admin / 27.01.2020

Женщины в литературе

10 русских литературных героинь, которых нужно знать: взгляд со стороны

Недавно по BBC показали сериал по «Войне и миру» Толстого. На западе всё как у нас — там тоже выход кино(теле)адаптации резко повышает интерес к литературному первоисточнику. И вот шедевр Льва Николаевича внезапно вошёл в число бестселлеров, а вместе с ним читатели заинтересовались и всей русской литературой. На этой волне популярный литературный сайт Literary Hub опубликовал статью «10 русских литературных героинь, которых нужно знать» (The 10 Russian Literary Heroines You Should Know). Мне показалось, что это любопытный взгляд со стороны на нашу классику и перевёл я статью для своего блога. Выкладываю и здесь. Иллюстрации взяты из оригинала статьи.

Внимание! В тексте есть спойлеры.

Мы знаем, что все счастливые героини счастливы одинаково, а каждая несчастная несчастна по-своему. Но дело в том, что в русской литературе мало счастливых персонажей. Русские героини склонны усложнять себе жизнь. Так и должно быть, ведь их красота как литературных персонажей во многом происходит из их способности страдать, из их трагических судеб, из их «русскости».

Самое важное, что нужно понимать о русских женских персонажах: их судьбы это не истории преодоления препятствий, чтобы достичь «и жили они долго и счастливо». Хранительницы исконных русских ценностей, они знают, что в жизни есть нечто большее, чем счастье.

1. Татьяна Ларина (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

В начале была Татьяна. Это своего рода Ева русской литературы. И не только потому, что она хронологически первая, но и потому, что Пушкин занимает особое место в русских сердцах. Практически любой русский способен наизусть читать стихи отца русской литературы (и после нескольких стопок водки многие будут это делать). Пушкинский шедевр, поэма «Евгений Онегин», это история не только Онегина, но и Татьяны, молодой невинной девушки из провинции, которая влюбляется в главного героя. В отличие от Онегина, который показан циничным бонвиваном, испорченным модными европейскими ценностями, Татьяна воплощает в себе сущность и чистоту загадочной русской души. В том числе склонность к самопожертвованию и пренебрежение счастьем, что показывает её известный отказ от человека, которого она любит.

2. Анна Каренина (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)

В отличие от пушкинской Татьяны, которая не поддаётся искушению сойтись с Онегиным, Анна Толстого бросает и мужа и сына, чтобы бежать с Вронским. Как настоящая драматическая героиня, Анна добровольно делает неправильный выбор, выбор, за который она должна будет заплатить. Грех Анны и источник её трагической судьбы не в том, что она оставила ребёнка, а в том, что эгоистически потакая своим сексуальным и романтически желаниям, она забыла урок самоотверженности Татьяны. Если вы видите свет в конце тоннеля, не обольщайтесь, это может быть поезд.

3. Соня Мармеладова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

В «Преступлении и наказании» Достоевского Соня выступает как антипод Раскольникова. Шлюха и святая одновременно, Соня принимает своё существование как путь мученичества. Узнав о преступлении Раскольникова, она не отталкивает его, наоборот, привлекает к себе, чтобы спасти его душу. Характерна здесь знаменитая сцена, когда они читают библейскую историю о воскрешении Лазаря. Соня способна простить Раскольникова, так как считает, что перед Богом все равны, а Бог прощает. Для раскаявшегося убийцы это настоящая находка.

4. Наталья Ростова (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Наталья — мечта каждого: умная, весёлая, искренняя. Но если пушкинская Татьяна слишком хороша, чтобы быть правдой, Наталья кажется живой, настоящей. Отчасти потому, что Толстой дополнил её образ и другими качествами: она капризна, наивна, кокетлива и, для нравов начала 19-го века, немного дерзка. В «Войне и мире» Наталья начинает как очаровательный подросток, источая радость и жизненную силу. На протяжении романа она становится старше, познаёт уроки жизни, укрощает своё переменчивое сердце, становится более мудрой, её характер приобретает целостность. И эта женщина, что вообще нехарактерно для русских героинь, после тысячи с лишним страниц по-прежнему улыбается.

5. Ирина Прозорова (А.П. Чехов «Три сестры»)

В начале пьесы Чехова «Три сестры» Ирина — самая молодая и полная надежд. Её старшие брат и сёстры плаксивы и капризны, они устали от жизни в провинции, а наивная душа Ирины наполнена оптимизмом. Она мечтает о возвращении в Москву, где, по её мнению, найдёт свою настоящую любовь и будет счастлива. Но, по мере того, как шанс переехать в Москву испаряется, она всё больше осознаёт, что застряла в деревне и теряет свою искру. Через Ирину и её сестёр Чехов показывает нам, что жизнь — всего лишь череда унылых моментов, лишь изредка перемежающихся короткими вспышками радости. Как и Ирина, мы тратим своё время на пустяки, мечтая о лучшем будущем, но постепенно понимаем незначительность нашего существования.

