригласил своего друга, прекрасного драматурга Максима Курочкина поучаствовать в проекте. Максим написал текст для аудио, которое на протяжении спектакля слышат участники через наушники. Идеи для некоторых сцен нашего проекта появились как раз благодаря его текстам.

Евгений Кадомский: А я случайно оказался в помещении, где теперь существует «Зеркало Карлоса Сантоса». Потом сел в поезд Москва — Петербург, и внезапно мне в голову пришла идея этого проекта. Она не отставала от меня, и я понял, что придется все это сделать.

Ɔ. Проект появился благодаря вашему опыту переосмысления своих желаний?

Евгений Кадомский: Опыт поиска себя, осознание своих желаний — это общечеловеческий опыт. В современном мире, когда нас вот-вот заменят роботы, вопрос о том, кто такой человек и зачем он живет, становится особенно важным.

Талгат Баталов: Еще у человека очень редко бывает возможность побыть наедине с собой, когда он живет в мегаполисе. Мы хотели дать людям такую возможность. Кто-то, например, приходит с мыслью «сегодня надо заплатить за ипотеку» — а мы предлагаем подумать о простых, но очень важных вещах, например: «Был ли я когда-то свободен?»

Евгений Кадомский Фото: Дмитрий Кочетков

Ɔ. С чем можно сравнить ощущения, которые испытывает посетитель вашего ресторана?

Евгений Кадомский: Такие же, какие вы получаете, когда пробуете еду, которую никогда раньше не пробовали.

Ɔ. Есть что-то, что вдохновляло вас?

Талгат Баталов: Здесь, конечно, есть какой-то опыт моих предыдущих спектаклей, но я не могу сказать, что вдохновлялся чем-то конкретным. В начале работы мы до конца не представляли, к чему это приведет. Я отказался посещать иммерсивные спектакли, которые шли в Москве или в других городах, чтобы идеи оттуда не «наслоились» на наши — мне было важно делать что-то абсолютно новое. Я был ограничен как режиссер тем, что актеры в спектакле не разговаривают. Но в театре очень важно создавать для себя такие ограничения, и чем их больше, тем интереснее рождаются идеи — как показать то, что ты хочешь показать.

Евгений Кадомский: Но у нас все-таки с самого начала было цельное видение этого проекта, поэтому у нас не было нужды на кого-то оглядываться.

Фото: Дмитрий Кочетков

Ɔ. Не подменят ли иммерсивный театр и перфомансы театр классический?

Талгат Баталов: Очень сложно ответить на этот вопрос однозначно. Я думаю, что театр должен быть в первую очередь современным в плане вопросов, которые он поднимает — и тогда не важно, в классической ли театральной «коробке» это происходит, где есть четко разграниченные сцена и зал, или же это нечто site-specific на заводе.

Очень хорошо, что у нас есть фестиваль «Золотая маска» — он просто необходим. Он дает людям увидеть срез сегодняшнего российского театра. Этот фестиваль динамично развивается, и он очень важен для театров в провинции, потому что дает им мотивацию заниматься театральной работой там, где за нее платят условные десять тысяч рублей.

Автор — Александр Косован

ЗЕРКАЛО КАРЛОСА САНТОСА | Ресторан, где готовят тебя

Мечта во плоти!

Наконец набрался внутренних и внешних ресурсов и сходил на самый обсуждаемый (а с недавних пор еще и скандальный) спектакль “Зеркало Карлоса Сантоса​”.

Доподлинно известно следующее:

1. Почти все подробности держатся в тайне. И в тайне их приходится сохранять, поскольку именно “таинство” на восприятие спектакля работает очень хорошо, играя с ожиданиями “худшего в надежде лучшее”.

2. Этот спектакль — ресторан. Только готовят там не для тебя, а непосредственно тебя. Но вкусно накормить, между тем, таинственно обещают.

3. На каждый показ спектакля допускается не более 12 зрителей. Если все из них “приготовятся”, им придется разделить трапезу, воссоздав “Тайную вечерю”.