6. Лиза Калитина (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»)

В романе «Дворянское гнездо» Тургенев создал образец русской героини. Лиза молода, наивна, чиста сердцем. Она разрывается межу двумя ухажёрами: молодым, красивым, весёлым офицером и старым, печальным, женатым мужчиной. Угадайте, кого она выбрала? Выбор Лизы многое говорит о загадочной русской душе. Она явно идёт навстречу страданиям. Выбор Лизы показывает, что стремление к печали и меланхолии ничуть не хуже любого другого варианта. В конце истории Лиза разочаровывается в любви и уходит в монастырь, выбирая путь жертв и лишений. «Счастье не для меня», — объясняет она свой поступок. «Даже когда я надеялась на счастье, на сердце всегда было тяжело».

7. Маргарита (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Хронологически последняя в списке, булгаковская Маргарита, чрезвычайно странная героиня. В начале романа это несчастная в замужестве женщина, затем она становится любовницей и музой Мастера, чтобы потом обратиться в ведьму, летающую на метле. Для Мастера Маргарита это не только источник вдохновения. Она становится, как Соня для Раскольникова, его целителем, возлюбленной, спасителем. Когда Мастер оказывается в беде, Маргарита обращается за помощью ни к кому иному, как к самому Сатане. Заключив, подобно Фаусту, контракт с Дьяволом, она всё-таки воссоединяется со своим возлюбленным, пусть и не совсем в этом мире.

8. Ольга Семёнова (А.П. Чехов «Душечка»)

В «Душечке» Чехов рассказывает историю Ольги Семёновой, любящей и нежной души, простого человека, которая, как говорят, живёт любовью. Ольга рано становится вдовой. Дважды. Когда же рядом не оказывается никого, кого можно было бы любить, она замыкается в компании кошки. В рецензии на «Душечку» Толстой писал, что намереваясь высмеять недалёкую женщину, Чехов случайно создал очень располагающий к себе персонаж. Толстой пошёл даже дальше, он осуждал Чехова за излишне резкое отношение к Ольге, призывая судить её душу, а не интеллект. По мнению Толстого, Ольга воплощает в себе способность русских женщин любить безусловно, добродетель, неизвестная мужчинам.

9. Анна Сергеевна Одинцова (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

В романе «Отцы и дети» (часто неверно переводят «Отцы и сыновья») госпожа Одинцова — одинокая женщина зрелого возраста, на одиночество намекает и звучание её фамилии на русском. Одинцова — нетипичная героиня, ставшая своего рода пионером среди женских литературных персонажей. В отличие от других женщин романа, которые следуют обязательствам, накладываемым на них обществом, госпожа Одинцова бездетна, у неё нет матери и мужа (она вдова). Она упорно отстаивает свою независимость, подобно пушкинской Татьяне, отказываясь от единственного шанса обрести настоящую любовь.

10. Настасья Филипповна (Ф.М. Достоевкий «Идиот»)

Героиня «Идиота» Настасья Филипповна даёт представление о том, насколько сложен Достоевский. Красота делает её жертвой. Осиротевшая в детстве, Настасья становится содержанкой и любовницей пожилого человека, подобравшего её. Но каждый раз, когда она пытается вырваться из тисков своего положения и построить свою собственную судьбу, она продолжает чувствовать себя униженной. Чувство вины отбрасывает роковую тень на все её решения. По традиции, как и у многих других русских героинь, у Настасьи есть несколько вариантов судьбы, связанных главным образом с мужчинами. И в полном соответствии с традицией, она не в состоянии сделать правильный выбор. Покорившись судьбе вместо того, чтобы бороться, героиня дрейфует к своему трагическому концу.

Автор этого текста — писатель и дипломатический работник Гильермо Эрадес. Он какое-то время работал в России, хорошо знает русскую литературу, является поклонником Чехова и автором книги «Назад в Москву» (Back to Moscow). Так что взгляд этот не совсем уж посторонний. С другой стороны, как писать о русских литературных героинях, не зная русской классики?

Свой выбор персонажей Гильермо никак не объясняет. На мой взгляд удивительно отсутствие княжны Мери или «бедной Лизы» (которая, кстати, пораньше пушкинской Татьяны была написана) и Катерины Кабановой (из «Грозы» Остроского). Мне кажется, что эти русские литературные героини более известны у нас, чем Лиза Калитина или Ольга Семёнова. Впрочем, это моё субъективное мнение. А кого бы вы добавили в этот список?

Эти удивительные женщины перевернули закостенелые устои и прежде нерушимое правило о том, что миром правят мужчины. Смогли своим талантом и умом доказать, что могут быть не хуже мужчин в деле писательства, в котором женщинам долгое время не было места.

Мемуары и редкие примеры прозы и поэзии при монарших дворах со времён Античности — вот и всё, чем могла похвастаться женская литература. Но с появлением этих блестящих талантов, превосходивших мужчин-современников, мнение о «неспособности» женщин во многих сферах пошатнулось.

Первые успешные писательницы стали одними из тех, кто дал толчок желанию выйти из тени мужчин, сломать стереотипы и устаревшие ограничения узколобых консерваторов.

Зачатки темы гендерного равенства, феминизма, свободы выбора и развития личности вне зависимости от пола или других неизменных обстоятельств — всё это впервые стало масштабно обсуждаться со времён воцарения монотеизма в религии, ведь в Античные времена женщины, пусть и нечасто, но имели возможность становиться успешными и доказывать свою состоятельность в различных «мужских» сферах деятельности (начиная от поэзии и заканчивая наукой и политикой).

Мы расскажем о самых известных и успешных писательницах, которые изменили «правила игры», установленные мужчинами.

Джейн Остин (1775—1817)

Джейн Остин называют «первой леди» английской литературы. Она родилась в семье священника Джорджа Остина, человека образованного и умного, который сам обучал своих детей и поощрял интеллектуальные развлечения в доме: любительские спектакли, совместное чтение романов, музыкальные концерты и тому подобное.

wikipedia.org

Уже в юном возрасте Джейн начала писать ироничные пародии на модные тогда литературные произведения о светских раутах и неправдоподобных романтических историях. Джейн невероятно остроумно высмеивала недалёкость и клишированность авторов того времени, а также устаревшие взгляды на общество.

«Джейн Остин», гл.роли: Энн Хэтэуэй, Джеймс МакЭвой. kinopoisk

Мягкий юмор и ирония сквозят и в ее более поздних, «взрослых» романах, которые стали классикой мировой литературы. Среди них «Гордость и предубеждение», «Разум и Чувства», «Эмма». Главные героини её историй отличаются исключительной независимостью по меркам того времени и часто передают чувства и мысли самой Остин, которая умерла незамужней, что было редкостью для леди её положения.

«Гордость и предубеждение» с Кирой Найтли. kinopoisk

Джейн Остин одна из первых писательниц, которая публиковалась под собственным именем и имела популярность у современников, а количество экранизаций её произведений и биографии — одно из самых высоких серди писателей в целом.

Мини-сериал «Эмма». kinopoisk

Мэри Шелли (1797 – 1851)

Мэри Шелли не было суждено жить обычной, «правильной» жизнью девушки того времени. Она – дочь известной феминистки и писательницы Мэри Уолстонкрафт и либерального философа, журналиста-анархиста и атеиста Уильяма Годвина. Влюбилась она в соответствующего мужчину – поэта-вольнодумца Перси Шелли и в 16 лет сбежала с ним во Францию, хотя Шелли был на тот момент женат.

wikipedia.org

В литературе Мэри Шелли стала, по сути, основательницей жанра научной фантастики. Получилось это почти случайно: как-то с мужем и Байроном они обсуждали эксперименты Эразма Дарвина, дедушки создателя теории эволюции. Считалось, что он проводил опыты, воздействуя электрическим током на мертвый организм. Это вызывало сокращение мышц и видимость оживления.

Байрон предложил каждому из беседующих написать фантастический рассказ на эту тему. У Мэри Шелли получился целый роман «Франкенштейн или современный Прометей», сюжет, который стал классическим и многократно обыгрывался в литературе, театре и кинематографе, а также породил важную и актуальную тему ответственности создателя за своё создание.

«Франкенштейн», гл.роли: Роберт де Ниро, Кеннет Брана. kinopoiskСпектакль «Франкенштейн», гл.роли: Бенедикт Камбербэтч, Джонни ли Миллер. kinopoisk

Жорж Санд (1804 — 1876)

Она же Аврора Дюпен, праправнучка короля Августа Сильного, которая носила мужской костюм, курила сигары, открыто меняла любовников, занималась политикой и называла себя «коммунистка» — это женщина значительно опережала свою время.

wikipedia.org

Аврора с детства получила прекрасное образование, но также рано начала проявлять красноречие и вольнодумие. После попытки матери выдать её замуж за нелюбимого человека, девушка взбунтовалась настолько, что её отправили на воспитание в монастырь.

В 17 лет Аврора вышла замуж за Казимира Дюдевана, в которого влюбилась из-за одиночества и трудностей в связи с её незамужним статусом. От него она родила двоих детей, но вскоре различия супругов (приземлённость Казимира и возвышенность Авроры) стали все больше рушить отношения между ними. В 27 лет Аврора ушла от мужа, уехала в Париж и с головой окунулась в литературную жизнь.

wikipedia.org

Начинала она как журналистка, написала два романа в соавторстве с тогдашним любовником Жюлем Сандо, а третий роман создала сама, взяв мужской псевдоним Жорж Санд.

За всю свою писательскую деятельность Жорж Санд опубликовала около 30 романов, пьес и книг для детей. Она смогла получить известность при жизни, хотя многие знали, что под псевдонимом скрывается женщина. Писательница сама содержала семью литературным трудом, став первой женщиной-профессиональным писателем.

wikipedia.org

Кроме того, Жорж Санд была настоящей покорительницей мужских сердец, оставаясь самодостаточной и независимой, что было непростым делом для того периода во Франции. Среди её любовников были Жюль Сандо, Альфред де Мюссе, Фредерик Шопен и т.д.