Ну и, конечно, этот спектакль — иммерсивный. То есть ты не “сидишь в зале”, не “смотришь на сцену”, ты ходишь “внутри спектакля”, непосредственно погружаясь в происходящее.

Так вот,

первое, что хочется отметить, что обычно на всех иммерсивных мероприятиях ты относительно хаотично перемещаешься по пространствам в комфортном для себя режиме. Здесь же режиссер Талгат Баталов​ задает буквально захватывающий темп. За один этот темп уже хочется пожелать всем на этот спектакль попасть. Тоталитарно, брутально, драйвово. Тебя не кокетливо ведут по драматургической “трубе”, а решительно по ней спускают. Но едва приходит мысль, что не мешало бы и дух перевести, как внезапно насыщенность сменяется, и тебя обволакивает медитативный лаунж.

Износ зрителя, его готовность к концентрации и вниманию, его интерес просчитаны идеально. Каждую минуту создавалось особенно ценное ощущение, что спектакль сделан с позиции именно зрителя. То есть режиссер не “подвергает зрителя испытанию”, “не ждет от зрителя какой-то работы”, а делает так, чтобы ему самому, будь он зрителем, было интересно.

И тут сразу на поверхность проступает второе сильное режиссерское воплощение — это непосредственно точка входа в погружение. Когда у спектакля такой бодрый темп, очень важно им не ошарашить, не оглушить и не дезориентировать раньше времени. И находка в том, что тут такая точка входа не одна, их — пять. Каждая погружает по-своему и на новую глубину.

Начнется для вас все еще до спектакля — с поиска локации. Это почти site-specific в миниатюре. У вас есть инструкции, по ним вам нужно найти где собственно “спектакль-ресторан” находится. И вы в довольно знакомое место идете довольно незнакомым маршрутом, без какой-либо уверенности, что готовить вас не начнут без вас.

Затем вам придется преодолеть ресепшн, где придется подписать “оферту”. Я нервно пошутил, что “теперь моя жизнь и смерть принадлежит вам?”, но почему-то в ответ никто не засмеялся. Просто отстраненно положили “оферту” вместе с остальными.

После вы собираетесь вместе с другими “счастливчиками” в эдаком дантовском “лимбе”, шапочно знакомитесь, испытываете всю вызванную этим неловкость, и отправляетесь якобы непосредственно к началу спектакля.

Там немного дорабатывают ваш внешний вид, и вот началось что-то театральное. Вы думаете: окей, ну теперь точно поехали! И пока вы пытаетесь “въехать”, вдруг ни с того ни с сего разверзается еще одна глубина и “труба” засасывает вас с головой.

Тут придется сделать отступление.

Дело в том, что я — не самый психо-неврологически устойчивый человек. Любых “сюрпризов” я скорее опасаюсь, чем радуюсь им. Поэтому до спектакля я активно пытался в разных тональностях выяснить надо ли мне бояться. Будут ли в частности змеи? (их я боюсь панически). Будет ли страшно? Насколько страшно? К чему готовиться?

Все мои знакомые, которые сходили туда раньше меня, в один голос уверяли: “там вообще не страшно, ничего не бойся”. И с каждым новым таким ответом, я все больше убеждался, что всё, мне — каюк (надо просто знать моих знакомых и их чувство юмора). Чтобы вы понимали степень паранойи, перед походом я всем сообщил как они мне дороги, и пару человек предупредил, что если через 3 часа не выйду на связь, то “прощайте!”. Даже тело забрать не знаю откуда.

И решительно направился навстречу смерти. Я буквально верил, что наконец сделаю что-то социально полезное: если на этом спектакле кто-то может помереть, пусть им буду я. Зато других уберегу.

Более того, во мне какая-то прямо блогерская ответственность проснулась. То есть, пока я летел по этой “трубе” (это образное выражение, в трубах вас никто летать заставлять не будет), полный ожидания встречи с самыми кошмарными для себя существами, локациями и ситуациями, я попутно обращал внимание на все вокруг: а как будет другим? Как люди в более почтенном возрасте пройдут через это? Каково будет людям других комплекций?