Шарлотта Бронте (1816 — 1855)

Английская писательница, старшая из знаменитой литературной семейки сестричек Бронте, первая осознала свой литературный дар и призвание, начав с написания стихов, а потом перейдя на прозу.

wikipedia.org

Писать она начала под псевдонимом Каррер Белл, чтобы в оценке ее творчества не было ни лести по отношению к женщине, ни предубеждения. Именно под этим именем она опубликовала свой первый роман «Джейн Эйр» , который стал одним из самых известных литературных произведений в Англии.

Когда брат Шарлотты и сёстры-писательницы Эмили и Энн умерли друг за другом в течение двух лет, Шарлотта осталась одна с больным отцом и стала активнее заниматься литературой, чтобы обеспечивать его и себя.

«Джейн Эйр», гл.роли: Майкл Фассбендер, Миа Висиковски. kinopoisk

Шарлотта также серьёзно относилась к образованию девушек, сама преподавала в своё время и даже хотела открыть женскую школу.

Её героиня Джейн Эйр, будучи во многом похожей на свою создательницу и являясь очень сильной личностью, вдохновила многих феминисток и стала образцом для подражания.

Эмили Бронте (1818 — 1848)

Эмили Бронте жизнь была отведена еще более короткая: в 30 лет она умерла от скоротечной чахотки.

wikipedia.org

За это время она успела написать только один роман – но какой! Это был сильный, романтический и сумасшедший роман «Грозовой перевал», наполненный человеческими страстями и природными стихиями. Его называют эталоном позднего романтизма и главным романтическим произведением всех времен.

А вот как охарактеризовал «Грозовой перевал» современник Эмили Бронте поэт Данте Габриэль Россетти: «это дьявольская книга, немыслимое чудовище, объединившее все самые сильные женские наклонности». Как иронично, что саму Эмили и её роман знают все, а о Россетти — только филологи и очень щепетильные любители поэзии.

«Грозовой перевал», гл.роли: Жюльет Бинош, Рэйф Файнс. kinopoisk

Вирджиния Вулф (1882-1941)

В межвоенный период Вулф была одной из самых значимых фигур в Лондонском литературном обществе и являлась членом кружка Блумсбери.

Писательница, литературный критик и переводчик, ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века, пацифистка и феминистка, не разделяющая любовь на ярлыки «гетеро» и «гомо».

wikipedia.org

Вулф считала, что в патриархальном обществе, женщины-писательницы нуждались в поддержке, чтобы работать и часто мечтала об аутсайдерском обществе, где женщины-писательницы создают виртуальное личное пространство для себя. Отчасти это воплотилось в Блумсбери и издательстве «Хогарт пресс».

К наиболее известным её работам относят романы: «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927), «Орландо» (1928) и эссе «Своя комната» (1929), содержащее известный афоризм: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната». Её романы считаются классическими произведениями «потока сознания». Её работы широко известны во всём мире, также они переведены на более чем пятьдесят языков.

Фильм «Орландо» с Тильдой Суинтон в главной роли, imdb

Вирджиния Вулф стала одной из центральных фигур феминизма в 1970-х годах, её работы получили много внимания и распространённые отзывы о всех аспектах творчества писательницы.

Фильм «Часы» с Николь Кидман в роли Вирджинии Вулф, imdb

Она страдала от сильных приступов психической болезни (маниакально-депрессивное расстройство) на протяжении всей своей жизни и покончила с собой, утопившись в реке в 1941 году, в возрасте 59 лет.

Агата Кристи (1890 —1976)

Агата Кристи – одна из самых известных авторов детективного жанра, ее книги относятся к наиболее часто публикуемым за всю историю человечества (после Библии и Шекспира).

Знаменитый сыщик-бельгиец Эркюль Пуаро вышел из-под ее пера уже в первом романе – «Таинственное происшествие в Стайлз», через 7 лет после него появляется на свет и очаровательная, но слишком умная старушка – мисс Марпл.

По словам Агаты Кристи, образ мисс Марпл она списала с собственной бабушки, которая «была беззлобным человеком, но всегда ожидала самого худшего от всех и вся, и с пугающей регулярностью ее ожидания оправдывались».

wikipedia.org

А еще писательница говорила, что сложные хитросплетения детективных сюжетов рождались и прорабатывались у нее в голове, когда она проводила вечера за вязанием, в обществе друзей или семьи.

К началу написания роман был уже готов от начала до конца.

«Убийство в Восточном экспрессе», гл.роли: Альберт Финни, Ингрид Бергман, Шон Коннери. kinopoisk

Кристи опубликовала более 60 детективных романов, 6 психологических романов (под псевдонимом Мэри Уэстмакотт или Вестмакотт) и 19 сборников рассказов. 16 её пьес были поставлены в Лондоне. Книги Агаты Кристи изданы тиражом свыше 4 миллиардов экземпляров и переведены на более чем 100 языков мира. Ей также принадлежит рекорд по максимальному числу театральных постановок произведения. Пьеса Агаты Кристи «Мышеловка» впервые была поставлена в 1952 году и до сих пор непрерывно демонстрируется. За свои достижения в литературе удостоена дворянского титула «дама».

Сериал «Пуаро» с Дэвидом Суше. kinopoiskДжоан Хиксон в роли Мисс Марпл

Маргарет Митчелл (1900 — 1949)

Маргарет Митчелл – автор всего одного романа, но романа поистине культового. Речь, конечно же, о книге «Унесенные ветром». А ведь до какого-то момента она даже не помышляла о карьере писательницы. Митчелл работала репортером местной газеты в Атланте и ушла с этой должности только из-за того, что получила травму ноги.

Тогда она начала работу над романом, которая продолжалась 10 лет. Книга о роковой американской красавице Скарлетт, жившей во времена войны Севера и Юга, о её любви, грехах, жизнелюбии, о «сумерках богов» для старого доброго аристократического общества плантаторов навсегда вошла в золотой фонд мировой литературы.

wikipedia.org

Свою популярность произведению принесла и легендарная экранизация романа с Вивьен Ли и Кларком Гейблом в главных ролях, которая и сейчас является классикой кинематографа.

«Унесенные ветром», гл.роли: Вивьен Ли, Кларк Гейбл. kinopoisk

Астрид Линдгрен (1907 — 2002)

Если вы не знаете, как привить детям любовь к чтению, — дайте им книгу Линдгрен. Так уж получилось, что Линдгрен искренне любила детей и творила исключительно для них. О приключениях смелой и озорной девочки по имени Пеппи Длинныйчулок она рассказывала своей больной дочке, маленькой Карен.

wikipedia.org

«Карлосон» тоже появился не без помощи дочурки – та однажды сообщала маме, что к ней прилетает маленький человечек по имени Лильонкваст, чтобы поиграть с ней. За эти истории Линдгрен заслужила неофициальное звание «всемирной бабушки».

м/ф «Малыш и Карлсон». kinopoisk

За свою писательскую карьеру создала более 80 произведений для детей, среди которых «Карлсон», «Мио, мой Мио!», «Рони — дочь разбойника», «Приключения Калле Блюмквиста», «Эмиль из Леннеберги».

Урсула Ле Гуин (1929-2018)

Гранд-дама мировой фантастики, одна из трех самых известных, признанных и уважаемых авторов этого жанра.

Родилась в 1929 году в США, до сих пор жива и продолжает писать. Вышла замуж в 24 года, счастлива в браке, родила троих детей.

wikipedia.org

Публикуется с начала 60-х и создала более 20 романов, множество повестей и рассказов, самыми знаменитымы является циклы о Волшебнике Земноморья и Хайнский цикл.

«Волшебник Земноморья», kinopoisk

По семь раз получала премии «Хьюго» и «Небьюла» — самые престижные награды в области фантастики, и удостоена титула «Грандмастер» за вклад в фантастическую литературу.

Аниме «Сказания Земноморья». kinopoisk

Существует несколько экранизаций её романов и анимационный фильм от студии Гибли и Горо Миядзаки.

Джоан Роулинг (1965)

Британская писательница, сценарист и кинопродюсер, наиболее известная как автор серии романов о Гарри Поттере. Поклонники любовно называют её «мама Ро». Книги о Поттере получили несколько наград и были проданы в количестве более 400 миллионов экземпляров. Они стали самой продаваемой серией книг в истории и основой для серии фильмов, ставшей второй самой кассовой серией фильмов в кинематографе.

wikipedia.org

Роулинг работала научным сотрудником и секретарём-переводчиком «Международной амнистии», когда во время поездки на поезде из Манчестера в Лондон в 1990 году у неё появилась идея романа о Гарри Поттере. В следующие семь лет умерла мать Роулинг, сама она развелась с первым мужем после эпизода домашнего насилия и жила в бедности с маленьким ребёнком на руках, пока не опубликовала первый роман в серии, «Гарри Поттер и философский камень» (1997), который писала в небольшом кафе в Эдинбурге. Впоследствии она написала 6 сиквелов — последним был «Гарри Поттер и Дары Смерти» (2007), — а также 3 дополнения к этой серии. Сейчас Роулинг начала писать для взрослых читателей, выпустив трагикомедию «Случайная вакансия» (2012) и — под псевдонимом Роберт Гэлбрейт — криминальные романы «Зов Кукушки» (2013), «Шелкопряд» (2014), «На службе зла» (2015).

«Гарри Поттер и философский камень» — первая часть. kinopoisk»Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 2″ — последняя часть. kinopoisk

За пять лет Роулинг прошла путь от жизни на социальное пособие до статуса мультимиллионера. Она наиболее продающийся автор в Великобритании, с объёмом продаж более 238 миллионов фунтов стерлингов. В 2008 году Sunday Times Rich List оценил состояние Роулинг в 560 млн фунтов, поставив её на 12-е место в списке самых богатых женщин Великобритании. Forbes в 2007 году оценил Роулинг как 48-ю по влиятельности знаменитость, а журнал Time в 2007 году дал ей второе место в номинации «Человек года», отметив социальное, моральное и политическое вдохновение, которое она дала своим поклонникам.

«Фантастические твари и где они обитают» — приквел Гарри Поттера. kinopoisk

Великие женщины, которые восхищают и вдохновляют миллионы людей. А кто твоя любимая писательница и почему?