Итак,

Во-первых, я — жив.

Во-вторых, выходя я написал всем, что “это — огонь!”

В-третьих, я подробно выслушал всех “счастливчиков”, кто был там со мной. Сошлись на том, что у одного человека из всей группы был один “неприятный” момент. Но именно “неприятный”, не шокирующий, не ужасающий. Для меня самым тяжелым оказалось просто сесть за один стол с дюжиной незнакомых людей. Это было самым “неприятным”.

Поэтому, может быть меня создатели и проклянут, но я повторю за своими знакомыми: ничего не бойтесь. Там вообще не про страх, не про желание вас напугать или каким-то похожим дешевым способом шокировать.

Напротив, временами, когда темп менялся, желание обнять создателей и актеров за то, что они как-будто бы обняли тебя, с пониманием отнеслись к твоему “беспокойству” — перехлестывало все опасения “дальнейшего”. Чем глубже ты погружаешься, тем больше начинаешь команде спектакля доверять.

Актеры, к слову, подобраны невероятные. Местами есть грандиозные попадания то ли в органику, то ли в роль. Но, если вы будете на том же составе, что и я, там точно будет один человек, который существует так, что вы его долго не забудете.

И, видимо получив актерский “дримтим”, режиссер решил простых целей им не ставить. Существуют они в очень сложных условиях. Чтобы избежать прямых спойлеров и при этом как-то описать, представьте себе, что они будут с вами говорить, не произнося ни звука. Нет, не пантомимой, не “глазами”, не как либо еще. Просто словами, с помощью рта. Но без звука. Довольно невообразимо, правда? А это лишь один из приемов. Один из множества.

Каждая новая локация — задает свои условия существования. И актеры с задачами режиссера-тирана справляются как-будто бы даже с легкостью. А локаций тут много (очень хочется всех впечатлить, указав конкретную цифру, но это будет критическим спойлером — не знать в какой именно точке конец, а где лишь его “кажимость”, очень важно).

И каждая локация выполнена в своем дизайне. Это очень стильный, дорогой и качественный продакшн. Боюсь представить сколько времени потребовалось, чтобы это изысканный “дворец визуального” возвести. Вообще, когда этот спектакль снимут (если такой день когда-то настанет), туда можно будет смело водить экскурсии и рассказывать, что в каждой из комнат происходило. Один из катарсисов, который будет случаться с вами на протяжении всего спектакля, связан именно с попаданием в новую комнату и с разглядыванием ее интерьера.

Но остается разобраться с важным вопросом.

Понятно, что спектакль сделан отлично. Но это лишь ответ на вопрос “как?”. А какой собственно ответ на вопрос “что?”. Зачем туда идти, кроме знакомства с качественно и современно сделанным иммерсивным спектаклем?

Честно говоря, за этот момент я волновался даже больше, чем за свою психическую устойчивость. Очень часто слышал о том, что “много банального” в тексте. В принципе сам имел удовольствие многократно сталкиваться с иммерсивными спектаклями–аттракционами. Где все — эдакая игра, ради игры. Получи новый опыт, и ничего больше. Театр же, по крайней мере на мой взгляд, должен предлагать нечто хотя бы чуточку более глубокое.

И здесь меня как раз ожидал сюрприз из разряда “радостных”. Да, в спектакле присутствуют банальности. И их даже много. Но! Это — просто истины. Глупо предъявлять аксиоме претензию в том, что она банальна. На то она и аксиома, чтобы быть самоочевидной.

Сама же смысловая суть спектакля — в суперпозиции. Суперпозиция — это на мой взгляд лучшее и самое емкое слово, чтобы охарактеризовать весь спектакль. Вот помните про “кота Шредингера”, запертого в коробке? И пока ты ее не откроешь, он одновременно и жив, и мертв? Иными словами пока ты не сфокусируешься на чем-то одном, существуют сразу все варианты.