Читать также:

10 экранизаций, которые оказались лучше книг

Что читать: лучшие книги этой весны

ТОП-10 фильмов о сильных и успешных женщинах на английском языке

Образ женщины в русской литературе

Образ женщины в русской литературе

Замечание 1

Образ русских женщин всегда притягивал внимание как читателей, так и любителей кино. Именно образ русской женщины – одна из самых популярных и значимых тем в русском кинематографе и литературе.

Рассмотрим образ русских женщин в литературе.

Во многих произведениях различных эпох можно встретить различные описания этого образа, однако, они схожи в одном: русская женщина – это, прежде всего, сильная и выносливая женщина, которой не страшны тяготы судьбы и которую невозможно сломать.

Рассмотрим это подробнее на примере нескольких произведений различных эпох и сравним образы женщин в них.

  • Во-первых, в произведениях русской литературы образ русской женщины может быть спокойным и нежным. Такие женщины хрупкие, кроткие и тихие, однако, сильные и гордые, смиренно несущие на своих плечах весь быт и помогающие мужчинам во всем. Пример такого образа женщины можно встретить в произведениях И. С. Тургенева.
  • Во-вторых, в произведениях русской литературы встречается также образ одухотворенной женщины, увлеченной каким-либо делом или отдающейся чему-нибудь с упоением. Пример таких образов можно встретить в произведениях Карамзина, Толстого и Достоевского.
  • В-третьих, отдельную категорию в русской литературе занимает женщина-мать. Матерям посвящено множество лирических и прозаических произведений русской литературы ибо только мать способна на большую и искреннюю любовь к своему ребенку. Пример женщин-матерей можно встретить во многих лирических стихотворениях С. А. Есенина, в поэме «Матренин двор» и во многих других произведениях.
  • В-четвертых, в русской литературе существует образ любящей женщины. На самом деле, любящая женщина в русской литературе встречается довольно часто. Любовь – это основной синоним образа женщины в русской литературе, наряду с нежностью, спокойствием и кротостью.
  • В-пятых, имеет место быть образ женщины-воина, сильной и храброй, которая наряду с мужчинами сражается с врагом. Пример такого образа встречается в военных произведениях второй половины двадцатого века, в частности, в произведениях Б. Васильева.
  • В-шестых, в русской литературе существует образ хитрой женщины, эгоистичной, которая ради своего довольства и достатка способна наплевать на других, ближних людей. Такой пример встречается довольно редко, присутствует в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» (Образ Элен).
  • В-седьмых, также имеет место быть образ эмансипированной женщины, которая имеет равные права с мужчинами, наряду с ними вовлечена в «мужские» дела. Такой образ ярко представлен в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», а также во многих лирических произведениях М. Цветаевой и А. Ахматовой.
  • В-восьмых, в русской литературе встречается также образ женщины, переживший горе или беду, потерявшей кого-то, но сумевшей перебороть это в себе, продолжая помогать окружающим людям.
  • В-девятых, довольно распространен в русской литературе образ женщины-незнакомки, поистине прекрасной и чарующей. Такой образ часто встречается в лирических произведениях.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Все вышеперечисленные образы являются лишь основными типажами русских женщин, встречающихся в русской литературе. Существуют и многие другие. Как мы видим, все они различны, однако обладают одной общей чертой: во всех без исключения произведениях русская женщина – это, прежде всего, сильная духовно и физически личность, несмотря на всю свою хрупкость и нежность.

Замечание 2

Довольно часто в русской литературе образ женщины символизирует образ России. Россия в произведениях также представляется прекрасной, хорошо воспитанной, скромной и нежной девушкой, сильной духовно, с богатым внутренним миром.

Значение образа женщины в русской литературе

Образ женщины в русской литературе имеет очень большое значение:

  1. благодаря образу женщины в русской литературе, мы видим сейчас Россию такой, какой она была для простого народа, для женщин, которым приходилось подчиняться воле судьбы и жить в постоянном смирении. Таким образом, можно сказать, что использование образа женщин в русской литературе несет в себе историческую ценность.
  2. образ женщины в русской литературе может нести философско-религиозное значение, благодаря каким-то внутренним качествам.
  3. образ женщин в русской литературе несет нравственной смысл, благодаря ему в произведениях зачастую воспевается мораль, скромность и способность к жертве – все те качества, которыми обладала русская женщина.
  4. образ женщины в русской литературе зачастую связан с образом России и это не случайно. Так автор хочет показать, что качества русских женщин олицетворяют саму сущность нашей родины и ее народа. Также Россия – это мать для русских людей, поэтому может ассоциироваться с образом женщины-матери, родной, которую стоило не просто защищать – за которую стоило умереть.
  5. образ женщины-незнакомки, прекрасной, одухотворенной может ассоциироваться у читателя с чем-то недосягаемым, божественным, невесомым. Так, и русская женщина, и сама Россия казались высоконравственными, высокоморальными, обладающими самыми лучшими духовными качествами.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что образ женщины в русской литературе играет очень большую роль. Именно благодаря образу женщины русская литература приобрела свои отличительные черты и особенности, такие как: высокая мораль и нравственность произведений, патриотичность и любовь к своей родине, к земле, которая вырастила и воспитала.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что образ русских женщин является опорным, ключевым во многих произведениях русской литературы. Без этого образа невозможно представить русскую литературу, как явление, потому что именно русские женщины, прекрасные, нежные, хрупкие, но такие сильные – вдохновляли поэтов и писателей на творчество во все времена!