Вот этот спектакль ровно по такому принципу устроен: предлагает массу разных аксиом, на основе которых ты волен вывести свою собственную теорему любой причудливости. Можешь, конечно, и не выводить, а просто “покататься на аттракционе” и “получить новый опыт”, этого никто не запрещает. Писать потом трактаты “о смысле жизни”, размещать кляузы в советских газетенках, выдавать “ноту протеста создателям”, просто впадать в депрессию из-за “тленности бытия” или наоборот осознавать торжество жизни — не обязательно. При желании — можно все, на чем получится сфокусироваться во время и после.

Давайте для наглядности, опять же под разносящиеся в голове проклятия создателей, выскажусь чуть конкретнее.

Все мы — инвалиды детства. Где-то нам нанесли травму разговоры родителей, которые думали, что мы их “не слышим” или еще “слишком маленькие, чтобы понимать”. Где-то в детском саду нас укладывали на сдвинутые по двое кровати рядом с другими не всегда приятными нам детьми, нарушая наши границы. Где-то мы, сидя за партой в школе, не выносили голос учителя, засматриваясь в окно, и получая в свой адрес агрессию и негатив. Даже став взрослыми и “большими”, мы все еще, смотрясь в зеркало, видим в нем родителей, их черты лица и их полные немого вопроса глаза “ты же стал хорошим человеком, правда?”.

Эти травмы не заживают. Психика их вытесняет, “забывает”, но с возрастом — все дает о себе знать. И спектакль вот именно эти болячки помогает нащупать. Опять же, он не требует глубокой рефлексии, а лишь дает возможность ей придаться.

Или еще пример: многие отмечали, что этот спектакль поставлен в первую очередь для офисных сотрудников. В чем-то возможно так и есть. И лихой темп, и радость от возможности доказать, что все не зря, “позволив себе статусный ресторан”, на это ощущение работают. Но после просмотра/участия, понятно, что “офисная тема” в спектакле — не более чем театральная метафора “интеллектуального труда”. Самая наглядная, что ли.

Да, я охотно присоединяюсь к хору голосов, что всем руководителям департаментов нужно “Зеркало Карлоса Сантоса” рассматривать как вариант для “тим-билдинговой” активности. Но мой менеджерский опыт рекомендовал бы не просто устраивать для своего отдела “спец.показ”, а премировать отдельных сотрудников походом на спектакль в окружении незнакомых зрителей. Чтобы была шире палитра мнений после. Чтобы обсуждения выходили за рамки “а вот тот парень-актер — ну чисто наш Святослав из бухгалтерии”.

Однако, быть офисным работником, чтобы насладиться этим спектаклем — не обязательное условие. Тут скорее этот опыт даже вредит. Поскольку невольно фокусирует тебя лишь на одной из множества предложенных аксиом.

А помимо успешной реализации умственных способностей, спектакль затрагивает: вопросы внутренней и внешней свободы, экзистенциальные вопросы жизни и смерти, поиска смысла жизни, и даже религиозные убеждения.

Все эти “аксиомы” зашиты в один общий нарратив. Нарратив о детской мечте. О таинстве мечтания и умении над мечтой работать. Как ее воплотить? Почему мы можем не верить в Бога, но продолжаем верить в Чудо? Мы воплотили мечту или просто ее адаптировали под свои возможности? А может вообще придумали себе новую мечту “по-достижимее”?

А если не воплотили, кто виноват? Родители? Учителя и воспитатели? Старшие товарищи? Коллеги? Идеологический климат? Социальное устройство? Близкие люди? Жены? Мужья? Дети? Мы сами? Время? Жизнь? Смерть? Что нам мешает?

И общая история о воплощении мечты приходит к истории о плоти и духе. Плоть же — не просто сосуд для хранения духа, но и его ограничитель. Плоть нужно кормить, обслуживать, вкладывать в нее ресурсы. Но проходит время, и, как бы мы за ней не ухаживали, она неизменно все сильнее сковывает наш дух. Мы становимся менее радикальным, менее импульсивными, менее гибкими, менее любопытными. А мечта остается где-то там. Все дальше и дальше. Иногда просто плоть нам не дает ее воплотить.

И во многом по такой логике эта “над”-история о мечте приводит вас в ресторан на таинство трапезы. 12 незнакомых людей, вместе прошедшие путь осознания своего духа, остаются, чтобы удовлетворить плоть.

До спектакля я ожидал от себя двух реакций: либо “комок в горло не полезет”, либо буду “нервно молотить все подряд”. Но выходите вы оттуда крайне одухотворенными. Настолько, что декантирующееся вино в глиняном кувшине может заставить вас “оставить машину на парковке”. Трапеза вас ожидает очень-очень насыщенная. Качество ужина я, как человек к алкоголю равнодушный, всегда оцениваю по качеству вина. Особенно, если оно “заблаговременно” перелито в кувшин. Так вот, вино — хорошее. Следовательно, ужин — хороший. Но тут пусть лучше кто-то другой вам об этом расскажет. Это для меня — больная тема. Одна из моих тактических мечт — перестать быть театральным блогером, и стать наконец уже ресторанным! Там хотя бы кормят. 🙂

Напоследок,

хочется отметить, что “над”-история не является “сверх”-историей. В-третий раз вызову на себя проклятия создателей, но спектакль начнется для вас с глуповатой фразы в духе “Если бы среди нас был инопланетянин, он бы сказал, что мы все похожи. А мы похожи?”. И вот эта примитивная мысль, да еще и выраженная такой “фантастико-инопланетной” форме, оказывается важнее даже самой истории про мечту.

Потому, что у большинства из нас — две руки, две ноги, голова. Лицо выражает в целом примерно одни и те же наборы эмоций. Но что-то делает нас уникальными. Даже не просто ментально или душевно, а именно физически. И вот вы в компании других незнакомых зрителей можете эту уникальность проанализировать. Как ведете себя вы, как ведут себя другие. Почему все мы можем полярно расходиться в противоположные углы комнаты по уйме вопросов, но одинаково завороженно смотрим на звезды?

Более того, финальная “тайная вечеря” нужна во многом не для красивой метафоры с плотью. А скорее больше для того, чтобы увидеть как одни и те же события по-разному каждым “усвоились”. К вам выйдет некто из команды спектакля и просто поговорит с вами. И эта часть — может оказаться самой неприятной, но и самой “много говорящей”.

В целом же,

подводя к “ресторану, где готовят тебя”, этот спектакль — действительно ресторан. Здесь все действительно разложено на ингредиенты. Как по форме, где режиссер выступает поваром и из вырезок хореографического, site-specific, драматического, постдраматического готовит для вас роскошный театральный ужин.

Так и по содержанию, где из ломтиков разных идей и “аксиом”, вы собираете себе свое блюдо, на свой индивидуальный вкус. И приправляете его своими мечтами.

Продолжительность спектакля может варьироваться: от 2 ч 30 мин до нескольких часов (напрямую зависит от вашего пребывания на “трапезе” и увлекательности новых знакомств)

Но спектакль гарантированно продолжит “перевариваться” вами сильно дольше.

Стоит относительно дорого: от 6000₽ до 7000₽ (в зависимости даты, времени и дня недели).

Иммерсивные спектакли в принципе дорогие. За это их многие недолюбливают. И часто справедливо. Более того, во многом из-за своей стоимости они иногда прицеливаются точно в “экономически успешную” социальную группу, что на пользу жанру идет не всегда.

Но здесь, после спектакля вопроса к стоимости билета нет вообще никакой. Очень недешёвый ужин, очень дорогая локация, очень дорогой продакшн, достаточно высокая стоимость “расходного материала”.

Терпеть не могу, когда художественное начинают мерить материальным, но, если совсем упрощать, то это — тот случай, когда “спектакль свою стоимость оправдывает”.

Если есть возможность, сходите и обязательно этот “деликатес” попробуйте!

Билеты и расписание тут: http://zerkalo.in/tickets

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*