9.3 Красота. Что такое настоящая красота? (Аргументы ЕГЭ)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Героиня чуткая, отзывчивая, умеет предано относиться к любви. Именно она вызволила своего возлюбленного из тюрьмы, поступила решительно. Возможно, именно за эти качества полюбил её Пётр Гринёв.

Противоположным пример красоты может служить Элен Курагина из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Очень красивая, привлекательная наружность, является лишь обманчивой оболочкой её дурного характера. Она выходит замуж за Пьера Безухова, только из–за богатства жениха, а после вовсе предаёт его. Все считали её безупречной и умной только из–за её внешнего вида, но он, к сожалению, оказался обманчив. Так читатель понимает, что такое настоящая красота.

Таким образом, красота — это то, что заставляет наше сердце биться чаще, помогает на мгновенье забыть обо всём. Восхищаться привлекательностью внешнего вида можно бесконечно, но не стоит забывать, что куда важнее красота души, ведь именно внутренний мир человека и есть тот центр притяжения для других людей.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id72326

20 книг о сильных женщинах, которые вам обязательно стоит прочесть

1. «Не бойся действовать», Шерил Сэндберг

Женщина может и имеет право реализовывать себя в любой сфере, и при этом не обязана жертвовать семьёй. В этом убеждена операционный директор Facebook Шерил Сэндберг.

В своей книге она открыто рассказывает о том, с какими препятствиями приходится сталкиваться многим женщинам на пути к успеху в бизнесе. Неудивительно, что сразу после выхода бестселлер стал манифестом миллионов женщин по всему миру.

Купить книгу

2. «Шаг вперёд. История девушки, которая, потеряв ноги, научилась танцевать», Эми Пурди

Это история, которая потрясла весь мир. Эми Пурди стала актрисой, танцовщицей и сноубордисткой после того, как потеряла обе ноги в результате тяжёлой болезни. Она преодолела боль, страдания и другие препятствия и сегодня мотивирует миллионы людей поверить в свои силы.

Купить книгу

3. «Клуб бездомных мечтателей», Лиз Мюррей

От жизни на улице до учёбы в Гарвардском университете — популярный спикер Лиз Мюррей своими руками построила успешную жизнь. Она выросла в семье наркоманов: тюбик зубной пасты на обед — такими бывали её дни. Невзгоды не сломили девушку, а вера в свои силы и будущее помогли окончить престижный университет.

Купить книгу

4. «Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой», Коко Шанель

Великая Мадемуазель сотворила себя сама и убедила женщин, что они свободны быть такими, какими им хочется быть на самом деле. Смелость в самовыражении, решимость в действиях и умение идти наперекор общественному мнению превратили Коко Шанель в икону моды и символ времени. А эта исповедь прольёт свет на некоторые страницы её биографии.

Купить книгу

5. «Я — Малала. Девочка, которая боролась за право на образование и была ранена талибами», Малала Юсуфзай

Малала Юсуфзай, школьница из Пакистана, осмелилась рассказать миру правду о жизни при режиме талибов. Она чудом выжила после покушения террористов, но нашла в себе силы продолжить борьбу за право женщин на образование во всём мире. Малала получила Нобелевскую премию мира и стала примером современного героизма.

Купить книгу

6. «Жаклин Кеннеди. Американская королева», Сара Бредфорд

Утончённая Жаклин, супруга американского президента Джона Кеннеди, стала символом эпохи и образцом красоты, стиля, выдержки, изящества. На её долю выпало немало горя, однако женщина сумела преодолеть трудности, сохранив при этом достоинство, силу характера и тёплое отношение к людям. А автору книги удалось показать все грани личности легендарной Джеки.

Купить книгу

7. «Вся моя жизнь», Джейн Фонда

Для многих поколений имя и образ Джейн Фонды, актрисы, общественного деятеля и филантропа, стали символом открытого выражения своих желаний, стремлений и чувств. В книге воспоминаний Джейн смело и свободно рассказывает о собственной жизни, в которой нашлось место и большому успеху, и множеству неудач.

Купить книгу

8. «Храброе сердце Ирены Сендлер», Джек Майер

Это невероятная история: три американские школьницы случайно находят документ времён Второй мировой войны. Из него становится известно о подвиге социального работника Ирены Сендлер, спасшей в оккупированной фашистами Варшаве более двух тысяч еврейских детей. Мужество главной героини навсегда останется в памяти потомков.

Купить книгу

9. «Астрид Линдгрен. Этот день и есть жизнь», Йенс Андерсен

Биография великой сказочницы Астрид Линдгрен раскроет грани характера женщины, не испугавшейся пойти наперекор общественному мнению, чтобы жить своей жизнью.

Бунтарка, благотворительница, мудрая женщина — Астрид была разной, и в этом её сила. А благодаря письмам, фотографиям и отрывкам из дневников перед глазами читателя буквально оживают образ писательницы и её сложный путь.

Купить книгу

10. «Великая. История „железной“ Маргарет», Маргарет Тэтчер

Маргарет Тэтчер вошла в мировую историю благодаря настойчивости и непреклонному следованию своим убеждениям. В этой книге женщина делится с читателями подробностями жизни, откровенно говоря о себе, семье, политике и Великобритании.

Этот рассказ поможет разобраться в мотивах поступков премьер-министра и понять, что повлияло на формирование того самого «железного» характера.

Купить книгу

11. «Диана. Обречённая принцесса», Дмитрий Медведев

Кумир миллионов, икона стиля, красоты и доброты, принцесса Диана стала подлинной королевой людских сердец. Несмотря на высокое положение, она мечтала о том же, что и тысячи женщин, с трепетом наблюдавших за её жизнью по другую сторону телеэкранов. История, рассказанная известным российским публицистом, оставит след в сердце читателей.

Купить книгу

12. «Эдит Пиаф», Альбер Бенсуссан

Перед читателями книги предстанет не просто известная певица, чьи песни исполняются по сей день. Они увидят смелую женщину, щедро дарившую свою душу поклонникам. Эдит Пиаф прожила короткую, но яркую жизнь, в которой, впрочем, было слишком мало светлых тонов. Однако исключительное мужество позволило ей сказать: «Нет, я ни о чём не жалею».

Купить книгу

13. «Время колоть лёд», Чулпан Хаматова, Катерина Гордеева

Кинодокументалист Катерина Гордеева и актриса Чулпан Хаматова рассказывают непростую историю создания благотворительного фонда «Подари жизнь». Женщинам не понаслышке знакомы отчаяние, ведь к людским сердцам почти всегда приходится пробиваться сквозь толстый слой льда равнодушия. Впечатление от книги дополнят редкие фотографии из личного архива авторов.

Купить книгу

14. «Замок из стекла», Джаннетт Уоллс

Шок — это первая реакция на смелую исповедь автора, чьё детство прошло в самых тяжёлых условиях рядом с не совсем обычными родителями. Однако Джаннетт удалось не только достичь успеха, но и избавиться от чувства стыда по отношению к бездомным (по их собственному выбору) родителям. Книга демонстрирует величайший пример любви и веры в свои силы.

Купить книгу

15. «Ученица. Предать, чтобы обрести себя», Тара Вестовер

История Тары Вестовер, доктора Кембриджского университета, началась с непростого детства. Отец запрещал ей ходить в школу и настраивал против окружающего мира и сложившегося в нём порядка. Ей пришлось сбежать и предать свою семью, чтобы получить образование и обрести личную свободу.

Купить книгу

16. «Девушка с тату пониже спины», Эми Шумер

Книга звезды в мире женской стендап-комедии вошла в список самых ожидаемых произведений 2018 года по версии журнала GQ. Эми Шумер честно рассказывает в ней о том, как нашла в себе смелость и дерзость стать самой собой.

Для неё нет запретных тем, поскольку Эми давно избавилась от страха обнажать душу перед окружающими. Книга станет вдохновением для тех, кто до сих пор не решался поверить в свои возможности.

Купить книгу

17. «Элизабет Тейлор», Бертран Мейер-Стабли

Великая жажда жизни во всех её проявлениях — главная черта характера легендарной актрисы и одной из самых красивых женщин планеты. Однако своим успехом Лиз Тейлор обязана не только внешности, но и внутренней силе.

И уже с первых страниц книги становится понятно, почему Элизабет оставила в мировом кинематографе настолько яркий след.

Купить книгу

18. «Одри Хепбёрн. Жизнь, рассказанная ею самой. Признания в любви», Одри Хепбёрн

Эту книгу актриса начала писать после того, как врачи поставили ей страшный диагноз. Однако в повествовании нет ни капли сожаления и ни слова о жестокости судьбы. Это признание в любви всем тем, кто был с Одри Хепбёрн рядом и поддерживал её на протяжении всей жизни.

Купить книгу

19. «Моя сестра Фаина Раневская. Жизнь, рассказанная ею самой», Изабелла Аллен-Фельдман

Жизнь королевы сарказма была полна невзгод, преодолевать которые Фаине Раневской помогали острый ум и критическое отношение к жизни. И лишь наедине со своей родной сестрой, Изабеллой Аллен-Фельдман, женщина могла снять маску клоуна и быть самой собой.

Поэтому в книге перед читателями знаменитая актриса предстанет в необычном амплуа — в домашних тапочках и халате.

Купить книгу

20. «Моя неделя с Мэрилин», Колин Кларк

Потрясающе красивая и невыразимо хрупкая, слабая до беспомощности и сильная до умопомрачения — такой увидел Мэрилин Монро помощник режиссёра Колин Кларк на съёмках фильма «Принц и танцовщица».

Семь дней, проведённые рядом с актрисой, изменили представление автора книги о женщине, ставшей секс-символом эпохи. И его дневники покажут читателям другую Мэрилин, чья жизнь была далека от сказочной.

Купить книгу

Лайфхакер может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикации.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*